Что средние века дали человечеству

8 вещей, которые так и не исчезли со времён Средневековья

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Мы воспринимаем Средневековье как один из самых неприятных отрезков времени в истории человечества: грязь, болезни, голод, рабство и полное отсутствие чего-либо светлого. Хорошо, что мы живём в просвещённое время, где не осталось места жестоким и глупым вещам из того тёмного времени. Но что, если многие привычные для людей Средневековья вещи всё ещё существуют? Вот лишь некоторые из них.

1. Пиратство

Пиратство зародилось примерно в те же времена, когда появились первые лодки. Со временем из своры мелких бандитов это явление развилось в богатую культуру, доставлявшую массу проблем торговцам.

К концу эпохи Средневековья пиратство начало набирать обороты, что связано с открытием Америки и притоком золота оттуда, а примерно в начале XIX века пошло на спад. Однако и в XXI веке пиратство никуда не делось.

И это не те пираты, которые качают взломанные игры с торрентов, а самые настоящие головорезы, которые берут корабли на абордаж, крадут груз, захватывают команду в плен и требуют выкуп. Только за первый квартал 2017 года пираты напали на 43 судна и захватили в заложники 58 моряков. Ежегодно действия пиратов наносят ущерб экономике в сотню миллионов долларов и более.

Чаще всего пираты встречаются у побережья Сомали, а также в Гвинейском заливе. И подобно тому, как средневековые моряки избегали Карибских островов, современные капитаны стараются обходить два самых опасных региона и предпочитают нанимать вооружённую охрану.

2. Охота на ведьм

Разумеется, на Западе такое уже не практикуется, но в Африке встречается нередко. Например, в нескольких странах Западной Африки считается, что эпилепсия — это болезнь злых духов, и единственным её лечением является ритуальное убийство.

То же самое касается и альбиносов, живущих в Африке. В странах Центральной Африки рождение альбиноса считается плохим знаком, и в некоторых государствах, например в Танзании, Кении и Конго, местные колдуны охотятся на таких людей с целью изготовить обереги, целебные амулеты или отвары из их костей и внутренних органов.

Причём долгое время охота на эпилептиков и альбиносов считалась нормой, как и аналогичный отлов «ведьм» в Средние века. Лишь в 2009 году в Танзании вынесли первый приговор убийцам альбиноса. Теперь охотники за альбиносами предпочитают отрезать у людей части тел, а не убивать их, чтобы не привлекать к себе внимание государств.

3. Чума

Средневековье чётко ассоциируется с чумой — страшным заболеванием, которое в несколько волн уничтожило до половины всего населения Европы. Прошло много веков, прежде чем эту болезнь удалось победить. Однако и в XXI веке, когда кажется, что этот недуг остался в далёком прошлом, периодически возникают эпидемии.

Так, например, в 2020 году, незаметно для СМИ, сосредоточенных на коронавирусе, в китайском автономном округе Внутренняя Монголия была зафиксирована вспышка бубонной чумы. Ранее, в 2017-м, вспышка произошла на Мадагаскаре, где заразилось более двух тысяч человек, из которых погибло 165.

Ежегодно чумой заболевают около 2 500 человек — в основном в странах Африки и Азии. Наибольшее количество случаев чумы регистрируется в Конго.

4. Религиозные войны

Средневековье печально известно своими жестокими гонениями. Никто не был в безопасности, даже если строго придерживался государственной религии. Постоянные противостояния как разных религий (вроде христианства и ислама), так и принадлежавших к одному верованию, но расколовшихся на несколько течений держали в страхе весь мир.

Религиозные войны существуют и в других регионах, например в Индии, где общество условно поделено на индуистов и мусульман, и между ними регулярно вспыхивают конфликты, уносящие десятки жизней. Всё это показывает, что средневековый образ мышления никуда не делся — он просто дополнился высокими технологиями.

5. Рабство

Многие считают рабство пережитком Античности и Средневековья, но они ошибаются. Рабство не просто просуществовало вплоть до отмены его в США (одной из последних развитых стран, запретивших подобную эксплуатацию людей) — оно практикуется и в XXI веке.

Мы уже писали статью о странах, где до сих пор есть рабство, и методы там не сильно отличаются от средневековых. Если вкратце — по данным глобального индекса рабства за 2016 год, в 167 странах мира насчитывалось 45,8 миллиона рабов. Чтобы было более наглядно — примерно столько же людей живут в Швеции, Чехии, Португалии, Норвегии, Словакии и Дании вместе взятых.

Кроме обычного рабства есть и его современный аналог. Многие люди получают настолько маленькую зарплату, что, по сути, находятся в худшем положении, чем рабы в Древнем Риме.

6. Дворянство и монархии

Когда мы читаем о Средневековье, невольно останавливаемся на моментах, рассказывающих об отношении дворян и их подчинённых. Вызывает негодование тот факт, что человек, которому просто посчастливилось родиться в нужной семье, находится выше другого, даже если тот намного умнее и богаче своего господина.

Привилегии есть не только у монархов Аравийского полуострова и Азии, но и у правителей развитых стран. Так, например, королева Великобритании Елизавета II может нарушать любые законы, не платить налоги и есть лебедей с реки Темзы.

7. Гендерное и социальное расслоение

Немалая часть женщин в этих странах находится, по сути, в рабстве без права на справедливость. Прямо как в Средние века, когда можно было делать со своей супругой всё что угодно, не пересекая определённой черты вроде сильных увечий или убийства.

Что касается социального расслоения — в современном мире просто подменили несколько понятий на звучащие более «свободно» и «человечно», но в целом ситуация мало чем отличается. Теперь лорды — это миллионеры и миллиардеры, которые родились в правильных семьях или за редким исключением сами создали свою «династию». Крестьяне — это обычные работники, в большинстве своём обеспечивающие только базовые потребности и отчисляющие значительную часть заработка в виде налогов.

8. Жестокие развлечения

Кровопролитные шоу появились, ещё когда человек впервые взял в руки палку и понял, что с её помощью можно победить того, у кого такого орудия нет. Своего расцвета жестокие развлечения достигли в Античности, но и Средневековье не отставало с его казнями на главных площадях.

В наше время средневековые развлечения вроде избиения друг друга до потери сознания никуда не делись. Более того, они транслируются по телевидению и в интернете, собирая вокруг себя миллионы фанатов. Некоторым людям нравится жестокость, кто бы что ни говорил про гуманизацию общества в XXI веке.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Средние века вокруг нас

Античность, Средневековье, Ренессанс — эти понятия известны каждому. Ассоциации, связанные с ними, есть даже у человека, имеющего весьма приблизительное представление о мировой истории. Они не только являются важным элементом языка и искусства, но и влияют на наши представления о мире, религии, обществе. Есть ли что-то общее у всех этих многочисленных и зачастую несхожих образов? Почему и как они используются в популярной культуре, в политической публицистике и повседневной речи? Как они соотносятся с изучением прошлого, например, эпохи Средневековья, профессиональными исследователями-медиевистами?

В английском языке слово medievalism означает и присутствие Средних веков в современности, и исследования этого периода (то, что в русскоязычной традиции называется медиевистикой). Объектом medievalism studies оказываются любые образы и реконструкции Средневековья — вне зависимости от их «научности».

«Средневековое» как эпитет

Исторические реалии, даже сами названия периодов могут стать источником понятных эпитетов или метафор. Когда в публицистическом тексте недавно принятый закон назван средневековым, читателям не нужны ни сноски, ни пояснения. При использовании подобных «исторических» эпитетов не требуется отсылка к конкретному месту и времени. Ассоциации со «Средневековьем» формируются в том числе на основе вымышленных миров «Властелина колец», «Песни Льда и Пламени»/«Игры престолов» или «Трудно быть богом». При этом знание исторических источников вдохновения Дж.Р.Р.Толкиена, А. и Б.Стругацких или Дж.Мартина не является обязательным для восприятия этих произведений.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

С другой стороны, образы, отсылающие к периоду Средневековья, не всегда воспринимаются как средневековые. Яркий пример — представления о Древней Руси в советской и постсоветской культуре. В массовом сознании Ледовое побоище ассоциируется с фильмом С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Средневековью и связанной с ним системе образов скорее принадлежат немецкие рыцари, но едва ли — князь и его сподвижники. Популярные представления о «древнерусском» значительно отличаются от ассоциаций со «Средневековьем». Они становятся элементами самых разных художественных произведений: от песни Бориса Гребенщикова «Древнерусская тоска» до серии мультфильмов студии «Мельница» «Три богатыря».

Эволюция средневекового

Само понятие «средневековое» должно обозначать нечто промежуточное и уже прошедшее, но отличающееся от более давней — классической — эпохи. Итальянскиe гуманисты XIV–XV веков, впервые употребившие подобное название, промежуточными считали века испорченного латинского языка — между золотой и серебряной латынью Античности и возрождением классической учёности во времена Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Иной образ Средневековья сформировала Реформация. «Средневековыми» оказывались предрассудки, насаждавшиеся папами и монахами, а светлым прошлым — времена апостольской церкви. Именно в таком контексте понятие «Middle age» впервые зафиксировано в 1570 году в английском языке.

Просветителям XVIII века Средние века казались уже не только временем религиозного мракобесия, но и истоком неразумных, вредных устоев и порядков, которые были впоследствии уничтожены Французской революцией. В качестве примера можно привести упоминание «права первой ночи» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.

Несмотря на господство отталкивающих образов, Средние века привлекали внимание интеллектуалов Нового времени. Так, французские и английские юристы XVI–XVII веков искали в этой эпохе истоки современной правовой системы, королевской власти, парламентских институтов; эрудиты и антикварии собирали и изучали средневековье рукописи. Но это не сравнится с широкой популярностью романтического, «рыцарского» Средневековья конца XVIII — начала XIX веков. Этот образ во многом был ответом на крах Старого порядка во времена Французской революции. С этим образом сочеталась другая сторона романтизма — поиск национальной народной культуры, истоки которой лежали в Средневековье. Воплощением этих двух аспектов могут служить сюжетные линии Айвенго и Локсли — Робина Гуда в романе Вальтера Скотта.

Романтический медиевализм многолик и разнообразен. Достаточно сравнить Средневековье картин венских художников-назарейцев и опер Рихарда Вагнера. В середине XIX века неоготика становится официальным архитектурным стилем Британской империи, стрельчатые своды появляются и в Индии, и в Австралии. В отечественной литературе, искусстве, музыке, исторической науке этого времени также получил распространение романтический взгляд на Средние века. Можно вспомнить «Сцены из рыцарских времен» и «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина. Заметны параллели между западным романтическим медиевализмом и отсылками к русскому Средневековью, например, между культурной и политической ролью появившегося в середине XIX века псевдорусского стиля и британской неоготики.

В XIX веке научные исследования Средних веков — часть публичного дискурса. Можно вспомнить переполненные залы на лекциях историков-медиевистов, таких как Жюль Мишле во Франции. Показательно, что в России подобный ажиотаж вызывали выступления, посвящённые не только отечественной истории, но и западному Средневековью. Пожалуй, ярчайшим примером служит слава историка Тимофея Грановского. Однако к концу XIX века академическая медиевистика уже не привлекала столь широкого внимания общества: образы прошлого, воссоздаваемые наукой и конструируемые в культуре, все больше отдалялись друг от друга.

История medievalism studies

Начиная с 1970-х годов исследования медиевализма выделяются в особое направлением в США, Великобритании и Австралии. В 1979 году в США начал выходить журнал Studies in Medievalism.

В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.

В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.

Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?

Всё большее внимание рецепции образов Средневековья уделяется и в отечественной науке. Так, в 2012 году в Высшей школе экономики прошла конференция «Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?». В 2016 году состоялся совместный вечер проекта «Arzamas» и Российской государственной библиотеки «Возвращение Средневековья».

Исследовательское поле и подходы medievalism studies изначально было близким к полю публичной истории. Однако в последнее время эти связи становятся всё активнее. Например, создатели портала The Public medievalist подчеркивают, что для них важно изучение образов Средневековья в контексте социологии, memory studies и исследований популярной культуры.

Что значит быть «средневековым»?

Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе.

Согласно Эко, Средневековье может быть:

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествувсего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествутемой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуэпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству«мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуважным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуосновой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествувозрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуисточником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуисточником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечествуК этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света.

Список Эко, напоминающий борхесовскую классификацию животных в китайской энциклопедии, не претендует на полноту и точность. К нему легко добавить множество иных «мечтаний» о Средних веках. Так, Эко не приводит восходящее еще к эпохе Реформации тёмное «католическое Средневековье», одержимое поиском грешников и еретиков. Этот образ нашел множество воплощений в популярной культуре, например, в клипе на сингл Sin дуэта Pet Shop Boys.

Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».

И, конечно, стоит добавить разнообразные отсылки к Средневековью в социальных и политических теориях, например, неофеодализме. Сам Эко развивал концепцию Нового Средневековья в эссе «Средние века уже начались».

Медиевализм в России?

Британские, американские, австралийские и немецкие medievalism studies ориентированы на образы именно западноевропейского Средневековья, хотя подчас и рассматривают их рецепцию в культуре других частей света (например, в японском аниме). Важным оказывается то, что представления о Средних веках становятся органичной частью языка культуры и политики.

В современной России положение medievalism studies оказывается двойственным. С одной стороны, западноевропейское Средневековье, без сомнений, входит в «культурный багаж» любого жителя нашей страны. Там будут образы замков и рыцарей. При этом их интерпретации гораздо ближе западноевропейским, нежели, к примеру, ближневосточным.

С другой стороны, можно заметить, что приведенные выше классификации и подходы во многом применимы и к понятию «древнерусского». Это связано и с прямым влиянием западной традиции, например, на романтическую национальную историографию и литературу, и со схожей ролью образов русского Средневековья в культуре и обществе XIX века. В связи с этим особенно любопытны случаи, когда на сюжеты древнерусской истории накладываются штампы, первоначально связанные с западным медиевализмом. Примером может послужить фильм «Викинг» (2016), где Владимир Красное Солнышко представлен скорее скандинавским конунгом, нежели киевским князем.

Источник

Чем в Средние века весь день занималась знать, если им не надо было ходить на работу?

Многие думают, что в Средневековье аристократы только и делали, что ездили на охоту и ходили в Крестовые походы. Возможно, кто-то из благородных феодалов и жил такой унылой и однообразной жизнью, но у большинства высокородных господ забот было хоть отбавляй. Чем же они занимались в те времена, когда модных ресторанов не существовало, а на курорты Мертвого моря нужно было добираться больше года и с риском для жизни?

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Доктор исторических наук Гамбургского университета Хелена Шредер рассказала о том, чем были занята средневековая элита, испытывавшая отвращение к физическому труду. Оказывается, вельможи тоже постоянно были заняты работой, хоть и не такой утомительной, как простолюдины.

Управление хозяйством

У любого феодала Средневековья были свои земли, на которых выращивали сельхозпродукцию, пасли скот, валили лес и выполняли прочие работы, призванные приумножить его состояние, и не дать умереть с голоду его вассалам. Сам хозяин угодий был самым настоящим топ-менеджером, который управлял бизнесом самостоятельно или через своих помощников.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Крупные феодалы владели огромными территориями, а их имения можно сравнить с крупными современными агропромышленными компаниями. Нужно было грамотно распределять финансы и ресурсы, вытягивать убыточные филиалы и постоянно бороться с форс-мажорами. Стихийные бедствия, эпидемии, войны, междоусобицы, неурожаи и банальное воровство постоянно угрожали благополучию вельможи.

Нужно учесть, что в те времена не было ни аграрных институтов, ни компьютерных систем анализа и учета, ни сельскохозяйственной техники. Успех давался тяжелым трудом и постоянной заботой хозяина, а терялся молниеносно и по причинам, не всегда зависящим от старания людей.

На своей земле феодал обладал полными полномочиями и имел право судить, казнить и миловать. Люди приходили в замок к вельможе для того, чтобы он их рассудил и это была также обязанность аристократа. Кражи скота, мошенничество, драки, оскорбления, колдовство, признание отцовства – дела, рассматриваемые господином могли быть самыми разными.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Рассудив своих подопечных, феодал нередко оставлял за собой право карать виновных и следить за тем, чтобы выигравшая сторона получила то, что ей причитается. Разумеется, делалось это не бесплатно и не один простодушный крестьянин пожалел, что не решил вопрос с обидчиком полюбовно, без господского судилища.

Аристократы, отличающиеся умом и особой преданностью монарху, могли попасть на королевскую службу и судить уже не только в своих деревнях, но и в городах, принадлежащих самому королю. Это уже была ответственная государственная работа, а финансировалась она из городской или даже королевской казны.

Военное дело

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Некоторые феодалы несли военную повинность и регулярно участвовали в военных походах более могущественных господ или самого короля. Чтобы держать своих рыцарей «в тонусе», короли устраивали смотры, сборы и рыцарские турниры, неявка на которые грозила не только репутации дворянина, но и его голове.

Наука и искусство

Среди средневековых аристократов было совсем немного умеющих писать и читать, но все же были и те, кто увлекался музыкой, литературой, зодчеством, изобразительным искусством. Имелись и любители наук, например, алхимии, математики, анатомии, географии и даже биологии. Все это отнимало немало времени и средств.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Некоторые особо увлеченные персоны отправлялись изучать науки и изящные искусства за сотни миль от родных мест, в Париж, Оксфорд, Флоренцию, Лейпциг, Милан и другие культурные центры, чтобы учиться любимому делу у выдающихся мастеров и мировых светил науки.

Дом и семья

Феодал должен был быть не только крепким хозяйственником и защитником, но и патриархом своей семьи. Очень часто под словом «семья» подразумевались десятки родственников, как близких, так и едва знакомых. Настоящий глава семейства должен был принимать участие в их жизни – помогать материально, поддерживать морально, писать рекомендательные письма, брать на поруки и выкупать из королевских тюрем и с алжирских галер.

Что средние века дали человечеству. Смотреть фото Что средние века дали человечеству. Смотреть картинку Что средние века дали человечеству. Картинка про Что средние века дали человечеству. Фото Что средние века дали человечеству

Так как мир столетия назад был просто огромен (из-за отсутствия современного транспорта), поездка к бабушке в соседнюю провинцию занимала не пару часов, а несколько дней. Если же требовалось съездить и уладить дела семейные на дальние расстояния, например, в Королевство Иерусалимское, то можно было смело вычеркивать из жизни пару лет (если еще удастся вернуться на коне, а не с почестями в бочке с медом.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *