Что сравнить с этим кремлем который
Панорама Москвы
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена, в которой густой рев контрбаса, треск литавр с пением скрыпки и флейты образуют одно великое целое; — и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод.
О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истертая, скользкая, витая лестница, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и воображать, что всё это для вас одних, что вы царь этого невещественного мира, и пожирать очами этот огромный муравейник, где суетятся люди, для вас чуждые, где кипят страсти, вами на минуту забытые. Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир — с высоты!
На север перед вами, в самом отдалении на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет романическая Марьина роща, и пред нею лежит слой пестрых кровель, пересеченных кое-где пыльной зеленью булеваров, устроенных на древнем городском валу; на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.
Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесенные чугунными решетками, бесчисленные главы церквей, шпицы колоколен с ржавыми крестами и пестрыми раскрашенными карнизами.
Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России.
На восток картина еще богаче и разнообразнее: за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой, как чешуею, зелеными черепицами; — немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно.
Она, как древний Вавилонский столп, состоит из нескольких уступов, кои оканчиваются огромной, зубчатой, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей (если простят мне сравнение) на хрустальную граненую пробку старинного графина. Кругом нее рассеяно по всем уступам ярусов множество второклассных глав, совершенно не похожих одна на другую; они рассыпаны по всему зданию без симметрии, без порядка, как отрасли старого дерева, пресмыкающиеся по обнаженным корням его.
Витые тяжелые колонны поддерживают железные кровли, повисшие над дверями и наружными галереями, из коих выглядывают маленькие темные окна, как зрачки стоглазого чудовища. Тысячи затейливых иероглифических изображений рисуются вокруг этих окон; изредка тусклая лампада светится сквозь стекла их, загороженные решетками, как блещет ночью мирный светляк сквозь плющ, обвивающий полуразвалившуюся башню. Каждый придел раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены все в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному, в честь своего ангела.
был в последние годы своей жизни!
К югу, под горой, у самой подошвы стены кремлевской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквами, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя: этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки (ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц, и стены ее росперты крестообразно поставленными брусьями), возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады, которые часто, особливо весною, привлекают любопытство московских зевак, а иногда принимают в свои недра тело бедного грешника. Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. А там — за ним одеты голубым туманом, восходящим от студеных волн реки, начинаются Воробьевы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуей.
свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки.
Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества. Давно ли, как баснословный феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих.
Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть. надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.
Впервые опубликовано в издании: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т. 5. 1891, с. 435 — 438.
«Панорама Москвы» — сочинение, написанное Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1834 г. На рукописи имеется помета, сделанная преподавателем русской словесности В. Т. Плаксиным.
В ученической тетради Лермонтова, озаглавленной «Лекции из военного слова», имеется конспект лекций по теории словесности В. Т. Плаксина, где большое внимание обращено на «описательные сочинения» и детально разработаны приемы и планы «прозаических описаний». Выполняя практическое задание по плану, рекомендованному преподавателем, Лермонтов создает небольшое произведение, связанное с его творчеством и затрагивающее некоторые вопросы, имеющие злободневный смысл. Как раз в эти годы велись горячие споры о Петербурге и Москве; апофеоз Москвы в лермонтовском сочинении — отражение этих споров.
«Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь» звучат как прямое возражение против официозной точки зрения; ср. рассуждение дипломата в романе «Княгиня Лиговская» (1836): «Всякий русский должен любить Петербург. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды. » (с. 145). Сопоставление Петербурга и Москвы дано Лермонтовым также в поэме «Сашка». «Панорама Москвы» как бы подготовила замечательные патриотические строфы созданной вскоре поэмы, страстное объяснение в любви к Москве, строки о Кремле и победе над Наполеоном.
Московский Кремль
Московский Кремль — самая крупная сохранившаяся и действующая крепость в Европе. Хотя кремли есть во многих городах, только московский остается градообразующим, историческим, политическим и культовым центром города. Именно отсюда началась история Москвы.
Не сохранился точный год основания Московского Кремля. Но известно, что в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, и поэтому сразу подумал о строительстве крепости.
Кремль Юрия Долгорукого был крошечным и умещался между нынешними Боровицкой, Троицкой и Тайницкой башнями. Окружала его деревянная стена длиной 1 200 метров.
Сначала эту крепость называли просто Город, а все вокруг него — посадами. После появления Китай-города крепость переименовали в Старый город, и лишь со строительством в 1331 году Белого города Старый город, наконец, назвали Кремлем, что значило «крепость в центре города».
Слово «Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Строить кремлевские крепостные стены и башни старались на самом высоком месте.
Слово «Кремль» могло происходить и от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого обычно строили городские стены.
Еще одну версию высказал в 1873 году исследователь А.М. Кубарев. Он предположил, что топоним может происходить от греческого «кремнос», означающего «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Свою точку зрения он доказывал тем, что Московский Кремль стоит на горе на крутом берегу реки. А слова «кремн» и «кремнос» действительно могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшем в Москву в конце 1320-х годов в свите нового митрополита Феогноста
Московский Кремль расположился на Боровицком холме, на слиянии рек Москвы и Неглинной. За стенами этой крепости площадью 9 гектар могли скрыться от опасности жители окружающих посадов.
Постепенно посады разрастались, а с ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: деревянные и обмазанные глиной снаружи, а внутри — каменные. Русь с 1240 года находилась под татаро-монгольским игом, а хитрые московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить и перестраивать крепости!
После пожара 1365 года Кремль при Дмитрии Донском был построен уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче современных.
Но опустошительные пожары и землетрясение 1446 года сильно повредили стены, и последний раз Московский Кремль был перестроили при Иване III, в конце XV века. Возводили крепость итальянские архитекторы — специалисты по фортификации — Аристотель Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Но строили они не просто крепость, а святой город. Известно, что легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст. Поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (считая угловые), стараясь сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского Собора. В таком виде (уже не белокаменный) и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.
Стены Кремля получились так хороши, что за 500 лет никто ими ни разу не овладел.
Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, но, тем не менее, в XVI веке Московский Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены прорыли канал, соединивший Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену Кремля, поскольку она выходила к реке и имела самое важное стратегическое значение — именно здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен, и с того времени никакие сооружения (кроме земляных валов и бастионов) здесь больше не строили.
В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, и уже мало кто помнит, что Кремль был белым. А внутри стены выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. В строительстве использовали полупудовый кирпич (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его остроумно называли двуручным, потому что для поднятия ноши требовалась сила обеих рук. Вообще тогда кирпич на Руси был новшеством, так как раньше строили либо из белого камня, либо из плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).
Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает шестиэтажного дома. На стенах устроен непрерывающийся ход шириной 2 метра, который позволяет обойти кремль по периметру. Но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Кстати, такие М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали свои крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Если смотреть снизу, зубцы кажутся небольшими, но на самом деле их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах устроены бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец, — говорили в народе.
Стены Московского Кремля были окружены слухами, где вели подземные войны. Это защищало крепость от подкопов. Но это еще не все: под стенами расположилась сложная система тайных подземных ходов и лабиринтов. Археолог Н.С. Щербатов в 1894 году обнаружил их практически под каждой башней. Но его фотографии бесследно исчезли в 1920-е годы
Массив стен прерывается 19 башнями и одной выносной — всего в Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль как в наблюдении за подступами к крепости, так и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.
Если присмотреться к башням повнимательнее, то можно заметить, что угловые имеют круглую или многогранную форму, и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объясняется практическими соображениями: угловые башни должны были «смотреть» на все внешние стороны, кроме самого кремля, а остальные — вперед, так как с боков они были прикрыты соседними. Также проездные башни были дополнительно защищены отводными башнями-стрельницами, из которых сохранилась только Кутафья.
Отметим, что в Средневековье башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, а лишь деревянные дозорные вышки, и крепость имела вовсе не сказочный, а более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не дошла до нас и двускатная крыша, которая сгорела в XVIII веке.
Таким образом, Кремль в Москве к XVI веку приобрел вид грозной и неприступной крепости, называемой иностранцами «замком» на Боровицком холме.
«Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки. Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества. Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть. надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению»
В советское время в Московском Кремле разместилось правительство, и доступ ко многим культурным объектам был запрещен.
Закрытие кремлевских соборов вызвало недовольство верующих. Но прения прекратил председатель ВЦИК Я. Свердлов.
«Несомненно, буржуазия и мещане поднимут вой — большевики, мол, оскверняют святыни, но нас это меньше всего должно беспокоить. Интересы пролетарской революции выше предрассудков».
За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. На планах начала XX столетия можно увидеть 54 сооружения внутри Кремлевских стен. Сейчас больше половины из них уже нет. Так, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (он был убит на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом стоял памятник Ленину). В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей из соборов Московского Кремля было изъято более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1000 драгоценных камней, и даже рака патриарха Гермогена.
Большой Кремлевский дворецприспособили под проведение съездов Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — общественную столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря организовали спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х годах монастыри со всеми строениями и служебными постройками, а также Малый Николаевский дворец снесли. Таким образом, вся восточная часть Кремля отИвановской площади до Сенатапревратилась в руины.
Естественно, Кремль во время великой Отечественной Войны был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, Московский Кремль «исчез» с лица земли.
Краснокирпичные стены окрасили в разные цвета, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.
С 1955 года Московский Кремль был частично открыт для посещения, и превратился в музей под открытым небом. Тогда же ввели запрет на проживание в Кремле (последние жители выписались в 1961 году).
В 1990 году Кремль стал правительственной резиденцией, сохранив при этом музейные функции, а его ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие нерадивых туристов «на путь истинный». Но постепенно Кремль становится все более открытым для посетителей, и все больше его уголков становятся доступными для прогулок.
А еще Кремль нередко можно увидеть в кинофильмах о Москве. Например, в фильме «Третья Мещанская» запечатлены редкие кадры — Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.
. эти стены Кремлевские царь Иван Грозный построил (Иван III также носил прозвище «Грозный»). Погнал из деревень народу множество, может, тысяч двадцать.
. регулярно появляются свидетели, видевшие в нижних ярусах колокольниИван Великий тень Ивана IV.
Сохранились даже воспоминания Николая II о том, как накануне коронации ему и императрице Александре Федоровне явился дух Грозного. Конечно, знатоки-толкователи утверждали, что этот визит предвещал крах династии Романовых.
А после того, как в Московском Кремле убили Лжедмитрия, москвичи стали иногда видеть очертания фигуры Самозванца, мелькающие в сумерках между зубцами стен. Видели его и августовской ночью 1991 года, аккурат перед попыткой государственного переворота.
А еще однажды вечером поднял тревогу вахтер, дежуривший в здании рядом с Патриаршими палатами (при Сталине его использовали как жилье). Одну из квартир на втором этаже занимал нарком НКВД Ежов. А пост дежурного как раз находился в прихожей бывших Ежовских апартаментов. Около полуночи вахтер услышал на лестнице шаги, затем звяканье ключа в замке, скрип распахнувшейся и закрывшейся двери.
Дежурный понял, что кто-то вышел из здания и нажал кнопку тревоги. Он поспешил задержать нарушителя, выскочил на крыльцо и увидел в нескольких метрах от дома хорошо знакомую по старым фотографиям маленькую фигуру в длиннополой шинели и фуражке. А тем временем призрак чекиста растаял в воздухе. Ежова видели еще не раз.
Дух Сталина в Московском Кремле не появлялся, зато призрак Ленина там частый гость. При этом первый визит дух вождя совершил еще при жизни — 18 октября 1923 года. По свидетельствам очевидцев, смертельно больной Ленин неожиданно прибыл из Горок в Кремль. Один, без охраны он прошел в свой кабинет, а затем прогулялся по территории Кремля, где его поприветствовал отряд курсантов ВЦИК.
Начальник охраны сначала оторопел, а потом ринулся звонить в Горки, чтобы узнать, почему Владимир Ильич без сопровождения. Тут-то он и узнал, что Ленин никуда не выезжал. После этого случая в кремлевской квартире вождя началась настоящая чертовщина: слышались скрип половиц, звуки передвигаемой мебели, треск телефона и даже голоса. Так продолжалось до тех пор, пока апартаменты Ильича со всем скарбом не перевезли в Горки. Но до сих пор охрана и сотрудники Кремля видят иногда морозными январскими вечерами на Соборной площади призрак Ленина, греющего над костром руки.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Московский Кремль. Часть 1. История.
Его Величество–Московский Кремль.Часть 1.История.
Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки. Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества. Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть. надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению.
—М.Ю.Лермонтов.
Московский Кремль расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее реки Неглинной. Высота “кремлевской береговой горы”, как ее называли в старину, примерно 25 метров. Местность, которую сейчас занимает Кремль, в древности была сплошь покрыта лесом. Видимо, с этим и связано древнее название кремлевского холма “Боровицкий”.
Первые данные о пребывании человека на Боровицком холме археологи датируют концом II тысячелетия до новой эры и относят найденные памятники к так называемой фатьяновской культуре. Затем в истории заселения Боровицкого холма существует довольно длительный разрыв.
Следующий археологически изученный этап датируется VIII-III веками до новой эры. Первобытнообщинное поселение располагалось в районе современной Соборной площади Кремля. Археологи относят его к дьяковской культуре, названной так по первому поселку такого типа, раскрытому у бывшего села Дьяково (близ Коломенского)
.
Поселение на Боровицком холме, возможно, уже имело укрепления. С северо-востока, как средство дополнительной защиты, использовались два глубоких оврага. Один овраг выходил к Неглинной севернее нынешних Троицких ворот, другой прорезал южный склон между Петровской и 2-й Безымянной башнями существующего Кремля. Начала обоих оврагов постепенно соединила промоина, искусственно углубленная первыми поселенцами кремлевской горы.
Впервой половине XII века на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве. Вятичи, вероятно, заново обживали вершину холма. Они освоили и периферию старого городища – мыс горы. Обе части поселка получили замкнутые кольцевые укрепления и, по-видимому, имели внутри культовые центры: верхний – на месте Успенского собора, где обнаружено кладбище XII века и, вероятно, стоял деревянный храм, нижний – “под бором”, где по преданию в это время уже стояла деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Именно здесь, на мысу холма, была найдена вислая печать киевского митрополита конца XI века – яркий свидетель того, что поселение было городского типа.
Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII-XVIII веков
Главной формой зависимости стала выплата дани. Кроме того, князья вынуждены были получать в Орде ярлыки (грамоты) на владение своими землями. В 1243 году владимирский князь был признан Батыем старшим среди князей Северо-Восточной Руси. Он стал носить титул «великого». Передавая ярлык на великое княжение владимирское от одного князя к другому, правители Орды превратили его в объект длительной междоусобной борьбы
.
Иван I Данилович Калита
В 1328 году ярлык на великое княжение получил сын московского князя Даниила Иван Калита. Сумев наладить мирные отношения с ханом, он добился права собирать дань со всех русских земель. На сорок лет прекратились татарские набеги на Русь. Московский князь обложил страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Видимо, отсюда его прозвище «калита», что означает «сумка, денежный мешок».
А. Васнецов. Кремль при Иване Калите.
Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле
В 1339-1340 годах Иван Калита возвел из дубовых бревен новую, более значительную по размеру крепость “в едином дубу”, то есть только из дуба. Воскресенская летопись отмечает очень быстрое окончание строительства: в ноябре заложили и “кончаша тое же зимы на весну в великое говение”. Известно, что Кремль был расширен в напольную сторону (в сторону современной Красной площади).
Джакомо Кваренги. Вид на Соборной Площади в Московском Кремле. 1797 г.
Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672г.
1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицком холме. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находилось в 30 верстах от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. В результате в центре Москвы поднялись стены и башни, ставшие первой белокаменной крепостью Северо-Восточной Руси.
Строительство первого каменного Кремля Москвы Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век.
Стены, окруженные естественной водной преградой и рвом со стороны Красной площади, по мнению исследователей, были высокие и зубчатые, между зубцами ставились заборола, то есть деревянные ставни. Вероятно, белокаменный Кремль имел 8 или 9 башен и 5 из них были проездные. Причем три проездные башни вели в сторону Красной площади.
Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)
Оборона Москвы от Тохтамыша в 1382 г. Картина А. М. Васнецова
Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище «Донской» и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси.
А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг
Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю.
«Куликовская битва» Адольф Ивон (1859)
Через два года, после очередного нашествия татар на Москву в 1382 году, выплату дани пришлось возобновить, но уже в меньших размерах, а рост могущества Москвы нашел свое отражение в духовной грамоте Дмитрия Донского, где он впервые передавал свой титул великого князя по наследству.
Здесь же располагался Спасо-Преображенский собор, построенный еще Иваном Калигой. За Успенским собором отстраивался двор русских митрополитов, которые со времен митрополита Петра постоянно жили в Москве. В восточной части Кремля митрополит Алексей основал Чудов монастырь, где в 1365 году построили каменную церковь Чуда архангела Михаила.
Вознесенский монастырь. Справа на переднем плане виден Вознесенский собор, за ним Екатерининская церковь; слева храм св. Михаила Малеина, фото конца XIX в
Появилась в Кремле и резиденция подмосковного Троицкого монастыря (ныне знаменитой Троице-Сергиевой лавры), игумен которого Сергий Радонежский сыграл выдающуюся роль в духовном возрождении Руси. Всю северо-восточную часть крепости занимали усадьбы приближенных великого князя, служилых людей и богатых купцов. Кремль становился все богаче каменными зданиями, что подчеркивало его значение и выделяло из общегородской деревянной застройки Москвы
Миниатюра Лицевого летописного свода.XVI век. Лазарь Сербин установил в Кремле первые часы
В 1404 году в Кремле, на особой башне, или часозвоне, афонский монах серб Лазарь поставил часы, о чем летописец не без удивления записал: “…не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно, некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено”… Это были первые на Руси городские часы, появивщиеся в Москве раньше часов новгородской часозвони.
Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.
К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
Великий князь Иван III
Границы поселения и Кремля-крепости: дьяковский период, поселение славян до середины XII века, крепость времени Юрия Долгорукова, Кремль времени Ивана Калиты, Кремль времени Дмитрия Донского, Кремль времени Ивана III
Все эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.
Московский Кремль при Иване III АкварельА.М.Васнецов.1921 год
По указу Ивана III в Москву для создания достойной » государя всея Руси» резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади
.
Строительство в Кремле Успенского собора Миниатюра Лицевого летописного свода.XVI век. Фрагмент
Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева – Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа – Покрова Богородицы (с 1848 г. – придел Мученика Уара). 1880-е гг.
Столовая (Набережная) палата, южный фасад Обмерный чертеж Д.Ухтомского, 1751 г.
Фрагмент миниатюры 1673 г. из книги «Избрание на царство…» с изображением Набережной палаты
Аполлинарий ВАСНЕЦОВ (1856-1933). В Московском Кремле. Акварель.
Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы.
В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
«Кремленаград» План Кремля. Колокольня Ивана Великого и звонница Начало 1600-х годов. Фрагмент.
Колокольня Ивана Великого и звонница
Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитыйзамок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.
В XVII—XIX веках идёт активное строительство светских зданий, и Кремлёвский ансамбль получает логическое завершение.
К. Ф. Лебедев. Вступление войск Лжедмитрия I в Москву.
В 1612 году народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом из Нижнего Новгорода Кузьмой Мининым после упорных боев с поляками, длительной осады Китай-города и Кремля, освободило Москву от интервентов. По свидетельству современников, перед вошедшими в Кремль предстала картина полного запустения. Церкви были ограблены и осквернены, значительно пострадала царская сокровищница, все деревянные постройки были разобраны на дрова и сожжены. Всем миром москвичи стали расчищать кремлевский холм от всего, что напоминало о захватчиках.
Михаил Фёдорович Романов
Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике
XVII век был настолько насыщен событиями, что люди, жившие в это столетие, назвали его «бунташным». При этом они имели в виду не только восстания и войны, но и сам характер жизни русского общества. Середина XVII века была отмечена глубоким идеологическим кризисом, вошедшим в историю под названием Великого раскола.
Одно из первых изображений восточной части Патриарших палат с домовой церковью, построенной Никоном
А для Москвы (так уж случилось) первый год нового столетия начался страшным пожаром в Кремле. Петр I приказал в его выгоревшей части, между Троицкой и Собакиной башнями, строить Арсенал (Цейхгауз). Шла Северная война, и Карл XII готовил поход на Москву. В связи с этим Кремль был укреплен бастионами и рвами. После знаменитой победы под Полтавой опасность миновала.
Здание Арсенала было достроено только в 1736 году императрицей Анной Иоанновной.
В XVIII и XIX веках Успенский собор Московского Кремля по-прежнему оставался главным храмом России. Как в старину, так и теперь здесь освящалась высшая государственная власть. Для пышной церемонии коронации в Кремль приезжали все императоры и императрицы. Но древний Кремль все меньше и меньше отвечал требованиям престижа, комфорта и вкуса Нового времени.
Главный фасад Большого Кремлёвского дворц
Вид на старое здание Оружейной палаты П.А.Герасимов.Середина XIX века
. В 1756-1764 годах между Благовещенским и Архангельским соборами, на месте древнего Казенного двора, архитектор Д.В.Ухтомский возвел здание галереи Оружейной палаты, в которой должны были разместиться сокровища царской казны. Но через несколько лет здание снесли в связи с предполагавшейся грандиозной перестройкой Кремля по проекту В.И.Баженова и возведением нового дворца. Замысел не был осуществлен, но в результате сносов, которые предшествовали строительству, Кремль потерял многие древние здания, была оголена и больше не застраивалась юго-восточная часть бровки холма.
Неизвестный художник. 1820-е
Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рис. А. Васнецова
Новый этап в понимании роли и ценности Кремля нашел отражение в проекте его перестройки архитектора М.Ф.Казакова 1790-х годов. Он также предусматривал создание в Кремле регулярных, «правильных» площадей, классических дворцов и правительственных зданий. Но, в отличие от проекта В.И.Баженова, бережно сохранял древние памятники, считая необходимым придерживаться определенного расстояния между старыми и новыми строениями.
И хотя этому проекту также не суждено было осуществиться, он утвердил сложившееся к концу XVIII века представление о Кремле как о едином художественном ансамбле.
При всей устойчивости средневекового быта, в XVII столетии в него стали проникать элементы новой европейской культуры. Так, во времена царя Алексея Михайловича началось увлечение театром. Для спектаклей придворной труппы использовались кремлевские палаты боярина И.Д.Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, выстроенные в начале 1650-х годов. И хотя в дальнейшем это здание неоднократно меняло свое назначение, в историю оно вошло под названием Потешного дворца (слово «потеха» означает «развлечение, забава»).
Потешный дворец Московского Кремля Вид с юга.Литография с акварели Ф.Солнцева. Х1Х век
Во время царствования Алексея Михайловича значительно вырос и усложнился государственный аппарат. В 1675-1680 годах было возведено новое двухэтажное здание приказов, которое протянулось вдоль бровки холма, от Архангельского собора почти до Спасской башни.
Оно завершило формирование ансамбля Ивановской площади, на противоположной стороне которой к этому времени поднялись новые корпуса и храмы Чудова монастыря, и придало более законченный вид панораме Кремля со стороны Москвы-реки.
В 1620-1680-е годы получили ярусные шатровые завершения угловые и проездные башни Кремля (кроме Тайницкой и Никольской). Промежуточные башни, и особенно башни южной, речной стороны, были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов.
К концу XVII века Кремль достиг своего расцвета. Самобытная красота и выразительность его архитектурно-художественного ансамбля вызывала у современников не только искреннее восхищение, но и образное сравнение с райским градом Иерусалимом.
Вместе с XVII столетием закончился средневековый период русской истории с его традиционной культурой, устоявшимся бытом, представлениями о мироздании. «Златоглавая матушка Москва» выполнила свою миссию собирания земель и создания единого Российского государства.
Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.
Начало XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». В том же году на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить специальное здание музея.
К 1810 году строительные работы были завершены, главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся просветителей России. Архитектор И.В. Еготов сумел не только вписать новое протяженное здание в ансамбль существовавшей Сенатской площади, но и создать между музеем, Троицкой башней и Арсеналом еще одну небольшую площадь Кремля, получившую название Троицкой.
Здание кремлёвских казарм (бывшей Оружейной палаты)
Сожженная, разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного облика. В возрождении Москвы приняли участие все ведущие зодчие России. В Кремле в прежних формах были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого. Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и монастыри.
Н. П. Леребур. Вид на Московский Кремль. 1842. Раскрашенный дагеротип. Из собрания Библиотеки конгресса США
Он сумел композиционно объединить новые здания и уникальные памятники архитектуры ХV-ХVII веков. Впервые строительству предшествовала реставрация древних церквей и палат, а архитектурные формы и декор теремов XVII века в значительной степени определили внешний облик возводимого дворца. Новые здания образовали ансамбль единственной в Москве площади, созданной в стиле историзма. Она получила название Дворцовой, или Императорской.
Пространство площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. В панораме Кремля дворцовый комплекс создал сильный акцент, утраченный после сноса Запасного дворца Бориса Годунова. Но при этом он не лишил древнюю Соборную площадь ее исконной роли композиционного центра всего архитектурно-художественного ансамбля.
С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год
Вид на Кремль в 19 веке. Панорама Москвы 19 века Москва 19 века в живописи. Древняя Москва. Собор Василия Блаженного
На этом снимке, запечатлевшем кусочек Царской (Ивановской) площади и Спасскую улицу Московского Кремля, мы видим ряд безвозвратно утраченных памятников российской архитектуры, культуры и истории: Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь
1896 г. Чудов монастырь. Коронация Николая II.
Юбилейным для России стал 1913 год: триста лет освобождению Москвы от интервентов и триста лет Дому Романовых. Последняя дата отмечалась особенно торжественно. В Кремле, в митрополичьих покоях Чудова монастыря, была открыта выставка памятников искусства XVII века, собранных из многих монастырей и храмов России.
1896 г. Малый Николаевский дворец. Коронация Николая II.
П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879
Вознесенский монастырь, одна из первых женских обителей в Москве, был основан около 1390 года великой княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. С XV по XVIII вв. монастырь служил усыпальницей для великих княгинь и цариц. К началу XX века в монастыре было три храма: Вознесенский собор (1588 г.), церковь Михаила Малеина (1634 г.) и церковь Святой великомученицы Екатерины (1808–1817 гг.). Последняя, выполненная в неоготическом стиле архитектором Карло Росси, была подлинным шедевром архитектуры.
Церковь Святой Екатерины. Справа — церковь Михаила Малеина.
В грозные годы Великой Отечественной войны все сокровища Оружейной палаты были эвакуированы из Москвы, а сам Кремль, к счастью, практически не пострадал. С 1955 года он вновь стал доступен для осмотра. Миллионы российских и иностранных граждан стали знакомиться с Оружейной палатой, историческими реликвиями и святынями кремлевских храмов, а в бывшем Патриаршем дворце был открыт Музей прикладного искусства и быта России XVII века.
В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов, который, как и все, что строили в Кремле, стал символом своего времени. В огромном зале Дворца проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), международные конгрессы и форумы.
В 1970-1980-х годах в Московском Кремле были проведены уникальные по составу и масштабу ремонтно-реставрационные работы.
1890-1900. Хромолитография. Из собрания Библиотеки конгресса США
В 1997 году Москва торжественно отметила свой 850-летний юбилей. Большие реставрационные работы прошли в Московском Кремле. Было восстановлено знаменитое Красное крыльцо Грановитой палаты, возрождены Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца, проведена реставрация здания Сената. В дни больших церковных праздников в соборах проходят торжественные богослужения, после долгого молчания зазвонили кремлевские колокола. Но есть и невосполнимые утраты, память о которых также хранит эта древняя цитадель на Боровицком холме.
Сегодня в Кремле располагается резиденция Президента России. Вместе с тем, ансамбль Московского Кремля включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и на его территории располагается Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”.