Что спросят в могиле
4 вопроса, которые зададут в могиле
– Что за человек был послан к вам?
– Как же ты поступал?
Тогда как не уверовавший (в другой версии хадиса говорится: «грешник») не сможет ответить на эти вопросы, и за это его подвергнут каре.
Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и грешного становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.
Пророк ﷺ просил защиты у Всевышнего от могильных мук в мольбе:
اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَعُـوذُ بِكَ مِـنْ عَذَابِ القَـبْرِ، وَمِـنْ عَذَابِ جَهَـنَّمَ، وَمِـنْ فِتْـنَةِ المَحْـيَا وَالْمَمَـاتِ، وَمِـنْ شَـرِّ فِتْـنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллаhумма, инни а’уҙу бика мин ‘азаби-ль-ḱабри, ва мин ‘аҙаби джаhаннама, ва мин фитнати-ль-маẍйа валь-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масиẍи-д-даджжали»
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук Ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Даджаля (Антихриста)» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Отдельно хотелось бы осветить вопрос сжимания могилы.
Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных – остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Это как переход с одного состояния в другое, с одной жизни в другую, переход с одного мира в другой. И всем суждено испытать его!
Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «аль-Ихлас».
Да одарит Господь всех нас истинной верой и облегчит нам переход в мир иной! Амин.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
На каком языке ангелы Мункар и Накир будут допрашивать
Считается верным то, что говорят, что допрос Мункар-Накира ведется на языке каждого умершего. Когда Ибну Хаджара спросили: «На каком языке ведётся допрос?», он ответил: «В хадисах сказано, что на арабском, может быть, и на языке умершего». Некоторые говорят, что допрос ведётся на языке сурьян четырьмя словами. В хадисе сказано, что запоминание этих слов поможет умереть в имане. Вот эти слова:
Кутбу по имени Абдулазиз сказал, что допрос будет на языке сурьян. Это язык ангелов и душ. На вопрос на этом языке души ответят на этом же языке.
Они спросят умершего: «Мараз hува?» (Все, кроме Аллаха, создано Аллахом или кем-то другим?), истинно-увероваший (муъмин) ответит на этот вопрос: «Марад азир ху». Это означает: »Аллах сотворил всё: пророков, ангелов. Рай и Ад, Он создал народ и является их Господом». Когда он так ответит, ангелы Мункар и Накир скажут ему: «Насир «. Это означает: в твоё м теле, созданном из земли, имеется свет имана.
Важное
1. Сказано, что допрашивают оба ангела. Сказано также, что приходят оба ангела, а спрашивает один из них. Первое второму не противоречит, ибо к одним они приходят вдвоём, когда люди расходятся, рассматривают его грехи, стараясь усложнить его положение. К другим они приходят, пока люди с могилы не разошлись, вспоминают о его хороших деяниях, ищут пути облегчения его положения. К третьим приходит только один ангел, пока люди еще не разошлись, и задаёт ему легкие вопросы.
3. Очевидно, что кафира (неверного) совсем не допрашивают, его ожидают только мучения и наказания.
4. Того, кто был съеден насекомыми, допрос ожидает, когда он окажется внутри них. Если умершего не хоронили три-четыре дня, его допрашивают только после похорон. Утонувшего в море допрашивают сразу после наступления смерти. Вообще не похороненного, оставшегося на земле человека тоже допрашивают и наказывают. Как могила сжимает похороненного человека, так и человека, оставленного на земле, сжимает воздух. Поскольку Аллах одарил нас глазами и ушами, чтобы видеть и слышать только в этом мире, мы не можем слышать допрос Мункар-Накира, так же как мы не можем видеть ангелов. Но Аллах сделал обязательным верить и тому, что мы не можем видеть. Если бы Он сделал нас способными видеть и слышать всё это, то среди людей не было бы ни одного мунафика и кафира. И тогда Ад, сотворённый могуществом Всевышнего, полностью опустел бы. Пророки и любимцы Аллаха (вали) могут видеть картину мучении умершего.
6. На вопрос «Как Мункар и Накир допрашивают людей, умерших в разных местах одновременно?», ответить можно так: «Аллах сделал их обоих способными допрашивать всех». В одном предании сказано, что ангелов, допрашивающих умершего, на каждого человека по два.
7. Допрос Мункара иНакира не касается пророков, ангелов и сумасшедших, а джинов касается.
8. Сказано, что ангелов, допрашивающих муъмина, зовут Башир и Мубашшир. Также сказано, что вместе с Мункаром и Накиром к муъмину, чтобы помочь ему отвечать на их вопросы, приходят ещё два ангела.
9. Человек, умерший в пьяном состоянии, пьянеет и в могиле. Ангел смерти и Мункар и Накир к нему приходят тоже пьяными.
Об этом полезно знать
Вали по имени Шакик сказал: «Спасение от пяти вещей божьи угодники (вали) нашли в следовании пяти видам проявлений преданности Аллаху. Они попросили простить их грехи, это они нашли в совершении намаза «Зуха»; они попросили свет в могиле, это они нашли в совершении молитв поздней ночью; они попросили помочь в ответах на вопросы Мункара и Накира, это они нашли в многократном чтении Корана. Они попросили помочь при переходе по мосту Сират, это нашли в посту и в раздаче садака. Они попросили тень Арша в Судный день, и нашли это в халвате (уединении). Али передал, что Пророк (мир ему и благословение ) сказал: «Тот, кто каждый день по сто раз скажет: «JIa иллагьа иллаллагь маликул х1акъкъул мубин», спасется от бедноты, в могиле не будет чувствовать одиночество, перед ним отворятся ворота Рая. Пророк (мир ему и благословение ) также сказал: «Если раб поселит в сердце муъмина радость, эту радость Аллах превращает в ангела. К рабу, свидетельствующему тому, что нет божества, кроме Аллаха и служащему ему, после смерти приходит тот ангел и говорит: «Я сотворен из радости, которую ты поселил в сердце такого-то человека. Сегодня я не дам тебе быть одиноким и помогу отвечать на вопросы Мункара и Накира, помогу тебе в Судный день, покажу место в Раю, предназначенное тебе». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах осветит могилу человека, который провел в мечеть свет. Могила человека, распространившего в мечети благоухания, будет наполнена такими же запахами». Пророк Муса (мир ему) сказал Всевышнему: «О Аллах, что будет человеку, навестившему больного?». Он ответил: «Я до Судного дня над ним оставляю два ангела, чтобы они охраняли его». Неудобства муъмина в могиле облегчат ему наказания в Махшаре».
По материалам книги «Маватинуль инсан«.
Мухаммад Хусайнию
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Допрос и жизнь в могиле
Аль-Барзах – это время после смерти до воскрешения, т.е. жизнь в могиле. Необходимо верить в это. Передали Бухарий и Муслим от Анаса ибн Малика, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Поистине когда человека положат и похоронят в могиле и оставят его друзья, то, воистину, он услышит звук их удаляющихся шагов. Затем к нему прибудут два Ангела, посадят его и спросят: «Что тыговорил о Мухаммаде?». Если умерший был верующим, то ответит Им: «Я знаю, признаю, верю сердцем и говорю языком, что Он – раб и Посланник Аллаhа». Ангелы говорят ему: «Посмотри на место в Аду – Аллаh заменил тебе его местом в Раю»; и он увидит эти два места. Что касается неверующего или мунафика (т.е. лицемер, показывающий себя мусульманином, но на самом деле не любит Ислам и сомневается в Его истинности), он скажет: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нём люди». Ангелы ему говорят: «Не знал и не ответил». Затем бьют его железным молотоммежду ушей. И он кричит таким криком, который слышат все окружающие, кроме людей и джиннов». Передано от Абу Хурейры, да благословит его Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Когда похоронят умершего, то к нему подходят два Ангела чёрно-синего цвета. Одного зовут Мункар, а другого – Накир. Ангелы спришивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде?». Умерший скажет, что говорил о Нём на этом Свете. Если был верующим, то скажет: «Он – раб Аллаhа и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем, говорю языком, что нет Божества, кроме Аллаhа, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». Ангелы скажут ему: «Мы знали, что ты так ответишь», затем его могила расширится семьдесят на семьдесят локтей и станет светлой. Они скажут ему: «Спи». И он спит, как молодожён, которого никто не разбудит, кроме самого любимого из его семьи. Спит, пока Аллаh не воскресит его с ложа. Если же он был мунафиком, то скажет: «Не знаю». Я говорил о Нём то же, что и другие люди. После этого земля сожмёт его так, что его рёбра зайдут друг за друга, и он пребудет в мучениях до воскрешения» Передал Ибн Хиббан. Ещё есть Хадисы, в которых говорится, что при допрашивании будет задан вопрос: «Кто твой Господь, кто твой Пророк и какая твоя Книга». Верующий уверенно ответит: «Мой Господь – Аллаh, мой Пророк – Мухаммад, моя книга –
В Кур’ане сказано: Это означает: «Кто отказывается от Веры, тому будет трудная тяжёлая жизнь». (Сура 20 «То-hа», Аят 124)
Сказано в Кур’ане: Это означает: «Ад будет показан неверующим утром и вечером (т.е. в барзахе), а в день, когда наступит Час (Судный День), ангелам будет сказано: «Введите последователей Фараона (т.е. неверующих) в сильные
мучения»». (Сура 40 «Гафир», Аят 46)
Мучения в могиле будет неверующим и некоторым грешникам из мусульман.
«Однажды Пророк, мир Ему, проходя между двумя могилами, сказал, что находящиеся в них мучаются из-за большого греха: один из них сплетничал (разжигал вражду между мусульманами), а другой не очищался от мочи. Затем Пророк, мир Ему, попросил свежую ветвь пальмы и, разделив на две части, воткнул её на могилу каждого, произнеся: «Может это поможет им и облегчит их мучения (Учёные говорили, что даже зелёная трава делает тасбих – зикр. Поэтому ветка пальмы может быть полезной)».
Передал Имам Даракутний от Абу Хурейры, что Пророк, мир Ему, сказал: Это означает: «Очищайтесь от мочи (т.е. очищайте тело и одежду от мочи), т.к. большинство мучений в могиле от этого». Этот Хадис доказывает, что не очищение от мочи и хождение грязным с мочой – большой грех, за который могут
быть мучения в могиле. Учёные говорили за какой грех есть наказание в этой
расстанется с тюрьмой и трудностями» Передал Ибн Хиббан.
Важное замечание: некоторые говорят якобы: «Каждому вначале будет сжатие могилы, затем для богобоязненного могила расширится и т.д.» – это ложь. Потому что богобоязненным не будет никаких мучений. Сказано в Кур’ане:
«Богобоязненным людям, по Милости Аллаhа не будет страха и они никогда не увидят печаль» (Сура 10 «Юнус», Аят 62).
Также сказано в Кур’ане: Это означает: «Верующие мужчины и верующие
женщины, которые совершали благие дела, войдут в Рай без каких-либо угнетений»
Есть некоторые причины, которые спасают человека от мучения в могиле. Например, учёные сказали, кто каждый день читает Суру «Мульк», будет спасён от мучений в могиле. Передал Абу Хурейра, что Пророк, мир Ему, сказал:
Т.е.: «В Кур’ане есть 30 Аятов, которые просят прощения за читающего их. Это Сура «Мульк»». Передано от Ибн Аббаса, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: Это означает: «Желаю, чтобы Сура Мульк была внутри каждого из моих последователей», т.е., чтобы каждый мусульманин выучил Суру Мульк наизусть, т.к. это спасёт его от мучений в могиле» Передал Ибн Хаджар в книге «Амалии».
В Хадисе, который передал имам Тирмизий, сказано, что один услышал чтение Суры «Мульк» из могилы и он это сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему. Пророк, мир Ему, подтверждая, сказал: Т.е. «Сура «Мульк» преграда от мучений в могиле и
Также кто уходит шахидом, тот не увидет мучения в могиле. Шахид – это не тот, кто убивает мирных людей и занимается самоубийством. Шахид – это тот, кто ради Аллаhа распространял добро и запрещал зло, и за это был убит. Также тот, который погиб защищая Веру, Религию, Родину.
Кроме этого есть несколько видов шахидов. Например:
1. Тот, кто утонул и умер.
2. Тот, кто погиб в пожаре (сгорел).
3. Тот, кто умер от болезни живота.
По этому поводу есть Хадис. Пророк, мир Ему, сказал:
Т.е.: «Кто умер от болезни живота тот не будет наказан в могиле»
5. Женщина, которая умерла при родах.
6. Погибший под развалом.
7. Умерший от болезни Затул – Джанб.
Ты будешь спрошен ангелами, даже если прах твой рассеялся по ветру
Каждый человек и всё живое непременно отправятся в последний путь, то есть все мы умрём. И после смерти человек отправится либо в рай – по милости Аллаха, либо в ад – по справедливости Аллаха. И первым местом, куда отправится человек после смерти, будет могила, которая обращается к человеку, когда он окажется в ней. «О сын Адама, что ты приготовил для меня, разве ты не знаешь, что я – дом тоски, дом одиночества, дом съедания и дом, где обитают черви?». Могила – это истинный дом каждого человека, родившегося на этот свет, и когда мы умрём и нас похоронят к нам в могилу придут два ангела – Мункар и Накир, чтобы задать нам некоторые вопросы. Человек, который по милости Аллаха ответит на их вопросы, обретёт спокойствие, а тот же, кто не ответит на эти вопросы, будет подвержен мукам могильным, да убережёт нас, наших близких и нашу умму Всевышний от могильных мук и мучений ада. Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допрос Мункара и Накира – это истина, и этот допрос касается всех тех, кому был ниспослан Пророк Мухаммад, – это верующие, лицемеры и неверующие. Ибну Хаджар Аль Аскаляни сообщает, что община нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) делится на 3 категории: община последователей, община ответвившаяся и община призыва. Первая категория – это люди, совершающие благие поступки, вторая категория – в общем мусульмане, и третья – это всё человечество. Всех людей, к кому был ниспослан Пророк, ждёт могильный допрос, и начинается он после захоронения человека и ухода людей с кладбища. Всевышний Аллах возвращает душу умершему и его чувства. Мункар и Накир допрашивают верующего мягко, а с неверующими и лицемерами бывают грубыми. Тело человека, который был съеден хищниками или расчленён, собирается. Состояние тех, кого допрашивают, бывает разным, кого-то допрашивают оба ангела, кого-то – один из них.
Если умерло большое количество людей на разных континентах, их всех допрашивают одновременно, каждого в своей могиле. Допрос касается всех людей и джинов после ниспосилания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), верующие ли они или нет. Исключаются из них пророки, праведники, мученики, те, кто каждую ночь читают суру «Аль-Мульк» («Таба- рак»), мусульмане, умершие от боли в животе, и умершие в ночь на пятницу или в день пятницы, а также тот, кто прочитал суру «Ихляс» во время смертельной болезни и умер, и те, о ком рассказывает сунна.
Какие вопросы будут заданы?
Вопросы же, которые будут задавать в могиле ангелы, приводятся в хадисах. Из них хадис, переданый Анасом, да будет доволен им Аллах, от Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, когда раб оказывается в могиле и уходят от него его друзья, слышит стук их обуви, потом к нему приходят два ангела, усаживают его и говорят: “Что ты говорил о человеке, который был среди вас и которого звали Мухаммад? ” Что касается верующего, то он скажет: “Я свидетельствую, что он раб и Посланник Аллаха”. Тогда ему скажут: “Посмотри на твоё место в аду, поистине, Всевышний Аллах заменил его на место в раю”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Все увидят и рай, и ад”». Каттада сказал: «До нас дошло, что могила верующего расширяется на семьдесят локтей и заполняется зеленью. А что касается лицемера и неверующего, их спросят: “Что ты говорил об этом человеке?” Он скажет: “Я не знаю, я говорил то, что говорили люди”, и скажут ему: “Ты не знал и не последовал”, – и ударят его железным молотом, и будет он кричать так, что его услышит всё живое, кроме людей и джинов». Хадис передал имам Бухари.
Аддайлями приводит от Анаса (да будет доволен ими Аллах): «Мункар и Накир заходят в могилу к умершему, усаживают его, и, если он верующий, они говорят ему: “Кто твой господь?” Он говорит: “Аллах”. Они спрашивают: “Кто твой Пророк? ” Он отвечает: “Мухаммад ”. Ангелы спрашивают: “Кто твой имам?” Он отвечает: “Коран”. После чего они расширяют его могилу. А если умерший будет неверующим, тогда они говорят ему: “Кто твой господь?” Он говорит: “Я не знаю”. Они говорят ему: “Кто твой Пророк?” Он говорит: “Не знаю” Они спрашивают: “Кто твой Имам?” Он говорит: “Не знаю”. Потом его бьют палкой до тех пор, пока могила не заполнится огнём и не сожмётся до такой степени, что его рёбра войдут друг в друга». Из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы узнали, что в могилах людей после их смерти спрашивают об их Господе и Пророке, об их имаме и религии, на что верующий ответит: «Мой Господь – Аллах, мой Пророк – Мухаммад, мой имам – Коран, моя религия – Ислам». Да смилуется над нами и нашими близкими Всевышний Аллах и да избавит нас от могильных мук. Передаётся в хадисе, что Пророк сказал: «Вы постоянно говорите “Ля иляха илляллах ва анна Мухаммад расулюллах”: и “Аллах – наш Господь, Ислам – наша религия, Мухаммад – наш Пророк”. Поистине, вы будете спрошены об этом в ваших могилах». Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что могильные муки – истина. Ведь после смерти до наступления Судного дня, где Всевышний часть людей отправит в рай по своей милости, а другую часть – в ад по своей справедливости, существует мир – Барзах, в котором живут души. И каждый, кого Аллах захочет наказать, Он накажет, похоронили его или нет, даже если его съели животные или если он сгорел и его прах рассеялся по ветру.
Первая ночь в могиле. Как это будет, со слов Посланника Аллаха (мир ему)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Души верующих находятся внутри зеленых птиц на деревьях Рая до тех пор, пока Аллах не вернет их в свои тела в День Воскресенья» (Сахих ат-Табарани). Также, по его словам, «могила – это первый привал на пути к загробной жизни, и для того, кто спасется в ней, дальнейшее будет более легким. А если нет, то дальнейшее будет более трудным» (Хасан, ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, аль-Хаким со слов Усмана).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Когда человека кладут в могилу, и его товарищи возвращаются, так что он даже слышит их шаги, два ангела приближаются к нему, заставляют его сесть и спрашивают его: «Что ты обычно говорил об этом человеке, Мухаммаде?» Он скажет: «Я свидетельствую, что он – раб Аллаха и его Пророк». Тогда ему будет сказано: «Посмотри на это место в Аду. Аллах заменил его для тебя местом в Раю». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял: «Мертвый увидит оба места возможного его пребывания после смерти. Однако если неверующий или лицемер ответит ангелам: «Я не знаю, но я обычно говорил то же, что и люди обычно говорили!», ему будет сказано: «Ты и не получил знаний, и не последовал за руководством (читая Коран)». Затем его будут бить железным молотком между ушей, и он будет плакать и плакать, и этот плач услышат все, кто приблизится к нему, за исключением людей и джиннов» (Сахих аль-Бухари 2/422, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи со слов Анаса).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «…праведный человек сидит в своей могиле и не испытывает тревоги или страха, и ему говорят (ангелы): «В каком (состоянии) ты находился?» И он говорит: «В (состоянии) Ислама». Ему говорят: «Кто этот человек?» Он говорит: «Мухаммад, Посланник Аллаха, который пришел к нам с ясными знамениями от Аллаха, и мы поверили ему». Тогда его спрашивают: «Видел ли ты Аллаха?» Он говорит: «Ни одному человеку не дано видеть Аллаха». Тогда для него делается щель в направлении Огня, так что он видит (Огонь), и ему говорят: «Взгляни, от чего тебя спас Аллах Всевышний». Затем для него делается щель в направлении Рая, чтобы он мог увидеть его великолепие и то, что находится там, и ему говорят: «Вот твое место». И ему говорят: «Ты был в правильной вере и умер в этой вере, и ты будешь воскрешен в этой вере, по воле Аллаха». А грешник сидит в своей могиле встревоженный и испуганный, и его спрашивают: «В каком состоянии ты находился?» Он отвечает: «Я не знаю». Его спрашивают: «Кто этот человек?» Он отвечает: «Я слышал, как люди говорят что-то, и повторял за ними!» Тогда для него делается щель в направлении Рая, и он видит его великолепие и то, что находится там, и ему говорят: «Посмотри, в чем отказал тебе Аллах». Затем для него делается щель в направлении Ада, так что он видит, как там взмывают языки пламени, и ему говорят: «Вот твое место, ты жил в сомнениях и умер в них, и ты будешь воскрешен в них по воле Аллаха» (Ибн Маджа со слов Абу Хурайры).
Подборка хадисов шейха Абу Мунтасира, главы образовательного фонда JIMAS (Великобритания)