Что спросить у врача о состоянии больного в реанимации
Что делать, если близкий человек — в реанимации?
«Он умрет?»
Важно! Само попадание в ОРИТ не значит, что ваш близкий умрет.
После успешной интенсивной терапии в ОРИТ пациента обычно переводят продолжать лечение в другое отделение стационара, например, в хирургию или кардиологию. Прогноз зависит от тяжести состояния пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний, действий и квалификации врачей, оснащения клиники, а также многочисленных случайных факторов, иными словами — удачи.
Что вам делать?
Успокоиться, сконцентрироваться и в первую очередь позаботиться о собственном психическом и физическом состоянии. Например, не следует впадать в отчаяние, заглушать страх и панику алкоголем, обращаться к гадалкам и экстрасенсам. Если вы будете действовать рационально, вы сможете увеличить шанс на выживание и ускорить выздоровление своего близкого. Узнав, что ваш родственник в реанимации, оповестите максимальное количество близких, особенно имеющих отношение к медицине и здравоохранению, а также оцените, сколько у вас денег и сколько при необходимости вы сможете найти дополнительно.
Могут ли вас не пустить в реанимацию?
Да, могут. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» довольно противоречив. Он гарантирует свободное посещение больных их родственниками и законными представителями, но при этом категорично требует соблюдать требования, установленные внутренними распорядками клиники. Причины для запрета на допуск родственника в реанимационное отделение у клиники могут быть вполне понятные: наличие инфекции, неадекватное поведение, занятость персонала при проведении реанимационных мероприятий.
Если вам кажется, что ваше право на общение с родственником в ОРИТ нарушается, конфликтовать по этому поводу с охранниками, медицинскими сестрами, санитарками или дежурными врачами, как правило, бесполезно и даже вредно. Для разрешения конфликтных ситуаций целесообразнее обратиться к руководителю отделения или администрации клиники. Хорошая новость —сотрудники большинства реанимационных отделений ведут себя приветливей, если продемонстрировать желание сотрудничать и адекватность.
Что полезно спросить у врачей?
Задавайте эти вопросы.
— Есть ли необходимость в приобретении каких-то препаратов, которые отсутствуют (например, дорогостоящие антибиотики)?
— Нужно ли купить дополнительные средства ухода? Например, «утку» из синтетического материала, а не металла, противопролежневый матрас, подгузники.
— Стоит ли нанять индивидуальную сиделку? Если да, то необходимо ли договариваться с младшим персоналом отделения или нужно привести человека со стороны (например, из патронажной службы)? Помните, что при некоторых заболеваниях от ухода напрямую зависит жизнь пациента. Не жалейте денег на сиделку, если она необходима.
— Как организовано питание и есть ли необходимость в покупке специального питания для тяжелобольных?
— Нужны ли консультации специалистов со стороны? Предположим, в клинике отсутствует штатный нейрохирург, а его консультация при заболевании вашего близкого целесообразна. Формально, врачи сами обязаны позаботиться о подобном, на практике — это часто организуют родственники.
Напоследок спросите, что еще вы можете принести близкому человеку. Какие-то привычные вещи: игрушки ребенку, личные лекарства, предметы гигиены и обихода. Иногда — телефон, планшет и, даже, телевизор.
Как вести себя в реанимации?
Оденьтесь так, как вам скажут. Как правило, это одежда из синтетических тканей (никакой шерсти), удобная сменная обувь, одноразовый халат, шапочка, маска (можно купить в аптеке). Если у вас длинные волосы, соберите их в пучок. Имейте с собой антисептическую жидкость и обрабатывайте руки. Иногда даже имеет смысл завести собственный сменный хирургический костюм (можно купить в магазине медицинской одежды).
Умерьте свои эмоции. Вы попадете в крайне непривычную обстановку, вокруг будут тяжелобольные люди, будет много запахов и звуков. Не мешайте персоналу. Для вас это стресс, для сотрудников — повседневность. Ваш близкий может не говорить, либо говорить не так и не то, из него могут торчать многочисленные трубки, на нем могут быть повязки, наклейки. Он может быть странного цвета, отечный, пахнуть необычно.
Не пугайтесь, это не навсегда. Он просто болеет.
Как вы можете ему помочь?
Никто не знает, как это работает, но опытные врачи-практики еще при первом разговоре с больным могут определить вероятность выживания больного при осложнениях. От психологического состояния пациента зависит очень многое. А это состояние почти полностью зависит от близких, то есть от вас.
По возможности, говорите с больным, как со здоровым. Ни в коем случае не рыдайте, не истерите, не смотрите на него с отчаянием и болью, даже если вы их испытываете, не заламывайте руки, не кричите: «Ах что же, что с тобой?!». Не обсуждайте по своей инициативе обстоятельства травмы, если дело в травме. Не обсуждайте негативное. Говорите о максимально практических вещах, как связанных с заболеванием, так и чисто бытовых, семейных.
Помните: пока ваш близкий болен, но жив, он может и должен участвовать в жизни своей семьи.
А что говорить, если он боится смерти?
Я не знаю, решать вам. Но, во всяком случае, выслушать. Если близкий просит о встрече со священником, организуйте ее. Как правило, тех пускают в реанимацию даже к терминальным пациентам. Если близкий имеет хроническое нарушение сознания (например, находится в коме), уделяйте много времени вербальному и невербальному (прикосновение, массаж, привычные для него вещи в зоне доступности) общению с ним. Последние научные работы показывают, что это положительно влияет на процесс реабилитации. Многие пациенты, кажущиеся неспециалисту «коматозными», на самом деле видят и слышат все происходящее вокруг.
Если вам приходится выхаживать своего близкого долгими неделями, месяцами или годами, реанимация становится значимой частью жизни. Вам потребуется выдержка и хладнокровие. Помогайте персоналу, как только почувствуете, что овладели основными навыками. Мне известны случаи, когда родственники реанимационных больных впоследствии меняли свой жизненный путь и становились медсестрами, врачами.
Для родственников своих пациентов написал практикующий нейрохирург Алексей Кащеев.
Как узнать состояние больного в реанимации
Ситуация, когда близкого человека забрала «Скорая» всегда вызывает сильный стресс. В таком душевном состоянии люди нередко забывают выяснить подробности и уточнить, как узнать состояние больного в реанимации, можно ли его посещать, передавать вещи? Мы постараемся помочь.
Как узнать, в какую больницу увезла «Скорая»
Если близкого забирают в больницу в вашем присутствии, то номер больницы можно уточнить у сотрудников «Скорой помощи», ведь, чтобы для пациента выделили место, они должны обратиться с такой просьбой и сообщить, госпитализируют ли человека, к которому приехали на вызов.
В других регионах может быть другая ситуация. Звонить стоит в первую очередь на станцию «Скорой помощи».
Что происходит в реанимации
Если вашего близкого поместили в отделение интенсивной терапии (реанимацию), значит его состояние оценивается, как тяжелое или средней тяжести, поэтому не стоит пугаться, если вы слышите такую формулировку в справочной, она стандартная.
Пациенты в реанимации лежат, как правило, без одежды или в специальной рубашке. Это связано с тем, что реанимационные действия могут потребовать быстрого реагирования и на освобождение от одежды тратится драгоценное время. Кроме того, врачу важно видеть кожные покровы больного.
К пациенту может быть подключено сразу несколько медицинских приборов, отслеживающих основные показатели: пульс, сатурацию, давление. В реанимации человек не всегда находится в сознании или может встать, поэтому, вероятнее всего, у него будет мочевой катетер или памперс. Если пациента подключают к ИВЛ, у него также будет трахеостома. Кормят некоторых больных через желудочный зонд. Наличие или отсутствие такого оборудования зависит от состояния пациента и основного заболевания.
Иногда пациента фиксируют бинтами. Это делается для того, чтобы при выходе из наркоза он не сбил оборудование или не навредил себе случайно.
Пациентам проводят все обычные гигиенические процедуры. За неимением возможности принять душ, применяется обтирание, обработка против пролежней.
В отделении реанимации обычно две палаты на шесть коек, это стандартное количество коек, их может быть больше или меньше. Тяжелых больных отделяют от тех, чье состояние внушает меньше опасений, так врачам будет легче приступить к реанимационным действиям, если они понадобятся.
Реанимационное отделение может выглядеть пугающе для человека, далекого от медицины, но там всё устроено для того, чтобы помогать пациентам.
Как узнать о состоянии больного в реанимации
В каждой больнице есть общий справочный телефон и телефон отделения, по которому врач в определенные часы общается с родственниками пациента.
Надо запастись терпением, так как лечащий врач не всегда может общаться по телефону. В реанимации строгие санитарные требования и иногда даже взять в руки телефон не представляется возможность. Кроме того, именно в момент звонка врач может реанимировать кого-то из пациентов.
Иногда врачи реанимации назначают часы для личного приема родственников больных. Решение о лечении медик принимает самостоятельно, ни супруг, ни дети, ни друзья пациента не являются его медицинскими представителями, если не была составлена специальная доверенность (но и ее юридическая сила в некоторых вопросах может вызывать сомнения у персонала). Так при жизнеугрожающих состояниях помощь больному будет оказана, независимо от желания его родных.
Можно ли посетить человека в реанимации
Юридических препятствий для посещения человека в реанимации нет. В случае, если вам говорят обратное, можно сослаться на ст. 6 323-ФЗ. Эту информацию дублируют два письма Минздрава (№ 15-1/2603-07 от 09.07.2014 и № 15-1/10/1-2884 от 21.06.2013).
При этом иногда стоит прислушаться к мнению врачей, ведь в больнице может просто не быть условий для постоянного пребывания родственника или запрет связан с карантинными мерами в периоды эпидемий.
В любом случае, никакие внутренние правила больницы не могут быть выше Федерального закона, и вы можете добиться права сопровождать родственника в реанимации.
Существуют и исключения из этого правила. При наличии очевидного респираторного заболевания, алкогольного и наркотического опьянения, посещать реанимацию нельзя.
Обычно больницы всячески способствуют возможности пациентов пообщаться с близкими, ведь психологическое состояние влияет на ход лечения. Для этого посетителей инструктируют, и говорят о наиболее удобном времени для посещения.
Чтобы попасть в реанимацию к родственнику надо:
Порядок предоставления информации и посещения пациентов в реанимации
Порядок предоставления информации и посещения пациентов, находящихся на лечении в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ НО «ДГКБ № 1».
I Информирование родственников о состоянии пациента, находящегося в ОРИТ.
1.1 В соответствии со статьёй 13 ФЗ № 323 «ОБ основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, и могут предоставляться только с согласия пациента (законного представителя), за исключением случаев, когда гражданин (пациент) не может выразить свою волю, а также в случаях неблагоприятного прогноза при отсутствии запрета с его стороны. В ОРИТ состояниям, не позволяющими гражданину (пациенту) выразить свою волю являются: кома, лечебный наркоз, ИВЛ, глубокие парезы и параличи с отсутствием речи.
В ОРИТ данные факты касаются детей старше 15 лет.
1.2 В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ФЗ № 323 информация о состоянии здоровья пациента, предоставляется лечащим врачом пациента или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента: заведующий отделением, дежурный врач-реаниматолог (в выходные и праздничные дни), лечащий врач профильного отделения (по заболеванию пациента).
В соответствии с пунктом 1.1 настоящего Порядка вышеуказанные специалисты должны получить согласие пациента (законного представителя) на предоставление о нём информации в устной или письменной форме, если пациент может выразить свою волю.
1.3 Информация о состоянии здоровья в доступной форме предоставляется законным представителям пациента (родителям, усыновителям, опекуну, попечителю, представителям учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний), если пациент (с 15 лет и старше) не запретил сообщать об этом и (или) не определил лицо, которому должна быть передана такая информация. Информация о состоянии здоровья может предоставляться при личной беседе и (или) краткая по телефону.
1.4 Лечащий врач-реаниматолог при предоставлении информации о состоянии здоровья пациента в личной беседе и (или) по телефону должен представиться и убедиться, что гражданин, желающий получить от него информацию, является законным представителем (путём уточнения сведений о пациенте).
В медицинской карте стационарного больного фиксируется ФИО, контактный телефон законных представителей.
1.5 При личной беседе законному представителю предоставляется полная информация о состоянии здоровья пациента, находящегося в ОРИТ; по телефону — только краткая информация о динамике состояния (стало лучше, без изменений, стало хуже).
1.6 В случае летального исхода пациента, находящегося в ОРИТ, заведующий ОРИТ (в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни — дежурный реаниматолог) в течение часов информирует по телефону законного представителя. Телефонный звонок осуществляется только с городского телефона.
II Посещение родственниками пациента, находящегося на лечении в ОРИТ.
2.1 В соответствии со статьёй 6 ФЗ № 323 при оказании медицинской помощи должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность посещения пациентов в медицинской организации с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
В соответствии с пунктом 3.6 раздела II СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: «. разрешается посещение родственниками, знакомыми. Порядок посещения отделения устанавливается администрацией лечебной организации».
2.2 Возможность посещения законными представителями пациента, находящегося в ОРИТ, определяется в индивидуальном порядке заведующим ОРИТ (с учётом соблюдения противоэпидемического режима и прав других пациентов).
2.3 Информация о днях и времени посещения, правилах поведения законного представителя в ОРИТ размещены на стендах в холле, официальном сайте ГБУЗ НО «ДГКБ № 1».
2.5 Перед допуском к пациенту, находящемуся в ОРИТ, лечащий/дежурный реаниматолог должен лично в доступной форме (без применения специальных медицинских терминов) предоставить следующую информацию законному представителю пациента:
— о состоянии здоровья пациента на данный период времени, основных методах лечения,
— о возможности возникновения у пациента после посещения тревожного состояния за счёт потери стереотипа поведения,
— о возможности неправильного понимания текущей ситуации, так как большинство процедур и манипуляций для неподготовленного человека выглядят жестокими.
— о необходимости соблюдения врачебной тайны в отношении других пациентов, находящихся в ОРИТ,
— что их посещение повышает напряжённость работы среднего медицинского персонала и не должно препятствовать профессиональному уходу за пациентом,
— о возможности возникновения у законного представителя после посещения ОРИТ инфекционного заболевания за счёт контакта с госпитальной флорой.
— о том, что их посещение может создать опасность для жизни пациента за счёт случайного нарушения ими работы жизнеобеспечивающей аппаратуры в процессе посещения пациента,
— о недопустимости проведения посетителем в ОРИТ фотосъёмки и видеосъёмки, записи на диктофон, разговоров по мобильному телефону.
2.6 В целях соблюдения противоэпидемического режима при посещении пациента в ОРИТ законные представители находятся в отделении в сменной обуви, а администрация обеспечивает халатами, масками, шапочками.
III Правила посещения родственниками пациентов в ОРИТ.
Настоящие Правила разработаны на основании:
— письма МЗ РФ от 30.05.2016г. № 15-1/10/1-2853 «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (реанимации) и Форма памятки для посетителей»,
— приказа МЗ РФ от 30.01.2018г. № 30 «О правилах посещения родственниками пациентов, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии»
3.1 Разовый пропуск, действующий в день поступления больного, выдаётся дежурным врачом-реаниматологом при предъявлении паспорта законного представителя.
3.2 Законными представителями несовершеннолетнего являются: родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний.
3.3 Беседы законных представителей с врачом и заведующим отделением осуществляются по пропускам и графику времени, указанному в пропусках, на стендах и официальном сайте больницы.
3.4 Родственники не должны иметь признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, насморка, кашля, жидкого стула, сыпи).
Медицинские справки об отсутствии заболеваний не требуются.
3.5 Перед посещением необходимо прослушать медицинский персонал об обязательном выключении любых электронных устройств.
3.6 Посетители в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с агрессивным поведением в ОРИТ не допускаются.
3.7 Посетитель обязуется соблюдать тишину, не затруднять оказание медицинской помощи другим пациентам, выполнять указания медицинского персонала, не прикасаться к медицинским приборам.
3.8 Не разрешается посещать пациентов детям до 14 лет.
3.9 Одновременно разрешается находиться в палате не более чем двум посетителям.
3.10 Разрешается посещение пациента в ОРИТ только прямым родственникам, другие посетители допускаются в ОРИТ только в сопровождении законного представителя.
3.11 Посещения не разрешаются во время проведения в палате инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки и т. п.), проведения сердечно-легочной реанимации.
3.12 Родственники могут оказать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа.
3.13 В соответствии с ФЗ № 323 медицинскому персоналу следует обеспечить защиту прав всех пациентов, находящихся в ОРИТ, (защита персональных данных, соблюдение охранительного режима, оказание своевременной помощи).
В целях обеспечения безопасности и защиты, а также соблюдения права на неприкосновенность частной жизни других пациентов, посещение пациента может быть прервано.
IV Памятка для посетителей перед посещением ОРИТ.
Ваш ребёнок находится в нашем отделении в тяжёлом состоянии, мы оказываем ему всю необходимую помощь. Перед посещением больного ребёнка просим Вас внимательно ознакомиться с этой памяткой. Все требования, которые мы предъявляем к посетителям нашего отделения, продиктованы исключительно заботой о безопасности и комфорте пациентов, находящихся в отделении.
1. Ваш ребёнок болен, его организм сейчас особенно восприимчив к инфекции. Поэтому если у Вас имеются какие-либо признаки заразных заболеваний (насморк, кашель, боль в горле, недомогание, повышение температуры, сыпь, кишечные расстройства) не заходите в отделение- это крайне опасно для Вашего ребёнка и других пациентов в отделении.
2. Перед посещением ОРИТ надо снять верхнюю одежду, надеть бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно вымыть руки.
3. В ОРИТ не допускаются посетители, находящиеся в алкогольном (наркотическом) опьянении, с агрессивным поведением.
4. В палате ОРИТ могут находиться одновременно не более родственников, дети до 14 лет в палату не допускаются.
5. В ОРИТ следует соблюдать тишину, не брать с собой мобильных и электронных устройств (или выключить их), не прикасаться к приборам и медицинскому оборудованию, общаться с ребёнком тихо, не нарушая охранительный режим отделения, не подходить и не общаться с другими пациентами и их родственниками, неукоснительно выполнять указания медицинского персонала и не затруднять оказание медицинской помощи другим больным.
6. Вам следует покинуть ОРИТ в случае необходимости проведения в палате инвазивных манипуляций. Вас об этом попросят медицинские работники.
7. Посетители, не являющиеся прямыми родственниками (мать, отец, взрослые братья и сестры), допускаются в ОРИТ только в сопровождении законных представителей.
8. Категорически запрещены киносъемка, фотосъёмка, звукозапись и видеозапись.
С памяткой ознакомлен (а). Обязуюсь выполнять указанные в ней требования.
ФИО________________________ Подпись ________________ Дата: _____________
Степень родства (подчеркнуть) мать, отец, брат, сестра, иное ________________
Скорая и неотложная медицинская помощь в вопросах и ответах
Немногие знают, чем отличается скорая медицинская помощь от неотложной. «Разве это не одно и то же?» — спросит большинство россиян. Нет, это две разные службы. Несколько лет назад они были разделены. Давайте разберемся, в чем разница между скорой помощью и неотложной.
Скорая и неотложная медицинская помощь, чем различаются эти понятия?
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются:
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При этом помощь оказывается в экстренной или неотложной форме.
Поводами для вызова неотложки являются:
— внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
— констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Оказание неотложной медицинской помощи может осуществляться как в амбулаторных условиях (в поликлиниках) или на дому при вызове медицинского работника.
В целях оказания гражданам неотложной первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре поликлиник работают подразделения медицинской помощи – кабинеты неотложной помощи. Они есть во всех территориальных поликлиниках.
Какие поводы существуют для вызова пациентом скорой медицинской помощи?
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме представлены выше.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Кто определяет в скорой или неотложной медицинской помощи нуждается пациент?
В зависимости от повода к вызову и результата опроса диспетчера на вызов направляется бригада скорой медицинской помощи или неотложной медицинской помощи поликлиники.
Телефоны в Астрахани для вызова скорой и неотложной медицинской помощи
Прием вызовов для обслуживания бригадами скорой медицинской помощи осуществляется по телефонам: «03», «103» и «112» с городского телефона или любого сотового оператора круглосуточно.
Чем отличается приезд бригады неотложной медицинской помощи от визита врача из участковой поликлиники?
Бригады неотложной медицинской помощи поликлиник обслуживают вызовы только на территории своей поликлиники по графику с 10-00 до 22-00 ежедневно без выходных.
Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
Бригады неотложной медицинской помощи оснащены санитарным автотранспортом и укладками для оказания неотложной медицинской помощи.
В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений, обслуживающие вызовы врача на дом, укладок для оказания неотложной медицинский помощи не имеют и санитарным автотранспортом могут быть не оснащены.
Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Разгрузило ли введение неотложной медицинской помощи работу бригад скорой медицинской помощи?
Организация пунктов неотложной помощи при поликлиниках позволила уменьшить нагрузку на бригады скорой медицинской помощи и освободить бригады для пациентов, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
Имеет ли право бригада скорой или неотложной помощи отказать в оказании медицинской помощи если у пациента нет с собой полиса ОМС?
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.