Что спросить у социолога
Что спросить у социолога
Мои первые вопросы:
1.Что Вы думаете о вознаграждении опрашиваемых за участие в социологическом исследовании (деньги, скидки, скромные презенты типа календарика)? Как это влияет на качество, достоверность получаемой информации, эффективность самого исследования?
2.Возможно ли и эффективно ли на практике использование массового опроса одновременно и для социологического исследования и для попутного продвижения чего-либо (например, акцентируя внимание опрашиваемых на каком-либо бренде)? Как можно сочетать эти две роли без ущерба для обеих?
3.Какие Вы можете порекомендовать учебные материалы, съедобные для чайников, любителей, новичков но эффективные для практического освоения социологии и искусства социологических исследований? )
«А для жизни социологические исследования, увы, не нужны»
— В каком смысле? )
1.Насчёт контроля, это понятно )
2.Объясните трактористу в чём принципиальная разница между социологическим и маркетинговым исследованиями? )
Иван, Александра очень тонко подметила «нужность» социологических (именно социологических, а не социальных или маркетинговых) исследований. Для того, чтоб повысить Ваш уровень «чайника-любителя» ознакомьтесь с учебником Ядова: ответ на Ваш вопрос, если я не ошибаюсь, можно найти в первой же главе учебника.
Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение
Типы вопросов в социологичесокм исследовании
1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента
2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.
3.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.
4.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.
5.Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. 6.Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок.
По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов
2.Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.
3.Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определеннойее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.
6.Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.
Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье?
1. До 100 000 рублей.
2. От 100 001 до 500 000 рублей.
3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.
4. Свыше 1 000 000 рублей. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Социологические шкалы
1.Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.
2.Номинальная шкала.В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.
4.Ранговая шкала.В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.
Эталоном измерения является шкала, что еесоздает сам социолог в процессе исследования.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
50 вопросов для собеседования по социальным навыкам
Личные данные
1. Расскажите о себе.
2. Назовите свое самое большое достижение.
3. О чем Вы сожалеете больше всего?
4. Расскажите о своих сильных сторонах и положительных качествах.
5. Назовите Ваши слабые стороны.
6. Что в работе заряжает Вас энергией?
7. Чему Вам нужно научиться в этом году?
Работа
1. Какие обязанности Вы выполняете на текущей работе?
2. Что Вам нравится и не нравится в Вашей текущей работе?
3. Где Вы видите себя через 5 лет?
4. Почему Вы уходили с предыдущих мест работы?
5. Вас когда-нибудь увольняли? По какой причине?
Специальность
1. Почему Вы выбрали Вашу специальность?
2. Если бы Вы могли вернуться в прошлое, выбрали бы Вы Вашу специальность?
3. Почему Вы выбрали данный профиль?
4. Какой был самый важный урок, который Вы вынесли из Вашей жизни?
Сайты
1. Какие сайты Вы обычно посещаете? Почему?
2. У Вас есть личный сайт? Для каких целей Вы его используете?
3. Как Вы создавали Ваш сайт?
Языки
1. Где и как Вы изучали иностранные языки?
2. Мы можем продолжить собеседование на другом языке?
3. Назовите последнюю книгу, которую Вы прочли на этом языке, или сайт, который Вы посетили?
4. Как Вы поддерживаете свой язык на должном уровне?
Интересы
1. Чем Вы увлекаетесь?
2. О чем Вы мечтаете?
3. Чем Вы хотите заниматься в конечном счете?
4. Чему Вы хотите здесь научиться?
Образцы для подражания
1. Кто вдохновил Вас больше всего в жизни? Почему?
2. Кто был Вашим лучшим начальником/коллегой, а кто худшим? Почему?
3. Что Вы думаете о Вашем предыдущем начальнике?
4. Что делает человека примером для подражания лично для Вас?
5. Вы можете быть примером для других или вдохновить кого-то?
Книги
1. Какие книги Вы читаете?
2. Какую последнюю книгу Вы прочитали? Чем она понравилась или не понравилась Вам?
3. Вы продолжаете учиться на работе и в обычной жизни? Каким образом?
4. Какие книги по саморазвитию Вы прочитали за последний год?
5. Какие книги Вам не нравятся?
Группы
1. Вы предпочитаете работать в команде, с напарником или в одиночку?
2. Каким спортом Вы занимаетесь? Вы ориентированы на работу в команде? Как это проявляется?
3. Вы общительный человек? Приведите пример того, как это проявляется.
4. Посещали ли Вы общественные мероприятия в последнее время? Хороши ли Вы провели время?
Предпочтения
1. Чем Вам больше всего нравится заниматься в жизни?
2. Как Вы развлекаетесь?
3. Что Вам нравится на Вашей текущей работе?
4. Что Вас больше привлекает: деньги или работа, которая Вам действительно по душе?
Общие
1. Почему Вы хотите работать в данной компании/в данной сфере?
2. Сколько времени Вы не работали?
3. Сколько Вы сейчас получаете?
4. Как бы Вы оценили меня в качестве интервьюера? Что бы Вы сделали по-другому?
Работа: интервьюер
Приходишь к людям в дом, задаешь неудобные вопросы
Я занимаюсь организацией социологических исследований — подбираю интервьюеров, которые опрашивают людей на улицах, по телефону или ходят по квартирам.
Несколько лет назад я сам подрабатывал таким интервьюером и сейчас при необходимости тоже выхожу на опрос. За несколько часов интервьюер может заработать больше, чем сидя в офисе это же время.
В этой статье я расскажу, как устроиться на такую работу и получать 2000 Р в день.
Что надо знать о социологическом опросе
Компании и органы власти хотят лучше знать, что люди думают и чего хотят. Для этого проводят исследование. Для исследования нужно собрать данные. Один из способ сбора данных — опрос. Опрос — это когда спрашивают.
Человека, который проводит опрос, называют интервьюером. Тех, кого опрашивают, называют респондентами. Интервьюер опрашивает людей на улицах, по телефону или ходит по квартирам. Процесс называется работой в поле, а опрос — полевым этапом. Потому что есть и другие этапы: например, опрос нужно подготовить, а потом посчитать и проанализировать данные.
Все ответы вносятся в опросный лист. Если его заполняет интервьюер, то такой документ называется «бланк интервью», если ответы вносит сам респондент — это уже анкета. Но в статье, чтобы не писать всякий раз «бланк интервью», я использую слово «анкета», за что заранее прошу прощения у социологов.
Исследование в упрощенном виде выглядит так: социологи по специальным методикам разрабатывают опросные листы, потом нанимают интервьюеров и отправляют их проводить полевой этап. Потом анкеты обрабатываются и аналитики делают из ответов граждан какие-то выводы. Рано или поздно все умирают.
Как стать интервьюером
Чтобы быть интервьюером, никаких специальных знаний иметь не надо. Но придется быть готовым к постоянному общению с разными людьми, много ходить и испытывать стресс. Я попал в интервьюеры, когда учился на социолога — для студентов работа в поле была частью учебы. Понюхать пороху, так сказать. Вкусить простой русской жизни. Слиться с народом. Оседлать русское бессознательное…
Потом, уже на старших курсах, меня звали работать на опросах знакомые из исследовательского агентства. Когда я сам начал заниматься организацией опросов, то искал интервьюеров тремя способами: звал знакомых, желающих подзаработать, привлекал студентов в вузах и размещал объявления на сайтах с вакансиями. Так что, если вы хотите устроиться на такую работу, необязательно быть студентом или иметь знакомых социологов — ищите в интернете.
Обычно в вакансиях из интернета никаких подробностей нет — условия работы и оплата будут отличаться от опроса к опросу. Уточнят всё уже на месте: перед выходом в поле с интервьюерами проводят инструктаж, где подробно рассказывают, сколько платят за одну анкету, количество человек, которых надо опросить, поквартирный это будет опрос или уличный и так далее.
Как устроена работа
Со стороны работа интервьюера выглядит просто: вам выдают пачку анкет, вы задаете вопросы людям, вносите ответы в бланки. После чего сдаете результаты нанимателю, и вам платят деньги. На самом деле есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание еще на этапе инструктажа. Именно от них зависит, будет ли заработок легким или придется выложиться по полной.
Вид опроса — квартирный или уличный. Ходить по квартирам сложнее, чем опрашивать людей на улицах.
При квартирном опросе интервьюеру выдают заранее заготовленный список адресов, по которым надо пройти, и это может быть не самый приятный район. Чтобы добраться до респондентов, придется искать способы попасть в подъезд, звонить в домофоны, бегать по этажам, переговариваться с недоверчивыми пенсионерами через дверь. В конце концов ты тревожишь людей посреди дня, они выходят на тебя в трусах и со сковородкой наперевес, а за их спинами зияет бездонная пучина унылого русского быта.
С уличным опросом проще. Главное — найти не слишком шумное место с хорошей проходимостью: например, рядом с магазином, поликлиникой, почтой или детской площадкой. От локации зависит скорость работы и, соответственно, заработок. Однажды я целый день простоял на перекрестке, вокруг спешили люди, и за всё это время на вопросы ответили всего десять человек. Ближе к вечеру я догадался перейти в тихий сквер с семейными парами, мамочками и пенсионерами — и за два часа опросил 30 респондентов.
Еще перед выходом на улицу люди все-таки склонны причесываться, прилично одеваться и всячески прикрывать быт российского среднего класса.
Время на опрос одного респондента. Его не получится определить, просто взглянув на анкету: умелый социолог может скомпоновать бланк так, что он займет одну страницу, а отвечать придется четверть часа. Каждый вопрос может иметь несколько подвопросов.
Чтобы выяснить, сколько надо времени на опрос респондента, исследователи проводят так называемый пилотажный опрос, то есть тестируют анкету. Поэтому на инструктаже обязательно уточняйте, был ли такой тест и сколько времени он занял. Если пилотажный опрос не делали, то мало того, что непонятно, сколько вы потратите времени, возможно и вопросы составлены так, что респондент не сможет на них ответить.
Если анкета сложная, респонденту могут предложить подарок за участие в опросе. Обычно это какая-нибудь мелочь, например шариковая ручка. Но имейте в виду, сувениры оплачиваются из той же статьи расходов, что и работа интервьюеров, поэтому на опросе с подарками ставка оплаты за одну заполненную анкету будет ниже.
Квота. В ходе исследования опрашивают не всех подряд. Большинство опросов имеют квоты: например, нужно опросить определенное количество мужчин и женщин определенного возраста.
Если не выполните квоту, деньги могут вообще не заплатить, потому что ценности для социологов такое исследование не представляет.
Шаг — используется при поквартирном обходе: после проведения одного интервью надо пропустить несколько квартир и заходить, например, только в каждую четвертую. Еще в социологическом исследовании используется правило «одна семья — один респондент» — это значит, что в каждой квартире можно опрашивать только одного человека, а при уличном опросе запрещено интервьюировать родственников.
Сроки проведения исследования всегда ограничены. Особенно это касается предвыборной социологии, когда ситуация меняется ежедневно и данные быстро теряют актуальность. В коммерческих исследованиях, которые проводятся для разных фирм, на полевой этап обычно выделяют не больше двух недель.
Как платят
Сейчас в Омске, где я живу, интервьюер получает на руки 150—200 Р в час. Например, если заполнение одного бланка вместе с поиском респондента отнимает 15 минут, то интервьюер получит 40—50 Р за каждого опрошенного. Естественно, результат зависит от места, времени суток, коммуникабельности интервьюера и удачи.
Но за работу платят не сразу: сначала агентство должно проверить качество работы интервьюеров.
Тонкости
Работать интервьюером получится не у каждого. Главное — сделать так, чтобы человек согласился принять участие в опросе. Я считаю, что здесь основную роль играет даже не общительность, а уверенность в том, что вы имеете право отнять у человека его время.
Важен первый контакт. Например, если подойти к прохожему и сказать: «Мы проводим социологическое исследование, не уделите ли вы немного вашего времени?», то в ответ услышите: «Нет, не уделю». Но если спросить иначе: «Я провожу опрос, несколько вопросов задам?», то отказать вам будет уже сложнее. При этом при поквартирном опросе первый контакт установить проще: человек не проходит мимо, никуда не спешит, он уже открыл интервьюеру дверь и готов его выслушать.
Когда интервьюер завершает задание, ему остается опросить еще несколько редких респондентов по квоте, например всегда занятых и спешащих людей среднего возраста. Неопытный интервьюер в такой ситуации ходит по квартирам с вопросом: «Не проживает ли у вас мужчина в возрасте от 31 до 40 лет?». Бывалый старается это предотвратить и еще в начале опроса берет редких по максимуму: возможно, за открывшей дверь бабушкой промелькнет тот самый мужчина от 31 до 40. Тогда сейчас опрашивать лучше его, а бабушка потом найдется. Для успешной работы по квотам вам понадобятся терпение, внимательность и целеустремленность.
Однажды, еще будучи новичком, я работал по сложной квоте: кроме пола и возраста, важным критерием было образование. Последней в квотном задании оказалась женщина от 40 до 54 лет с высшим образованием. Всех открывших двери жильцов я спрашивал: «У вас проживает женщина в возрасте от 40 до 54 лет с высшим образованием?» В очередной квартире хозяин-мужчина, выслушал вопрос, задумчиво произнес: «Бог миловал…» — и закрыл дверь.
Безопасность
Естественно на такой работе, где приходится много общаться с разными людьми, не избежать и негативна. Причем негатив в одинаковой степени есть как на опросах по острым темам, например про политику или религию, так и на безобидных коммерческих исследованиях.
Важное профессиональное качество интервьюера — здоровый пофигизм. Грубиян в первый раз вас видит, и всё, что он говорит вам плохого, характеризует только его самого. Большинство же людей относятся к интервьюерам доброжелательно и охотно идут на контакт.
Какие-то очень уж опасные моменты при работе в поле возникают редко, но надо быть всегда готовым. Своим интервьюерам я каждый раз провожу инструктаж по технике безопасности. Вот основные правила:
Самое страшное, что случалось с моими интервьюерами за пять лет работы, — мужчина, открывший дверь, схватил девушку и потянул в квартиру. К счастью, ей удалось вырваться.
У меня тоже бывали случаи, когда мне угрожала опасность, но в каждом из них я сначала нарушал свои же правила безопасности. Например, шел прямо на компанию в подъезде или заходил на кухню. Перед началом квартирного опроса я рекомендую девушкам-интервьюерам работать по двое. Решают они сами, ведь в этом случае зарплату придется делить на двоих.
Как узнать интервьюера
Иногда интервьюеров при квартирном опросе принимают за мошенников: непонятные люди, ходят по всем соседям, что-то спрашивают и вынюхивают. Это подозрительно. Вот как выяснить, что перед вами социолог, а не жулик.
У интервьюера будет с собой пачка одинаковых анкет, ведь помимо вас ему надо опросить еще несколько десятков человек.
В конце опроса у вас спросят номер телефона для контролеров.
Социологи не опрашивают больше одного человека в квартире.
Интервьюер не задает лишних вопросов, не пытается завязать беседу, а, наоборот, старается свести постороннее общение к минимуму — у него горит план.
Он ничего не пытается продать и не зовет на бесплатные презентации.
Фальсификация данных
Все эти нюансы подталкивают многих новичков к тому, чтобы сэкономить время и усилия, заполнив анкеты самостоятельно. Но подделку легко выявить.
После заполнения анкеты респондент оставляет свой номер телефона. Проблем со сбором такой информации обычно нет, если объяснить, что контакт нужен только для оценки качества проведенного опроса. Потом по этим номерам агентство, нанявшее интервьюеров, проверяет их работу. Сами опросы — анонимные.
Телефонный обзвон — маленькая часть большой системы контроля качества. Она начинается уже с процесса приема заполненных анкет у интервьюеров. Как показывает практика, если бланки чистые, аккуратно заполненные, то высок шанс, что сдали фальсификат. По своему опыту знаю, что в поле с бумагами всегда обязательно что-нибудь происходит: на них ставят кофе, роняют в грязь. Пару раз мне сдавали анкеты с пятнами крови. Диалог на улице или лестничной площадке — стрессовая ситуация, писать красиво не получается. Поэтому ровный почерк — признак подделки.
После визуального осмотра анкет и обзвона респондентов бланки попадают на статистический контроль: социологи смотрят, не отличаются ли ответы по всей выборке в среднем от ответов, которые принес отдельный интервьюер. Обычно люди отвечают одинаково независимо от места опроса. Если же мы видим значимые отклонения у какого-то интервьюера, то обзваниваем его анкеты еще раз, уже более тщательно.
Агентства строго относятся к обманщикам. В нашей компании за одну-две «нарисованные» анкеты из двадцати я еще сохранял часть зарплаты, за большее количество полностью лишал гонорара.
Общие впечатления
Когда социологическое исследование выходит на этап сбора данных, интервьюеры становятся главными действующими лицами. От них напрямую и в наибольшей степени зависит качество материала, который после контроля, обработки и анализа получает заказчик. Поэтому работа в поле очень важна и ответственна, как бы банально это ни звучало.
Быть интервьюером сложно, а иногда даже опасно, но здесь есть и своя романтика. Например, наше агентство проводило серию опросов по национальным и религиозным группам Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках исследования мы побывали в мечетях и церквях северных городов, прошли на корабле по Иртышу от Омска до Северного полярного круга, познакомились с татарской культурой и кухней, меня научили совершать намаз, а одного из наших интервьюеров потом еще полгода искали девушки, с которыми он познакомился во время поездки.
Правда о соц. опросах (ВЦИОМ) не более 15 минут
Если вы читаете данный пост, вероятно вы уже слышали:
«Добрый день! Меня зовут: Как-нибудь. Я представляю Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ»/ представляю Службу опросов населения »
Наверняка Вам интересно будет узнать откуда появился Ваш номер в их базе и какую цель они преследуют.
Информация из википедии гласит:
«Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству. «
Однако не сбивайтесь с толку, компания может быть и государственная, сам ген. директор Валерий Федоров высказался о задачах этой конторы:
«Организациям, политикам, бизнесу — нужны успех и победа. В современном мире сложно добиться поставленных целей без надежной информации, верных прогнозов и качественных рекомендаций. Наша миссия — дать эту информацию заказчикам. А их задача — достичь высоких результатов»
Организациям, бизнесам. однако какого рода информация нужна подобным юр. лицам?
К сожалению сам ВЦИОМ непосредственно опросами не занимается, он составляет ТЗ и получает результат опроса.
Для этого есть различные организации, проводящие соц. опрос для разных заказчиков, в том числе и ВЦИОМ.
Примерно так она и выглядит, не удивляйтесь. Если интересно сами можете поиграться, однако доподлинно сказать не могу. Факт, что номера генерируются, из-за этого иногда в системе случается «время неверных номеров». Поэтому не бойтесь, ваши персональные данные никто не слил, НО.
Вот тут мы уже подходим к цели опросов. Думаете пройдя соц. опрос все ваши персональные данные составит номер телефона то вы глубоко ошибаетесь.
По факту вы оставляете:
Возраст
Регион
Населенный пункт
ФИО (возможно только имя)
Образование
Работа
Доход (не всегда спрашивают, зависит от проекта)
Гражданство РФ
Номер телефона
Что произойдет с вашими данными?
Подошли к самому главному, на что вы соглашаетесь. На перепродажу персональных данных третьим заинтересованным лицам. Из-за чего вначале идут критерии отбора, такие как анкетируемый не должен был участвовать в опросах за последний месяц (или 3, или 6). Так же часто нельзя было опрашивать людей работающих в этой же сфере (сопросы, реклама и пр.) и, если опрос про товары, то в сфере производства этих товаров.
К сожалению сами операторы не знают об этом, считая важность своей работы для исследований гос. учреждений и винить их не имеет смысла, как и портить себе нервы. Из-за цели в виде перепродажи персональных данных одного отказа будет мало и вы будете еще долго получать звонки.
-Как избавиться от надоедливых звонков
Самый простой способ согласиться на опрос и сказать, что вы не гражданин РФ и звонков как не бывало. Ибо какой доход можно получить от резидентов иного государства? Или можете сказать возраст до 18, интересна реакция 😂
На ваше мнение наплевать, увы, но это так, и чудес не стоит ждать в этом капиталистическом мире, однако уведомить о новом способе сбора персональных данных я считаю необходимым. Операторов также можно понять, они уверены, что несут благо обществу, ну или хотя бы получают доход для существования, кто знает. Будьте вежливыми и просвещёнными.
Буду рад подписке и рад ответить на ваши комментарии, впереди много интересного, бесплатно и конфиденциально 😉