Что спросить у ортопеда на приеме ребенка
Прямая линия с ортопедом
Представляем вашему вниманию интервью и ответы на вопросы, прозвучавшие в ходе прямой линии с врачом-ортопедом нашего центра в газете «Советский район«.
Как распознать сколиоз и стоит ли волноваться, если ребёнок ходит на цыпочках? Какой возраст самый опасный для здоровья позвоночника? На эти и другие вопросы во время прямой линии в редакции нашего еженедельника ответил врач-ортопед высшей категории медицинского центра «Детский доктор» Александр Прокопенко.
Корр.: В каком возрасте первый раз нужно обследовать ребёнка у ортопеда?
— Первичное обследование проводит ортопед в роддоме. Поэтому грубые патологии, как правило, выявляются сразу после рождения. Это то, что можно увидеть невооружённым глазом — кривошея, врожденный вывих бедер, отсутствие пальцев. Скрытые патологии, например, дисплазия тазобедренных суставов — выявляются позже. Для этого нужно каждые три месяца проходить обследование у ортопеда.
Корр.: Какие ортопедические патологии преобладают сейчас у детей?
— У новорожденных — дисплазия, кривошея, врожденная косолапость. В 3-5 лет — плосковальгусная установка стоп. Но нельзя сказать, что это патология, это физиологический этап — таким образом идет формирование стопы. Его проходят все дети без исключения. И только у некоторых впоследствии развивается плоскостопие. Такой диагноз можно поставить ближе к школьному возрасту.
Корр.: Что значит «плосковальгусная установка»?
— Говоря простым языком, это когда нет изгиба на внутренней стороне стопы, так называемого подъёма.
Корр.: Как избежать плоскостопия?
— Покупать ребёнку обувь с супинаторами или специальные стельки. Причём как для улицы, так и в детсад. В домашних условиях, как вариант, ходьба на носочках, по ортопедическому коврику. Лечебная физкультура помогает укрепить мышцы голени и стоп. Можно пройти курсы специального массажа у специалиста. Летом на природе ребёнок может ходить без обуви.
— У ребёнка плоскостопие. Ему уже 14 лет. Можно в этом возрасте вылечить патологию? Татьяна.
— Можно. Ребёнок ещё развивается. Формирование организма происходит примерно до 20 лет. Меры, которые нужно принимать, те же, что и в детском возрасте. Специальные стельки, массаж, лечебная физкультура.
— Кого чаще беспокоит плоскостопие — мальчиков или девочек? Елена Алексеева.
— Особенность женского плоскостопия в том, что оно, как правило, поперечное. Многим знакома проблема, когда выпирают косточки. Вот это оно и есть. Проявляется, как правило, в старшем возрасте. Поэтому нужно носить обувь на каблуке не выше 4 сантиметров. На высоких каблуках — не больше двух часов в день. Но и для любительниц высоких каблуков есть выход — специальные стельки, которые правильно распределяют нагрузку на стопу.
— А вот мама всё время убеждала меня, что если у девушки высокий подъём на стопе, то можно смело носить обувь на высоком каблуке — вреда не будет.
— От высоты подъёма это никак не зависит. Но по нему клинически определяется степень плоскостопия. Чем меньше «изгиб», тем сильнее продольное плоскостопие. При ношении обуви на высоком каблуке развивается поперечное плоскостопие.
— Плоскостопие может передаваться по наследству?
— Если у родителей оно было, генетическая предрасположенность будет и у детей. Как и к дисплазии, сколиозу. Кстати, часто именно дисплазия тазобедренных суставов передаётся от матери к дочке. Плоскостопие развивается из-за слабости связочного аппарата стопы.
В любом случае, если в семье у кого-то есть ортопедические патологии, при рождении ребёнка нужно обращать на это внимание. Когда детей приводят к нам на консультацию, мы всегда расспрашиваем о наследственности.
— Правда, что сейчас у детей увеличилось количество случаев дисплазии тазобедренных суставов? Марина.
— Скорее, увеличилось количество выявлений дисплазии на ранней стадии. И это хорошо, чем раньше патологию выявят, тем больше шансов вылечить её.
— В три месяца ребёнка обследовал ортопед и назначил рентген. Сказал, что есть подозрение на дисплазию. От многих знакомых мам слышу, что им тоже назначали рентген. Обязательно облучать детей в таком маленьком возрасте? Нельзя поставить точный диагноз без этой процедуры? Ольга.
— Раньше трёх месяцев рентгенография не назначается, так как основная часть костей скелета ещё представлена хрящами — на снимке они не видны. После трёх месяцев рентген-картинка будет показательной.
Иногда, когда мы сомневаемся, есть дисплазия или нет, а родители категорически против рентгенографии, назначаем УЗИ-диагностику. Но если на основании УЗИ даётся заключение, что есть изменения в тазобедренных суставах, лучше всё-таки сделать рентгенографию. Только она является достоверным методом диагностики. На основе снимка впоследствии выстраивается лечение. А облучение при рентгенографии небольшое.
Корр.: Вы упоминали вначале такую ортопедическую патологию, как кривошея. Что это?
— Мышечная кривошея, то есть укорочение кивательной мышцы, когда голова всё время склонена набок, встречается редко. Распространена так называемая установочная кривошея. Она появляется, если ребёнок лежит с головой, обращенной в одну сторону. Мышцы у него ещё слабо развиты, поворачивать голову и переворачиваться младенец сам не может, поэтому происходит деформация черепа, лицо становится с одной стороны плоским. Это всё устраняется. Лечебным массажем и физкультурой, сменой положения ребёнка в кроватке. Ещё есть специальные подушки-бабочки, которые удерживают голову в прямом положении.
— Сейчас у детей часто диагностируют сколиоз. На это влияет их сидячий образ жизни, увлечение компьютером? Михаил.
— Сколиоз чаще встречается у подростков в период полового созревания, когда происходит гормональная перестройка организма, быстрый рост. У девочек опасен период, когда начинается менструация и пока цикл не нормализуется. В это время желательно показываться ортопеду хотя бы раз в год. Вообще, особое внимание нужно где-то с 12 до 17 лет. Любое лечение сколиоза на начальных стадиях, если это не запущенный случай, направлено на укрепление мышц спины. Они должны быть достаточно развиты, чтобы удерживать позвоночник. Поэтому дома, при выполнении домашнего задания, ребёнок должен делать перерывы и выполнять физические упражнения.
— У дочери незначительное искривление позвоночника. Посоветовали записать её в бассейн. Это действительно поможет? Елена Сергеевна.
— При сколиозе плавание помогает, потому что задействуются все мышцы тела, а позвоночник, наоборот, «разгружается». Но в бассейне нужно не плескаться, а именно плавать, желательно брассом. И не нужно ждать, пока начнутся проблемы с позвоночником, ходить в бассейн здоровым людям тоже полезно. В целях профилактики.
— У дочери проблемы с позвоночником, говорит, что после физкультуры у неё болит поясница. Но врач давать освобождение отказывается. Лиана.
— Физкультура — это профилактика сколиоза и плоскостопия, хорошая разрядка во время уроков. После неё и учебный материал детьми воспринимается лучше. Тем более сейчас дети очень мало играют на улице, приходят со школы и садятся за компьютер. А на физкультуре хотя бы побегают и попрыгают. Освобождение от уроков физкультуры, занятия в специальных и подготовительных группах проводятся на основании заключения ВКК филиалов поликлиник. Всё зависит от заболевания.
— Складывается впечатление, что с каждым годом мои внуки таскают в школу всё больше учебников и тетрадей. Портфели просто неподъёмные. Отсюда и проблемы с позвоночником… Тамара Ивановна.
— Учитывая, что школы расположены на близком от дома расстоянии, и поход туда занимает немного времени, проблем с позвоночником от тяжёлого рюкзака не будет. Главное, чтобы нагрузка распределялась равномерно. Для этого нужно носить сумку с ремнями на два плеча на спине, а не сумку на одно плечо.
Корр.: Могут ли родители самостоятельно распознать у ребёнка сколиоз?
— Нужно поставить ребёнка и посмотреть по спине, как высоко одно над другим стоят плечи, симметричны ли углы лопаток, ровная ли линия талии. Если заметили ассиметрию, она является косвенным признаком проблем с позвоночником — нужно идти к ортопеду.
— Почему бы не вернуть в школы советские парты, где столешницы были с наклоном и стулья нельзя было двигать? Вот тогда у детей не искривлялся позвоночник. Вы как врач-ортопед с этим согласны? Александр.
— Я такие ещё застал, когда сам учился в младших классах. Они рассчитаны на среднего ученика. Большим детям может быть неудобно, потому что скамья не отодвигается, она вместе со столом представляет одну конструкцию. А важно иметь возможность регулировать по высоте стул. Сейчас в школах этого тоже нет. Тем не менее парты, которые закупаются, должны соответствовать установленным санитарным нормам.
— Если ребёнок ходит на цыпочках, нужно обращаться к ортопеду? Елена С.
— Необходим осмотр невролога и ортопеда.
Елена Чернобаева, фото Вячеслава Коломийца, газета «Советский район».
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.