Что спросить у невролога на приеме в 1 месяц
Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным?
Детский невролог — это специалист, который с момента появления ребенка на свет наблюдает за тем, как протекает развитие и созревание его нервной системы. Комплексная оценка новорожденного неврологом важна для того, чтобы помочь ему правильно развиваться, а также суметь своевременно выявить любые отклонения от нормального хода развития и принять необходимые меры для их коррекции.
Как проходит прием детского невролога?
На первичном приеме детский невролог производит детальный сбор анамнеза и общий осмотр новорожденного.
Оценивая неврологический статус младенца, большое внимание врач уделяет состоянию черепно-мозговых нервов, общей чувствительности, а также наличию рефлексов, свойственных новорожденным.
Оценка рефлексов новорожденного
Рефлексы представляют собой автоматические реакции человека на раздражители. По мере взросления малыша в определенные периоды его жизни рефлексы могут появляться и исчезать. Своевременное появление и угасание рефлексов позволяет делать выводы о нормальном течении развития ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые рефлексы, характерные для новорожденных.
Поисковой рефлекс
При первом поднесении младенца к груди этот рефлекс помогает ему найти материнский сосок. Он является врожденным и сохраняется у ребенка до 12—16 недель, после чего угасает. Вызвать поисковую реакцию у малыша можно, поглаживая область уголков его рта. В ответ новорожденный опускает губу, отклоняет язык и осуществляет поворот головы в сторону источника раздражения.
Сосательный рефлекс
Защитный рефлекс
Эта защитная рефлекторная реакция возникает у новорожденного еще с первых часов его жизни. Она заключается в том, что ребенок поворачивает свою головку в сторону, когда взрослые его кладут на живот. Такое движение позволяет младенцу восстановить доступ кислорода к дыхательным путям.
Дети с поражением нервной системы могут не иметь данного рефлекса. И если вовремя не повернуть головку малыша в сторону, он может начать задыхаться.
Хватательный рефлекс
В ответ на легкое надавливание пальцем на ладонь малыш крепко обхватывает его с такой силой, что его при этом можно слегка приподнять. Так проявляется хватательный рефлекс, который также является врожденным. Его угасание происходит на 4—5 месяце жизни, когда ребенок начинает захватывать предметы уже не автоматически, а произвольно, делая это с помощью боковых поверхностей указательного и большого пальцев.
Хоботковый рефлекс
Проявляется в вытягивании губ вперед при быстром касании их пальцем. Такая реакция связана с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта. В норме она сохраняется до 8—12 недель.
Рефлекс Моро
Это рефлекторная реакция новорожденного на испуг. Она присутствует у всех здоровых и доношенных младенцев и заметна с первых минут жизни малыша при определенных манипуляциях акушера. Рефлекс Моро можно вызвать различными способами:
Как правило, этот рефлекс является хорошо выраженным до 12—16 недель, а затем угасает. После пятого месяца у малышей остаются лишь отдельные его проявления.
Ладонно-ротовой рефлекс
Если младенцу надавить на ладошку, то он непроизвольно начинает открывать рот. Яркие проявления этого рефлекса характерны для новорожденных, не имеющих патологий в развитии нервной системы. Пропадает он обычно на 3—4 месяце жизни.
Рефлекс Галанта
Проявляется выгибанием спины и поджиманием левой или правой ноги при проведении пальцем по линии позвоночника с соответствующей стороны. В норме этот рефлекс становится выраженным на 5—6 день жизни ребенка и угасает на 3—4 месяце. Его отсутствие в течение первого месяца жизни или же сохранение после указанного периода может свидетельствовать о поражении нервной системы.
Рефлексы опоры и реакция автоматической ходьбы
Новорожденный еще не умеет стоять. Однако ему уже доступны опорные реакции. Поэтому, когда взрослый держит ребенка на весу в вертикальном положении, тот начинает сгибать ноги в суставах. Когда младенца, придерживая, ставят на опору, он выпрямляется и встает на полусогнутые ноги, опираясь на полную стопу. Если же малыша слегка наклоняют вперед, у него возникают автоматические шаговые движения. Такие реакции считаются естественными до 4—8 недель.
Когда следует обращаться к неврологу
Первый год жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии. В это время малыш нуждается в регулярном наблюдении врача-педиатра, но не меньшую важность имеют плановые неврологические осмотры. После первого посещения они проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Если развитие малыша протекает нормально, как правило, дополнительных консультаций не требуется. Однако если на приеме невролог замечает какие-либо отклонения от нормального хода развития ребёнка, а также если у родителей имеются жалобы на его поведение или самочувствие, то существует потребность во внеплановых осмотрах.
Но на что именно следует обращать внимание?
Если вы заметили подобные проявления в поведении и самочувствии ребенка, не стоит медлить. Рекомендуется как можно скорее обратиться за консультацией к детскому неврологу.
С грудничком к неврологу: вопросы, которые может задать мама
Детский невролог — один из тех врачей, который регулярно должен осматривать ребёнка первого года жизни. Он оценивает развитие и созревание нервной системы младенца. Конечно, новоиспечённая мама всегда волнуется перед первым визитом к специалисту, однако не нужно этого делать, а лучше заранее продумать вопросы, которые можно задать на приёме, а также во время последующих посещений.
Как подготовиться к первому визиту к неврологу
Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).
Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).
Прежде всего невролог визуально осмотрит малыша, оценит форму, размер, положение головы, мышечный тонус
Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:
Помимо осмотра младенца, доктор задаст маме множество вопросов касательно течения беременности, состояния и поведения ребёнка
На приём обязательно нужно взять амбулаторную карту малыша, а также результаты обследования во время беременности, документацию, которую выдали в роддоме при выписке. Кроме того, осмотр лучше всего проводить спустя 1–1,5 часа после кормления, чтобы ребёнок не был вялым. Если же он будет голодным, то проявит излишнее беспокойство. В обоих случаях это затруднит осмотр.
Видео: как подготовиться к осмотру невролога с месячным ребёнком (объясняет врач)
Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц
Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:
Многие мамы хотели бы знать, как улучшить сон грудничка
Многие мамы обеспокоены, что их малыш сильно потеет
Если ребёнку 3 месяца
В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.
Три месяца — время второго планового визита к неврологу, во время которого врач оценивает уже другие важные параметры
Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:
Вопросы для более старшего возраста
Конечно же, вопросы у мамы могут возникнуть и в дальнейшем — при последующих визитах к неврологу (в 6, 9 месяцев, год и т. д.) В каждом конкретном случае они будут индивидуальны. Но один из распространённых — «Какие игрушки подойдут моему малышу в данном возрасте?». Действительно, не все взрослые это знают. Многие, к примеру, стараются заполнить кроватку шестимесячного крохи плюшевыми зайцами и мишками, не задумываясь, что они ему на данном этапе совершенно не нужны. Невролог даст полезные советы по этому поводу.
Всегда важно спрашивать, какие игрушки пойдут на пользу ребёнку в каждом конкретном возрасте
Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.
На приеме у невролога: несколько слов о норме и патологии
Осмотр ребенка неврологом в 1 месяц
Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!
Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, «ответственных» за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.
Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, «захватить» патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).
Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — гидроцефалии и микроцефалии.
Форма и размер черепа
Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.
Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, роднички или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.
Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!
Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?
«Домашнее задание» для родителей
Для чего нужна такая «самодеятельность»? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).
Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.
От чего зависит форма черепа?
В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.
Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. Кефалогематома (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).
Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.
Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.
Как растет голова?
У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).
Окружность головы у недоношенного ребенка увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.
Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.
Что такое роднички?
Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.
Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.
Когда и как невролог должен осматривать ребенка?
Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!
В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.