Что спросить у депутата
Ток-шоу «Сто вопросов взрослому» (встреча с депутатом городской Думы)
Проводится как внеклассное мероприятие при проведении «Недели будущего избирателя»
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ:
Просмотр содержимого документа
«Ток-шоу «Сто вопросов взрослому» (встреча с депутатом городской Думы) »
ТОК-ШОУ «СТО ВОПРОСОВ ВЗРОСЛОМУ»
Место данного мероприятия в учебном процессе: проводится как внеклассное мероприятие во время проведения «Недели будущего избирателя»
Количество академических часов: два часа.
Выборы. Свобода выбора.
Активная гражданская позиция.
Нормативная основа выборов.
Принципы избирательного права.
Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.
Активное и пассивное избирательное право.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ:
Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.
Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
Развитие умений культуры ведения диалога и дискуссии (умение выслушать другого человека, умение проявить уважение к нему, умение аргументировано высказывать свою точку зрения и др.).
Развитие умений смотреть на проблему с различных точек зрения, видеть диалектическую взаимосвязь между явлениями, находить причинно-следственные связи.
ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМАЯ ПРОБЛЕМА: Так уж ли важно, чтобы каждый участвовал в выборах? И что такое право избирать и быть избранным?
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ДАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
Формировать у обучающихся понимание значимости участия в выборах.
Воспитание культуры общения, развитие способностей аргументировать высказанные положения.
Среди обучающихся проводится социологический опрос «Я и выборы», одним из вопросов которого является: «Какой вопрос Вы хотели бы задать депутату городской Думы?». Респондентам сообщается, что свои вопросы они могут задать во время встречи с депутатом.
Группа «Социолог» обрабатывает результаты опроса и готовит вопросы к мероприятию.
Приглашённый депутат заранее знакомится с вопросами и готовится к выступлению.
Ведущий ток-шоу может сам озвучить некоторые вопросы, которые считает наиболее важными и интересными, но обучающимися они заданы не были.
1.Организационный момент –5 мин. Приветствие. Сообщение темы и цели ток-шоу. Представление депутата. Сообщается порядок проведения мероприятия.
2.Выступление депутата, ответы на вопросы – 60 мин.
3.Подведение итогов ток-шоу – 15 мин. Ведущий подводит итоги мероприятия в целом, отмечает особенно активных участников из числа обучающихся, благодарит за участие в ток-шоу.
Список вопросов составлен на основе данных
социологического опроса «Я и выборы»
Какова Ваша программа?
С какой целью Вы стремились попасть в представительный орган?
Будете ли Вы предлагать какие-либо проекты законов об улучшении материального положения «бюджетников»?
Сколько было истрачено средств на проведение Вашей предвыборной кампании?
Как часто проходят ваши встречи с избирателями?
О чём просят Вас избиратели?
Какие проблемы избирателей Вам удалось решить за последнее время?
Какие формы агитации Вы использовали в своей гонке за власть?
Когда Вы стали депутатом, что предприняли в первую очередь?
Были ли случаи «чёрного пиара» со стороны Ваших оппонентов? А с Вашей стороны?
Как Вы реагировали на «несправедливую» с Вашей точки зрения критику?
Каким документом необходимо воспользоваться для получения избирательного бюллетеня?
Что нужно делать, получив бюллетень?
Когда бюллетень признается недействительным?
Если друг или сосед попросил проголосовать за него, как поступить?
Как надо поступить, если я не найду себя в списках для голосования, или моя фамилия (имя или отчество) написаны с ошибкой?
Можно ли помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
Можно ли прийти на избирательный участок и заявить, что я хочу быть наблюдателем во время выборов?
Когда человек не имеет права голоса?
Что необходимо сделать, если на день выборов избиратель лежит больной?
Можно ли советоваться с членами избирательной комиссии по поводу того, за кого голосовать?
Как проголосовать, если в день выборов мы с родителями находимся в гостях у бабушки в другом городе?
Что нужно для того, чтобы быть зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы?
Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов городской Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
Что такое «импичмент»?
Что значит «выборы признаны легитимными»? Откуда произошёл термин «легитимность»?
Всегда ли выборы являются демократическими?
Почему важно принять участие в голосовании?
Можно ли человека заставить голосовать?
Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Некоторые считают, что власть далека от народа. Каково Ваше мнение?
В чём разница между активным и пассивным избирательным правом?
Мне кажется, что предвыборная агитация – это, своего рода, давление на избирателей. А как Вы считаете?
Что должен знать человек, который принимает участие в голосовании?
Какие избирательные цензы предусмотрены в нашей стране?
Почему кандидат в Президенты РФ не может быть моложе 35 лет?
Почему была отменена графа «против всех»?
Почему официальное вступление в должность Президента РФ называется «инаугурация»? Разве нельзя было найти русское слово для названия этой процедуры?
Как Вы относитесь к тому, что кандидатуру губернатора области предлагает Президент РФ? Разве это не должны решать сами жители области?
Как избиратели могут контролировать деятельность своего депутата?
«Плохое правительство выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Вы согласны с этим утверждением?
Как формируются органы местного самоуправления?
Надо ли осуждать тех, кто не ходит на выборы?
В чём достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем выборов? Почему в России применяется именно смешанная избирательная система?
Почему выборы считают величайшим изобретением человечества?
Идеальна ли система выборов или у неё имеются недостатки?
С какого возраста можно стать депутатом городской Думы?
Какое голосование называется тайным и как оно обеспечивается?
А как голосуют жители отдалённых или недоступных районов, те, кто находится на полярных станциях?
Зачем голосуют космонавты? Разве их голос так важен? Избирательную комиссию в космос не отправишь, да и бюллетени на орбиту попадают наверняка заранее? И что, там есть урна для голосования?
Как Вы думаете, почему пожилые люди голосуют более охотно, чем молодёжь?
Голосуют ли священнослужители или для них это необязательно?
Мой брат во время выборов служил в армии. Он сказал, что их заставили голосовать в обязательном порядке, сказав, что на гражданке они будут решать, голосовать им или нет, а здесь армия. Разве не был нарушен принцип добровольного участия в выборах? Как надо было поступить военнослужащим, которые голосовать не хотели? Могли бы их наказать за неучастие в выборах?
Что Вы как депутат сделали для нашего города и его жителей?
Для чего разделяются «ветви власти»?
Как производится подсчёт голосов? Как простому избирателю можно проконтролировать этот процесс?
Кто такие наблюдатели? Кто их назначает?
Кто был Вашим доверенным лицом во время предвыборной кампании и почему?
Как составляются списки избирателей?
Как Вы прокомментируете выражение «У каждого народа те правители, каких он заслуживает»?
Партии могут выдвигать беспартийных депутатов?
По каким вопросам в нашей стране могут назначить проведение референдума?
Почему накануне выборов бывает «день тишины»?
Могут ли снять кандидата с предвыборной кампании за размещение наглядной агитации в его поддержку в запрещённом месте?
Откуда берутся деньги на изготовление листовок, календарей, плакатов, газет и журналов, являющихся наглядной агитацией кандидата? Это могут быть его личные средства или средства, источник которых нельзя назвать?
Много молодёжи среди Ваших избирателей? Они о чём-то Вас просят?
Что значит «альтернативные выборы»?
Сколько раз в году по закону можно проводить выборы?
Для чего необходимы подписные листы?
Для чего разрешается самовыдвижение кандидата? Если его никто не выдвигает, то, может, он недостойный человек?
Есть выражение, что бюллетень сильнее пули. Как это понимать?
Что нужно для того, чтобы молодёжь не уезжала из нашего города?
Что просить у депутата: разбираем возможности народных избранников от гордумы до Госдумы
1rnd.ru сориентирует, как выбрать депутата, который быстрее и качественнее поможет с решением вашей проблемы.
Какие вопросы может «разрулить» депутат городской думы
Дума Ростова-на-Дону, Фото 1rnd.ru
Думу Ростова мы избирали год назад, в сентябре 2020-го. Возможно, вы ещё помните лица самых активных кандидатов. Если нет, список действующих депутатов думы можно найти на её сайте.
Депутаты городской думы, как правило, ведут приём жителей своих районов ежедневно. Информация о месте и времени приёмов есть на странице каждого народного избранника.
Заксобрание Ростовской области: чем депутаты должны вам помочь
Закон «О статусе депутата Ростовской области» обязывает народных избранников поддерживать связь со своими избирателями и отчитываться перед ними. В соответствии с документом, депутат должен рассматривать все поступившие к нему предложения, заявления и жалобы. А кроме того, следить, как органы власти Ростовской области и местного самоуправления реагируют на «глас народа», который им транслирует депутат.
Заксобрание и правительство РО, Фото 1rnd.ru
Одна из последних инициатив донского парламента, которая поступила на рассмотрение Госдумы, это бесплатная госпитализация детей-инвалидов вместе с родителями. В подготовке законопроекта, который будет рассматривать уже новый созыв ГД РФ, принимала участие донской сенатор Ирина Рукавишникова.
Записаться на приём к своему депутату заксобрания можно через специальную форму. Из-за ковида приёмы переведены в онлайн-режим.
Когда поможет только Госдума
У депутатов Госдумы есть уже известный нам набор скиллов: они обязаны поддерживать связь с избирателями и могут получить любую информацию, которая для этого требуется. В первоочередном приёме думцу не имеют права отказать федеральные структуры, не говоря уже об уровнях губернаторов и мэров. Даже Мишустин и Бастрыкин обязаны ответить на депутатский запрос не более чем за 30 дней.
Зал ГД РФ, Фото пресс-центра Госдумы
Обратиться к депутату Госдумы можно, конечно, по любой беспокоящей вас проблеме, которую не могут решить на более низких уровнях (города или региона). Если вспомнить наш пример с амброзией, иерархия получается такой:
Кстати, самые популярные вопросы, с которыми обращаются к депутатам Госдумы в 2021 году, касались безопасности и противодействия коррупции. На них пришлось около 2 тысяч всех поступивших к фракциям и депутатам жалоб. Вопросы, которые волнуют избирателей, служат и источником для законотворчества. Так, например, было с законопроектом о добровольном запрете на кредиты, в разработке которого принимал участие депутат ГД РФ от Ростовской области Антон Гетта. Инициатива позволяет защищать экономические интересы граждан от кибермошенников, которые стали настоящей головной болью в период самоизоляции.
Найти своего депутата в Госдуме будет можно после 19 сентября, когда подведут итоги выборов. Пока есть время изучить форму обратной связи и правила подачи жалоб и предложений в парламент страны.
alshevskix
Андрей Альшевских
Депутат Государственной думы РФ
Очередной большой пост, подборка ответов вперемешку с фотографиями по Железнодорожному району. Наглядные иллюстрации, с какими темами приходят на депутатские приемы. Даже если вы не живете в нашем районе, все равно советую полистать запись, потому что могли сталкиваться со схожими проблемами.
Писал про недоступный для инвалидов Дом музыки (улица Свердлова, 30). Реакция властей города не замедлила себя ждать. Кнопку вызова персонала собираются установить до конца года, пандус – в следующем.
Пускай не сами согласились на перемены, а прокурорская проверка подвигла, все равно поблагодарю тех, кто принимал решения.
Чуть ли не через неделю после запроса бетонные полусферы появились на тротуаре у Технической, 200 «А», там, где раньше автовладельцы выруливали к магазину. Надеюсь, не перехвалю администрацию Железнодорожного района за оперативную сработку.
В октябре–ноябре сильно топило подвалы и огороды частных домов на Семи Ключах. Замглавы администрации Екатеринбурга Владимир Тунгусов ссылается на экспертизу, что воду признали грунтовой. Но население все равно грешит на «Водоканал». Потому что в те же дни сотрудники муниципального предприятия раскапывали сети, после чего напасть прекратилась.
Время от времени интересуюсь судьбой закрытой трамвайной остановки «Маневровая» в сторону Семи Ключей. «Серый дом» как обычно конкретикой не балует. Ответственный Владимир Тунгусов обмолвился только, что проект разработают в 2016 году. Пора бы, жители устали преодолевать лишние расстояния.
Жалоба была на разбитую улицу Свердловскую в поселке Шувакиш. Мэрия в спасении дороги не отказывает, но и не обещает. Заявку учтут, когда с планами будут определяться.
Зато мэрия гарантирует, что в 2016 году отремонтирует улицы Пехотинцев (от Надеждинской до Сортировочной) и Шефскую (от Аппаратной до путепровода по Блюхера). Насчет перекрестка улиц Фронтовых Бригад и Электриков предстоят баталии, кому оплачивать работы – городу или области.
Долгожданная для Семи Ключей новость – власти Екатеринбурга отыграли реконструкцию сетей уличного освещения на Технической, Решетской, Леваневского, Белякова, Матросской. Согласно техзаданию, свет должны вернуть до конца июля.
К сожалению, откладывается на неопределенный срок освещение улицы Волжская.
Разгромленный канализационный люк возле дома на Билимбаевской, 33, как утверждает Владимир Тунгусов, восстановили. Пока крышка под снегом спрятана – не проверить результат.
После нескольких отписок «серый дом» все-таки сдобрился – памятник на Ватутина – Технической подлатают в следующем году.
Спрашивали меня про сроки газификации поселка Палкино. Администрация Екатеринбурга критикует областное правительство, которое неоднократно игнорировало заявки на софинансирование. Попросил для начала прислать копии документов. От них будем отталкиваться. Хотя не забываем, что на днях региональный министр экономики Дмитрий Ноженко заявил, что все населенные пункты нашей области никогда не газифицируют…
А в павильоне «Продукты» возле Технической, 27 между тем продавали спиртовые лосьоны.
Рассказывал уже, что во дворе на Сортировочной, 1 линия электропередач закреплена на дереве. Свердловская железная дорога, собственник сетей, следить за имуществом не торопится, поэтому одновременно с РЭМПом Железнодорожного района обратился в транспортную прокуратуру. Пусть рассудит.
Незаконную бытовку (диспетчерскую) на конечной остановке транспорта возле Западного кладбища мэрия намерена убрать.
Участок водопровода возле Ангарской, 52/1 заменят в следующем году.
Поликлиника №2 при детской больнице №16 находится в подвале и на первом этаже дома на Минометчиков, 62, что некомфортно посетителям. Из письма Владимира Тунгусова, руководителя аппарата городской управы, следует, что строительством новой лечебницы займутся только после 2020 года.
Несколько месяцев жители дома на Технической, 154 пытаются поменять председателя ТСЖ из-за «клубка» бед. Смещаемый Сергей Сергеевич Будалин уходить с поста не собирается. К истории подключились и полиция, и Департамент государственного жилищного и строительного надзора, и инспекция труда. Подробности – в скане.
Восемь вопросов, 40 ответов. Сравнивайте позиции и делайте выбор
Так как живые дебаты между кандидатами в главы Екатеринбурга ведутся только на радио, Znak.com принял решение устроить между претендентами на высокий пост заочную дискуссию. Мы разослали пяти основным кандидатам на пост главы города – Альшевских, Артюху, Буркову, Ройзману, Силину – анкеты с одинаковыми вопросами. Публикуем ответы, чтобы горожане могли сравнить позиции и сделать обдуманный выбор.
Вопрос: Назовите три основные городские проблемы и коротко сформулируйте возможные пути их решения.
Андрей Альшевских: Проблем очень много, гораздо больше чем три. Лучше сформулирую главную, фундаментальную. Основная проблема – это наша безответственная власть. Все прочие вопросы: детские сады, ЖКХ, дороги, благоустройство – понятны. Но главная проблема – бесконтрольная, безответственная местная власть. Орган местного самоуправления – это хозяйственный орган, он должен заниматься городским хозяйством и решением местных проблем. Он не должен заниматься политикой. Как только городские власти заигрались в политику, они перестали заниматься городским хозяйством. И пока эта ситуация сохраняется, проблемы будут, и ответственность за них стороны будут перекладывать друг на друга: «виновата область», «виноват город» и т.п. Мы все это уже проходили.
Это относится и к городским депутатам. Я не сторонник поправок, внесенных «Единой Россией», согласно которым муниципальные депутаты избираются по партийным спискам. Городские депутаты должны быть личностями, за них должны голосовать люди без учета партийных брендов. Я был депутатом городской думы по одномандатному округу, и для меня это была важная школа. Конечны, выборы должно проходить только по одномандатным округам, но что есть, то есть.
Евгений Артюх: Несменяемость нынешней городской администрации, которая, эволюционируя, управляет городом почти 20 лет.Высокопоставленные чиновники нынешней администрации нередко в частных беседах о Екатеринбурге говорят «наш город», при этом они буквально понимают, что это на самом деле их город, что-то вроде собственного кармана.
Способ решения этой проблемы – смена власти, которая, уверен, произойдёт 8 сентября, так как впервые выборы пройдут по новым правилам, мы получим многопартийную ответственную Думу, нового Главу города, нового сити-менеджера и т.д. Процесс обновления неизбежен.
Есть еще масса проблем, из которых трудно выбрать две, но все они производны от первой.
Город нужно развивать не только ввысь, но и вширь – нужны новые районы. Город должен развиваться как полицентричная агломерация с самодостаточным развитием в экологическом, культурном, социальном плане. Сегодня же мы имеем точечную застройку, акцент в градостроительной политике сделан на центральные районы. Существующая система организации транспортных потоков, пассажироперевозок, организации движения изжила себя. Город, по сути, большую часть времени стоит, а не едет, особенно в часы пик.
Необходимо, помимо дорогих развязок, срочно строить вторую, а затем и третью линии метро, замыкая все их в кольцо. Новые ветки метро строить на наземных опорах – опыт Чикаго, Дубая нам здесь бы пригодился.
Дешевле, быстрее, эффективнее. Есть еще масса вопросов: детсады, ЖКХ, охрана исторического наследия. И есть понимание, как их нужно решать, например, по последней – придание центру Екатеринбурга статуса исторического поселения, что создаст особый режим комплексной охраны не только отдельных объектов культурного наследия, но и всей территории исторической части города.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Первая проблема – плохие дороги и пробки. Решение – контроль над ремонтом (и строительством!) дорог с привлечением специалистов и общественных организаций («РосЯма»). С пробками – убирать с улиц города громоздкие неповоротливые полупустые троллейбусы. Делать ставку на развитие легкого метро, оставляя подземное только в районе исторического центра и плотной застройки. Развивать дешевое городское такси. И выстраивать логистику городского движения, опираясь на успешный опыт.
Вторая проблема – грязь и мусор. Решение – восстановить ливневку, поднять газоны, следить за вывозом мусора и ликвидировать все несанкционированные свалки в городской черте и прилегающих лесопарках. За вываливание мусора нещадно штрафовать. 100 тысяч рублей! А как хотели-то? Не надо в нашем городе гадить – всех предупреждали.
Построить современный мощный мусоросжигающий завод. Екатеринбург – единственный город-миллионник, где такого завода нет.
Также жестко штрафовать за надписи на фасадах. Нечего пакостить в городе! Обязать застройщиков мыть колеса грузовиков, выезжающих со строительных котлованов и площадок. И, наконец, приучать детей относиться к городу как к своему дому, где никому не придет в голову бить об пол бутылки, разбрасывать объедки и рисовать на стенах. И, конечно, быть примером для своих детей. Мы же не свиньи.
Третья проблема – завышенные тарифы на ЖКХ и проезд в общественном транспорте. Считаю, что тарифы берутся с потолка. Бороться с ними можно только через жесткий общественный контроль при помощи РЭК и прокуратуры. Пока люди не начнут сопротивляться и будут покорно платить – тарифы будут повышать.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: Назовите трех – пятерых человек, которых вы считаете членами своей команды и с которыми вам бы хотелось работать в случае своего избрания (на любых должностях, в любой форме).
Андрей Альшевских: Давайте не будем путать. Согласно 35-й статье Устава Екатеринбурга, согласно навязанной городу «двуглавой» системе управления, полномочия главы города, нравится нам это или нет, сводятся к представительским функциям и организационной работе в рамках городской думы. Говорить о какой-то команде – Иванов, Петров, Сидоров – которую глава мог бы расставить на какие-то посты, не приходится. У главы есть помощники, есть аппарат, а есть депутаты, на которых он повлиять особо и не может. Сити-менджер – тот да, может идти со своей командой. А глава – это просто один из 36 голосов в городской думе.
Я готов работать с любыми депутатами, кто будет избран, независимо от их партийной принадлежности, потому что не считаю городскую думу политическим органом. Думаю, мы найдем язык с любыми депутатами независимо от политической принадлежности. При этом считаю, что в думе не должно быть единогласного «одобрямса», когда бюджет полуторамиллионного города принимается за пять минут. Эта городская дума даже разобралась в том, что в 2013 году прекращается действие 12 из 26 долгосрочных городских программ! В 2014-2015 году произойдет резкое сокращение программ и финансирование, и ни у кого из депутатов даже вопросов по этому поводу не возникло.
Евгений Артюх: три – пять человек для команды мало. Напишу тех, кого могу сегодня открыто указывать, так как часть команды сегодня работает в разных государственных, муниципальных органах, в бизнесе – их преждевременно называть.
Сергей Соколов, директор частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Инженерная академия», генеральный директор ЗАО Юридический центр «Адвокаты бизнеса», выпускник, как и я Свердловского юридического института 1991 года – вопросы права и управления имуществом.
Асфан Хисматулин, профессор, заведующий кафедрой ювелирного искусства УрГАХА – вопросы образования, профессиональной подготовки кадров.
Дмитрий Ханин, руководитель Совета местных отделений Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» – вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Сергей Мартьянов, FAC FINANZ AnalyticheSolutionsGmbh – вопросы экономики, антикризисного управления, проживает в настоящее время в Мюнхене.
Транспортным, дорожным строительством предложил бы руководить бывшему своему коллеге – депутату, ныне представителю Президента Татарстана в Свердловской области Ринату Садриеву, так как ценю в нем профессионализм, но честно скажу, что с ним это не обсуждал.
Есть кандидаты на градостроительную сферу, дошкольное образование, ЖКХ, культуру, но называть их пока не могу.
При этом полагаю, что среднее и низовое звено нынешней администрации могло бы во многом сохраниться. Здесь основной критерий – профессионализм.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Как показывает практика, членами своей команды я могу считать всех порядочных людей. Их не три, не пять, а гораздо больше. В случае своего избрания готов работать с Александром Якобом, Денисом Паслером, Алексеем Кудриным, Ириной Прохоровой и Владимиром Путиным.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: По шкале от одного до пяти (1 – «очень плохо», 5 – «отлично») оцените работу действующей администрации Екатеринбурга. Назовите три вещи, которые вам нравятся в работе нынешней администрации, и три, которые не нравятся. Если считаете уместным, можете указать фамилии конкретных муниципальных чиновников, работа которых вам нравится или не нравится.
Андрей Альшевских: Я бы поставил среднюю оценку, «троечку». Неправильно говорить, что они вообще ничего не делали, но я бы не сказал, что все делали хорошо.
Что мне не нравится в их работе? Самое главное, что все решения, которые принимаются городской властью, принимаются без широко обсуждения с общественностью. В городской власти это недопустимо. Это противоречит самому принципу местного самоуправления, просто вдумайтесь в этот термин: он обозначает управление самими гражданами. А администрация, прикрываясь мнимыми общественными слушаниями, проводит любые решения. Все решения, которые связаны с развитием города, не могут приниматься кулуарно. Приведу пример: обсуждается изменение градостроительной политики, застройка того или иного участка. Общественные слушания проводятся формально, и в них участвуют не жители ближайших домов, интересы которых затрагиваются в первую очередь, а какие-то формальные участники из других районов города. Понятно, что если принимается решение о точечной застройке на Сортировке, а на слушаниях голосуют люди с Химмаша, то они даже не представляют, где эта застраиваемая территория. Любое решение должно приниматься с учетом интересов жителей.
Думаю, что это как раз то, чем может заниматься глава. Одно из полномочий главы, прописанных в Уставе, – обеспечивать принятие нормативно-правовых документов с учетом общественного мнения. Глава должен развивать любые формы общественных институтов: общественные советы, общественные приемные. Любой мало-мальски важный документ, нацеленный на развитие (речь не идет об оперативных вопросах), должнен проходить через общественное обсуждение.
Еще одно полномочие – глава города определяет международный, экономический и другие векторы развития. Эти векторы также должны учитывать мнение жителей.
Теперь о том, что нравится. Многое из того, что делает администрация, делается с целью развития города. Многие мои оппоненты не хотят обращать на это внимание, но в 2003 году был принят стратегический план развития города. Он может нравиться или не нравиться, но он есть, и именно в рамках этого документа город развивается. Есть вещи, которые нужно менять. Сегодня 2013 год, документ реализуется уже десять лет, и можно посмотреть, какие цели перед собой ставила городская администрация, чего добилась. Не все делается. Лесопарковые зоны, допустим, должны защищаться, а они уничтожаются.
Евгений Артюх: Работу нынешней администрации оцениваю на «2» – плохо.
Очень трудно при такой оценке назвать три вещи, которые нравятся. Может быть, с технологической точки зрения, с позиции стороннего наблюдателя, можно было бы оценить то, как изворотливо и последовательно нынешняя городская администрация в большой битве за город отстаивает свои интересы на протяжении почти двух десятилетий.
1. Стиль, в котором нынешняя городская администрация общается с нами – горожанами. На самом деле чаще с нами даже не общаются, а ставят перед фактом. Эдакая политика с позиции свершившихся фактов. Краснознамённую группу снесли – пожалуйста, получите, памятник очередной снесли – еще раз получите, и все в таком высокомерном хамском стиле. Ну, как же – это же «их город».
2. Целенаправленная политика по уничтожению исторического и культурного наследия, выражающаяся в проводимой градостроительной политике, в результате которой утрачены, уничтожены, сожжены десятки объектов культурного наследия.
Екатеринбург целенаправленно превращается в стеклянно-бетонный, растущий вверх космополитичный город, город среднего пошиба, не имеющий своего лица.
3. Избирательная социальная политика городских властей. Себе чиновники мэрии придумали муниципальную надбавку к пенсии, а вот остальным пенсионерам – нет.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Ставлю твердую «четверку». Нравится мощь города, выстроенность и динамичное развитие. Не нравится бездушность (циничность и прагматизм), грязь и пренебрежение историческим обликом. Фамилии не называю, чтобы у каждого оставался шанс исправиться.
Все плюсы – заслуга сегодняшней команды, минусы – отдельных ее представителей.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: По-вашему, достаточно ли сейчас полномочий у главы Екатеринбурга? Будете ли вы добиваться расширения этих полномочий в случае избрания? Каким образом? Как вы будете выстраивать свои отношения с городской думой и администрацией города в том случае, если там не будет большинства ваших сторонников?
Андрей Альшевских: Полномочия куцые, должность главы города сегодня не отвечает своему названию. Глава полуторамиллионного города, третьего города в РФ, а полномочий нет! Что касается расширения этих полномочий, то многие помнят: я был одним из тех, кто стоял у истоков комитета «Право выбора», мы стремились не допустить формирование двуглавой системы управления в Екатеринбурге. Моя позиция однозначна: надо возвращать сильного главу, рычаги управления должны быть у одного человека, этот человек, пользуясь поддержкой населения, должен отвечать за все происходящее в городе. Сейчас ответственность размыта, непонятно, кто за что отвечает.
Вернуть сильного главу можно только путем внесения изменений в Устав. Интересен вопрос по срокам: внесенные, но до сих пор не принятые думой «поправки Высокинского» подразумевают возврат к «одноглавой» системе с 2018 года. Есть способ ускорить этот процесс. И я хочу сейчас заявить, сказать откровенно: если после моего избрания такие поправки будут приняты, я готов пожертвовать своей должностью и добровольно уйти в отставку. И следующий глава уже будет избираться по новым правилам, это будет сильный мэр. При этом я отдаю себе отчет, что, так как я добровольно подам в отставку, закон запрещает мне повторно выдвигаться. Я говорю сейчас это впервые, но это мое решение. Если можно не откладывать этот вопрос до 2018 года, если можно позволить городу уже сейчас развиваться более динамично, я готов это сделать.
Теперь что касается взаимоотношений с думой или администрацией, если там не будет большинства моих сторонников. Даже если я буду один, это не проблема. Главное – принципиально отстаивать свои позиции. Начиная с 2001 года, когда я впервые стал участвовать в выборах, я всегда был в оппозиции к действующей власти. В какие-то моменты у меня были сторонники, иногда оставался один. Но я всегда отстаивал свою точку зрения до конца. Приведу маленький пример: я был единственный из депутатов Заксобрания, кто не голосовал за Куйвашева. Я вышел из зала, потому что посчитал, что это несправедливо по отношению к жителям Свердловской области – за два дня до вступления в силу федерального закона о возвращении выборов губернаторов нам навязывают очередного управленца. Я был единственным, кто голосовал против изменений в Устав области, инициированный губернатором Мишариным. Тогда упразднялась Палата представителей. И хотя бывший губернатор Россель возмущался, говорил, что Палату трогать нельзя, что это ошибка, единороссы безропотно утвердили решение, которое нужно было Мишарину. И Россель с этим смирился, а я нет. Меня проверили многие ситуации, я готов отстаивать свою точку зрения и позицию.
А это важно, потому что глава Екатеринбурга представляет интересы в федеральных и региональных органах власти. Он входит в президиум правительства Свердловской области с правом голоса, и он должен отстаивать интересы города. У него есть доступ в федеральные органы власти, он должен лоббировать интересы города. В этом смысле кресло главы – хороший инструмент для решения городских проблем.
Я думаю, это та ситуация, когда не кресло должно красить человека, а человек – кресло. Если изберется принципиальный, последовательный человек, который опирается на мнение жителей Екатеринбурга, – это один случай. А если изберется очередной «системный управленец», который входит в вертикаль власти и будет смотреть в рот вышестоящему руководству, – это совсем другое, это путь в никуда, город очень сильно потеряет в своем развитии. Мы и так уже многое потеряли.
Евгений Артюх: На самом деле этот вопрос, видимо, о том, как должен управляться город, так как в существующей конструкции бессмысленно говорить о полномочиях Главы города – Председателя городской думы, ибо они отличаются от полномочий мэра, которого у нас по Уставу пока нет.
Кстати, именно с этим и связываю такой большой набор кандидатов на данную должность, так как 8 сентября город будет выбирать, скорее, публичного политика, нежели хозяйственника.
Лично я работал бы над введением одноглавой системы, но при реальном сохранении принципа разделения властей между городской думой и администрацией города во главе с всенародно избранным мэром.
Выстраивание отношений с гордумой и администрацией у нынешнего Главы города, кто бы ни избрался на эту должность из всех имеющихся кандидатов, будет сложным. Новая дума будет очень политизированной, возможно, мы впервые в городе получим такую, а администрация во главе с новым сити-менеджером будет либо заведомо слабее думы, а это чревато проблемами, либо будет продолжателем дела прошлой администрации.
Считаю, что возможный вариант, когда представители нынешней администрации Якоб или Высокинский станут сити-менеджерами. Все будет зависеть от того, какую мы получим думу. И выборы сити-менеджера будут одним из первых экзаменов, который, как лакмусовая бумажка, в итоге покажет, какую же думу мы получили.
Сложнее всего в этой конструкции придётся Главе города – Председателю городской думы.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Полномочий недостаточно. Когда стану мэром, буду добиваться утверждения думой поправок о возвращении выборов единого мэра, принятых на общественных слушаниях в мае этого года.
Буду разговаривать с каждым депутатом и делать упор не на разногласия, а на общее понимание. Когда дело касается твоего города, все партийные амбиции должны отходить на задний план. Тем более что многих депутатов и сотрудников городской администрации я знаю лично.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: Опишите ваше отношение к губернатору Евгению Куйвашеву, его администрации и правительству. Какие сильные и слабые стороны вы видите?
Эти проблемы должны решаться. Сейчас говорят, что если изберется «не тот, кто надо», городу не дадут денег, не будет каких-то мероприятий… Все это ложь. Чиновников, которые это говорят, надо гнать поганой метлой. Есть бюджетный кодекс, понятие бюджетной обеспеченности, известно, сколько средств выделяется на каждого жителя города. Другой вопрос – дополнительные средства. Но вот Силин везде трещит, что программа «Столица» не ограничится 20 миллиардами, а кто дает гарантию, что эти деньги вообще будут? Если кто не знает, в Свердловской области тяжелая экономическая обстановка. С начала года экономика сыпется, происходит сокращение доходной части бюджета. И не факт, что при дефиците бюджета в 28 миллиардов рублей и госдолге в 20 миллиардов кто-то будет заниматься финансированием программы «Столица» после 8 сентября. А за такие обещания нужно нести ответственность.
Евгений Артюх: К губернатору Куйвашеву отношусь с уважением, не просто потому что он губернатор и людей на таких должностях положено уважать. Познакомился с ним, когда он был еще замом полпреда президента РФ в УрФО, приходилось контактировать и когда он стал полпредом.
Уже тогда обратил внимание на целый ряд положительных качеств. Во-первых, это открытость и готовность идти на контакт. К слову, с его предшественниками Латышевым и Виниченко таких прямых контактов не было.
Во-вторых, это нацеленность на результат, эффективность и целеустремленность. Это очень важное качество для руководителя – не быть размазней, а уметь собрать людей и организовать их на достижение результата.
В-третьих, восприимчивость к критике и готовность, порой в острой полемике, обсуждать различные вопросы.
Вопреки некоторым разговорам на эту тему, считаю плюсом, что губернатор у нас из другого региона, кстати, не такого далекого от нас. Область давно нуждалась в обновлении, в свежем взгляде со стороны, иначе мы бы со своим шапкозакидательством и квасным ура-патриотизмом вообще бы тут захирели.
Слабые стороны областной власти – внутриэлитные, клановые интриги между министерствами и ведомствами.
Недостаточное внимание к равномерному развитию территории области, что, впрочем, досталось в наследство.
В случае победы намерен выстраивать рабочие отношения с областной властью как избранный глава, то есть так же как это делают остальные главы. Город Екатеринбург и область должны работать сообща в интересах развития города и области.
Делить тут нечего. Более того, развитие Екатеринбурга является залогом развития всей области. Полагаю, что уже в ближайшие 5-10 лет на основе Екатеринбурга сложится агломерация, в которую войдут соседние города-спутники (В.Пышма, Берёзовский, Арамиль, Среднеуральск, Первоуральск и даже Дегтярск).
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: К сожалению, знаю губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева лучше, чем многие. И вынужден заметить, что пока по личному уровню он не соответствует уровню Екатеринбурга. Уровень администрации – ниже уровня губернатора. При том, что в области – толковый премьер, которому не дали сформировать правительство. Отсюда и конфликты.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: Коротко охарактеризуйте ваших основных оппонентов на этих выборах (Альшевских, Артюх, Бурков, Ройзман, Силин). Как вы к ним относитесь, какие их сильные и слабые стороны? Могли бы работать с кем-нибудь из них?
Андрей Альшевских: Мне без разницы, кто участвует в выборах, я ко всем отношусь с уважением. Единственное, я не приемлю лжи и не могу терпеть, когда кто-то, чтобы получить результат на выборах, начинает баламутить людей. Врать не надо, люди эту ложь видят и вычислят.
Из всех оппонентов самые лучшие отношения у меня с Евгением Ройзманом. Независимо от результатов выборов и хода кампании. 8 сентября жизнь не закончится, и я рекомендую всем своим оппонентам помнить об этом. И прежде чем делать какие-то заявления, лучше заглядывать в будущее.
У нас с Ройзманом в чем-то похожие биографии – и он был депутатом Госдумы, вел прием граждан, и я с 2001 года занимаюсь этим же. Для меня приемы, общение с людьми, – это базовые вещи. У нас с Евгением схожий подход ко многим проблемам.
А про других… я лучше промолчу.
Евгений Артюх: У всех кандидатов есть сильные и слабые стороны, но не каждый из кандидатов готов к тому, чтобы стать главой Екатеринбурга – Председателем городской думы.
Я считаю, что городу нужен антикризисный план дальнейшего развития, так как город по многим моментам экономического, социального развития уперся в предел, после которого нужны новые качественные решения.
В такой ситуации нужен не только политический, но и управленческий, опыт, опыт антикризисного управления. Из имеющегося перечня кандидатов у нас трое являются политиками прежде всего. Себя к таковым не отношу, так как в политику пришел сравнительно недавно – в 2006 году был избран в Областную Думу. Более того, не стремился заниматься политикой профессионально.
В 2002 году впервые, когда был избран в Областную Думу по спискам «Партии Пенсионеров», отказался от мандата, так как тогда считал важным заниматься реальным делом и мне это нравилось.
Не думаю, что перечисленные кандидаты, за исключением Силина, смогли бы друг с другом работать.Слишком разные мы люди, со своими жизненными историями, принципами, у всех больное самолюбие, граничащее с эгоизмом, все честолюбивы, порой не в меру.Силин в этом плане выгодно отличается от других. Наверное, сказывается опыт. С ним и сегодня по многим вопросам как депутат ЗССО контактирую. Контакт нормальный.
Мне тоже не совсем понятно, сам-то Яков Петрович насколько готов идти на город? Он ведь там уже был примерно в такой же должности. В ту же реку во второй раз?
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Альшевских – хороший парень. Родом из Екатеринбурга. Большой плюс, что всегда ведет личный прием. И сам вникает во все вопросы.
Артюх – пламенный пенсионер.
Бурков – брат Буркова.
Силин – молодец, сам поменял колесо.
Работать мог бы, но не с каждым.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: Назовите политического деятеля (современного или исторического), который близок к вашему идеалу.
Андрей Альшевских: Для меня нет идеала. Надо брать хорошего у всех понемножку. Для меня хороший политик – это тот, который не пытается делать вид, что он из народа. Есть у нас такие деятели, которые стараются показать, что они «такие же, как все», но на самом деле это не так, зачем обманывать?
Правда, у меня нет портрета, с которого бы я сдувал пылинки. Надо быть самим собой, какой ты есть, так и есть. Как тебя родители воспитали, как ты жизнь прожил, таким и будь. Будь честен перед людьми. Кому-то ты понравишься, кто-то тебя будет ненавидеть.
Евгений Артюх: Одного назвать трудно. Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США, избиравшийся президентом США четыре раза, проявивший недюжинную силу воли, управляя страной в разгар Великой Депрессии, установивший дипломатические отношения с СССР и поддержавший Великобританию, Францию и СССР в борьбе с фашистской Германией.
Королева Англии и Ирландии Елизавета I с ее знаменитой фразой «Я замужем за Англией», взошедшая на трон в стране, разрываемой междоусобицами, и сумевшая так править, что ее время называли Золотым веком Англии.
Царь Александр II – освободитель и реформатор, отменивший крепостное право, проведший огромное количество реформ и сам же погибший от рук террористов.
Всех их объединяет максимальная отдача и служение своему государству и народу.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Из современных – Саркози. Из исторических – Пётр I и Александр II.
Яков Силин: Не ответил.
Вопрос: Назовите от одной до трех вещей, событий или явлений, которые повлияли на вас как на человека, политика, профессионала.
Андрей Альшевских: Наверное, все еще впереди. Думаю, на меня очень сильно повлияла армия. Я помню, каким уходил в армию в 18 лет, подростком, и каким вернулся в 20. Это небо и земля, полностью поменялись и взгляды на жизнь, и мировоззрение. Тем более что я шел в армию в 1990 году, когда еще существовал Советский союз. В 1991 году произошел развал. Я служил в воздушно-десантных войсках на Кавказе. На моих глазах все происходило, я видел взаимоотношения кавказцев и русских, когда русские бросали все и бежали оттуда. На меня это очень сильно повлияло, фундаментально поменяло меня.
В десантуре есть лозунг – «Никто, кроме нас». Для меня это не просто слова. Когда в 2001 году я стал депутатом городской думы и открыл общественную приемную на Сортировке, наш лозунг был: «Никто, кроме нас, не решит наши проблемы». В этом смысле армия меня сформировала. И сегодня, когда я смотрю на безобразия, которые творятся, я не могу не высказать свою точку зрения. Если лист бумаги белый, меня трудно убедить, что он черный. Я буду до конца высказывать свою точку зрения, даже если останусь один. Это не страшно. Страшно изменить самому себе.
Евгений Артюх: В моей жизни была целая череда важных, интересных, а где-то судьбоносных событий, и выделить из них какое-то одно или даже три довольно сложно.
Во-первых, безусловно, в значительной степени на меня как на человека повлияло то обстоятельство, что мне приходилось жить в разных регионах – это, в первую очередь, связано с работой родителей и переездами семьи.
Родился и первое время я жил в Казахстане, потом всей семьей мы переехали в Украину, где жили в промышленном регионе Донбасс. Служил в Армении. Сейчас живу на Урале.
Такая широкая жизненная география сказалась на широте моих взглядов и склонности к глобальности мышления, понимании многообразия ценностей нашей большой страны.
Второе – это, безусловно, служба в армии, в пограничных войсках, ставшая для меня первым серьёзным опытом самостоятельной взрослой жизни, когда ты отвечаешь сам за себя.
Еще одним событием, которое повлияло на меня, стало мое обучение и окончание с отличием в 1990 году Свердловского юридического института. После этого я еще много где учился и получал дополнительное образование, но именно учеба в СЮИ во многом сформировала меня как профессионала и повлияла на мое мировоззрение.
Что касается политики, и это может показаться смешным, но снятие «Партии Пенсионеров» в 2004 году с выборов в областную думу, которое я до сих пор считаю незаконным, очень сильно тогда повлияло на мое решение во что бы то ни стало провести эту партию в областную думу, что я и сделал в 2006 году. Если бы не было этой ситуации 2004 года, то еще неизвестно, занимался бы я политикой или же тем, чем владел до профессиональной политической деятельности, а именно консалтингом в сфере антикризисного управления.
Нельзя не отметить и тот факт, что буквально в течение трех лет я стал многодетным отцом и даже успел стать молодым дедушкой. И теперь у меня, с учетом того, что я женат второй раз, – шестеро детей и один внук. И естественно, это обстоятельство тоже влияет на меня как на человека, и я становлюсь более ответственным и взвешенным как политик, по крайней мере, я должен к этому стремиться.
Жизнь продолжается, и я уверен, что впереди очень много интересных событий.
Александр Бурков: Не ответил.
Евгений Ройзман: Во-первых, истфак УрГУ (поставил рекорд университета – учился 19 лет. ).
Искренняя народная поддержка на выборах в Госдуму в 2003 году. Мне, простому парню, жителями города был выдан огромный кредит доверия, который я до сих пор отрабатываю.
Яков Силин: Не ответил.
Примечания. Андрей Альшевских отвечал на вопросы по телефону. Александр Бурков не стал отвечать, сославшись на недостаток времени. Штаб Якова Силина заявил, что их кандидат не участвует в дебатах, так как свою позицию достаточно полно представляет на встречах с избирателями.
Благодарим кандидатов за участие в дебатах.