Что спросить про школу
25 вопросов ребенку о школе, на которые он не сможет ответить одним словом
Первое сентября позади, у школьников начинаются учебные будни. Взрослым хочется знать, как дела в школе у их чада, но проблема в том, что на стандартный вопрос «Как сегодня прошел день в школе?» дети часто отвечают «нормально» или «все хорошо». Психологи знают, что такое случается не столько из-за нарушения коммуникации между родителем и ребенком, сколько из-за неправильно задаваемых вопросов.
Если вам знакома эта ситуация, то ниже мы публикуем 25 креативных вопросов от изобретательных родителей. Эти вопросы помогут «разговорить» ребенка-младшего школьника и дадут вам возможность узнать, как на самом деле у него обстоят дела.
Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?
Расскажи мне о том, что заставило тебя сегодня улыбнуться.
Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?
Где в школе тебе нравится больше всего?
Скажи мне какое-нибудь странное слово, которое ты сегодня узнал.
Если я сегодня позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?
Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?
А тебе сегодня кто-то помогал?
Расскажи мне, о чем ты сегодня узнал(а).
Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда?
Было ли в школе сегодня что-то скучное?
Если бы вдруг в ваш класс прилетел космический корабль с инопланетянами и захотел бы кого-то из учеников забрать, кого бы ты им отдал(а)?
С кем из ребят, с кем ты еще не играл(а), хотел(а) бы поиграть на перемене?
Расскажи мне, что хорошего было сегодня в школе.
Какое слово сегодня учитель повторял чаще других?
О чем еще ты хотел(а) бы узнать?
Как ты думаешь, что в школе есть лишнего? Чем бы тебе хотелось заниматься меньше?
Есть ли в классе мальчик или девочка, с кем ты бы мог(ла) вести себя лучше?
Где ты играешь на переменах чаще всего?
Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?
Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное?
Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?
Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в вашем классе оттуда уйти? Почему?
Если бы ты мог(ла) поменяться местами с другим учеником в классе, кто бы это был и почему?
Когда ты сегодня в школе брал(а) ручку и зачем?
Ответы на некоторые вопросы могут вас удивить. Например, вы вдруг выясните, что ребенок не хочет сидеть рядом с лучшим другом, чтобы иметь возможность больше играть и общаться с другими детьми.
Подойдите к процессу творчески: не бойтесь придумывать новые вопросы про космические корабли и супергероев. Обещаем, что результат в виде увлекательных школьных историй не заставит себя долго ждать!
Хорошо ли ребенку живется в школе, поможет понять тест от Я – Родителя.
УЗНАЙТЕ!
Какие вопросы стоит задать, чтобы выбрать школу
Запись в первый класс начнётся почти через год, но искать идеальную школу стоит уже сейчас. Встречаться с преподавателями, смотреть условия и спрашивать о школьных достижениях. Наш блогер Ян Патлис рассказывает, на что стоит обратить внимание при выборе школы.
Сейчас самое важное, остановитесь! Глубокий вдох, глубокий выдох. Теперь 5–10 минут о вас и ваших желаниях. Чего вы хотите, что для вас важно?
Хотите сдать ребёнка и чтобы он ходил в школу как все? Тогда не тратьте время и не читайте дальше, так как в чём разница, куда сдавать на хранение и как там всё будет? Выживет!
Вам важно, как будут относиться к ребёнку? Идите в школу и встречайтесь с учительницей, общайтесь, чувствуйте, подходит или нет. Как? Задавайте вопросы и смотрите на реакцию. Как решаются конфликты в классе? Что сделают, если у ребёнка возникнут проблемы с той или иной темой? Как часто будет обратная связь от учителя? Чем вы можете помочь в учебном процессе?
Следующий вопрос к вам: какие ответы вас устроят в этой ситуации? По-моему, есть явные маркеры: учитель равно профессионал, и все эти вопросы входят в область его компетенции. Он знает, как разрешать конфликты, что делать с успеваемостью, понимает, в чём и где нужна поддержка. Не вам улаживать все эти ситуации. Вы же обращаетесь к профессионалу, он — ваша опора и поддержка, он работает с детьми и знает, что и как, его этому учили.
Следующий блок вопросов может быть адресован как учителю, так и директору или завучу: какие достижения они видят в школе, какие сложности предстоит преодолеть, что можно и нужно изменить в ближайшее время. В этом блоке самое важное — разговор о детях.
Да, школа и настоящие учителя — они же о детях, да и, чего греха таить, главная ценность школы — в детях. Как следствие, всё, что вам расскажут, должно быть пропитано ценностью детей. Например: «представляете, шестиклассники сделали в прошлом году театральную постановку и выбрали гениальную тему», или «в восьмом классе парень решил участвовать в олимпиаде и выиграл». Нравится? Этого хотите для ребёнка? Или же «у нас переполнены классы, но учитель Х обучился новой методике, и теперь дети работают группами, успеваемость растёт и растёт». Чувствуете? Похоже на то самое место? Вам нравится?
Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую
Давайте начистоту: при выборе школы для ребёнка самое важное — это потратить ваше время и энергию, задать правильные вопросы, понаблюдать, ощутить атмосферу. Школы есть разные: государственные, частные, с углублённым изучением, общеобразовательные, гимназии, лицеи, школы при вузах, посольствах и так далее, школы для разных детей, — выбор огромен.
Вы — родитель, ваш ребёнок будет ходить в эту школу, и вам важно, чтобы он был счастлив, обучен, успешен. Возможно, вам важно что-то ещё: оценки, дисциплина, питание, архитектура, бассейн. Но это отдельная история, не про детей.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
25 вопросов ребенку о том, как обстоят дела в школе
“Как дела в школе?” — на этот дежурный вопрос мы часто получаем точно такой же дежурный ответ: “Нормально”. Услышав это слово, родители тут же отключаются, вновь погрузившись в свои дела. А ведь за этим “нормально” нередко прячутся настоящие психологические драмы и трагедии.
Опыт показывает: наши дети не умеют или не хотят рассказывать о проблемах в школе. Многие из них считают, что так и должно быть, когда учительница кричит и обзывается, когда дети постарше отнимают конфеты и топчут учебники. Ребенка надо учить рассказывать о том, что его беспокоит, огорчает, пугает, настораживает.
Прежде всего сами родители должны демонстрировать свою заинтересованность проблемами ребенка. Ведь дети прекрасно понимают, чего от них ждут — обстоятельного рассказа или дежурного “нормально”, чтобы считать вопрос закрытым.
Во-вторых, родители должны уметь спрашивать. Не устраивать сухой допрос, а формулировать свои вопросы так, чтобы у ребенка была возможность дать развернутый ответ.
Ниже мы публикуем 25 вопросов, которые можно задать ребенку, чтобы узнать, как у него дела в школе, и получить развернутые ответы на них.
1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
2. Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?
3. Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
4. Расскажи мне о самом классном месте в школе.
5. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или может быть тебе сказали сегодня что-то странное?
6. Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?
7. Кому ты сегодня помог?
8. Может, кто-то тебе сегодня помог?
9. Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
10. Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
11. Было ли тебе сегодня очень скучно?
12. Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
13. С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще никогда не играл?
14. Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
15. Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
16. О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?
17. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
18. С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?
19. Где ты чаще всего играешь на переменах?
20. Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?
21. Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?
23. Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?
24. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
25. Расскажи мне о трех различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
Как деликатно расспросить ребенка о школе
Двадцать пять способов задать вопрос «Как прошел твой день в школе?», не спрашивая напрямую
Если ваши дети учатся в младших и средних классах школы, вероятно, после уроков, когда они приходят домой, вы с интересом задаете им один и тот же вопрос «Ну, как прошел твой день в школе?». И, скорее всего, ежедневно получаете односложный ответ, такой как «прекрасно» или «хорошо», который не говорит вам абсолютно ни о чем. Но вы ведь хотите знать все, что происходит с ребенком во время школьных занятий, вы надеетесь получить от него полную информацию! Или, по крайней мере, развернутое предложение в ответ.
В данной статье представлены вопросы, более привлекательные для детей, которые позволят вам получать подробную информацию о том, что происходит с ними в школе. Эти вопросы, конечно, не идеальны, но зато ответы на них вы будете получать в виде полноценных предложений, а некоторые из представленных вопросов приведут вас к интересным беседам, веселым обсуждениям и примерному пониманию того, что ваши дети думают и чувствуют о том времени, которое проводят в школе.
Дети часто дают интересные ответы на вопросы №№ 12, 15 и 21.
Такие вопросы, как № 12, позволяют детям без страха и опасений рассказать о том, кого они считают лишним в своем классе, и дают родителям возможность обсудить те причины, по которым ребенку не нравится тот или иной ученик, обнаруживая при этом проблемы, о которых ранее не было известно.
Ответы, которые родители получают на свои вопросы, иногда просто удивительны. Например, на вопрос № 3 вы можете услышать, что ребенок больше не хочет сидеть за одной партой со своим лучшим другом – не из желания повредничать или похулиганить, а в надежде поближе познакомиться с другими детьми и подружиться с ними.
Иногда нам просто стоит придумать правильные вопросы и задать их нашим детям. Некоторые вопросы кому-то из них подойдут больше, а кому-то меньше. Но вы ведь имеете право и хотите знать, что происходит в их жизни, и стремитесь оказывать им своевременную помощь. Поэтому спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте.
По мере того как дети вырастают, приходится прикладывать все больше и больше усилий, чтобы сохранять с ними должную взаимосвязь, но такие усилия необходимы и всегда оправданы.
100 вопросов или готов ли Ваш ребенок к школе?
Сама пробовала перед школой задать эти вопросы дочке, когда она собиралась в 1 класс. Очень пригодилось.
Все, на что она не смогла ответить, я ей объяснила сама и она все знала.
И не расстраивайтесь, если он многого не знает. Это нормально. Они ведь еще такие маленькие и у них все впереди. Слишком многого от них хотят в наше время.))
Просто просим перечислить ребенка что-либо или ответить на вопрос. Поехали!
МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ-диван, кресло.
Когда загораются звёзды?
Когда поёт соловей? Когда закат солнца?
Когда восход солнца?
Когда солнце в зените?
Когда мы завтракаем?
Когда мы обедаем?
Когда мы ужинаем?
Когда мы ложимся спать?
Когда мы встаём?
Остаться на зиму (зимовать)
Остаться на ночь(заночевать)
Мелкий дождь (дождик)
Капля дождя (дождинка)
Место, где проводят зиму (зимовье)
Дорога, путь
Прохлада, свежесть, холодок
Птичка, птаха, пичужка, пичуга
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм
Родина, отечество, отчизна
Холод, мороз, стужа;
Дети, детвора, ребята;
Восторг, восхищение, радость;
Друг, приятель, товарищ;
Враг, противник, неприятель, недруг;
Праздник, торжество;
Страх, боязнь, испуг, ужас, паника;
Лентяй, лодырь, ленивец;
Шалун, проказник, баловник;
Волшебник, кудесник, маг, чародей. Аккуратный, опрятный, чистый.
Быстрый, проворный, резвый.
Печальный, грустный, унылый, тоскливый.
Душистый, ароматный, пахучий.
Мокрый, сырой, влажный.
Старый, ветхий (о вещах), дряхлый.
Страшный, ужасный, чудовищный.
Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный.
Вкусный, аппетитный, лакомый.
Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий.
Холодный, морозный, ледяной.
Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.
Грустный, печальный, скучный.
Вежливый, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный.
Верный, надёжный, преданный.
Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.
Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый.
Глупый, неразумный, несмышлёный.
Умный, неглупый, мудрый, разумный.
Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный.
Сильный, мощный, могучий.
Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Бояться, пугаться, робеть.
Сказать, молвить, произнести.
Смеркаться, темнеть, вечереть.
Видеть, наблюдать, замечать.
Грустить, печалиться, унывать.
(Дождь) моросит, накрапывает, идёт, льёт.
Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.
Сердиться, дуться, злиться.
Блестеть, сиять, сверкать.
ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ
Что делают из муки? (хлеб)
Что делают из молока? (сметану, сливки, сыр,творог, кефир, ряженку, йогурт)
Что делают из шерсти овец и коз? (нитки, одеяла)
Что делают из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
Что делают из песка? (стекло)
Что делают из глины? (посуду, кирпич)
Что делают из металла? (инструменты, посуду)
Что делают из нефти? (бензин)
Что делают из хлопка? (ткани, вату)
Что делают из древесины? (мебель)
Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)
Что бывает гладкое, а что шероховатое?
Что бывает круглое, а что плоское?
Что бывает длинное, а что короткое?
Что бывает толстое, а что тонкое?
Что бывает прямое, а что кривое?
Что бывает острое, а что тупое?
Что бывает жидкое, а что густое?
Что бывает упругое, а что ломкое?
Что бывает твёрдое, а что мягкое?
Что бывает прочное, а что хрупкое?
_____________
РОТ- губы, зубы, язык.
НОГА- бедро, колено, стопа.
ОЗЁРА- Селигер, Байкал, Балхаш, Виктория и др.