Что спрашивают у врача родственники

Общение врача с родственниками пациента. Как избежать конфликта

Многим онкологическим больным сложно сообщить о своей болезни окружающим. Чаще всего информацией о диагнозе и лечении человек делится с родственниками. Их роль в эмоциональной поддержке и бытовой помощи пациенту очень велика.Нередко можно увидеть, что на приём к врачу приходят взрослый ребенок и родитель, муж и жена, пациент и его брат или сестра и так далее. Бывают и другие случаи, когда общение между врачом и родственником происходит без посредников, то есть родственник передает врачу информацию о больном, его состоянии.

Елена Викторовна Пестерева, научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, в рамках форума «Белые ночи» представила доклад об общении врача с родственниками пациента. В первую очередь спикер отметила, что доктору важно помнить о том, что согласно закону «Об охране здоровья граждан» информация о пациенте не может быть передана третьим лицам без разрешения больного. То есть врач, при общении с родственниками пациента, должен помнить о законодательных нормах, чтобы избежать юридических последствий.

Зачем необходимо общение между врачом и родственником пациента?

— Обычно в семье есть родственник, который ухаживает за пациентом. Для него важно взаимодействовать с врачом, знать все нюансы заболевания и лечения, чтобы максимально помочь больному. Кроме того, пациент может дозировать и/или скрывать информацию, поэтому родственник может настаивать на общении с врачом, — рассказывает Елена Викторовна Пестерева.

Возникают иные ситуации, когда врачу стоит самостоятельно инициировать общение с родственником:

— Бывает,родственник получает информацию из открытых источников и пытается за спиной больного организовать дополнительную помощь – обращается к другим врачам, целителям, психологам. И такое поведениеможет усугубить психологическое состояние больного.

Информирование пациентов и их родственников – залог бесконфликтного общения

И у больного, и у родственника в момент известия о диагнозе начинает формироваться субъективная картина болезни, которая основана на информации и размышлениях о заболевании.

— Информация от лечащего врача является наиболее достоверной, поскольку она касается конкретного больного. И пациент, и родственник, должны ориентироваться на то, что говорит врач.Тогда поддержка пациента близкими будет более качественной. Поэтому общение с родственниками больного — важная часть работы врача. От грамотного взаимодействия в определённой степени зависит результат лечебной работы. Если родственник доверяет врачу, то он может убедить пациента в необходимости пройти процедуры и манипуляции, которые тот не хочет. Конечно, иногда родственники не поддерживают пациента в лечении, но тем не менее, важно выстраивать доверительный контакт.

Как объяснила Елена Викторовна, когда врач информирует больного, то он учит его жить в условиях болезни, а когда врач информирует родственника, то он учит его жить с больным близким человеком. Врач может разъяснить, что можно, а что нельзя пациенту, как ему грамотно помочь. По словам спикера для врача важно, чтобы родственник направил свою энергию на помощь больному в его терапии, а не оспаривал лечение.

Что чувствует родственник онкологического пациента?

— Во время болезни страдает не только пациент, но и родственник. В ситуации заболевания с витальной угрозой, у родственника актуализируются экзистенциальные вопросы о конечности жизни. У некоторых родственников могут актуализироваться переживания за свое собственное здоровье, и это увеличивает тревогу. Это может не осознаваться, но все равно будет иметь влияние на переживания родственника, — рассказала Елена Викторовна. —Известия об онкодиагнозе разрушают стабильную, привычную картину мира не только самого заболевшего человека, но и близкого. Родственнику трудно примириться, что близкому человеку грозит витальная угроза. Процесс принятия сопровождается негативными эмоциями и они, безусловно, могут проявляться во взаимоотношениях с врачом.

Спикер объяснила, что семья онкобольного чувствует изоляцию от других людей, поскольку зачастую болезнь становится тайной семьи. Более того, ухаживающий родственник может находиться в изоляции внутри семьи, поскольку на его плечи ложатся все тяготы ухода, в то время как другие члены семьи живут относительно в привычном ритме. Это также отражается на эмоциональном фоне членов семьи.

Нередко в семье больного человека, особенно при прогрессировании заболевания, царит тягостная атмосфера горя. Этот патологический феномен называется «предвосхищающее горе», он заключается в том, что близкие переживают горе до факта утраты члена семьи. Если в семье наблюдается данный феномен, то он существенно влияет на внутрисемейные взаимоотношения и снижает качество жизни всех членов семьи, в т.ч. и больного.

Одно из главных правил общения врача, пациента и родственника – разграничить ответственность

— В ситуации болезни человек уязвим, и ему хочется, чтобы рядом был человек в качестве поддержки. Поддержка родственников во многом определяет качество жизни пациента. Лечение это определенный вид деятельности по преодолению заболеваний и их последствий, в которое включены и врач, и пациент, а нередко и родственники больного. Образуется некая триада, в ней каждый выполняет свою функцию. И каждый несёт ответственность. Именно вопрос ответственности может быть краеугольным камнем возникновения конфликтов между врачом и родственником, — отметила Елена Викторовна.

Жизнь любого человека принадлежит только ему, и отвечать за неё может только он сам. Человек в ситуации болезни ответственен за выборы, которые он делает – обращаться или не обращаться за медицинской помощью к врачу, у кого лечиться. Больной отвечает не только за то, чтобы вовремя приходить на терапию, соблюдать режим клиники, но и за своё отношение к болезни, к лечению и за способность находить мотивы к выздоровлению.

Родственник отвечает за эмоциональную поддержку, которая основана на понимании им состояния больного. Он организовывает свою жизнь так, чтобы в нее входила забота о больном, которая занимает время, энергию и требует материальных затрат. Важно отметить, что болезнь близкого и уход за ним – это лишь часть жизни родственника. И он также несет ответственность за благополучие своей собственной личной жизни.

Врач отвечает за грамотное информирование больного и родственников, а также за результаты своей профессиональной деятельности. При этом важно помнить, что врач не должен решать экзистенциальные вопросы пациента и родственника, искать для них мотивы, цели и смыслы. Если такие вопросы возникают, то лучше направить пациента и/или его родственника к психологу. При этом важно понимать, что психолог тоже не ищет никому смыслы и ценности жизни, но он умеет профессионально организовывать пространство для этого поиска.

— Главным субъектом внимания врача является больной.Если родственник стремится разговаривать с врачом за больного, то врачу в первую очередь важно определить, кто для него в данный момент является главным во взаимодействии и является ли поведение родственника поддерживающим в данной ситуации, а не заменяющим пациента в общении. Если родственник замещает пациента в общении, то необходимо корректно указать на это, ведь, родственник не лечится сам и не лечит больного, — подчеркнула Елена Викторовна.

Что чувствует родственник, когда пациент в больнице?

— Когда пациент в больнице, родственник испытывает противоречивые чувства. С одной стороны он понимает, что больной находится под контролем врача, с другой стороны у него может возникнуть страх. С одной стороны у него есть желание доверять медицине, с другой— ощущение чувства опасности.В такой ситуации случайно брошенные фразы «А где вы были раньше?», «Почему вы сразу не обратились к нам?» могут развить у родственника очень сильное чувство вины, которое усиливает страдания и делает их подчас невыносимыми. Поэтому во взаимоотношениях с родственниками врачу важно дать понять, что в болезни нет его вины, — разъяснила Елена Викторовна. — Наряду с чувством вины у родственника может возникнуть агрессия, в ее основе – страх потерять близкого. Агрессия против конкретного медработника в конечном итоге может обернуться агрессией против медицины в целом. И тогда врачу сложнее будет выстроить контакт с больным, так как родственник влияет на восприятие больного.

Почему у родственника и пациента возникает агрессия?

Конфликт не возникает мгновенно, это результат неправильновзаимодействия. Елена Викторовна рассказала о предвестниках конфликта.

Открытые ситуации – предвестники открытых конфликтов

Ситуация №1. Несогласие с позицией врача. «Вы неправильно лечите»

—Например, родственнику кажется, что больного неправильно лечат, не назначают необходимую терапию, семья недовольна результатом лечения. При этом родственники могут не понимать всех тонкостей заболевания, ограничений, которые возникают из-за сопутствующих патологий. То есть они не понимают, что стоит за решением врача. У родственника возникает тревога за своего близкого, стремление защитить от «неправильного» лечения. Важно отметить, что у родственника в этот момент может быть своя концепция болезни, которая далека от действительности и опирается на знаниях из интернета или иных источников. Чтобы такая ситуация не переросла в открытый конфликт, врач должен грамотно и максимально подробно проинформировать родственника и самого пациента о лечении, объяснить все взаимосвязи.

Ситуация №2. Обращение к другому специалисту. «Вы слишком молодой доктор»

— У родственника может возникнуть недоверие к молодому врачу, он может хотеть, чтобы его близкого консультировал и лечил, допустим, профессор. Важно, чтобы молодой врач в этот момент не шел на конфликт. Уверенный специалист допускает, что его пациент и его родственники могут обратиться за консультацией и лечением к любому другому врачу, в любую клинику любой страны. Важно признавать право больного и не пытаться его переубедить.

Ситуация №3. Перенос материальной ответственности на врача. «Почему эти процедуры платные?»

— Конфликтные ситуации могут развиваться из-за материальных затрат пациента. Допустим, врач назначает платную процедуру/манипуляцию/исследование. Или лечение оказывается иногороднему пациенту, и ему необходимо обеспечить проживание рядом с медучреждением. Родственник может настаивать на стационарном пребывании или вовсе отказе от медицинской помощи. Врачу в этом случае важно не забывать, что он общается с пациентом и его родственником именно в пространстве медицины, в его сферу ответственности не входит решение экономических проблем людей в плоть до вопроса их проживания. Это не значит, что врач должен говорить «Это не мои проблемы». Если у врача есть информация, есть какой-то ресурс, он может поделиться этим. Но важно обозначить круг границ своей профессиональной ответственности.

Скрытые ситуации – предвестники скрытых конфликтов

Скрытые конфликты могут неблагоприятно отразиться на психологическом здоровье врача. В их основе лежит манипуляция, цель которой —вызвать у специалиста различные чувства. Если врач включается в заданную словами ситуации, то он попадает в ловушку. Елена Викторовна привела несколько примеров таких инцидентов.
Наиболее типичные фразы «вы не можете нам помочь», «вы творите чудеса».

Ситуация №1. Обвинения медицины в целом. «Да все врачи такие!»

— Если родственник обвиняет медицину, и врач начинает чувствовать себя ответственным за все, что происходит в медицине, то у него возникает чувство вины, несправедливости, обиды. И если эти чувства преобладают, то он начинает защищаться, что-то доказывать, отвечать, т.е. он начинает выходить из своей личностной профессиональной позиции в личностную реакцию. Чтобы избежать такого конфликта, необходимо избегать выражения личных мыслей и не поддаваться на провокацию.

Ситуация №2. Лесть. «Вы творите чудеса»

— Родственник пациента или сам пациент могут говорить врачу, что он творит чудеса. С одной стороны, родственник таким образом может выразить благодарность, но с другой стороны, в этом может скрываться желание родственника, чтобы его близкий получил больше внимания и у него появилась возможность создать с врачом неформальные отношения. Если это действительно произойдет, то нарушатся личные границы врача. Безусловно, врачу приятно, когда его благодарят, но как исключить —где благодарность, а где манипуляция? Здесь врачу важно опираться на собственные чувства – если врач попадает в ловушку, у него возникает чувство собственной использованности и чувство долга перед пациентом и его родственником. Чтобы не попасть в ловушку, врачу важно не включаться эмоционально в эту ситуацию и адекватно относиться к себе как к специалисту, — дала рекомендации Елена Викторовна

Какие СМИ могут попасть на форум?

Мы рады любым средствам массовой информации, которые профессионально пишут о медицине.

Представители специализированных медицинских медиа смогут получить информацию из первых рук об организации здравоохранения в России и мире, о ближайших изменениях в подходах к диагностике и лечению рака в России, пообщаться с представителями медицинского бизнеса и руководителями ведущих медицинских центров страны.

Журналистам из общественно-политических медиа форум даст возможность пообщаться с медицинским менеджментом, представителями пациентских организаций, онкологами из России и мира, достоверно осветить вопросы развития онкологической службы России и проблемы, которые ей предстоит решить.

Как аккредитоваться на форум «Белые ночи»?

Пресс-центр форума «Белые ночи» будет открыт для работы представителей медиа на протяжении всех дней мероприятия.

Источник

Что делать, если близкий человек — в реанимации?

«Он умрет?»

Важно! Само попадание в ОРИТ не значит, что ваш близкий умрет.

После успешной интенсивной терапии в ОРИТ пациента обычно переводят продолжать лечение в другое отделение стационара, например, в хирургию или кардиологию. Прогноз зависит от тяжести состояния пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний, действий и квалификации врачей, оснащения клиники, а также многочисленных случайных факторов, иными словами — удачи.

Что вам делать?

Успокоиться, сконцентрироваться и в первую очередь позаботиться о собственном психическом и физическом состоянии. Например, не следует впадать в отчаяние, заглушать страх и панику алкоголем, обращаться к гадалкам и экстрасенсам. Если вы будете действовать рационально, вы сможете увеличить шанс на выживание и ускорить выздоровление своего близкого. Узнав, что ваш родственник в реанимации, оповестите максимальное количество близких, особенно имеющих отношение к медицине и здравоохранению, а также оцените, сколько у вас денег и сколько при необходимости вы сможете найти дополнительно.

Могут ли вас не пустить в реанимацию?

Да, могут. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» довольно противоречив. Он гарантирует свободное посещение больных их родственниками и законными представителями, но при этом категорично требует соблюдать требования, установленные внутренними распорядками клиники. Причины для запрета на допуск родственника в реанимационное отделение у клиники могут быть вполне понятные: наличие инфекции, неадекватное поведение, занятость персонала при проведении реанимационных мероприятий.

Если вам кажется, что ваше право на общение с родственником в ОРИТ нарушается, конфликтовать по этому поводу с охранниками, медицинскими сестрами, санитарками или дежурными врачами, как правило, бесполезно и даже вредно. Для разрешения конфликтных ситуаций целесообразнее обратиться к руководителю отделения или администрации клиники. Хорошая новость —сотрудники большинства реанимационных отделений ведут себя приветливей, если продемонстрировать желание сотрудничать и адекватность.

Что полезно спросить у врачей?

Задавайте эти вопросы.

— Есть ли необходимость в приобретении каких-то препаратов, которые отсутствуют (например, дорогостоящие антибиотики)?

— Нужно ли купить дополнительные средства ухода? Например, «утку» из синтетического материала, а не металла, противопролежневый матрас, подгузники.

— Стоит ли нанять индивидуальную сиделку? Если да, то необходимо ли договариваться с младшим персоналом отделения или нужно привести человека со стороны (например, из патронажной службы)? Помните, что при некоторых заболеваниях от ухода напрямую зависит жизнь пациента. Не жалейте денег на сиделку, если она необходима.

— Как организовано питание и есть ли необходимость в покупке специального питания для тяжелобольных?

— Нужны ли консультации специалистов со стороны? Предположим, в клинике отсутствует штатный нейрохирург, а его консультация при заболевании вашего близкого целесообразна. Формально, врачи сами обязаны позаботиться о подобном, на практике — это часто организуют родственники.

Напоследок спросите, что еще вы можете принести близкому человеку. Какие-то привычные вещи: игрушки ребенку, личные лекарства, предметы гигиены и обихода. Иногда — телефон, планшет и, даже, телевизор.

Как вести себя в реанимации?

Оденьтесь так, как вам скажут. Как правило, это одежда из синтетических тканей (никакой шерсти), удобная сменная обувь, одноразовый халат, шапочка, маска (можно купить в аптеке). Если у вас длинные волосы, соберите их в пучок. Имейте с собой антисептическую жидкость и обрабатывайте руки. Иногда даже имеет смысл завести собственный сменный хирургический костюм (можно купить в магазине медицинской одежды).

Умерьте свои эмоции. Вы попадете в крайне непривычную обстановку, вокруг будут тяжелобольные люди, будет много запахов и звуков. Не мешайте персоналу. Для вас это стресс, для сотрудников — повседневность. Ваш близкий может не говорить, либо говорить не так и не то, из него могут торчать многочисленные трубки, на нем могут быть повязки, наклейки. Он может быть странного цвета, отечный, пахнуть необычно.

Не пугайтесь, это не навсегда. Он просто болеет.

Как вы можете ему помочь?

Никто не знает, как это работает, но опытные врачи-практики еще при первом разговоре с больным могут определить вероятность выживания больного при осложнениях. От психологического состояния пациента зависит очень многое. А это состояние почти полностью зависит от близких, то есть от вас.

По возможности, говорите с больным, как со здоровым. Ни в коем случае не рыдайте, не истерите, не смотрите на него с отчаянием и болью, даже если вы их испытываете, не заламывайте руки, не кричите: «Ах что же, что с тобой?!». Не обсуждайте по своей инициативе обстоятельства травмы, если дело в травме. Не обсуждайте негативное. Говорите о максимально практических вещах, как связанных с заболеванием, так и чисто бытовых, семейных.

Помните: пока ваш близкий болен, но жив, он может и должен участвовать в жизни своей семьи.

А что говорить, если он боится смерти?

Я не знаю, решать вам. Но, во всяком случае, выслушать. Если близкий просит о встрече со священником, организуйте ее. Как правило, тех пускают в реанимацию даже к терминальным пациентам. Если близкий имеет хроническое нарушение сознания (например, находится в коме), уделяйте много времени вербальному и невербальному (прикосновение, массаж, привычные для него вещи в зоне доступности) общению с ним. Последние научные работы показывают, что это положительно влияет на процесс реабилитации. Многие пациенты, кажущиеся неспециалисту «коматозными», на самом деле видят и слышат все происходящее вокруг.

Если вам приходится выхаживать своего близкого долгими неделями, месяцами или годами, реанимация становится значимой частью жизни. Вам потребуется выдержка и хладнокровие. Помогайте персоналу, как только почувствуете, что овладели основными навыками. Мне известны случаи, когда родственники реанимационных больных впоследствии меняли свой жизненный путь и становились медсестрами, врачами.

Для родственников своих пациентов написал практикующий нейрохирург Алексей Кащеев.

Источник

Не бойтесь спрашивать: как правильно задавать вопросы врачу

Время чтения: 4 мин.

Если ваш близкий тяжело болен, вы наверняка уже не раз общались с его лечащим врачом. Но если лечение не помогает, возможности медицинской реабилитации исчерпаны, а состояние человека ухудшается все сильнее, врач может предложить задуматься о паллиативной помощи. Это обсуждается во время очередной консультации.

Химиотерапевт, врач-онколог клиники «Луч» Мария Степанова рассказывает, как подготовиться к такой встрече, какие вопросы стоит задать врачу и что взять с собой на запланированный визит к доктору.

Нужно ли до консультации все рассказать близкому?

Не пытайтесь оградить больного человека от правдивой информации о его прогнозе, но помните: вы можете не говорить ему об этом сами. Лучше сказать: «Давай сходим к специалисту вместе?». Это нормально — не знать, что делать в такой ситуации. Оставьте это врачу.

Обычно я вхожу в положение, объясняю: «Давайте я буду сейчас разговаривать. Это лучше услышать от меня, а не от вас. Какие бы хорошие вы ни были, какими бы замечательными ни были ваши отношения, негативные эмоции польются на того, кто сообщил о прогнозе, кто рассказал плохую новость. Когда мы ударяемся об косяк, мы инстинктивно злимся на него, потому что нам кажется, что это он сделал нам больно».

Пациенту лучше приходить с родственниками или одному?

Если ваш близкий не возражает, а вы уверены, что сможете его поддержать, идите на консультацию вместе с ним — человеку нужны «вторые уши», из-за волнения он может пропускать важную информацию. Вы можете прийти на консультацию и без вашего близкого. Тогда с собой нужно иметь нотариальную доверенность о том, что вы представляете его интересы. Без нее врач не может принять вас — это нарушение врачебной тайны.

Какие вопросы задать врачу?

Скорее всего, у вас уже есть специальный блокнот (или электронный файл) с информацией о вашем близком. Перед консультацией запишите, что беспокоит человека и не забудьте отметить важные вопросы. Для этого можно воспользоваться нашим чек-листом.

Чек-лист вопросов врачу

Что взять с собой на консультацию?

Лучше задавать этот вопрос лечащему врачу заранее, но обычно нужны:

Диски с результатами помогут и врачу, и вам: специалист наглядно объяснит, что происходит в организме больного и почему появляются тяжелые симптомы болезни. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспрашивать, уточнять, просить объяснить.

Как подготовиться к встрече?

Как минимум неделю перед консультацией обязательно записывайте:

Ко мне на консультацию по поводу мамы с канцероматозом брюшины пришла девушка. На вопрос о состоянии мамы отвечает: «У нее периодически бывает рвота, вчера была с мелкими черными крупинками». Значит, это не просто рвота: возможно, было кровотечение, и с этим надо разбираться. Поэтому так важно записывать и передавать врачу все «бытовые» детали, даже самые маленькие: это позволит избежать ухудшения состояния человека и назначить эффективную терапию.

Можно ли просить личные контакты врача?

Уместно будет задать вопрос: «Могу ли я связаться с вами, если возникнут какие-то вопросы?». Связаться с врачом можно не только по телефону, но и с помощью электронной почты, мессенджера. Обговорите, в какое время это удобно врачу. Например, с утра он может быть на обходе и не сможет вам ответить.

Есть ли какие-то правила этикета?

Иногда люди боятся спросить врача, кого он бы мог порекомендовать для получения «второго мнения». Им кажется, что так они выскажут сомнения в его квалификации. На самом деле, спрашивать об этом нормально. Не стесняйтесь задать такой вопрос специалисту.

Если вы решили вести запись консультации на диктофон, заранее предупредите об этом врача, объясните, для чего вы хотите это сделать и спросите разрешения.

Основные правила, как вести себя на консультации

Вам может быть интересно:

Утаивание болезни от близких – забота, героизм, страх? Как и зачем говорить близким о неизлечимой болезни.

Как разговаривать с человеком, который не может говорить. Если человек утратил способность устной речи, это не значит, что он перестал понимать и чувствовать.

Как помочь пожилым людям занять свободное время. Несколько идей, как разнообразить досуг пожилых родственников.

Бояться — это нормально. Как рассказать ребёнку о его тяжёлой болезни. Зачем нужен этот разговор и как подготовиться к такой беседе?

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *