Что спрашивать при выборе школы

Что спрашивать при выборе школы

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.

По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.

Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.

Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.

Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.

То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.

Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.

Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.

Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.

В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.

Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.

Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).

Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.

В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.

Если говорить о следующей ступени – это профилизация. В 8-10 классе уже можно рассматривать школы по направлениям интересов ребенка и вузов, к которым в этих учебных заведениях идет подготовка.

Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.

В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.

Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.

В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.

Органическая культура в школах подразумевает совместную деятельность, здесь родители сильно включены в процесс обучения и влияют на него. Школы с органической культурой ценят свои традиции и уделяют большое внимание поддержанию «семейной» атмосферы.

В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.

Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.

Источник

7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу

Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.

1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?

Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.

К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация

Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.

Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.

Признаки хорошей готовности к школе

2. Как выбрать хорошую начальную школу?

Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.

Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.

Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.

3. А на что в первую очередь обратить внимание?

Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.

Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально. В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».

Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

8 главных проблем нашей начальной школы

Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

4. Почему ребёнка могут не взять в школу?

По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.

5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?

Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.

6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?

Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.

Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.

Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе

7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?

Оставьте ребёнку свободное время

В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.

Помогите ему освоиться

Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Давайте ребёнку обратную связь

Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».

Проводите больше времени вместе

Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.

Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)

Источник

Скоро в школу: как найти свою? Советы родителям будущих первоклашек

Александра Гилёва

1 апреля начинается запись в первые классы. В этом году документы принимают по новым правилам: приёмная кампания начинается позже и продлится до 30 июня. В первую очередь, запись откроют для льготников и тех, кто хочет отдать детей в школы по месту жительства. Родители, которые планируют записать ребенка в учебное заведение, расположенное в другом районе, смогут подать заявление с 6 июля по 5 сентября. Их рассмотрят, если будут свободные места.

Какую школу лучше выбрать: ту, что рядом с домом или ту, у которой хорошая репутация? Надо ли заранее знакомиться с учителем? Разберем вместе с психологом и детским педагогом Дарьей Дугенцовой, что имеет значение при поступлении в первый класс.

Определяем запросы

При выборе школы важно определиться, какие у вас личные запросы: нуждается ли ваш ребенок в углубленном изучении определенных предметов, важен ли вам особый подход в обучении, какие перспективы поступления в престижный вуз. Есть школы, которые специализируются на точных науках или имеют гуманитарную направленность, являются базовыми для институтов.

Но главное, надо ответить на вопрос, готов ли ваш ребенок к школе, справится ли он со сложной или нестандартной учебной программой.

Выбираем учебную программу

«Перспектива» — учебный комплекс, направленный на то, чтобы дать ребенку универсальные навыки, которые пригодятся не только в обучении, но и в реальной жизни. Главная миссия – всесторонне раскрыть личность ребёнка, научить учиться.

Часто начальные классы занимаются и по программе «Школа 21 века». Её особенность: введение педагогической диагностики. На протяжении четырех лет учитель анализирует способности школьников. Это позволяет увидеть динамику развития детей в учебе, вовремя реагировать на проблемы и помогать, при необходимости.

Узнайте, по какой программе занимаются начальные классы вашей школы. Можно заранее посмотреть содержание учебников, поискать на форумах отзывы родителей, составить собственное мнение.

Смотрим на расположение школы

Месторасположение — еще один критерий при выборе учебного заведения. Многие родители принимают решение возить ребенка куда-то в другой район, где школа лучше, престижнее. Но, по мнению, экспертов, это не всегда оправдано.

Читаем отзывы

«Школа имеет очень сильное начальное образование, компетентных педагогов, отзывчивое руководство и отличного директора. Здесь даже по выходным идёт работа, работают различные кружки, это говорит о высоком уровне работоспособности сотрудников!», — делится своим мнением об районной московской школе, отец одного из учеников Андрей.

Мнение родителей, чьи дети уже учатся в школе — имеет большое значение. Отзывы можно найти не только на форумах, но и даже на Google-картах. Если ваш ребенок ходит в детский сад, можно пообщаться с родителями дошкольников: у кого-то есть старшие дети, наверняка папы и мамы оставят пару отзывов об учебных заведениях в вашем районе.

Знакомимся с учителем

Многие школы учитывают пожелания родителей и в заявлении можно указать — к какому именно учителю вы хотите отдать ребенка. Учебные заявления проводят дни открытых дверей. Стоит посещать такие мероприятия, чтобы познакомиться с коллективом, посмотреть как оборудованы классы, сделать свои выводы.

Приступаем к учёбе

Часто в престижные школы, в первый класс очень сложно попасть, много желающих, мест на всех не хватает. Но можно попробовать сделать это уже в среднем звене: ребенок постарше, более самостоятельный и удалённость от дома не так критична.

Источник

Какие вопросы стоит задать, чтобы выбрать школу

Запись в первый класс начнётся почти через год, но искать идеальную школу стоит уже сейчас. Встречаться с преподавателями, смотреть условия и спрашивать о школьных достижениях. Наш блогер Ян Патлис рассказывает, на что стоит обратить внимание при выборе школы.

Сейчас самое важное, остановитесь! Глубокий вдох, глубокий выдох. Теперь 5–10 минут о вас и ваших желаниях. Чего вы хотите, что для вас важно?

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Хотите сдать ребёнка и чтобы он ходил в школу как все? Тогда не тратьте время и не читайте дальше, так как в чём разница, куда сдавать на хранение и как там всё будет? Выживет!

Вам важно, как будут относиться к ребёнку? Идите в школу и встречайтесь с учительницей, общайтесь, чувствуйте, подходит или нет. Как? Задавайте вопросы и смотрите на реакцию. Как решаются конфликты в классе? Что сделают, если у ребёнка возникнут проблемы с той или иной темой? Как часто будет обратная связь от учителя? Чем вы можете помочь в учебном процессе?

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Следующий вопрос к вам: какие ответы вас устроят в этой ситуации? По-моему, есть явные маркеры: учитель равно профессионал, и все эти вопросы входят в область его компетенции. Он знает, как разрешать конфликты, что делать с успеваемостью, понимает, в чём и где нужна поддержка. Не вам улаживать все эти ситуации. Вы же обращаетесь к профессионалу, он — ваша опора и поддержка, он работает с детьми и знает, что и как, его этому учили.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Следующий блок вопросов может быть адресован как учителю, так и директору или завучу: какие достижения они видят в школе, какие сложности предстоит преодолеть, что можно и нужно изменить в ближайшее время. В этом блоке самое важное — разговор о детях.

Да, школа и настоящие учителя — они же о детях, да и, чего греха таить, главная ценность школы — в детях. Как следствие, всё, что вам расскажут, должно быть пропитано ценностью детей. Например: «представляете, шестиклассники сделали в прошлом году театральную постановку и выбрали гениальную тему», или «в восьмом классе парень решил участвовать в олимпиаде и выиграл». Нравится? Этого хотите для ребёнка? Или же «у нас переполнены классы, но учитель Х обучился новой методике, и теперь дети работают группами, успеваемость растёт и растёт». Чувствуете? Похоже на то самое место? Вам нравится?

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую

Давайте начистоту: при выборе школы для ребёнка самое важное — это потратить ваше время и энергию, задать правильные вопросы, понаблюдать, ощутить атмосферу. Школы есть разные: государственные, частные, с углублённым изучением, общеобразовательные, гимназии, лицеи, школы при вузах, посольствах и так далее, школы для разных детей, — выбор огромен.

Вы — родитель, ваш ребёнок будет ходить в эту школу, и вам важно, чтобы он был счастлив, обучен, успешен. Возможно, вам важно что-то ещё: оценки, дисциплина, питание, архитектура, бассейн. Но это отдельная история, не про детей.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

10 секретов, как выбрать лучшую школу для подростка

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

Если ребёнок не блещет знаниями, то большинство взрослых подумает, что дело в нём, — но, может, всё же проблема в школе? Наш блогер Елена Морозова рассказывает, по каким критериям стоит выбирать образовательное учреждение для подростка и чего в идеальной школе быть не должно.

Совсем не всегда школа, прекрасно подходящая для младшего школьника, будет хороша и для тинейджера. Тревожная новость для родителя: ребёнок вырос; возможно, менять надо не только обувь, но и кое-что, что поменять совсем не так просто, — школу!

Вообще, придирчивый взгляд на место, в котором ребёнок проводит большую часть жизни, весьма оправдан. Замечали, что есть лёгкие на подъём люди? К 25 годам они уже зачастую окончили бакалавриат в одном вузе и магистратуру в другой стране, летом занимались волонтёрством и в благотворительном фонде, и в экологическом движении против мусора, работали аниматорами в языковом лагере, тему для диссертации выбрали не по советам старшего преподавателя, а из списка самых актуальных вопросов отрасли, в следующем месяце их ждёт стажировка в большой коммерческой компании.

Есть и те, кто о таких впечатлениях, приключениях и достижениях и не помышляет. Живёт день за днём. Поднимается со ступеньки на ступеньку, порой даже и не задумываясь, куда они, эти ступеньки, ведут. Да, мечтает о дальних странах, но как-то непредметно: где же взять для этого возможности, время, деньги?

Смена школы может дать ребёнку новый опыт, как не жить по накатанной. В современном мире это важно!

Давайте задумаемся, какой должна быть хорошая школа для подростка: пять пунктов, что непременно должно быть, три — что хорошо бы, чтобы было, и два — чего не должно быть ни в коем случае. Всего десять.

Итак, must have

1. Самое главное — школа должна быть принимающей, дающей подростку возможность быть собой, отличаться, «вытанцовывать» собственную личность. В идеале здорово, если школа ещё и интересуется подростком. Выделяет его из общего ряда, чтобы ребёнок (да не ребёнок уже) чувствовал себя не просто учеником 9-го «Б» класса, а человеком с собственным именем и фамилией, своими достоинствами и, возможно, их дефицитом, а также интересами и способностями. Не только отличников и двоечников. Каждого.

2. Не менее важно наличие «качественных» взрослых. Не только предметников, но и людей, с которыми полезно и интересно общаться, с кем можно поговорить и о науке, и о жизни, и о личных проблемах. Принципиально важно, чтобы эти люди были готовы к такому общению, а правила школы позволяли и приветствовали это. Если таких людей в школе нет, на мой взгляд, туда вообще незачем ходить!

3. Школа должна уметь работать с детьми — не только с послушными и прилежными второклашками, но и со скептически настроенными, вечно в чём-то сомневающимися, критично обо всём отзывающимися, имеющими право на бунт подростками. Если учителей застаёт врасплох переходный возраст воспитанников, то это вопрос квалификации педагогов.

4. Учиться должно быть трудно, но не беспросветно трудно. Школа обязана давать опыт постановки собственных целей, интеллектуальной пахоты, преодоления и достижений!

5. Школа должна быть честной. Если третьеклашка не почувствует, что его однокласснику с «заботливыми» родителями оценку поставят более высокую, от дополнительных обязанностей освободят, за провинность не накажут, то подростки подобные вещи воспринимают очень остро! Школа — это организация, где «клиент» внутри. Если на школьной «кухне» грязь, значит, помимо уроков физики и словесности, школьник получит и уроки беспринципности, а они усваиваются куда быстрее и запоминаются надолго. Конечно, мы живём в несовершенном мире. Несправедливость, конфликты, столкновение мнений и интересов — ежедневная реальность для каждого из нас: и детей, и взрослых. Все ошибаются, бывают неправы, обижают. Важно только, чтобы всё это было без двойных стандартов, возведённых в систему.

Что спрашивать при выборе школы. Смотреть фото Что спрашивать при выборе школы. Смотреть картинку Что спрашивать при выборе школы. Картинка про Что спрашивать при выборе школы. Фото Что спрашивать при выборе школы

4 школы за 7 лет: как я искала идеальную школу для своих дочерей

Спросите: а как же качество образования, ФГОСы, ДКРы, результаты ЕГЭ? На мой взгляд, если всё вышесказанное соблюдено: имеются «качественные» взрослые, которые работают и учат по-честному, не за страх, не за галочку, если детей видят и понимают, думают, а не просто выполняют план, — значит, процесс как минимум не разрушающий. Это уже неплохо, на самом деле! Всё же школа не завод, не конвейер, где каждая операция следует строго за предыдущей, а каждая гайка занимает своё место на строго определённом этапе производственного цикла. Школа — это история про жизнь, и принцип «не навреди» при выборе школы — один из самых главных. Дети все разные. Что нужно вашему ребёнку? Непростой вопрос. Мне кажется, то, что я описала выше, — жизненная необходимость для каждого подростка.

Следующий список — не must have, но хорошо бы, чтобы школа…

1. Мотивировала, а не демотивировала. Предметы, одноклассники, обсуждаемые темы — всё это призвано будоражить, вызывать живой интерес, ощущение перспектив. Происходящее на уроках и вне уроков обязано давать пищу для размышлений, чем стоило бы заниматься в будущем, к чему приложить дополнительные усилия, что узнать, прочитать, найти в интернете. Обучение не должно быть рутинным, монотонным, безэмоциональным и не имеющим никакого отношения к жизни и будущему ученика.

2. Питала разные сферы личности: и интеллектуальные, и духовные, и творческие. Конечно, заниматься творчеством можно и вне школы, можно и музеи посещать по выходным, а не в рамках учебного процесса, но когда развитием чувства прекрасного занимается не только семья, это чувство, формируется более объёмным, более интегрированным в общую систему представлений, знаний и убеждений подростка. В школе, где гуманитарная работа построена удачно, ребёнок может сталкиваться с большим количеством мнений, аргументов и доводов, высказываемых его одноклассниками и преподавателями. Он учится формировать собственное мнение, предъявлять и отстаивать его, воспитывает собственный вкус, формирует определённые предпочтения и убеждения.

На практике часто случается так, что в математическом лицее история и литература вообще за предметы не считаются

На них не выделяют достаточного количества часов, не ищут качественных преподавателей, а в языковых или гуманитарных гимназиях, где язык — это «наше все», точные науки подаются с гораздо меньшим пиететом, не формирующим вкуса к этим предметам и достаточной эрудиции. Такие школы не формируют полноценное мировоззрение. Углубление в профиль — да! Но не в ущерб всему остальному.

3. Обеспечивала профориентацию. Серьёзное отношение старшеклассников к образованию важно для их будущего. Опыт показывает, что учиться по-настоящему подростки начинают только тогда, когда чётко понимают, для чего им это. Когда начинают связывать своё будущее с той или иной предметной областью, ориентируются на тот или иной вуз. Поэтому умная профориентация, включающая не только тестирование, но и разговоры, и возможность попробовать себя в различных видах деятельности, критически необходима для того, чтобы обеспечить активную позицию учащегося. Без неё образование остаётся школярством, и не более того.

И, наконец, самый короткий список

1. Школа не должна делать ребёнка безжизненным, закомплексованным, безвольным, бессильным. Если это происходит, какой бы блестящей школа не считалась, оттуда надо бежать. Срочно.

2. Школа не должна быть серой. Если учителя не говорят на хорошем русском языке, если преподаватель литературы считает, что «литература» — это то, что в учебнике, если в туалете нет зеркала, а на стенах — приказы и стенгазета в стиле 80-х, если дети орут, а не спорят и не смеются, если педагоги следят за порядком, а не общаются с детьми, значит, это убогая школа. Не надо по её поводу ломать копья, спорить, осуждать, не надо надеяться что-то в ней изменить. Просто заберите оттуда ребёнка.

Фото: Unsplash (Mesh)

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *