Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

⏱ Время прочтения — 7 минут

Спокойствие, только спокойствие

Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.

Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.

Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.

«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.

Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.

«Вижу цель, верю в себя»

Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.

Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.

Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.

Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.

В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.

Не «что», а «как»…

По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.

Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.

Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.

Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.

Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.

«Назовите ваши слабые стороны»

На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?

Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.

Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.

На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.

Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».

«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.

Будь готов! Всегда готов!

HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?

Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»

Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!

Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.

Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.

Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.

Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.

Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.

Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫

Источник

Собеседование: вопросы работодателю

Как подготовиться к собеседованию? Какие вопросы задавать, как правильно рассказать о своем опыте, чтобы работодатель захотел вас нанять?

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Вопросы, которые вы задаете работодателю, это продолжение вашего резюме и самопрезентация. Постарайтесь, чтобы эти вопросы что-то говорили о вас рекрутеру, раскрывали мотивацию и карьерные цели.

Что делать перед собеседованием

Перед собеседованием изучите в открытых источниках информацию о компании и конкурентном окружении:

Что делать на собеседовании

По мнению преподавателя Русской Школы Управления Натальи Сторожевой, кандидат приходит на собеседование не для того, чтобы отвечать на вопросы. Его главная цель — «продать» себя. Но делать это нужно в формате диалога, отвечая на вопросы рекрутера.

Она советует превратить интервью в самопрезентацию, продажу своего опыта, знаний и навыков. Расскажите о себе все самое значимое: об успешных проектах, достижениях, идеях, которые помогли продвинуть бизнес вашего прежнего работодателя. Продемонстрируйте свою нужность и полезность, сделайте все, чтобы он заинтересовался вами и «купил»: сделал предложение о работе. Ваша задача — превратить собеседование в продажу ваших знаний и опыта.

Какие вопросы задать работодателю

Эксперты крупнейшего рекрутингового портала monster.com советуют обязательно задать работодателю на собеседовании шесть вопросов. Кстати, их совсем необязательно запоминать наизусть. Можно прийти на интервью с ежедневником — запишите в нем все, о чем хотите сказать:

1. Куда делся сотрудник, который раньше выполнял эту работу? Если должность открывается в компании впервые, спросите, как раньше выполнялись задачи, предусмотренные новой позицией. Так вы поймете, какие проблемные рабочие ситуации могут быть связаны с этой вакансией.

2. Почему человек, который проводит собеседование, работает в этой компании? Вы получите информацию о компании из первых рук.

3. Какую задачу или проблему придется решать на новой позиции в самом начале работы? Этим вы продемонстрируете свои рабочие качества и поймете, чего от вас ждут.

4. Спросите рекрутера, что он может рассказать вам о вашем непосредственном начальнике. Постарайтесь как можно больше узнать о нем. Ваш менеджер — это человек, с которым вы будете взаимодействовать большую часть времени.

5. Узнайте о планах компании на ближайшие несколько лет. Какие прогнозы делает менеджмент? Какие новые продукты планируют вывести на рынок? Этим вы продемонстрируете серьезное отношение. Кроме того, сможете составить первое впечатление о бизнесе.

6. В конце интервью спросите о ваших следующих шагах. Так вы сможете проявить инициативу, оценить энтузиазм нанимателя и составите примерный план дальнейших действий.

Также работодателю можно задать вопросы:

7. О стиле работы команды. Это говорит продемонстрирует вашу адаптивность и стремление понять корпоративную культуру, стать ее частью.

8. О критериях успешности: как вы будете оценивать результаты моей работы? Что будет показателем успеха? Покажете способность фокусироваться на главном и умение настраиваться на приоритетные задачи.

О чем не стоит спрашивать работодателя

Существуют вопросы, которые рекрутеру лучше не задавать.

1. Об условиях работы. Особенно на первом собеседовании. В этом вопросе есть определенный этикет, негласные правила.

2. Сколько еще человек претендует на эту вакансию. Это говорит о тревожности кандидата, выдает неуверенность в себе.

3. Каковы шансы получить эту работу. Такой вопрос рекрутер может счесть признанием в профессиональной непригодности.

Запомнить

С какими ситуациями вы сталкивались на собеседованиях? Поделитесь опытом с другими читателями в комментариях к статье!

Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusuprav
Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работуТекст: Иван Ильин

Источник

О чем спрашивать на собеседовании

Чтобы проверить работодателя

В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.

Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.

Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.

Доктор, я стесняюсь

Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:

«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.

При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.

👎 Серая зарплата как у всех

Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.

Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016

Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.

Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».

👎 Плавающие сроки

— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.

Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.

Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.

👎 Задержки по чьей-то вине

Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.

Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.

👎 Зарплата ниже на испытательном сроке

— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.

Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.

Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.

👎 Зарплата только на наши карточки

— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.

Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.

Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.

👎 Вместо больничных — отпуск

— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.

Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.

Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.

👎 Нет отпускных

— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.

Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.

Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.

👎 Штраф из зарплаты

— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.

Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.

В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.

👎 Расчет через три дня

— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.

Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.

Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.

👎 Не скажу

— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.

Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.

Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.

Запомнить

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

Источник

Топ-10 вопросов, которые обязательно нужно задать кандидату на собеседовании

Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Смотреть картинку Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Картинка про Что спрашивать когда устраиваешься на работу. Фото Что спрашивать когда устраиваешься на работу

⏱ Время прочтения — 7 минут

Конечно, далеко не все вопросы, которые пригодятся вам для оценки, например, будущих операторов call-центра, подойдут для собеседования на позицию финансового директора. Поэтому я выбрал только универсальные, работающие для любой должности. Получился топ-10 вопросов, проверенных «в бою» в ходе более тысячи проведенных интервью с кандидатами.

Здесь нам важно услышать, что соискатель считал своими KPI (ключевыми показателями эффективности) и вообще как он понимает слово «результат».

Важно, чтобы человек четко осознавал, за что ему платили, какую пользу он должен был приносить компании. Если кандидат не может сформулировать это, то его осознанность как сотрудника должна вызывать сомнения.

Помимо понимания, за что работник отвечал на своей должности, ему важно знать конкретные цифры. Директор по продажам расскажет о выполнении показателей плана продаж. Финансовый директор расскажет о снижении доли налогов или снижении налогооблагаемой базы. Оператор call-центра расскажет о времени на линии или количестве продаж в штуках. А директор департамента производства расскажет об экономии времени на изготовление одной детали или о снижении себестоимости.

Если вы занимались рынком ценных бумаг или хотя бы немного знакомы с ним, наверняка знаете, как любят компании, которые показывают «клюшку» — дают кратный прирост результата каждый год. Аналогичных графиков ждут и руководители от своих сотрудников: если работник повышает свою эффективность и развивается, значит он понимает, что нужен не просто результат, а объем и динамика достижений, идущие по той же самой «клюшке». И пусть это не кратное увеличение, но если прирост есть — отлично. И если перед вами оказался такой соискатель, к нему явно стоит присмотреться внимательнее.

Это один из самых традиционных вопросов к кандидатам, и отказываться от него в угоду оригинальности точно не стоит: он помогает разобраться, что было триггером, причиной принятия решения об уходе, где был срыв.

Когда я сам провожу собеседование, чтобы взять кого-то к себе в команду, тезисно фиксирую всё, что соискатель рассказывает. Выглядит это, к примеру, так: если кандидат говорит, что ушел с предыдущей работы, потому что там для него не было путей развития, я записываю, что развитие — важный для него фактор, а уже позже возвращаюсь к этому разговору и выясняю, что он понимает под развитием. Это позволяет мне понять, смогу ли я дать ему это в нашем будущем сотрудничестве, и если да, то это плюс к решению о найме.

Я обычно копаюсь во всех предыдущих местах работы, до которых могу дотянуться, потому что мне хочется понять, что с человеком происходило. Для меня нормальна ситуация, когда человек работает в компании годами — если работа интересная, собственник адекватный, компания вменяемая, она приносит прибыль и не банкротится, то зачем оттуда уходить? Если человек уходит и каждые три года обновляет свое резюме, то я тоже это запишу и посмотрю, подойдет ли мне такой человек, совпадаем ли мы по ценностям. И каким бы стандартным этот вопрос ни казался, его стоит копать, но не для галочки, а чтобы действительно разобраться.

Ох, вас ждет много откровений, особенно от линейного персонала. Не тешьте себя уверенностью, что люди мечтают найти у вас работу на десятилетия. Вы услышите много разных вариантов: и что человек хочет поработать несколько лет и потом открыть свой бизнес, и что ему хочется перейти в вашу сферу, потому что он сейчас проходит профильное обучение. И тут ваше решение, конечно, должно зависеть от вакансии, которую вы закрываете: если ищете call-оператора, это одно — тут можно взять и человека на год-два; но если это звучит из уст соискателя на позицию руководителя, менеджера или старшего сотрудника — стоит подумать, готовы ли вы тратить ресурсы — свои и компании — на внедрение сотрудника, который у вас не задержится.

Важно: задавать этот вопрос можно, только если вы уже продали себя как работодатель.

Вообще, проводить глубокое интервью кандидата лучше после того, как вы себя представили. Именно поэтому на групповых собеседованиях мы сначала проводим презентацию компании — потом общаться с кандидатами намного проще.

Что я имею в виду? В начальной презентации мы всегда рассказываем о том, кого мы ищем, под какие задачи и под какие цели. И если соискатель обладает цепким аналитическим умом, то он возьмет эту информацию себе на вооружение и поведет презентацию себя с опорой на нее: «вы сказали, что есть вот такие цели, а я тот человек, который может этих целей достичь, потому что у меня был такой-то результат, такой-то опыт, и вообще я только этим и занимался».

Это вопрос в первую очередь незаменим при собеседованиях на должности в продажах, но хорош и для любой другой сферы — он прост, но показателен, так как подсвечивает адекватность, умение слышать и слушать, что крайне важно для любого сотрудника. Если человек не слышит ваши вопросы, ваши задачи или интерпретирует их не так — вряд ли вам будет комфортно с ним работать.

Не существует людей, не совершающих ошибки. У кого-то их больше, у кого-то меньше, но все они есть опыт, а значит — повод для обсуждения. Услышать рассказ о рабочих провалах, а главное — о том, как из них выходили и какой опыт вынесли, значит — многое понять о кандидате.

Например, при отборе руководителя я бы смотрел на то, как человек выводил систему из ошибки — как он эту ошибку зафиксировал, чтобы она больше никогда не повторялась. Если ответа на этот вопрос у соискателя нет, то в его управленческих скилах стоит усомниться, потому что одна из основных задач руководителя — всё заводить в систему, чтобы ни одна ошибка не повторялась дважды.

Для линейных сотрудников важно, как они интерпретируют ошибки — винят третью сторону или берут ответственность на себя.

Вопрос несколько провокационный, но, по-моему, его стоит задавать — ответ может принести неожиданные открытия.

Однажды я так нанял сотрудника (сейчас он — старший сотрудник отдела продаж), которому был почти готов отказать, — именно этот вопрос дал мне понимание, что кандидат сильный, хотя и не такой, каких я привык видеть на этой должности.

Очень важно сформулировать вопрос именно так, говорить, как уже о свершившемся факте: что расскажут о вас, когда я позвоню? Чтобы предвосхитить сюрпризы этой обратной связи от бывшего начальника, кандидат либо уйдет в защиту и начнет себя оправдывать, либо поделится своими самыми сильными сторонами или какими-то слабостями, которые были не очевидны, но могут оказаться решающими для вас.

Вообще, вопрос зарплаты мы впервые задаем еще в самом начале общения — в анкете отклика или в первом собеседовании по телефону. Но на очном или онлайн-собеседовании нередко можно услышать другие цифры.

Часто сотрудники, которых вы приглашали на зарплату, которую даже опасались им называть, готовы сами просить меньше. А иногда, напротив, вдруг «поднимают ставки». Поэтому мы и задаем этот вопрос еще раз.

Если по результатам общения у вас сложится ощущение, что человек себя переоценивает, спросите, сколько в среднем он получал на предыдущем месте работы. Как правило, люди не склонны тут хитрить (особенно после предыдущего вопроса — о грядущем вашем общении с его бывшим работодателем) — и своим ответом сами ставят всё на места.

Важно: следующим вопросом узнаем о карьерных амбициях кандидата — спрашиваем, сколько бы он хотел получать через год. Это покажет нам, насколько человек ценит свой труд и готов не «высиживать зарплату», а давать результат — важная черта осознанного работника.

Это очень важный вопрос для того, чтобы ритуал под названием «собеседование» подвести к продаже работы.

Многие забывают, что собеседование — это мероприятие, где обе стороны — и наниматель, и кандидат — себя продают. И в классической схеме продаж, которая до сих пор работает, есть чудесный этап выявления потребностей.

Если часть потребностей вы смогли выявить с помощью вопроса о причинах ухода с предыдущих мест работы, то здесь мы получим не «мотивацию от», а «мотивацию к».

Я очень настойчиво добиваюсь ответа на этот вопрос, сопровождая его коучинговыми приемами: если человек не может ответить, прошу его хотя бы предположить, что он знает, что для него важно, или прошу пофантазировать на тему идеальной работы, куда он с удовольствием ходит каждый день. По сути, это один и тот же вопрос, просто иначе сформулированный.

Эти тезисы «мотивации к» лучше сразу же зафиксировать и применить для последующей продажи работы соискателю. Я старательно записываю их, потому что удержать в голове такие вещи по каждому кандидату сложно. Когда понимаю, что соискатель мне однозначно нравится, перехожу к своему этапу — продаже работы — и использую эти тезисы.

Конечно, это не исчерпывающий, но достаточно полный список универсальных вопросов для большинства должностей, которые, по моему мнению, стоит задать кандидатам на собеседовании. Удачи вам, набирайте сильных людей, получайте отличный результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *