Что спрашивает психолог у первоклассника
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАСТ ПСИХОЛОГ ПРИ ПРИЕМЕ В ШКОЛУ?
Как к любому большому и важному деле, к началу обучения в школе лучше готовиться заранее. Предлагаем Вам ознакомиться с примерными вопросами, которые могу задавать педагоги Вашему ребенку при приеме в школу. Данный тест поможет Вам выявить как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе, при необходимости внести коррективы.
Вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
8. Назови дни недели, времена года.
9. Какое сейчас время года? Чем отличается зима от лета?
10. В какое время года на деревьях появляются листья?
11. Как называется планета, на которой мы живем?
12. Ты хочешь учиться в школе?
13. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
14. Зачем надо учиться?
15. Какие профессии ты знаешь? Что делает врач (учитель, продавец и т.п.)?
16. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:
Советы психолога родителям.
Еще до начала занятий организуйте жизнь ребёнка по чёткому распорядку, чтобы потом ему было проще войти в ритм школы.
Больше играйте и разговаривайте с малышом, рассказывайте о себе, как вы учились в школе. Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки, это помогают снять напряжение «рабочего» дня, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.
Примеры развивающих мини-игры
Игра: Волшебный рисунок
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, изучение букв, цифр и т.д.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Затем меняетесь, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.
Игра: Вежливое слово
Цель: развитие внимания, координации, вежливости.
Вы просите ребенка выполнить какое-то действие. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть вежливые слова. Например:
Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на правой ноге.
Пожалуйста, подними левую руку вверх!
Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот.
Чтобы Вы не делали, помните главное, именно Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша!
Жукова Александра Анатольевна
Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..
Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе
Как проходит прием у психолога перед школой?
Перед школой ребенок должен получить медицинскую карту с осмотром всех врачей, включая психолога. Именно этого специалиста родители опасаются больше всего, поскольку к будущему школьнику предъявляются очень высокие требования. Во времена, когда сами родители поступали в школу, они могли не уметь читать и писать, то сейчас будущий первоклассник должен все это знать. Помимо знаний, психолог также проверяет психологическую готовность к школе и степень развития психических процессов.
Редакция сайта ННмама.Ру обратилась к психологическому центру «Отражение», где нам ответили на самые распространенные вопросы родителей.
Отвечает специалист Центра психологической помощи «Отражение» Сердюк Алена, психолог, гештальт- терапевт.
Зачем проводится прием-консультация с психологом перед школой – чтобы оценить готовность ребенка к школе или выявить нарушения в развитии?
Сколько по времени длится прием у психолога?
Какие вопросы задает психолог на приеме?
Существует масса методик, которые оценивают уровень зрелости ребенка. Обычно это вопросы, касающиеся самого ребенка и окружающего мира.
Для примера могу привести ряд вопросов:
1. Назови свое имя, фамилию и отчество?
2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения?
3. Какое сейчас время года? (следующее время года, предыдущее время года)
4. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
5. Где ты живешь? Назови свой адрес.
6. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
Также ребенку могут предложить нарисовать себя или выполнить тест. Например, на листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.
Также психолог может предложить составить рассказ по карточкам, причем карточки нужно будет поставить в нужной последовательности.
Стоит ли специально готовить будущего школьника и учить ответы на стандартные вопросы?
Не нужно специально готовить ребенка к беседе, достаточно дать ему понять, что результат тестирования не повлияет на ваши отношения. Скажите будущему первокласснику, что вы поддержите его/ее и будете на «его/ее стороне «.
Специалист оценивает только ребенка или родителей тоже?
Что будет, если ребенок не ответит на вопросы, задаваемые психологом? Его не примут в школу?
Психолог может порекомендовать в каком возрасте ребенку пойти в школу, исходя из личностных особенностей, основное решение принимаете, вы, родители. Школа не может не принять ребенка в школу.
Может ли психолог поставить диагноз ребенку на таком приеме? Или для этого требуется еще один или несколько встреч?
Диагнозов психолог не ставит, он дает заключение. Если есть необходимость, психолог может попросить вас прийти еще раз.
Можно ли пройти прием у психолога в частном психологическом центре? Такое заключение примут?
Провести обследование может любой частный центр, в котором работают дипломированные специалисты.
Твой Малыш
С Днем святого Николая трогательные поздравления от украинских звезд
Как ухаживать за больным ребенком ночью, чтобы не допустить осложнений
Где встретить святого Николая или Санта Клауса: главные резиденции в Киеве
Такие взрослые: Анна Курникова показала близнецов и поздравила их с днем рождения
Украинские мультики в Multiplex — первое киноприключение вашего малыша
Календарь прививок
Календарь беременности
Таблица прикорма
Твой Малыш
«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.
7 советов школьного психолога поступающим в первый класс: важно для родителей
В этом году во многих школах, гимназиях и лицеях прослушивание первоклассников началось уже в марте согласно разрешению Управления образования самостоятельно определять период собеседования. Мы попросили школьного психолога ответить на важные вопросы
Школьный психолог Наталья Балахтарь сейчас участвует в наборе первоклассников в одну из школ Киева и смогла собрать самые важные вопросы, проблемы и рекомендации, которые мы вместе хотим рассказать родителям школьников. Эти советы строятся на реальных впечатлениях от собеседований первоклассников в этом году, а также на большом опыте и профессионализме школьного психолога.
7 важных проблем и задач родителей первоклассников
Что нужно помнить, оформляя ребенка в школу, какие вопросы вы должны себе задавать себе перед собеседованием при поступлении в первый класс, какие навыки и умения должны быть у малыша при поступлении в школу, что значит «готовность к школе». Ответы нашего специалиста помогут вам найти правильные ответе перед поступлением в первый класс и собеседованием в школе.
1. Соберите информацию о школе
Часто родители не очень хорошо понимают в какое учебное заведение поступает их ребенок. Для того, чтобы правильно принять решение, необходимо собрать проверенную информацию о школе, в которую вы собираетесь отдавать детей.
Кроме многочисленных отзывов друзей-соседей-знакомых (которые бывают достаточно субъективными), с информацией об учебном заведении можно ознакомиться на сайте управления образования или каждого района города (если город большой). Очень хорошо побывать на Дне открытых дверей, где можно получить ответы на все возникающие вопросы и информацию о правилах поступления в школу, о режиме работы, услугах, которые предоставляет школа, о специализации и особенностях учебного процесса.
2. Узнайте об особенностях учебных заведений разного типа
Родители должны знать о том, что учебный процесс в обычных школах и специализированных с углубленным изучением какого-либо предмета отличается: в специализированных школах нагрузка на ребенка значительно больше (если в обычной школе у первоклассников 4-5 уроков, то в специализированной 5-6 уроков в день) и не всем это по силам.
Этот фактор нужно обязательно учитывать при планировании и соотносить с состоянием здоровья ребенка и способностью адаптироваться к школе: интеллектуальным и физическим нагрузкам.
Именно повышенными требованиями к ребенку объясняется тот факт, что специализированные школы, лицеи, гимназии имеют право проводить отбор детей при приеме в школу, а обычные школы этого не делают.
3. Учитывайте состояние здоровья детей
Варианты нарушений очень разные: от сложного для многих малышей звука «р» до 3-4-5 пар различных звуков( самые распространенные «с-з», «ж-з», «в-л», «с-ш»). Наша «живая» статистика неутешительна: в этом году нарушения имеет каждый четвертый ребенок.
Причины нарушений разные, как и разная реакция родителей на сложившуюся ситуацию. Часть родителей осознает, что речевое нарушение может серьезно осложнить обучение ребенка и прилагают усилия для решения проблемы. Часть родителей (к счастью, они в меньшинстве) вообще не считает проблемой то, что речь ребенка очень сложно понять, даже очень внимательно вслушиваясь. На вопрос «обращались ли к логопеду?», такие родители говорят «все в порядке, нам не нужно».
На самом деле то, как ребенок произносит звуки, влияет на то, как он читает, правильно ли пишет, как изъясняется. А еще неправильное произношение часто делает ребенка объектом для насмешек одноклассников, и даже когда непослушные звуки остаются в прошлом, воспоминания одноклассников могут здорово подпортить жизнь.
Поэтому, если у вашего малыша есть «непослушные звуки-друзья», консультация профессионального логопеда просто необходима. И еще одна рекомендация от логопедов: не нужно спешить отдавать ребенка в школу, особенно с «мовною спеціалізацією», если в его речи очень много неправильных звуков. Даже если малыш работает с логопедом, нужно время для закрепления звуков, для того, чтобы эти звуки стали его. Ведь от этого зависит успешный старт в обучении.
5. Не отдавайте ребенка в школу слишком рано
И рекомендации психологов и практический опыт учителей говорят об одном – ребенок легче идет на контакт, лучше воспринимает, усваивает и воспроизводит информацию, лучше адаптируется ближе к 7 годам. Конечно же, есть приятные исключения среди деток почти 6 и 6, 5 лет, но все-таки их не много и они, скорее, подтверждают правило.
Только к 6 годам в мозге наших детей начинают активно работать центры, отвечающие за умение считать, а к 7-ми – отвечающие за чтение, письмо. То есть, если центр еще «спит», а мы уже ставим перед ребенком задачи, которые контролируются этим центром, то ребенку, конечно же, будет сложно выполнить это задание. А в поведенческих реакциях ребенка на поставленное задание мы сможем увидеть целый спектр от молчаливого протеста до констатации факта «мне тяжело» и до агрессивных реакций сопротивления «не хочу – не буду делать».
6. Проверяйте физиологическую готовность ребенка к школьным нагрузкам
За внешними показателями сформированности скелета и костей рук ребенка, пропорциями тела, размера черепа и смены зубов стоит очень серьезная работа нервной системы организма, созревание и согласование действий разных отделов мозга. И чем старше ребенок, тем больше его тело готово адаптироваться к нагрузкам, а нервная система способна более точно и гибко реагировать на окружающую реальность.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
Иногда между готовностью ребенка к школе и его интеллектуальным развитием ставится знак «равно», но… Понятие «готовность ребенка к школе» состоит из разных составляющих компонентов: готовность физиологическая (о ней говорилось выше), готовность интеллектуальная (кругозор ребенка, знания об окружающем мире, желание исследовать и узнавать новое), готовность мотивационная (желание-нежелание идти в школу, понимание того, что там нужно делать ), готовность к общению с окружающими людьми – взрослыми и детьми, готовность эмоционально-волевая (умение хотя бы ненадолго принимать чужие правила игры, умение находить баланс между «хочу» и «должен», умение определенное время выполнять задание, которое, может быть, делать совсем не хочется), готовность к самообслуживанию(умение самостоятельно одеться-раздеться, привести в порядок свои вещи, сложить вещи в школьный портфель).
Все компоненты «школьной готовности» важны, и каждый компонент связан и влияет на развитие других компонентов. Несколько примеров для более убедительной картинки.
Ребенок около 6-ти лет, которого привели на собеседование родители в прошлом году, был не сформировавшимся физиологически (вспоминаем о центрах в мозге), неплохо выполнял задания (при этом тяжело вздыхая и долго их обдумывая), категорически не хотел в школу («там тяжело»), а в конце просто лег головой на свои руки (сказал, что устал).
7. Будьте готовы помогать ребенку правильно
Есть несколько рекомендаций о том, чего делать точно не стоит.
А теперь о том, что делать необходимо.
Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей
Как проходят собеседования в первый класс — вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.
Несмотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.
Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.
Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.
Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.
Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.
Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.
Примерный список вопросов, которые могут задать ребёнку на собеседовании в первый класс
Какие задания могут дать ребенку на собеседовании
Ребенка могут попросить нарисовать фигуру человечка, либо списать, буквально, срисовать группу точек или написанное прописными буквами слово. Это покажет, насколько развита тонкая моторика руки и зрительная координация.
Предложат также выполнить графический диктант — под диктовку нарисовать узор по клеточкам, и составить геометрическую фигуру из отдельных элементов.
Чтобы проверить, насколько малыш знаком с математикой: его могут попросить сосчитать до десяти и обратно, посчитать «парами», найти пропущенное число в числовом ряду.
Из заданий на логику, малыша попросят найти лишний предмет в ряду, классифицировать несколько предметов по одному признаку, сравнить понятия, собрать из нескольких картинок последовательную историю.
Ребенка могут попросить придумать слово на заданный звук, проговорить, из каких звуков состоит слово, посчитать слоги или звуки в слове.
Ему могут предложить прочесть короткий текст.
Если малыш волнуется во время собеседования, и не может выполнить задание, не переживайте. Педагоги обязаны принимать во внимание его волнение.
И еще раз повторим: собеседование — это способ проверить готовность ребенка учиться, а не найти предлог, чтобы отказать ему в приеме.
Если вашим детям задавали необычные или чересчур сложные вопросы на собеседовании в первый класс, поделитесь ими в комментариях.
Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?
Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Чем психолог может помочь ребенку?
К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.
Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.
Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.
Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.
Когда к психологу стоит обращаться родителям?
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?