Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка

Как поднять самооценку и уверенность ребенку?

В этой статье:

Как понять, что у ребенка низкая самооценка?

Типичные фразы подростка, у которого проблемы с самооценкой

Заниженная самооценка подростка проявляется в речи и в ситуациях, когда ему приходится оценить себя или столкнуться с оценкой других людей.

Иногда возникает ощущение, что ребенок кокетничает и напрашивается на похвалу. Но на самом деле, он просто не чувствует себя достойным признания и уже думает о том, как все поймут, что он на самом деле не так хорош. В этом случае нужно задуматься о том, как повысить самооценку ребенку, а не стыдить его.

Самоощущение подростка с низкой самооценкой

Последствия такой самооценки, как бы мы ее ни назвали, осложняют жизнь подростку.

Все это вместе делает подростка довольно трудным в общении. Зацикленность на собственных страхах быть отверженным мешает ему присмотреться к другим людям, учитывать их интересы. В результате они часто попадают впросак, и в итоге их самооценка и уверенность падают еще ниже.

Уверены ли в себе напористые и агрессивные дети?

Очень часто агрессивные дети, которые обижают других, а также доставляют много проблем объекту влюбленности, как раз люди с заниженной самооценкой. Они уверены в том, что их не будут любить, бросят, потому что они очень плохие. В результате они постоянно проверяют окружающих на прочность, нарываются на конфликты и проблемы.

Разумеется, такие подростки не чувствуют себя хорошо и спокойно. Даже когда кажется, что они стремятся к лидерству и добиваются его, они чувствуют себя глубоко несчастными. Им также необходимо помочь почувствовать себя значимым и выработать адекватную самооценку и уверенность в отношениях с людьми.

Низкая самооценка ребенка и учеба

Дети с заниженной самооценкой могут быть как двоечниками, так и отличниками. Отличник, которому не хватает уверенности в себе, серьезная проблема для себя самого. Взрослые видят, как он убивается по учебе, борется за оценки. Но проблема в том, что такой ребенок не получает удовольствия от учебы и всю свою энергию направляет на то, чтобы не показаться глупым или некомпетентным, потерять расположение родителей и учителей. В глубине души он уверен, что всех обманывает и скоро правда раскроется.

Главные причины проблем с самооценкой у детей

Причины низкой самооценки у ребенка:

Как повысить самооценку ребенку?

Помочь ребенку с низкой и неадекватной самооценкой можно. И главную роль тут играют именно родители, ведь ребенок опирается на их мнение и поведение в любом возрасте, даже подростковом.

Способ 1. Не завышайте требования к ребенку

Очень часто мы ожидаем или даже требуем от ребенка выполнения наших собственных желаний. Мы хотим, чтобы он жил и действовал “правильно”, хотел “правильных” вещей и т.п.

Способ 2. Не сравнивайте ребенка с другими

Детям, которых не вдохновляет борьба и соперничество, лучше формировать адекватную самооценку через мягкие навыки. Для начала стоит пройти тест на сильные и потенциальные зоны роста. Затем при помощи наставника можно формировать связи отдельных навыков и профессиональных сфер, точек приложения сил для раскрытия и развития личности. Так постепенно ребенок вовлечется в осмысленную деятельность и почувствует себя уверенно, а его самооценка повысится.

Способ 3. Хвалите детей

Как можно хвалить и при этом не оценивать? На самом деле, лучше просто заменить оценочную похвалу, типа “молодец”, на проговаривание успеха и своих эмоций. Если ребенок чего-то добился, это нужно отметить, сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это мелочь, типа домашки, или пятерки по сложному предмету в школе, подчеркните, что вы видите, что он взял себя в руки, довел дело до конца, хотя еще вчера ему это не удавалось.

Способ 4. Не делайте замечания детям при посторонних

Поскольку детей в подростковом возрасте волнует, как они выглядят в глазах окружающих, любые замечания воспринимаются очень болезненно и приводит к низкой самооценке. С точки зрения ребенка любая критика, отношения “как к маленькому” серьезно подрывает его авторитет, вызывает насмешки, заставляет стесняться и стыдиться и снижает самооценку. Берегите репутацию ребенка в этот хрупкий период, какими бы надуманными ни казались его страхи. Просто примите как данность эту особенность и не провоцируйте конфликт и рост неуверенности у ребенка.

Если вы хотите повысить самооценку ребенку, вспоминайте почаще себя в этом возрасте. Проходите родительские поддерживающие тренинги, делайте анализ этого опыта. Выражайте понимание происходящего с ребенком и старайтесь сохранять спокойствие. Оно очень важно для того, чтобы у ребенка формировалась адекватная оценка себя.

Интересные мастер-классы и квесты для детей на каникулах в декабре и январе

Источник

Подробно о самооценке для детей и подростков

Обращение к детям и подросткам с целью детально рассказать им о самооценке и ее значении в жизни

Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка. Смотреть фото Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка. Смотреть картинку Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка. Картинка про Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка. Фото Что способствует высокой а что низкой самооценке подростка

Ты не можешь прикоснуться к ней, но она сильно влияет на то, как ты себя чувствуешь. Ты не можешь увидеть ее, но она там, когда ты смотришь на себя в зеркало. Ты не можешь услышать ее, но она присутствует, когда ты говоришь или думаешь о самом себе. Что же это такое… таинственное и важное? Это твоя самооценка!

Что такое самооценка?

Самооценка – это в большей мере то, как ты относишься к себе, каким ты себя видишь и как расцениваешь свои возможности, а также то, насколько сильно тебе что-то нравится или ты беспокоишься о чем-то.

Чтобы лучше понять термин «самооценка», нужно разбить его на два слова, из которых он состоит. Давай сначала взглянем на слово «оценка»: оно означает важность, значимость, особенность (уникальность) или ценность кого-либо или чего-либо. Например, если ты действительно восхищаешься другом своего отца, который работает в команде спасателей, это значит, что ты высоко ценишь его. А особенный приз для самого ценного игрока в команде часто называют оценочным призом. Это означает, что приз дается за важное достижение.

«Само» означает тебя самого! Так что составь эти два слова вместе, и ты легко поймешь, что означает самооценка. Это то, насколько ты ценишь себя и насколько значимым и важным ты себя считаешь. Это то, кем ты видишь себя и что ты чувствуешь относительно собственных способностей.

Самооценка это не бахвальство, это способ узнать, что ты можешь делать хорошо, а что – не очень. Многие из нас часто задумываются о том, насколько мы любим других людей или предметы, но не слишком задумываются о том, насколько мы нравимся самим себе.

Самооценка не заключается в уверенности, что ты совершенен, потому что никто не совершенен. Даже если ты думаешь, что другие дети способны абсолютно во всем, можешь быть уверен, что и у них есть сильные и слабые стороны.

Самое главное, что нужно знать о самооценке, это то, что она предполагает видение себя в позитивном ключе, который является реалистичным, то есть правдивым. Поэтому, если ты считаешь, что прекрасно играешь на пианино, но при этом плохо рисуешь, у тебя все равно может быть высокая самооценка!

Почему самооценка так важна?

У всех детей есть самооценка, причем важна именно здоровая или положительная самооценка. Она помогает тебе держать голову высоко и гордиться собой и своими способностями, даже когда все идет не очень хорошо.

Самооценка дает тебе смелость пробовать новое и силу веры в себя. Она позволяет уважать себя, даже когда ты совершаешь ошибки. И когда ты уважаешь себя, взрослые и дети, как правило, также проявляют к тебе уважение.

Положительная самооценка помогает тебе учиться делать здоровый выбор в отношении ума и тела. Если ты знаешь о своей важности, то вряд ли будешь следовать за толпой, когда твои друзья делают что-то неправильное или опасное. Если у тебя положительная самооценка, ты знаешь, что в состоянии принимать свои собственные решения. Ты ценишь свою безопасность, свои чувства, свое здоровье – всего себя! Положительная самооценка помогает тебе узнать, что любая твоя частичка достойна заботы и защиты.

Как дети приобретают самооценку?

Младенцы не думают о себе ни хорошо, ни плохо. Они не думают «Я классный!», когда срыгивают мамино молочко и не переживают: «О, нет, в этом подгузнике мои ноги выглядят странно!». Развить малышу самооценку помогают люди, которые его окружают. Как? Хваля ребенка, когда он учится ползать, ходить или говорить. Окружающие часто говорят: «Молодец, так держать!» или могут просто улыбаться и смотреть на ребенка с любовью и гордостью. Когда люди хорошо заботятся о ребенке, это также помогает ему чувствовать себя любимым и ценным.

Когда дети становятся старше, они играют большую роль в развитии их собственной самооценки. Усердная работа над проектом или заданием, получение более высокой оценки на контрольной работе по математике или занятие новым видом спорта – это те моменты, которые заставляют детей гордиться собой. Некоторые дети не очень спортивны, но они могут хорошо читать или делать фокусы, или они просто хорошие друзья, или помогают другим людям – все это те достижения, которые помогают детям думать о себе хорошо и быть довольными собой.

Семья ребенка и другие люди в его жизни, такие как тренеры, учителя, одноклассники, также могут повышать его самооценку. Они могут помочь ребенку разобраться в том, как изменить в себе что-то или приобрести новое качество или отметить те хорошие качества, которые уже присутствуют в нем. Они могут верить в ребенка и поддерживать его стремление пробовать снова и снова, если что-то не получается с первого раза. Тебе важно научиться думать о себе в позитивном ключе, гордиться тем, что ты сделал, и быть уверенным в том, что ты можешь достичь гораздо большего.

Несколько слов о низкой самооценке

Возможно, ты знаешь детей с низкой самооценкой, которые не очень высокого мнения о себе или критикуют себя слишком много. Это также можно назвать отрицательной (негативной) самооценкой, которая противоположна положительной самооценке. Возможно, иногда и у тебя проявляется низкая самооценка, и ты не всегда думаешь о себе хорошо или не считаешь себя поистине значимым.

У ребенка бывает низкая самооценка, когда родители не поддерживают его достаточно или много кричат. Бывает, что самооценка может пострадать в классе. Учитель или другие дети могут заставить ребенка чувствовать себя недостаточно умным или в классе могут быть недоброжелательные дети, которые говорят обидные слова о том, как ребенок выглядит или ведет себя.

Для некоторых детей занятия в школе могут казаться настолько трудными, что они не могут идти в ногу с остальными или получать желаемые оценки. Это может заставить их разочароваться в себе и нанести вред их самооценке. Когда одни дети хорошо учатся и выигрывают призы и награды, другие дети могут чувствовать, что они хуже, чем остальные, или с ними что-то не так.

Некоторые дети обладают высокой самооценкой, но потом в их жизни происходят события, которые меняют ее. Например:

​Способы повышения самооценки

Конечно, это нормально – чувствовать себя по-разному, но иметь низкую самооценку – это не нормально. Чувство собственной бесполезности делает тебя грустным и не позволяет пробовать что-то новое. Это чувство может мешать тебе приобрести друзей или влиять на твои старания в школе.

Сильная самооценка это очень большая часть взросления. Когда ты становишься старше и сталкиваешься с трудными решениями – особенно под давлением сверстников, то чем сильнее твоя самооценка, тем лучше. Важно любить себя.

Если у тебя низкая самооценка, попробуй поговорить об этом со взрослым, которому ты доверяешь. Он может помочь тебе придумать несколько хороших идей о том, как улучшить самооценку.

Самооценка может улучшиться, когда ты начинаешь пробовать делать то, что считал слишком трудным, и в итоге преуспеваешь в этом, или когда родители, члены семьи или другие взрослые поддерживают тебя, проявляют терпение и помогают тебе встать на правильный путь. Как только ты начнешь справляться, твоя самооценка тут же взлетит вверх!

Вот несколько способов улучшить свою самооценку:

​Сосредоточив внимание на своих способностях и прекрасных качествах, ты сможешь научиться любить и принимать себя таким, каким ты есть – т. е. основным аспектам высокой самооценки! Даже если у тебя есть поводы для работы над собой (а у кого их нет?), знание того, что ты обладаешь многими способностями, что ты ценный и особенный для людей, которые заботятся о тебе и любят тебя, поможет по-настоящему справиться с процессом взросления.

Часть процесса взросления это умение сосредоточиться на своих сильных сторонах, принимать и работать над собственными слабостями – это, в общем, и есть самооценка!

Источник

Подростка важно понять: проблемы самооценки в подростковом возрасте

Подростка важно понять: проблемы самооценки в

подростковом возрасте

Самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. Она отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, не критичности.

Слишком высокая самооценка приводит к переоценке себя и своих возможностей. В результате этого у подростка могут возникнуть необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», он может замкнуться в себе, разрушая при этом межличностные отношения.

Чтобы помочь ребёнку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

— ни в коем случае не критиковать внешность ребёнка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем;

— родители должны уважать своего ребёнка, прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;

— подростка нужно постоянно хвалить, но только по делу и конструктивно;

— не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;

— за внешним видом подростка необходимо тщательно следить: ребёнок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;

— взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;

— подросток должен уметь говорить «нет», это поможет ему закрепить своё положение в обществе и повысить самооценку.

Перечислим несколько упражнений и приемов, которые могут помочь повысить самооценку подростка:

— общение во благо. Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть на самом деле.

— реакция на похвалу. Ребёнка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу.

— помощь окружающим. Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребёнок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.

— борьба со страхами. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребёнку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.

Источник

Материалы к семинару «Самооценка подростка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Тема: «Самооценка подростка»

Составитель: Гульчук М.Я.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр

МО «Экологической психологии»

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте .

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков , проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.
Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.

Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «половой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.
Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.

С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.

Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Начиная с подросткового возраста, общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.
В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.
Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Характер самооценки и качества личности

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения.

Развитие самооценки в процессе общения

Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.).

Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе. Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.

Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.

Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Самооценка и педагогическая оценка

Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.

Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.

Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности.

Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Просвещение, 1986.

Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1989.

Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1980.

Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. — СПб: Питер, 2001.

Реан А.А. Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. – СПб:Питер, 2002.

Снайдер Ди. Практическая психология для подростка, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *