Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке

Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

Исследование процесса удовлетворения потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом. Мотивы занятий спортом и деятельность в процессе физического воспитания. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.12.2010
Размер файла1,4 M

Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке. Смотреть фото Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке. Смотреть картинку Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке. Картинка про Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке. Фото Что способствует удовлетворению потребностей общества в физической подготовке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

2. Мотивы занятий спортом

3. Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

4. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.

Пассивный отдых (состояние полного покоя и щажения) целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда.

Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности условиями труда, возрастом и т.д.

1. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом

Основоположники марксизмаленинизма учат, что потребности, являющиеся объективными нуждами каждого человека в определенных объектах и условиях существования, должны рассматриваться как первопричина активности и поведения человека.

Все многочисленные потребности принято делить на три группы:

1) материальные потребность в пище, одежде, жилище, движении (особенно у детей ));

2) духовные потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.;

3) социальные потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Чтобы жить, необходимо одеваться, питаться, иметь жилище. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была борьбой за удовлетворение прежде всего материальных потребностей.

С развитием общественного производства, в условиях освобождения труда от эксплуатации все большую роль стали приобретать духовные и социальные потребности. Материальные потребности, естественно, не исчезли, но они перестали играть доминирующую роль над остальными потребностями, перестали быть смыслом жизни человека.

Духовные потребности специфические человеческие феномены, характеризующие высокий уровень развития личности.

Духовные потребности привели к возникновению физической культуры как общественного явления, которая связана не только с физическим совершенствованием человека, но и с получением эстетического наслаждения. Физическая культура предоставляет большие возможности для удовлетворения потребности в творчестве. Наглядным примером этого являются яркие и красочные массовые выступления на спортивных праздниках, разработка тактических «ловушек» в спортивных играх, создание новых методов тренировки и т. п.

Социальные потребности выражают общественную природу человека.

Одной из социальных потребностей является потребность в общении. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями.

Физическая культура и спорт служат хорошим средством удовлетворения в общении. Недаром, по данным французского психолога И. Буйо, около 50% опрошенных заявили, что они занимаются спортом, кроме всех прочих причин, еще и потому, что желают иметь коллег, товарищей, что спорт удовлетворяет их потребность объединения.

Потребности формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Можно развить потребность в ежедневной физической нагрузке и можно сформировать потребность в постоянном общении с определенной группой людей (например, с товарищами по команде).

К сожалению, не все возникающие в течение жизни потребности являются желаемыми. Некоторые, так называемые квази-потребности приводят к анти-социальному образу жизни (пьянству, воровству и т. п.), заглушая другие социальные стремления человека.

Среди множества потребностей, сосуществующих в человеке, устанавливается определенная иерархия их значимости. Развиваются потребности у каждого человека в соответствии с их значимостью. У зрелой личности ведущими являются духовные и социальные потребности, однако среди них одни могут иметь большее значение, чем другие. Например, у студентов факультета физического воспитания в одних случаях доминируют потребности, связанные с занятиями спортом, в других получением профессии учителя физической культуры. Ведущие потребности притормаживают менее значимые, отодвигают их на задний план. Например, у спортсмена, стремящегося побить рекорд, ведущая потребность временно подавляет другие духовные и социальные потребности (в получении эмоциональных впечатлений от общения с друзьями в компании, от общения с родными и т. д.). По мере изменения личности, ее интеллектуального развития и изменения социального статуса (положения в обществе) одни потребности могут сменяться другими.

2. Мотивы занятий спортом

Итак, от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности человеку энергию и побуждающее его к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. В мотиве содержится таким образом понимание того. Из-за чего и для чего человек должен проявить активность. Поэтому можно сказать, что мотив это осознанная причина активности человека направленная на достижение цели. В психологической литературе до сих пор нет единого понимания мотива. Одни считают, что мотив это осознанная потребность (П. А. Рудик), другие под мотивом понимают конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потреб ность (А. Н. Леонтьев). Целесообразно соединить эти две точки зрения: ведь без потребности не нужен объект ее удовлетворения (цель), но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности человека, т. е. пропадает главный смысл мотива.

Поскольку мотив выполняет директивную функций, то возникающая под его влиянием активность может стимулировать человека к действию, но может и задерживать действие.

Остановимся на этом подробнее. Активность человека может протекать скрыто, незаметно для глаз постороннего наблюдателя. Это умственный, эмоциональный и волевой виды активности. Не всегда эта активность направлена на организацию и осуществление внешней активности; часто она направлена на подавление побуждений, связанных с удовлетворением той или иной потребности, поэтому человек не является рабом своих потребностей.

Всякое живое существо, ограниченное в движениях, оказывает сопротивление. Так поступает и грудной ребенок, когда его пеленают. Протестует ребенок и при ограничении других его потребностей. Однако зрелая личность сознает, что ее свобода не может быть безграничной, независимой от других людей и требований общества. Потребность в свободе относится к группе социальных. Эгоист требует свободы только для себя и тем самым ограничивает свободу других хотя бы из-за того, что в любой момент другие могут быть подавлены или поставлены o его произволом в неудобное положение. Сознательный человек понимает относительность личной свободы, он ограничивает себя в интересах свободы всех. В человеческом обществе свобода человека ограничивается официальными рамками и нормами морали. В спорте, помимо тех же норм, такими ограничителями являются правила спортивных соревнований. Спорт смен, добивающийся победы вопреки этим правилам и нормам, справедливо подвергается наказанию, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, удовлетворение потребностей регулируется сознанием человека, опирающимся на убеждения, идеалы нравственные привычки, чувство долга перед другими людьми и обществом в целом. Потребности опосредованы социальным опытом человека, они находят выражение в мотивах долженствования, обязанности, необходимости, исполнения приказа.

У человека в одной то же время может быть несколько мотивов, между которыми вследствие их противоречивости идет борьба. В результате более сильный (действенный) мотив побеждает и организует внешнюю активность (посту пок действие другие мотивы» тормозятся. Причем с точки зрения затрат.

3. Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

Понятие о деятельности. Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет следствием сознательное побуждение, приводящее человека к целенаправленной активности активности, связанной с достижением цели.

Если мотив устойчив, а цель, которую ставит перед собой человек, имеет общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.

Если цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной деятельностью

Особенности спортивной деятельности. Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательной активностью человека, направлена главным образом на изменение в нужном направлении внешней среды, то спортивная деятельность, также связанная с двигательной активностью. направлена на совершенствование главным образом самого человека, притом не только его физических качеств, но и психических.

Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическими актами. Вспомним хотя бы знаменитые слова великого русского физиолога и психолога И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушка, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде окончательным фактом является мышечное движение»

На тесную связь двигательной сферы с психической, их единство в отражении человеком окружающей его действительности указывает Н. А. Бернштейн, говоря о роли движений в «активной выработке объективно верного отражения мира в мозгу путем выверки синтеза восприятий через практик у

Как и любая другая, спортивная деятельность является продуктом общественно исторического развития. Двигательные действия, на ранних стадиях развития человеческого общества служившие средством добывания пищи, защиты от врагов, постепенно стали служить удовлетворению потребности в движениях, создавали эмоциональную окраску жизни человека благодаря осознанию совершенства выполняемых физических упражнений. Уже на ранних ступенях развития человеческого общества качество выполнения двигательных действий получало общественную оценку и свидетельствовало о степени превосходства представителей одной общественной группы над другими. Так возникал соревновательный характер спортивных действий и регулирование их определенными правилами.

Соревновательный, или, как говорят социологи, престижный, характер спортивной деятельности обусловил ряд ее особенностей:

а) стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;

б) большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;

в) большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних переживаний к другим, иногда противоположным по характеру;

г) возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).

Структура спортивной деятельности. Спортивную деятельность понимают в широком и более узком плане. В первом смысле речь идет о тренировочном процессе в целом, т. е. о деятельности, осуществляемой периодически, систематически и длительное время (в течение нескольких лет). В этом случае можно говорить о макроструктуре деятельности спортсменов. Структурной единицей деятельности в этом случае являются тренировочные занятия и соревнования, частота, длительность и характер которых соответствуют долгосрочным тренировочным планам. Тренировочные (и учебные в школе) занятия а также соревнования, как более узко понимаемая деятельность, характеризуются мезоструктурой. Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные), в связи с чем под деятельностью нередко понимают совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности. Однако деятельностьэто не просто сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему, взаимосвязанные друг с другом и выполняемые по общему плану (программе) тренировочного занятия или соревнования.

Учебные тренировочные занятия, а также спортивные соревнования характеризуются преобладанием двигательных действий (физических упражнений), в которых представлены и психические, и двигательные, и вегетативные компоненты. Осуществление движений по определенной программе требует сбора информации о ситуации, в которой протекает деятельность, т. е. участия работы анализаторов, центральных мозговых аппаратов, связанных с переработкой информации, выработкой программы действия, посылки импульсов к исполнительным органам. Но движения это и сокращение мышц это трата на него энергии, а значит биохимические реакции в мышцах, усиление работы вегетативных систем, обеспечивающих мышцы энергией и сохраняющих постоянство внутренней среды организма. Вегетатика связана с включением в работу эндокринной и вегетативной нервной систем. Все это составляет микроструктуру деятельности.

физический воспитание спорт здоровье студент

4. Физическая культура и спорт в системе обеспечения студентов

Мировой опыт свидетельствует о том, что по мере развития рыночной экономики конкуренция за рабочее место возрастает. Соперничество, борьба за рабочее место требуют от работника не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.). Конкурентоспособность нынешнего студента на рынке труда будет связана с тем, сумеет ли он выдержать многоаспектность конкурентной борьбы. К этому будущего специалиста необходимо готовить уже в стенах вуза. Представляется, что помимо профилирующих кафедр, кафедры физического воспитания могут и должны в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности удущих специалистов. Для этого прежде всего необходимы сведения о реальном состоянии здоровья студентов.

В системе обеспечения здоровья студентов выделяют два элемента: 1)учебное время студента, 2) внеучебное время студента. Учебное время регламентируется расписанием занятий. Важное место в нем занимают учебные нагрузки, гигиенические условия проведения занятий, питания, физкультурно-спортивные тренировки. В неучебное время «заполняется» студентами самостоятельно дополнительными занятиями по учебным предметам, занятиями в физкультурно- спортивных секциях, выполнением домашних заданий и т.д.. Именно понимание студентом собственного здоровья как личностно значимой ценности заставляет его часть внеучебного времени посвящать укреплению своего здоровья. Однако далеко не во всех вузах имеются необходимые условия для активных занятий физкультурой и спортом во внеучебное время.

Не везде предмет «физкультура» является обязательным на протяжении всего срока обучения. Однако эти трудности могут преодолеваться при согласованной работе кафедры физического воспитания и других подразделений вуза по обеспечению здоровья студентов, претворению оздоровительной политики в жизнь.

Исходя из изложенного, нами в течение 1993-1996 гг. проведено исследование состояния здоровья студентов московского государственного института электроники и математики.

Необходимо было, во-первых, оценить состояние здоровья студентов и определить факторы, влияющие на него; во-вторых изучить мотивы студентов к занятиям физкультурой и спортом и их влияние на развитие профессиональных, морально-волевых качеств; в-третьих, выявить факторы лимитирующие здоровье (употребление алкоголя, курение, подвержение стрессам и т.д.) или способствующие его укреплению.

Решение поставленных задач осуществляется при использованы комплекса психолого-педагогических методов анкетирования и тестирования.

Анкеты состояли из трех блоков вопросов. Первый блок предусматривал выявление мнения студентов об их собственном здоровье, их отношении к предмету «физическое воспитание» и интересе к используемым формам и содержании занятий по физкультуре. Второй блок давал возможность определить мотивы, которыми руководствуются студенты, занимаясь физкультурой и спортом, их влияние на укрепление здоровья и развития профессиональных и морально-волевых качеств. Третий блок был направлен на выявление факторов оказывающих влияние на занятия студентами физкультурой и спортом.

В анкетном опросе приняли участие студенты-выпускники (151 человек) и молодые специалисты, проработавшие не менее трех лет (83 человека). Кроме этого различными видами тестирования были охвачены 310 студентов 1-2 курсов, занимающихся два раза в неделю физкультурой и спортом.

Совершенно очевидно, что удовлетворение интересов студентов является важнейшим путем в укреплении их здоровья, способствующим самостоятельным занятиям физкультурой и спортом что в целом скажется на здоровом образе жизни.

Большое значение в формировании сознательного отношения к занятиям физкультурой и спортом имеет мотивация студентов. Студентам был задан вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали свое стремление заниматься физкультурой и спортом?» Им было предложено из восьми вариантов ответов указать соответствующие их мнению. Результаты ответов студентов представлены в табл.1. Как видно из табл.1, наиболее значимым мотивом занятий физкультурой и спортом студенты и специалисты назвали «укрепление здоровья» (33,3 и 33,4%). На втором месте по значимости стоит мотив «интересное проведение свободного времени» (17,0 и 16,8%).

Таблица 1. Мотивация занятий физкультурой и спортом у студентов и специалистов

Это требует пристального внимания преподавателей к организации и содержанию занятий. Различия между мотивацией у мужчин и женщин, видимо, следует объяснить их отношением к занятиям и той ценности, которую занимают физкультура и спорт в их жизни. Полученные результаты позволяют преподавателям, во-первых, учитывать мотивацию проведения занятий, во-вторых, дифференцировано подходить к работе со студентами, формируя у них нравственные волевые и другие качества.

Различия в оценках результативности занятий между мужчинами и женщинами незначительны. У студенток показатели первых пяти факторов близки и колеблются от 12,5 до 18,7%, в то время как у студентов эти различия высоки и находятся в пределах от 10,3 до 22,2%. Пристального внимания заслуживает анализ результатов по каждому фактору, на основании которого возможны практические рекомендации по совершенствованию работы по физкультуре и спорту в вузе.

Таблица 2. Факторы, определяющие результативность занятий физкультурой и спортом в вузе, %.

Большое значение для продолжения активных занятий спортом имеет среда, в которую попадают студенты и специалисты после окончания обязательных занятий. Среди наиболее существенных ее элементов оказались друзья, тренер и преподаватель физического воспитания. Родители и примеры спортсменов не оказывают влияния на желание активно заниматься спортом. Следует учитывать также высокую значимость такого фактора, как «материально-техническая база». В вузах это является проблемой, ее разрешение положительно скажется на продолжении занятий студентами физкультурой и спортом. Но главным на наш взгляд, является необходимость введения в институтах обязательных (или факультативных) занятий по физическому воспитанию студентов на период всего срока обучения.

Результаты анкетирования, позволяющие оценить по пятибалльной шкале степень влияния занятий физкультурой и спортом во время обучения в вузе на развитие личностных качеств, способствующих занятию или удержанию за собой рабочего места представлены в табл.3.

Таблица 3. Средние оценки влияния физкультуры и спорта формирование личностных личностных качеств студентов-выпускников и специалистов, баллы.

Наши предложения, направленные на укрепление здоровья в целях конкурентоспособности в условиях рыночной экономики сделанные на основании анализа результатов анкетного опроса, в основном, совпали с предложениями студентов. Суть этих предложений в обобщенном виде можно представить следующим образом.

Занятия по физическому воспитанию необходимо проводить в течение всего срока обучения в вузе. На старших курсах можно ввести факультативы по физкультуре.

Необходимо увеличить количество спортивных секций по различным видам спорта, акцентируя внимание на развитие спортивных игр, плавания, ритмической гимнастики (аэробики) для девушек.

Необходимо рассмотреть вопрос о замене обязательных занятий на занятия по желанию. Зачеты не должны (особенно высокие требования к выполнению нормативов) доминировать над процессом удовлетворения от самих занятий и получения удовольствия от двигательных действий. Зачеты проводить только в конце года.

Необходимо продумывать время для занятий физкультурой и спортом в рамках учебного расписания, учитывать формы обучения и содержание материалов по другим учебным дисциплинам.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предложение объединения общетеоретического обучения с производственным трудом, высказанное английским гуманистом Томасом Мором. Формирование потребности в труде, трудовой дисциплины в процессе занятий спортом. Этапы и значение трудового воспитания.

контрольная работа [17,6 K], добавлен 27.05.2012

Совершенствование физического воспитания старшеклассников с использованием средств атлетической гимнастики. Занятия физической культурой и спортом в процессе физического воспитания. Обоснование силовой направленности, содержание самостоятельных занятий.

дипломная работа [61,8 K], добавлен 06.06.2008

Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 12.06.2012

Физическая культура в системе образования. Форма и средства физического воспитания. Виды спорта и двигательной активности, методика занятий физической культурой на базе государственной образовательных стандартов и норматива физической подготовленности.

реферат [13,7 K], добавлен 29.05.2015

Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 17.10.2010

Теоретико-методологическая концепция минимизации объективных педагогических рисков в процессе физического воспитания как фактор действенного усиления безопасности, сохранения и укрепления состояния здоровья, улучшения физического состояния учеников.

дипломная работа [270,1 K], добавлен 02.11.2015

Формирование основных движений и двигательных качеств – одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха. Основные формы физического воспитания, Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 07.10.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *