Что способствует созданию эффективной команды
Построение эффективных команд: применяем организационную психологию
Интеллектуальные и профессиональные ресурсы человека раскрываются лучше при взаимодействии с коллегами, нежели при работе в одиночку. Успех достигается за счет синергетического эффекта
Эффективность командной работы, вне зависимости от концепции управления, будь то бережливое производство, Agile и другие, давно доказана. Интеллектуальные и профессиональные ресурсы человека раскрываются лучше при взаимодействии с коллегами, нежели при работе в одиночку. Успех достигается за счет синергетического эффекта. Вовлеченность, взаимопонимание и поддержка коллег стимулируют на достижение общей цели. Но так ли легко добиться слаженности в работе и создать дружную команду? Поговорим об этапах формирования команд, функциональных и неформальных ролях внутри коллектива.
Содержание
Что есть команда?
Что отличает команду от группы людей? Наличие единой цели для всех участников. Например, совет директоров, объединенных общей миссией, но имеющих разные взгляды на развитие бизнеса, – не команда. Команда – это группа людей, объединенных общей целью и движимых одним лидером, при этом каждый ее член несет ответственность за результат. Другая важная характеристика команды – ее численность. Управляемой командой считается группа до 20 человек. Хотя стоит отметить, что число участников определяется лидером и зависит от его опыта, а также сложности поставленных задач. Главное условие – команда должна быть эффективной.
Норма управляемости – количество людей, которыми может эффективно руководить один менеджер. Цифра зависит от опыта и личных качеств лидера. Оптимальная норма – семь человек, на практике – до 20
Этапы формирования команды
В 1965 году американский психолог Брюс Такман (Bruce Tuckman) разработал теорию групповой динамики (известна как модель развития команды по Такману), состоящую из четырех этапов:
Формирование
Самая быстрая и позитивная стадия, когда команда только создается, люди заряжены и питают большие надежды на интересный проект. Они вежливы и осторожны, присматриваются и узнают друг друга. Зачастую роли еще не распределены и четкие обязанности не прописаны.
Шторм
Возникает реальное взаимодействие, и людей начинает штормить. У каждого специалиста свои интересы, и в первую очередь он старается удовлетворить свои базовые потребности. Однако желание достичь цели требует от специалистов кооперироваться. Зачастую конфликты возникают в связи с разными стилями общения, полномочиями и подходами к работе членов команды. Любая команда через это проходит, данного этапа не нужно бояться. Если стадия шторма не пройдена, значит – команда осталась в первоначальном, зачаточном состоянии и не сможет гармонично развиваться.
Нормализация
Команда договаривается о нормах и правилах взаимодействия. Все участники чувствуют себя уверенно и комфортно, ценят сильные стороны друг друга, готовы помочь, а также выслушать конструктивный фидбэк. Руководитель должен отойти на второй план, а команда – начать работать с минимальным его участием. Если руководитель по-прежнему сильно вовлечен, значит, какие-то моменты не проговорены и есть шанс скатиться обратно до стадии шторма. Эти колебания могут происходить достаточно долго, если на этапе поступления новой задачи не проговаривать правила «игры».
Выполнение
После того как бури улеглись, а правила взаимодействия выработаны, команда начинает работать эффективно. Теперь это сплоченный коллектив единомышленников:
Таким образом, из обычной группы незнакомых людей получается слаженная команда.
Роли в команде
Для любой рабочей группы характерны два типа ролей, каждая из которых критически важна:
Отсутствие ясности функциональных ролей порождает конфликты внутри коллектива. Поэтому задача руководителя – четко распределить обязанности и область ответственности каждого участника процесса.
Неформальные роли – более размытая категория, у которой много различных типологий и интерпретаций. Распределение по Роберту Хогану (Robert Hogan) выделяет пять основных ролей:
В идеале команде необходима сбалансированность этих ролей, но нужно понимать, что совершенных команд не существует. Зато есть запросы под конкретную задачу или индустрию. Например, для продавцов важно быть нацеленными на отношения и результат и менее существенны соответствие стандартам качества и прагматизм. Производственники, задействованные на опасных работах, наоборот, должны четко соблюдать стандарты и требования, им не нужны сверхрезультат и инновации. Также есть команды, где межличностные отношения критически важны, а их отсутствие порождает конфликты.
Другая известная концепция – британского профессора Мередит Белбина (Dr. Meredith Belbin) – выделяет девять категорий ролей:
Здесь не существует плохих или хороших ролей, в каждой есть свои преимущества и недостатки. Человек зачастую совмещает 2–3 роли, со временем они могут меняться или плавно перетекать из одной в другую.
Некоторые концепции изучают негативные роли в команде, например: саботажник, паникер, пожиратель времени, козел отпущения. Без таких ролей коллектив не может существовать. Если, предположим, уйдет козел отпущения, то команде не на кого будет «сливать» промахи и ошибки. Психология группы такова, что на эту роль негласно будет выбран другой человек. В такой ситуации руководителю важно выявить этого сотрудника и поддерживать межличностный и профессиональный баланс, не давая команде «задавить» коллегу.
Как создают команды в России
Опытом формирования команд поделился Егор Крюнькин, начальник управления ПФР в Кировском и Промышленном районах Самары. Здесь применяют гибкую методологию работы над проектами (Agile), которая подразумевает создание кроссфункциональных команд. По словам Егора Крюнькина, для положительного результата нужно объединяться в проектные команды и работать над созданием продукта здесь и сейчас, в режиме многозадачности. «Члены команды должны обладать определенными компетенциями, чтобы работать в интенсивном режиме и выполнять нестандартные, творческие задачи. Всех участников отличает высокая скорость мышления и легкость переключения внимания. Также им необходимо уметь работать в команде, быть заинтересованными в общей цели и ориентированными на результат», – добавляет Егор.
Подбор сотрудников в проектный офис ПФР, как и во все рабочие группы, осуществляется при участии психолога. Он составляет список характеристик и качеств, которыми должны обладать члены команды, проводит анализ и подбирает методики для выявления этих качеств.
Каждая группа со временем вырабатывает собственные традиции и правила. Их соблюдение руководством и новыми членами групп – необходимое условие эффективного функционирования команды. Отдельное внимание уделяется межличностному взаимодействию и внутригрупповой психологической работе. Тренинговые программы по повышению навыков групповой работы, кейсы, геймификация – все это помогает группе почувствовать себя единым целым и работать совместно.
Егор Крюнькин выделяет три ключевых фактора, от которых зависит создание эффективной рабочей группы:
«Рекомендую задать нормы и правила, как организационные, так и поведенческие; объяснить, какие традиции и ритуалы приняты в команде. С одной стороны, может возникнуть ощущение, что вы ограничиваете человека, но с другой стороны, это задает структуру и рамки. Все члены команды четко осознают, как себя вести в определенной ситуации. Например, если что-то идет не так, рассказать руководителю об этом сразу. Сотрудник должен понимать, что его не накажут и будут благодарны за своевременную информацию», – говорит Татьяна Ежова.
О каскадной модели управления можно прочитать в статье на нашем портале.
Создание слаженной команды – процесс очень тонкий и требует высокой компетенции руководителя. Помимо индивидуальных и профессиональных качеств коллег, одним из наиболее важных аспектов, несомненно, является личность лидера, задача которого – создать атмосферу доверия внутри команды. «Сотрудники должны иметь возможность открыто делиться своей тревогой, смело предлагать идеи и не опасаться быть отвергнутыми. Если коллеги чувствуют доверие и безопасность, то не нужно специально работать над коммуникацией и межличностными отношениями в коллективе. Команда будет работать дружно, качественно и успешно достигать поставленных целей», – считает Ежова.
Как создавать успешные команды и управлять ими
Снова всех приветствую! Как и обещал, я продолжаю писать о менеджменте в IT. В прошлой статье я рассказал о поиске и найме новых игроков в команду. Но какими бы классными и талантливыми людьми они ни были, они пока не команда. Можно провести параллель с футболом: вы можете купить суперигроков и выпустить их на поле, но они не будут командой и матч скорее всего проиграют, так как у них нет тактики и стратегии.
Как решать задачи бизнеса, когда вы наняли команду толковых специалистов?
Цели, задачи и тактики
Ещё перед тем, как нанимать новых сотрудников, вы должны чётко определить цели. Создание нового сервиса требует определённых технологий, а они в свою очередь требуют компетенций специалистов. То есть способности нанятых инженеров должны соответствовать задачам. Нет смысла держать штат специалистов, потенциал которого сильно перекрывает задачи, кто-то просто может остаться без дела, а это очень нерационально и в корне противоречит принципам бизнеса.
Поэтому начните с аналитики и составьте план работы, в котором будут расписаны все функции, компетенции и зоны ответственности. Не пожалейте на это времени, переспите с идеями и действуйте. Поверьте, это время с лихвой окупится в будущем.
Команды и почему они не эффективны
Что такое команда? Можно сформулировать такое определение: группа лиц, объединённая мотивами и интересами для достижения общей цели. Звучит здорово, но на практике есть проблемы.
При создании команды и налаживании процессов внутри неё надо в первую очередь бороться с перечисленными выше проблемами. Конечно, вас будут ждать и другие трудности, но эти надо победить в первую очередь.
Как сплотить людей
Основная задача руководителя, от тим лида до CTO — минимизировать влияние всех негативных и отвлекающих факторов и добиться максимальной продуктивности команды.
Я считаю, что ключевой процесс в хорошей команде — это коммуникация. Ниже я перечислю основные принципы и советы по налаживанию коммуникации.
Тонкости управления
Как-то я прочитал занимательные теории об оптимальном размере команды. Джордж Миллер занимался исследованиями памяти и в результате экспериментов смог заключить, что в кратковременной памяти человека обычно умещаются от 5 до 9 бессвязных элементов. То есть человеку их не надо группировать их по каким-то принципам и характеристикам, чтобы легче запомнить. Джефф Сазурленд, отец Scrum, который повторил успех компании Toyota, считает, что в команде должно быть не более 7 человек, из чего вытекло правило «7 человек на один проект». По его мнению, только такие команды достигают эффекта гиперпродуктивности, они могут быть эффективнее в 8 раз!
Я удивился, но эти теории сработали. У меня была одна команда из 12-13 человек, я её поделил на две и, о чудо, продуктивность заметно выросла. С ростом штата программистов я создал третью команду из 6 человек.
Ниже я приведу советы по управлению командой, в них ничего нового, но они в своё время мне очень помогли, и я сам убедился в их пользе на практике.
Удивительно, но факт
В какой-то момент телега, которую вы толкаете, должна поехать сама. В хорошей команде при появлении проблем или проектировании новых фич люди должны сами садиться и обсуждать возможные пути решения, предлагать свои варианты. В идеале они вообще могут справиться без вас.
В настоящей команде сотрудники становятся ответственнее, они хорошо понимают цели и задачи и общее направление развития. Это как гребцы в лодке, они делают синхронные движения, толкая лодку к победе. А потом они сами начнут приходить к вам со своими идеями, как что-то улучшить или оптимизировать. Они начнут сами видеть проблемы, и более того, у них появится желание самим решать их. В такой атмосфере изменится отношение к рутинным задачам, которые раньше никто не хотел брать, они будут решаться с энтузиазмом и качественно.
Как-то я уехал в отпуск и оттуда писал коллегам и спрашивал о работе, а они отмахивались и советовали мне отдыхать и не думать о работе. Самое большое открытие меня ждало после приезда: работа кипела, как и прежде, задачи сдавались в срок, все проблемы, которые возникали, решались коллегами без моего участия. Именно тогда я понял, что это уже настоящая команда.
Выводы
Высокоэффективная команда — это команда, которая учится на ошибках, растёт, и умеет быстро эти ошибки исправлять или предугадывать. В ней все друг друга слышат и слушают и всегда приходят на помощь. Команда — это как живой организм, который развивается. Есть хорошие решения, есть не очень, но если всей командой к ним двигаться и постоянно что-то улучшать, каждый в отдельности тоже будет к этому стремиться.
Люди, понимающие цель фич, которые они пишут, больше мотивированы и могут предлагать решения проблемы, которые другие не увидят.
Обязательно надо заниматься выстраиванием процессов разработки в команде и уделять максимум внимания коммуникации. Я считаю, что тим лиду достаточно кодить 10–20% времени, всё остальное — это процессы и люди.
Люди — это ваш самый важный ресурс, относитесь к ним так, как вы хотите, чтобы они относились к делу. Создавайте им условия, при которых они могут развиваться и расти.
Я ушел из компании, которую строил с нуля, уже больше полугода там всё движется и развивается, а прибыль растёт. Уходил с чистой совестью, на тот момент я уже понимал, что в компании всё сделано и построено правильно. То есть кучка инженеров смогла вырасти в полноценную и самостоятельную команду, каждый вырос как специалист. Работа кипит, бизнес развивается, это ли не лучшее доказательство эффективности подхода? И может возникнуть вопрос: «А зачем тогда вообще менеджер нужен?» Именно для того, чтобы построить такую эффективную команду.
Спасибо за внимание! В следующей статье я расскажу о нюансах ввода нового сотрудника в команду.
Как создать сильную команду: 5 принципов
Когда вы работаете с группой людей, то хотите слаженности, творчества и командной работы. Противоположность этому — рабский труд, который неэффективен. Если в компании каждый сам за себя, то, какие бы громкие слова и философские термины вы ни использовали, непобедимую команду создать не получится.
Главное, ответственность за это должен взять владелец. В материале расскажу о пяти основных принципах, которые помогут вам создать сильную, мощную и воодушевлённую команду.
Сильная команда состоит из сильных игроков
Когда мы берём в сильный коллектив слабого сотрудника, то все коллеги начинают от этого страдать. Какими бы прекрасными ни были продавцы, как бы хорошо ни было настроено производство, слабый специалист по маркетингу всё испортит. Просто не будет клиентов, с которыми смогут работать другие.
И, наоборот, если у вас прекрасный маркетинг и талантливые продавцы, но производство срывает сроки, такая команда не сможет победить.
У команды всегда есть цель
Чтобы группа людей действовала как команда, она должна знать цель. Ради чего вся эта игра? В спорте это просто. Например, нужно забить больше мячей в ворота противника, чтобы выиграть матч. В бизнесе цели более разнообразны, но команда всегда должна их знать.
Руководителю необходимо не только сформулировать цель, но и постоянно напоминать о ней. В любой работе случаются неудачи, происходят сложности, и они отвлекают людей. Поэтому не забывайте продвигать цель, ради которой ваша команда собралась вместе.
Для этого у вас есть инструменты: совещания и собрания персонала. Когда вы одобряете планы и задачи на следующий отчётный период, не забывайте напоминать, зачем всё это делается. Цель — и есть то самое «зачем».
Каждый игрок знает свою роль
Каждый сотрудник должен знать свою область ответственности, а также те функции, которые закрывают его коллеги. Только в этом случае можно «давать пас», взаимодействовать. Возьмите любой командный вид спорта — все знают свои позиции, и у команды самые высокие ожидания по функциям игроков. Бывают компании, где все делают всё. Но так невозможно добиться командной работы, ведь она предполагает слаженность.
Для слаженности необходимо понимание, кто за что отвечает. Если я знаю, что за найм у нас отвечает Наталья, то со всеми вопросами обращаюсь к ней. От неё требую, чтобы в компании появлялись новые сотрудники. А от Василия, отвечающего за продажи, жду качественной работы с клиентами. Тогда и возникает командное взаимодействие.
Но, стараясь лучше организовать работу, предприниматели совершают ошибку. Часто они нагружают себя, пытаясь тянуть много функций сразу. А остальные участники игры превращаются в зрителей и радостно аплодируют, когда у босса всё получается.
Но, когда один человек сгибается под грузом ответственности, это не командная работа. Если бы в футболе один только тренер взаимодействовал с мячом, а все остальные игроки аплодировали, это выглядело бы странно. Эта причудливая команда точно не смогла бы соревноваться с нормально организованной.
Настоящий лидер обеспечивает подчинённых работой и следит за её выполнением. Чтобы сделать это, необходимо разработать функциональную оргструктуру. Добиться, чтобы подчинённые поняли свои области ответственности и принципы взаимодействия с другими. Далее нужно будет следить за уровнем производительности сотрудников, чтобы не допускать слабых игроков в команду.
Представьте: все игроки создают голевой момент для нападающего, но тот не его не реализовывает. Получается, что все работали зря. Это негативно отражается и на результате, и на боевом духе команды.
Писаные и неписаные правила
Это кодекс, который определяет, что допустимо в команде, а что — нет, какие у нас отношения, взаимодействие друг с другом и так далее. Не думайте, что команда создаст его сама по себе. Это должен сделать сильный лидер. Опять же, вспомните футбол. Правила игры описаны столетиями. А тактику игры задаёт тренер. Так же в бизнесе: общие правила диктует рынок, а тактику задаёт владелец. Конечно, некоторые не любят инструкции, регламенты и документы. Но без основополагающих принципов, зафиксированных на бумаге, создать команду невозможно.
У меня в компании есть «Кодекс Члена Команды». Когда-то я описал основополагающие принципы, которые характерны для сотрудников «Visotsky Consulting». Я описал их потому, что они не являются обычными, общепринятыми. Каждому новичку, который к нам попадает, нужно с ним согласиться или не согласиться.
Например, одно из правил в том, что все сотрудники, независимо от того, на какой должности находятся, постоянно обучаются. Так поступают все, начиная от меня, основателя, и до рядового сотрудника.
У команды должен быть руководитель. Я упоминал, что должен быть человек, ответственный за постановку целей, распределение ролей, показатели производительности. И всё это работа руководителя. Во главе успешной команды всегда стоит осознанный и компетентный руководитель, который знает, что делает. Может ли дворовая команда без тренера соревноваться с профессионалами? Конечно может, но не выиграет.
Чтобы сформировать сильную команду, вам нужны способные сотрудники. Некомпетентные люди, которые не готовы обучаться, будут тянуть всех на дно. Чтобы сотрудники не просто ходили на работу, у них должна быть цель. Поставить её — задача основателя. Также команды не получится в компании, где нет чёткого распределения функций. Лучший выход — создать функциональную оргструктуру. Кроме того, для формирования корпоративной культуры, в компании должны быть разумные правила. Для нас это «Кодекс Члена Команды».
Главное, за построение сильной команды ответственен руководитель. Он должен быть капитаном, который движет судно в правильном направлении. И только в этом случае команда будет существовать длительное время, постоянно расти и развиваться.
Как создать эффективную команду, 8 стратегий создания эффективной команды
Тот факт, что группа людей работает вместе, не означает, что они автоматически образуют эффективную сплоченную команду. Если вы отвечаете за руководство командой, вам необходимо разработать собственный план построения команды как целостной единицы.
Преимущества работы в слаженной команде:
• Достаточная свобода выбора для обеспечения эффективного и самоорганизованного труда.
• Добрые отношения друг с другом, взаимная признательность. Трудные решения в команде принимаются вместе.
• Улучшение результатов: больше продуктивности в работе эффективной команды, оптимально используются сильные стороны сотрудников, которые дополняют друг друга для выполнения общих задач.
• Повышение удовлетворенности от процесса: рабочая атмосфера мотивирует на достижение максимальных результатов.
• Перспективная команда может дополнять друг друга и компенсировать недостатки, поэтому проблемы решаются гораздо лучше и быстрее.
• Занятие инновациями и самыми разными проектами.
• Улучшение развития сотрудников.
• Быстрое и конструктивное разрешение конфликтов.
Важные стратегии построения команды
Вы можете использовать следующую тактику для правильной организации рабочей деятельности и созданию команды.
1. Зарекомендуйте себя как лидер
Чтобы умело руководить командой, мало образовать ее, вы должны сначала установить контакт и проявить себя как лидер с каждым членом коллектива. Это означает использование ваших лидерских навыков для построения позитивных, доверительных отношений с отдельными сотрудниками компании и принятия ответственности за группу в команде. Начните с реальных разговоров с коллегами. Спросите о любимом виде спорта, где они хотели бы провести летние каникулы, чем они занимались на выходных. Такой дружеский обмен мнениями ускорит построение отношений – просто ваш интерес должен быть от искренним!
Компетентные руководители групп всегда учитывают мнение подчиненных, создают среду, характеризующуюся подотчетностью и командным общением. Чтобы стать лидером в команде, нужно постоянно работать над собой, оставаться естественным с людьми, не притворяться, но и не стоит недооценивать себя.
Как лидер, вы должны научиться брать на себя ответственность за группу и принимать за нее решения. Настоящий лидер отличается страстью к работе, способностью вести за собой людей. А преданные делу, предприимчивые сотрудники – залог успеха.
2. Познакомьтесь с членами команды.
Чтобы безупречно управлять работой коллектива, нужно иметь представление об игроках с точки зрения их навыков, интересов и личностей. Руководителям команд важно понимать, что делает ваших сотрудников сильными и успешными. Ключом к этому является знакомство с отдельными членами команды и развитие понимания, что нужно, чтобы мотивировать выходить за рамки того, что от них ожидается.
У руководителей команд есть несколько способов ближе познакомиться с подчиненными – от неформальных дискуссий до формальных оценок (например, можно провести тест на тип личности по Майерс-Бриггсу). Анализируя данные теста, вы поможете группе достичь максимальной эффективности, используя уникальные таланты и вклад каждого подчиненного.
3. Поощряйте неформальное общение в команде.
Членам команды также необходимо ближе познакомиться друг с другом. Экспертами подчеркивается важность неформального общения команды вне работы как задачи тимбилдинга. Менеджеры должны осознавать, что совместные тренинги и мероприятия вне работы имеют решающее значение для сплочения коллектива, в котором все заботятся друг о друге. В противном случае люди работают, но в какой-то момент начинают себя видеть просто шестеренками в машине.
Конечно, члены команды необязательно должны быть лучшими товарищами вне работы, но руководители групп должны поощрять их к неформальному общению. Для этого не нужно планировать дорогостоящие тимбилдинговые мероприятия. Формированию крепкого коллектива могут способствовать простые нововведения, например, у сотрудников должно быть одинаковое время перерыва, чтобы случайные дружеские разговоры могли происходить естественным образом. Другими возможными вариантами построения эффективной команды являются совместные обеды в офисе или за его пределами, а также коллективные встречи сотрудников с целью командообразования.
4. Пробуйте различные варианты удержания команды.
Совместные мероприятия позволяют команде развить чувство общей истории, что может способствовать сплоченности коллектива. Действия по построению команды должны не только поощрять совместную работу сотрудников, но и предоставлять реальную возможность расслабиться.
Однако принуждение персонала к участию в тех или иных групповых занятиях может привести к неудаче. Поэтому важно тщательно учитывать интересы и жизненный уклад отдельных членов команды. Рассмотрите возможность корпоративных встреч без принуждения к участию в каком-либо конкретном мероприятии. Подходящие возможности объединения для команд могут включать волонтерство, благотворительность, походы на фитнес, совместные учебные курсы, конференции, экскурсии.
5. Четко определите цели команд.
Согласно оценкам популярных бизнес-тренеров, наиболее важным фактором успеха компании является ясная, общая и убедительная цель. Каждый сотрудник в команде преследует свои личные профессиональные цели: повышение зарплаты, продвижение по карьерной лестнице или просто удовлетворение работой. Характерной чертой хорошей командной работы являются, прежде всего, общие цели (повышение качества услуг, быстрое реагирование на запросы заказчиков, повышение производительности труда и другие).
У каждой команды есть цель, и руководитель группы несет ответственность за то, чтобы она была четко определена и доведена до сведения участников. Это нужно делать еще на ранней стадии создания эффективного командного духа, поскольку цель имеет решающее значение.
Как отмечают эффективные тимлидеры, «именно цель команды является причиной того, что мы работаем вместе». Цель – это точка опоры в команде, которая позволяет группе людей оставаться на верном пути даже в трудные для компании времена. Хорошая команда знает, зачем она существует. Без цели команда – это просто группа людей, которые плохо понимают, чего они хотят достичь. Цели должны быть связаны с первенством, внедрением новаторских изменений, победой.
6. Создайте устав команды.
После того как цель была четко определена и доведена до сведения участников, разработка устава команды станет отличным нововведением для подкрепления и уточнения того, как команда будет выполнять свою работу. Как говорят опытные менеджеры, создание эффективной команды без устава невозможно. Четко определенный устав помогает улучшить общее понимание в команде и снизить вероятность путаницы в отношениях как внутри команды, так и во всей организации.
Создание устава – это не то, чем вы должны заниматься в одиночку как менеджер. Разрешение всем членам команды участвовать в разработке устава способствует заинтересованности сотрудников в общем деле.
7. Поощряйте членов команды развиваться.
Будет лучше, если в команде станут поощряться новаторские идеи: когда сотрудники смогут вносить свой уникальный вклад в развитие компании, ценить опыт коллег и расширять свои собственные навыки и знания.
Когда персонал компании сплочен, люди учатся друг у друга. В совместной работе делают гораздо больше, чем могли бы сделать самостоятельно. Они вдохновлены и бросают вызов друг другу. Задействовать самые сильные стороны сотрудников – это правильный подход к завершению большого проекта.
В эффективной команде обучение проходит в безопасном контексте. Люди могут ошибаться, рисковать и задавать любой вопрос по работе, какой захотят.
Вы можете побудить членов коллектива к сплочению, поручив им общую задачу по выработке идей, связанных с аспектами совместной работы за пределами тех областей, над которыми они обычно работают.
Например, вы можете предложить представителям службы поддержки клиентов и мерчандайзерам поработать над определением новых тактик продаж или позволить торговым представителям плотнее сотрудничать с коллегами по закупкам, чтобы они стали еще более эффективной командой в борьбе за интересы клиента.
И еще: даже в сплоченной команде могут быть здоровые конфликты. Это неизбежно и необходимо, когда люди вместе работают, учатся друг и друга и вместе начинают проект. Они могут расходиться во мнениях по поводу тех или иных идей, но существует и конструктивный диалог, и несогласие, ведь мышление каждого развивается.
8. Празднуйте успехи команды.
Роль положительных моментов в команде невозможно переоценить. Празднование командного успеха – даже самого незначительного – это важный этап построения эффективных команд, который, к сожалению, слишком часто упускают из виду. Продвинутые бизнес-тренеры говорят, что успех команды «важнее, чем вы думаете». Они особо отмечают, что руководителям команд необходимо сосредоточиться на праздновании как индивидуальных, так и командных успехов.
Празднования в эффективных командах необязательно должны быть масштабными, яркими событиями с дорогими призами (хотя иногда это, безусловно, приятно и необходимо предпринимать). Празднование в команде может быть простым, например, можно сделать публичное признание достижений и от души поблагодарить сотрудников. Нужно показать людям, что их ценят, и что они играют большую роль в компании.
Закладываем правила успеха эффективных команд
Использование этих основ может иметь большое значение для формирования сплоченной команды, способной выполнять работу на отлично. Время, которое вы вкладываете в построение взаимоотношений, необходимых вашей команде для достижения триумфа, окупается в геометрической прогрессии с точки зрения долгосрочного успеха и продуктивности!
Главное – сотрудники успешно функционирующей компании безоговорочно доверяют друг другу. Это означает, что любой конфликт будет преодолен. Люди знают друг друга, слушают и ценят друг друга. И, в конце концов, в сильной команде есть лидер – тот, кто управляет кораблем достойно!