Что способствует соблюдению антикоррупционного стандарта сотрудника овд
Что способствует соблюдению антикоррупционного стандарта сотрудника овд
Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел
1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;
2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;
3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;
4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;
5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;
6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;
7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.
2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.
3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции».
4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)
Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации разработан на основе положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Этические требования основываются на принятых в российском обществе нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях органов внутренних дел Российской Федерации.
4. Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований.
5. Невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан.
II. Основные этические требования
6. Основные этические требования предписывают сотруднику:
6.1. Рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности.
6.2. Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность.
6.3. Служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.
6.4. Быть мужественным и решительным перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.
6.5. Учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, способствовать согласию между ними.
6.6. Вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие.
6.7. Быть нетерпимым к проявлениям коррупции.
7. Сотруднику при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время предписывается:
7.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в обязательности, аккуратности, точности и внимательности.
7.2. Воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики.
7.3. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить и не допускать необоснованной критики их служебной деятельности.
7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.
7.5. Быть справедливым в оценке своей служебной деятельности, работе коллег и подчиненных, в том числе временно. Непредвзято и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел (подразделения, организации), его сотрудников.
7.6. Быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иным транспортным средством.
7.7. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении (оборудовании) рабочего места (служебного кабинета).
8. Для сотрудника неприемлемы:
8.1. Использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях и вопреки интересам службы.
8.2. Стремление к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера.
8.3. Предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности.
8.4. Любые действия, связанные с провоцированием граждан в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений.
8.5. Жестокое либо унижающее человеческое достоинство отношение к людям.
8.6. Участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон, утрата контроля над своим эмоциональным состоянием.
8.7. Употребление алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.
III. Дополнительные этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников)
9. Сотруднику, замещающему должность руководителя (начальника), помимо выполнения иных этических требований, содержащихся в настоящем Кодексе, следует:
9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, этических требований, соблюдения служебной дисциплины и законности.
9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.
9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.
9.4. Непредвзято и справедливо распределять между подчиненными служебную нагрузку, учитывая их квалификацию и опыт, проявлять заботу о надлежащих организационно-технических и санитарно-гигиенических условиях службы сотрудников с учетом ее особенностей, а также об их отдыхе и досуге.
9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.
9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать межличностные служебные конфликты, пресекать сплетни и злословие.
9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, в пределах своих полномочий обеспечивать им оказание необходимой социальной и правовой помощи, содействовать защите их чести и достоинства.
IV. Отдельные этические требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды
10. Сотруднику полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.
11. Сотруднику важно бережливо относиться к своей форменной одежде и обуви, носить ее в соответствии с установленными нормами чистой и аккуратной, хорошо подогнанной, соблюдать правила личной гигиены.
12. Гражданская одежда, которая носится сотрудником при выполнении служебных обязанностей, должна соответствовать строгому деловому стилю одежды государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.
13. При выполнении служебных обязанностей:
13.1. Сотруднику мужского пола рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом. Не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.
13.2. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.
V. Отдельные этические требования при обращении со служебной и личной информацией
14. Сотруднику следует проявлять соразмерность, разумность, корректность и сдержанность при реализации полномочия по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, в том числе о частной жизни граждан, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей по обработке указанной информации.
15. При обращении со служебной информацией для сотрудника неприемлемо ее предоставление иным лицам и организациям, если это не входит в его должностные обязанности.
16. Сотруднику необходимо воздерживаться от публичного размещения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:
16.1. Информации, содержащей негативные высказывания, суждения и оценки в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.
16.2. Фотографий и видеозаписей, позволяющих определить его персональные данные и персональные данные других сотрудников, включая их принадлежность к органам внутренних дел, сведений о служебной деятельности, если это не входит в должностные обязанности сотрудника или не обусловлено служебной необходимостью.
16.3. Материалов, дискредитирующих образ сотрудника либо наносящих ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.
В соответствии с Федеральным законом под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
— Конституция Российской Федерации;
— федеральные конституционные законы;
— нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Российское законодательство,регламентирующее противодействие коррупции, основывается на положениях Конституции РФ. Так, ключевым является положение, закрепленное в ст. 15, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Значительную роль в правовом регулировании противодействия коррупции играют федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы должностными лицами и государственными служащими:
2. Меры и средства противодействия коррупции
в органах внутренних дел Российской Федерации
1. Проведение государственной криминологической политики в области противодействия коррупции.
2. Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и повышение авторитета органов внутренних дел среди населения путем использования средств массовой информации. Это необходимо реализовывать посредством информирования населения не только о фактах противоправной деятельности сотрудников органов внутренних дел, но и о добросовестном несении ими службы по противодействию преступности, защите прав и свобод человека.
3. К мерам по противодействию коррупции на общесоциальном уровне можно отнести и обязательную криминологическую экспертизу правовых актов и их проектов с целью исключения из них положений, создающих условия для существования и воспроизводства коррупции.
Следующий уровень противодействия коррупции это специально-криминологический уровень предупреждения коррупционных преступлений. Он включает в себя разработку ведомственных нормативных актов. При применении к органам внутренних дел, данный уровень включает в себя:
1. Повышение профессионализма сотрудников ОВД. Проведение служебно-боевой, гуманитарно-правовой подготовки зачастую носит формальный характер, что недопустимо в современных условиях.
2. Создание нравственно и психологически устойчивого кадрового «ядра» путем повышения качества профессионального отбора для службы в органах внутренних дел.
3. Повышение роли воспитательной работы среди личного состава с целью укрепления законности, обеспечения собственной безопасности. При этом необходимо разработать ряд эффективных мероприятий по предупреждению и пресечению преступных деяний, правонарушений сотрудников органов внутренних дел, и что немаловажно, наделение соответствующими полномочиями конкретных должностных лиц, ответственных за проведение данной работы.
4. Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, что позволило бы снизить уровень латентности коррупционных преступлений.
Индивидуальное предупреждение преступности направлено на ликвидацию субъективной основы преступного поведения, которая воплощена в личностных свойствах самого человека, являющегося объектом индивидуального предупреждения преступности, и в криминогенной характеристике микросреды его жизнедеятельности.
Необходимо проводить целый комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение совершения коррупционных преступлений среди сотрудников ОВД. Вот некоторые из них:
1. Эффективное психологическое обеспечение службы в органах внутренних дел, повышение качества работы инспекторов-психологов психологической службы подразделений ОВД.
2. Моральное и материальное стимулирование деятельности сотрудников. Необходимо чаще использовать меры поощрения в виде денежных премий, а в случае дисциплинарных взысканий не использовать меры материального характера.
3. Эффективное проведение индивидуальной воспитательной работы руководящим составом с подчиненными с учетом их моральных, психологических особенностей. Это необходимо для формирования у сотрудников высоких нравственных качеств и профессиональной этики, воспитания внимательного и вежливого отношения к гражданам, морально-волевых качеств, умения бесконфликтного разрешения служебных задач, способности противостоять стрессовым ситуациях[10]. В данной работе необходимо как можно чаще использовать помощь психологической службы.
4. Организация эффективной наставнической работы с молодыми сотрудниками.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
а) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
б) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
в) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующих на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
г) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
д) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
е) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
— введение ограничений и запретов, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, а также предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан при поступлении их на службу в органы внутренних дел;
3. Профессионально-нравственные нормы поведения
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
Борьба с коррупцией в органах внутренних дел предстает чрезвычайно актуальной проблемой. Коррупция как явление нравственно-профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в злоупотреблении служебными полномочиями, авторитетом и статусом службы и совершается с целью получения личной выгоды для себя или иных лиц. Значимость противодействия нарушениям служебных норм и борьбы с правонарушениями обуславливается целью создания эффективной и действенной системы управления ОВД как социальной организацией.
В научной литературе присутствуют подходы в классификации видов коррупции в среде органов внутренних дел. В зависимости от степени общественной опасности коррупцию можно условно разделить на дисциплинарную и криминальную. В отличие от коррупции, имеющей эпизодический характер, систематическая коррупция характеризуется длительностью, устойчивостью проявления, высокой степенью взаимосвязи между коррупционером и коррумпирующим лицом. Коррупционные связи, построенные на «горизонтальных» и «вертикальных» связях в органах внутренних дел, по существу, парализуя функционирование ОВД как социального института, способствуют разложению его как социальной организации. Активная коррупция представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на получение незаконного вознаграждения, осуществляемую неправомерными методами. Пассивная коррупция проявляется в противоправном бездействии сотрудника ОВД, невыполнении своих должностных обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения.
Эффективным механизмом противодействия явлениям коррупции является общественное мнение. Создавать антикоррупционную атмосферу в коллективах ОВД призваны открытые товарищеские обсуждения явлений коррупции. Следует признать, что игнорирование и недооценка факта существования коррупции способствует ее латентности и организационному оформлению. Значительная часть коррупционных проявлений, имея скрытый характер, развиваясь, приобретают не эпизодический, а масштабный, систематический характер. В конечном итоге сотрудники ОВД встают на путь совершения коррупционных преступлений.
Нельзя говорить о фатальной предопределенности профессионально-нравственной деформации для каждого работающего в органах внутренних дел. От личности сотрудника зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных и субъективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность. Основу антикоррупционных мероприятий должны составить элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, способные существенным образом изменить негативные явления в профессиональной деятельности в положительную сторону, и прежде всего мотивацию в выполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.
Российским законодательством предусмотрены ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел, ставящие сотрудника органов внутренних дел в определенный правовой режим.
Сотрудник органов внутренних дел как государственный служащий не вправе:
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
• быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
• состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
• использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
• получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
• принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
• выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
• принимать участие в забастовках;
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
Должностные лица при выполнении своих функций по поддержанию правопорядка соблюдают определенные профессиональные правила поведения. Причем следует отметить, что источники формирования нормативно-этических требований довольно разнообразны. К ним можно отнести:
— юридические нормы и правила, санкционированные органами государственной власти, местного самоуправления;
— корпоративные, внутренние предписания и требования;
— общественное мнение, содержащее в себе моральные категории, которые с точки зрения граждан должны быть присущи представителям правоохранительных органов.
Остановимся на нормативно-правовой форме функционирования этических норм, представляющих собой, с одной стороны, совокупность государственных, национальных, а с другой – международных правовых норм и принципов.
В процессе формирования национальных этических норм работников правоохранительной сферы законодатели любой страны руководствуются не только внутриполитической ситуацией, традициями и обычаями. В данном нормотворчестве основополагающими, и в ряде случаев единственными, являются международные этические требования и принципы, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных структур.
1. Важнейшая профессиональная обязанность – защищать «всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией».
2. Аксиома полицейской этики – быть вне политики.
3. Главное правило профессиональной деятельности – «при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам».
4. Использовать адекватные средства в процессе профессиональной деятельности – «при исполнении своих обязанностей полицейский должен действовать решительно для достижения цели, предписанной или допущенной законом, но при этом применять силу только в разумных пределах».
5. Личное поведение должно служить образцом моральной устойчивости, верности и честности. Полицейский «должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им».
6. Отношение к гражданам должно основываться не на личных предпочтениях, а на глубоком знании закона и обязанностей – как своих, так и других должностных лиц: «полицейский не должен оказывать содействие в розыске, аресте, охране или конвоировании лиц, которые, не будучи подозреваемы в совершении незаконных действий, тем не менее разыскиваются, задерживаются или преследуются в связи с их расовой, религиозной или политической принадлежностью».
8. Должно оказываться активное противодействие незаконным указаниям и приказаниям: «полицейский должен нести личную ответственность за свои действия и за незаконные действия или бездействие, совершенное по его указанию».
9. Полицейский должен относиться к своей работе как к почетной, чрезвычайно важной и полезной для общества профессии.
— выявление конфликта интересов в деятельности личного
состава, способного привести к причинению вреда законным интересам
граждан, организаций, общества, дискредитации МВД России, а также
содействие, руководству органов внутренних дел в их урегулировании;
— урегулирование межличностных конфликтов среди сотрудников органов внутренних дел;
— осуществление эффективного профилактического и воспитательного воздействия на сотрудников, нарушающих законность, служебную дисциплину, нормы профессиональной этики, дискредитирующих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Важнейшее значение в нравственном воспитании личного состава имеет пропаганда норм профессиональной этики, которая представляет собой совокупность нравственных требований к сотрудникам, выработанных на основе принципов общечеловеческой морали, с учетом специфики деятельности органов внутренних дел, сложившихся традиций.
Профессионально-нравственные нормы сотрудника закреплены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Эти нормы соответствуют Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвержденному ООН, и конкретизируют эти требования к сотрудникам системы МВД России как к особому виду государственных служащих.
Эффективность изучения норм профессиональной этики гораздо выше там, где оно проводится не отвлеченно, чисто теоретически, а с учетом практики выполнения оперативно-служебных обязанностей сотрудниками конкретного органа внутренних дел. В этом плане весьма важно систематическое изучение на занятиях, собраниях, совещаниях общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, анализ писем, жалоб, заявлений граждан, сообщений средств массовой информации, разбор конкретных случаев отступлений от профессионально-нравственных норм.
Важное значение в нравственном воспитании сотрудников имеет использование силы воспитательного воздействия коллектива. Правильно поступают в тех органах внутренних дел, где на собраниях личного состава заслушивают отчеты сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины, норм профессиональной этики, вскрывают факты коррупционного поведения, дают им объективную оценку.
На эффективность нравственного воспитания личного состава прямое влияние оказывает уровень морально-психологического климата в коллективе, ибо нравственная атмосфера сама является действенным фактором воспитательного воздействия на личность. Оттого, какие взаимоотношения складываются у сотрудников с руководством органа, непосредственными руководителями, коллегами по службе, зависит моральное состояние личного состава, его готовность и способность выполнять стоящие перед ним задачи.
Отныне сотруднику ОВД, независимо от занимаемого им служебного положения, следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий. Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:
заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;
выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;
предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;
создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;
проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;
обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.
соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, связанной с корыстными интересами;
отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияющими на результаты служебной деятельности;
воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;
просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.
В ситуации этического конфликта или этической неопределенности (когда сотрудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики) ему требуется:
вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету органов внутренних дел;
доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;
обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессиональной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечен в ситуацию этического конфликта или этической неопределенности.
2. Конфликт интересов, профессионально-этическое содержание которого состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью сотрудника, понимаемой как возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.
Для предупреждения конфликта интересов нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:
доложить непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;
прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;
принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов.
В Кодексе профессиональной этики недвусмысленно определено отношение сотрудника к ненадлежащей выгоде, под которой подразумевается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.
Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:
это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Сотруднику органов внутренних дел не следует:
создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;
принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;
выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства МВД России. Руководителю органа, подразделения, учреждения надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.