Что способствует росту предпринимательской деятельности

Подсчет взаимовыручки

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработаны меры, которые должны увеличить долю МСП в экономике страны до 32,5%.

Какую помощь могут получить те, кто ведет свое дело

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, каждый из которых нацелен на формирование благоприятных условий ведения бизнеса малыми предприятиями.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Для экспортеров действуют программы Российского экспортного центра. В рамках нацпроекта к 2024 году планируется повысить долю экспортеров МСП до 10% в несырьевом экспорте.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Реестр МСП будет обновляться чаще

Согласно новому закону, который уже лег на стол президенту для подписания, Федеральная налоговая служба будет ежемесячно обновлять данные в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку только внесенные в реестр бизнесы имеют право на господдержку. Таким образом, предприниматели, исключенные из реестра МСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС, не дожидаясь 10 августа следующего года, как это предусмотрено действующей редакцией закона о развитии МСП.

Реестр уже был «внепланово» обновлен весной, чтобы антикризисные меры дошли до максимально широкого круга компаний и ИП.

Что изменится?

Комфортные условия будут созданы для предпринимателей на упрощенке и патенте, в том числе тех, кто должен будет выбрать альтернативу ЕНВД (отменяется с 2021 года).

Правительство готовится снизить ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% или даже ниже и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Планируется развивать краудинвестинг и факторинг. Социальному бизнесу предоставят поддержку в виде грантов.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

В качестве дешевой альтернативы эквайрингу правительство будет способствовать внедрению расчетов с покупателями через Систему быстрых платежей (комиссия для субъектов МСП не превышает 1%). В 2021 году к СБП планируется подключить 40 тысяч торгово-сервисных предприятий.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2020 году выделено почти 3,9 млрд рублей, сообщили в минсельхозе. Большой популярностью пользуются гранты для начинающих фермеров «Агростартап». По данным минсельхоза, в прошлом году их получили более двух тысяч фермеров, а заявок поступило 3,9 тысячи. За три квартала 2020 года грант оформили 988 фермерских хозяйств. В этом году на «Агростартап» будет направлено около 2,7 млрд рублей. Средства гранта фермеры используют на покупку земли сельхозназначения, строительство и модернизацию объектов для производства и переработки продукции, приобретение животных, посадочного материала, спецтранспорта и оборудования. Также в рамках нацпроекта дополнительную поддержку в виде возмещения части затрат уже получили 176 сельхозкооперативов.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Всего же на грантовую поддержку начинающих фермеров в этом году выделено 9,5 млрд рублей. Ей смогли воспользоваться 1340 фермеров, также финансирование получили 463 проекта по развитию семейных ферм.

За последние несколько месяцев федеральные власти приняли ряд мер, которые облегчили жизнь российским аграриям на фоне последствий COVID-19. Так, фермерам и сельхозкооперативам дали возможность использовать льготные инвестиционные кредиты (до 5%) и гранты для приобретения торговых объектов, оборудования и спецтранспорта.

За 8 лет количество КФХ сократилось на 40%, в начале 2020 года их было 176,3 тысячи. По оценке Россельхозбанка, в 2019 году КФХ произвели 14% продовольствия.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Максим Решетников, министр экономического развития:

Пять плюсов

С момента запуска приложения «Мой налог», которое позволяет оформить режим самозанятости, в нем зарегистрировались более 1,2 млн человек. У этого режима несколько преимуществ:

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

3. Можно совмещать основную работу с подработками в режиме самозанятого.

4. Самозанятым предоставляется налоговый вычет в пределах 10 тыс. рублей (ставка налога уменьшается на 1 или 2%). В этом году самозанятым в качестве антикризисной меры предоставлен дополнительный «налоговый капитал» в размере МРОТ (а еще им вернули налог, уплаченный за 2019 год). Правительство готовится предоставить молодым людям в возрасте до 18 лет, которые впервые зарегистрируются в качестве самозанятых после 1 января 2021 года, дополнительный налоговый вычет в аналогичном размере (12,1 тысячи рублей).

Единая платформа для бизнеса появится в 2021 году

В России появится единый агрегатор мер поддержки и полезных сервисов для малых и средних предпринимателей, а также самозанятых. В обновленном нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса предусмотрен отдельный федеральный проект для развития этой платформы. Власти планируют создать целую экосистему, «единое окно» для предпринимателей, самозанятых и тех, кто только планирует начать свое дело. Оператором платформы станет Корпорация МСП, у которой уже есть цифровая платформа «Бизнес-навигатор», на основе которого бизнес может определить рыночную нишу, рассчитать примерный бизнес-план, проверить контрагента, найти информацию о закупках. Пока вопрос, как две платформы будут взаимодействовать между собой, остается открытым.

Новая платформа предоставит доступ к оцифрованным услугам федеральных и региональных органов власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП и институтов развития, а также к широкому набору коммерческих сервисов через личный кабинет.

Первыми внедрят несколько приоритетных сервисов. Одни из них повысят доступность кредитных продуктов, другие протестируют навыки предпринимателя и подберут ему образовательную программу, третьи упростят контроль налоговой задолженности и уплату налогов. В первой очереди также сервисы доступа к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.

Источник

Что, по мнению европейских предпринимателей, мешает развиваться бизнесу в России

Ассоциация европейского бизнеса опросила владельцев 90 компаний и выяснила, чем наш рынок привлекателен для иностранных предпринимателей, а в чем ограничивает развитие компаний.

Исследование помогает взглянуть на предпринимательство в России со стороны: пока локальным бизнесменам мешают налоги и ставки по кредитам, европейцы говорят о нехватке деловой культуры и проблемах с утилизацией мусора.

Европейские компании приходят в Россию в первую очередь из-за большого объема и высокого потенциала рынка. Важным фактором для выхода на наш рынок остаются более низкие по сравнению с Европой зарплаты, а также цены на сырье в России. 9% компаний положительно оценили субсидии, которые предлагает государство.

В этом материале — восемь причин, которые больше всего мешают вести бизнес в России, по мнению европейских предпринимателей.

Нормативные ограничения

На препятствия из-за законов и различных постановлений власти пожаловались 68% бизнесменов. Это нарастающий тренд: в 2011 году нормативные ограничения смущали только 42% опрошенных.

Нормативных документов много: есть федеральные, региональные, местные, для отдельных случаев и отраслей

Ограничения из-за эпидемии коронавируса

Отсутствие квалифицированного персонала

На нехватку компетентных сотрудников пожаловались 22% опрошенных. Это меньше, чем в 2019 и 2018 годах: тогда про низкую квалификацию в найме говорили 30% бизнесменов.

Несмотря на это, 54% опрошенных оценили низкие зарплаты в стране как «важную» причину прихода в Россию

Наличие государственных субсидий

Отсутствие передовых производственных мощностей

На нехватку производств жалуются 13% иностранных компаний. И их доля растет: в 2019 году таких было 11%, а в 2018 — 8%.

Проблемы с производствами есть, но иногда в силах бизнеса это исправить. Знаем несколько примеров, когда все получилось: арахисовая паста в Барнауле, напитки из меда в Белгороде, производство шоколада в Москве

Нехватка кредитов

Утилизация мусора

Это новичок в рейтинге препятствий: 4% опрошенных компаний в этом году заявили, что то, как в России обращаются с отходами, препятствует работе бизнеса.

Хотя с мусором в России все не так плохо. Например, площадь мусорных полигонов занимает порядка 40 000 км². Для сравнения: в той же Австрии мусор лежит на территории 83 858 км²

Деловая культура

То, как складывается взаимодействие бизнеса с покупателями в России, положительно оценили 63% бизнесменов, нейтрально — 27%, а отрицательно — всего 9% компаний.

С подрядчиками ситуация чуть хуже: положительная оценка — 37%, нейтральная — 59%, отрицательная — 3%.

Хуже обстоит ситуация с чиновниками:
— общение с налоговыми органами положительно оценили 11% компаний, отрицательно — 24%;
— работу законодательных органов положительно оценили 6%, отрицательно — 27%;
— таможенных органов — 10% хорошо, 20% плохо

Источник

Развитие малого и среднего бизнеса в России

Трудности развития малого и среднего бизнеса

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Секреты успешного бизнеса

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Статистика безжалостна: из сотни компаний более 90 прекращает свое существование. Даже успешные и зрелые бизнесмены могут рассказать пару историй о том, как на старте их проекты умирали.

Почему от ошибок никто не застрахован?

Почему даже заведомо успешное дело может провалиться?

Все дело в так называемом успехе в бизнесе.

Это способность бизнесмена достигать целей, которые были поставлены им до начала реализации своей идеи или уже во времена существования дела. Цели у каждого свои, поэтому и критериев успешности бизнеса единых не существует. Также нет и единой формулы, расчеты по которой делают бизнес успешным. У каждого свой путь построения дела жизни, поэтому критерии измерения успеха будут различаться.

Способы достижения успеха в бизнесе

Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:

Законы успеха в бизнесе

Бизнес — это среда, построенная на своих законах. Даже у успешности бизнеса есть свои законы. Их выделяют 5 штук. Каждый из них учитывает интересы клиента, ведь в конечном счете именно от него зависит работаете вы еще на рынке или вынуждены закрыться.

От чего зависит успех

Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:

По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.

Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.

Как успех зависит от размера прибыли

Любой бизнес связан с получением прибыли. Но даже деньги не показатель его успеха. Как такое возможно? Все дело опять-таки в целях каждого отдельного человека. Кто-то хотел заработать 5 тыс. руб., но смог заработать 10 тыс. и это для него сверхуспех. А для того, кто стремился получить 20 тыс. руб. заработанные 10 тыс. равны неудачи. Некоторые бизнесмены и вовсе довольствуются малом, считая, что если дело не в убыток — то все в порядке.

Ошибки начинающих предпринимателей

Сколько предпринимателей, столько и ошибок. Но есть и основные пробелы. Главный из них — спешка, ведущая к тому, что бизнес не готов к запуску, но осознавать это и всматриваться в детали желания нет. Нужно быть внимательным на каждом этапе. Предстоит кропотливая работа: анализ рынка, расчет вложений и рентабельности (как на текущий момент, так и в перспективе). Помимо этой, часто встречаются и другие ошибки:

Проанализировав ошибки, можно сказать, что важнейшие качества успешного предпринимателя: энтузиазм, смелость, увлеченность идеей, авантюризм, гибкость и умение принимать решения.

Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес

Как увеличить прибыль

Сперва стоит понять: в какой ситуации вы будете считать себя победителем. Какой исход дела станет для вас выигрышным. Затем нужно сделать ставку на свое конкурентное преимущество: оно должно быть настолько сильным, чтобы потребитель даже не стал смотреть в сторону других компаний.

Ниша должна быть не только низкоконкурентной, но и интересной вам. Самый успешный бизнес рождается у тех, кто горит своей идеей, заинтересован не в прибыли, а в процессе.

Можно ли увеличить прибыль без лишних усилий и суеты? Закон Парето: 20% усилий эквивалентны 80% результата. Оставшиеся 80% усилий дают лишь 20% выигрыша. Из этого стоит сделать вывод, что правильные действия принесут максимум пользы.

10 факторов успешного бизнеса

Эти советы, конечно, не сделают из любого человека бизнесмена. Однако помогут начинающим предпринимателям избежать главных ошибок, которые могут навредить на самом этапе становления компании.

Источник

Что способствует росту предпринимательской деятельности

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть фото Что способствует росту предпринимательской деятельности. Смотреть картинку Что способствует росту предпринимательской деятельности. Картинка про Что способствует росту предпринимательской деятельности. Фото Что способствует росту предпринимательской деятельностиОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации

1. Утвердить прилагаемые:

план мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных программных и плановых документов.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Стратегия
развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р)

I. Общие положения

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

II. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.

Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей.

Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок

В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.

Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий («дорожных карт») национальной предпринимательской инициативы.

Предусмотрено формирование Федеральной налоговой службой единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет содержать сведения не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, но и о видах деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях.

Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран.

Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий.

Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки.

В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий.

Более того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.

Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения долгосрочной позитивной программы деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Стратегия рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.

III. Миссия и цель Стратегии.

Принципы реализации Стратегии

Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:

увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);

увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;

увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов.

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.

Перечень целевых индикаторов реализации Стратегии приведен в приложении.

Достижение целевых индикаторов реализации Стратегии обеспечивается за счет выделения в рамках Стратегии следующих целевых групп (секторов) малых и средних предприятий:

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

IV. Способы и механизмы достижения цели Стратегии

1. Интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства

В частности, Корпорацией будет обеспечено решение следующих задач:

оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение проведения совместно с конкретными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

обеспечение совершенствования мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

При этом Корпорация выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

На базе Корпорации предусматривается формирование единого центра финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства как массового, так и высокотехнологичного сектора.

Корпорация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечит разработку и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Корпорация также осуществит реализацию системных проектов в области пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности.

В целях снижения издержек бизнеса, связанных с доступом к правовой и маркетинговой информации, на базе Корпорации будет предусмотрена система мер информационной, маркетинговой и юридической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Корпорация будет предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства широкий набор услуг через сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с использованием инфраструктуры электронного правительства.

Корпорацией будут предложены новые сервисы для создания и ведения бизнеса, в том числе с использованием мобильных устройств.

Кроме того, Корпорация совместно с отдельными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет осуществлять меры по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусматривается организация единой системы мониторинга оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами власти разных уровней, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе методологии, разработанной Корпорацией совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации. Результаты проведенных исследований будут открыты для ознакомления представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

В то же время в целях повышения эффективности оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям и исключения дублирования реализуемых мер запланировано проведение на регулярной основе мероприятий по анализу функций действующих институтов развития, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства, и подготовке соответствующих предложений по оптимизации указанных функций.

2. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий

Развитие конкуренции на локальных рынках

Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг.

С этой целью в субъектах Российской Федерации предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции.

В то же время федеральными органами исполнительной власти будут осуществляться общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на развитие конкуренции и снижение административных барьеров для деятельности малых и средних предприятий на отдельных отраслевых рынках.

Для обеспечения развития конкуренции будут приняты решения, направленные на ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также на повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере

Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства существует в социальной сфере.

Предлагается применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы станет снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг.

В рамках реализации Стратегии будут реализованы дополнительные меры поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации, предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства, меры по популяризации такой деятельности. В целях повышения адресности при оказании поддержки также предстоит уточнить сферы, в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству, установить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства.

Расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики

Расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц будут способствовать меры по совершенствованию соответствующего законодательства Российской Федерации.

При этом в целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в производственные цепочки отдельных видов юридических лиц с участием Корпорации будут приняты меры, предусматривающие:

повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов;

постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года);

проведение регулярного анализа потребностей заказчиков в привлечении к исполнению заказов малых и средних предприятий;

организацию мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках;

организацию методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках;

создание реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;

содействие формированию системы совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработку и реализацию программ партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.

Развитие торговли и потребительского рынка

Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей.

Важнейшими приоритетами Стратегии выступают развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг.

Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям:

обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством Российской Федерации местах;

включение в показатели оценки эффективности деятельности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительных показателей, характеризующих обеспечение жителей услугами торговли;

обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности;

обеспечение учета потребностей малого и среднего предпринимательства в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского общественного транспорта, проектов общественных пространств, проектировании новых жилых микрорайонов;

развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них;

развитие автоматизированных форм торговли;

развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства;

создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю;

развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях (булочных, кондитерских, мясных лавок, рыбных магазинов и других помещений);

развитие дистанционной торговли совместно с формированием системы почтовой и курьерской доставки и развитием системы электронных платежей, в том числе для выхода предпринимателей на рынки сбыта иностранных государств;

развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.

Кроме того, будет обеспечено развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности и в густонаселенных районах (в непосредственной близости от торговых сетей).

Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий на основе повышения ее качества

В целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий необходимо обеспечить условия для продвижения такой продукции и повышения ее качества.

В связи с этим предусматривается реализация мер по следующим направлениям:

интенсификация веерных исследований с предоставлением российского знака качества за счет продукции, производимой малыми и средними предприятиями, в том числе за счет предоставления возможности самостоятельного заявления предприятия своей продукции в перечень планируемых веерных исследований;

создание механизмов стимулирования закупок продукции малых и средних предприятий, получившей право использования российского знака качества;

реализация проекта «Сделано в России», в том числе создание условий для предоставления маркировки товаров российского производства для субъектов малого и среднего предпринимательства знаком «Сделано в России»;

создание системы управления повышением качества и конкурентоспособности продукции и услуг российских производителей на основе развития систем добровольной сертификации, региональных, выставочных и отраслевых знаков качества, института наименования мест происхождения товара.

3. Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность

В рамках реализации Стратегии продолжатся создание и улучшение функционирования элементов региональных и территориальных инновационных систем, а также улучшение взаимодействия между ними в целях обеспечения поддержки на разных стадиях жизненного цикла малых и средних инновационных предприятий.

В рамках деятельности институтов развития (в том числе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, акционерного общества «Российская венчурная компания», Фонда развития интернет-инициатив, Фонда инфраструктурных и образовательных программ, инновационного центра «Сколково») будет обеспечено:

расширение поддержки проектов на начальной (посевной) стадии с использованием грантовых механизмов, увеличение финансирования программ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям;

содействие масштабированию производства инновационного и высокотехнологичного продукта малыми предприятиями в целях ускорения их роста до средних предприятий.

Стимулирование кооперации малых и средних предприятий и крупных предприятий в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных услуг

Важно использовать возможности сектора малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек крупных компаний, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных технологий.

Совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий

В свою очередь, центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации смогут предоставлять комплекс услуг, направленных на подготовку к выходу на рынки иностранных государств.

При этом будет обеспечено взаимодействие акционерного общества «Российский экспортный центр» с региональной инфраструктурой поддержки экспорта и формирование системы сопровождения проектов по принципу «одного окна». Одновременно акционерное общество «Российский экспортный центр» совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации определит стандарты к предоставлению услуг экспортерам на региональном уровне и обеспечит соответствующую методологическую поддержку.

В современных условиях дополнительные возможности для развития бизнеса на рынках иностранных государств могут быть созданы за счет развития электронной торговли. В связи с этим необходимо сформировать систему взаимодействия экспортеров с электронными торговыми площадками, расчетными сервисами, логистическими операторами, а также упростить основные процедуры, сопутствующие экспорту продукции малых и средних предприятий (налоговые, таможенные и т.д.).

Поддержка технологического развития и импортозамещения, реализация Национальной технологической инициативы

Отдельные виды инноваций могут быть разработаны и успешно внедрены с участием малых и средних предприятий.

В то же время предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, реализующим проекты в сфере импортозамещения.

Перспективными направлениями такой работы являются:

тиражирование лучших практик импортозамещения, актуальных для российского рынка;

формирование баз данных и каталогов продукции, содержащих информацию о приоритетных товарах, требующих импортозамещения с учетом технологических приоритетов.

Особую роль в поддержке проектов малых и средних предприятий в сфере импортозамещения будут играть программы, реализуемые Фондом развития промышленности.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий

На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на разных стадиях развития, предполагающая использование как возвратных, так и невозвратных инструментов финансирования.

В рамках реализации Стратегии будет обеспечено повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки малых и средних предприятий, а также создание новых инструментов такой поддержки.

Стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства

Для улучшения условий кредитования малых и средних предприятий коммерческими банками планируется обеспечить реализацию мер по следующим направлениям:

реализация механизмов электронного документооборота при кредитовании малых и средних предприятий;

расширение программ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых кредитными организациями;

разработка системы стандартов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения улучшения условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо рассмотреть вопрос о пересмотре коэффициентов аллокации капитала (взвешивания кредитов), относимых к кредитам, предоставляемым малым и средним предприятиям.

Для увеличения объемов кредитования малых и средних предприятий будет создана трехуровневая целевая модель оказания Корпорацией гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства совместно с крупнейшими банками, а также многоканальная система продвижения гарантийных продуктов Корпорации. Будут реализованы целевые программы по предоставлению гарантий, поручительств и кредитной поддержки, в первую очередь по средним и крупным проектам субъектов малого и среднего предпринимательства с ориентацией на применение поточных технологий в массовом сегменте рынка, что позволит значительно повысить доступность кредитных ресурсов крупнейших кредитных организаций.

Развитие микрофинансирования

Проблема доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (в первую очередь из массового сектора) к финансовым ресурсам решается в том числе и за счет развития микрофинансирования.

Для расширения доступности микрофинансовых услуг необходимо создать условия для эффективного взаимодействия микрофинансовых организаций с заемщиками, органами государственной власти, Центральным банком Российской Федерации и соответствующими институтами поддержки, а также для дальнейшего развития кредитной кооперации (в том числе в рамках деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов).

Развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства

В рамках реализации Стратегии будет продолжена начатая в 2014 году работа по развитию национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства и расширению на этой основе гарантийной поддержки малых и средних предприятий, привлекающих кредитные ресурсы.

Национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства объединит региональные гарантийные организации и Корпорацию.

Выделены следующие ориентиры развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства:

улучшение условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение количества банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются малые и средние предприятия;

повышение эффективности деятельности участников национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе на основе выработки единых стандартов предоставления гарантийной поддержки и введения типовых политик;

повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности гарантийных организаций.

Предлагаемые Корпорацией и региональными гарантийными организациями гарантийные продукты будут дополнять друг друга. Региональные гарантийные организации будут специализироваться на предоставлении прямых поручительств как основного продукта. В то же время синдицированные гарантии, согарантии, контргарантии будут выступать основными гарантийными продуктами, предоставляемыми Корпорацией для региональных гарантийных организаций.

Продуктовая линейка будет нацелена на удовлетворение потребности целевых клиентских сегментов малых и средних предприятий в средне- и долгосрочном финансировании и создание возможности для секьюритизации пулов кредитов, обеспеченных гарантийной поддержкой.

Реализация Стратегии предполагает выделение следующих этапов развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства:

Одновременно с учетом растущего спроса на гарантийные продукты со стороны малых и средних предприятий необходимо обеспечить повышение гарантийной емкости национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие долгосрочного финансирования

В целях создания дополнительных условий для привлечения долгосрочного финансирования предполагается обеспечить развитие проектного финансирования и синдицированного кредитования малых и средних предприятий.

Развитие рынка секьюритизации кредитов

Механизм секьюритизации кредитов позволит привлечь ресурсы институциональных инвесторов для целей кредитования малых и средних предприятий, а также средства банков, которые в настоящее время размещаются ими на рынке ценных бумаг. В то же время банки, кредитующие сектор малого и среднего предпринимательства, смогут существенно повысить ликвидность соответствующих активов.

Поэтапное развитие рынка секьюритизации кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, потребует создания благоприятных регуляторных условий, направленных на снижение нагрузки на капитал банков, осуществляющих сделки на указанном рынке. При этом необходимо обеспечить равный статус российских и международных институтов развития в части устанавливаемых коэффициентов риска по их обязательствам и нагрузки на капитал.

Развитие лизинга

Недостаток собственного капитала и снижающаяся доступность традиционных источников финансирования имеют решающее значение для использования механизма лизинга малыми и средними предприятиями.

Доступность финансовых услуг для малых и средних предприятий предполагается обеспечить за счет применения разработанных совместно с Центральным банком Российской Федерации механизмов рефинансирования кредитов лизинговых компаний, что будет способствовать увеличению объемов предоставления лизинговых услуг, требования к оказанию которых будут разработаны Корпорацией.

Развитие факторинга

Услуги факторинга играют особую роль в деятельности малых и средних предприятий. В отсутствие достаточного залогового обеспечения возможности кредитования малых и средних предприятий ограничены, тогда как факторинг может обеспечиваться правом регресса к кредитоспособному контрагенту малого или среднего предприятия.

В целях развития факторинга и повышения на этой основе доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий предполагается реализовать меры по следующим направлениям:

развитие системы стандартов факторинга и принципов оценки кредитного риска;

расширение практики использования факторинговых схем при исполнении контрактов для нужд государственного сектора экономики;

содействие развитию электронных площадок для осуществления сделок в рамках факторинга.

Реализация программ субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства

Развитие инструментов прямого финансирования

Предлагается реализовать меры, направленные на всестороннюю поддержку существующих и создание новых объединений бизнес-ангелов, а также на повышение информированности предпринимательского сообщества о возможностях привлечения инвестиций на ранних стадиях.

С учетом значительного объема накопленного спроса на продукты гибридного финансирования в среднесрочной перспективе необходимо проработать вопрос о создании фонда гибридного (мезонинного) финансирования проектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие новых инструментов финансирования малых и средних предприятий

К важным экономическим инновациям последнего времени относится появление новых инструментов финансирования, позволяющих расширять границы инвестирования в бизнес-проекты.

Биржи с обращением акционерного или долгового капитала являются альтернативным источником финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Российской Федерации действует Московская биржа, при которой выделен специальный сектор «Рынок инноваций и инвестиций», предназначенный для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных малых и средних компаний. Планируется обеспечить дальнейшее развитие указанной площадки.

5. Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей

Достижение поставленной цели по развитию сектора малого и среднего предпринимательства невозможно без выработки эффективной налоговой политики, главными стратегическими ориентирами которой должны стать:

стабильность и предсказуемость;

ориентация на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства;

сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов;

активное вовлечение бизнеса в процесс обсуждения налоговых инициатив.

Реализация мер в области налогов и сборов будет сопровождаться регулярной оценкой фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие 3 года должен обеспечить стабильность налоговой системы и развитие инвестиционной активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Необходимо принять решение о сохранении моратория в отношении увеличения налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, на долгосрочную перспективу.

В целях налогового стимулирования предпринимательской деятельности в рамках реализации Стратегии будут реализованы меры по совершенствованию специальных режимов налогообложения.

Большим потенциалом для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность и развития массового сектора малого предпринимательства обладает патентная система налогообложения. Запланированы меры по расширению возможностей использования данного налогового режима с учетом накопленной практики применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Для предпринимателей будет предусмотрена возможность уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам по принципу «одного окна».

Для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (для самозанятых граждан), будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. В то же время указанные граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Предполагается также создать дополнительные фискальные стимулы для развития высокотехнологичного сектора малого и среднего предпринимательства.

Немаловажным фактором обеспечения удобства ведения бизнеса и повышения собираемости налогов является внедрение передового опыта, касающегося применения контрольно-кассовой техники. Планируется осуществить постепенный переход к использованию программного обеспечения, позволяющего передавать данные в электронной форме. При этом важно не допустить роста издержек бизнеса. Для предпринимателей, переходящих на применение контрольно-кассовой техники нового образца, будут предусмотрены налоговые вычеты.

Отдельное внимание будет уделено вопросам смягчения фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

6. Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства

Сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов

Малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов.

формирование и ведение единого реестра проверок;

обеспечение 3-летнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

апробацию риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах;

введение запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В среднесрочной перспективе мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут осуществляться по следующим направлениям:

расширение практики применения риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю (надзору);

развитие форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности;

развитие методов оценки результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Неотъемлемыми условиями для снижения издержек малых и средних предприятий в рассматриваемой сфере должны стать:

изменение базового подхода к осуществлению мероприятий по контролю (надзору) на основе продвижения презумпции невиновности предпринимателя;

проведение ревизии полномочий органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, оптимизация структуры и численности контрольно-надзорных органов;

проведение инвентаризации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении предпринимательской деятельности;

проведение систематической разъяснительной работы в отношении содержания обязательных требований и планируемых изменений;

блокировка необоснованных законодательных инициатив, связанных с увеличением размера административных санкций за нарушение обязательных требований;

дифференциация административных санкций в зависимости от степени общественной опасности правонарушения, а также снижение размера административных санкций по отдельным видам правонарушений, не связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан;

расширение практики применения мер по вынесению предупреждения в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации.

Развитие рынка труда и обеспечение легализации работников малых и средних предприятий

Задача по развитию малого и среднего предпринимательства связана с перераспределением трудовых ресурсов, занятых в государственном, частном и неформальном секторах экономики.

Предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие повышение гибкости регулирования трудовых отношений на малых и средних предприятиях.

Кроме того, необходимо проработать вопрос о закреплении нового правового статуса граждан, относящихся к категории самозанятых граждан.

Устранение административных барьеров в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения

В рамках реализации Стратегии будет продолжена работа по снижению издержек при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе по повышению прозрачности соответствующих процедур и оптимизации сроков их осуществления.

Дополнительно предстоит принять следующие решения:

об утверждении правил недискриминационного доступа при подключении имущественных объектов к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и упрощенных правил по осуществлению такого подключения для малых предприятий;

об утверждении типовых форм договоров на подключение объектов к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения.

Мероприятия, содержащие указанные положения, будут включены в планы мероприятий («дорожные карты») национальной предпринимательской инициативы.

Упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества

В целях укрепления имущественной основы для ведения предпринимательской деятельности предстоит:

организовать регулярную актуализацию состава имущества, включенного в перечни государственного и муниципального имущества, для целей оказания имущественной поддержки предпринимателям;

разработать дополнительные механизмы снижения арендных ставок;

повысить уровень информированности предпринимателей о возможностях получения имущественной поддержки;

сформировать стандарты оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2018 г. предоставлена возможность преимущественного права выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности либо в муниципальной собственности. По истечении указанного срока в законодательстве Российской Федерации будут определены основные принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах приватизации на регулярной основе.

Создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий

В настоящее время реализован ряд инициатив по созданию сервисов и информационных систем для предпринимателей. Вместе с тем действующие информационные ресурсы характеризуются высоким уровнем разобщенности.

В связи с этим будет расширена практика предоставления услуг предпринимателям в специализированных многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса, которые обеспечат предоставление полного спектра услуг предприятиям, в том числе комплексных услуг в зависимости от бизнес-ситуации, по принципу «одного окна», а также в электронной форме.

Для оказания маркетинговой и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, прежде всего представляющим массовый сектор, Корпорация на основе результатов проведения комплекса маркетинговых исследований и взаимодействия с отраслевыми общественными объединениями и экспертным сообществом разработает геомаркетинговую информационно-аналитическую систему (бизнес-навигатор), обеспечивающую сбор, обработку, хранение и предоставление информации о рыночной среде, перспективных местах для развития различных видов бизнеса, каталоге типовых бизнес-планов для отдельных видов деятельности, всех существующих видах поддержки малых и средних предприятий.

Одновременно необходимо с участием ведущих предпринимательских объединений реализовать проактивный подход к осуществлению информационного сопровождения государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства и освещению предпринимательской тематики в медийном пространстве.

Важным направлением совершенствования информационного обеспечения государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства является развитие системы сбора статистической информации с использованием современных информационных технологий.

Упрощение отчетности

Любые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, должны быть такими, чтобы их можно было соблюдать с наименьшими затратами. В целях снижения административных издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с представлением отчетности, предстоит обеспечить:

проведение на регулярной основе мероприятий по оптимизации и при необходимости сокращению перечня показателей, сроков и периодичности представления отчетности;

развитие интерактивных сервисов для взаимодействия между предпринимателями и органами государственной власти и местного самоуправления.

Продолжится работа по дальнейшему упрощению правил ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.

Развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства

В рамках реализации Стратегии будет поддерживаться развитие различных форматов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с представителями предпринимательского сообщества.

Будет обеспечено регулярное рассмотрение и обсуждение инициатив в сфере развития малого и среднего предпринимательства на площадке «Открытое правительство», а также на площадках ведущих предпринимательских объединений.

Важными механизмами обеспечения коллективной работы предпринимателей по улучшению условий ведения бизнеса являются институты оценки регулирующего воздействия и фактического воздействия. В целях реализации базовых принципов Стратегии в соответствующие процедуры будут включены положения, предусматривающие первоочередной анализ экономических и социальных последствий принятия нормативных правовых актов для деятельности малых предприятий.

7. Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях

Реализация эффективной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации

Планируется использовать следующие инструменты реализации политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях:

выделение региональных отраслевых точек роста малых и средних предприятий;

регулярная разработка и реализация программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;

создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе межрегиональных);

стимулирование спроса на продукцию малых предприятий в рамках закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц;

предоставление льгот по налогам в рамках специальных налоговых режимов;

выделение территорий опережающего развития и содействие развитию кластеров малых и средних предприятий;

оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

учет потенциала для развития малых и средних предприятий при территориальном планировании.

В целях обеспечения комплексного подхода на федеральном уровне будет осуществляться методическое сопровождение разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Реализация мер по развитию малого и среднего предпринимательства будет происходить при поддержке, осуществляемой путем выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения проактивной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях будет сформирована система выявления, оценки и последующего тиражирования лучших практик по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Критерии по созданию благоприятных условий для деятельности малых и средних компаний будут рассматриваться в числе основных при оценке работы руководителей регионов и муниципальных образований.

Развитие малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях

Основными направлениями поддержки и развития малых и средних предприятий на территории монопрофильных муниципальных образований являются:

стимулирование создания производств с высокой добавленной стоимостью, поддержка видов деятельности, не связанных с высокими стартовыми затратами, а также вовлечение малых и средних предприятий в решение актуальных социальных задач;

предоставление льгот на приобретение или долгосрочную аренду сельскохозяйственных земель для организации личных приусадебных хозяйств в целях последующей реализации произведенной продукции на местных рынках;

развитие мер государственной невозвратной финансовой поддержки малых и средних предприятий в монопрофильных городах красной и желтой зон;

поддержка предпринимательской активности за счет реализации мер прямой поддержки бизнес-проектов и мер по развитию бизнес-инфраструктуры в рамках деятельности Фонда развития моногородов.

8. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала

Развитие механизмов подготовки квалифицированных кадров для малых и средних предприятий

Проблема поиска и привлечения кадров требуемой квалификации является одним из основных препятствий, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса.

В рамках реализации Стратегии будут обеспечены:

внедрение инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса с одновременным участием в этой работе представителей ведущих предпринимательских объединений;

создание условий для массового вовлечения представителей действующих малых и средних предприятий в движения и программы развития профессиональных кадров;

внедрение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников малых и средних предприятий;

развитие обучающих программ по основам предпринимательства, налогам, бухгалтерскому учету, вопросам интеллектуальной собственности и проектной деятельности.

С учетом лучших российских и иностранных практик планируется проработать вопрос создания образовательной платформы, в рамках которой на основе единой методологии будет консолидироваться информация об образовательных курсах и иных образовательных проектах, предназначенных как для граждан, планирующих начать собственный бизнес, так и для действующих предпринимателей, а также организовано предоставление образовательных услуг с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе с использованием различных форматов (кейсы, деловые игры, курсы лекций и пр.).

Раскрытие предпринимательского потенциала

Формированию нового поколения предпринимателей способствует активное вовлечение в предпринимательскую деятельность различных групп граждан. Для раскрытия предпринимательского потенциала предлагается обеспечить:

объявление 2018 года Годом предпринимательства в Российской Федерации;

включение тематик, связанных с формированием позитивного образа предпринимателей, в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов, социальной рекламы;

поддержку проектов и мероприятий, связанных с историей российского предпринимательства, в том числе на основе проведения в организациях сферы науки, образования и культуры (образовательные организации высшего образования, библиотеки, музеи, театры) специализированных акций и конкурсов, создания интернет-ресурсов;

организацию и проведение мероприятий в рамках международных событий, связанных с популяризацией предпринимательства (Всемирной недели предпринимательства, Международного дня социального бизнеса и других), а также мероприятий, поощряющих успешные результаты и достижения в действующем бизнесе, а также начальные шаги в предпринимательстве;

развитие системы адаптации высвобождаемых с крупных предприятий работников и их переобучение основам предпринимательской деятельности.

Совместно с ведущими предпринимательскими объединениями будут проработаны дополнительные направления пропаганды и популяризации семейного предпринимательства и женского предпринимательства.

Необходимо также реализовать меры по увеличению интереса молодежи к началу и ведению собственного дела, а также по поддержке и развитию молодежного предпринимательства. Формирование предпринимательских компетенций граждан начиная с самого раннего возраста должно превратиться в один из приоритетов государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

V. Механизмы реализации Стратегии

1. Организационное обеспечение Стратегии

Общее управление реализацией Стратегии будет осуществлять Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Координировать деятельность по содействию развитию малого и среднего предпринимательства будет Министерство экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации.

Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализованы в формате системных проектов с использованием методов проектного управления и координирующей роли Министерства экономического развития Российской Федерации.

Обеспечение реализации поставленных задач по развитию малого и среднего предпринимательства требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, предпринимательскими объединениями, научными и образовательными организациями. В этих целях органами исполнительной власти на постоянной основе будут проводиться консультации по вопросам разработки и реализации политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, оценки эффективности реализуемых мероприятий, в том числе с участием координационных или совещательных органов.

2. Обеспечение мониторинга и корректировки Стратегии

Мониторинг выполнения основных положений Стратегии осуществляется ежегодно Министерством экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений малого и среднего предпринимательства, профильных научных учреждений.

Основным документом, в котором отражаются результаты реализации Стратегии, является доклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, подготовка которого осуществляется на ежегодной основе Министерством экономического развития Российской Федерации при участии Корпорации и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Отчетная информация о реализации Стратегии будет также формироваться в соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».

Стратегия корректируется в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации путем уточнения запланированных мероприятий в зависимости от установленного или прогнозируемого влияния новых внутренних и внешних условий на достижение целевых индикаторов реализации Стратегии, а также при необходимости путем изменения сроков, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р.

Приложение
к Стратегии развития малого
и среднего предпринимательства
в Российской Федерации
на период до 2030 года

Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

ПоказательЕдиница измеренияИсточник информации2014 год2015 год2018 год2020 год2025 год2030 год
I. Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства
1.Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 годапроцентовданные Росстата10098118134185250
2.Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 годапроцентовданные Росстата10096,9112123,5159200
3.Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)процентовданные Росстата11,812,213,514,41720
4.Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населенияпроцентовданные Росстата25,225,627,328,431,535
II. Рыночные ниши для бизнеса
5.Количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектовтыс. единицданные Росстата и Минпромторга России191195,5200264286286
6.Годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, в том числе:процентовданные Минэкономразвития Россиине менее 18не менее 25не менее 25не менее 25не менее 25
годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательствапроцентовданные Минэкономразвития Россиине менее 10не менее 15не менее 15не менее 15не менее 15
III. Технологическое развитие
7.Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом)тыс. единицданные Росстата и Минэкономразвития России1250175030004250
8.Доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерациипроцентовданные ФТС России66,577,5912
IV. Доступное финансирование
9.Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателейпроцентовданные Банка России18,417,319202223
V. Предсказуемая фискальная политика
10.Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий)единицданные Росстата и ФНС России14,11516,517,52022,5
VI. Высокое качество государственного регулирования
11.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населенияединицданные Росстата и ФНС России38,83940424446
VII. Территориальное развитие
12.Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятийединицданные Росстата и ФНС России4547не менее 50не менее 55не менее 55не менее 55
13.Доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджетапроцентовданные Минэкономразвития России1,62,6не менее 5не менее 10не менее 10не менее 10
VIII. Квалифицированные кадры
14.Доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 летпроцентовопросные данные4,7577,51012,5

План
мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р)

* Объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в первом полугодии 2016 г.

** Указан объем дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Обзор документа

Утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 г. и «дорожная карта» по ее реализации.

Показателями выполнения поставленных целей станут рост числа занятых, повышение производительности труда, увеличение веса обрабатывающих производств среди малого и среднего бизнеса. Для достижения показателей предполагается стимулировать спрос на продукцию малых и средних предприятий, в т. ч. путем расширения их доступа к госзакупкам, формировать новые рыночные ниши и содействовать развитию кооперации, создавать условия для технологического развития предприятий, обеспечивать доступность их финансирования. В числе приоритетных направлений и совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей.

Кроме того, стратегия предлагает снизить административное давление на малый и средний бизнес, упростить для него процедуру подключения к источникам энергии и облегчить доступ к объектам недвижимости. Также планируется создать доступную автоматизированную информационно-аналитическую систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *