Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи
Способы удержания внимания при публичном выступлении
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.
Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.
Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.
Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.
При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.
Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.
Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.
В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.
Юлия Валерьевна Cyxoвеpшинa, кандидат психологических наук
Источник: Элитариум
Способы привлечения и удержания внимания аудитории
В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.
1. Логически стройное изложения материала.
2. Сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие «конфликтов» в речи, о которых было объявлено во вступлении.
3. Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.
4. Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменения логического ударения и т.п.), а также кинетический (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).
5. Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.
6. Диалогизации всей речи (выступление поострено в форме вопросов и ответов самого же оратора, слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим).
7. Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.
8. Лаконичность выступления не в ущерб содержательной речи.
Лекция 17
Тема X | Публицистический стиль. Основы мастерства публичного выступления. Культура спора |
Вопросы темы:
1. Публицистический стиль и его подстили.
2. Понятие публичного выступления как разновидности речевой деятельности. Особенности устной публичной речи. Роды и виды публичной речи.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Приемы поиска нужного материала. Виды вспомогательных материалов.
5. Композиция публичного выступления. Основные принципы построения выступления.
6. Способы и приемы изложения и объяснения содержания речи.
7. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательства.
8. Основные виды аргументов.
9. Словесное оформление публичного выступления. Средства выражения логических связей. Типичные ошибки и недочеты, методика их исправления.
10. Средства речевой выразительности в публичной речи.
11. Правила запоминания и произнесения публичной речи. Типичные недостатки публичной речи.
12. Оратор и аудитория. Приемы установления контакта с аудиторией и управления аудиторией.
13. Понятие спора как вида речевой коммуникации. Классификация споров.
14. Стратегия и тактика спора. Основные правила полемиста.
15. Логические и социально-психологические аспекты спора.
16. Невербальные средства общения в публичной речи и споре.
Аргументирующая речь отличается от других видов речи тем, что:
— адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает;
Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входит тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод.
Тезис— основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Он представляет собой доказуемое логическое непротиворечивое спорное утверждение, одно и то же в ходе всего доказательства.
Логические аргументы представляют собой ссылки на:
— факты (на статистические сведения: случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.);
— ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.);
— ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.).
К психологическим аргументам относят:
— аргументы к авторитету;
— аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие;
Аргументы по силе делятся на сильные и слабые.
По направленности выделяютсясобственно аргументы и контраргументы.
Иллюстрации подтверждают аргументы конкретными примерами.
Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса.
Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 3997 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи
Практическое занятие 16 итоговое тестирование
Цель занятия: проверить остаточные теоретические знания студентов.
Задание 1. Выполните тест «Есть ли у вас задатки блестящего оратора».
Тест: «Есть ли у Вас задатки блестящего оратора?»
(Двадцать восемь вопросов для самопроверки)
1. Задумывались ли Вы когда-нибудь, о чём размышляют другие, когда Вы говорите? Пытаетесь ли Вы бессознательно поставить себя на их место?
2. Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит?
3. Видели ли вы себя когда-нибудь на видеозаписи? Довольны ли вы тем, как вы двигаетесь, как держитесь, как смотритесь со стороны?
4. Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?
5. Какое местоимение Вы чаще употребляете «Ты» или «Вы»?
6. Когда по телевиденью идут теледебаты или другие дискуссии не приходила ли вам в голову мысль «Я тоже бы не прочь попробовать?
7. Когда вы смотрите по телевизору передачу, где группа специалистов обсуждают какую-либо проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?
8. Хорошая ли у вас память?
9. Любите ли настольные игры наподобие «Монополии». Способны ли вы сами придумать настольную игру?
10. Ощущаете ли вы то, что чувствуют другие?
11. Бывает ли с вами так, что в разгаре оживлённого спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравиться спорить?
12. Можете ли вы прекратить путанный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
13. Полны ли вы энергией? Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?
14. Есть у вас что-то от заводилы? Случалось ли вам начинать аплодировать первым?
15. Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами. Можете ли вы представить себя преподавателем, лектором в большой аудитории?
16. Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли Вам, когда Вы говорите, воображаемые картины?
17. Способны ли вы сейчас, взглянув в окно, подробно и увлекательно рассказать о том, что Вы там увидели?
18. А интересно ли вам выполнить упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
19. Можете ли вы, переварив (прочитав) обширный материал, изложить его простым и понятным языком?
20. Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?
21. Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?
22. Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять другим, как Вы это сделали?
23. Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чём вы говорите?
24. Оптимист Вы или часто отступаете перед трудностями?
25. Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях?
26. Смотрите ли вы в глаза людям, когда обращаетесь к ним?
27. Смотрите ли вы в глаза людям, когда они обращаются к вам?
28. Поворачиваются ли к вам коллеги, когда приходит время подводить итоги или выступать?
Если вы ответили «Да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас есть неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не всё ещё потеряно. Вы во всяком случае не лукавите сами с собой, а это, в конечном счёте, – самое главное. Если вы не отступитесь и, будете постигать приемы риторики, считайте, что вы получили дополнительные 10 очков за настойчивость и волю к победе.
Задание 2. Выполните тесты по курсу «Риторика и ораторское искусство».
1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью?
а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;
б) заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении;
в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.
2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь?
а) потребности материального существования;
б) потребности в любви;
в) потребности в безопасности.
3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую?
а) на основании содержания;
б) на основании наличия слоганов и призывов;
в) на основании явной и скрытой агитации.
4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере?
а) лаконизм содержания;
б) эмоциональность выступления;
в) мобилизирующие факторы.
5. Что главное в интервью на телевидении?
а) невербальные средства общения;
б) пафосность произнесения;
в) увлекательность изложения.
6. Что главное в интервью на радио?
а) разнообразие тона и голоса;
в) серьёзность содержания речи.
7. Что самое главное в интервью для прессы?
а) увлекательность изложения;
б) собственный взгляд на вещи;
в) правильные вопросы журналиста.
8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи?
а) от характера аудитории;
в) от ваших речевых способностей.
9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны?
а) индуктивный и дедуктивный способы;
10. Что главное в подготовке речи?
а) исполнение речевого канона;
11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи?
б) зазубривание речи наизусть;
в) произнесение по ключевым словам.
12. Что повышает эффективность информирующей речи?
а) учёт состава аудитории;
б) компетентность оратора;
в) структурированность информации.
13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи?
а) тактика обращения к эмоциям слушателей;
б) тактика учёта ценностных ориентиров;
в) тактика призыва адресата.
14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи?
а) совещание с членами коллектива;
б) мобилизующая роль ведущего;
в) соблюдение порядка работы всей команды/
15. Какое поведение руководителя совещания правильное?
а) учёт мнения всех присутствующих;
б) создание дискуссии;
в) находится на нейтральных позициях.
16. Как усилить убедительность речи?
а) привести факты, цифры, свидетельства;
б) составить удачные призывы;
в) критиковать оппонентов.
17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?
б) от информации, которой оратор располагает;
в) от состава аудитории.
18. Какую задачу выполняет вступление речи?
в) закрепительную, юмористическую.
19. Какую задачу выполняет заключение речи?
а) коммуникативную; б) подытоживающую; в) мотивационную.
20. Как привлечь внимание аудитории во время речи?
б) установить зрительный контакт;
в) применить приём «зацепляющий крючок».
21. Как сделать произнесение речи эффективным?
а) логически стройно изложить материал;
б) создать интригующие моменты;
в) обеспечить лаконичность речи.
22. Как создать диалогизацию речи?
а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;
б) разговаривать с аудиторией;
в) отвечать на выкрики слушателей.
23. Как отвечать на вопросы аудитории?
а) кратко и обтекаемо;
б) вежливо и доброжелательно;
в) конкретно, по существу проблемы.
24. Какие законы риторики наиболее важны?
а) закон близости содержания речи интересам жизни;
б) закон триединства;
в) закон эстетического наслаждения речью.
25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления?
а) принцип последовательности;
б) принцип занимательности;
в) принцип результативности.
26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи?
в) речевая динамичность.
27. Как создать коммуникативное лидерство?
а) инициативой общения;
б) структурированием общения;
в) целенаправленностью общения.
28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации?
а) вступление в речевой контакт;
б) упрочение взаимодействия;
в) привлечение внимания.
29. Какие виды спора являются самыми продуктивными?
а) полемика; б) дискуссия; в) дебаты.
30. Какова цель аргументирующей речи?
а) убедить собеседника; б) развлечь слушателя; в) вызвать полемику.
31. Какие аргументы считаются достаточными?
б) не противоречащие друг другу;
32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь?
в) использование «чучела оппонента».
33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика?
а) новизна, престижность;
34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?
а) простота, доступность;
в) яркая наглядность.
35. Какие виды речей относятся к академической речи?
в) политическое обозрение.
36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?
а) юбилейная; б) митинговая; в) проповедь.
37. Какие виды речей относятся к судебной риторике?
б) выступление на съезде;
в) обвинительная речь.
38. Какие виды речей относятся к гомилетике?
а) защитительная речь;
б) агитаторская речь;
в) проповедническая речь.
39. Какие виды речей относятся к политической риторике?
а) научное сообщение;
40. Какие аудитории относятся к малым?
в) более 100 человек.
41. Выступление в массовой аудитории требует?
в) простоты и ясности.
1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – а, б, в; 10 – а; 11 – а, в; 12 – а, б, в; 13 – б, в; 14 – б; 15 – в; 16 – а; 17 – а,
в; 18 – а; 19 – б; 20 – в; 21 – а; 22 – а; 23 – в; 24 – б; 25 – в; 26 – в; 27 – б; 28 – б; 29 – б; 30 – а; 31 – а, б; 32 – б, в; 33 – б, в;
34 – в; 35 – б; 36 – а; 37 – в; 38 – в; 39 – б; 40 – а; 41 – а, б, в.
Поддержание внимания аудитории в ходе выступления
Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддерживать на протяжении всего выступления.
Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторонние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяющими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.
На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления.
1) Факторы, влияющие на внимание слушателей.
Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пересаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.
Влияет на внимание также размер аудитории. Очень большая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фирма, занимающаяся организацией больших совещаний, конференций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушателей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, половина дремлет и предается фантазиям, а 20% просто спят.
Какие отсюда можно сделать выводы?
Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории неэффективны.
Второе: кресла должны быть попроще.
Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.
2) «Чтение» оратором аудитории.
Оратору на протяжении всего выступления необходимо «читать» аудиторию, т.е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррективы в свою деятельность.
Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая информация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Можно дать начинающему оратору следующие советы.
О внимании к оратору говорят:
О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:
3) Периоды внимания.
Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно.
4) Приемы привлечения внимания аудитории.
Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы:
— Обращение к событию, времени, месту.
«Начните с того места, где вы находитесь», — советует П. Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой … Вот висит портрет Толстого. Сегодня годовщина. Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что. Сегодня утром в последних известиях сообщили. » и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
— Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.
Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».
— Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.
Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?
Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована другими, частыми риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос часто выглядит слишком декларативно, чересчур «красиво».
— Ссылка на свое эмоциональное состояние.
Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами… ; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему. и т.д.
— Демонстрация какого-либо предмета.
— Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.
Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора. ; Недавно я прочитал, что. Однажды со мной произошел такой случай. ; Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик и т.д.
Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.
Например: Бернард Шоу как-то сказал ; Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам. ; Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза. и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.
Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай… ; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века. ; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т.д.
— Постановка проблемного вопроса и ответ на него.
Разная аудитория по разному реагирует на такое начало малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.
— Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.
Затроньте вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных и т.д.
— Тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется.
— Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Вопросно-ответным приемом в выступлениях нередко пользовался А.Н. Толстой. Так он задавал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией.
— Примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п., которые очень оживляют выступление.
— Элементы юмора. Об этом действенном приеме рассказал герой «Скучной истории» А. П. Чехова:
Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают погладывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.
5) Приемы поддержания внимания аудитории.
Приемами поддержания внимания аудитории являются:
— Вопросы к аудитории.
Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно только, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.
«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.
— Обращение к отдельным слушателям.
Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?» Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.
Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом. » и т.д.
— Неожиданное краткое отвлечение от темы.
Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользоваться многократно. Забавный пример использования этого приема приводит А.А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу. Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».
Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу. » и т.д.
— Приближение к слушателям.
— Развлекательные элементы во второй части выступления.
Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления независимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадлежит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.
Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.
6) Донесение главной мысли выступления.
Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.
Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.
Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев:
Внимание слушателей зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействие на аудиторию.
Располагая определенным образом доводы в своейречи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
8) Соблюдение регламента.
Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.
Продолжительность | Реально длится | Воспринимается |
речи | как | |
Первые 10 мин | 10 мин | 10 мин |
Вторые 10 мин | 10 мин | 20 мин |
Третьи 10 мин | 10 мин | 30 мин |
Итого: | 30 мин | 60 мин |
Как уложиться в регламент?
Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти принципы таковы:
«Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» (Д. Карнеги).
1.8.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Что понимается под взаимодействием оратора с аудиторией?
2. Назовите особенности взаимодействия оратора с аудиторией.
3. Каков должен быть портрет аудитории?
4. Что собой представляет составление характеристики предполагаемой аудитории?
5. Какие параметры аудитории следует учитывать при подготовке выступления?
6. Что понимается под объективной характеристикой аудитории?
7. Какие аспекты входят в данную характеристику? Охарактеризуйте каждый из них.
8. Что собой представляют межличностное, групповое, публичное и массовое общение?
10. Что понимается под субъективной характеристикой аудитории?
11. Что собой представляет социальный портрет аудитории?
12. Дайте определение прямой и косвенной аудитории.
13. Что понимается под «борьбой» слушателей с оратором?
14. Каким должно быть поведение оратора в аудитории?
15. Назовите аспекты, характеризующие поведение оратора в аудитории.
16. Охарактеризуйте каждый из них.
17. Что обеспечивает поддержание внимания аудитории в ходе выступления оратора?
18. Охарактеризуйте каждую особенность, которую необходимо учитывать оратору для поддержания внимания аудитории.
Ваше мнение:
1. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?
2. Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?
3. Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забежавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции?
4. Может ли речь оратора быть обезличенной?