Что способствовало развитию торговли в xix в
Торговля в России в конце XIX – начале XX в.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие торговли в конце XIX века
Необходимое условие успешного развития торговли – взаимовыгодный характер обмена товарами и услугами с зарубежными партнерами. Такой обмен выступает активным инструментом реализации тех потенциальных возможностей и преимуществ, которыми от природы располагает или создает в своем развитии каждое государство. Именно реализация таких преимуществ и создает тот экономический и коммерческий эффект, который служит материальной основой заинтересованности обеих сторон настойчиво преодолевать трудности и риски, которыми богато усыпаны пути внешнеторговой деятельности.
Наиболее ценным было крупное зерно твердой пшеницы, обладавшее высоким содержанием белка и клейковины. Из него получали лучшие сорта макарон, манной крупы, крупчатки. Чтобы вырастить такое зерно, нужен континентальный климат и чернозем. В Европе таких условий не было: попытки посеять русские семена твердых пшениц заканчивались неудачей. Поэтому Россия долгие годы занимала особое место на этом рынке.
В той незначительной части экспортной выручки, которую зарабатывала промышленность, заметное место занимали 10 млн. пудов сахара и более 16 млн. ведер спирта. Их тоже с небольшой натяжкой можно было отнести на счет сельского хозяйства.
В импорте в то время наибольший удельный вес составляло сырье и полуфабрикаты, 28 % приходилось на долю готовых изделий.
Готовые работы на аналогичную тему
Если до 70-ых годов лидирующее положение во внешней торговле России занимала Великобритания, то в последнюю треть столетия с этого места ее вытеснила объединенная Германия. Франция же все это время довольствовалась третьим, тоже почетным местом.
Развитие российской внешней торговли в начале XX века
Особенно заметные сдвиги произошли в структуре импорта. Внутри его четко выявились три основные группы товаров:
Доля первой группы за десятилетие 1903– 1912 гг. осталась на прежнем уровне – 19 %, второй – сократилась с 54 до 47
Среди товаров второй группы в 1.5-2 раза увеличился ввоз многих видов сырья для легкой промышленности: шерсти, шелка-сырца, кожи, натурального каучука (в основном для изготовления галош). Показательно, однако, что импорт хлопка-сырца сократился: сказалось создание собственной базы для выращивания хлопка в Средней Азии.
Обращает на себя внимание резкий скачок почти в два раза,– импорта угля. Во многих регионах ощущался его дефицит в связи с относительно широким внедрением парового двигателя на транспорте, в промышленности и даже в сельском хозяйстве.
Необычно динамичным было расширение импорта третьей группы товаров: готовых промышленных товаров, в том числе, различных орудий труда и оборудования. Крестьяне и другие производители товарного хлеба за десятилетие в 2.5 раза увеличили закупки сельскохозяйственных машин, в 5 раз – минеральных удобрений. Среди них стали пользоваться массовым спросом чай, конфеты, а также импортные фабричные ткани, добротное тонкое сукно, резиновая обувь, керосиновые фонари и др.
Таким образом, внешняя торговля в начале XX века широко подключилась к удовлетворению многих новых и разнообразных потребностей народного хозяйства и населения России, все более тесно переплетаясь с ее единым национальным рынком.
История России
Развитие внутреннего рынка и рост внешней торговли в XIX веке
Рыбинская пристань. Рисунок И. Белоногова. 1830 год.
В связи с развитием капитализма в сельском хозяйстве и в промышленности усиливалась хозяйственная специализация экономических районов страны.
Товарное земледелие получило преимущественное распространение в черноземных губерниях центра, Причерноморья и Нижнего Поволжья, хотя житницей России продолжал оставаться центральный черноземный район (в Курской, Орловской, Тамбовской, Воронежской и Пензенской губерниях производилось до 40% всего хлеба, поступавшего на рынок).
Базой товарного скотоводства являлись степные окраины Юга и Юго-Востока. В северных и западных губерниях были распространены посевы технических культур, особенно льна. Сахарная свекла производилась главным образом на Украине.
Промышленное производство России сосредоточивалось в основном в нечерноземных губерниях, где возникали целые районы крестьянских товарных промыслов и росли центры мануфактурной и фабричной промышленности. Важнейшей базой металлургического производства оставался Урал; старые «замосковные» заводы и отдельные предприятия на севере имели второстепенное значение.
Отправление поезда по дороге Москва — Петербург 12 сентября 1851 года. Литография Е. Яковлева.
Таким образом, к середине XIX в. окончательно определилось деление Европейской России на две особые хозяйственные полосы, граница между которыми проходила примерно по течению Оки. К югу от нее производилась основная масса идущих на рынок продуктов питания и промышленного сырья. К северу наибольшее развитие получили мелкое товарное промышленное производство и крупная обрабатывающая промышленность. Рост товарооборота между сельскохозяйственными и промышленными губерниями становился необходимым условием дальнейшего экономического развития страны.
Во внутренней торговле крепостной России крупнейшая роль принадлежала ярмаркам, количество которых возросло за первую половину XIX в. с 3 тыс. до 4,3 тыс., а общий годовой оборот их достиг 230 млн. руб. Главным центром торговли промышленными изделиями являлась Макарьевская ярмарка, перенесенная в 1817 г. в Нижний Новгород, обороты которой в середине XIX в. определялись в 45-50 млн. руб. Ведущее место в торговле продуктами земледелия и скотоводства принадлежало Украине, где насчитывалось до 1750 ярмарок с общим оборотом до 70 млн. руб.
Наряду с этим по мере роста населения городов заметно увеличивалось значение городской торговли. Постоянная торговля только одной Москвы в 1840 г. исчислялась более чем в 50 млн. руб.
Развитие внутреннего рынка все же отставало от роста товарного производства в сельском хозяйстве и в промышленности. Массовый спрос на рынке со стороны основного потребителя товаров — закрепощенного крестьянства — увеличивался незначительно. Серьезным тормозом развития внутреннего обмена в стране было также исконное российское бездорожье.
Главными средствами доставки товаров в России в первой половине XIX в. продолжали оставаться старинные формы водного транспорта и гужевые перевозки. Действовали они медленно и ненадежно. Хлеб нового урожая из черноземных губерний Поволжья доставлялся в Петербург не раньше начала навигации следующего года. Первое шоссе между Петербургом и Москвой открылось только в 30-х годах XIX в., и до 1850 г. шоссейных дорог было построено не более 5 тыс. верст.
Строительство пароходов и железных дорог в России началось на самом раннем этапе истории парового транспорта. Первый пароход плавал по Неве в 1815 г., и в начале 20-х годов пароходы появились на Каме и Волге. В конце 30-х годов была сооружена «опытная» железная дорога между Петербургом и его пригородом Павловском. Однако другие проекты железнодорожного строительства встретили ожесточенное сопротивление крепостников и не были осуществлены.
Только с конца 40-х годов XIX в. начались рейсы коммерческих пароходов на Волге и велось строительство трех крупных железных дорог: Петербург — Москва, Варшава — граница с Австрией (на Вену), Петербург — Варшава. В середине XIX в. закончены были только две первые дороги, и общая протяженность русских железных дорог не превышала одной тысячи верст. В области парового транспорта крепостная Россия резко отстала от капиталистических стран.
Одновременно с развитием, хотя и медленным, внутреннего рынка росла и внешняя торговля. За первую половину XIX в. вывоз товаров за границу возрос с 75 млн. до 133 млн. руб., а привоз — с 53 млн. до 130 млн. руб. Основную массу экспорта составляло сельскохозяйственное сырье, прежде всего лен, пенька, льняное семя, шерсть, сало, кожи. Вывоз хлеба заметно увеличился (до 30—35% общей стоимости русского экспорта) лишь со второй половины 40-х годов в связи с отменой «хлебных законов» в Англии и неурожаями в странах Западной Европы. Промышленные товары, преимущественно ткани и металлические изделия, вывозились за пределы России в ограниченном количестве (3—4% общей суммы экспорта), почти исключительно в Китай, Среднюю Азию, Иран и Турцию. В русском импорте до 50% составляло промышленное сырье и готовые изделия.
Крепостная Россия в мировой торговле выступала одним из главных поставщиков продуктов питания и сырья для промышленных стран Европы, в первую очередь для Англии, поглощавшей свыше 40% всего русского экспорта.
При всем этом первостепенное значение для экономического развития имел внутренний рынок страны. Емкость его уже для первой четверти XIX в. определялась почти в 1 млрд. руб. и во много раз превышала обороты русской внешней торговли. К тому же внутренний спрос в России был сравнительно более устойчив и постоянен, а размеры внешней торговли резко колебались в зависимости от военно-политической обстановки, от таможенной политики государств и т. д.
Как развивалась торговля в 19 веке
Содержание статьи
Стимулы к развитию международной торговли
Словосочетание «международная торговля» появилось, благодаря итальянскому ученому-экономисту Антонио Маргаретти, он впервые использовал этот термин в своем трактате «Власть народных масс на Севере Италии». Он описал этот процесс, как достижение значительных объемов и устойчивых товарно-денежных отношений в процессе, зародившемся еще в древности.
В XIX веке возрастает роль внешнеторговой экспансии, это происходит за счет господства монополий, что позволяет им извлекать сверхприбыли. С начала XIX в. до 1914 г. объем мировой торговли вырос почти в сто раз. Конечно, толчком к этому послужил технический прогресс в промышленно развитых странах – Англии, Голландии. Машинное производство позволяет наладить масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также экспорт товаров потребительского назначения.
Период свободной международной торговли
Так как основным тормозящим фактором для развития торговли в мире являлись различные ограничения на передвижение товаров и услуг, то устранение их в начале XIX века стало мощным толчком для становления свободной торговли. Британские представители классической школы экономики провозгласили отмену политики протекционизма и в ранних 1840-х годах остались лишь тарифы на импортную пшеницу. А в 1846 г. Великобритания ввела разрешение на все товары сельского хозяйства.
Но ожидания не оправдались, и цены на пшеницу не снижались, так как ни одна страна не могла ввозить в Великобританию необходимые партии. Несмотря на это, 1850–1860-е годы принято считать эпохой свободной торговли и связанного с ней экономического процветания. Следующим этапом было принятие минимальных торговых барьеров в 1850-1880 годы.
С развитием океанских перевозок в 1870 году Великобритания встретилась с растущей конкуренцией. К концу этого десятилетия, после продолжительного экономического кризиса, в Европе стали возвращаться к политике протекционизма. При этом наблюдался всплеск национализма, что стало причиной политической нестабильности и вынуждало страны любой ценой способствовать увеличению доходов для закупки вооружения. А в таких государствах, как США и Германия, национализм ставил под сомнение их развитие без ограничения конкуренции с Великобританией, которая на тот момент являлась лидером в области промышленного производства. Таким образом, возникла популярная идея о защите молодых отраслей промышленности.
Экономическое развитие России в XIX в.
Факторы экономического развития
В XIX в. увеличилась территория России и еще более существенно выросла численность населения — с 33 млн до 130,5 млн человек. Однако собственно территория страны была заселена слабо. Значительная часть территории была занята тундрой, тайгой, болотами, пустынями, неудобна для промышленной и сельскохозяйственной деятельности и поэтому хозяйственно не освоена.
Подавляющее большинство россиян и в начале (96%), и в конце (87%) века проживало в сельской местности. Городов, однако, было немало, и число их быстро росло.
В первой половине XIX в. подавляющую часть всех городов составляли малые города (с населением 1—5 тыс. человек). Средних городов (20—50 тыс. жителей) было примерно полтора десятка; к ним относились Казань, Тула, Калуга, Ярославль, Курск, Воронеж. Крупнейшими городами были Санкт-Петербург (336 тыс.) и Москва (270 тыс.).
К концу XIX столетия обозначилась явная тенденция к преимущественному росту самых больших городов. Но удельный вес крупных (население более 200 тыс.) городов по-прежнему был незначительным и не превышал 2%, средние города — с населением не менее 100 тыс. — составляли около 18%, малые — 80%. Неудивительно поэтому, что даже на исходе XIX в. российские города были мало благоустроены: лишь 18% городов имели водопровод, а электрическое освещение — всего 7%.
Достижения научно-технического прогресса медленно внедрялись в российскую жизнь, что являлось неизбежным следствием низкого уровня образования. К середине XIX в. грамотными были только 6% россиян, хотя была введена доступность образования и создана сеть низших, средних и высших учебных заведений.
После реформ 60—70-х годов XIX в. в народном образовании наметился некоторый прогресс: расширена система начального образования, усовершенствована средняя ступень, дополненная реальными и классическими гимназиями, открыты институты и университеты. Право поступать в любые учебные заведения предоставлялось выходцам из всех сословий. Однако изменения к лучшему были медленными: в 1897 г. грамотными были 21% жителей России. Закономерным было и медленное развитие российской науки.
Сельское хозяйство — основа экономики России
В течение всего XIX в. сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью хозяйства России: в начале века в нем была занята подавляющая часть жителей страны — 94% и в конце века — 87%. Уровень развития сельского хозяйства определял, таким образом, благосостояние почти всех россиян.
Категории крестьянства. Барщина и оброк В первой половине XIX в. важнейшими категориями крестьянства были крестьяне помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне составляли наиболее многочисленную часть российского крестьянства. Основными элементами крепостного хозяйства продолжали оставаться хозяйство барское и крестьянское. Соотношение барской и крестьянской земли в разных областях страны было разным, но в среднем колебалось от 1 : 1 до 1 : 3 в пользу помещика.
Государственные крестьяне были феодально-зависимыми от государства. Большинство государственных крестьян находилось на оброке, они также платили подушную подать. Для улучшения положения государственных крестьян в 1837—1841 гг. под руководством министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. В результате реформы были несколько расширены крестьянские наделы, крестьянам разрешалась аренда государственных земель; они могли брать кредиты в банке; были разработаны условия переселения крестьян на новые места — прежде всего в южные и восточные окраины империи для освоения новых территорий. Важным элементом реформы было создание системы крестьянского самоуправления, а также сети сельских школ и медицинских пунктов. Крестьян стали учить новым приемам ведения сельского хозяйства, информировали об улучшенных породах скота и растениях. Результатом реформы стал рост крестьянских хозяйств, и государственные крестьяне более активно, чем раньше, стали покупать землю. В целом положение государственных крестьян было более благополучным, чем помещичьих.
Удельные крестьяне принадлежали членам царской семьи. Подавляющее их большинство находилось на оброке, который в 1830 г. был заменен поземельным сбором. Кроме того, они облагались подушной податью.
Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья — тягло, на которое возлагались различные повинности. В тягло записывали мужчин в возрасте от 17 до 55 лет и женщин — от замужества до 50 лет.
Важнейшими видами крестьянских повинностей были барщина, преобладавшая в черноземных губерниях, и оброк, более распространенный в нечерноземном центре. Барщинное и оброчное хозяйства имели свою специфику.
Экономический смысл барщинного хозяйства заключался прежде всего в том, что крестьяне гарантированно обеспечивали барское хозяйство бесплатными рабочими руками. Крестьяне были заняты на барщине в среднем четыре-пять дней в неделю. Степень хозяйственной самостоятельности крестьян на барщине была значительно ниже, чем крестьян на оброке.
Экономический смысл оброчной системы был другим. Здесь доход извлекался из всей суммы хозяйственной деятельности крестьян, важнейшими из которых были отхожие промыслы (работа на мануфактурах, фабриках, в ремесленных артелях), торговля и пр. Оброчные крестьяне, заплатив оброк, могли по своему усмотрению распоряжаться остававшейся у них суммой. Они были более самостоятельны в своей хозяйственной деятельности, чем крестьяне барщинные.
Однако в целом и оброчное и барщинное хозяйство не имели действительно значительных внутренних возможностей к росту. Отсутствие положительной динамики в развитии земледелия наглядно иллюстрирует уровень урожайности: в начале XIX в. средняя урожайность зерновых составляла сам-3,5, а в середине века — сам-3,6.
Основным тормозом в развитии аграрного сектора, таким образом, была сама крепостная система.
В первой половине XIX в. в правящих кругах Российской империи все активнее стал подниматься вопрос о необходимости отмены крепостного права. Пришло понимание того, что крепостное право — это зло, такая позиция была характерна только для наиболее образованных людей страны. Подавляющее же большинство рядовых помещиков выступало резко против отмены крепостного права.
Тем не менее на протяжении всей первой половины XIX в. государственная власть периодически издавала указы, направленные на смягчение крепостного состояния крестьян. В 1803 г. был принят известный указ о свободных хлебопашцах, давший возможность помещикам освобождать своих крепостных за выкуп на обоюдовыгодных условиях. В период с 1807 по 1819 г. крепостное право было отменено в западных районах Российской империи: в Варшавском герцогстве, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниях. В 1833 г. помещикам запретили продавать крестьян с публичного торга, в 1841 г. — продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам запретили покупать крестьян. В 1844 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли, в ‘ 1847 г. крепостным предоставили право выкупа на свободу с землей при продаже имения помещика за долги.
Реформа 1861 г. и ее последствия Наконец, в 1861 г. была проведена великая аграрная реформа — отмена крепостного права. Важнейшим положением реформы было упразднение личной зависимости крестьян. Бывшие крепостные теперь записывались в разряд свободных сельских обывателей, могли владеть и распоряжаться имуществом, в том числе и землей, получали свободу хозяйственной деятельности и передвижения.
Исключительно важным был вопрос о крестьянских наделах.
Свой земельный надел крестьяне должны были выкупить у помещика. Величина выкупа равнялась денежной сумме, приносящей доход в размере прежней суммы оброка, как если бы эта сумма была бы положена в банк под 6% годовых (обычная для того времени ставка процента).
Лишь немногие из крестьян могли выкупить свой надел сразу, большинство же не имели достаточных капиталов. В этом случае крестьяне должны были выплатить помещику сразу только 20%, а далее посредником между крестьянами и помещикам становилось правительство, которое и выплачивало помещику остальные 80% выкупной суммы. Крестьяне же должны были выплачивать свой долг правительству в течение 49 лет.
До тех пор пока они не выкупали свой надел, они считались временно обязанными и должны были выполнять определенные повинности на помещика.
Однако многие крестьяне не спешили с выкупом своих наделов и не стремились к переменам. Правительству это не нравилось, и в 1881 г. было объявлено, что с 1883 г. выкуп становится обязательным, а временно обязанное состояние прекращается. В реальности наделы были выкуплены к 1895 г., а взимание с крестьян выкупных платежей в пользу правительства было прекращено только в 1905 г.
Реформа 1861 г. сыграла важную роль в первоначальном накоплении капитала. В результате ее в России был создан рынок наемного труда (4 млн крестьян освободились без земли). Другим важным следствием реформы стала мобилизация капитала — крестьяне заплатили за землю к 1906 г. больше, чем земля стоила до реформы. Таким образом, реформа создала два необходимых условия для развития капиталистического производства.
В пореформенный период развитие сельского хозяйства в целом по стране ускорилось. В наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли, владельческих земель. Частными владельцами выступали представители всех слоев российского общества, землю могли приобретать и иностранцы. Основной тенденцией в движении земельной собственности было то, что наиболее активно покупали землю крестьяне, а продавали — дворяне. Это свидетельствовало о перестройке сельского хозяйства страны на капиталистический лад.
Для сельскохозяйственного производства, организованного на частных землях, было характерно стремление использовать наемную силу, применять усовершенствованные орудия и машины, удобрения, в том числе и искусственные, производить продукцию на рынок. Таким образом, в массе своей это были хозяйства, развивающиеся по фермерскому пути.
Тенденции в развитии российской промышленности
В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими. Преобладала мелкая промышленность, представленная домашней промышленностью и ремеслом. Домашняя промышленность, т.е. обработка сырья, произведенного в своем хозяйстве, была более характерна для крестьянского хозяйства: льнопрядение, обработка шерсти, валяние сукна оставались типичными занятиями и мужчин, и женщин в русских деревнях. Свое доминирующее значение домашняя промышленность сохраняла вплоть до середины XIX в.
Ремесло было более присуще городам. В первой половине XIX в. помещики широко практиковали отдачу в обучение городским ремесленникам своих крепостных, обыкновенно детей дворовых. Наибольшим успехом пользовались ремесла башмачное, портное, кулинарное, фельдшерское, кучерское, бронзовое, клавикордное. Обученные ремеслу крепостные приносили потом своему помещику значительный доход.
Крупная промышленность начала XIX в. представлена мануфактурами, которых было около 2 тыс. Мануфактура работала прежде всего на высшие классы и казну, удовлетворяла спрос государства на железо, цветные металлы, пушки, ружья, снаряды, сукно, холст, парусное полотно, бумагу, канаты и веревки. Значительную часть продукции мануфактур потреблял город: шерсть, шелк, стек по, фаянс, фарфор, бумагу, сахар, соль, водку. Лишь скромная часть мануфактурной продукции шла в деревню — соль, водка, платки и ленты, некоторые виды металлических изделий и металл в виде полуфабриката — для деревенских кузнецов.
В первой половине XIX в. было два ведущих центра крупной промышленности. Урал — центр металлургии и Московский регион, где была сконцентрирована обрабатывающая и текстильная промышленность.
Роль Санкт-Петербурга как промышленного центра в начале XIX в. была невелика, однако она быстро возрастала Постепенно Санкт-Петербург становится центром российского машиностроения.
В целом в середине XIX в., несмотря на начавшийся в 1830-40-е годы промышленный переворот, в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве.
Уже в первое десятилетие после реформы 1861 г. заметно ускорились темпы развития промышленности.
Железнодорожное строительство, особенно усилившееся с 1870-х годов, стимулировало быстрый рост всех отраслей крупной промышленности, в частности черной металлургии и машиностроения.
В промышленность активно вкладывались иностранные капиталы. В конце века по объему инвестиций на первом месте была Франция, далее следовали Великобритания, Германия и Бельгия. Иностранный капитал во многом определил развитие машиностроения, металлургической и электротехнической отраслей промышленности.
Быстро развивалась легкая промышленность, в которой было занято более половины всех рабочих. Ускорились темпы развития черной металлургии: в конце XIX в. по выплавке чугуна Россия занимала четвертое место в мире после США, Англии и Германии.
Темпы промышленного развития страны в пореформенный период были крайне неравномерны: подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами. Так, конец 1870-х годов был неудачным, но с конца 1880-х начался промышленный подъем, продолжавшийся до конца 1890-х.
Российский экспорт и импорт Транспорт
В первой половине века внутренняя торговля осуществлялась преимущественно в виде ярмарок. Самой крупной была Нижегородская (Макарьевская) ярмарка, обороты которой были свыше 100 млн руб. в год. у ярмарочной торговли, характерной для феодального способа производства, имелись существенные недостатки: частая порча товаров из-за невозможности обеспечить правильное хранение, потери времени продавца и покупателя, резкие колебания цен на одни и те же товары на разных ярмарках.
В области внешней торговли государственная политика в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства. Смена курса происходила раз в пять— десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце s&Kdi-протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному внешнеторговому курсу менялись и ввозные пошлины, колебавшиеся от 15 до 200% и более.
В первой половине XIX в. Россия активно ввозила красители, сахар, вино. Важнейшей статьей ввоза был хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая также везли жемчуг, шелк и хлопчатобумажные ткани; с середины века ткани ввозить перестали. В целом с Востока в Россию шло сырье и разнообразные предметы потребления, в том числе и предметы роскоши. С Запада также везли предметы потребления, машины и оборудование. В течение всего XIX в. эта статья ввоза возрастала.
Российский экспорт был ориентирован почти исключительно на западные страны и составлял 90% общей суммы экспорта. Доля российского экспорта на Восток была значительно скромнее — около 10%. Это были сырье и промышленные изделия, стоимость которых давала 60% общей всей стоимости экспорта в восточные страны.
Конкурентами России на мировом хлебном рынке в конце XIX в. были США, Австралия и Канада, но сколь-нибудь серьезно потеснить Россию они не смогли. Более негативно складывались отношения России с Германией. С 1880-х годов немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 г. они увеличились в пять раз. В ответ на это Россия ввела почти запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В первой половине 1890-х годов таможенная война между этими странами становится особенно напряженной.
В целом в структуре российского экспорта доля сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% стоимости всего российского экспорта, а готовые изделия — около 5%. Степень участия России в мировой торговле на протяжении всего XIX в. оставалась практически неизменной: страна обеспечивала 4% мирового товарооборота.
Исторически первым видом транспорта в России, имеющим экономическое значение, был водный. К началу XIX в. в стране имелось порядка десяти каналов, что было явно недостаточно для быстрого развития народного хозяйства. Начало пароходного сообщения в России относится к дореформенному периоду: первый пароход был построен в 1813 г. В 1843 г. была разрешена свобода пароходства по всем рекам.
Важнейшим видом транспорта был гужевой, который, однако, был малоудобен, так как время перевозок товаров по грунтовым дорогам ограничивалось почти исключительно зимой и летом; весна же и осень из-за распутицы на дорогах почти полностью исключались. Шоссейные дороги строились в России крайне медленно и были сосредоточены главным образом вокруг трех городов — Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.
Железнодорожное строительство началось в России в 1830-е годы. В 1838 г. была построена первая в стране железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, но она не имела большого экономического значения. В 1851 г. была построена дорога Москва—Петербург. В середине века протяженность железнодорожных линий составила около 1500 км.
В 1870-е была открыта сеть линий, соединившая Москву и Черноземный центр. В 1890-е особый размах железнодорожное строительство приобрело на окраинах империи — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Самые высокие темпы строительства железнодорожного полотна были в 1895-1900 гг. По этому показателю Россия превосходила практически все другие страны мира. Однако по густоте сети Россия по-прежнему значительно отставала от передовых стран: на 1 тыс. км2 приходилось 1,5 км железнодорожных линий, в Англии — 106 км.
Финансовые реформы XIX в.
Финансовое положение России и ее налоговая система претерпели существенные изменения на протяжении XIX в. Тенденции в целом были положительными.
В начале столетия стали возникать мелкие частные городские банки. В 1812 г. был создан Государственный коммерческий банк, задачами которого были прием вкладов на хранение под проценты, перевод денег, выдача ссуд под товары. Однако денежная система страны не была стабильной, курс бумажного рубля падал, золотые и серебряные деньги уходили из обращения. Важнейшей причиной этого были значительные расходы государства, превышавшие поступления в два раза. Для поддержания курса бумажных ассигнаций правительство стало взимать налоги и недоимки именно ассигнациями, с помощью ассигнаций же должны были осуществляться все платежи между частными лицами. Эти меры оказались недостаточно эффективны, несмотря на все усилия Министерства финансов (созданного в 1802 г.).
Тем не менее к некоторым из идей Сперанского вернулись при Николае I, когда Министерство финансов возглавил Е.Ф. Канкрин, занимавший этот пост в 1823—1844 гг. Более жестко стал проводиться режим экономии государственных средств, снижались траты на государственный аппарат, содержание двора и даже армию и флот. Вводились новые косвенные налоги — гербовый сбор, акцизы на табак, повысились ввозные таможенные пошлины. Увеличилась сумма прямых налогов. Все это давало непллохой доход в бюджет, способствуя снижению его дефицитности. Канкрин создал новую форму внутреннего государственного займа, выпустив в 1831 г. в обращение билеты Государственного казначейства номиналом 250 руб. ассигнациями, приносившие их владельцам 4% годовых.
Кроме того, в 1839 г. началось осуществление денежной реформы, известной как реформа Канкрина. В ходе ее были выпущены новые кредитные билеты, свободно обменивающиеся на серебряные деньги, а старые ассигнации изъяты из обращения. Свободный размен продолжался недолго — до 1851 г., но в целом реформа Канкрина в определенной степени стабилизировала денежную систему страны.
Основные преобразования в финансовой сфере и налогообложении были осуществлены в пореформенный период (после отмены крепостного права). В 1862 г. была проведена бюджетная реформа, результатом которой явилась значительно более детальная, чем раньше, роспись доходов и расходов в государственном бюджете, создание системы государственного контроля за финансами ведомств, в том числе рассмотрение финансовых смет на будущий год и проверки годовых отчетов об исполнении государственного бюджета данным ведомством. В 1860-е также были начаты преобразования в налогообложении: винные откупа заменили акцизом на вино, и благодаря этому сразу же стали расти питейные доходы казны. В 1880-е г. министр финансов Н.Х. Бунге провел податные <налоговые) реформы: были отменены соляной налог, подушная подать, снижен размер крестьянского выкупа. Одновременно был повышен государственный земельный налог, преобразовано торгово-промышленное обложение, возросли акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины, были введены новые косвенные налоги (квартирный, на страхование, на передвижение пассажиров и грузов). Доходы от косвенных налогов росли быстрее, чем от налогов прямых.