Что способствовало развитию на урале тяжелого машиностроения
Машиностроение
Отличительные особенности машиностроения Среднего Урала — высокий удельный вес металлоемкого тяжелого машиностроения, высокий уровень заводской и территориальной концентрации, преобладание универсальных предприятий с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Главная роль принадлежит четырем подотраслям: тяжелому машиностроению, на долю которого приходится около 34% всей машиностроительной продукции, электротехническому машиностроению (около 23%), транспортному машиностроению (19%), нефтегазовому и химическому машиностроению (11%).
Факторами, способствовавшими развитию тяжелого машиностроения, стали наличие большого количества черных металлов и потребность металлургической, горнодобывающей, энергетической промышленности в машинах и оборудовании. Все машиностроительные гиганты, построенные в годы индустриализации, ориентировались не только на удовлетворение нужд собственной, уральской промышленности, но и на потребности других регионов СССР.
Основным предприятием, не имевшим себе равных в отрасли по производству горно-шахтного и металлургического оборудования, до конца 80-х годов был Уралмашзавод (Екатеринбург). Это типичный пример универсального предприятия, где кроме механических, сборочных цехов имеются мощные металлургические цехи, объем продукции которых можно приравнять к Верх-Исетскому заводу, а инструмента он изготавливает столько же, сколько Свердловский инструментальный завод. Дочерние филиалы у завода есть в городе Верхняя Пышма и в поселке Буланаш. Для Уралмашзавода характерна предметная специализация. Здесь изготовляют установки непрерывной разливки стали, прокатное оборудование, оборудование доменных печей, буровые установки, в том числе для сверхглубокого бурения, шагающие экскаваторы. И это далеко не полный перечень продукции завода-гиганта. Часто завод работал над единичными, уникальными образцами, больше не повторяющимися.
Горно-шахтное оборудование производится также на Карпинском машиностроительном заводе, который был организован в годы войны на месте медеплавильного завода. Его продукция — буровые установки для открытых месторождений, зарядно-доставочные машины — работают на многих месторождениях с открытой разработкой полезных ископаемых как в России, так и за ее пределами. В объединение горно-шахтного машиностроения входит Артемовский машиностроительный завод. Он производит мощные вентиляторы для горно-рудной, металлургической промышленности и метрополитенов, ленточные конвейеры для открытых карьеров. Производством запасных частей и ремонтом горного оборудования занимается Первоуральский завод по ремонту горного оборудования.
Сеть машиностроительных предприятий, специализирующихся на производстве энергетического и электротехнического оборудования, возглавляют такие гиганты, как Уралэлектротяжмаш и Турбомоторный завод (Екатеринбург).
Уралэлектротяжмаш выпускает тяжелое оборудование, например, гидрогенераторы массой 1 240—1 400 т и высотой с четырехэтажное здание. Для отправки такого гидрогенератора на Усть-Илимскую ГЭС потребовался состав из 75 железнодорожных вагонов. Производятся также высоковольтные выключатели, трансформаторы для преобразовательной техники, мощные вертикальные электродвигатели для насосов и синхронных компенсаторов, масляные выключатели с автономным приводом, которые необходимы для сверхдальних ЛЭП.
Машиностроение Урала
Вы будете перенаправлены на Автор24
Машиностроение Урала
Уральский машиностроительный комплекс занимает лидирующие позиции в Уральском экономическом районе, состоящем из семи субъектов федерации. В состав машиностроительного комплекса входит около 150 предприятий, охватывающих все виды промышленности.
В данном регионе неплохо развиты тяжелое машиностроение, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное, тракторное, энергетическое. Так же активно развивается станкостроение, энергетическое машиностроение и приборостроение.
В данном регионе большая часть машиностроения металлоёмкая, поэтому здесь очень тесная связь с металлургией.
Стоит особо выделить заводы тяжелого машиностроения (Уралмаш, Бузулукский), чьи центры расположены в Екатеринбурге.
Так же достойны внимания химическое машиностроение (Уралхиммаш), производство электротехнического оборудования (Уралэлектротяжмаш).
Широко распространено транспортное машиностроение (производство автомобилей в Ижевске).
Характерные черты машиностроительного комплекса Урала:
Основные направления развития машиностроения Урала:
Уралхиммаш
Завод расположенный в Екатеринбурге и занимающийся выпуском продукции для нефтеперерабатывающих, химической, нефтехимической промышленности.
Постройка и запуск завода были запланированы на 1932 год, но в 1931 году активно ведущаяся стройка была заморожена, так как ответственные за постройку лица были арестованы за расточение средств. Новый запуск был перенесен на 1942 год. В те годы сюда был эвакуирован эшелон «Большевик». Строительство продолжилось одновременно с запуском первого производства. Вскоре были возведены первые цехи. В декабре 1941 заработала первая станция мощностью 5600 кВатт.
Готовые работы на аналогичную тему
Параллельно с выпуском оборудования для заводов, цеха выпускали военные минометы.
В настоящее время завод занимается выпуском продукции для нефтяной и химической промышленности, а также для газоперерабатывающих отраслей. Основным акционером предприятия является Газпромбанк. По результатам экспертизы Уралхиммаш был признан надежным предприятием для предпринимательской деятельности как в России, так и за рубежом.
Уралэлектротяжмаш
Продукция данного предприятия обеспечивает работу всего транспорта Екатеринбурга. Данное предприятие считается одним из крупнейших поставщиков электротехнической продукции в России.
Началось строительство завода в 1932 году, и же в 1934 предприятие заработало. В 1939 году завод разделился на «Трубопроводный завод» и «Уралэлектроаппарат».
В военные годы, как и большинство заводов, Уралэлектротяжмаш занимался производством военной техники. В цехах данного завода выпускались реактивные минометы Катюша.
С 1935 по 1960 года на заводе был освоен выпуск: сталеплавильных дуговых печей, трансформаторов, маломасляных выключателей.
С 2001 года Уралэлектротяжмаш входит в состав компании Энергомаш, являющейся лидером отечественного машиностроения, а с 2006 присоединен к Уралгидромаш.
На сегодняшний день предприятие выпускает более 2000 наименований продукции в год, как для России, так и для зарубежных стран.
Бузулукский завод тяжелого машиностроения
Завод специализируется на выпуске буровой техники, доменного оборудования, прокатного оборудования, сталеплавильного оборудования, машины для обслуживания электролизеров и т.п.
История завода начинается в 1922 году, уже тогда завод располагал литейным, кузнечным, монтажным цехами. С 1947 года завод занялся выпуском первых буровых установок.
Благодаря тесному сотрудничеству с институтами «Гипроуглеавтоматика», «Гипромашобогащени» и др., начался активный переход от станков канатно-ударного типа к более высокоэффективным станкам, огненного типа.
В 1999 году Бузулуктяжмаш был удостоен почетной грамоты, за огромный вклад в развитие добычи угля открытым способом.
ИжАвто
В 1966 году завод выпустил первый автомобиль – Москвич-408.
С 1967 по 1971 года были запущенны собственные производственные линии, такие как сварочные аппараты, установки для окрашивания, конвейеры и др.
В семидесятых годах завод выпускал первые и единственные легковые автомобили с кузовом хэтчбэк.
В 1997 году отметился резкий спад производства, но ситуацию спас дефолт 1998 года, в результате чего предприятие удалось реанимировать, под руководством нового начальника группы СОК, в состав которой вошел Ижмаш.
В 2005 году выпуск автомобиля марки Иж прекратилось, после чего завод занялся выпуском модели Спектра, корейской компании KIA Motors Corporation.
В 2006 году завод принялся выпускать Киа Рио второго поколения.
В 2009 году компания СОК продала Ижавто, после чего контроль над предприятием получили представители Сбербанка России, которые в свою очередь обвинили СОК в продаже активов предприятия. После долгих судебных разбирательств, начальники СОКа были объявлены в розыск.
В 2009 году работа предприятия была остановлена, в связи с сложным экономическим положением. В этом же году предприятие было признано банкротом.
В 2010 году работа предприятия была расконсервирована, и с конвейера вновь сходили автомобили ВАЗ и Иж.
Главным держателем завода являлся Сбербанк, но в 2011 году он перепродал долг предприятия «Ростехнологиям». А те в свою очередь планировали выпуск линейки Ниссан.
В 2011 году завод вновь был признан банкротом. Чуть позже в этом же году с завода были выпушены Лада2107, а также ограниченный выпуск Киа Соренто и Киа Спектра.
В 2012 году альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» запланировал вложить не малые средства для возрождения завода, и в этом же году с конвейера сошли первые машины Лада Гранта.
Машиностроение Урала
Машиностроительные отрасли Урала
На территории Урала хорошо развивается тяжёлое машиностроение, отрасли транспорта, сельского хозяйства, а также энергетика и тракторостроение. В том числе, на хорошем счету пребывает производство станков и различных приборов. На Урале множество предприятий является металлоемкими, и здесь плотная взаимосвязь машиностроения с металлургической отраслью.
Особую роль в промышленности Урала играют заводы тяжёлого машиностроения: Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, а также Уралхиммаш. В том числе, не последнюю роль играет химическое машиностроение, а также изготовление электрооборудования. Прекрасно развивается транспортное машиностроение, изготавливая автомобили. Особенными чертами машиностроения Урала являются:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Ключевыми ориентирами развития машиностроительной отрасли Урала является:
Уральский завод химического машиностроения
Данный завод является изготовителем различного оборудования для многих отраслей промышленности. К данным отраслям, в первую очередь можно отнести газоперерабатывающую, нефтяную, химическую, нефтехимическую отрасли. Уралхиммаш располагается в городе Екатеринбург. Запуск Уралхиммаша планировался в 1934 году, однако, по ряду технических и политических обстоятельств, строительство было приостановлено, из расчёта запуска завода в 1942 году.
В 1941 году на Урал был эвакуирован завод «Большевик» из Киева в полной комплектации. Строительные работы по возведению завода, и размещение завода «Большевик» происходили параллельно, и к окончанию 1941 года был произведён запуск первой электрической станции, мощность которой составляла 5,6 мегаватт.
В 1942 году окончилось возведение сборочного цеха миномётов, был запущен инструментальный цех, а также возведены бараки для работников завода. 23 февраля 1942 года считается днём рождения Уральского завода химического машиностроения.
С 2007 года Уральский завод химического машиностроения входит в крупнейший холдинг Российской Федерации «Объединённые машиностроительные заводы». Ключевым акционером публичного акционерного общества «Уралхиммаш» считается ПАО ОМЗ, а «Газпромбанк» является стратегическим партнёром завода.
Уральский завод химического машиностроения является надёжной и ответственной организацией не только в Российской Федерации, но и при работе с зарубежными партнёрами. Система менеджмента отвечает всем международным стандартам
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
ОАО «Уралэлектротяжмаш – Уралгидромаш»
Данный завод был запущен в 1934 году под названием «Уралэлектромашина». Завод неоднократно менял своё название, окончательно его изменив в 2006 году. Сегодня предприятие «Уралэлектротяжмаш» гарантирует работу практически всей транспортной составляющей Екатеринбурга. Оно является крупным производителем электротехнической продукции в Российской Федерации.
В 1941 году завод был переименован в «Уралэлектроаппарат», и в конце этого же года в его составе появились эвакуированные сотрудники и оборудование воронежского машиностроительного завода имени Коминтерна, электромеханического завода из Харькова, в том числе, двух заводов из Ленинграда «Электросила» и «Электроаппаратура». Быстрыми темпами началось освоение различной электротехнической продукции. Во время Великой Отечественной войны основной продукцией завода являлись минометы, снаряды для различной военной техники, а также саперные лопатки.
С 2001 года завод является одним из ведущих предприятий машиностроительный холдинга «Энергомаш». Сегодня основной выпускаемой продукцией завода является производство электротехнического оборудования, трансформаторов, а также высоковольтного оборудования. Ассортимент завода состоит из нескольких тысяч наименований продукции. Предприятие обеспечивает своей продукцией не только Россию, но и производить экспортные поставки во многое страны мира.
ИжАвто – Лада Ижевск
Автомобилестроительное предприятие «Лада Ижевск» располагается в городе Ижевск. «Лада Ижевск» считается дочерним предприятием АО «АВТОВАЗ». Ранее входило в состав оборонной организации «ИЖМАШ».
Первую продукцию завод «ИжАвто» произвёл в конце 1966 года. Это был автомобиль «Москвич-408». До 1971 года на заводе произошли большие изменения, он расширился, запустив собственные производственные и вспомогательные цеха. В начале 70-х годов прошлого столетия завод изготовил единственный в Советском Союзе автомобиль типа хэтчбек, Иж-2125 «Комби». Автомобиль пользовался огромной популярностью, и проектная мощность предприятия увеличилась до 200000 автомашин. На предприятии постоянно разрабатывались новые модели автомобилей. И в начале 1989 года предприятие произвело трехмиллионную машину.
С 1992 по 1998 год предприятие терпит убытки и уменьшает производство катастрофическими темпами. И лишь с 1999 года начинается подъём компании, когда акционером завода становиться финансово-промышленная группа «СОК». Произошла реанимация завода, и в 2003 году производство машин увеличилось в 8 раз.
В 2005 году завод производил всего лишь одну собственную модель «Иж-27175», однако завод начал плотное сотрудничество с компанией KIA Motors Corporation, и освоил производство KIA Spectra. В 2006 году началось производство KIA Rio, а 2007 год был ознаменован для завода началом выпуска KIA Sorento.
В 2009 году завод был объявлен банкротом. И лишь 2010 году возобновил деятельность, выпуская машины «ВАЗ» и «ИЖ» В 2011 году завод купила компания «Ростехнология». И в этом же году было объявлено новое банкротство компании. Возрождение завода началось в том же 2011 года, когда он попал в состав ОАО «АВТОВАЗ». И летом 2012 года началась реконструкция завода и переход на производство автомобилей «ЛАДА Гранта».
Первый автомобиль был произведён в конце весны 2014 года. С начала 2015 года начинается производство автомобиля серии «Веста». Первый автомобиль «Vesta» был произведён в начале осени 2015 года, после чего последовало расширение ассортимента и в производство пошли автомобили «LADA Vesta SW» и «LADA Vesta SW Cross» в 2017 году. А в 2018 году был освоен выпуск «LADA Vesta Cross». Сегодня «Лада Ижевск» является одним из крупнейших производителей автомобилей в Российской Федерации.
Промышленность Урала: отрасли, центры, развитие
Индустриальный комплекс Урала – один из самых мощных в стране. Это старопромышленный район, отличающийся высоким уровнем комплексного развития, исторически сложившейся, устойчивой производственной структурой.
Промышленные отрасли Урала
Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность.
Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.
История развития
Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.
В конце XVII — начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.
Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования: плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.
В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.
На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база.
Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.
Отрасли рыночной специализации промышленности
Ведущей отраслью рыночной специализации Урала является черная металлургия. Урал — основная металлургическая база России. Более 80% металла производят заводы и комбинаты — Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. Из старых реконструированных заводов наиболее значительны Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовской, Белоярский заводы. Заводы полного цикла работают частично на местных железных рудах, рудах КМА и соседнего Казахстана и на привозных коксующихся углях из Кузбасса.
На металлургических заводах в доменном и сталелитейном производстве как топливо широко используются природный и коксовый газы. Наличие в железных рудах Урала легирующих добавок позволяет выплавлять металл высокого качества. Кроме черных металлов в районе выплавляются и некоторые легирующие металлы — ванадий, титан, никель.
В Челябинске, Серове и на Чусовском заводе производятся ферросплавы. Отходы черной металлургии используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы.
Цветная металлургия
Общероссийское значение имеет цветная металлургия. К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. По выплавке меди району принадлежит одно из ведущих мест в стране. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральских гор.
Многие заводы построены до революции и в советский период были коренным образом реконструированы. Крупнейшие из них:
Были созданы новые предприятия:
Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту и суперфосфат.
Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. Основные центры алюминиевой промышленности: Каменск-Уральский и Краснотурьинск (Свердловская область). Значительное количество глинозема Урал поставляет в другие районы страны. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами.
Никелевая промышленность представлена Южноуральским комбинатом в Орске (Оренбургская область) и Уфалейским заводом (Челябинская область). Производство магния развито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском, Михайловске (Свердловская область).
Машиностроение и металлообработка
Отраслями рыночной специализации Урала являются также машиностроение и металлообработка. Среди них такие гиганты, как Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге (Уралмаш), Челябинский тракторный завод. Екатеринбургский электроаппаратный завод, Челябинский абразивный завод и ряд других. Реконструированы также старые заводы, в том числе Златоустовский инструментальный. Челябинский завод сельскохозяйственного машиностроения, Миасский завод и др.
Характерным для внутрирайонного размещения уральской машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности является образование четырех крупнейших центров:
В этих центрах сосредоточено свыше 70% мощностей всего уральского машиностроения. Свердловская область занимает ведущее место по развитию на Урале этой отрасли промышленности.
Большое развитие получило машиностроение Урала в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Оно поднялось на высокий уровень по структуре и по специализации, стало более квалифицированным. Возникли новые отрасли промышленности: автомобилестроение, моторостроение, производство шарикоподшипников, ряд отраслей электромашиностроения, энергетическое машиностроение и станкостроение. Значительно расширена инструментальная промышленность.
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение
В настоящее время ведущими отраслями являются тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Уральские заводы выпускают оборудование для металлургической и горнорудной промышленности, турбины, генераторы, железнодорожные вагоны, автомобили, трамваи, мотоциклы, автобусы, речные суда и т. д. Крупными центрами машиностроения стали Оренбург, Орск, Ижевск и Курган.
Химическая промышленность
Важная отрасль рыночной специализации — химическая промышленность. Ее главная продукция — минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стали также города, в которых развита металлургическая промышленность. Здесь на отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты.
Нефтеперерабатывающая промышленность
Нефтедобыча ведется в Башкортостане (Ишимбай и др.), Пермской и Оренбургской областях, нефтеперерабатывающая промышленность развита в Уфе, Стерлитамаке, Орске, Перми и Краснокамске. Создан новый крупный район по добыче и переработке газа в Оренбургской области.
Лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность
К отраслям рыночной специализации относится также лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность. Основные лесные богатства района находятся на севере, в пределах Пермской и Свердловской областей. Главные центры лесопиления — Ивдель, Пермь, Екатеринбург.
Получила развитие лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гидролизные заводы выпускают кормовые дрожжи, этиловый спирт, углекислоту. Лесохимические предприятия имеются в Косьве, Лобве, Ивделе. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске и др. Крупнейшие лесокомбинаты Урала: Тавдинский, Алапаевский, Нейво-Рудянский и Верхотурский. Создано производство древесноволокнистых и древесностружечных плит.
В межрайонном разделении общественного труда Урал выделяется также развитой промышленностью строительных материалов, которая работает на местном нерудном сырье. Цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске, Катав-Ивановске, Новотроицке, Еманжелинске и др. Урал — основной производитель асбеста и изделий из него, а также огнеупорного кирпича, облицовочных и других материалов. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.
Угольная и торфяная промышленность
Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. Из отраслей, дополняющих территориально-производственный комплекс Урала, следует назвать угольную и торфяную промышленность. Добываемые уголь и торф не покрывают потребностей района. Урал является крупным потребителем западно-сибирского газа и кузнецкого угля.
Легкая и пищевая промышленность
Большое внимание на Урале уделяется развитию легкой и пищевой промышленности, которая в сравнении с тяжелой промышленностью развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров широкого потребления и продуктов питания из других районов страны.
Для Уральской экономики характерной чертой является слабое развитие отраслей промышленности, работающих на потребителя, т. е. легкой и пищевой. Слабо развита и инфраструктура, особенно социальная. Поэтому основной проблемой реформирования экономики Урала являются структурная перестройка, социологизация, что так важно в условиях становления и развития рыночных отношений.
Военно-промышленный комплекс
На Урале в условиях тоталитарного режима сложился мощный военно-промышленный комплекс, который в настоящее время испытывает особенно большие трудности в связи с проводимой конверсией.
Вся современная экономика Урала испытывает глубокий кризис, резкий спад производства, особенно черная металлургия и машиностроение. Необходимы действенные меры по возрождению экономики Урала, реконструкции промышленных предприятий, что трудно решить без притока инвестиций, в том числе и зарубежных.
Экологическая проблема
Сложной проблемой является для Урала и экологическая проблема, особенно в Челябинской области, где проводились ядерные испытания и захоронения ядерных отходов.
Газопромышленный комплекс
На Урале сформировался и продолжает развиваться Оренбургский газопромышленный комплекс. Развитию Оренбургского газопромышленного комплекса способствовало его выгодное географическое положение на транспортных путях, связывающих центральные и восточные районы, а также наличие местных природных ресурсов — газового конденсата, железных и медных руд, углей. Вблизи комплекса выделяется по своему качеству Гайское месторождение медных руд.
В соседнем Орско-Халиловском промышленном районе сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительным комбинатом, нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, а также здесь имеются предприятия тяжелого машиностроения, станкостроения, электротехнического машиностроения, химической промышленности, получила развитие легкая и пищевая промышленность. Одновременно с ростом ведущих отраслей тяжелой промышленности росла и строительная индустрия. Район имеет мощную базу промышленности строительных материалов.
Оренбургское газоконденсатное месторождение считается самым крупным в европейской части России. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Состав газа представлен тяжелыми углеводородами. Помимо метана в нем имеется этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот. Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200—1800 м. Газовый конденсат высокого качества, содержит нафтеновые и ароматические углеводороды и насыщен сернистыми соединениями.
Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Уже в настоящее время здесь добывается 30 млрд. м 3 газа, а в перспективе его добыча возрастет до 45 млрд. м 3 в год. Главными потребителями оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам:
Построен газопровод от Оренбурга к западной границе, и оренбургский газ поступает в европейские страны.
В Оренбурге размещается крупное производство тяжелого органического синтеза. Создана мощная углеводородная сырьевая база для получения синтетического каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений; налажено производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки; построен газоперерабатывающий завод.
Оренбургский газ дает возможность для создания в районе мощной энергетической базы. Газ используется на Ириклинской и Оренбургской ГРЭС. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений, что позволит в перспективе создать здесь нефтяную промышленность.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Урала специализируется на производстве продуктов животноводства, зерна и картофеля. На северо-западе района, в Пермской области и Удмуртии преобладают посевы ржи, кормовых культур, льна и картофеля; животноводство имеет молочно-мясное направление. В Свердловской области сельское хозяйство имеет пригородный характер и специализируется на молочном животноводстве, производстве овощей и картофеля.
Наиболее развиты в сельскохозяйственном отношении южные районы Урала. Главной сельскохозяйственной культурой в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях и в Башкортостане является яровая пшеница, а животноводство имеет мясомолочную и овцеводческую специализацию. Эти регионы дают 90% всего производства товарного зерна Уральского района. Значительное место в южной части Урала занимают посевы проса, кукурузы на силос, ячменя и овощебахчевых культур.
Среди пород крупного рогатого скота преобладают высокопродуктивные курганская и тагильская. По надоям молока Урал выделяется среди восточных районов страны. В пригородных зонах на базе пищевых отходов развито свиноводство. На юге разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной козьей шерстью. Здесь сложился центр пухового козоводства и производства знаменитых оренбургских пуховых платков.
Транспорт и экономические связи
Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска.
Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идет дорога Серов — Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск — Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.
Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.
Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.
Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.
Территориальная организация хозяйства
Наиболее развитой промышленной республикой на Урале является Башкортостан. Главные отрасли промышленности Башкортостана — нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение (станкостроение, электротехника), химическая промышленность, производство синтетического каучука, пластических масс, смолы, минеральных удобрений, ядохимикатов и т. д. Выделяется республика своей черной и цветной металлургией. Важнейшими направлениями сельского хозяйства являются производство зерна, сахарной свеклы, картофеля и разведение молочного и мясного скота.
Столица республики Уфа — крупный промышленный и культурный центр. Здесь развиты нефтеперерабатывающая промышленность, производство резиновых изделий, искусственного волокна, синтетического спирта. Машиностроительные заводы производят оборудование для нефтяной промышленности, моторы для легковых машин, кабель, пишущие машинки и т. д. Развиты в городе легкая и пищевая отрасли промышленности. Уфа — важный центр науки и культуры.
Удмуртская Республика специализируется на нефтяной промышленности, добыче газа, машиностроении и металлообработке, качественной металлургии и лесной промышленности. Большое развитие получила легкая и пищевая промышленность (мясомолочное, льняное и кожевенно-обувное производство). Уделяется внимание развитию сложного и квалифицированного машиностроения и отраслям сферы услуг.
Сельское хозяйство Удмуртии специализируется на производстве зерновых (рожь, овес, пшеница) и технических культур (лен). Развиты также картофелеводство и животноводство мясомолочного направления.
Столица Удмуртии Ижевск — важнейший промышленный центр республики, специализирующийся на производстве высококачественного металла, сложном высококвалифицированном машиностроении, металлообрабатывающей промышленности. Здесь построен автомобильный завод, выпускающий малолитражные автомобили.
Свердловская область экономически наиболее развитая среди областей Урала. Рыночная специализация ее — черная и цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая промышленность и химия. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, выращивании яровой пшеницы, ржи, овощей, картофеля. Однако оно не удовлетворяет потребности населения продуктами питания.
Крупнейшим промышленным центром области является Екатеринбург. В городе сложился промышленный комплекс, в его составе металлоемкое машиностроение, приборостроение, металлообработка, цветная металлургия и химия. Получила развитие и легкая промышленность. В городе находится крупный камвольный комбинат. Крупнейшим же промышленным предприятием является «Уралмаш», производящий оборудование для металлургической промышленности, шагающие экскаваторы, мостовые конструкции и т. д.
Крупным промышленным центром области является Нижний Тагил с развитой черной металлургией, тяжелым машиностроением, химической промышленностью. Центром черной и цветной металлургии, энергетического машиностроения является Каменск-Уральский. На территории области много других промышленных городов, имеющих определенную специализацию, это — Первоуральск, Асбест, Ревда, Красноуральск, Краснотурьинск, Серов и др.
Значительную долю промышленной и сельскохозяйственной продукции Урала дает Челябинская область. Промышленность области специализируется на производстве черных и цветных (медная и цинковая) металлов, труб, производстве продукции машиностроения (тракторов, автомобилей, станков, горной техники, дорожных машин и т. д.). Развито производство строительных материалов.
Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых культур — пшеницы, ячменя, проса, животноводстве молочного направления и овцеводстве. В области два крупных промышленных центра — Челябинск и Магнитогорск. Отрасли специализации Челябинска — черная металлургия, машиностроение (производство тракторов, дорожных машин и т. д.). Вблизи г. Челябинска размещаются города угледобычи — Копейск, Коркино, Еманжелинск и центры цветной металлургии — Кыштым, Карабаш, Верхний Уфалей. Магнитогорск известен самым крупным в России металлургическим комбинатом и обслуживающими его предприятиями. Центром качественной металлургии является Златоуст, автомобилестроения — Миасс.
Пермская область несколько уступает Свердловской и Челябинской по объему промышленного производства, и структура промышленности здесь другая. Ведущее место занимают деревообрабатывающая промышленность и производство минеральных удобрений. Получила развитие нефтяная и нефтехимическая промышленность. Машиностроение Пермской области специализируется на производстве турбобуров, трубоукладчиков, рудничных электровозов, подъемных машин, мотоциклов, легковых автомобилей и т. д.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании серых хлебов — ржи, овса, ячменя, а также льна, картофеля. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Крупные промышленные центры области: Пермь — деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность, машиностроение и переработка нефти; Березняки и Соликамск — центры производства минеральных удобрений; Кизел — центр добычи угля; Краснокамск — центр целлюлозно-бумажной промышленности и нефтепереработки; Чусовой и Лысьва — центры металлургии.
В составе Пермской области выделен Коми-Пермяцкий автономный округ с центром Кудымкар. В округе ведущее место занимают деревообрабатывающая промышленность и лесохимия. Развит пушной промысел, а также сельское хозяйство — возделываются зерновые, лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление.
В Оренбургской области сложился крупнейший газопромышленный комплекс. Ведутся добыча газа и его переработка. Получила развитие и добыча нефти. Общероссийское значение имеют также черная и цветная металлургия, машиностроение, производящее оборудование для горной, металлургической, химической промышленности. Область занимает ведущее место на Урале по уровню развития отраслей пищевой промышленности — мясной, маслобойной, мукомольно-крупяной.
Оренбургская область — основная житница Урала. Она занимает ведущее место в районе и по поголовью крупного рогатого скота, овец и коз. Крупный промышленный центр Оренбург выделяется машиностроением, металлообработкой, легкой (шелковой и пуховязальной) и пищевой промышленностью. В области, так же как и в других областях Урала, имеются города с выраженной специализацией: Орск, Медногорск, Новотроицк, Гай, Халилово имеют развитую черную и цветную металлургию, тяжелое машиностроение. Киембаево выделяется производством изделий из асбеста. В Соль-Илецке добывается и обрабатывается соль.
Курганская область уступает другим областям Урала в экономическом развитии. Но и здесь сложился хозяйственный комплекс с развитым машиностроением, металлообработкой, химической и пищевой промышленностью.
Сельское хозяйство имеет ярко выраженное зерново-животноводческое направление. Выращивается яровая пшеница, разводится крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Развито и овцеводство. Крупный промышленный центр — Курган. Он выделяется производством сельскохозяйственных машин, автобусов, станков для деревообрабатывающей промышленности, предприятиями пищевой промышленности. Второй крупный город — Шадринск, где размещаются заводы: автоагрегатный, полиграфического оборудования, легкой и пищевой промышленности.