Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

Энеолит и Бронзовый век на территории Казахстана

Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть картинку Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Картинка про Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Поэтому авторы термина Энеолит назвали эту эпоху не Медный век, а Энеолит, так как на протяжении этой эпохи «одновременно применялись каменные и медные орудия труда». Но сам переход на медь позволил в следующем этапе усилить качество металлов.

Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень. В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.

В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган.

Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на территории Северного Казахстана.

Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть картинку Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Картинка про Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Она также была близка Терсекской культуре, которая была расположена географически рядом. Ботайская культура свое наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2 тысячелетиями до н.э.

Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Смотреть картинку Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Картинка про Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана. Фото Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

Автор открытия В.В. Зайберт. Было открыто более 20 поселений, относящихся к данной культуре. Поселение Ботай располагало богатым материалом и информацией. Оно просуществовало до XIV-XII вв. до н.э. Сохранились жилища позднего типа, но жилищ старого типа почти не осталось. На данный момент считается, что Ботай – это «археологическая культура энеолита, которая существовала в 3700-3100 годах до н. э. на северо-западе Казахстана (Акмолинская область, возле города Кокшетау)». Археологи и эксперты по одомашниванию лошади считают, что Ботай стал той точкой где началось одомашнивание лошади. По их оценкам это произошло около 5,5 тысяч лет назад. Причем, изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу. Позже лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло».

Несмотря на энеолит, основными материалами в Ботае была не медь, а камень, кость и глина. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую. При раскопках Ботая находили костяные элементы узды, застежки для пут, каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротики, копья, гарпуны, топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели, инструменты для обработки и шлифовки шкур, иглы, проколы и т.д.

Антропологически население Казахстана эпохи Неолита и Энеолита было протоевропиоидным. В Ботае доминировали кремнивые орудия труда, по большей части отщепы.

Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.

Бронзовая эпоха на территории Казахстана в основном представлена Андроновской культурой, которая датируется XVIII-XII вв. до н.э. Памятники Андроновской культуры были найдены в степях Южного Урала, Казахстана и Южной Сибири. На этой территории сложился единый для всех андроновцев «хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев». Андроновцы жили вдоль рек оседло в полуземлянках и в наземных бревенчатых хижинах. Их поселки всегда располагались в долинах рек, для более успешного ведения земледелия и скотоводства. В стаде андроновцев доминировали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, то Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Земледелие и скот у андроновцев были разделены. Скот пасся отдельно большую часть года. А зимой находился в загонах. Злаковые же культуры выращивались на приречных пойменных землях. Земледельческие инструменты были в основном из бронзы, но встречались и каменные. Охота, рыболовство и собирательство перестали играть большую роль в хозяйстве андроновцев.

Также стоит отметить, что одним из вариантов Андроновской культуры была Синташтинская культура. На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.). Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.

Наследниками андроновцев стали саки (скифы), жившие уже в железном веке.

Источник

Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

Казахстан в эпоху бронзы

Периодизация бронзового века

В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей пер­вобытной экономики. Ведущими отраслями хозяйства ста­новятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие.

Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литей­ная. Вспомогательными непроизводящими отраслями оста­вались охота, рыболовство, домашние ремёсла.

Дальнейший процесс развития древних людей способ­ствовал появлению более усовершенствованных орудий тру­да, предметов быта и т.п. Сравнительный анализ техники из­готовления изделий, архитектурных особенностей жилищ и надмогильных сооружений, погребальных обрядов, керами­ческих комплексов и т.п. позволил учёным выделить не­сколько вариантов в так называемой андроновской культурно-исторической общности

Первые попытки хронологии и периодизации памят­ников эпохи бронзы были сделаны М.П. Грязновым в 1930г. Он выделил три этапа: ранний, средний и поздний. Учёный считал, что в эпоху ранней бронзы Минусинские степи пред­ставляли собой окраины андроновской культуры, в которую входили степной Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. На втором этапе встречаются характерные для Казахстана бронзовые изделия.

В 1948 г. К.В. Сальников предложил более конкретную, трёхступенчатую периодизацию, разделив эпоху брон­зы на этапы: федоровский (18-16 вв. до н.э.); алакульский (15-12 вв. до н.э.); замараевский (12-8 вв. до н.э.).’

Целенаправленное и плановое археологическое исследование Центрального Казахстана связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Её организатором и руководителем был А. Маргулан.

Новую периодизацию и хронологию бронзового века предложил Г.Б. Зданович: развитый период: петровский этап (16-15 вв. до н.э.); алакульский этап (14-13 вв. до н.э.), амангельдинско-бишкульский этап (12-11 вв. до н.э.); позд­ний период: замараевский этап (11-10 вв. до н.э.), ильинскии этап (9-7 вв. до н.э.).

Последние археологические открытия предоставляют учёным дополнительные данные, позволяющие продолжить работу по совершенствованию и уточнению вопросов хро­нологии и периодизации памятников эпохи бронзы на тер­ритории Казахстана.

Главной отраслью хозяйства андроновцев являлось скотоводство. В эпоху бронзы численно увеличива­ется и качественно изменяется видовой состав домашнего стада: в нём преобладают лошади, овцы, козы. Разведению коров и верблюдов древние скотоводы уделяли меньше вни­мания. Археологические находки и петроглифы свидетель­ствуют об использовании лошади не только в качестве тяг­ловой силы, но и для верховой езды. Древнее скотоводство было экстенсивным. Оно пред­полагало освоение новых пастбищ и выведение пород скота, способных к тебенёвке (добыванию корма из-под снега). Учёные считают, что андроновцы вели оседлый образ до начала. 1 тыс. до н.э. В период поздней бронзы придомное пастушеское хозяйство переросло в яйлажное (полукочевое), при котором в сезонных перекочёвках принимали участие лишь мужчины и подростки, а женщины и дети оставались в ста­ционарных посёлках. Интенсивный рост поголовья скота приводит в отдельных регионах Казахстана к переходу от отгонного к кочевому скотоводству.

Наряду со скотоводством значительное развитие у андроновских племён получило мотыжное земледелие. Появ­ление новых видов орудий труда (бронзовых ножей, серпов, кос) способствовало расширению посевной площади, на ко­торой выращивали, в основном, пшеницу, просо и рожь. Отделение скотоводов от земледельцев явилось первым об­щественным разделением труда.

Развитие древней металлургии

Важную роль в развитии производительных сил в андроновском обществе играла древняя металлургия. История горного дела корнями уходит ещё в 3 тыс. до н.э., когда на горных выработках Жезказгана, Зыряновска, Акжала люди добывали медь, олово, золото. Восточный Казахстан считается одним из крупных металлургических центров Се­верной Азии и Восточной Европы.

Древние рудокопы разрабатывали окисленные руды с богатым содержанием меди и олова. Разраба­тывали рудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников и молотков из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором на повер­хности жилы или в забое, разводили костер, а когда порода нагревалась, поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молотками и кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаных мешках. Рядом с шахтой у воды добытую руду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы, мелкодробленую руду относили на поселения, где плави­ли в специальных плавильных печах.

Обнаруженные в Центральном Казахстане медепла­вильные комплексы делились на 2 типа: открытые (без по­стройки) и закрытые, когда под медеплавильной площадкой имелось прямоугольное помещение. К концу эпохи финаль­ной бронзы конструкции плавильных печей совершенству­ются, появляются двухсекционные мелкие восьмиобразные печи-плавильни.

Многочисленные находки орудий труда, предметов бы­ та, украшений и т.п. свидетельствуют о высоком мастерстве древних мастеров: оружейников, литейщиков, ювелиров.

Дальнейшее развитие получили домашние ремёсла, ткачество (изобрели примитивный ткацкий станок), пряде­ ние, вязание, изготовление одежды и обуви, домашней утва­ ри, гончарство. Для каждого из периодов бронзы были ха­ рактерны свои керамические изделия, которые делились на три типа. На раннем этапе изготавливались горшки с круг­ лым плечиком, одного размера, украшенные при помощи гребенчатого штампа лишь в верхней части сосуда. На сле­дующем этапе появляются горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Для позднего периода характерны горшки с прямым венчиком, шаровидным туловом, налепным валиком.

В большинстве случаев посуда изготавливалась лен­точным способом, вручную. Гончары не только украшали изделия, но и придавали орнаменту магический смысл. Так, налепной валик символизировал наполненность сосуда, гео­метрический рисунок должен был оберегать содержимое от «сглаза» и «порчи», узоры в виде свастики символизировали солнце.

В эпоху финальной бронзы преобладали жилища на­земного типа, которые специальными перегородками дели­лись на помещения, предназначенные для проживания, от­дельных семей.

Одно из наиболее известных поселений эпохи бронзы – Аркаим, которое учёные считают одним из древнейших го­родов в степях Евразии. Оно имело два ряда круговых оборони­тельных сооружений и делилось на несколько зон (жилую, производственную, общественную), связанных улицами, сходящимися на центральной площади.

Прогресс в первобытной экономике, достигнутый в эпоху бронзы, коренным образом повлиял на развитие об­щественных и семейно-брачных отношений. В социальной и военно-политической структурах появляются родоплеменные подразделения. В связи с повышением роли мужчины в хозяйственной и общественной жизни матриархальная родо-семейная община заменяется на патриархальную. Её основу составляла парная семья, сохранялась коллективная собст­венность на средства производства и продукты производст­ва, равенство всех взрослых членов в решении общих вопро­сов хозяйственной и общественной жизни, добровольность подчинения вождю. В период поздней бронзы, в связи с ук­реплением семейной собственности, начинается процесс раз­ложения первобытного строя.

Сопровождающий инвентарь включал бронзо­вые и медные изделия, керамические сосуды, амулеты –«обереги» из просверленных клыков мелких хищников, ра­ковины, пищу, иногда куски древесного угля и охры.

Некрополи эпохи финальной бронзы (мавзолеи Тагискена, Бегазы) свидетельствуют об усложнении религиозных представлений племён, создавших монументальные культо­вые сооружения.

Религия во многом определила и развитие искусства. Казахстан — один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Андроновцы поклонялись и совершали ритуал жерт­ воприношения солнцу, луне, звёздам, огню, духам-пок­ровителям. Жертвенное место (капище) располагалось неда­леко от поселений и было отделено от них естественной пре­градой (рекой, каменной грядой и т.д.). Оно представляло круг или овал из каменных плит, положенных плашмя.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур. Кроме тура встречается изображение домашнего быка. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.

Урочище Тамгалы-Тас (это отмеченные особым родовым знаком камни) расположено в 170км от Алматы. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки, которые можно без преувеличения сделать настоящим достоянием художественной галереи древности. Они являются воплощением нескольких периодов истории и содержат массу полезных для археологов материалов. Здесь было найдено более 4 тысяч рисунков, которые относятся еще к эпохе бронзы.

На обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можно разглядеть изображения различных божеств, выполненных металлическим чеканом. Это домашние животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что представляет собой ценную информацию о верованиях и занятиях наших предков.

Недалеко от ущелья можно найти захоронения, датированные эпохой бронзы и тесно связанные с появлением первых кочевников. Петроглифы Тамгалы-Тас являются ценным историческим сокровищем и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Источник

Хозяйство в эпоху бронзы. Общественный строй

1. Скотоводство

Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактриан.

Палеозоологи по найденным костям эпохи бронзы смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры:

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовье и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно выпатывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число овец и лошадей. В X-IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.

2. Земледелие

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешенным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшей каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

3. Металлургия

Основные приемущества бронзы по сравнению с медью:

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми.

Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане.

Разработка этих месторождений велась за IV-II в. до н.э.

Методы определения , добычи и сплава руды:

Например, путем литья — бронзовые кинжалы, наконечники стрел, копий, а путем ковки- шилья, иглы, скрепки для ремонта посуды.

Основные орудия горнякакаменные молоты и отбойники, ступки, песты, колотушки, терки, бронзовые кайла, деревянные и костяные лопаты, клинья, рудодробилки.

4 Ремесло

Основной орнамент керамических посуд — геометрический.

Основные типы керамической посуды:

Гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл:

5. Ювелирное искусство.

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тыс. до н. э. (XVI-XIV вв.). Они немногочисленны и в основном найдены в относительно богатых захоронениях:

Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской ГОЛОВЫ»

6. Ткачество

В андроновской семье могли делать все необходимое для жизни — прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, расшивая их узорами аппликацией и бисером. Уже был известен ткацкий станок и веретено. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных деталей от веретен в поселениях Атасу, Канай, Алексеевское. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, также использовали коноплю, дикий лен, крапиву.

Общественный строй

Природно-климатические условия Казахстана — малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Переход к кочевому скотоводству положило начало:

Андроновское общество не было однородным:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Что способствовало развитию металлургии бронзы на территории казахстана

Особенности эпохи бронзы.

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.
В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.
2) Строительство особого типа надгробных сооружений.
3) Своеобразный погребальный обряд.
4) Появление новых форм глиняной посуды.
5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *