Что способствовало развитию медицины в древнем китае

История Китайской Медицины

Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае

История традиционной китайской медицины ведет свой отсчет уже миллионы лет и истоки ее развития уходят корнями в первобытное общество. Первобытные люди исследовали большинство местных растений в поисках пищи и обнаружили, что определенные растения могут лечить болезни или облегчить боль. Методом проб и ошибок, основная форма китайской травяной медицины сложилась именно в Китае. Узнайте, Как поддерживать в теле правильный баланс между Инь Ян.

Медицинская наука является важной составной частью традиционной китайской культуры. На протяжении тысяч лет, традиционная медицинская наука сделала огромный вклад для китайской нации, и методы этой науки славятся своей очевидной эффективностью, уникальными процедурами, системными теориями и имеют в своем арсенале огромное количество данных. Она также внесла весомый вклад в систему здравоохранения и знаний во всех странах мира. Традиционная китайская медицина продолжает стремительно развиваться, опираясь на свой многовековой исторический опыт.

Первые открытия и разработки в области традиционной китайской медицины можно отнести к древним временам, в те времена само открытие и наблюдение, что некоторые продукты могут предотвратить болезнь или боль вооружило людей инструментом знаний в борьбе против природы. Это все является самым первым примером применения китайской медицины. Также в это же самое время, люди обнаружили, что боль можно облегчить прикладывая тепло к определенному участку при помощи подогретого камня или песка, который является источником тепла (прижигания). А также, пожалуй, как наиболее известная из всех методов, акупунктура возникла в те времена, когда люди обнаружили, используя камень для уменьшения боли, что стимуляция одной части тела приводит к положительному эффекту в других местах.

История традиционной китайской медицины

Традиционная китайская медицина имеет очень долгую историю. Считается, что традиционная китайская медицина существовала еще во времена легендарного Желтого императора, который правил Китаем с 2697 г. до н. э. до 2597 г. до н. э. Некоторые полагают, что именно Желтый император составил трактат, который называется Neijing Suwen (внутренний канон: основные вопросы). Другие историки считают, что этот трактат был сочинен, вероятно, разными авторами в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.). Внутренний Канон часто упоминался Чжан Чжунцзином (Zhang Zhongjing 150 г. – 219 г.) во времена правления восточной династии Хань (25 г. – 220 г.). Чжан Чжунцзин (Zhang Zhongjing 150 г. – 219 г.) считается одним из отцов традиционной китайской медицины. Несколько других знаменитых людей в десятилетия и века, последовавшие за этим, написали работы, которые описывают различные методы традиционной китайской медицины. Эти методы и сегодня практикуются фактически в том же виде, что и столетия назад. Многие из этих авторов также ссылаются на труд, который называется Великий канон.

Современное развитие и международное признание

Несмотря на такую долгую историю традиционной китайской медицины, многие представители современной медицинской науки называют ее методы в лучшем случае «альтернативной медициной». Такая позиция позволяет им, по крайней мере, выражать нейтральную точку зрения, хотя за ней, по всей видимости, скрывается скептицизм. С другой стороны, акупунктура получила гораздо более широкое распространение среди представителей медицины в самых разных странах мира. Известен даже такой случай: в армии США пробовали использовать методы цигун в целях избавления раненых солдат от последствий посттравматического синдрома.

Будущие исследования веществ, которые часто используются в традиционной китайской медицине, возможно, позволят сделать еще один шаг к тому, чтобы этот вид медицины встал еще прочнее на серьезную научную основу. В этой связи хочется отметить, что многие лекарства современной западной медицины, которые каждый из нас покупает в аптеке, во многих случаях имеют в своей основе вещества, являющиеся синтезированными версиями природных субстанций. Тех же самых, которые применяются в традиционной китайской медицине.

Более того, немецкий ученый и специалист по традиционной китайской медицине Манфред Поркерт, книга которого под названием «Теоретические основы традиционной китайской медицины: система соответствий» была опубликована в 1974 году издательством MIT Press, считает, что частично проблема неприятия методов традиционной китайской медицины западными медиками заключается в различиях техники познания на Западе и Востоке. На Западе основой познания служила почти всегда концепция причинно-следственной связи, которая подразумевает строго временные отношения (А было до В и стало причиной возникновения В). Что касается Востока, там в добавление к поиску причин и последствий также всегда применяли индуктивный метод, который также рассматривает пространственные отношения (А и В существуют в одно и то же время, хотя и в разных пространственных сферах; при этом они взаимосвязаны).

Источник

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае

Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае

Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае

Периодизация истории и врачевания

Философские основы китайской медицины

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют функции сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.

Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:

— осмотре кожи, глаз, слизистых и языка;

— определении общего состояния и настроения больного;

— выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;

— подробном опросе больного;

— давлении на активные точки.

Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь-Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса, со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Смотреть картинку Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Картинка про Что способствовало развитию медицины в древнем китае. Фото Что способствовало развитию медицины в древнем китае

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа-То. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ. Гиппократ и «гиппократов сборник»

В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:

1) царский период (VIII-VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;

2) период республики (510-31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, часто в сочетании с магическими заговорами.в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.)

В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц», они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества.таблица VIII гласит: Если человек причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

Согласно «Законам XII таблиц», «младенец (отличавшийся) исключительным уродством», должен быть лишен жизни. Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков. Первый акведук в столице республики г. Риме. Он доставлял в г. Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио.

Акведуки древнего Рима охранялись законом. За умышленную порчу налагали крупный штраф. В частные дома вода не подавалась (набирали с фонтанов). Римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу.

Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. В г. Риме были не только частные термы (плата, в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.

Начала организации медицинского дела

Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.

Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего- бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат (греч.Archagathos). Указ Юлия в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачамтак и местным жителям, обучавшимся медицине

Философские основы медицины древнего Рима

Говоря о «гибельно смешанном воздухе», который при вдыхании: несет в организм человека семена «болезни и смерти», Лукреций (представитель римского эпикуреизма) дал представление о миазматической концепции возникновения болезней. В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на видного греческого врача в Риме. Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат stagnatio (застоя твердых частиц в порах и каналах тела), а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям, Аоклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов.

Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах ираскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период империи и естественно-научного направления в медицине в целом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.)

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83-78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях и во всех родах войск. Каждая когорта имела, четырех врачей-хирургов; во флоте на каждом «военном корабле, было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Развитие медицинского дела

Развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров, которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофонт (I в. н. э.) — личный врач императора Клавдия. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства.

Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.

Закон строго определял права и обязанности учащихсяНаряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей.

Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности.

Развитие медицинских знаний

Цельс составил свое «практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем ва-летудинарии (для рабов)». Он подробно, изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии.

Плиний Старший. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII-XXVIII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII-XXXII. В книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в «четвертом колене». Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. о лекарственных растениях содержит систематическое описание 600 лекарственных растений.

О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты.

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. В процессе, родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования. Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте.

Источник

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Китайская традиционная медицина также уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ее теоретические положения успешно выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются уже в течение трех тысячелетий. Все это время китайская медицина впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась на основе самобытной китайской философии.

Надо сказать, что знания о строении человеческого тела начали накапливаться в Китае с глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших, что было связано с утверждением в стране конфуцианства в качестве официальной религии. Китайцы, как и другие древние народы, уподобляли человеческий организм миру в миниатюре, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

создается все многообразие материального мира, включая человека.

Эти воззрения древних китайских философов и составили теоретическую основу традиционной китайской медицины.

Врачи Древнего Китая оставили после себя богатейшее наследие, которое явилось основой для дальнейшего развития медицины.

Исторические хроники сохранили до наших дней имя легендарного китайского врачевателя и ученого Цинь Юэжэня, жившего примерно в 5 веке до н.э. и известного под псевдонимом Бянь Цио, что означает “Маленькая сорока”.

Одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая является представление о круговом движении крови.

Врачи древнего Китая пришли к этим выводам путем длительных наблюдений, эмпирическим путем, задолго до того, как в Европе в 1628 году В. Гарвей сформулировал научно обоснованную теорию кровообращения. Обследуя больного, они изучали пульс не менее, чем в 9 точках и различали 28 видов пульса. Из них основными считались 10: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный и постепенный.

Эмпирически врачи пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое выражение на периферии, т.е. по изменению пульса в нескольких точках можно определить, какой болезнью страдает человек.

Метод пульсовой диагностики, который благодаря Бянь Цио прочно вошел в практику врачевания, постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое стало вершиной диагностики в Древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в 10-томном “Трактате о пульсе”, относящемся к 3 веку до н.э. и написанным известным китайским врачом Ван Шухэ.

Другой характерной особенностью древней китайской медицины является чжень-дзю терапия, что означает иглоукалывание и прижигание. Метод иглоукалывания (акупунктуры) зародился в глубокой древности, когда было замечено, что уколы, порезы и ранения в некоторых точках человеческого тела приводят к исцелению от многих болезней.

Согласно науке об иглолечении, на теле человека насчитывается более 600 таких точек, в которых, в зависимости от вида болезней и места болевых ощущений, должно производиться накалывание.

Первый специальный трактат по иглоукалыванию назывался «Классический канон по иглотерапии и прижиганию»и был составлен в 265 году. Этот труд

был известен за пределами Китая уже в 5 веке и вплоть до 11 века оставался главным источником знаний в этой области. Он был иллюстрирован рисунками и моделями человеческого тела с нанесенными на них точками для уколов.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (как у иглы шприца), по которому, как полагали, движется начало “ян”. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния, но из кости, бамбука, а позднее и из металлов (бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали). В трактате описаны 9 разновидностей игл, которые применялись для лечения различных заболеваний.

Метод иглотерапии издавна применялся в сочетании с массажем и прижиганием, т.е. тепловым воздействием на “жизненные точки”. Лечебный эффект достигался прикладыванием особой пакли или тлеющих сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений, чаще всего полыни.

Искусство чжень-цзю передавалось в древнем Китае от учителя к ученику. Первым государственным заведением, где обучали традиционной медицине, была основанная в средние века Императорская медицинская школа. В ней было 20 учеников, 1 преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работало 20 мастеров, изготавливавших иглы.

Большое значение для преподавания имело создание двух бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост. На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы. Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась подкрашенной водой. Если ученик вводил иглу правильно, на поверхности фигуры появлялась вода.

Исторические хроники рассказывают о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цио и его ученики, применяя акупунктуру, прижигание и массаж.

В середине 1 тысячелетия н.э. метод чжень-цзю вышел за пределы Китая и стал распространяться сначала в различных государствах Азии, затем в Европе и Америке.

В России первое сообщение об иглоукалывании было сделано в 1828 году, а изучение и практическое применение этого метода началось с 1956 г. В 1980 г. ВОЗ было принято решение о признании иглоукалывания научно обоснованным методом и рекомендовано применять его в практике лечения различных заболеваний. Сегодня этот метод успешно используется в различных клиниках нашей страны.

Известно, что в 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея. Она состояла из 7 томов, в которых было дано описание 730 видов лекарственных растений, а учреждения, которые мы привыкли называть аптеками, в Древнем Китае уже были широко распространены.

Бянь Цио обладал уникальным даром предвидения исхода болезни. На основе многолетних практических наблюдений он выработал свою собственную теорию, в соответствии с которой различал шесть причин, которые препятствуют лечению и которые, если их своевременно не устранить, могут привести к плохому исходу. К таким причинам он относил:

• неправильный образ жизни

• погоню за деньгами

• неправильное питание и одежду

• слабость, делающую невозможным принятие лекарств

• пользование услугами жрецов в то время, когда необходима помощь врача.

Бянь Цио был непревзойденным мастером своей профессии. В Китае его имя пользуется огромным почетом, а в родной провинции в честь этого великого врача возведен храм.

Однако далеко не все китайские врачи были так бескорыстны, как Бянь Цио. Вот что пишут историки : «Многие врачи в Китае не станут исследовать

больного, не получив вперед денег. День китайского врача начинается приемом больных у себя, а затем с 10 часов утра он отправляется на носилках с визитами к больным, которые на воротах своего дома выставляют карточку своего доктора, чтобы он скорее нашел их. Во время визита доктору подают чай и трубку табаку Он же исследует больного, если мужчина, то прямо лицом к лицу, а между врачом и женщиной устанавливается экран из бамбука.

Если больной знатный, то распознавание, предсказание и лечение пишутся на бумаге, что оплачивается особо, а у всех прочих только делаются словесные наставления.

Носильщики оплачиваются особо. Доктор не делает второго визита, если о том не просят. Если выздоровление не наступает тотчас, приглашают другого врача и так далее до тех пор, пока не истощится терпение, а тогда уже обращаются к божеству. «

Одной из характерных особенностей китайской медицины было ее профилактическое направление. Настоящим врачом китайцы считали не того, кто лечит заболевшего, а того, кто предупреждает заболевание. Для этого в Древнем Китае использовался массаж, лечебная и дыхательная гимнастика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *