Что способствовало расцвету медицины в арабском халифате в период средневековья

Назовите основные достижения древнеримского врача К.Галена

+1. Основоположник экспериментальной анатомии и физиологии

+2. Терапевт и хирург

+4. Врач-философ, познающий природу

+6. Указал на то, что нужно извлечь лекарственное начало из природного сырья

Определите ошибки в трудах древнеримского врача К.Галена по анатомии и физиологии

+1. Кровь может беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды

+3. Существует «душевная пневма» – в мозге, «жизненная пневма» – в сердце и «естественная пневма» – в печени

+4. Нервы несут «душевную силу», печень дает крови «естественную силу», пульс возникает под действием «пульсирующей силы»

ТЕМА 5. Медицина в период раннего и развитого Средневековья (V-XIV вв.)

Что было характерно для медицины и фармации в Византии?

+1. Приюты для больных путников при христианских монастырях

+3. Деятельность врачей-энциклопедистов

+5. Развитие больничного дела

Какая религия оказала основополагающее влияние на развитие медицины и фармации в Арабском Халифате?

Что способствовало расцвету медицины и фармации в Арабском Халифате в период Средневековья?

+1. «Дома мудрости», библиотеки

+2. Могли трудиться ученые различных национальностей и религий

+4. Профессия врача считалась благословенной Аллахом

Какие больницы существовали в Арабском Халифате?

+1. Крупные больницы для населения, которые учреждались и финансировались халифами, мусульманскими деятелями

+3. Небольшие лечебницы, учреждались врачами и религиозными деятелями

+5. Военные лечебные учреждения, передвигались вместе с армией

Назовите основное достижение средневекового арабского врача Ибн ан-Нафиса

+2. Описал малый круг кровообращения

Назовите основные достижения фармации в Арабском Халифате

+1. В 754 г. в Багдаде была открыта первая в Мире аптека

+2. Готовили спиртовые вытяжки из лекарственных растений

+4. Для улучшения вкуса лекарств использовали тростниковый сахар

+6. Применение химических лекарств

Назовите основные достижения алхимиков Арабского Халифата

+4. Азотная и соляная кислоты

60. Определите вклад арабского ученого Джабир ибн Хайана (Гебера) в развитие фармации и медицины

+1. Разработал химические процессы прикладного характера

+2. Описал 3 субстанции, что в дальнейшем стало основой для их разделения на металлы, неметаллы и летучие вещества

+3. Усовершенствовал алхимические операции

+5. Изобрел дистиллятор

+6. Отец арабской алхимии

61. Определите вклад арабского ученого Ар-Рази (Разеса) в развитие медицины и фармации

+2. Изучал действие солей ртути на организм обезьяны

+3. Создал классификацию химических веществ, в которую вошли 3 класса: 1) землистые (минеральные); 2) растительные; 3) животные

–5. Написал первый том арабской фармакопеи

+6. Описал новые аппараты, проборы и химические процессы

62. Определите вклад арабского ученого Ибн Зохра (Авензоара) в развитие медицины и фармации

+1. Прославился как искусный хирург и анатом

+4. Описал операцию трахеотомии

+5. Высказал идею о необходимости испытаний ЛС на животных

+6. Описал некоторые типы опухолей

В каком городе в 754 г. появилась первая в Мире аптека?

Какая медицинская специальность получила наибольшее развитие в Арабском Халифате?

Определите вклад ученых Арабского Халифата в развитие офтальмологии

+1. Объяснили преломление лучей в средах глаза

+2. Были даны названия частям глаза (роговица, хрусталик и др.)

+5. Были изготовлены первые очки

Кто является автором знаменитого труда «Канон медицины»?

Назовите латинизированное имя известного средневекового врача Ибн Сины

Кого на арабоязычном Востоке называли аш-Шейх ар-Раис («глава ученых», «князь врачей»)?

Почему в период раннего и классического Средневековья в Западной Европе наблюдался упадок культуры и науки, господство темноты и невежества?

+1. Отсутствие государств

+2. Европейская цивилизация находилась в стадии становления

+5. Тормозящее влияние церкви

Что оказывало основополагающее влияние на развитие медицины в эпоху Средневековья в Западной Европе?

+2. Католическая церковь

В чем заключалось положительное влияние католической церкви на развитие медицины в Западной Европе в период Средневековья?

+2. Библия как источник медико-гигиенических знаний

+3. Священнослужители занимались алхимией

+4. Открытие шпиталей, аптек, приютов, богаделен

+5. Открытие медицинских факультетов при университетах

+6. Переписывание монахами книг

В чем заключалось отрицательное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Европе в период Средневековья?

+1. Схоластика и господство церковных догм

+3. Инквизиция (борьба с ересью, гонения на иноверцев, ведьм и др.)

+5. Запрещение вскрытия трупов

+6. Распространение ложных знаний и суеверий

Определите сущность средневековой схоластики

+1. Религиозная философия, основанная на церковных догматах

+2. Философия, основу которой составлял галенизм

+4. Заучивание трудов Галена, Гиппократа, Авиценны, Аристотеля

Что такое галенизм?

+1. Искаженное, одностороннее понимание учения Галена

+2. Основа средневековой схоластики

Кто подвергался преследованиям со стороны инквизиции?

+1. Ученые и врачи, которые стремились к осмыслению человеческой природы через собственные наблюдений и умозаключения

+2. Иноверцы (иудеи, мусульмане), среди которых были лекари, аптекари, алхимики

+4. Ведьмы, среди которых были женщины, которые знали повивальное дело, целебные свойства растений

Чем знаменита Салернская медицинская школа?

+1. Старейшая медицинская школа в средневековой Европе

+3. «Салернский кодекс здоровья»

+5. Она единственная в стране имела право присваивать звание врача и давать лицензию на медицинскую практику

Какой город в средневековой Европе называли «городом Гиппократа»?

78. Что первоначально означал термин «университет»?

+1. Объединение людей одной профессии

Какой язык считался в Средние века в Западной Европе «языком учености»?

80. Как преподавали медицину в средневековом университете?

+1. В прогрессивных университетах труп вскрывался 1 раз в 5 лет

+4. Лектор дословно читал книгу с кафедры, не изменяя ничего из написанного текста

+5. Наизусть заучивали тексты Галена, Гиппократа, Авиценны

+6. Принцип обучения «слушая и видя»

81. Какие факультеты обязательно имели средневековые университеты?

Что тормозило развитие научной анатомии в Средние века?

+1. Господство церковных догм и схоластики

+3. Запрещение церковью вскрытия трупов

Назовите наиболее популярный метод лечения в средневековой Европе, использовавшийся практически при всех заболеваниях

Какие функции сочетал в одном лице средневековый врач?

Что способствовало распространению массовых эпидемий инфекционных заболеваний в средневековой Европе?

+1. Порицание культа чистоты тела со стороны церкви (аскетизм)

+2. Отсутствие в городах канализации и водопроводов

+3. Отсутствие эффективных лекарств

+5. Крестовые походы

+6. Незнание истинных причин заболеваний

Какие инфекционные заболевания получили наибольшее распространение в средневековой Западной Европе?

87. «Черная смерть» – это …

+2. Эпидемия чумы в Западной Европе в XIV веке

Назовите средневекового врача и астролога, который участвовал в ликвидации эпидемий чумы в Западной Европе

Как поступали с прокаженными больными в Западной Европе в период Средневековья?

+1. Прокаженного больного при жизни отпевали в церкви

+3. Прокаженных изгоняли из общества, они жили в изоляции

+4. Для изоляции прокаженных открывали лазареты

+5. Прокаженные носили специальную одежду и колокольчики

Источник

ТЕМА РАБОТЫ Медицина в Арабских халифатах

Развитие медицинских знаний……………………………………………………..6

Список использованной литературы…………………………………………….14

Начиная из VII ст. на историческую арену выходят арабские народы. В течение почти пяти веков арабы господствуют в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и на Пиренейском полуострове. Под их власть перешли почти все торговые пути между Европой и Азией. В IX ст. арабские купцы торгуют с Китаем, Индией, Киевской Русью. Это способствовало распространению географических и этнографических сведений, развитию наук, особенно математики, астрономии, химии, медицины. Большое арабское государство, как известно из общей истории, просуществовало недолго, расколовшись на отдельные халифаты. Литературным языком для всех халифатов оставался арабский. Этим языком, так же как латынью на Западе, продолжали писать все основные научные труды. Поэтому в истории медицины под названием «арабская медицина» объединяются труды врачей-ученых разных народов Востока.

Исторической заслугой арабов является то, что они, завоевав Египет и страны Малой Азии, в которых глубокий корень имела культура античных греков и римлян, в своих научных трудах не только сохранили эти достижения, но и развили их. Арабские ученые усовершенствовали вычисление времени, определяли географические долготу и широту, учредили астрономические обсерватории, сложили каталог звезд. Много сделали арабские ученые для развития химии, они первые разработали основы лабораторной техники. Выдающийся ученый-энциклопедист из Хорезму Аль-Бируни (973-1048) на пять веков раньше от Коперника и Галилея доводил гелиоцентрическое строение мира. Математик и астроном Мухамед Аль-Хорезми был основателем алгебры. Ученый Аль-Джерб (Гебер) первым добыл азотную и серную кислоты, нитрат серебра, хлорид ртути. У арабов получили распространение бумажные рукописные книги вместо пергаментных, что значительно удешевило их.

Слово «халифат» происходит от арабского «халиф» — заместитель, наместник. Так называли правителя феодального арабо-мусульманского государства, которого считали заместителем (наместником) посланника аллаха Мохаммеда (а впоследствии и самого аллаха) в его духовной и политической власти над мусульманами.

В истории Халифата выделяют 3 периода.

Первый (632—750 гг.) — период арабских завоеваний, время правления первых 4 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа, Алия) и династии Омейядов (661—750 гг.).

В VII веке в результате первого этапа завоеваний в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.

В результате второго этапа завоеваний во времена династии Омейядов были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории он превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII—VIII веках столица Халифата располагалась в Дамаске, в VIII—X веках — в Багдаде.

В завоеванных странах насаждались арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Важно отметить, что при Омейядах к иноверцам (например, христианам) проявлялась значительная терпимость: уплачивая поземельную (харадж) и поголовную (джизийе) подать, они могли сохранять свою старую религию и принимали широкое участие в управлении государством, хозяйственной и научной жизни Халифата. В значительной степени это объяснялось тем, что многие народы, завоеванные арабами, стояли на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели.

Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX века) — время правления династии Аббасидов, пора расцвета многогранной культуры Халифата. Здесь необходимо отметить, что в буржуазной исторической науке эта культура обычно называется «арабской» или «арабо-мусульманской». Такой подход отрицает наличие самостоятельных культур народов средневекового Востока, покоренных в VII—VIII веках арабами (персов, таджиков, узбеков, туркмен и др.), равно как и национальной культуры самих арабов (т. е. арабской культуры как таковой).

Народы, вошедшие в состав Халифата, создали яркую высокоразвитую культуру, которая была арабоязычной: арабский язык на несколько веков стал для них языком политики и религии, культуры и науки; он способствовал усилению взаимных связей и влияний, росту рынка, развитию наук. На обширной территории Халифата не было единой однородной культуры одного народа — это была многообразная культура, которая вместе с национальными традициями унаследовала в Испании и Сицилии достижения римской культуры, в Западной Азии и Египте — византийской, на Среднем Востоке — дневнеперсидской культуры.

Расцвет средневековой арабоязычной культуры приходится на VIII—IX века. В последующие столетия она оказала большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки и Европы и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Как государственное образование Халифат, так же как Империя Александра Македонского и Римская Империя, оказался непрочным.

В Халифатах сложилась разносторонняя культура народов Востока, получившая название арабской.

Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток. Развитию книжного дела способствовало знакомство арабов с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса и производство которой было сразу же налажено арабами.

Именно арабы создали десятичную систему исчисления, положили начало алгебре и тригонометрии, научились определять географические широты и долготы, получили различные кислоты и спирт, которому дали название “алкоголь”.

Арабоязычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в Средиземноморье. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленны к периоду раннего средневековья.

Развитие медицинских знаний

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение 9 и 10 вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

В области теории болезни арабы развили древнегреческое учение о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, при лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был АЛЬ-РАЗИ (9 век), в европейской литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно

– когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд “Вместилище медицины” в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – “Медицинская книга” в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность – небольшой трактат “Об оспе и кори”, в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию ( т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Эта блистательная работа считается самым оригинальным трудом арабской медицинской литературы и даже сегодня она могла бы быть великолепным учебным пособием для студентов.

Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Современник Разеса в Каире Исаак бен-Солейман (830-920) был автором «Путеводителя в медицине»; этот труд был переведен на латинский язык и напечатан в Падуе в 1487 г. В ней детально описаны известные в те времена лихорадки и уроскопию, которой предоставляли в средние века большого диагностического значения. В «Путеводителе» подаются такие установки для врача: «Не пренебрегай посещением и лечением бедных; нет более благородного поступка, как это. Потешай пациентов обещанием выздоровления, даже если сам в это не веришь. Твои слова с таким уверением могут помочь силам природы. Объяви твой гонорар, когда болезнь находится в зените развития, потому что когда больной выздоровеет, то, будь определенный, что он забудет, чем он тебе обязан».

Одним из крупнейших ученых средневековья и наиболее выдающимся врачом в мировой истории был ИБН СИНА, известный в Европе под именем Авиценна. Имя у него было очень длинным и состояло из 13 слов (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина), а жизнь очень короткой – он прожил всего 57 лет.

Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом селении Афшана близ Бухары. Отец его был человеком образованным и состоятельным, служил сборщиком податей в Бухаре. По делам службы он бывал в селении Афшана, там построил себе дом и женился.

Когда Ибн Сине было 5 лет, семья переехала в Бухару, там он начал посещать мусульманскую школу, где изучал Коран и словесные науки. Очень рано проявил необычайные способности к наукам, которые не остались незамеченными. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец взял его из школы и дальше он продолжал заниматься с приходящими на дом учителями. Он изучал логику, математику, геометрию, астрономию, особенно усердно занимался философией. Учение шло очень успешно и в 16 лет Ибн Сина достиг вершины изучаемых им наук.

Медициной Ибн Сина заинтересовался с 15 лет. Он прочел труды своих предшественников, в том числе Гиппократа и Галена, после чего занялся врачебной практикой. Лечил он бесплатно и толпы больных собирались по утрам к его дому, чтобы получить совет и помощь. Вскоре он стал известным врачом.

Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 – на таджикском, многие из них – многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды – легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка – всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им “Канон врачебной науки” – выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

“Канон врачебной науки”. Для того, чтобы понять величие основного медицинского труда Ибн Сины, чтобы представить знания того времени, следует забыть многое из того, что мы знаем, Надо забыть о том, что земля круглая, что она вращается, что сердце гонит кровь по телу, что существует два круга кровообращения и многое, многое другое.

В те времена с врачами успешно конкурировали звездочеты и колдуны, гадалки и кликуши. Более того, многие врачи пользовались их средствами и приемами. Талисманы и гороскопы, магические заклинания и мистические поверья, заговоры и молитвы использовались вместо лекарств при лечении любых заболеваний.

Безоговорочно признавалось, что корень мандрагоры кричит по ночам человеческим голосом и исцеляет падучую (так тогда называли эпилепсию); все знали, что летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная – это самое лучшее средство против беременности; никто не сомневался, что судьба человека, его здоровье и возможность излечения в случае болезни зависит от расположения светил на небесном своде.

Астрология и кабаллистика, доставшиеся в наследство от Древнего Востока, обрели в средневековой Европе как бы вторую родину. Во многих европейских университетах были созданы кафедры астрологии. Средневековые правители содержали придворных астрологов (эта должность считалась почетной в придворных кругах). Врач, не следующий духу и букве астрологии, встречался так же редко, как священник, который сомневается в истинности веры и Священного писания.

В медицинских трудах описывалась связь пораженных органов и частей тела с движением определенных планет и расположением созвездий. Например, от Сатурна зависело состояние правого уха, селезенки, берцовых костей, плеча и мочевого пузыря; от Юпитера – состояние легких, печени и стоп; от Марса – левого уха, кровеносных сосудов, половых органов и т.д.

На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Таблетки считались наиболее действенными, если они были приготовлены во время наибольшего сближения Юпитера и Сатурна; прием слабительных средств считался противопоказанным, если Луна находится в созвездии Овна, Козерога или Тельца.

Надо только представить себе весь этот бред, весь этот клубок заблуждений,

чтобы понять величие “Канона”.

Ибн Сина начал писать “Канон” в 1000 г., а закончил в 1020 г., когда ему исполнилось 40 лет и уже был накоплен и врачебный, и жизненный опыт. Впервые “Канон” вышел в свет в 1473 г. в Венеции, издавался около 40 раз полностью и много раз в сокращенном виде. Наиболее полное издание вышло в свет в 1980 г. (к 1000-летию со дня рождения Ибн Сины). Перевод этого издания осуществлялся с самого древнего арабского подлинника 12 века, который насчитывает 1200 листов убористого текста.

Выдающийся врач Кордовского халифата Абу ль-Касим ал-Захрави (Abulcasis, 936— 1013 гг.) считается крупнейшим хирургом средневекового арабоязычного мира. В его труде «Китаб ал-Тасриф» описано более 150 хирургических инструментов, разработанных самим автором. Следуя положениям Корана, Абу ль-Касим не оперировал женщин, однако он дал четкое описание клинической картины внематочной беременности. Для лечения местных поражений кожи Абу ль-Касим предлагал прижигания. В этой области арабы достигли высокого искусства (рис. 6). Большое влияние на Абу ль-Касима оказали труды выдающегося византийского хирурга Павла Эгина. Трактат Абу ль-Касима многократно издавался в Европе в латинском переводе и на протяжении 5 столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес также Али ибн Иса (XI век), живший в Багдаде. Его книга «Меморандум для окулистов» несколько раз издавалась в Европе в латинском переводе. Влияние арабской школы в офтальмологии ощущалось вплоть до XVII века.

Изучая анатомию животных, сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис (1210—1288 или 1296 гг.), практиковавший в Каире, описал легочное и коронарное кровообращение. Он сделал это на 3 столетия раньше Мигеля Сервета (1509—1553 гг.) — испанского богослова, философа и врача, который первым в Европе описал малый круг кровообращения.

За составом ученых и организацией учебы особенно славилась медицинская школа в Корду. В X ст. в Корду был один миллион жителей, 900 общественных бань, 17 разных научных заведений, 70 библиотек, в которых хранилось 600 тысяч рукописей. Замечательные достопримечательности архитектуры мавританца, что частично сохранились в Корду, удивляют своим совершенством и в наше время. Среди многих ученых Кордовского халифата выделяется Авен-зоар (Абу-Мерван Ибн-Зохр, 1091-1162). Он критически относился к Галену, Авиценну, считал, что в практике нужно основываться не на авторитетах, а на собственном опыте. В эксперименте на животных Авензоар изучал трахеотомию, рекомендовал в случае необходимости использовать для искусственного питания зонд через пищевод, питательные клизмы.

Его учеником был Аверроес (Ибн-Рошд, 1126-1198), выдающийся математик, философ и врач. Он оставил трактат из 7 книг, в которых описал лихорадочные и глазные заболевания, доводил особенное значение для зрения ретины. В своих трудах он придерживался точки зрения о вечности материи и движения, потому на Востоке и Западе его считали еретиком. Жизнь Аверроеса подобно жизни Авиценны: он был на высоких административных должностях, но впоследствии и ему пришлось испытать тюрьму и бедность.

Заслуживают внимание научных трудов Ибн-аль-Катиба (1313- 1374), который во время эпидемии чумы в 1348 г. настойчиво доводил, вопреки многим противникам, контагиозность ее. «Как свидетельствуют многолетние наблюдения, – писал он, – распространяется она в результате прямого контакта с больным. Спрашивают, как мы можем принять теорию заражения, когда религия отрицает это. На это я отвечаю: перенесение в результате столкновения доказано опытом, наблюдениями и другими достоверными фактами. Реальность заражения становится очевидной, когда убеждаются, что достаточно столкнуться с больным, чтобы заболеть, и наоборот, изоляция дает вам защиту от нее. Болезнь передается не только в результате столкновения, но и одеждой, посудой и даже серьгами из ушей больной». Такой взгляд на пути распространения чумы и других эпидемических заболеваний находим лишь через 200 лет в трудах итальянского ученого Фракасторо.

Джабраил ибн Бахтишу третий в знаменитой династии Бахтишу (или Бактишуа), был одним из известнейших врачей Халифата. В 765 г. он излечил от тяжелой болезни желудка халифа Мансура (754—775 гг.) — выдающегося государственного деятеля, и халиф назначил его, врача-христианина, главой врачей столицы Халифата — Багдада.

К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, Кордове — около 50. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Одной из самых крупных была больница «Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Среди медиков обоего пола существовала специализация по отраслям медицинских знаний.

Бытующее в Европе представление, что женщины-мусульманки не принимали участия в жизни общества, далеко от истины: в Халифате женщины были воинами, поэтами, врачами. Во время военных походов женщины-врачи сопровождали воинов и ухаживали за ранеными. При Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в области женских болезней обладали сестра некоего Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери; они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа Мансура.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела. Наряду с этим имеются сведения, что отдельные врачи занимались

вскрытиями. Так, Иоанн ибн Масавейх из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813—833 гг.), и 2 его преемника занимались вивисекцией животных.

В развитие отдельных областей анатомии и хирургии врачи-мусульмане внесли существенный вклад (рис. 5). Так, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965 — 1039 гг.), исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление лучей в его средах и дал названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз, которые предложил использовать при чтении в пожилом возрасте. Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес также Али ибн Иса (XI век), живший в Багдаде. Его книга «Меморандум для окулистов» несколько раз издавалась в Европе в латинском переводе. Влияние арабской школы в офтальмологии ощущалось вплоть до XVII века.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер)(Рис.1) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех Аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестно.

Таким образом, врачи средневекового Востока, как в период Византийской империи, так в особенности в период Арабских Халифатов, не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.

Список используемой литературы

1.Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востокаклассической древности)// Вузовская книга.2004.

2.Сорокина Т.С. История медицины//Академия.2008.

3.Алышева Т.К. Медицина: традиции Востока и современность//Медицина.Москва.2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *