Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения римской империи какие
Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи?
Обсуждение вопроса:
Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.
Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.
— Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);
— Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.
— Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.
— Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.
— В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.
— Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.
Что способствовало распространению христианства? Кто входил в первые христианские общины?
На самых ранних стадиях общины состояли главным образом из евреев, отколовшихся от мейнстримовского иудаизма. В дальнейшем в неё стали входить и вчерашние язычники, большая часть из которых были из низших, угнетаемых слоёв населения, хотя имелись, конечно, и выдающиеся умы среди прозелитов.
Распространение христианства в Римской империи
Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.
В христианской общине можно было заметит различие между особыми ревнителями веры, «совершенными» христианами, и множеством непосвященных. От «совершенных» христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.
Большинство состояло из оглашенных, т. е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его «отлучали» от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между «совершенными» и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной двери.
Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство
Начало истории Церкви и распространение христианства в І–ІІІ веке
Римская империя как место возникновения и жизни ранней Церкви
Начало евангельской проповеди хронологически почти совпало с началом римской империи, огромного государственного образования, охватывавшего практически весь цивилизованный мир. Ранняя Христианская Церковь возникла, жила и распространялась главным образом на территории Римской империи.
Римская империя была создана Октавианом Августом (63 год до P. X. – 14 год no P. X.) в 27 году до P. X. Просуществовала она около пяти столетий (с 27 по 476 год), хотя вполне правомерно говорить и о пятнадцати столетиях Римской империи (до 1453 года), поскольку Византийская империя, Восточная римская империя, явилась ее прямым продолжением, наследницей.
Успех Октавиана Августа определялся не только предшествующей политикой Юлия Цезаря, но и единством культур народов, их общим мировоззрением, греческим языком. Корни римской империи уходят в империю Александра Македонского (356–323), объединившего земли от Адриатики до Китая. Фанатик эллинской культуры, Александр стремился поделиться ей со всем миром. И хотя империя Александра не пережила своего создателя, эллинизм пережил его на тысячу лет. Спустя 300 лет после смерти Апександра осколки его империи объединил Октавиан Август.
Древние церковные писатели считали провиденциальным тот факт, что пришествие в мир Иисуса Христа и рождение Церкви исторически почти совпали с появлением римской империи. Действительно, если бы Иудея не была вовлечена в политический и культурный контекст жизни империи, проповедь апостолов едва ли была услышана на таком огромном географическом пространстве так быстро, и могла ограничиться территорией Ближнего Востока – Передней Азии и Египта. Глобализация первых веков благоприятствовала Христианству.
Внешние условия распространения христианства
Адольф Гарнак выделял такие внешние факторы, которые способствовали быстрому распространению христианства в римской империи 7 :
1) эллинизация, объединившая Восток и Запад в области языка и воззрений;
2) политическое единство народов империи, факт единой монархии порождал представление о небесной монархии и создавал условия для образования единой Вселенской Церкви;
3) хорошие дороги, регулярное сообщение, исправно работающая почта, способствовавшие обмену вещей и идей;
5) постепенная демократизация римского общества, уравнение римских граждан и провинциалов, улучшение положения рабов;
6) религиозная толерантность, терпимость римлян к другим политеистическим религиям.
7) общинная форма жизни, существование ряда общественных организаций.
Необходимо также отметить, что римлян, обладавших живой религиозностью, не удовлетворял привычный языческий культ, имевший формальный характер. Такие люди стремились приобщиться к таинственным восточным культам.
Так что не случайно священные книги христиан были написаны на греческом языке, а апостол Павел так стремился в центр империи, Рим, откуда его могли услышать во всех концах Вселенной. Вместе с тем, ряд этих положительных факторов мог обращаться и против самого христианства, когда государство решалось на его преследование.
Внутренние условия распространения Христианства
К внутренним факторам, способствовавшим христианской миссии, можно отнести
1) распространение в империи сирийских и персидских религий, которые имели некоторые общие черты с Христианством и подготовили сознание язычников к новой религии, пришедшей с Востока;
2) религиозный (религиозно-философский) синкретизм, уходящий корнями в эпоху Александра Македонского и возраставший благодаря культурному обмену, который стал возможен в многообразной по национальному и культурному составу, но политически единой империи (следует заметить, что синкретизм из союзника Христианства скоро превратился в противника, породив гностицизм, манихейство);
3) интерес язычников империи к религиозной философии, презиравшей плоть, телесность, имевшей возвышенное представление о Боге, искавшей Откровения, спасения от мира, плоти и смерти;
3) возникший в среде интеллектуальной языческой элиты философский монотеизм, а также представление о единстве человеческого рода и о едином нравственном законе;
4) обращенность христианской проповеди к бедным и обездоленным (т. е. к самым широким слоям населения) и сам характер этой проповеди как проповеди любви;
5) широкое распространение иудейства и знакомство с ним многих язычников.
Значение иудейства в деле христианской миссии
Хотя иудеи и выступили против христиан одними из первых, но само Христианство многим обязано именно им. Первоначально христианская проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Таково было указание Иисуса Христа. Поэтому первые проповедники шли именно туда, где проживали группы иудеев, шли в города.
Христианской проповеди во многом помогала предшествующая иудейская проповедь, которая в языческом окружении главный акцент делала не на обрядах, а на вере в Единого Бога и на Его заповедях, на монотеизме и нравственных требованиях. Иудеи рассеяния обладали переводом Библии на греческий язык, Септуагинтой. Иудеи рассеяния были оторваны от храма с его жертвами, они обращали внимание на духовную сторону своей религии. Иудейство вне Иудеи стало своеобразной философской религией. В империи иудеи жили, главным образом, в городах. Поэтому и Христианство первоначально было именно религией городов.
Однако иудеи не занимались активной проповедью и прозелитизмом: иудейство не стремилось выйти за национальные границы, а прозелитизм был в римской империи и вовсе вне закона. Активная миссия стала отличительной чертой христианской религии, все больше приобретавшей универсальные черты.
Рождение Церкви в Пятидесятницу. Первые гонения со стороны иудеев
После Вознесения Христа количество Его учеников было незначительным. В 1Кор. 15:6 упоминается 500 человек, которым Он явился в Галилее. Согласно Деяниям, в Иерусалиме число уверовавших вместе с апостолами было 120 человек ( Деян. 1:13–16 ). В Иерусалиме на место Иуды был избран Матфий. Через десять дней после Вознесения на апостолов сошел Святой Дух. Этот день принято считать днем рождения Церкви. Робкие и запуганные ученики превратились в бесстрашных проповедников. Проповедь апостола Петра в Пятидесятницу приобщила к Церкви 3 000 человек. Через некоторое время после второй проповеди апостола Петра о Воскресении число верующих возросло до 5 000 ( Деян. 4:4 ).
Первая община пребывала в учении апостолов, общении, преломлении хлеба (вероятно, имеется в виду Евхаристия) и молитвах ( Деян. 2:42 ). Дух любви и единения последователей Христа проявился в общении имуществ. В связи с увеличением общины возникла необходимость в людях, которые бы помогали апостолам и служили при столах. С этой целью было избрано 7 человек, которых стали называть диаконами.
Первые последователи Христа были из числа иудеев. Среди иудеев были так называемые эллинисты, иудеи рассеяния, для которых храм и храмовые жертвы не являлись безусловно необходимыми. В духе эллинистов мыслил Стефан, один из семи диаконов. Он открыто высказал мысль о том, что храм и еврейские обычаи с пришествием Христа теряют свое значение. Иудеи побили Стефана камнями, и он стал первомучеником. При побиении присутствовал Савл, будущий апостол Павел, который сторожил одежды убийц Стефана.
Иудео-христиане и языко-христиане. Апостольский собор в Иерусалиме
Позиция иудеев-эллинистов, которые принимали Христианство, способствовала началу проповеди среди язычников. Когда на последователей Стефана поднялось гонение, они оставили Иерусалим и начали проповедь среди представителей разных народов. Например, Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской ( Деян. 8 ), а апостол Петр – сотника Корнилия в Кесарии ( Деян. 10 ). Однако настоящим центром проповеди среди язычников стала Антиохия Сирийская, где Христианство преодолело границы иудейства. Именно в Антиохии ученики Христа стали называться христианами ( Деян. 11:26 ). Это прозвище им могли дать язычники. Все больше язычников становилось христианами. В результате этого, сформировались две группы христиан: христиане из язычников и христиане из иудеев.
Очень много для превращения Христианства в универсальную мировую религию сделал Савл, превратившийся в апостола Павла. После обращения Савл проповедовал в Дамаске, Тарсе. На апостольское служение его избрали в той же Антиохии. Оттуда он отправлялся и в свои апостольские путешествия, обращаясь с проповедью и к иудеям, и к язычникам.
Между иудео-христианами и языко-христианами в Антиохии произошел конфликт. Причиной конфликта стало различное отношение к храму и моисееву закону. Этот конфликт спровоцировали пришедшие из Иудеи, которые говорили о необходимости обрезания. Для разрешения спорных вопросов об отношении христиан к иудейским обычаям Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Это собрание апостолов и пресвитеров, произошедшее около 50 года, называют Апостольским собором. На нем было решено, что языко-христиане должны воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, блуда, а также не должны делать другим того, чего себе не хотят ( Деян. 15:29 ). Однако в самой общине Иерусалима, включавшей главным образом иудео-христиан, по-прежнему предпочитали следовать требованиям моисеева закона. Впрочем, даже приверженность закону не спасла апостола Иакова от расправы.
Гибель Иерусалима. Судьба иудеев
В 70 году исполнилось и пророчество Христа о разрушении Иерусалима. Ревнители Закона, зилоты, в 66 году начали восстание против римского владычества. Несколько человек в то время объявили себя мессиями. Иудеев усмирил Тит, сын императора Веспасиана, который захватил и разрушил город Иерусалим. Христианская община Иерусалима фактически перестала существовать, а вместе с гибелью храма и прекращением жертв иудео-христианские настроения в Церкви были изжиты.
После поражения иудеев их Синедрион переехал в прибрежный город Ямнию. Там был определен еврейский канон Священного Писания. Среди членов Синедриона особенно прославился рабби Акиба. В 85 году в синагогальный чин Синедрионом была внесена анафема на назарян и всех еретиков. Отделение христиан от иудеев стало важной задачей для иудеев.
В 132 году началось второе крупномасштабное восстание. Его возглавил Симеон Бар Кохба (Сын Звезды). Рабби Акиба признал в Симеоне мессию, Сына Звезды, о котором говорится в мессианском пророчестве из Книги Чисел. Так иудеи окончательно отвергли Иисуса как Христа, Мессию, Помазанника. В результате ужасных кровопролитных сражений восстание было подавлено в 135 году, а Иерусалим был разрушен вторично. Император Адриан выселил всех иудеев из их родины, а на месте Иерусалима основал новую римскую колонию, город Элия Капитолина.
В противостоянии христианам иудеи отвергли Септуагинту, занялись унификацией еврейского текста Библии. К X веку в результате этой работы появился так называемый Масоретский текст. Но еще раньше, в 140 году был сделан новый греческий перевод, перевод Акилы, который должен был заменить Септуагинту. Пути христианства и иудейства разошлись окончательно.
Христианская миссия и география распространения Христианства в І–ІІІ веке
Вплоть до XVI века происходило развитие так называемой миссионерской легенды – рассказов о том, как апостолы проповедовали Евангелие по всему миру. В каждой стране возникали свои истории о распространении Христианства от проповеди конкретного апостола. Например, жители Константинополя и Руси вели начало своего Христианства от апостола Андрея.
Вероятно, особый рост численности христиан пришелся на время после императора Марка Аврелия и в период с 260 до 303 год.
Родиной христианства является Палестина, население которой говорило на арамейском языке, наследии великой империи персов. Оттуда, благодаря общности языка, Христианство быстро проникло в Сирию, Финикию, Едессу. Также оно проникло в Киликию и на Кипр. В царстве Осроена со столицей в Едессе Христианство впервые стало государственной религией (около 200 года). Распространялось оно и в Италии, Риме, Северной Африке, Египте, на Балканском полуострове, у германских народов. Ко II веку проповедь дошла уже до Галлии и Испании, а крупнейшими центрами христиан были Ефес, Рим и Антиохия.
Наибольший успех миссия имела в Малой Азии, Фракии, Армении, Кипре, Едессе, где к IV веку христиане могли составлять около половины населения. В Сирии и Египте, Риме, Африке и Южной Испании в IV веке христиане составляли значительную часть населения и оказывали большое влияние на общественную жизнь. Небольшое распространение к IV веку получило Христианство в Палестине, Финикии, Аравии, в некоторых районах Греции и Италии.
Распространение Христианства среди различных слоев общества
С самого начала Христианство распространялось в первую очередь среди городского населения. В армии сторонников новой религии было традиционно немного, обнаруживаться среди военных они начали в конце II века. Известны мученики-воины. Среди христиан было и немало женщин. В евангельском рассказе женщины встречаются довольно часто. Именно женщины стали первыми вестницами Воскресения. Женщины были сотрудницами апостола Павла. Источники первых веков упоминают женщин-служительниц (диаконис).
Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века / А. Гарнак. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 42–46. К внешним условиям А. Гарнак относит также возникшее в единой империи философское представление о единстве человеческого рода, единстве прав и обязанностей; проникновение в империю восточных верований, сирийских и персидских; возросшее уважение к религиозной философии, искавшей Откровения.
См.: Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века. С. 31–36.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Таня Масян
Что способствовало распространению христианства? какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения? помогите пожалуйста)
Лучший ответ:
Мари Умняшка
Причины распространения христианства: глубокий кризис языческих культов, плохо приспособленных для объединения большой, многонациональной империи; не в пользу язычества говорила и стремительно слабеющая языческая мораль, так как римское общество одолевали безнравственность, разврат.
Самыми первыми христианами были обращенные в христианство евреи, впоследствии к ним стали примыкать греки и римляне из низших классов общества. На этом периоде своего распространения христианство было апокалиптической религией, возвещавшей о том, что конец света придет в ближайшее время, и на место безнравственной, рабовладельческой Римской империи придет справедливое Царство божие на Земле. Эти пророчества, как и рассказы о чудесах, давали надежду самым угнетённым слоям населения.
Наконец, на христианство обратили внимание высшие слои общества Римской империи. Император Константин легализовал христианство, и вскоре оно стало официальной религией Римской империи. Это новое, уже не пещерно-катакомбное, а формальное и имперское христианство стало новым способом придания легитимности власти императора: если в языческие утверждения о божественности императоров уже никто не верил, то в христианские проповеди о том, что император благословлен на правление Богом, народ стал верить.