Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы
Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы
В 15:11 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы?
Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы?
Запрет на пропаганду данных видов искусства.
Сочинение»мой любимый вид искусства»ФОТОИСКУССТВО?
Сочинение»мой любимый вид искусства»ФОТОИСКУССТВО.
Помогите написать не большое сочинение : )по искусству?
Помогите написать не большое сочинение : )
На тему «какой мне нравится вид искусства».
Классицизм главные виды искусства?
Классицизм главные виды искусства.
Назовите 12 видов искусства?
Назовите 12 видов искусства.
Тема : Искусство и власть Какие виды власти реализовывались в искусстве?
Тема : Искусство и власть Какие виды власти реализовывались в искусстве?
Из чего состоит дух?
Из чего состоит дух.
Какие виды искусства вы знаете?
Что значит «временные виды искусства?
» Что относится к пространственным видам?
Что общего они имеют с пластическим искусством?
Какие виды искусства участвуют в опере?
Какие виды искусства участвуют в опере?
Назовите виды жанра и искусства?
Назовите виды жанра и искусства.
1. Вид изобразительного искусства, в котором используются сухие материалы называется 2?
1. Вид изобразительного искусства, в котором используются сухие материалы называется 2.
Вид изобразительного искусства, в котором используются жидкие материалы называется 3.
«Птицу узнают в полете, а человека в работе» «Без охоты нет работы».
Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы
Подробное решение Параграфы § 16 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. В чём состояли особенности духовной жизни страны в 1920-е гг.?
1) власть поддерживала представителей нового искусства, которые попагандировали разрушение всего старого, революцию и в искусстве;
2) искусство стремились сделать доступным народу, вывести на улицу;
3) искусство воспело бытовые лишения времён Гражданской войны и периода восстановления, которые нужны были ради светлого будущего;
4) многие известные художники и поэты участвовали в создании плакатов, видя в этом свой долг перед революцией;
5) наглядная агитация вообще стала своего рода эмблемой новой эпохи, был разработан государственный план монументальной пропаганды
6) по всей стране воздвигались новые памятники – деятелям революции и марксизма.
Вопрос 02. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.
Ответ. Боровшиеся друг с другом направления, каждое из которых стремилось остаться единственным:
1) авангардизм выступал за новаторстве в искусстве, всевозможные эксперименты (именно сюда относиться музыка, которую в «12 стульях» играли на клистирах);
2) реализм стремился показывать традиционными методами жизнь такой, какая она есть, но, конечно, не отрицательные стороны социальной несправедливости (как это было до революции), а светлую жизнь, наступившую благодаря революции.
Вопрос 03. Расскажите о достижениях в различных областях искусства.
1) в архитектуре вырабатывался новый стиль общественных зданий (рабочих клубов, дворцов культуры и т. П.);
2) вырабатывался новый стиль жилых зданий (без архитектурных излишеств, с максимальной функциональностью всех элементов) – конструктивизм;
3) в искусстве создавался новый идеал борца-революционера;
4) новые фильмы были наполнены символами и новыми художествеными средствам воздействия на массы (например, «Броненосец Потёмкин» до сих пор считается шедевром кино, открывшим много нового в этом виде искусства).
Вопрос 04. Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?
Ответ. Считалось, что искусство должно служить революции, распространять в массах нужные идеи. Дореволюционное стремление «творить искусство ради искусства» было забыто. Теперь творец нёс такую ответственность перед историей за то, что пропагандировал, как и журналист или агитатор.
Вопрос 05. Расскажите о художественных объединениях 1920-х гг., о борьбе литературно-художественных группировок и о содержании этой борьбы.
Ответ. Многие поэты (Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский, художники Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) объединились в Левый фронт искусств (ЛЕФ). Заявляя о себе, как о приемниках футуризма, они требовали ниспровержения старых канонов искусства, само искусство они стремились сделать частью быта, повседневной жизни, стремились к тому, чтобы оно перестало быть отдельной, выделенной сферой человеческой деятельности. Для партийных функционеров ЛЕФ был радикален до непонятности. Они скорее склонялись к поддержке идейных противников ЛЕФа – Ассоциации художников революционной России (АХРР). В последнем объединении состояли в основном художники (А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др.), они осуждали стремление ЛЕФа ниспровергнуть все старое, опирались на традиции реализма, творчества передвижников. Характерно именно их соперничество. Обычно поэтам и художникам нечего делить, они работают в разных направлениях. Но в 1920-е годы в искусстве стремились установить единую идейную линию и сурово карать тех, кто от этой лини отклоняется. Стремились к этому сами творцы, деятели партии в то время вмешивались в их борьбу мало. Борьба велась через заявления, статьи, манифесты в публицистике. Идейных противников просто словесно клеймили, не стесняясь в выражениях. Все забыли про то, как до революции даже в одном виде искусства мирно уживалось сразу несколько абсолютно разных стилей.
Вопрос 06. Каково было отношение властей к радикальному искусству в 1920-е гг.?
Ответ. К радикальному искусству партия относилась умеренно отрицательно. Эксперименты в искусстве были мало понятны населению, настолько оказывались радикальными. Однако активно вмешиваться в борьбу между творческими объединениями и отдельными творцами (запрещать выпуск книг, постановки пьес и т. Д.) власти стали только к концу десятилетия с утверждением главенствующего положении И.В. Сталина во власти.
Вопрос 07. В чём состояла особенность спортивного движения в послереволюционное десятилетие?
Ответ. Физкультурное движение стало всеобъемлющим, так как призвано было готовить здоровых, сильных и выносливых бойцов будущей мировой революции. Физкультурная активность стала чертой идеального комсомольца, парады физкультурников стали обязательным атрибутом празднеств. При этом от участия в международных спортивных организациях, соответственно, соревнованиях революционная Россия была отстранена.
Что способствовало повышенному спросу на зрелищные виды искусства в революционные годы
Подробное решение Параграфы § 16 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. В чём состояли особенности духовной жизни страны в 1920-е гг.?
1) власть поддерживала представителей нового искусства, которые попагандировали разрушение всего старого, революцию и в искусстве;
2) искусство стремились сделать доступным народу, вывести на улицу;
3) искусство воспело бытовые лишения времён Гражданской войны и периода восстановления, которые нужны были ради светлого будущего;
4) многие известные художники и поэты участвовали в создании плакатов, видя в этом свой долг перед революцией;
5) наглядная агитация вообще стала своего рода эмблемой новой эпохи, был разработан государственный план монументальной пропаганды
6) по всей стране воздвигались новые памятники – деятелям революции и марксизма.
Вопрос 02. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.
Ответ. Боровшиеся друг с другом направления, каждое из которых стремилось остаться единственным:
1) авангардизм выступал за новаторстве в искусстве, всевозможные эксперименты (именно сюда относиться музыка, которую в «12 стульях» играли на клистирах);
2) реализм стремился показывать традиционными методами жизнь такой, какая она есть, но, конечно, не отрицательные стороны социальной несправедливости (как это было до революции), а светлую жизнь, наступившую благодаря революции.
Вопрос 03. Расскажите о достижениях в различных областях искусства.
1) в архитектуре вырабатывался новый стиль общественных зданий (рабочих клубов, дворцов культуры и т. П.);
2) вырабатывался новый стиль жилых зданий (без архитектурных излишеств, с максимальной функциональностью всех элементов) – конструктивизм;
3) в искусстве создавался новый идеал борца-революционера;
4) новые фильмы были наполнены символами и новыми художествеными средствам воздействия на массы (например, «Броненосец Потёмкин» до сих пор считается шедевром кино, открывшим много нового в этом виде искусства).
Вопрос 04. Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?
Ответ. Считалось, что искусство должно служить революции, распространять в массах нужные идеи. Дореволюционное стремление «творить искусство ради искусства» было забыто. Теперь творец нёс такую ответственность перед историей за то, что пропагандировал, как и журналист или агитатор.
Вопрос 05. Расскажите о художественных объединениях 1920-х гг., о борьбе литературно-художественных группировок и о содержании этой борьбы.
Ответ. Многие поэты (Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский, художники Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) объединились в Левый фронт искусств (ЛЕФ). Заявляя о себе, как о приемниках футуризма, они требовали ниспровержения старых канонов искусства, само искусство они стремились сделать частью быта, повседневной жизни, стремились к тому, чтобы оно перестало быть отдельной, выделенной сферой человеческой деятельности. Для партийных функционеров ЛЕФ был радикален до непонятности. Они скорее склонялись к поддержке идейных противников ЛЕФа – Ассоциации художников революционной России (АХРР). В последнем объединении состояли в основном художники (А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др.), они осуждали стремление ЛЕФа ниспровергнуть все старое, опирались на традиции реализма, творчества передвижников. Характерно именно их соперничество. Обычно поэтам и художникам нечего делить, они работают в разных направлениях. Но в 1920-е годы в искусстве стремились установить единую идейную линию и сурово карать тех, кто от этой лини отклоняется. Стремились к этому сами творцы, деятели партии в то время вмешивались в их борьбу мало. Борьба велась через заявления, статьи, манифесты в публицистике. Идейных противников просто словесно клеймили, не стесняясь в выражениях. Все забыли про то, как до революции даже в одном виде искусства мирно уживалось сразу несколько абсолютно разных стилей.
Вопрос 06. Каково было отношение властей к радикальному искусству в 1920-е гг.?
Ответ. К радикальному искусству партия относилась умеренно отрицательно. Эксперименты в искусстве были мало понятны населению, настолько оказывались радикальными. Однако активно вмешиваться в борьбу между творческими объединениями и отдельными творцами (запрещать выпуск книг, постановки пьес и т. Д.) власти стали только к концу десятилетия с утверждением главенствующего положении И.В. Сталина во власти.
Вопрос 07. В чём состояла особенность спортивного движения в послереволюционное десятилетие?
Ответ. Физкультурное движение стало всеобъемлющим, так как призвано было готовить здоровых, сильных и выносливых бойцов будущей мировой революции. Физкультурная активность стала чертой идеального комсомольца, парады физкультурников стали обязательным атрибутом празднеств. При этом от участия в международных спортивных организациях, соответственно, соревнованиях революционная Россия была отстранена.
Эволюция массовых зрелищ
1.2 Эволюция массовых зрелищ
Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище – одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах. Зрелищем была сама природа, ее красота, ее стихия. Человек торжественно поклонялся, всему, что казалось ему прекрасным и грозным. Он еще не умел занимать себя, создавать организованные зрелища. Древние греки и римляне положили начало таким видам зрелищ, как театральное представление, спортивные соревнования на стадионе, выступление сильных и ловких на арене цирка – ипподрома. Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе и массовые зрелища. У зрелища лишь один, важный среди многих теоретических и методических проблем, которые имеют существенное значение, критерий успеха. Когда определенный тип зрелища органично вписывается в какую-либо социокультурную ситуацию и, отвечая на реальные потребности времени и общества, начинает пользоваться спросом у зрителя. Другие, в большей степени искусственные проблемы, возникают тогда, когда зрелище не имеет успеха. Хотя, если зритель Римской империи восхищался боями гладиаторов, зритель эпохи Возрождения – публичными казнями, а зритель начала ХХ века новым зрелищем – стриптиз, можно сделать вывод, что именно эти зрелища и были актуальными.
С древнейших времен в народных обрядах, празднествах в полную силу проявлялся вольнолюбивых дух народа, царило карнавальное веселье, смех, сатира. В древних песнях «комоса», по словам М. Бахтина в скрытом, исторически и эстетически неразвернутом виде также содержались жизнеутверждение и отрицание, народность карнавального веселья и острота сатирического осмеяния. А если пойти еще дальше, то у истоков народных зрелищ нетрудно обнаружить «производственную» и «бытовую» обрядность. Различного рода зрелища и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они (как и празднества) являются первичной формой искусства, их появление было вызвано в первую очередь в потребности развития производства. Например, трудовые песни являлись составной частью самого производственного процесса, способствовали организации и упорядочению коллективных и индивидуальных ритмических движений (песни молотобойников, сеятелей). Трудовые обряды и игры, сопровождавшие и воспроизводившие трудовые процессы, еще не осознанные как искусство, объективно являлись им. В стремлении познать природу и воздействовать на нее древние люди «очеловечивают» явления действительности, и это находит отражение в обрядовых играх и представлениях. В них, с одной стороны, участвуют люди, с другой – олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать. По представлениям древних, изображение предмета, плясовое воспроизведение какого-то явления может «заменить» сам предмет, само явление, на которое надо воздействовать. Поэтому перед отправлением на охоту, рыбную ловлю, перед военным походом люди воспроизводили в подражательной пляске те моменты, которые считались важными для успешного завершения предпринятого дела. О магических представлениях древних людей свидетельствуют, в частности, многодневные «медвежьи» обрядовые празднества. Эти празднества включали в себя такие моменты, как стрельба из маленького лука в чучело медведя или борьба мальчика с «медведем» (ряженым).
Следующим периодом в истории развития массовых зрелищ являются празднества и представления Древней Греции и Рима. В третьем тысячелетии до нашей эры на острове Крит была создана высокая культура. Именно там археологами открыты первые в истории человечества особые сооружения – зрелищные площадки, предназначенные для народных празднеств и состязаний. Посвящались эти представления плодоносящим силам природы и сопровождались торжественными процессиями, песнями, танцами, спортивными состязаниями.
Представление о мире у древних греков, как и у других народов мира, было мифологическим. На смену богам-животным пришли очеловеченные божества. А вместе с этим изменились и формы почитания богов и героев. Большое распространение имели в Греции древнейшие весенние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными – над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, скотоводы – на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, обжорства и всяческой разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. В эту эпоху мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, несущие в себе элементы сценарной разработки, режиссуры, выдвигающие специальную категорию организаторов.
Ритуальную – с жертвоприношениями и процессией в честь Диониса;
Гражданскую – с общегородскими состязаниями в беге, борьбе, песнях и плясках;
Зрелищную – с выступлениями профессиональных мимов, жонглеров, клоунов.
Праздники Древней Греции – одни из первых образцов массового действа, в котором проявлялись такие специфические черты, как массовость, комплексность, зрелищность, игровой характер.
Совершенно иными выглядят праздники Древнего Рима, хотя своими корнями они уходят в греческие, так как эллины были ближайшими соседями древних римлян. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры в Древнем Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. На наш взгляд, наиболее существенным различием было качественное изменение сущности праздника. Если главным действующим лицом массовых зрелищ Древней Эллады был народ, то в Риме в массовых зрелищах под открытым небом народу отводилась более пассивная роль. Здесь уже не всеобщее массовое действо, в каком активно проявляли себя все афинские граждане, а чаще всего зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей. Именно с тех пор входит в праздничный обиход понятие «зрелище» как синоним понятия «праздник» [10, 11].
Метаморфоза, происшедшая с древнеримскими праздниками не случайна. Достаточно вспомнить, политическую обстановку в Римской империи, обстановку жестокой классовой борьбы между бюрократической верхушкой и люмпен-пролетариями. Империя держалась на силе, и в этих условиях нужно было, во что бы то ни стало отвлечь народ от политики. Именно на такой эффект была рассчитана политика римских императоров. Широкой популярности достиг лозунг: «Хлеба и зрелищ». Императоры завоевывали благодарность подданных и место в истории, учреждая новые праздники и зрелища или обогащая оформление и содержание игрищ и забав [31, 208].
«В этом городе зрелища поглощали время людей, сдерживали их страсти, управляли их инстинктами и вызывали активность. Толпа, которая скучает, таит в себе бунт. Императоры позволяли плебесу разевать рты ни от голода, ни от скуки. Став важнейшим развлечением для подданных в их бездейственной жизни, зрелища служили орудием абсолютизма. Покровительствуя им и расточая на них баснословные суммы, императоры сознательно заботились о безопасности своего владычества» [31, 209-210].
Римские зрелища представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, навмахии, или сражения на воде, цирковые состязания. С точки зрения зрелищного восприятия в триумфальном римском ритуале многое было интересно придумано и осуществлено. Нужно заметить, что в зрелищах Древнего Рима большого совершенства достигла сценическая техника, расширились выразительные средства. Вершиной зрелищных построек был Колизей.
Следует отметить, что римские зрелища сочетали в себе феерию и натурализм. Известно, что Цицерон и Сенека негодовали по поводу чрезмерного натурализма кровавых зрелищ, однако сходились на том, что они необходимы для гармоничного воспитания воина. В числе массовых зрелищ Древнего Рима следует отметить «столетние торжества», которые справлялись каждые сто лет, луперкалии – празднования в честь фавна, «праздник перепутий» и «малые триумфы» – овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большом триумфе. Римские празднества, театрализованные представления и зрелища времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого общества, распада рабовладельческого строя. В них отчетливо отражались изменения общественной и политической структуры, разделение граждан на своих и чужеземцев, на патрициев и плебеев, свободных и рабов, разделение профессии и их организации, уже тогда имевшие собственные зрелища. Зрелища обнажали также строго соблюдаемое первоначально распределение ролей: жрецов, чиновников, отца семейства, женщин и мужчин, широких масс и отдельных коллективов, наконец, отдельных особ, обладающих властью; при этом нарушение такого зрелищного разделения ролей каралось.
Рассмотренная эволюция празднеств, представлений и зрелищ является ярким свидетельством того, как поощряемые и направляемые государством в определенную сторону празднества и представления в Древнем Риме исторически сыграли роль, противоположную той, которую они играли в Греции в период расцвета рабовладельческой демократии. Эта эволюция наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только «смягчать нравы» и способствовать воспитанию граждан, но, напротив, они могут стать одной из причин одичания людей в масштабах государств, наций и целых цивилизаций.
Крупнейшим этапом в развитии жанра явились эпоха Возрождения и предшествовавшее ей средневековье. Античное мифотворчество и культура сменяются господством религии. Религия в период средневековья сопровождает всю жизнь человека, от его рождения до смерти. Она довлеет над его бытом, направляет его суждения, контролирует чувства, она дает духовную пищу и, пытаясь обуздать вольнолюбивый дух народа, прорывающийся в празднествах, в площадных представлениях, берет на себя организацию самих празднеств и представлений. Но, позволяя народу развлекаться, церковь не перестает проповедовать все ту же мораль рабской покорности богу, которой пронизана религия в целом. «Божий гнев» обрушивается на зрелища, которые церковникам не удается подчинить себе и в которых народ выражает свободомыслие, протест против церковных догматов, земное, радостное жизневоспитание.
Несмотря на настойчивое преследование церковью язычества, в народе продолжали исполнять языческие обрядовые игры в течение многих веков после принятия христианства. Крестьяне удалялись в лес или поле, шли к морю или ручью и приносили в жертву животных, пели песни, плясали и возносили хвалу богам, олицетворяющим добрые силы природы. В отдельных местностях разыгрывались пантомимы, делались соломенные и деревянные фигуры, чучела, изображавшие различные силы природы. Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, менестрелями. В России они назывались скоморохами. Подобный тип актера широко известен и многим восточным народам. Их искусство, сходное в своих общих чертах, обладало национальным своеобразием, которое выражалось в образном языке разноплеменных гистрионов, в склонности к тому или иному виду творчества. Заметим также, что официальные праздники средневекового общества развивали праздничное утверждение господствующего класса. Такая трактовка массового праздника также связана с дальнейшим изменением понятия о досуге. Знаменательно то, что именно массовые празднества и зрелища, ставшие фактором общественной жизни, явились благодатной почвой для возникновения различных видов зрелищных искусств [49, 69].
Массовые самодеятельные праздники в средневековом городе строились двояким образом. С одной стороны, существовал передвижной театр. Несколько таких передвижных площадок ездили по городу и играли в различных его местах одновременно. Такого рода массовый театр был распространен в Англии, Фландрии, Испании. Он ценен первыми попытками создания передвижной сцены для праздничного представления, более тщательной драматургической и режиссерской разработкой. С другой стороны, во Франции, Германии и Италии установился другой способ инсценировки. Здесь все действие сосредотачивалось на центральной площади города, и распределялась по различным ее местам. Этот вид массовой инсценировки впервые использовал в виде естественной сценической площади, здания и другие места. Необходимо заметить, что то направление массового зрелища, которое в наши дни стало одним из ведущих, корнями своими уходит в средние века.
Получили особенно широкий размах городские празднества, отмеченные театрализованными шествиями и процессиями. Такие празднества постепенно насыщались разнообразными игровыми элементами и приобретали все более ярко выраженный характер театрализованного представления, организованного по заранее обдуманному плану. Часть таких празднеств-шествий являлась смотром организованных сил городской буржуазии – как, например, шествие стрелков, городской милиции, вооруженных отрядов горожан. Другая часть процессий служила средством показа накопленных городом богатств, манифестацией купцов-предпринимателей, которые выставляли свои товары.
Эпоха Возрождения пришла на смену средневековью и оказала большое влияние на последующее развитие культуры. Это было время, когда умы проснулись, а жизнь стала наслаждением. Возрождение началось в Италии в XIV веке. Высшей точки своего развития Возрождение достигло в XVI веке. Это была эпоха зарождения новых капиталистических отношений, которые несли новый тип личности: активной, деятельной, жаждущей познания. Такие люди обратились к античному миру и его творениям, пронизанным идеалами красоты, где образ человека не скован догмами. Италия всегда была и до сих пор остается народной. Если здесь был праздник, то этот праздник был действительно для всех. Площадкой для него была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта. Что еще важнее, всякий мог им наслаждаться, потому что умел наслаждаться. В душе самых простых людей жило чувство прекрасного, врожденный аристократизм вкусов и удовольствий. В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа [19, 20].Особенностью эпохи Возрождения является то, что в режиссуре массовых зрелищ появляется такое понятие как «устроитель праздников». К таковым относился Леонардо да Винчи.
Одна из разновидностей массового зрелища – это театрализованные представления, которые имели успех не только у простого народа, но и при королевских дворах. Такие зрелища ни по своему классовому характеру, ни по тематике, ни по масштабам никак не определяли развитие жанра массовых празднеств и зрелищ. Его всегда определяла площадь и улица, народные массы, в глубинах которых зарождались эти праздники, и где сам народ был главной движущей силой.
В России в противовес официальным празднествам церкви развивались яркие, необычайно массовые народные гулянья, которые были для народа своеобразной отдушиной в подневольной жизни, создавали атмосферу иллюзорной свободы, мимолетную возможность сообща высмеять социальное зло. Внешняя веселость этих гуляний была реакцией на жестокость и нелепость господствующих порядков, своеобразным протестом против угнетения. Особенно популярными в русском народе были катания с ледяных гор на Рождество и народные гуляния на Масленицу. В праздничные и ярмарочные дни оживал площади русских городов. Сюда стекались бродячие артисты-скоморохи, здесь устраивались балаганы, здесь выступал Петрушка, играла шарманка, удивляли народ уличные медведи.
Примерно со второй половины ХVII века в европейской истории массовых зрелищ наступает «мертвый сезон». Позже, зрелища начнут рассматривать как средства восстановления сил и здоровья человека, как важных способ регулирования общественных отношений. Именно такими и будут празднества Великой французской революции, когда на очень короткий срок сольются воедино две праздничные линии – официальная и народная. Эти массовые зрелища представляли собой значительный шаг вперед в истории массового действа. Их методическая ценность состоит в том, что в них впервые в полном объеме присутствовал сценарий, в котором тщательно разрабатывалось все праздничное действо. Значительно расширилась и палитра выразительных средств режиссуры праздника. Главную часть всех праздников составляли шествия, тщательно продуманные и разработанные до мелочей. Эти праздники были яркой вспышкой, но не закономерностью в историческом развитии праздничной культуры человечества. Этим праздникам свойственен ярко выраженный демократический характер, объединение народа в его горячем стремлении к новой жизни [31, 234]. На период праздников Великой французской буржуазной революции в стране вводила суровая дисциплина, за каждым участником закреплялась строго определенная роль. Праздники Великой Французской революции положили начало праздникам нового типа, где главное действующее лицо народ, а содержание, его борьба за счастливую жизнь.
В июле 1903 года в Лозанне состоялся массовый народный спектакль. В нем были заняты две с половиной тысячи исполнителей, принимали участие пехота, кавалерия. Сценической площадки было пространство в 600 квадратных метров. Многие тысячи зрителей стали участниками этого народного патриотического спектакля.
В конце ХIХ начале ХХ веков на первый план в жизнедеятельности выдвигается фигура режиссера. При постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ режиссер становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса. Антология режиссуры в европейском театре XX века запечатлела десятки имен выдающихся мастеров сцены. Среди них в первую очередь следует назвать подлинных экспериментаторов и реформаторов, неизбежно выходивших на просторы огромных сцен, амфитеатров и площадей. Макса Рейнхардта (Германия), Фирмена Жемье (Франция), Всеволода Мейерхольда (Россия), Константина Марджанова (Россия, Грузия), Николая Петрова (Россия), Леся Курбаса (Украина), Эрвина Пискатора (Германия).
В 1918-1920 годах массовые зрелища достигли необычайного размаха. Отметим немаловажную деталь, эти массовые действа создавались режиссерами, еще недавно принадлежавшие сплошь к лагерю эстетов, к искателям изысканных театральных форм (как, например, Н.Евреинов). Массовые зрелища 1918-1920 годов – характернейшее явление искусства и культуры тех лет. Они отразили общий идеологический пафос времени – «штурмовым способом», перейти к социалистическим основам жизни. Массовое действо по словам А. Луначарского, учило, «стиснув зубы, мужественно, с грозной красотой организовывать праздники в часы опасности» [89, 27]. Они должны были выражать героическую устремленность массового зрителя к будущему переустройству мира. Откровенная агитация, широкий размах, героическая тема – все становится главной направленностью массовых зрелищ. Появились новые типы массового зрелища: митинг-концерт, митинг-спектакль, политические спектакли-обозрения.
На Украине, особенно в Киеве и Харькове в первые годы советской власти было создано много театрализованных зрелищ и массовых постановок на актуальную тематику: революция, пролетариат, интернационал. Актеры-профессионалы и аматоры (рабочие, студенты) вышли на улицы, площади в парки с новыми темами, так как театр в то время не успел еще перестроить свою работу для нового зрителя – работника, солдата.
В этом же году в Киеве на Софийской площади были показаны массовые инсценировки «Коммунизм завоевывает мир» и «Освобождение труда» (автор сценария писатель Л. Никулин, художник оформитель А. Петрицкий), посвященные 1 мая, а также митинг-спектакль-концерт «Под красным знаменем». В Одессе на ступеньках Приморского бульвара была сыграна комедия Плавта «Близнецы». Театрализованные праздники, массовые зрелища, политкарнавалы первых годов советской власти дали толчок к развитию новой драматургии. Насыщенные революционным содержанием зрелища 1920-х годов сыграли позитивную роль в воспитании нового человека.
В ХХ веке к опыту массовых народных патриотических действ обратились выдающиеся деятели западноевропейского театра. Большим событием явился патриотический спектакль, поставленный Фирменом Жемье в Париже 11 ноября 1920 года. В спектакле-зрелище в символической форме были изображены важнейшие вехи в истории Франции.
Актеры труппы Э. Пискатора были набраны из самодеятельности. У него не было постоянного помещения, и труппа играла в различных рабочих клубах. Ввиду постоянных разъездов декорации спектакля должны были быть простыми: в спектаклях использовались плакаты, наспех нарисованные карикатуры и написанные лозунги. Действие представления «День России» разворачивалось на фоне географической карты и монтировалось из мелких эпизодов, которые были неоднородны и по жанру. Этот принцип коллажа и беспредметности был, безусловно, позаимствован у дадаистов. О чем шла речь в этом представлении? По сути, спектакль показывал отношение к революции в России среди представителей различных общественных классов. Среди персонажей антагонистов были реакционер и пролетарий. Действие к тому же комментировалось при помощи специально введенного в спектакль персонажа, который давал оценки, а также при помощи сопоставления событий в других странах и в другие времена. И этот «Пролетарский театр» Э. Пискатора был закрыт через год по распоряжению берлинского полицай-президента.
Э. Пискатор ищет новые возможности для создания своего театра. Он знакомится с драматургом М. Рефишем, который руководил в 1923 году «Центральным театром». На сцене этого театра Э. Пискатор начинает ставить классические и современные пьесы, приспосабливая их к современности. Но и тут Э. Пискатор долго не задерживается, переходя в театр «Фольксбюне». Этот театр и по замыслу, и по названию («Народная сцена») должен был представлять искусство, по своему мировоззрению связанное с народом. Здесь появились три наиболее значительные его постановки: «Знамена» и «Бурный поток» Пака, «Буря над Готландом» Белька в период с 1924 по 1927 год. Пискатор начал использовать принципы документализма, именно им они были впервые введены в театральное представление. Вымышленные события на сцене монтировались одновременно с исторически подлинными. Сценическое действие чередовалось с показом кинофильмов и кинохроники. Некоторые кадры специально снимались для спектаклей. Это был политический документальный театр. В основе этого театра лежала в сущности даже не пьеса, как литературная основа, а режиссерский сценарий, монтаж документов, имеющий смысл только в момент представления. Все эти тексты, использованные Э. Пискатором, конечно же, не имели ни малейшей литературной ценности и были непригодны для чтения.
Как мы видим, в разных странах и разных условиях новый агитационный политический театр объединяла общность устремлений: театр стремился к массе, на площадь, вводя новые выразительные средства, пытался разрушить тесные рамки сценической коробки. К концу гражданской войны на смену суровому боевому характеру демонстраций приходят черты веселья и радости. Инсценируются лозунги на злободневные темы, в состав демонстраций включаются театральные бутафорские сооружения, которые либо обыгрываются, либо служат декоративным фоном. Видное место постепенно начинают занимать физкультурные группы и номера. А много позже они вырастают, а отдельные самостоятельные части демонстрации, в физкультурные парады-праздники.
В конце 1920 годов от восстановительного периода Советская страна перешла к реконструкции народного хозяйства. 1930 годы ознаменовались большим подъемом культурного уровня трудящихся. Невиданный размах приобрело вовлечение масс в занятия искусством. Массовые празднества выступают теперь как одна из важнейших форм идейно-политической организации и самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, трудящихся. Повсеместно начинают проводиться массовые гулянья. Эта традиционная народная форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности. Массовые гулянья, с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами становятся комплексной формой культурного отдыха народа. Распространенным видом народных гуляний в те годы были – тематические гулянья. Во время этих гуляний оформление парка или стадиона подчинялись основной теме праздника. Широкой популярностью пользовались праздники профессий – массовые гулянья работников, заводов и фабрик; в них принимали участие не только рабочие и служащие, но и члены их семей. В самом начале 1930 годов большой популярностью пользовались театрализованные митинги. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов. Большое распространение получили массовые музыкальные, в том числе певческие праздники. Так, в конце 1920-х и 1930-е годов ХХ века в Ленинграде ежегодно проводились музыкальные олимпиады. Систематически проводятся в 1930-е годы республиканские смотры художественной самодеятельности. Состоявшаяся летом 1932 года в Центральном парке культуры и отдыха в Москве первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства положила начало прекрасным праздникам смотра народных талантов. Во многих парках ежегодно проводился день музыки.
Неоднократно в Германии предпринимались попытки постановки под открытым небом и произведений классики. В 1932 году во Франкфурте, на родине Гете, в ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти великого немецкого поэта была осуществлена постановка его пьесы «Гец фон Берлихинген» (режиссер А. Кронахер). Спектакль был поставлен на старой площади города. «Гец» шел вечером, при свете прожекторов. Естественная «декорация» – старинные башенные здания, балконы, узкие, словно щели, переулки, выходящие на площадь, придавали всему спектаклю достоверность. Зрители расположились как в центре площади, так и в окнах, и на балконах. В постановке участвовали 70 рейтаров, отряд ландскнехтов, масса, воплощавшая восставших крестьян, вассалов императора Максимилиана, тайных судей.
Историческому театру на исторических площадях, как говорил А. Луначарский, обеспечен большой успех. В частности, он справедливо отмечал, что для инсценировок исторических романов не найти лучшего «сценического пространства», чем старинная площадь под открытым небом с великолепными памятниками архитектуры былых веков [45, 64].
К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрализованного празднества. Элементы карнавала (маски, костюмы), особенно сатирического характера, широко применялись в массовых представлениях и празднествах. Существовал термин «политкарнавал». Но тогда это были скорее живые картины, а не карнавал в собственном смысле этого слова. Специфика любого карнавала заключается в непосредственном, веселом и активном участии масс в разнообразных играх, шутках, забавах. Большого расцвета достигли физкультурные праздники, проводившиеся в самых разнообразных формах на стадионах, в парках, на площадях. Они способствовали дальнейшему развитию советского массового спорта. Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 1930-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 1920-е годы.
В крупнейших зрелищах и театрализованных представлениям 1920-1930-х годов определились многие отличительные черты советских массовых празднеств, представлений, концертов и фестивалей. Основными из черт были: революционное содержание и политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение тысяч участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие. В организации новых массовых зрелищ были и недостатки: сказывалось отсутствие опыта и традиций, не всегда удачными были и некоторые эксперименты, проводившиеся в поисках нового. Но, бесспорно, в целом эти зрелища были большим достижением в деле приближения искусства к народу, вовлечение масс в активный культурный отдых. Массовые гулянья, трудовые празднества, театрализованные представления, массовые движения самодеятельного искусства в 1920-1930-е годы выражали эмоционально-психологические, культурно-бытовые и другие потребности трудящихся, соответствовали задачам формирования и дальнейшего развития социального общества.
В Арле в середине 1950-х годов ХХ века, по свидетельству С. Юткевича, в средневековом амфитеатре, на фоне старинных крепостных башен Жан Ренуар, известный французский кинорежиссер, поставил в традициях массового народного представления «Юлия Цезаря» В. Шекспира. Аналогичный пример можно привести из практики традиционного венгерского театрального фестиваля под открытым небом. В 1963 году в Сегедском массовом театре под открытым небом были показаны «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Трубадур» Дж. Верди, «Дьердь Бранкович» Эркеля, «Цыганский Барон» И. Штрауса. Но не одним Сегедским фестивалем отдало дань этой разновидности жанра венгерское театральное искусство. В центре Будапешта, на острове Маргарет, постоянно действовал музыкальный театр под открытым небом. В Эстергоме, недалеко от венгерской столицы, на Большой площади, сохранившей исторический облик, давал свои представления площадной театр. Труппа этого театра ставила своей целью возродить традиции средневековых венгерских ярмарочных комедиантов. Спектакли шли в естественном оформлении, состоящем из маленьких домов в стиле барокко, стоящих вокруг площади.
В 1960-е годах получил распространение и такой вид театрализованного представления, как пролог. Они посвящались какому-либо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в показе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых достижений, чествовании передовиков труда. Также получили свое распространение и тематические театрализованные концерты, проводившиеся в Кремлевском Дворце съездов. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду» (режиссер – А.П. Конников). В 1962 году состоялся торжественный концерт-представление участников художественно самодеятельности профсоюзов СССР для делегатов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер А.П. Конников). Целый ряд таких тематических концертов создают народный артист СССР И.М. Туманов, народный артист РСФСР Г.П. Анисимов и другие режиссеры.
В середине 1960-х начале 1970-х годов всенародные массовые зрелища с особой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широкое распространение получили агитационно-художественные. На этом этапе развития общества изменились задачи театрализованных представлений, как и задачи театрального искусства во всем многообразии его видов. Качественно изменился и объект пропаганды и агитации, но основные принципы создания агитационно-художественных представлений остаются неизменными.
Фактором, стимулирующим развитие зрелищной культуры, является не только ее духовная сторона, но – в современных условиях – ее прагматическая сторона, выражающаяся в коммерческих подходах к проведению зрелищ. Для значительной части современного общества массовое зрелище – это возможность не только отдохнуть, повеселиться, пообщаться с приятными людьми, не только возможность сменить обстановку, восстановить силы после трудовых будней. Это еще и возможность зарабатывания капитала, это бизнес, который осуществляется тем успешнее, чем чаще и шире будут праздноваться те или иные события.
Важной тенденцией современной зрелищной культуры является тенденция глобализации зрелищ. Если в обозримом культурном прошлом людей в основе лежало непосредственно «живое» общение индивидуальностей, микрогрупп, социальных групп, то в современных условиях ситуация качественно изменилась. На качество взаимоотношения людей, в том числе и в рамках зрелищной культуры, влияет изменение характера отношений. На смену непосредственному общению все больше приходят иные формы – телеграфные, телефонные, посредством радио, телевидения, факсов, интернета. Причем виртуальное общение в последние годы приобретает все большее значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в сфере зрелищной культуры.
Сложившаяся ситуация может быть исследована с помощью новых качественных характеристик, таких как интенсивность, непрерывность, масштабность, интегрирующее начало зрелищной культуры. На качественные изменения в сфере зрелищной культуры влияет многообразие различных факторов. Среди них развивающаяся тенденция открытости общества, моральное, виртуальное и фактическое стирание границ между государствами, «прозрачность» границ в широком смысле. На изменение современной зрелищной культуры заметное влияние оказывает качественно новое восприятие людьми окружающего мира, отличное от прежней реакции людей на внешние раздражители. Это порождает проявление новых эмоций, новые формы проявления этих эмоций, что выражается в создании наряду с прежней системой культурных ценностей – элементов новой культуры. А это в свою очередь порождает и новые зрелища, новые формы массовых действ.
Массовое действо все больше и больше удаляется от традиционных форм. Многообразны формы, различны разновидности жанра массовых празднеств, своеобразно и самобытно проявляющиеся у народов земного шара. Их объединяет стремление в массовом зрелище выразить свое отношение к событиям общественного и политического характера и построить праздничное действо на национальной фольклорной основе.
В заключение краткого обзора истории массовых зрелищ хочется еще раз обратить внимание на жизненность и большие возможности этого жанра. С давних времени и до наших дней он всегда идет в ногу с эпохой, став своеобразным воплощением ее устремлений, надежд и является яркой характеристикой того или иного периода в жизни народа, в развитии страны. Может быть, поэтому жанр насчитывает такое многообразие форм, равного которому мы не найдем ни в одном другом виде искусства. Рассматривая краткий исторический очерк его развития, нетрудно убедиться, что в наши дни массовые зрелища достигли невиданного расцвета, став подлинно народными, приобретя большие масштабы. Сегодня этот жанр, равноправный в ряду зрелищных искусств – театра, кино, телевидения, является мощным средством эмоционального воздействия.
Рассмотрев этапы становления и развития массовых зрелищ мы пришли к следующим выводам:
Зрелище – это форма эмоционально-эстетического, идейно-эмоционального общения, в связи с этим эффект соучастия, сопереживание и сотворчество зрителя становятся важнейшими характеристиками зрелищного искусства. Зрелищная культура является неотъемлемой частью общества и оказывает огромное влияние на его развитие.
Зрелище предписывает зрителю определенный поведенческих статус, предполагает распределение во времени четких, отобранных режиссером кульминант, как правило, зрелищного порядка, мизансцен, построенных на зрелищных эффектах.
Развитие зрелищных форм самого широкого плана дает возможность под понятием «зрелищность» иметь в виду систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом.
Имея многовековую историю своего развития массовые зрелища, эволюционируя, делятся на различные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.
Массовые зрелища в рамках больших исторических эпох выполняют социально-нравственную функцию. Социальная функция зрелища определяла и его форму, которая должна была быть яркой, доходчивой, хотя в действительности не всегда соответствовала высоким критериям.
Независимо от вида, общим для всех массовых зрелищ является целенаправленное вовлечение зрителя в действо массового характера; и органическое сочетание нетеатрального, жизненного, связанного с реальными событиями в жизни людей материала и материала художественного, образного. Это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.
На качественные изменения в сфере зрелищной культуры влияет многообразие различных факторов. Среди них развивающаяся тенденция открытости общества, моральное, виртуальное и фактическое стирание границ между государствами, «прозрачность» границ в широком смысле.
Раздел II. Драматургия и режиссура массовых зрелищ