Что способствовало объединению арабских племен ответ
§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Вопрос 1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?
Ответ. Большую часть Аравийского полуострова составляют пустыни. Здесь жарко и идёт мало дождей. Большая часть населения (арабы-бедуины) занимались скотоводством. Передвигались они в основном на верблюдах, лошадей в пустыне могли содержать только очень богатые люди. Через полуостров проходили важные торговые пути, по которым караваны перевозили грузы. Арабы за плату охраняли караваны, давали им верблюдов или сами были погонщиками. В некоторых местах среди пустыни попадались оазисы. Жители оазисов занимались земледелием, выращивали фрукты и обменивались продукцией с жителями пустыни.
Вопрос 2. Что способствовало объединению арабских племён?
Ответ. Арабские племена объединил ислам, в одно государство племена собрало войско Мухаммеда.
Вопрос 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?
Ответ. Мусульманин ответил бы чётко: тем, что Мухаммед проповедовал истину. Я не мусульманин. Но в этих проповедях явно было нечто, что сложно объяснить обычной логикой. Все остальные обличения богачей и тому подобные соображения явно не были главными. Не верится, что до Мухаммеда никто не выступал против богатства знати, но добиться таких успехов им не удавалось.
Вопрос 4. Как утвердился ислам среди арабских племён?
Вопрос 5. Объясните причины военных успехов арабов.
1) арабов вела сильная вера, которая учила их завоёвывать всё новые страны и распространять там ислам;
2) у арабов была лёгкая, исключительно быстрая и маневренная конница;
3) именно в этот момент Византия и Иран были истощены самой серьёзной войной друг с другом в своей истории;
4) многим христианам, которых византийские власти считали еретиками, под властью арабов было лучше, чем под властью Византии (потому, к примеру, у арабов когда они вышли на берег Средиземного моря собственный флот появился практически сразу – там служили бывшие византийцы-«еретики», давно знакомые с морским делом).
Вопрос 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?
Ответ. Халифат достиг своего расцвета при халифе Харуне ар-Рашиде (768-809 гг.), а распался в VIII-IX веках потому что:
1) власть Аббасидов не признавали свергнутые ими Омейяды (Кордовский халифат, к примеру, создал человек именно из этого рода);
2) усиливались противоречия между суннитами и шиитами (двумя направлениями ислама, сродни христианским конфессиям);
3) халиф дал своим наместникам слишком большую власть, чтобы те смогли подавить восстания;
4) природные условия помогали распаду – крупные центры находились в оазисах или в долинах рек, которые окружали пустыни;
5) в халифат переселилось слишком много кочевников – турок-сельджуков.
Причины объединения арабских племён в Средневековье
Аравийский полуостров, площадь которого составляет 3 млн км2, и территории Сирийской пустыни, прилегающие к нему, с древних времён населяли арабы. Экономическое и социально-культурное развитие этого региона в разных его частях значительно отличалось. В результате исторических событий, происходивших здесь в VII веке, началось объединение арабского мира под знаменем ислама. Что толкало арабские племена к объединению?
Аравия до ислама
Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.
Это интересно: Семилетняя война 1756-1763 гг., кратко о масштабном военном конфликте.
Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.
Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.
Это интересно: Владимиро-Суздальское княжество, кратко о главных фактах.
Возникновение ислама и объединение арабов
Объединение разобщённых племён и создание Арабского государства было тесно связано с рождением единой религии и поклонением единому Богу. Проповедником религии, названной исламом, что переводится как «покорность, предание себя Богу», стал Мухаммед (570−632 н. э.), который происходил из беднейшего рода хамшитов племени курейш.
Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.
Это интересно: Наполеон Бонапарт биография, интересные факты из его жизни.
Утверждение ислама среди арабских племён
Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.
Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.
Ислам становится политической силой
Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.
Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.
Какие факторы способствовали единству Арабского халифата
Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий.
Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению). В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:
Коран как идеология халифата
Все эти правила были основаны на Священном Писании мусульман — Коране, в котором говорится, что государству не нужно никаких других законов, кроме обозначенных в этой книге. Например, Коран строго запрещает воровство, занятие ростовщичеством, употребление алкогольных напитков, при этом разрешает многожёнство. Объединение большинства арабских племён единой верой и поддержка халифами завоеваний и расширения владений Аравии послужили развитию и укреплению халифата.
Халифат — это (изначально) арабо-мусульманское государство, которое и создал Мухаммед, после его смерти возглавленное халифами. После правления первых четырёх халифов власть над Аравийским полуостровом и завоёванной территорией взял в свои руки род Омейядов, происходивших из Мекки. Во время их правления столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск. Обширная территория государства делилась на пять частей, называемых наместничествами, во главе которых были эмиры.
Распространение ислама среди других народов
Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.
Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.
Шииты
Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии. Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.
Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.
Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.
Хариджиты
Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского — покинувшие).
Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:
Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.
Сунниты
Сторонники же первоначального, официального течения в исламе назывались суннитами. У них Священным Писанием считается не только Коран, но и Сунна, являющаяся одним из первоисточников ислама. Сунна в одном из переводов звучит как путь. В ней описано становление ислама как религии, присутствуют рассказы о жизни пророка Мухаммеда и первых арабских халифов.
В 661 году Али Талиб был убит заговорщиками в соборной мечети города Куфа, а власть была захвачена родом Омейядов и их сторонниками. Новым халифом стал Муавия Аби Суфьян I, который установил наследственную передачу власти.
Распад арабского халифата
Начало
В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:
В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.
Продолжение
Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.
Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.
В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.
Падение
В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.
В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.