Что способствовало формированию взглядов декабристов

Восстание декабристов: причины, итоги и последствия

В 1825 году на Сенатской площади в тогдашней столице России Санкт-Петербурге состоялась попытка государственного переворота. С тех пор дата 26 декабря (по старому стилю — 14-е) в историю как день, когда случилось восстание декабристов. Дворяне-единомышленники, среди которых были сотни офицеров, попытались провести первый переворот в стране. Предыстория, причины, ход мятежа и его последствия — об этом в статье 24СМИ.

Предыстория восстания и его причины

До того как выступили декабристы, в стране уже случались бунты. Но они носили стихийный характер и брали начало в крестьянских низах. Простой люд выражал недовольство помещичьим гнетом. Восстание декабристов отличалось тем, что на этот раз инициатива исходила от дворянства.

Основной предпосылкой историки называют кризис императорской династии. Александр I неожиданно скончался в Таганроге, а прямых наследников не оказалось. Следующим императором должен был стать его брат Константин, но тот отрекся от престола. Соответствующий документ не обнародовали, и страна успела присягнуть Константину. Вскоре ситуация прояснилась, и назначили новую присягу, но уже Николаю I.

Но не только эта неразбериха повлияла на ход событий. Политический строй того времени был в целом несовершенен, из-за чего накопились десятки проблем. В результате они и привели к восстанию — оно не было стихийным.

Дворянство начала XIX столетия сопротивлялось политике царя Александра I. Им не нравилось, что на крепостных людей действовали силой. Движимые идеями демократии, они хотели избавить страну от такого режима.

Кроме того, сыграла роль война 1812 года. Побывав в походе по Европе, офицеры увидели, что там уже давно нет бесправных сословий. Они захотели сделать такой же и Россию.

Движение декабристов и его цели

Антиправительственные настроения зародились после войны с Наполеоном. Тайные общества образовались в 1816–1817 годах. Первым стал «Союз спасения» в Петербурге. Его участники ставили своей целью устранение самодержавия и крепостничества, планировали ввести представительное правление и Конституцию. Полагали, что лучший момент для требования принятия Конституции — период смены государя.

На отрезке с 1818 по 1821 год в Петербурге и Москве действовал «Союз благоденствия». Члены общества также стремились к устранению самодержавия и крепостного права, а в качестве инструмента влияния выбирали формирование общественного мнения через легальные и нелегальные организации. После того как правительство узнало о «Союзе», его решили распустить.

С 1821 по 1825 год на территории Украины действовало «Южное общество». Участники были нацелены на установление республики, руководствовались «Русской правдой» Пестеля. Хотели ввести неограниченное избирательное право, полностью уничтожить крепостничество и добиться равенства граждан перед законом.

Параллельно существовало «Северное общество», организованное в Петербурге. Главным уставом стала «Конституция» Муравьева. Хотели ликвидировать разделение по сословиям, ввести равенство перед законом, отменить крепостное право и установить конституционную монархию.

С 1823 по 1835 год в Новгороде-Волынском работала организация под названием «Общество соединенных славян». Как и остальные, они боролись с крепостничеством и деспотизмом монаршей власти. Стремились создать федерацию славян и достичь гражданского равноправия.

Общий смысл сообществ сводился к пропаганде гуманных либеральных идеалов, заимствованных на Западе. Самодержавие не устраивало дворян, потому что они не могли принимать политические решения. Но центральный посыл заключался не в свержении царя, а в ограничении его полномочий. Хотя выдвигались идеи его физического устранения, не нашедшие единодушной поддержки.

Участники

В 1988 году издан самый полный биографический словарь, в котором перечислены причастные к движению декабристов. Согласно списку, в восстании так или иначе приняло участие до 600 человек. Разумеется, среди них встречались как активисты, так и лишь косвенно прикоснувшиеся. Но единого предводителя не было. Скорее всего, причина в еще свежем примере Наполеона, который пришел к власти как раз благодаря революции. В результате в историю вошли всего пятеро участников, которых принято считать лидерами.

Ход восстания на Сенатской площади

Восстание декабристов произошло 14 декабря, поскольку в этот день назначалась присяга Николаю I. Началось с того, что утром на Сенатской площади выступило «Северное общество». Сразу же бунтовщики столкнулись с первыми проблемами. Каховский, ярый сторонник убийства царя, в последний момент изменил свое решение покушаться на него. Другой декабрист по имени Александр Якубович отказался от возложенной на него задачи штурма Зимнего дворца. Ситуация вынудила декабристов начать агитацию собравшихся солдат к свержению самодержавной власти. На площадь привели 2350 моряков и 800 солдат.

Что способствовало формированию взглядов декабристов. Смотреть фото Что способствовало формированию взглядов декабристов. Смотреть картинку Что способствовало формированию взглядов декабристов. Картинка про Что способствовало формированию взглядов декабристов. Фото Что способствовало формированию взглядов декабристовСенатская площадь / Фото: wikimedia.org

Несмотря на ранний выход на площадь, восставшие опоздали. Присяга уже была принесена, царь Николай I вступил в полномочия тайным образом в 7 утра. Новоиспеченному государю удалось собрать войско численностью 12 тыс. и отправить их на подавление восставших.

Со стороны заговорщиков в переговоры вступил Евгений Оболенский, со стороны правительства — Михаил Милорадович. Первый настаивал на том, чтобы с площади убрали войска, но безуспешно. Восставшие дважды отбивали атаку конников. Были и человеческие жертвы — тела сбрасывали в проруби Невы.

По сути, переворот принял вид бессмысленного пребывания на площади и непонимания дальнейших действий. Среди декабристов не было организованности. Часть из них и вовсе отказались дальше участвовать.

В итоге причиной поражения стала несогласованность протестующих. Но, кроме того, помешала слабая конспирация — император был в курсе планов митингующих. Агитация и пропаганда также оказались на низшем уровне: люди не знали, что делать, и попросту покидали восстание. Наконец, сами дворяне, являясь костяком бунта, были слишком малочисленны.

Среди декабристов царила разобщенность — не было единой позиции по поводу проведения переворота. Так и не решили — убивать царя или нет, устанавливать республику или конституционную монархию. Ряд исследователей утверждают, что это было выступление кружка по интересам, вдохновленных Европой молодых людей, не имевших конкретных целей по изменению ситуации в стране.

Итоги и последствия

Несмотря на полный провал, восстание декабристов вызвало сильнейший резонанс в обществе России. Оно заметно повлияло на дальнейшую политическую картину новой власти Николая I. Император находился в потрясении — первый же день царствования ознаменовался бунтом.

Он полагал, что ничего подобного не случится, хотя и был в курсе зарождения тайных обществ еще при Александре. Особенно его подкосил факт, что взбунтовались не крестьяне, от которых этого следовало бы ожидать в первую очередь. Восстало дворянство — опора трона, уважаемые обеспеченные люди. В итоге весь период правления Николай вел себя жестко, подозрительно и консервативно.

По официальным подсчетам, в день мятежа у Медного всадника погибло до 900 человек — кого-то сразила картечь, кто-то утонул в холодной Неве. Но, кроме Сенатской площади, очагами бунта стали еще некоторые места. Так, «Южное общество» организовало бунт Черниговского полка. Восстание началось 29 декабря и было подавлено только спустя 4 дня, несмотря на то, что большинство киевских лидеров общества к тому моменту были уже под арестом.

В Петербурге к вечеру в доме Рылеева собрались лидеры заговора, чтобы определиться с дальнейшими действиями на допросах. Сразу после этого большинство отправились в Зимний дворец и добровольно сдались властям.

К смертной казни приговорили пятерых лидеров: Рылеева, Пестеля, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина. Но, помимо них, к наказанию шпицрутенами было приговорено множество солдат — пытку пережили далеко не все.

Суммарно правительство арестовало 2,5 тыс. солдат и 500 офицеров. Кроме пятерых зачинщиков, остальные дворяне получили мягкое наказание — ссылку на Кавказ и в Сибирь.

К моменту коронации следующего императора, Александра II, в 1856 году в Сибири продолжали жить еще 34 офицера. Новый царь подписал для них амнистию. Но, несмотря на милость власти, некоторые предпочли остаться. В их числе — Дмитрий Завалишин и Вильгельм Кюхельбекер.

Художественные произведения, посвященные событиям 1825 года

Восстание декабристов оказалось сумбурным и коротким. Иначе и быть не могло. В итоге мятеж подавили, зачинщиков и остальных участников осудили — типичный сценарий. Но, несмотря на то, что подобные идеалистические планы обречены на провал, в истории это событие стало громким эпизодом и предтечей куда более глобальных перемен. Разумеется, оно не могло не оставить следа в искусстве.

Практически сразу от тогдашних литераторов пошли первые реакции в виде художественных произведений. Прежде всего, речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине. В 1826 году он создал творение, посвященное своему лицейскому другу Ивану Пущину. В стихотворении «Мой первый друг, мой друг бесценный» поэт обращается к однокурснику, который после участия в бунте был сослан в Сибирь.

Годом позже Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд», тем самым поддержав отправленных в Сибирь декабристов. Высказал надежду на скорейшее освобождение тех, кто оказался в ссылке за вольнодумство.

В числе первых романов Александра Дюма значится «Учитель фехтования». Любопытно, что вышедшее в 1840 году произведение посвящено российской истории. А конкретно — восстанию декабристов и предшествующим событиям. Центральный герой романа — учитель фехтования — обучает своему искусству молодых дворян, которые все до одного станут декабристами.

Уже в XX веке опубликован роман Дмитрия Мережковского «14 декабря». Выпущенное в 1918-м произведение вошло в резонанс с текущим неспокойным временем. Из названия понятно, что оно посвящено событиям 1825 года.

В кинематографии также найдутся работы, освещающие восстание декабристов и судьбы принимавших в нем участие людей. В 1975 году вышла картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». В фильме показаны события 1825–1826 годов, а также последствия в виде судов, казней, ссылок и испытаний жен декабристов.

Позже, в 1990 году, вышла кинокартина под названием «Нет чужой земли» режиссера Бараса Халзанова. Она раскрывает просветительскую деятельность и детали жизни брата Михаила Бестужева-Рюмина — Николая, попавшего на сибирскую каторгу.

Из последнего — в 2019 году к очередной годовщине декабрьских событий 1825 года вышел блокбастер «Союз спасения». Насколько удачной получилась картина — судить кинокритикам. Но режиссер Андрей Кравчук постарался с сегодняшней точки зрения показать детали образования тайных обществ и цели заговорщиков.

Восстание декабристов в России — событие, которое стало началом глобальных перемен в общественно-политической жизни страны и имело важное историческое значение. Так что нет ничего удивительного в том, что его до сих пор исследуют ученые, находя новые нюансы и свежие факты.

Источник

ПОМОГИИИТЕЕЕЕЕЕ
Выберите правильный ответ

1. В царствование Александра I произошли следующие события (найди лишнее):

А) заключён Тильзитский мир с Францией; Б) к России присоединена Финляндия;

В) отменена предварительная цензура; Г) отменены военные поселения.

2. Указ « о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю за выкуп, утвердил:

А) Павел I; Б) Александр I В) Николай I Г) Александр I

3. Укажите причину обострения русско-французских отношений, приведших к войне 1812г.:

А) стремление Наполеона захватить святые места Иерусалима и Палестины;

Б) личная неприязнь Александра I к Наполеону;

В) стремление Наполеона к европейскому и мировому господству; разрыв Францией в 1811г. союза с Россией; Г) желание России реставрации Бурбонов

4. Из приведённых ниже названий укажите то, которое не связано с событиями 1812г.:

А) р. Березина Б) Тильзит В) Смоленск Г) Малоярославец

5.Отметьте, что способствовало формированию взглядов декабристов (найди лишнее):

А) Отечественная война 1812г. и патриотический подъём в стране Б) аракчеевщина

В) вольнолюбивые идеи А.И.Радищева, А.С.Пушкина Г) стремление прославиться в истории

6. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других:

А) «Союз спасения» Б) «Союз благоденствия» В) «Южное общество» Г) «Северное общество»

7. Укажите хронологические рамки промышленного переворота в России:

А) 1830-1880гг. Б) 1890-1914гг. В) 1870-1890гг. Г) 1840-1850гг.

8.Первые мануфактуры в России возникли в XVII в., в середине XIX века их всё больше заменяют фабрики (около 14 тыс. предприятий с 800 тыс. рабочих). В какой отрасли промышленности фабрики преобладали?

А) хлопчатобумажной Б) металлургии В) машиностроении Г) пищевой

9. Россия в середине XIX века была:

А) конституционной монархией Б) абсолютной монархией

В) демократической республикой Г) дворянской диктатурой

В) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России

Г) литературное объединение

11. Назовите даты Крымской войны:

А) 1853-1856гг. Б) 1877-1878гг. В) 1864-1865гг. Г) 1854-1855гг.

12. Причины падения крепостного права (лишнее отметьте):

А) экономическое развитие по пути капитализма Б) рост крестьянских движений

В) поражение в Крымской войне Г) стремление помещиков освободить крестьян

13. К прогрессивным чертам крестьянской реформы относится:

А) освобождение крестьян с земельным наделом Б) выкуп (денежный) крестьян за землю

В) круговая порука крестьян в общине Г) неполнота личной свободы крестьян

14. Приведённый ряд дат – 1861г., 1864г., 1870г., 1874г. – объединяет:

А) присоединение земель и ханств в Средней Азии

Б) возникновение первых рабочих и социал-демократических организаций

В) проведение экономических и политических реформ в общественном и политическом устройстве России,

Источник

Декабристы — первые революционеры

Декабристы — первые российские революционеры

Декабристы (оно получило своё название в честь событий 14 декабря 1825 года, когда произошло главное событие в его деятельности – восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга) вошло в российскую историю как первое революционное движение. Оно включало в себя главным образом прогрессивно настроенных дворян-офицеров и было направлено на кардинальное изменение политических и общественных порядков в России.

Возникновение движения декабристов порождено целым рядом факторов. Одним из них, безусловно, стоит полагать патриотический подъём, связанный с итогами Отечественной войны 1812 года. Не последнее место возможно отвести и ознакомление части российских дворян с порядками в Западной Европе в ходе заграничных походов русской армии в 1813 – 1814 годах, предпринятых с целью разгрома армии Наполеона, вторгавшихся в Россию в 1812 года. Там, за рубежом, не было крепостного права, но было широко распространена философия Просвещения (её представителями в России выступали Н.И. Новиков и А.Н. Радищев), а в начале 1820-х годов в целом ряде европейских стран произошли революции.

Тайные общества декабристов

Одно из них, существовавшее в 1816 – 1817 годах под названием «Союз спасения», представляло собой сугубо конспиративную организацию, сходную по типу с масонским орденом. Численность союза была невелика – в пределах 10-12 человек; видную роль в нём играли браться А.Н. и Н.М. Муравьёвы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Члены организации ставили перед собой целью ликвидировать самодержавие и ввести конституцию, отменить крепостное право. В 1817 году членами союза предпринята попытка организовать «Московский заговор»: с ним связаны планы убийства императора Александра I из националистических побуждений. Однако основную часть деятельности «Союза спасения» составляло просветительство – его члены публиковали произведения французских мыслителей, имея намерением таким образом повлиять на формирование общественного мнения. Организация просуществовала недолго: её участники разошлись во мнениях по поводу программы действий и методов борьбы.

Куда более многочисленным и активным может быть признан «Союз благоденствия», в рядах которого находились более 200 участников. При сходстве целей с «Союзом спасения» у этой организации были иные методы действия. Воздействие на общественное мнение дополнялось проникновением во властные структуры, члены этого союза организовывали так называемые «ланкастерские школы» (школы самообразования для солдат, призванные воспитанию их в оппозиционном духе).

В 1821 году произошёл раскол организации на Южное и Северное общества. Различие их во многом определяется разным подходом к решению общественно-значимых вопросов, нашедшим отражение в их программах. Эти документы, соответственно, были подготовлены П.И. Пестелем («Русская Правда») и Н.М. Муравьёвым («Конституция»).

Так, «южане» будущей формой правления видели республику, а «северяне» – конституционную монархию. В области административно-территориального устройства члены «Южного общества» придерживались идеи унитарного государства, а члены «Северного общества» были приверженцами идеи федерации.

Представители «южан» полагали необходимым решать земельный вопрос более кардинальным способом, проведя освобождение крестьян с землёй, частичную конфискацию помещичьих земель, формирование двух фондов – общественного (земля из его состава подлежала распределению между всеми желающими и не могла быть объектом купли-продажи) и частного (эти земли предназначались для производства «изобилия»). Подход «северян» был куда как более умеренным, поскольку на первом этапе предполагалось освободить крестьян без земли, после чего – с предоставлением минимального надела в размере 2 десятин.

При этих концептуальных различиях оба общества были едины в требованиях ликвидации сословий, предоставления населению России гражданских свобод, в необходимости отменить рекрутские наборы, ликвидировать военные поселения и ввести всеобщую воинскую повинность.

Декабристы и их идеология

Вопрос об идеологии декабристов не перестаёт волновать историков на протяжении без малого двух веков – всего того времени, которое отделяет нас от восстания 14 декабря 1825 года. Но нужно заметить, что, изучая факт формирования этой идеологии и определённую связь с русским и европейским просветительством, исследователи признают: конкретные формы такой связи, а также фазы эволюции просветительской эволюции не для всех являются очевидными. Особый интерес историков вызывает изучение так называемой «декабристской среды», под которой подразумевается «широкий круг идеологических, литературных и социально-бытовых явлений, где возникали и распространялись общественные и эстетические идеи декабризма». Прослеживается взаимодействие декабристов с общественным движением того времени, а также влияние их идей на революционное и общественное движение вообще в последующий период истории.

Определённо, возможно говорить о том, что мировоззрение декабристов связано как с либеральным идеологическим «обрамлением» официального курса Александра I, так и с разными национальными моделями действовавших в то время конституционных учреждений и либеральными доктринами второй половины XVIII – первой четверти XIX века.

Весьма показательно, что зарубежные (в первую очередь – французские и английские) современники декабристов соотносили их с европейской политической традицией, говоря об их воодушевлении идеями западного конституционализма.

Необходимо отметить, что для существования и распространения либеральных идей в первые два десятилетия царствования Александра I были достаточно благоприятные условия. Современники (особенно молодые), наблюдая успехи конституционного правления в других странах, предполагали, что подобный опыт распространится и на Россию. Даже после запрета в России тайных обществ (1822) сохранялась доступность ознакомления с литературой и периодической печатью европейских стран (показательно: о таком кругом чтения свидетельствовал состав библиотек таких известных людей того времени, как А.С. Пушкин, Н.М. Муравьёв, П.Я. Чаадаев). Так, в России появился многотомник действовавших в то время конституций и описание государственного устройства «неконституционных» государств. Порой ощущалось, что Россия через некоторое время сможет присоединиться к числу «политических» государств (т.е. таких, где существуют те же институты и свободы, что и в европейских государствах).

Европейское просветительство и российские реалии

Политическое самообразование многих декабристов началось с ознакомления с трудами деятелей эпохи Просвещения. Особое место в их ряду занимали произведения Монтескье, «Дух законов» – в первую очередь. В этом труде центральное место отведено идее представительного правления. Оно понималось как политический механизм, который позволяет каждому гражданину участвовать в делах государства через своих представителей. Если для идеологов декабризма не вызывала сомнений необходимость в политической свободе и сравнительных достоинствах национальных моделей представительства, то воплощение этой идеи в условиях России (организация представительного правления) не было ими проработано ввиду неясности путей реализации. П.И. Пестель и Н.М. Муравьёв в своих конституционных проектах так и не смогли решить вопросы, касающиеся имущественного ценза, механизма выборов и др.

Для конституций конца XVIII – начала XIX века, в основе которых лежали идеи Монтескье, основой являлась гарантия прав и свобод человека и гражданина. Главным смыслом создания конституций предполагалось обеспечение свободы и безопасности человека, защиты его от произвола (включая произвол, исходящий от государственной власти), восприятие гражданской свободы как свободы политической. Такой подход вполне объясним: в силу существовавшей в тогдашней России правовой традиции и культуры взаимоотношений между властью и личностью отечественным мыслителям было сложно понять и усвоить принципиальное положение классического либерализма о том, что свобода личности является отправной точкой политического и социального устройства.

Сущность правовых реалий первой четверти XIX века наглядно демонстрируют такие акты, как Польская хартия (1815) и Уставная грамота Российской империи (1820). В последнем из названных документе понимание гражданских прав и свобод изменено по отношению к первому: права граждан России рассматриваются не как естественные (т.е. присущие изначально каждому гражданину), а как некие «ручательства», установленные самодержцем-монархом. При этом принадлежность к нации обеспечивала гражданину полный объём гражданских прав, то в «Уставной грамоте» не найти термина «российские граждане», но используется понятие «российские подданные».

Показательно, что первым из прав граждан и в «Польской хартии», и в «Уставной грамоте» обозначена свобода вероисповедания, а следом – равенство всех граждан перед законом (в «Уставной грамоте») и свобода печати (в «Польской хартии»). Есть в положениях этих документов и нормы, формально гарантирующие неприкосновенность личности, свободу перемещения, неприкосновенность собственности. В известной степени можно говорить о том, что эти нормы российского права заимствованы из французской хартии 1814 года, а та, в свою очередь, базируется на положениях «Декларации прав человека и гражданина» (1789).

Исследователи декабризма как социально-политического явления связывают рассмотрение вопроса декабристами о гражданской свободе, ее рамках и гарантиях с представлениями о реформировании социальной структуры общества. Однако даже в «Русской Правде» П.И. Пестеля и в «Конституции» Н.М. Муравьёва представления о реформировании российского общественного устройства изложены непоследовательно. В силу этого декабристов возможно оценивать как идеологов скорее политического, а не социального реформирования.

Очень важно обратить внимание на то, что в сферу гарантий прав личности против насилия со стороны государства во французском законодательстве революционного периода (конкретно – в конституции 1793 года) закреплено право «сопротивления насилию» (“la resistanse a l’oppression”). Оно распространялось и на отношения личности и государства, причём народ рассматривался законодателем в качестве некой коллективной личности, а также было провозглашено право народа на восстание против государства, которое нарушило общественный договор. Такой подход во французском законодательстве восходит к идеям одного из видных деятелей французского Просвещения – Ж.-Ж. Руссо – о «суверенитете народа». Хотя, как можно допустить, с творчеством этого мыслителя декабристы вполне могли быть знакомы, но концепцию народного суверенитета они не восприняли и, соответственно, не применили в своей практике. Они предпочли способ «военной революции», не предполагающей участия народа в процессе перехода власти.

Декабристы и их взгляды

При всём радикализме взглядов декабристы, в основной своей массе, были сторонниками умеренности политического идеала. (Исключение составляли, пожалуй, П.И. Пестель и его окружение, да идеологи «Общества южных славян»). И заключался этот идеал в конституционной монархии.

Говоря современным нам языком, исследователи называют декабристов либеральной оппозицией, поскольку выступали против власти, которая в начале 1820-х годов отказалась от реформаторского курса.

Программные документы организаций декабристов были достаточно эклектичны, противоречивы (договориться сторонникам преобразований так и не удалось), незавершёнными, да и известны далеко не всем этих объединений. Историки отмечают, что идейной платформой декабристов явилось ограниченное, «толкуемое исключительно в рамках конституции», понимание свободы.

Насколько бы не были либерально ориентированы идеологи декабристов (к примеру, Н.М. Муравьёв), насколько бы не была программа продуманной и авторитетной – говорить о последовательном либерализме ведущих деятелей движения достаточно сложно. Требование конституции для многих участников движения по сути ограничивалось лишь пониманием её как ограничения монархии. Далеко не все разделяли свободу политическую и свободу гражданскую, не говоря уже о понимании механизма их реализации в условиях России.

О важной роли положения о свободе печати и роли общественного мнения свидетельствуют документы, оставшиеся от «Союза благоденствия».

Особо следует сказать о свободе экономической деятельности и собственности. Данный принцип положен рядом мыслителей того времени в основы либеральной доктрины, но идеологи декабризма от него были достаточно далеки. Не все даже были убеждены в необходимости отмены крепостного права в России, а те, кто даже рассуждал о «зле крепостничества», не всегда исходили из экономических доводов. Да и опыта хозяйствования у большинства участников движения декабристов не было.

Достаточно противоречивыми были взгляды декабристов на свободу ассоциаций. Отмечая журналистику, благотворительность, образование, воспитание подчинённых и вербовку новых членов как допустимые формы публичности, они продвигали проекты борьбы с враждебными тайными обществами – как в союзе с правительством, так и помимо него.

О свободе получения образования в документах движения декабристов не нашлось упоминания. Весьма мало внимания уделено свободе вероисповедания. Не столь однозначными воспринимались взгляды на национальный вопрос, отражённые в проектах, подготовленных П.И. Пестелем, хотя для Н.М. Муравьёва федерализм не рассматривается как право на свободу для национальных меньшинств (Россию этот идеолог предлагал реорганизовать в 14 самоуправляющихся «держав», построенных по территориально-административному принципу).

Рассматривая представления лидеров декабристов о необходимости индивидуальной (личной) свободы, необходимо отметить порицание членами тайных обществ не только политических «язв Отечества», но и «явного неуважения к человеку вообще». При этом не суть важно было, какой бы не являлась форма политического устройства России (монархия или же республика): приоритет декабристы отдавали даже не реальному уравнению всех в гражданских правах и подкреплению этого равенства гражданскими правами, даже не реальным выборам «президента республики», а необходимости создать такой механизм политического представительства, который способствовал ускорению гражданского развития российского общества и его социальную унификацию.

По мысли современных исследователей, для декабристов была характерна в основном политическая программа либералов, но вот введение её применительно к российским условиям предполагалось ими избирательно, фрагментарно. Если современник декабристов – близкий к правительству реформатор М.М. Сперанский – уже разделял свободу гражданскую и свободу политическую (политическая свобода даже рассматривалась им как условие свободы гражданской), то формы и гарантии участники обществ декабристов специально не обсуждались. Да и не все отдавали приоритет проведению конституционных реформ перед социальными преобразованиями.

Деформированный либерализм и его последствия

Нечёткость в расстановке приоритетов в части установления свобод (если сравнивать представления идеологов декабризма с классической либеральной доктриной) ряд историков оценивают как предпосылку перерождения либеральных настроений членов тайных обществ в период с 1818 по 1821 год в настроения политического заговора.

Взгляды, присущие идеологам движения, рядовым участникам и даже участникам восстания на Сенатской площади, не были единообразными. Для последних тонкости либеральной доктрины и возможности её воплощения в условиях тогдашней российской действительности не всегда были ясны и понятны: их нередко и не посвящали в «святая святых» заговорщиков. Так, не было единообразия в понимании даже таких терминов, как «конституция», «либеральный» и т.п. Многие «рядовые члены» движения в ходе расследования деятельности организаций свои воззрения обозначали весьма кратко и нечётко. Такое обстоятельство расценивается исследователями декабризма как не как либеральная система взглядов, а как некий «паралиберализм» или даже «псевдолиберализм», при этом под видом либерализма скрывается (причём не всегда осознано) что-то другое.

Декабристы и их лидеры

Одним из выдающихся деятелей движения являлся Павел Иванович Пестель (1793 – 1826), возглавлявший «Южное общество». Разработанный П.И. Пестелем конституционный проект, имевший название «Русская Правда», был поистине революционным. В документе провозглашалось уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, введение в России республики. История сохранила высказывание Пестеля: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».

«Русская Правда» предполагала, что высшим органом государственной власти надлежало стать народному вече, которое избирается всем народом на основе прямого и равного для всех граждан избирательного права без каких-либо ограничений.

В России, которая виделась П.И. Пестелю как республика, предстояло провозгласить равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, ощутимо снизить налоги, а также сократить срок воинской службы для солдат. При этом рабство должно было быть «решительно уничтожено, дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».

Для освобождённых крестьян предусматривалось наделение их землёй и передача им половины земельного фонда страны, что могло быть осуществлено путём частичной конфискации помещичьих земель. В то время такой аграрный передел воспринимался как самый кардинальный.

Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843) известен как один из первых организаторов тайных обществ декабристов.

Разработанная им «Конституция» России предполагала уничтожение крепостного права после революции: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». В документе провозглашалось уничтожение сословий, объявление равенство всех перед законом, говорилось о свободе слова, печати и вероисповеданий. Однако, при всём радикализме предполагаемых перемен, предложения Н.М. Муравьёва были куда как более умеренные, чем взгляды П.И. Пестеля, и это связано в первую очередь с тем, что Россия виделась не как республика, а как конституционная монархия. При этом высшим законодательным органом Н.М. Муравьёв предлагал сделать двухпалатный парламент, избираемый на основе имущественного ценза и именуемый как «народное вече». Императору отводилась роль высшего чиновника в государстве. Однако отказ российского императора ввести конституцию мог быть поводом для провозглашения в стране республиканской формы правления.

Не столь решительным, как у П.И. Пестеля, видится и преобразование в аграрной сфере. Н.М. Муравьёв надеялся на поддержку революционных преобразований со стороны дворянства, а потому предлагал сохранить ему существенные привилегии. В частности, предполагалось сохранение помещичьего землевладения при весьма ограниченных возможностях освобождённых от крепостной зависимости крестьян (им надлежало получать небольшие, в 2 десятины, земельные наделы).

«Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа»

При всей неоднозначности сегодняшнего отношения к Владимиру Ульянову (Ленину), его взглядам и политической практике оценка, которую он дал декабристам, заслуживает того, чтобы к ней, хотя бы, прислушались. Немногочисленность декабристов (не только непосредственно участвовавших в восстании на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года, но и других участников движения), приверженность их идее заговора – очевидны. Широкие народные массы остались в стороне от восставших, да и от их идей. По крайней мере, на момент выступления.

Но значение восстания, как и идей, которых придерживались декабристы, чрезвычайно велико. И не только в том, что они (опять-таки, по мысли Владимира Ульянова (Ленина)) «разбудили Герцена» и других революционеров-демократов. С декабристов, по сути, начался отсчёт истории российского революционного движения. С этим едва ли поспоришь, как и с вынесенными в заголовок словами Александра Пушкина…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *