Что способствовало формированию нового высшего класса

Формирование новых классов.

Появление капитализма вызвало к жизни новые классы — буржуазию и наемных рабочих, которые формировались на основе разложения общественной структуры феодального общества, впитывая в себя элементы прежних классов и прослоек.

Буржуазия, как свидетельствует уже само название (французское bourgeoisie — жители города), происходила прежде всего из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. По мере втягивания в капиталистические отношения, т.е, с тех пор как она начала вкладывать свои капиталы в мануфактурное производство, капиталистические формы торговли, кредита,

Энгельс Ф. Марка. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 341.

транспорта и т. п., эта верхушка становилась буржуазией — новым эксплуататорским классом зарождающегося капиталистического уклада. В класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

Наряду с буржуазией постепенно формировался ее антипод — класс наемных рабочих, пока еще в лице мануфактурного пролетариата. Он включал многочисленные предпролетарские массы — ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Наиболее организованную часть составляли рабочие централизованных мануфактур. Но вся эта эксплуатируемая масса не представляла еще пролетариата в собственном смысле слова ни по своему месту в общественном производстве, ни по своей идеологии. Большая часть ее существовала за счет кабальных форм найма и сезонной работы, подвергаясь почти такому же принуждению, как и зависимое сельское население; беглых рабочих, как и обычных бродяг, наказывали плетьми, тюрьмой, клеймением, а то и казнили. Заработная плата оставалась крайне низкой, условия труда были тяжелыми, рабочий день достигал 16 часов.

Формирование класса пролетариата завершилось только с появлением фабричного производства. В лице рабочего класса появился могильщик буржуазии, способный уничтожить капиталистический строй и всякую эксплуатацию человека человеком. Классовая борьба пролетариата с буржуазией стала определяющим фактором развития капиталистического общества.

Формирующиеся классы — буржуазия и наемные рабочие — создавали свою идеологию, выражавшую их чаяния и политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. В частности, такой характер имел кальвинизм, представлявший, по словам Ф. Энгельса, идеологию «. самой смелой части тогдашней буржуазии»’. Он стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния нарождавшегося мануфактурного пролетариата нашли свое пока еще смутное выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства. Умозрительные схемы этого далекого будущего были нарисованы в утопических сочинениях выдающихся представителей гуманизма — Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

‘ Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 308.

Источник

Что способствовало формированию нового высшего класса

Подробное решение параграф § 31 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

1. Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия вы можете выделить?

Культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – биология, физика, космические исследования.

В литературе, кино и изобразительном искусстве звучат темы преодоления фашизма. Появляется популярное искусство (поп-арт), согласно которому объектом искусства может стать любой предмет.

Постепенно стираются грани между различными направлениями в искусстве.

Культура начинает приобретать массовый характер.

Культура в странах социалистического лагеря подвергается диктату со стороны правящей партии.

2. В чем, на ваш взгляд, выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

В постиндустриальном обществе производство перестает носить массовый характер и переходит к малосерийному производству. Принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк.

3. Соотнесите основные идеи и ценности эпохи постмодернизма с собственными представлениями о мире и собственной системой ценностей. Какие из ваших представлений и убеждений совпадают, а какие нет?

Ценность отдельного человека, отдельной жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других; самоиденитификация, самообразование, самопознание; многообразие, многовариантность развития – совпадают.

Недосказанность, многообразие и многовариантность (иногда разные варианты развития приводят к плачевным последствиям для человека и государства) – не совпадают.

4. В чем заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма?

В культурной ситуации постмодернизма читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нем смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора — создать поле для игры, где можно отдохнуть, обязательно узнать что-то новое, испытать свои эмоции, будь то сострадание или негодование, радость или разочарование, получить эстетическое наслаждение, удовольствие от чтения текста или просмотра фильма. Иногда читатель, зритель находит все многообразие вариантов для интерпретации благодаря автору, как, например, в произведениях М. Павича или фильме «Беги, Лола, беги», когда демонстрируются равноправные варианты развития сюжета. Многозначность мира, многовариантность развития наглядно демонстрируются в искусстве постмодернизма, заставляя читателя, зрителя обращаться к самому себе как личности и обосновывать свой выбор, выбор того или иного хода событий, той или иной интерпретации. Таким образом, модернизм — это искусство автора, а постмодернизм — это искусство читателя, зрителя.

5. Каким образом читатель, зритель становятся соавторами произведения искусства?

Главное в литературе эпохи постмодернизма — это включенность в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст, с учетом или даже без учета авторского замысла, сам составляет игровое пространство, которое создает возможность для множества вариантов его прочтения.

6. Попробуйте на примере заинтересовавшего вас произведения раскрыть главные идеи эпохи постмодернизма. Выскажите также свое отношение к этому произведению, объясните, чем оно интересно лично вам.

Умберто Эко «Имя Розы».

Роман представляет собой воплощение на практике теоретических идей Умберто Эко о постмодернистском произведении. Он включает несколько смысловых пластов, доступных разной читательской аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя розы» — сложно построенный детектив в исторических декорациях, для несколько более узкой — исторический роман со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти декоративным детективным сюжетом, для ещё более узкой — философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества и тому подобных проблемах.

Круг содержащихся в романе аллюзий исключительно широк и ранжирован от общедоступных до понятных лишь специалистам. Главный герой книги Вильгельм Баскервильский, с одной стороны, некоторыми своими чертами указывает отчасти на Уильяма Оккама, отчасти на Ансельма Кентерберийского, с другой — явно отсылает к Шерлоку Холмсу (пользуется его дедуктивным методом, прозван по названию одного из наиболее известных текстов холмсианы; кроме того, очевидна параллель между спутниками: Адсон и Ватсон). Его главный противник, слепой монастырский библиотекарь Хорхе, — сложно устроенная пародия на образ классика постмодернистской литературы Хорхе Луиса Борхеса, который был директором национальной библиотеки Аргентины, а к старости ослеп (кроме того, Борхесу принадлежит впечатляющий образ цивилизации как «вавилонской библиотеки», из которого, возможно, и вырос весь роман Умберто Эко).

Источник

Контрольная работа /становление индустриального общества, 8 класс (профильный уровень)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ / 8П =

«СТАНОВЛЕНИЕ ИДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА»

1. Хронологические рамки Нового Времени

1) XX-XXI век 2) XVI-XIX век 3) XIII-XV век 4) XVII-XX век

2. Промышленный переворот – это:

1) возникновение мануфактурного производства 3) возникновение разделения труда

2) переход от мануфактуры к фабрике 4) переход от крепостного труда к наемному

3. Модернизация – это

1) Процесс спада экономического роста

2) Изменения в соответствии с требованиями современности

3) Общество, в котором преобладает промышленность

4) Нет верного варианта ответа

4*. Основные черты индустриального общества

1) миграция 3) усложнение классовой структуры

2) урбанизация 4) распад колониальных империй

5) приход к власти аристократии

5. Какая отрасль промышленности появилась в XIX веке

1) машиностроение 2) химическая промышленность 3) приборостроение 4) легкая промышленность

6. Новым слоем для индустриального общества было:

1) средний класс 2) буржуазия 3) дворянство 4) крестьянство

2. Изменение, произошедшее в положении рабочих в XIX в.

1) сложилась группа работников квалифицированного труда 3) численность рабочих сокращалась

2) увеличилась значимость мастеров ручного труда 4) был запрещен женский и детский труд

7*. Что способствовало формированию нового «высшего класса»?

1) Вхождение представителей аристократии в бизнес и управление

2) Массовая скупка аристократией земельных владений

3) Породнение представителей аристократии и буржуазии

4) Отказ части аристократии от традиционного землевладения

5) Продвижение в политику исключительно аристократов

8. Средний класс отличается от рабочего класса

1) работой по найму 3) близостью к имущим классам

2) низким уровнем жизни 4) отсутствием собственности

9. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:

1) Англия 2) Германия 3) Франция 4) Италия

10. Что получило название «Черный пенни»?

1) Фотография 2) Почтовая марка 3) Универсальный магазин 4) Грампластинка

11. Какие два изобретения способствовали эмансипации женщин.

1) Почтовая марка и автоматический ткацкий станок 3) Аэроплан и цеппелин

2) Конка и фиакр 4) Телефон и пишущая машинка

1) Мария Склодовская-Кюри 2) Майкл Фарадей 3) Роберт Кох 4) Вильгельм Рентген

13. Массовое производство недорогих автомобилей было связано с именем:

1) Э. Сименса 2) О. Эванса 3) Г. Форда 4) Р. Фултона

14. На изменение моды повлияло появление в XIX в.

1) книгопечатания 2) швейной машинки 3) граммофона 4) частной собственности

15. Укажите автора открытия.

«Мы полагаем, что вещество, извлеченное нами из урановой руды, содержит еще не описанный металл… Мы предлагаем назвать его полонием – по имени страны, откуда происходит один нас».

1) П. и М. Кюри 2) братья Монгольфье 3) Э. и П. Мартены 4) А. Попов и Г. Маркони

16. Изобретения XIX в. способствовали

1) появлению новых профессий

2) укреплению традиционного общества

3) полному исчезновению ручного труда

4) сокращению продолжительности жизни населения

17. Основоположник микробиологии:

1) Генрих Герц 2) Луи Пастер 3) Готтлиб Даймлер 4) Отто Лилиенталь

18. Найдите лишнее. Страны, которые в XIX веке покидало большое количество эмигрантов

1) США 2) Англия 3) Италия 4) Франция

В1. По какому принципу образованы ряды?

А. Беккерель, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри Ответ: _____________

В2. Соотнесите изобретателя и изобретение.

1. А. Попов А) динамит

2. А. Белл Б) современная лампочка

3. А. Нобель В) телефон

5. Ж. Ньепс и Л. Даггер Д) радио

В3. Укажите истинность или ложность вариантов ответа (ДА/НЕТ) :

1. В XIX веке усилилась единоличная власть монархов.

2. Миграция способствовала ускорению развития государств

3. Увеличилось количество сторонников того, что источником власти должен быть народ.

4. В XIX веке появились новые источники энергии.

5. В XIX веке все еще преобладал ручной труд на производстве.

В4. Дайте определения терминам.

В5. Соотнесите даты и события.

1. первая цветная фотография А) 1825 г.

2. открыта первая линия метро Б) 1861 г.

4. фонограф Г) 1877 г.

5. первая железная дорога Д) 1883 г.

С1. Перечислите новые процессы и явления, связанные с модернизацией в экономической сфере в XIX веке. Укажите не менее 3х черт.

С3. Составьте кроссворд. Можно использовать не более 3х слов из каждой микротемы

*индустриальная революция × 2

*материальная культура и повседневность

*научная картина мира Итого=не более 15 слов

С3. Составьте кроссворд. Можно использовать не более 3х слов из каждой микротемы

*индустриальная революция × 2

*материальная культура и повседневность

*научная картина мира Итого=не более 15 слов

С3. Составьте кроссворд. Можно использовать не более 3х слов из каждой микротемы

*индустриальная революция × 2

*материальная культура и повседневность

*научная картина мира Итого=не более 15 слов

С3. Составьте кроссворд. Можно использовать не более 3х слов из каждой микротемы

*индустриальная революция × 2

*материальная культура и повседневность

*научная картина мира Итого=не более 15 слов

С3. Составьте кроссворд. Можно использовать не более 3х слов из каждой микротемы

*индустриальная революция × 2

*материальная культура и повседневность

*научная картина мира Итого=не более 15 слов

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Номер материала: ДБ-1121565

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть фото Что способствовало формированию нового высшего класса. Смотреть картинку Что способствовало формированию нового высшего класса. Картинка про Что способствовало формированию нового высшего класса. Фото Что способствовало формированию нового высшего класса

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что способствовало формированию нового высшего класса

Подробное решение параграф § 19 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

1. Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение русских земель?

Факторы, способствовавшие завершению объединению русских земель:

— окончательное ослабление Золотой Орды;

— конфликт между Золотой Ордой и Крымским ханством, которое поддержало Ивана III;

— ослабление Новгорода и Твери, что позволило Ивану III их захватить;

— укрепление власти московского князя.

2. Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

Во главе Российского государства стоял государь, который являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты, возглавлял высший судебный орган — великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.

Совещательным органом являлась Боярская дума. В кругу думных чинов государь обсуждал хозяйственные, дипломатические, военные вопросы. Распределение властных полномочий в Думе, а значит, и мест, которые занимали во время заседаний ее члены, зависело от знатности и древности рода. Такой принцип получил название местничества. Приближенные монарха — бояре и служилые люди — составляли государев двор.

Вопросами сбора и распределения денежных средств государства занималась Казна. Особая служба — Дворец — ведала земельными владениями государя. По мере расширения аппарата управления для заведования конкретными государственными делами стали возникать приказы, в которых служили дьяки и подьячие.

С 1549 г. (при Иване IV) начались созываться Земские соборы, что свидетельствовала о формировании сословно-представительной монархии особого типа.

Все государство было разделено на уезды, которые, в свою очередь, состояли из более мелких станов и волостей.

3. К каким изменениям в социальной структуре общества приводила государственная политика, направленная на укрепление армии?

Государственная политика, направленная на укрепление армии, привела к формированию новых социальных групп:

4. Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва — третий Рим»?

Объявление Москвы третьим Римом способствовало возвышению Московского княжества в период Ивана III. Москва объявлялась центром политической и церковной жизни. Также это давало повод называть себя защитницей всех православных, что способствовало присоединению ряда новых земель.

5. Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней? Какое значение имеют они для нас сегодня?

До наших дней сохранились такие символы Российского государства как изображение сидящего на коне Георгия Победоносца и двуглавый орел.

Нынешний двуглавый орел увенчан тремя золотыми коронами – символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).

На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

1. Пользуясь картой № 8 (стр. VII), определите, какие земли входили в состав Московского княжества к 1462 г. Какое время считается периодом завершения объединения русских земель? Назовите территории, вошедшие в течение этого периода в состав Московского государства.

К 1462 году в состав Московского княжества вошли белозерские, костромские, галицкие, углицкие, дмитровские земли, а также территории великого Владимирского княжества.

Собирание земель было завершено в 1510 г. присоединением Пскова и в 1521 г. — Рязанского княжества. За это время были присоединены: Новгород (1478 г.), Тверь (1485), территории в верховьях Оки и Десны — Северские земли, а также Смоленск.

2. Охарактеризуйте взаимоотношения церкви и государства, складывавшиеся в процессе образования Российского централизованного государства. Какой могла быть перспектива решения вопроса о церковном землевладении?

Церковь сыграла важную роль в объединении Российского государства. Ее иерархи выступали за единство земель, стремились примирить князей. Именно в среде церковных лидеров после падения Византии родилась идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй.

Перспективой решения вопроса о церковном землевладении была бы секуляризация земли в пользу государства с денежной компенсацией. Тогда бы церковники получили средства для распространения своих земель, а государство земли для укрепления своей власти.

3. Дайте характеристику общих черт и отличий сословной структуры русского и западноевропейского средневекового общества.

Российское общество, как и западноевропейское делилось на три основных сословия: дворянство (рыцарство), духовенство, крестьянство. Также можно выделить четвертое сословие, которое только проходило консолидацию – горожане.

Дворяне как в Западной Европе, так и в России имели исключительные права на владение землей, они не платили налоги, взимали налоги с третьего сословия (крестьян), как правило служили в войске и участвовали в управлении государством. В отличие от Западной Европы в России было распространено поместное землевладение, а не наследственное (кроме удельных князей), также дворяне в России владели крепостными крестьянами, а в Западной Европе – не владели.

Духовенство в Западной Европе и в России считалось привилегированным сословием. Как и в Европе по мере усиления центральной политической власти, оно утратило свое влияние. В отличие от Европы в России значительно усилилось экономические позиции духовенства, что выразилось в росте церковного землевладения.

Крестьяне были непривилегированным сословием, они платили налоги, не имели права владеть землей, а только пользоваться ей. Отличие в положении крестьян в Западной Европе от России заключалось в том, что они были лично свободными, в то время как в России происходил процесс полного закрепощения крестьян.

Также в России в социальной структуре общества имелась такая особенность, как наличие сословия казачества.

Источник

ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 20

Вопросы в конце параграфа

1. Как Реформация и Великие географические открытия помогли Европе выбиться в лидеры?

Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики. Значительный импульс развитию континента дала Реформация – европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.

2. Какое влияние оказала научная революция на «европейское чудо»?

Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие ее открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий – телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений.

3. Какие европейские города были самыми крупными? Как вам кажется, почему?

Крупными городами Европы были Амстердам, Лондон, Женева, Генуя, Париж. Это связано с развитием международной торговли. Эти города становятся центрами международных займов, здесь находились биржи, которые были местами обмена товарами и ценными бумагами.

4. Каковы были последствия аграрной революции, что она изменила?

Аграрная революция перестроила сельское хозяйство ради увеличения его доходности. Так, например, в Англии вместо средневековой нормы – один кормит троих – крестьянин кормил 12-13 человек. Аграрная революция способствовала промышленной революции.

5. Какие новые возможности открыла транспортная революция?

Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новый виды повозок обладали большей грузоподъемностью. Активно строились платные дороги, по которым повозки передвигались намного быстрее. Большие деньги вкладывались в строительство каналов. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжелые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей. Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле.

Стр. 20. Подумайте

1. Как вы думаете, в связи, с чем Европа получила возможность стать лидером мира?

Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. Плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи. Европа избежала разрушительных набегов кочевников. Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Соперничество между множеством государств позволяло развивать политическую и экономическую сферы жизни общества; такая конкуренция была залогом успешного экономического развития. Великие географические открытия позволило Европе осваивать новые продукты питания, получить доступ к богатым ресурсам, которые способствовало развитию экономики. Реформация стала толчком к преобразованию духовной сферы жизни общества, что способствовало развитию идей предпринимательства. Европейские страны использовали технические и научные достижения народов открываемых ими государств, аккумулируя их, сочетая со своими знаниями, что в итоге вывело Европу на новый научный и технический уровень. В Европе закладывается фундамент процесса модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Все эти факторы способствовали тому, что Европа стала лидером мира.

2. Какие предпосылки для этого были заложены в XVI – XVII вв.?

В XVI-XVII вв. в Европе процветала конкуренция во всех сферах. Государства стремились гарантировать закон и порядок, соперничая между собой, что становилось залогом быстрого и успешного экономического развития. Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. В Европе закладывается фундамент процесса модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа все больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира и постепенно училась диктовать ему свою волю.

3. Что с вашей точки зрения, заставило Европу провести модернизацию?

Развитие капитализма, изменения в обществе, связанные с Реформацией, Великие географические открытия способствовали развитию политических, экономических и философских мировоззрений. Развитие этих идей привело к пониманию необходимости перемен, что заложило основы модернизации и заставило страны пойти по этому пути.

4. Используя дополнительные источники, запишите в тетрадь, какие изменения принесла с собой аграрная революция.

1) Обеспечение продуктами питания быстро растущего населения Европы.

2) Аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук.

3) Сложился рынок сбыта товаров.

4) Аграрная революция способствовала накоплению капиталов.

5) Аграрная революция обеспечила проведение промышленной революции.

5. Используя Интернет и другие источники, подготовьте сообщение о европейском разделении труда.

Общественное разделение труда существовало и играло большую роль в экономической жизни западноевропейских стран и до XVI в., хотя его масштабы были очень ограничены.

В XVI в. при достигнутом к этому времени уровне производительных сил передовые феодальные страны вступают в период более широкого и развитого по своим формам общественного разделения труда. Усложнение производственной техники само по себе делало необходимой все большую специализацию отдельных хозяйств в определённых видах производственной деятельности. В том же направлении действовали и связанные с развитием техники экономические и социальные процессы. В частности, рост производительности труда имел своим результатом увеличение массы прибавочного продукта и, следовательно, доходов господствующих классов и феодального государства, предъявлявших особенно большой спрос как раз на те изделия, которые производились городской промышленностью (предметы роскоши, военное снаряжение, корабли для флота и т. д.). Понятно, что следствием этого должно было быть дальнейшее развитие общественного разделения труда.

На этой новой, более высокой ступени общественного разделения труда достигли полного или почти полного обособления от сельского хозяйства горное дело, металлургия (как чёрная, так и цветная), некоторые отрасли металлообрабатывающего производства, кораблестроение, шелкоткацкая промышленность и т. д. В значительно большей, чем раньше, степени отделилась от сельского хозяйства шерстоткацкая промышленность. Началось отделение от сельского хозяйства льноткацкой промышленности, раньше обычно концентрировавшейся в деревне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *