Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

GN1204: Безопасность жизнедеятельности

В тех случаях, когда потоки масс, энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях или других чрезвычайных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск — вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Риск — это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку, мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последствий ее реализации за определенный промежуток времени.

Риск как количественная характеристика вероятного действия опасностей соотносится с определенным количеством работников (жителей) за конкретный период времени. При этом подразумевается, что возможности опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).

Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит. Риск в этом случае определяется по формуле:

где r — риск (обобщенная оценка);

n — количество случаев вследствие события;

N — количество людей, на которых воздействовало событие.

К детерминированным эффектам относятся те, что всегда наступают при определенных событиях или превышении определенного уровня фактора, а тяжесть их последствий зависит от величины фактора.

Понятие риска широко используется при установлении гранично допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.

В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности — элементы производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риски.

Индивидуальный риск — это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события для конкретного индивидуума, характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для личности. Выражением индивидуального производственного риска являются показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Коллективный риск — это вероятность травмирования или гибели двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Применяется при оценке возможного воздействия негативных факторов для коллектива людей, человеческого общества в целом

Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый риск — это минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям, т.е. такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Для того чтобы определить серьезность опасности, степень допустимости риска в той или иной ситуации, существуют различные критерии: категории серьезности опасности; уровни вероятности опасности; матрица оценки риска.

По степени допустимости риск развития опасных ситуаций подразделяется на:

На практике достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности невозможно. Отвергнутый риск в настоящее время также невозможно обеспечить, учитывая отсутствие технических и экономических предпосылок для этого.

Существуют следующие методические подходы к определению риска:

Применять эти методики необходимо в комплексе, поскольку они отражают разные аспекты риска, а для первых двух методик не всегда есть достаточные данные.

Мотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и обоснованный мотивами, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей.

Немотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и не обоснованный действиями, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей

Антропогенным является риск, представляющий собой сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события, обусловленного жизнью и деятельностью человека.

Техногенный риск сочетает вероятность наступления неблагоприятного события (аварий) и его последствий, обусловленного работой технических объектов.

С техногенным риском напрямую связаны производственный и профессиональный риски.

Производственный риск связан с конкретным производством, производственной деятельностью предприятия.

Профессиональным является индивидуальный риск, связанный с профессиональной деятельностью конкретного человека.

Для определения уровня риска проводится оценка вероятностной меры возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущерба.

Общая формула расчета риска может быть представлена в следующем виде:

где R — уровень риска, т. е. вероятность нанесения определенного ущерба человеку и окружающей среде;

%%R_1%% — вероятность возникновения события или явления, обусловливающего формирование и действие вредных факторов;

%%R_2%% — вероятность формирования определенных уровней физических полей, ударных нагрузок, полей концентрации вредных веществ в различных средах и их дозовых нагрузок, воздействующих на людей и другие объекты биосферы;

%%R_3%% — вероятность того, что указанные уровни полей и нагрузок приведут к определенному ущербу.

Количественная мера риска может выражаться не только вероятностной величиной. Иногда риск интерпретируют как ущерб, возникающий при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях. Однако определение уровня риска как вероятностной категории является более приемлемым при практической оценке уровня безопасности.

Современные представления об уровнях приемлемого индивидуального риска

В соответствии с концепцией приемлемого риска различают:

Источник

Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

Приемлемым риском называется такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития общества можно смириться. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на показатели безопасности предприятия, отрасли экономики или государства.

Суть концепции допустимого (приемлемого) риска, в стремлении к такой опасности, которую примет общество в данный период времени.
Концепция приемлемого риска – достижение такого минимального риска, который с одной стороны является технически возможным и с другой допустимым обществом в данный период времени.
Сущность концепции приемлемого (допустимого) риска состоит в стремлении создать такую малую опасность, которую воспримет общество в данное время, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического положения, развития науки и техники,

Обеспечить нулевой риск в действующих производствах невозможно. Поэтому в современном мире существует понятие приемлемого риска, т. е. стремление к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможными путями его достижения. Экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны, и затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности можно нанести ущерб социальной сфере. Поэтому при установлении приемлемого риска находят оптимальный вариант между инвестициями в техническую и социальную сферы. К приемлемым рискам относят научно обоснованные нормативы, регламентируемые соответствующими нормативно-правовыми актами. В некоторых странах приемлемые риски устанавливаются в законодательном порядке (например в Голландии). Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели на производстве считается риск 10-6 в год, т. е. в течение 1 года на 1000000 человек ожидается 1 летальный исход. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.
В рамках концепции приемлемого риска рост уровня жизни всех членов общества ограничен, так как при ее реализации не учитываются выгоды (общественная полезность) от прогрессивных технологий, которые на первых порах могут быть сопряжены с повышенным риском для тех, кто их реализует. Это приводит к их отторжению общественностью. Но новые технологии в итоге осваиваются человечеством как средство для. выживания и дальнейшего повышения уровня жизни членов общества.

Вы делаете операцию на сердце. Сердце одно. Неприемлимый риск
Доступно?)

Источник

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый рискdinamitri494

dinamitri494

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным (мотивированным). Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск, – «планируемое повышенное облучение», допускаемое в исключительных случаях для лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий.

н емотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

Пути управления риском :

nbsp; 1)совершенствование технических систем безопасности;

nbsp; 2)подготовка и обучение персонала;

nbsp; 3)совершенствование управления при чрезвычайных ситуациях.

Для правильного определения соотношения инвестиций по каждому направлению необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Технические, организационные, административные методы управления риском дополняются экономическими методами. К ним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Сочетание качественного и количественного анализа на разных стадиях проектирования и эксплуатации дает в результате оценку общего риска.

Источник

приемлемый риск

3.31 приемлемый риск (tolerable risk): Риск, который считается обычным при данных обстоятельствах, на основе существующих в текущий период времени ценностей и возможностей общества и государства.

3.44 приемлемый риск: Риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из экономических и социальных соображений.

3.1.33 приемлемый риск (tolerable risk); RT: Максимальное допустимое значение риска для защищаемого здания (сооружения).

3.38 приемлемый риск (tolerable risk); RT: Максимальное допустимое значение риска для защищаемого здания (сооружения).

3.41 приемлемый риск (risk tolerance): Общий суммарный риск, который организация готова принять, выдержать и которому готова быть подвергнута в любой момент времени.

3.5 приемлемый риск: Уровень риска, с которым общество готово мириться для получения определенных благ и выгод в результате своей деятельности.

3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области БТиОЗ (см. 3.16).

3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, уменьшенный до уровня, допустимого организацией, с учетом ее обязательств по законодательству и ее политики в области ОЗиБТ (см. 3.16).

Смотри также родственные термины:

Полезное

Смотреть что такое «приемлемый риск» в других словарях:

приемлемый риск — приемлемая степень риска — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация Синонимы приемлемая степень риска EN acceptable risk … Справочник технического переводчика

Приемлемый риск аварии — Приемлемый риск аварии – риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из социально экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой при эксплуатации объекта, общество готово пойти … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Приемлемый риск аварии — 2.7. Приемлемый риск аварии риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на… … Официальная терминология

Приемлемый риск аварии — 2.7. Приемлемый риск аварии риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Риск — У этого термина существуют и другие значения, см. Риск (значения). В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но ис … Википедия

Риск — (Risk) Риск (Risk) это возможная опасность какого либо неблагоприятного исхода Риск, управление, группы и факторы риска, характористика, история, и вероятность риска Содержание >>>>>>>>>>>>>>> Риск (Risk) это, опре … Энциклопедия инвестора

риск — 2.19 риск (risk): Потенциальная опасность нанесения ущерба организации в результате реализации некоторой угрозы с использованием уязвимостей актива или группы активов. Примечание Определяется как сочетание вероятности события и его последствий.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

риск приемлемый — 2.1.14 риск приемлемый: Риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Приемлемый пожарный риск — риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из социально экономических соображений. Риск эксплуатации промышленного предприятия является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от его эксплуатации, общество готово пойти на этот риск.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК

Принципы и методы определения приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания

Air transport. System of management safety of aviation activity. Acceptable risk. Principles and methods of determining acceptable risk for the state and the service providers

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1878-ст

Введение

В настоящее время производители обеспечивают качество авиационной техники лишь по показателю нормативной вероятности возможности возникновения рискового события.

Производитель полагает, что если авиационная техника надежна, она по умолчанию безопасна, что не соответствует требованиям международных стандартов. Он не располагает методиками пересчета рисков в показатели надежности и не обязан делать что-то дополнительно, т.к. необходимые методики оценивания интегральной значимости рисков отсутствуют.

В настоящем стандарте отмеченные вопросы обсуждаются комплексно, во взаимосвязи, теоретически и практически в форме алгоритмов.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к оценке уровня приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания авиационной деятельности, а также принципы и подходы к методам его определения.

Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.2 инцидент: Любое событие, связанное с использованием воздушного судна, которое потребовало дополнительных действий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.

3.1.3 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.1.4 приемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).

3.1.5 проективный подход: Такой подход в профилактике авиационных происшествий, который основан на выявлении опасных факторов в авиационной системе, которые еще не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий и катастроф.

3.1.6 уровень безопасности: Степень безопасности системы, определенной в виде четких или нечетких стандартных показателей.

3.1.8 управление безопасностью: Процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

3.1.9. управление риском: Процесс, аналогичный управлению безопасностью, в узкоспециализированном направлении обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т.е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в безопасной системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией. Авиация представляет собой полную систему, которая включает в себя: летный экипаж, аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью предполагает учет всех компонентов этой системы. Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска.

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

4.3 Программа обеспечения безопасности авиационной деятельности представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности.

4.4 Основным показателем безопасности авиационной деятельности для государства и для поставщиков обслуживания является число авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100000 ч летного времени. Для вертолетов принято пользоваться термином «риск смертельного ранения» (РСР), рассчитываемым по формуле Р.Дж. Фокса.

На рисунках 2 и 3 показана зависимость Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риски РСР от налета на 1 инцидент. Рисунок 4 показывает соотношения Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риски РСР.

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Смотреть картинку Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Картинка про Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск. Фото Что специалисты принимают под понятием приемлемый риск

По зависимостям, представленным на рисунках 2 и 3, можно определить уровень безопасности в авиакомпании, в регионе и в государстве.

Зная распределение инцидентов по причинам (отказы ВС, аэродромное обеспечение, птицы, ошибка экипажа и пр.), можно определить слагаемые суммарного риска.

4.5 Для проведения необходимых расчетов необходимо наличие баз данных, содержащих:

4.5.1 Сведения по парку ВС, эксплуатирующихся в авиакомпании, регионе, государстве, включая следующую информацию:

4.5.1.2 Регистрационные знаки.

4.5.1.3 Серийный номер.

4.5.1.5 Дата последнего ремонта.

4.5.1.6 Место последнего ремонта.

4.5.1.7 Наработка СНЭ, ч/пос.

4.5.1.8 Наработка ППР, ч/пос.

4.5.1.9 Наработка за последний год, ч/пос.

4.5.1.10 Налет за последний год, км.

4.5.1.11 Число перевезенных пассажиров.

4.5.2 Сведения по авиационным происшествиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *