Что спеть ребенку в утробе
Пение до рождения. О методах музыкального оздоровления будущего ребенка
Наталья Алешина журналист, психолог, эксперт по вопросам воспитания детей
Когда мне в четвертый раз в течение двух недель задали вопрос, пою ли я своему будущему ребенку песенки, я задумалась. Зачем малышу, который еще не родился и находится в животе у мамы, петь песни? А может, я лишаю своего будущего ребенка чего-то важного, отказываясь от пения в период беременности? Почему в последнее время во многих школах для будущих мам преподают пение? Что это — приятное развлечение, способ расслабиться или, действительно, эффективный способ пренатального развития ребенка?
Обратимся к истории. Правильно говорят: все новое — это хорошо забытое старое. Как оказалось, корни этого новомодного течения лежат очень глубоко. Лечебное действие музыки на организм еще не рожденного ребенка известно с древних времен. Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Так, в Китае еще 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. Китайцы считали, что жизнь начинается с зачатия, а, значит, заниматься воспитанием ребенка необходимо сразу после зачатия. В Японии беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что к свадьбе каждая девушка должна соткать себе ковер, а за время беременности будущая мама должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса. До последнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.
Научное объяснение влияния звука на развитие мозга ребенка
Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Тогда же была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны, существовала научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка.
В связи с этим в Европе и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.
А в 1982 году японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на разные звуковые эффекты различным образом: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, она может ему нравиться или нет. При помощи специального ультразвукового сканера ученые обследовали несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их «грустить», а заводные — «радоваться».
Доказано, что звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка, гармонизируя его. Через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Это, действительно, некое направление развития человека, где во внутриутробном периоде в него вкладываются очень важные элементы. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они «слышали» до рождения, будучи в утробе матери. Следовательно, беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.
Кстати, об интеллекте. Исследования американских ученых показали, что всего лишь десятиминутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта показало повышение так называемого коэффициента интеллекта в среднем на 8-9 единиц. При этом в группе тестируемых были люди, которые любят музыку Моцарта, и те, кому она совершенно безразлична. А русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов установили такую закономерность: оказывается, с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозге при стрессе.
Современные методики пения до рождения
Начиная с 50-х годов XX столетия, в различных странах мира были созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают и по сей день. Все методики музыкального оздоровления будущего ребенка направлены на обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на снятие жизненных стрессов, улучшение самочувствия и оздоровления самой беременной женщины с помощью музыки и подготовку ее к родам.
А что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а также неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. Наиболее распространенный в нашей стране метод музыкального оздоровления будущего ребенка «Сонатал», разработанный титулованным ученым, профессором М. Л. Лазаревым. Само название сонатал происходит от двух латинских слов «сонанс» — звучащий и «натус» — рожденный и означает «музыка беременности и рождения». В систему Лазарева, получившую название сонатал-педагогика, входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с режимом дня беременной женщины и биоритмами плода. Прежде всего, эта методика направлена на формирование здоровья ребенка. Методика профессора Лазарева представляет собой музыкальную стимуляцию развития плода и новорожденного ребенка. Еще не родившийся малыш слушает, как поет его мама, и проходит свое самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребенка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребенка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом как чудесные вибрации жизни.
В чем сила пения будущей мамы
Что слушать во время беременности
В последнее время все чаще врачи и психологи рекомендуют беременным женщинам не только петь, но и почаще слушать классическую музыку. Наиболее благоприятное влияние на развитие плода оказывает мелодичная структурированная музыка. Бетховен, Брамс — возбуждают плод. Музыка, близкая к альфаритмам, такая как музыка Моцарта, Вивальди, успокаивает плод. Кроме того, слушая «правильную» музыку, можно свести к минимуму многие неблагоприятные факторы. Причем, как оказалось, разная музыка выполняет разные лечебные функции. Вот наиболее распространенные произведения, активно используемые в музыкотерапии:
Для снятия стресса и уменьшение чувства тревоги:
Шопен «Мазурка, «Прелюдии»
Штраус «Вальсы»
Рубинштейн «Мелодии»
Для уменьшения раздражительности: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт»
Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»
Для общего успокоения, удовлетворения:
Бетховен «Симфония 6», часть 2
Брамс «Колыбельная»
Шуберт «Аве Мария»
Шопен «Ноктюрн соль-минор»
Дебюсси «Свет луны»
Для снятия симптомов гипертонии:
Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»
Барток «Соната для фортепиано, «Квартет 5»
Брукнер «Месса ля-минор»
Шопен «Ноктюрн ре-минор»
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Моцарт «Дон Жуан»
Лист «Венгерская рапсодия»
Бетховен «Фиделио»
Хачатурян «Сюита Маскарад»
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
Чайковский «Шестая симфония», 3 часть
Бетховен «Увертюра Эдмонд»
Шопен «Прелюдия 1, опус 28»
Лист «Венгерская рапсодия» 2
От бессонницы:
Сибелиус «Грустный вальс»
Глюк «Мелодия»
Шуман «Грезы»
пьесы Чайковского
Естественно, при прослушивании мелодий, прежде всего, вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Нравится вам скрипичная, органная, фортепианная или симфоническая музыка? А может, вы предпочитаете церковную музыку (не зря же она называется духовной)? Решайте сами. Экспериментируйте. Правильно говорят: то, что нравится будущей маме, обязательно придется по душе ее ребенку и наоборот.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Разговор с животиком
Почти все будущие мамы мысленно устанавливают контакт со своим еще не родившимся ребенком. Они знают, когда он спит и когда бодрствует, чувствуют, оживлен ли он или остается совершенно спокойным. Это «вслушивание в себя» для многих женщин является бесконечно прекрасным переживанием. Ребенок в свою очередь реагирует на нежные мысли, ласковое обращение и игры радостным шевелением.
Многие, особенно папы, скептически относятся к таким занятиям, мол, ну что может понимать выпуклый животик? На самом деле, общение в утробе чрезвычайно полезно как для малыша, так и для членов семьи.
Это важно!
Разговор с животиком можно начинать с первых дней беременности, и просто необходимо с 14-16 недель. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках.Общайтесь с животиком и ваш малыш вас услышит!
Но какую пользу способны принести беседы с малышом в животике?
Приемы, которые помогут наладить общение с малышом в животике:
Животик растет, и вы все явственнее начинаете ощущать своего ребенка. Болтайте с ним и учитесь понимать его «язык» — язык движения. Малыш двигает ручками и поэтому возникает чувство «бабочек» в животе, а толчки и удары происходят от того, что он дрыгает ножками. Сосредоточьтесь на этих движениях, попробуйте разгадать, где ручка, где ножка. Поиграйте с ребенком, ведь малыши в утробе могут реагировать на прикосновения и поглаживания.
Игры с животиком не должны быть слишком активными и шумными. Прикосновения — нежные, голос – с ласковыми интонациями.
Топ ногой, топ другой (постучите пальчиками и по животу)
Я большой уже такой (широкими движениями сверху вниз погладьте живот)!
И шагают сами (пальцы «шагают»)
Ножки прямо к маме (погладьте живот по часовой стрелке).
Как на этой на неделе
Прилетели две тетери (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке).
Походили-пощипали (слегка пощипайте кожу по часовой стрелке)
Походили-поклевали (постучите пальцами)
Посидели-посидели (очень легкие похлопывания)
И обратно улетели (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке).
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери (поглаживания сверху вниз).
Мы тетерок будем ждать —
Дадим им крошек поклевать (постучите пальцами).
Приобщайте к играм и беседам папу. Сядьте с мужем на пол. Пусть он прислонится спиной к стенке. А вы устройтесь между его раздвинутыми ногами. Положите вместе руки на ваш живот. Мысленно сконцентрируйтесь на ребенке, пошлите ему нежные слова и чувства. И скоро вы сможете «услышать» его. Он прижмется изнутри к вашим рукам.
Многим родителям интересно знать, как чувствует себя малыш в животике, все ли с ним в порядке, как он переворачивается, как бьется его сердечко. Для более тесного общения учеными изобретен электронный стетоскоп Graсo. Им целесообразно пользоваться со второго триместра. Прикладываете стетоскоп к животу, надеваете наушники и прислушиваетесь к таинственной жизни внутри животика.
Проведите эксперимент: говорите, играйте с малышом и с помощью стетоскопа наблюдайте реакцию. Скорее всего, малыш откликнется на ваши слова. При желании звуки можно записать и оставить на память первые моменты общения с ребеночком. Вот такое чудо техники. Кстати, пишут, что он абсолютно безопасен, а слушать можно всей семьей.
Сядьте или лягте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и вслушайтесь в себя. Положите одну руку на лобковую кость, а другую – на крестец. Ваши руки охватывают теперь матку, а значит, и ребенка. Попытайтесь мысленно увидеть свое тело изнутри. Что бы вы себе не представили, — правильно. Насладитесь этим моментом и медленно возвращайтесь назад из вашего «путешествия».
Существует интересная методика общения, которая поможет вам лучше понять своего малыша, установив эмоциональный контакт с ним.
Понаблюдайте за шевелениями ребенка и отметьте то время, когда они интенсивнее всего. Это и будет время контакта. Теперь выберите способ общения: поглаживание, похлопывание, легкое постукивание, на ваше усмотрение. Вначале можно поздороваться с малышом, а затем спеть песенку или прочитать потешку. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.
В выбранное время дождитесь шевелений и начинайте тактильно-голосовое воздействие. Повторите несколько раз с короткими перерывами. Общайтесь с крохой таким способом около 10-20 минут ежедневно. После нескольких сеансов вы заметите обратную связь — малыш будет толкаться в то место, где вы в данный момент гладите живот. Спустя некоторое время, когда ребенок начнет регулярно отвечать на ваши действия, можно установить другой момент для сеансов связи, возможно уже с папой.
Учеными доказано, что прослушивание качественной музыки (классической, народной) во время беременности укрепляет нейроны ребенка, способствует лучшему развитию головного мозга. Внутриутробные уроки музыки развивают способности к обучению и музыкальный слух.
Главное, чтобы музыка нравилась будущей маме и вызывала у нее положительные эмоции, тогда позитив ощутит и ребенок. Привыкнув к определенному жанру музыки во внутриутробном возрасте, родившись, малыш наверняка разделит мамины предпочтения. Знакомые мелодии будут радовать и успокаивать. Важно не включать музыку слишком громко, так как резкий звук может испугать малыша.
Читайте животику сказки, стихи или потешки, напевайте колыбельные песенки.
У каждого литературного произведения есть свои ритм и мелодичность. Эти свойства сказок и стихов благотворно влияют на формирование речи ребенка еще в утробе матери. Ребенок слышит и впитывает, а после рождения узнает знакомые ему ритмы и мелодии сказок, которые слышал, еще находясь в животике.
Читая ребенку в период беременности, вы не только сможете научиться успокаивать малыша с помощью мелодичности текста сказок, но и посеете в малыше любовь к слушанию, что в будущем, несомненно, сослужит вам хорошую службу.
Колыбельные среди детских песенок вне конкуренции. Для исполнения колыбельных не нужны вокальные данные. Главное, чтобы песня вам нравилась, и вы пели ее с любовью к вашему крохе.
Перед сном или в минуты уединения, устройтесь поудобнее, положите ладонь на живот и тихонько напевайте. Скоро вы почувствуете, что ребеночек затихает от вашего пения и отвечает на него ласковыми шевелениями.
Прослушивание стихов, сказок и колыбельных дает отличные предпосылки для формирования речи и органов слуха. Это своеобразный урок лингвистики для вашего любимого пузожителя.
Таким образом, разговор с животиком — сплошная польза для всех членов семьи. Эмоциональный контакт и теплое общение с мамой в утробе способствуют гармоничному развитию ребенка, а также раннему внутриутробному воспитанию. У беременной разговор с любимым крохой сглаживает ощущения усталости, страха и беспокойства. И маме и папе общение втроем помогает лучше осознать их новые роли и морально подготовиться к рождению долгожданного малыша.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Пение во время беременности
Многие девушки, находящиеся в интересном положении, задумываются о том, чтобы начать заниматься творчеством или продолжить когда-то начатое обучение. График дня меняется и пересматривается, появляется больше времени, многим хочется потратить его с пользой для себя и для будущего малыша. Конечно же, самый первый вопрос, который возникает, не получится ли так, что мама навредит будущему малышу.
Как пение влияет на протекающую беременность
Воздействие звука на состояние человека
Влияние звуков на состояние и мозг человека изучается уже очень давно и подробно в разных странах нашего огромного мира. Звуковая волна, которая преобразуется в электрический сигнал поступает в мозг и имеет прямое влияние на наш организм. В мозге активизируются определенные зоны. Настроение начинает меняться, изменяется гормональный уровень, все это происходит потому что наш организм слышит и слушает то, что его окружает. Доказано было и то, что ребенок, находясь в утробе матери слышит окружающие его и маму звуки. Стоит отметить то, что те звуки, которые малыш слышит, находясь еще в животе у матери, влияют на его дальнейшее развитие.
Еще очень интересным фактом является то, что помимо того, что малыш слышит звуки, он на них еще и реагирует. В 1982 году в Японии был проведен эксперимент, во время которого с помощью ультразвукового сканера было определено то, что малыш не просто слушает музыку, он на нее реагирует. Рядом с будущей мамой ученые включали короткий музыкальный фрагмент. Во время воспроизведения медленной мелодии, еще не родившийся ребенок был спокоен, а во время веселой он был активен и радовался.
Чем полезно пение для будущей мамы и ее малыша
Многие психотерапевты советуют будущим мама петь своим детям колыбельные песни для того, чтобы самой успокоиться после активного дня, а так же, чтобы успокоить малыша. Во время пения мамы, к малышу поступают определенные вибрации, их можно назвать мягким массажем для ребенка. Колыбельная песня нормализует психику, уравновешивает, благотворно влияет на снятие стресса. Спетая мамой колыбельная окажется эффективнее любых лекарств, сон малыша будет спокойным и крепким всю ночь.
Пение является профилактикой так называемого кислородного голодания. Когда вы исполняете песню, в организм поступает много кислорода, а значит им насыщается и ваш будущий малыш. Очень полезно будет петь произведения с протяжными нотами, чтобы легкие мамы работали особенно активно.
Мамина песня благоприятно влияет на развитие речи и музыкального слуха малыша.
Как и что петь матери во время беременности
Если вы не знаете что петь во время беременности, какой репертуар подобрать для занятий вокалом в этот прекрасный период, то давайте остановимся на данном вопросе более подробно. Совсем не обязательно петь новые песни, учить и запоминать тексты. Достаточно просто пропевать звуки. Произносите звук на выдохе, тяните его, не пытайтесь сильно давить на звук и быстро выдыхать. Делайте все плавно, не торопясь и спокойно. Меняйте сочетание пропеваемых гласных между собой, например: «а-а, э-э, и-и, у-у», «а-э-и, а-о-у», «ма-мэ-ми-мо-му» и так далее.
Мы уже говорили о том, что очень полезно петь колыбельные песни. Они являются настоящим анти-стрессом для будущей матери и живым успокоительным для малыша. Снижается общее напряжение как у мамы, так и у дитя.
Народная песня, испокон веков, оказывает на малыша успокаивающее влияние, создает чувство защищенности и безопасности. Есть довольно простые песенки, которые может разучить даже новичок в вокале, например: «Во поле березка стояла», «Как пошли наши подружки», «Ах вы сени, мои сени», «Калинка», «Валенки».
Если вы умеете писать песни собственного сочинения, то это настоящий дар. В такие песни, тексты, мама, как автор, вкладывает свою душу, свои эмоции, мысли. Это великолепный способ выстраивания эмоциональной связи между мамой и ее будущим малышом. Пойте, рассказывайте своему ребенку о том, что вы написали, погружайте его в свой музыкальный мир.
! Стоит исключить из прослушивания и пропевания ту музыку и репертуар, которые могут негативно повлиять на настроение ребенка и вызвать раздражение. Громкая, резкая и агрессивная музыка может напугать ребенка. Но при этом стоит помнить, что если мама, при прослушивании или пении песен, например, в стиле рок находится в спокойном состоянии и ей это нравится, то и ее будущий малыш будет абсолютно спокоен.
Дорогие будущие мамы, желаем здоровья вам и вашим будущим малышам!
Малыши в утробе видят сны! Врач рассказывает о самых интересных этапах развития плода
Что происходит с малышом у мамы в животе: спит он или бодрствует, различает ли звуки, чувствует ли присутствие папы, реагирует ли на классическую музыку и может ли подмигнуть родителям на экране аппарата УЗИ? Эти и другие вопросы мы задали врачу ультразвуковой диагностики Наталье Когаленок.
— В преддверии Нового года все ждут волшебства. Сегодня мы поговорим о настоящем чуде, которое неоднократно повторяется век за веком, — о том, как зарождается жизнь и как этап за этапом она развивается. Это настолько тонко настроенный и филигранно отлаженный механизм, что остается только поражаться гениальности данного процесса. Но давайте по порядку.
Все начинается со слияния двух клеток
— Оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка, преодолевая препятствие в виде маточных труб, попадает в матку и начинает прикрепляться к ее внутреннему слою. Этот процесс называется имплантация, происходит он приблизительно на седьмые сутки от зачатия.
После прикрепления начинается зародышевая фаза — деление на клеточки. Уже на этой стадии определяется, какие из них пойдут на образование мозга, какие — на образование сердца и так далее. Все очень четко, последовательно и точно. Именно поэтому многие врачи выступают против процессов генетического вмешательства в некоторые процессы. Неизвестно, как после этого поведет себя тысячелетиями налаженная система, не даст ли она сбой в каком-то из поколений.
Креветочка постепенно превращается в человека
— Где-то на двадцатый день после «имплантации» постепенно начинают формироваться органы и ткани — зародыш превращается в эмбрион, который некоторое время напоминает запятую или, как говорят некоторые мои пациентки, — симпатичную креветочку (головка и длинный изогнутый хвостик).
Развитие убыстряется. Каждую неделю с маленьким организмом что-то происходит. Например, на 7-й — начинает формироваться сердце, на 9-й — стартует формирование лицевых структур, появляются ручки, на 10-й — пропадают перепонки, явно очерчиваются пальчики и малыш пробует ими шевелить. Мама пока этого может и не чувствовать, но на экране несмелые шевеления ладошками мы родителям часто показываем, задолго до каких-то явных ощущений.
Плод и слышит, и чувствует
— Примерно на 12 неделе формируются зачатки зубов (не зубы, а только зачатки). К 14 неделям появляется слух, продолжает совершенствоваться нервная система. Практически все органы уже сформированы.
На 21 неделе появляется осязание. Малыш чувствует то, к чему прикасается, и может даже рефлекторно реагировать. Например, если его легонько подпихнуть ладошкой, он может пихнуть маму в живот в ответ. Очень интересно в связи с этим наблюдать за поведением двойни. Малыши постоянно взаимодействуют. Могут толкаться, дотрагиваться друг до дружки… Со стороны кажется, что они общаются.
Перед появлением малыш делает парочку «репетиций» в утробе
— После 27 недель считается, что организм уже вполне жизнеспособен и может существовать вне материнской утробы. Ребенок активно готовится к появлению на свет, репетирует. Появляются глотательные и другие рефлекторные движения. Дальше малыш просто набирает вес. В норме примерно по 30 г в неделю. А еще может появляться пушок на голове.
К 37 неделям мы уже ждем появления младенца на свет. Все органы и системы организма к этому готовы. Уязвимым остается только большой родничок, так как он играет важную роль в родах. Косточки в этом месте очень подвижны, все для того, чтобы при появлении на свет головка не травмировалась. Кроме того, мозг продолжает расти, и черепно-мозговая коробка тоже должна расширяться. Зарастает родничок к году. Если это происходит раньше, появляется риск недоразвития мозга — микроцефалия.
Последовательность ультразвукового обследования:
*По показаниям при надобности УЗИ может проводиться чаще.
Несколько любопытных вопросов
— Можно ли без УЗИ определить пол ребенка? Существует очень много народных примет, связанных этим.
— Нет, выявить это без УЗИ может только анализ хромосомного набора. Для этого исследуется, например, околоплодная жидкость или мельчайший фрагмент плаценты. Существует и другой современный, но дорогостоящий метод — определение пола ребенка по анализу крови матери.
— Слышит ли ребенок у мамы в животе звуки, которые раздаются снаружи?
— Да, он слышит, но, учитывая, что рядом с ним происходит много процессов (стучит мамино сердце, шумит кишечник, кровь протекает по сосудам и артериям), внешние звуки доносятся до него в приглушенном нечетком виде.
— А распознает ли он мамин и папин голос?
— Мамин голос — да, но он тоже слегка изменен, так как проходит по бронхам и внутри немного искажается. Насчет распознавания конкретно папиного тембра не уверена.
— Полезно ли включать для будущего сына или дочки классическую музыку?
— На самом деле малышу без разницы, какая музыка играет снаружи. Тут важно другое — получает ли мама от этого удовольствие. Дело в том, что 9 месяцев мать и ребенок — это один организм. И если женщине спокойно и хорошо, то и малышу хорошо. Поэтому рекомендую ставить не конкретно Моцарта или Баха, а те композиции, которые беременная любит. Если же музыка маму по каким-то причинам вообще раздражает, к чему расшатывать ей нервы?
— А что если мама сильно волнуется или переживает сильный стресс, как это отражается на ребенке?
— Если адреналин поступает в мамину кровь, то определенную его дозу получает и плод. На ранних сроках очень сильный стресс опасен угрозой выкидыша. На более поздних сроках плод в большей безопасности, влияния стресса на формирование органов не выявлено.
Однако если стресс хронический, эмоциональное истощение может ухудшать обменные процессы и иммунитет малыша, а также способно спровоцировать нервозность ребенка в будущем, причем ученые считают, что проявиться эмоциональная нестабильность может в любом возрасте.
— Различает ли малыш прикосновения разных людей к маминому животу?
— Пары любят так думать, однако, если рассуждать чисто логически и по-медицински, то нет. И все же, возможно, наука просто не до конца изучила этот вопрос.
— Может ли ребенок в утробе моргать?
— На что внутри смотреть? Там темно и мокро. Цветное и четкое зрение формируется уже после родов. Сначала малыш видит ограниченные участки (например, небольшое пространство возле маминой груди, потом при постепенном развитии анализатора зрения начинает видеть больше, четче и в цвете).
И все же в утробе малыши, правда, могут иногда открывать глазки. Речь идет о той же отработке рефлексов. Порой действительно кажется, что малыш моргает.
Кстати, думаю, вы часто слышите утверждение о том, что все дети рождаются голубоглазыми, а потом роговица меняет цвет. Это не совсем так. Да, темный пигмент формируется на свету, но все же бывает и так, что малыши появляются сразу со своим цветом глаз и совсем не обязательно голубым.
— Правда ли, что ребенок может «кривляться на камеру»?
— Порой картинка на экране как будто фиксирует какую-то эмоцию плода. Родителям кажется, что малыш улыбается, шевелит губками. Но все же это не совсем эмоция. Это, скорее, гримаса. Опять-таки — определенные рефлекторные движения.
Что касается сосательного рефлекса — он безусловный. Ребенок тянет в рот все, что ему попадается: пуповина, ручка, пальчик, ножка. А порой мальчики и девочки даже показывают язык! Когда получается словить этот момент, я обычно шучу, что сорванцом будет.
— Ребенок в утробе спит или бодрствует?
— Большую часть времени спит. Существуют приборы, которые позволяют зафиксировать фазы активности мозга. Так вот мы даже можем сказать, видит ли малыш в конкретный момент времени сон. Да-да, ребенок в утробе видит сны!
Это явление тоже плохо изучено. Ученые пока не пришли к единому мнению, что конкретно снится малышам, ведь у них в памяти пока еще нет зрительных образов. Вполне возможно, что когда ребенок спит, ему снится, что он не спит (смеется) — вокруг все те же звуки, все так же тепло и спокойно, убаюкивающе стучит мамино сердце. Думаю, вполне вероятно, что именно таковы его грезы.