Что спасает талант художника

Что спасает талант художника

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

Любой талант, какой бы силы он ни был, можно развить, а можно и погубить. Это справедливо для любой сферы искусства и науки, но ярче всего это можно проследить на примере жизни художника.

В повести «Портрет» Н.В. Гоголя мы видим резкое противопоставление двух художников — Чарткова и того, кто создал портрет ростовщика. Талант Чарткова идёт по крутой убывающей лестнице.

Пока он был ещё крайне беден, он жил только искусством, и можно было надеяться, что из него выйдет хороший художник. Но в нём всегда теплилась надежда разбогатеть, выйти в свет, пожить в своё удовольствие. И едва только у него появились деньги, как художник дал волю своим желаниям. Сначала он ещё хотел поработать, искусство не утратило для него своей святости, однако вскоре оно стало для Чарткова лишь предметом прибыли, и талант, так и не развернувшись, угас совершенно.

Другой художник, напротив, вознёсся на самую вершину своего искусства и даже превзошёл его. Поняв, что портрет старца-азиата обладает дьявольской силой, и почувствовав, что наказан за его создание, он удалился в монастырь, избрав путь очищения души через пост и молитву. И лишь удостоверившись в том, что заслужил прощение, он принялся за главную картину в своей жизни, которая поразила всех необыкновенной святостью фигур.

Получается, что человек сам выбирает свой путь, и развитие таланта зависит от него самого, а значит, главное в жизни — сделать правильный выбор и не упасть с огромной лестницы в бездну безнравственности.

Источник

Урок литературы в 9-м классе на тему «Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Разделы: Литература

ЭПИГРАФ: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», иллюстрации Кукрыниксов, компьютерная презентация.

— Какие пути были заготовлены художникам того времени? (У художников был выбор: стать модным художником и иметь деньги или работать в нищете, развивая свой талант).

— Схематично мы сможем изобразить это так:

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

Давайте рассмотрим жизнь художника Чарткова в первой части повести. Каким он предстает перед нами вначале? («Предан своему делу»)

— Что же заставило его измениться? (Бедность. Он покупает портрет в лавочке на Щукином дворе и счастливым образом находит деньги).

Какую роль играет сон Чарткова? (Сон становиться явью и выдает сокровенные мысли Чарткова: жажду стать богатым).

— Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги. (Он уже рисует заученными жестами, ему становится скучно, «кисть его тупеет»).

— Какие изменения происходят в его внешнем виде? (Он пошел к портному, оделся с головы до ног, «нечаянно купил лорнет, бездну галстуков», обедал, бросая гордые взгляды на других и поправляя завитые локоны).

— Как характеризует Чаркова встреча с профессором? (Он делает вид, что не замечает профессора, стал высокомерным, гордым и заносчивым).

Найдите в тексте повести фрагменты, где изображена борьба святости и дьявольского наваждения? (« Теперь я обеспечен … на три года, могу запереться в комнате, работать. На краски теперь у меня есть, на обед, на чай … мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю отличный манкен, закажу гипсовый торсик … И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником»… «но изнутри раздавался другой голос, слышнее и громче. И как глянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем 22 года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки…»)

— Что же перевесило чашу весов? («Желание жить богато»).

— Как вы думаете, нравственный путь выбирает Чартков или бездуховный? («Он выбирает бездуховный путь»).

Проследим ступени нравственного падения Чарткова. (Ученики комментируют)

— Как Гоголь относится к перерождению своего героя? (Чартков очень сильно стремится войти в круг высшего общества, иметь деньги, славу. Автор осуждает его, показывает его духовное оскудение).

— Было ли заложено в характере Чарткова духовное падение? (Да, профессор замечал в нем задатки модного художника, краски иногда яркие были, «рисунок не строг или слаб, линия не видна», профессор предостерегал его, говоря, что « на этом талант губится, а не развертывается»).

— Обратимся к кульминации первой части. Какие чувства испытывает Чартков, видя картину товарища прежних лет? («Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ. Им овладел ужас и зависть до бешенства).

— Взгляните на иллюстрацию Кукрыниксов. Какая иллюстрация соответствует кульминации первой части повести? (…)

Что вы можете сказать о товарище Чарткова? (Автор использует антитезу. У него была страсть к искусству, он оторвался от всех дел и уехал в Рим, много работал, посещал галереи и творит произведение, от которого у всех чуть не выступают слезы от восторга).

Есть предположение, что новая картина талантливого художника – это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Посмотрите на репродукцию картины и прочитайте отрывок из повести Гоголя, где есть описание этой картины. Можно ли предположить, что это именно та картина, которую описывает Гоголь? (Да, описание подходит).

— Как построено произведение, что вы можете сказать о композиции? Сравните две части. ( Антитеза).

— Что вы можете сказать о портрете? Почему ростовщик заказывает портрет у художника, и почему тот соглашается его писать? (Художник должен был на картине поместить духа тьмы, ему хотелось в лице его показать «все тяжелое, гнетущее человека». Ему пришла мысль о ростовщике, который через несколько дней сам явился для того, чтобы художник писал с него портрет, т. к. он не хотел умереть «совершенно», а жить в портрете).

— Почему художник решился писать именно «Рождение Иисуса Христа»? ( Строгостью жизни, соблюдением всех монастырских правил художник удивил всех. Хотя настоятель монастыря и просил его написать картину, тот сначала решил очистить душу, только потом взялся за кисть. Он хотел убедиться, что Бог простил его, поэтому он вибирает ту картину, которая созвучна его душе.).

В период создания повести Гоголь увлекался картинами К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании высокого творения главного образа художника-монаха. Черты художника А. Иванова указывают в образе художника, жившего в Италии и приславшего в Петербург свое гениальное творение и в образе старика-художника, равнодушного к жизненным благам. Судьба самого художника отразилась во второй части повести.

— Чем поразила эта картина окружающих, найдите ключевые слова? (Учащиеся зачитывают отрывок: «Это было точно, чудо кисти …»)

— Как можно озаглавить первую и вторую части повести? (Первая часть: «Гибель художника», вторая часть: «Возрождение»).

— Почему у первого художника талант гибнет, а у второго- расцветает? (Талант Чарткова гибнет, т. к. не связывает свою жизнь с Богом, не молится, а отец художника Б. – 12 лет истязает себя постом, молитвами, обращениями к Богу. У него жизнь отняла все, он понял свою ошибку и пришел к Богу. А Чартков, погибнув сам, губит и другие шедевры мирового искусства).

Посмотрите на слайд № 4. Что в нем отражено? (Сначала духовное падение героя, потом нравственное возрождение)

— Что связывает этих двух художников из первой и второй части повести? (Общая тема: творчество, один центр – портрет ростовщика).

— Что необычного, странного, фантастического было в портрете? ( Портрет странен, лицо, наряд, демонические глаза. Портрет как будто «глядел» на окружающих).

Как влияют на окружающих ростовщик и портрет? (Они приносят несчастья окружающим. – Учащиеся приводят примеры из текста).

— Что олицетворяет портрет? (Зло, при его описании часто используются слова «демон» и «дьявол»)

-Могут ли противостоять люди его силам? (Чартков не в силах сопротивляться портрету, а сильные духом могут. Так художник-монах находит в себе силы избавиться от портрета)

-В произведении затронута и религиозная тема, Гоголь был глубоко верующим человеком. Как вы понимаете его слова?

(Можно согласиться со словами Гоголя, т. к. и Чартков верит в Бога, но он делает это машинально, когда в третий раз видит продолжение сна о ростовщике, он крестится. Верить в Бога и делать зло одновременно нельзя. Нужно на деле показать, что человек способен к труду, к работе трудной и упорной. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что, а Чартков выбирает легкий путь наживы и губит свой талант)

-Наказ отца сыну по стилистике очень похож на Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отец здесь выступает как резонер-это мысли самого Гоголя. Найдите и прочитайте в тексте наказ отца к сыну. (Один ученик читает вслух)

-Почему в финале повести таинственный портрет исчезает? (Гоголь хочет сказать, что Зло, которое олицетворяет портрет, существует на земле, оно всегда противостоит Добру. И человек в любых ситуациях должен всячески противостоять злу. Открытым финалом Гоголь призывает нас задуматься над произошедшим и начать работать над собой уже сейчас, никогда не совершать поступков, о которых можно пожалеть в будущем)

-Можно ли утверждать, что портрет странствует по свету, причиняя зло людям? (Несомненно)

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

-Как противостоять злу в мире? (Нужно всегда воспитывать себя и выбирать нравственный путь в жизни, не поддаваясь искушениям «дьявола»)

-Кто виноват в гибели Чарткова? (Он сам, у него был выбор, но он пошел не той дорогой, не выбрав тяжелую работу истинного художника творца)

-В чем, по Гоголю, заключается великая сила художника, его предназначение? (Сила художника в том, что он создает искусство, пропуская окружающую действительность через себя, через свою душу. Гоголь верил, что «красота спасет мир». У Чарткова не хватило сил, ведь служение искусству требует от художника нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за свой талант. У художника-монаха на картине «сквозит невидимо прекрасная душа создателя», у Чарткова этого нет)

-Что же погубило Чарткова? Какую роль выполняет в повести гоголевский Петербург? (Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и капиталистический строй города, который таил в себе еще большую угрозу человечеству. Он не смог противостоять пошлой аристократической среде, влияние которой неотвратимо вело к превращению искусства Чарткова в бездушное ремесло. У Чарткова не хватило сил, чтобы сопротивляться этому влиянию, и он был вынужден сдаться).

-В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой нравственный урок преподает читателям Н.В.Гоголь? (Каждый человек ответственен за свои дела на земле. Человек должен работать над собой всегда и в любых ситуациях противостоять злу, тому, что противоречит природным, душевным качествам человека, иначе может произойти непоправимое, как с Чартковым).

1) Повесть «Портрет» в оценке В.Г.Белинского

2) Письменный ответ на вопрос:» В чем заключаются гибель и спасение таланта художника? »

3) Сопоставить повесть «Портрет» с произведениями:

Источник

Сочинение на тему что губит и что спасает талант художника

2 варианта

В чем заключается гибель и спасение таланта художника? в повести Н.В.Гоголя”Портрет”
Пожалуйста,помогите,хотя бы пару предложений.99 баллов

Ответы:

Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Добавил: NastyaLitle
Беру!

Источник

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

Что спасает талант художника. Смотреть фото Что спасает талант художника. Смотреть картинку Что спасает талант художника. Картинка про Что спасает талант художника. Фото Что спасает талант художника

1. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. подчинение+сочинение

2. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал. подчинение+сочинение+бессоюзие

3. Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. сочинение+бессоюзие

4. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. бессоюзие+сочинение

5. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. бессоюзие+подчинение

6. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно. сочинение+подчинение+сочинение

7. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. подчинение+сочинение+подчинение

8. Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной. подчинение+сочинение

9. За застойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. сочинение+подчинение

10. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным. подчинение+сочинение+подчинение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *