Что спасает талант художника
Что спасает талант художника
Любой талант, какой бы силы он ни был, можно развить, а можно и погубить. Это справедливо для любой сферы искусства и науки, но ярче всего это можно проследить на примере жизни художника.
В повести «Портрет» Н.В. Гоголя мы видим резкое противопоставление двух художников — Чарткова и того, кто создал портрет ростовщика. Талант Чарткова идёт по крутой убывающей лестнице.
Пока он был ещё крайне беден, он жил только искусством, и можно было надеяться, что из него выйдет хороший художник. Но в нём всегда теплилась надежда разбогатеть, выйти в свет, пожить в своё удовольствие. И едва только у него появились деньги, как художник дал волю своим желаниям. Сначала он ещё хотел поработать, искусство не утратило для него своей святости, однако вскоре оно стало для Чарткова лишь предметом прибыли, и талант, так и не развернувшись, угас совершенно.
Другой художник, напротив, вознёсся на самую вершину своего искусства и даже превзошёл его. Поняв, что портрет старца-азиата обладает дьявольской силой, и почувствовав, что наказан за его создание, он удалился в монастырь, избрав путь очищения души через пост и молитву. И лишь удостоверившись в том, что заслужил прощение, он принялся за главную картину в своей жизни, которая поразила всех необыкновенной святостью фигур.
Получается, что человек сам выбирает свой путь, и развитие таланта зависит от него самого, а значит, главное в жизни — сделать правильный выбор и не упасть с огромной лестницы в бездну безнравственности.
Урок литературы в 9-м классе на тему «Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Разделы: Литература
ЭПИГРАФ: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», иллюстрации Кукрыниксов, компьютерная презентация.
— Какие пути были заготовлены художникам того времени? (У художников был выбор: стать модным художником и иметь деньги или работать в нищете, развивая свой талант).
— Схематично мы сможем изобразить это так:
— Давайте рассмотрим жизнь художника Чарткова в первой части повести. Каким он предстает перед нами вначале? («Предан своему делу»)
— Что же заставило его измениться? (Бедность. Он покупает портрет в лавочке на Щукином дворе и счастливым образом находит деньги).
— Какую роль играет сон Чарткова? (Сон становиться явью и выдает сокровенные мысли Чарткова: жажду стать богатым).
— Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги. (Он уже рисует заученными жестами, ему становится скучно, «кисть его тупеет»).
— Какие изменения происходят в его внешнем виде? (Он пошел к портному, оделся с головы до ног, «нечаянно купил лорнет, бездну галстуков», обедал, бросая гордые взгляды на других и поправляя завитые локоны).
— Как характеризует Чаркова встреча с профессором? (Он делает вид, что не замечает профессора, стал высокомерным, гордым и заносчивым).
— Найдите в тексте повести фрагменты, где изображена борьба святости и дьявольского наваждения? (« Теперь я обеспечен … на три года, могу запереться в комнате, работать. На краски теперь у меня есть, на обед, на чай … мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю отличный манкен, закажу гипсовый торсик … И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником»… «но изнутри раздавался другой голос, слышнее и громче. И как глянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем 22 года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки…»)
— Что же перевесило чашу весов? («Желание жить богато»).
— Как вы думаете, нравственный путь выбирает Чартков или бездуховный? («Он выбирает бездуховный путь»).
— Проследим ступени нравственного падения Чарткова. (Ученики комментируют)
— Как Гоголь относится к перерождению своего героя? (Чартков очень сильно стремится войти в круг высшего общества, иметь деньги, славу. Автор осуждает его, показывает его духовное оскудение).
— Было ли заложено в характере Чарткова духовное падение? (Да, профессор замечал в нем задатки модного художника, краски иногда яркие были, «рисунок не строг или слаб, линия не видна», профессор предостерегал его, говоря, что « на этом талант губится, а не развертывается»).
— Обратимся к кульминации первой части. Какие чувства испытывает Чартков, видя картину товарища прежних лет? («Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ. Им овладел ужас и зависть до бешенства).
— Взгляните на иллюстрацию Кукрыниксов. Какая иллюстрация соответствует кульминации первой части повести? (…)
— Что вы можете сказать о товарище Чарткова? (Автор использует антитезу. У него была страсть к искусству, он оторвался от всех дел и уехал в Рим, много работал, посещал галереи и творит произведение, от которого у всех чуть не выступают слезы от восторга).
— Есть предположение, что новая картина талантливого художника – это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Посмотрите на репродукцию картины и прочитайте отрывок из повести Гоголя, где есть описание этой картины. Можно ли предположить, что это именно та картина, которую описывает Гоголь? (Да, описание подходит).
— Как построено произведение, что вы можете сказать о композиции? Сравните две части. ( Антитеза).
— Что вы можете сказать о портрете? Почему ростовщик заказывает портрет у художника, и почему тот соглашается его писать? (Художник должен был на картине поместить духа тьмы, ему хотелось в лице его показать «все тяжелое, гнетущее человека». Ему пришла мысль о ростовщике, который через несколько дней сам явился для того, чтобы художник писал с него портрет, т. к. он не хотел умереть «совершенно», а жить в портрете).
— Почему художник решился писать именно «Рождение Иисуса Христа»? ( Строгостью жизни, соблюдением всех монастырских правил художник удивил всех. Хотя настоятель монастыря и просил его написать картину, тот сначала решил очистить душу, только потом взялся за кисть. Он хотел убедиться, что Бог простил его, поэтому он вибирает ту картину, которая созвучна его душе.).
— В период создания повести Гоголь увлекался картинами К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании высокого творения главного образа художника-монаха. Черты художника А. Иванова указывают в образе художника, жившего в Италии и приславшего в Петербург свое гениальное творение и в образе старика-художника, равнодушного к жизненным благам. Судьба самого художника отразилась во второй части повести.
— Чем поразила эта картина окружающих, найдите ключевые слова? (Учащиеся зачитывают отрывок: «Это было точно, чудо кисти …»)
— Как можно озаглавить первую и вторую части повести? (Первая часть: «Гибель художника», вторая часть: «Возрождение»).
— Почему у первого художника талант гибнет, а у второго- расцветает? (Талант Чарткова гибнет, т. к. не связывает свою жизнь с Богом, не молится, а отец художника Б. – 12 лет истязает себя постом, молитвами, обращениями к Богу. У него жизнь отняла все, он понял свою ошибку и пришел к Богу. А Чартков, погибнув сам, губит и другие шедевры мирового искусства).
— Посмотрите на слайд № 4. Что в нем отражено? (Сначала духовное падение героя, потом нравственное возрождение)
— Что связывает этих двух художников из первой и второй части повести? (Общая тема: творчество, один центр – портрет ростовщика).
— Что необычного, странного, фантастического было в портрете? ( Портрет странен, лицо, наряд, демонические глаза. Портрет как будто «глядел» на окружающих).
— Как влияют на окружающих ростовщик и портрет? (Они приносят несчастья окружающим. – Учащиеся приводят примеры из текста).
— Что олицетворяет портрет? (Зло, при его описании часто используются слова «демон» и «дьявол»)
-Могут ли противостоять люди его силам? (Чартков не в силах сопротивляться портрету, а сильные духом могут. Так художник-монах находит в себе силы избавиться от портрета)
-В произведении затронута и религиозная тема, Гоголь был глубоко верующим человеком. Как вы понимаете его слова?
(Можно согласиться со словами Гоголя, т. к. и Чартков верит в Бога, но он делает это машинально, когда в третий раз видит продолжение сна о ростовщике, он крестится. Верить в Бога и делать зло одновременно нельзя. Нужно на деле показать, что человек способен к труду, к работе трудной и упорной. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что, а Чартков выбирает легкий путь наживы и губит свой талант)
-Наказ отца сыну по стилистике очень похож на Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отец здесь выступает как резонер-это мысли самого Гоголя. Найдите и прочитайте в тексте наказ отца к сыну. (Один ученик читает вслух)
-Почему в финале повести таинственный портрет исчезает? (Гоголь хочет сказать, что Зло, которое олицетворяет портрет, существует на земле, оно всегда противостоит Добру. И человек в любых ситуациях должен всячески противостоять злу. Открытым финалом Гоголь призывает нас задуматься над произошедшим и начать работать над собой уже сейчас, никогда не совершать поступков, о которых можно пожалеть в будущем)
-Можно ли утверждать, что портрет странствует по свету, причиняя зло людям? (Несомненно)
-Как противостоять злу в мире? (Нужно всегда воспитывать себя и выбирать нравственный путь в жизни, не поддаваясь искушениям «дьявола»)
-Кто виноват в гибели Чарткова? (Он сам, у него был выбор, но он пошел не той дорогой, не выбрав тяжелую работу истинного художника творца)
-В чем, по Гоголю, заключается великая сила художника, его предназначение? (Сила художника в том, что он создает искусство, пропуская окружающую действительность через себя, через свою душу. Гоголь верил, что «красота спасет мир». У Чарткова не хватило сил, ведь служение искусству требует от художника нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за свой талант. У художника-монаха на картине «сквозит невидимо прекрасная душа создателя», у Чарткова этого нет)
-Что же погубило Чарткова? Какую роль выполняет в повести гоголевский Петербург? (Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и капиталистический строй города, который таил в себе еще большую угрозу человечеству. Он не смог противостоять пошлой аристократической среде, влияние которой неотвратимо вело к превращению искусства Чарткова в бездушное ремесло. У Чарткова не хватило сил, чтобы сопротивляться этому влиянию, и он был вынужден сдаться).
-В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой нравственный урок преподает читателям Н.В.Гоголь? (Каждый человек ответственен за свои дела на земле. Человек должен работать над собой всегда и в любых ситуациях противостоять злу, тому, что противоречит природным, душевным качествам человека, иначе может произойти непоправимое, как с Чартковым).
1) Повесть «Портрет» в оценке В.Г.Белинского
2) Письменный ответ на вопрос:» В чем заключаются гибель и спасение таланта художника? »
3) Сопоставить повесть «Портрет» с произведениями:
Сочинение на тему что губит и что спасает талант художника
2 варианта
В чем заключается гибель и спасение таланта художника? в повести Н.В.Гоголя”Портрет”
Пожалуйста,помогите,хотя бы пару предложений.99 баллов
Ответы:
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Добавил: NastyaLitle
Беру!
1. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. подчинение+сочинение
2. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал. подчинение+сочинение+бессоюзие
3. Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. сочинение+бессоюзие
4. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. бессоюзие+сочинение
5. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. бессоюзие+подчинение
6. Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно. сочинение+подчинение+сочинение
7. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. подчинение+сочинение+подчинение
8. Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной. подчинение+сочинение
9. За застойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. сочинение+подчинение
10. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным. подчинение+сочинение+подчинение