Что создавали в мастерской уильяма морриса
Уильям Моррис – первый дизайнер
Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предметы были не только функциональны, но и эстетически приятны. Все потому, что человеку свойственна тяга к прекрасному, нехватка которого в быту особенно ощущается с начала «эпохи конвейера». Наполнить повседневность красотой и вернуть ощущение гармонии с природой, от которой люди так отдалились, стремился английский художник-прерафаэлит XIX века Уильям Моррис – первый дизайнер в истории.
Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.
Картина У. Морриса «Королева Гвиневра» («Прекрасная Изольда»), 1858 г. Моделью для создания образа «прекрасной дамы» из средневековой куртуазной литературы стала супруга художника и муза прерафаэлитов Джейн Бёрден.
«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб. Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. На фото – двор с колодцем. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.
По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.
Гостиная «Красного дома». В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.
Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.
Фрагмент гобелена «Дятел» по дизайну Уильяма Морриса, 1885 г.
«Келмскоттский Чосер» (1896 г.). Задачей издательства У. Морриса «Келмскотт-пресс» стало возрождение традиций средневекового книгопечатания и оформления фолиантов. Для издания «Сочинений» Джеффри Чосера Моррис разработал уникальный шрифт и орнаменты, а иллюстрации создал Бёрн-Джонс.
К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.
У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.
Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» так никогда и не вошли в дома массовых потребителей.
«Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.
Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на официальном сайте. Творчество У. Морриса живо до сих пор, в отличие от его принципов.
Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде! А разработка идей «Движения искусств и ремёсел» в XX веке привела к появлению нового направления по эстетизации массовых товаров фабричного производства, которое получило название “промышленный дизайн”.
Оригинальные эскизы У. Морриса были предоставлены компанией «The Morris & Co» для создания принтов осенней коллекции H&M 2018 года.
Автор: Анастасия Воскресенская
Что известно о мастерских Морриса?
ЗДЕСЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНО О УИЛЬЯМЕ МОРРИСЕ.
Главную беду машинного века он видел в гибели ручного труда, в отделении искусства от производства вещей. В 60—70-х годах прошлого века Моррис обратился к предметному окружению, к тем вещам, которые делают рабочие в процессе их повседневного труда. Он поставил вопрос об участии художника в создании таких вещей, что само по себе прозвучало в то время крайне необычно.
Главная задача этой школы конструирования состояла в том, чтобы удобные и красивые предметы, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, сделать доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.
Моррисом и его единомышленниками владело желание внести элемент красоты в жизнь приниженного, обезличенного промышленным однообразием человека. И в то же время доказать преимущество индивидуализированного труда и индивидуализированной бытовой вещи. В мастерских Морриса работали выдающиеся художники того времени. Они создавали превосходные ковры, обои, мебель, витражи и т. п. Но его мастерские не создавали массовое искусство, а производили дорогие предметы обихода для избранных.
Наиболее ценным в деятельности мастерских Морриса было утверждение общественной важности прикладного искусства для массового производства продуктов потребления. Но его фабрика, на которой делались действительно прекрасные вещи, оказалась крошечным островком в мире капиталистической машинной индустрии и к тому же производила уникальные предметы роскоши, а не вещи повседневного быта.
Шпалера, вытканная в мастерской У. Морриса.
Моррис отвергал машинное производство.
Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального.
Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье.
По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.
Моррис стоял у истоков современной таписерии.
В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства.
Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры.
Своим вторым рождением древнее искусство витража обязано англичанину Уильяму Моррису
В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями.
Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии,
используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви,
создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей.
люстры в исполнении Вильяма Морриса.
Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса.
Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.
Чем декоратор викторианской эпохи прославился на весь мир, и какими его идеями пользуются в наши дни: Уильям Моррис
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Краткая биография
Уильям родился в Уолтемстоу, Восточный Лондон, в 1834 году и был третьим из девяти детей, родившихся в богатой семье. Он наслаждался беззаботным детством в английской сельской местности и престижным частным образованием. В юности Уил поступил в Эксетерский колледж в Оксфорде, чтобы изучать теологию. Вскоре он был увлечён работами искусствоведа Джона Раскина, который утверждал, что художники должны наблюдать за природой, а не копировать Старых мастеров, как это было стандартной практикой для прекрасных художников в академической подготовке. Уил также был очарован средневековой историей, которую мог предложить Оксфорд, и всё больше разочаровывался в Англиканской церкви, в конечном счёте решив посвятить свою жизнь искусству, а не религии.
Во время учёбы в университете он на всю жизнь подружился с художниками-прерафаэлитами Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Берн-Джонсом. Будучи студентами, Джон Раскин поручил им написать фрески, вдохновлённые средневековыми сказками о короле Артуре, рассказанными Альфредом Лордом Теннисоном, для Оксфордского студенческого союза. Одна из моделей этого проекта, Джейн Бёрден, привлекла внимание как Россетти, так и Морриса. В итоге, девушка вышла замуж за Уильяма, продолжая поддерживать близкие отношения с Габриэлем в течение десятилетий. И Уильяму ничего не оставалось, как с этим смириться.
Движение «Искусств и ремёсел»
Возможно, самым значительным из многих достижений Уильяма является его участие в создании Движения искусств и ремесёл в Британии викторианской эпохи. Главной целью этого движения было реформировать траекторию дизайна и декора, которым, по словам Морриса, не хватало качества и целостности из-за фабричного производства. Движение искусств и ремесёл возродило традиционные методы текстильного искусства, которые устарели из-за машин, включая ручную вышивку, ткачество и натуральное окрашивание. Оно также стремилось повысить статус ремесленников и народных художников, которые на протяжении веков занимали нижние ступени иерархии изобразительного искусства или чей художественный вклад полностью игнорировался при создании мебели и декоративных предметов.
Философия и эстетика Уильяма, и Движение искусств и ремёсел быстро завоевали популярность во всей Европе и в Соединённых Штатах в начале двадцатого века. В то время как подъём модернизма в конечном счёте превзошёл Движение искусств и ремесел по популярности, современные дизайнеры интерьеров всё ещё признают его жизненно важное влияние.
Промышленная революция
Уил также отверг популярные тенденции в отделке интерьеров своего времени. Он считал, что основное текстильное искусство и предметы домашнего обихода слишком далеко отошли от принципа дизайна «форма следует за функцией», который диктует, что форма и внешний вид объекта должны напрямую соотноситься с его предполагаемым использованием, и что дизайнеры должны учитывать присущие им качества материалов, которые они использовали, вместо того, чтобы маскировать их чрезмерным орнаментом. Благодаря исследованиям и путешествиям по историческим местам Уильям обнаружил, что средневековое мастерство лучше воплощало цели Движения искусств и ремёсел.
Моррис и компания
Первая фирма Уильяма по дизайну интерьеров Morris, Marshall, Faulkner & Company изменила ландшафт внутреннего убранства в Британии викторианской эпохи и за её пределами. Он объединил усилия с членами Братства прерафаэлитов и другими мастерами, которые разделяли его страсть к традиционным техникам и декору ручной работы, вдохновлённым природой и средневековой эстетикой. Вместе они создали собственную мастерскую, где использовали старомодные технологии и натуральные материалы для изготовления красивых предметов домашнего обихода вручную, включая мебель, предметы текстильного искусства, обои и витражи в стиле готического возрождения.
Фирма, которая позже будет реорганизована как Morris & Company, получила несколько значительных заказов на отделку в ходе своего существования, в том числе «Зелёную столовую» в Музее Южного Кенсингтона (позже переименованном в Музей Виктории и Альберта) в Лондоне, где Уил также предоставил свой опыт в качестве консультанта по приобретениям. Ко всему прочему, он спроектировал каждый сантиметр домов, в которых он и его семья жили, включая Красный дом и поместье Келмскотт. Его оригинальные обои и рисунки из текстиля до сих пор продаются по всему миру под названием Morris & Co.
Уил стал участвовать как в интеллектуальном проектировании, так и в физических производственных процессах, потому что считал, что разделение этих процессов способствовало снижению стандартов.
Издательство
Ближе к концу своей карьеры он основал издательство Kelmscott Press с целью создать свою идеальную версию книги, возродив средневековую практику освещения рукописей и простую механику оригинальной печати Гутенберга. Издательство «Kelmscott Press» выпустило более двадцати тысяч оригинальных экземпляров более чем пятидесяти названий, включая собственные стихи и романы Морриса. В точности, как и предполагал Уил, каждая книга, опубликованная издательством, чётко унифицирована, в ней используются одни и те же бумага, чернила, шрифты и дополнительные декоративные мотивы.
Уильям провёл четыре года, работая над самой известной публикацией «Kelmscott Press», работами Джеффри Чосера. Это безукоризненно оформленная книга с полностью освещёнными страницами, вечными готическими шрифтами, которые Уил разработал сам, и десятками вырезанных из дерева иллюстраций Эдварда Бёрн-Джонса, который метко назвал книгу «карманным собором».
Политическая активность
Философия Уильяма об искусстве и его политические убеждения были тесно переплетены. Он был категорически против уродства современной визуальной культуры и социальной несправедливости. Будучи социалистическим активистом, Уил, вдохновлённый марксизмом, считал, что Промышленная революция и вызванный ею рост капитализма и наёмного труда лишают работников их творчества, доступа к искусству и качества жизни.
Он помог сформировать Социалистическую лигу в Великобритании, открыв каретный сарай в своей резиденции в качестве места встречи группы. Уил также опубликовал различные работы от политического манифеста до научно-фантастического романа о социализме, игнорируя коллег, которые предупреждали, что разделение его поляризующих убеждений может негативно повлиять на его успех как художника. Однако публичная политическая активность Уильяма фактически способствовала более широкому принятию социалистической идеологии в Великобритании и остаётся ключевой частью его наследия.
Художественное влияние
Уильям был не единственным членом своей семьи, оказавшим длительное влияние на искусство Британии викторианской эпохи. Его жена, Джейн, была опытной вышивальщицей, которая использовала свои навыки во многих проектах фирмы в области текстильного искусства. Она также была одной из самых известных муз Братства прерафаэлитов, особенно Данте Габриэля Россетти, который был восхищён её чувственной красотой и сильными, андрогинными чертами лица. Несмотря на отсутствие уверенности в рисовании фигур, даже Уильям написал портрет супруги, работая в течение нескольких месяцев, чтобы усовершенствовать сложные детали во всей композиции. Это была единственная картина, которую он когда-либо действительно закончил.
Дочь Уильяма, Мэй Моррис, также сама по себе была плодовитым дизайнером. Всего в двадцать три года она возглавила отдел вышивки компании «Моррис и Ко» и создала несколько собственных дизайнов обоев и текстиля. Кроме того, Мэй позаботилась о том, чтобы наследие её отца как лидера Движения искусств и ремёсел было отмечено ещё долго после его смерти, завершив важную биографическую работу и завещав своё искусство музейным коллекциям, которые могли бы сохранить и выставить его.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«В доме старинном думай в невинном глубоком сне о лете, весне…» Искусство и ремесло Уильяма Морриса
William Morris (1834 – 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.
Джордж Фредерик Уоттс “Поэт Уильям Моррис”
Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.
Известно, что при вступлении в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер» — впервые в данном контексте. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий (SPAB). В 1890 году Моррис открыл типографию «Келмскотт-Пресс», в которой издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.
Страница сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год
Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса
Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе.
Интерьеры комнаты Морриса в музее Виктории и Альберта, Лондон
«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб.
Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.
По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома. В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.
Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.
Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года
Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписанное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862
Первым узором для обоев, разработанным Моррисом в 1862 году, стал дизайн «Daisy» («Маргаритки»), а первым знаменитым — «Trellis» («Решетки»).
К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.
Гобелен «Флора богиня цветов»
Цветы и птицы. Дизайн ковра
Гобелен «Дятел» (фрагмент)
«Розовое дерево в венке»
Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.
Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор — его летней резиденции в графстве Оксфордшир
Ширма «Кэлмскотт Мэнор», вышитая Мэй Моррис
Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» так никогда и не вошли в дома массовых потребителей. «Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.
Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на официальном сайте. Творчество У. Морриса живо до сих пор, в отличие от его принципов.
Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде.