Что создали в греции
15 предметов, которые были изобретены в Древней Греции, но существуют до сих пор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Городское планирование
Несмотря на то, что большинство людей считают планирование городов относительно современным изобретением, по мнению большинства историков, «отцом планирования городов» является древнегреческий архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы греческих городов отличались потрясающей упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи.
2. Водяная мельница
Самым ранним свидетельством о водяной мельнице в исторических документах является упоминание о колесе Перахора, которое было создано в третьем веке до нашей эры в Греции. Как полагают историки, оно было создано греческим инженером Филоном Византийским, который впервые упоминает о водяном колесе в одной из своих работ.
3. Водопровод
Как известно, древние греки высоко ценили физическое развитие человека. Эта концепция была отражена в их подходе к физической нагрузке и чистоте тела. К примеру, в Афинах существовало много акведуков, по которым текла вода с гор. Также в городе существовала весьма обширная водопроводная система, по которым вода из цистерн распределялась по баням, фонтанам, а также домам богатых людей.
4. Одометр
Этот повсеместно распространенный сегодня инструмент, измеряющий пройденное автомобилем расстояние, был изобретен в Древней Греции. Изначально он использовался для измерения расстояния между городами.
5. Карты
Картография играла большую роль в путешествиях и навигации с древнейших времен. Изобретение карт и картографии приписывают Анаксимандру Милетскому, одному из важнейших досократических философов. Несмотря на то, что картами пользовались в Египте, Лидии, на Ближнем Востоке и в Вавилоне, на них изображались исключительно местные дороги и города. Анаксимандр же изобразил всю обитаемую землю, известную древним грекам.
6. Маяки
До появления специальных портов в Древней Греции, на вершинах прибрежных холмов возле городов, в которые ходили торговые суда, по ночам разжигали костры. Впоследствии огонь начали разводить на специальных платформах – чем выше горело пламя, тем дальше его было видно. Подобная практика привела к развитию маяков. Самым известным маяком в античной истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в 280-247 годах до н.э.
7. Монеты
Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.
8. Центральное отопление
Перед тем, как система отопления домов появилась у римлян, она существовала у греков, в частности у минойцев. Греки под полами своих домов прокладывали трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами.
9. Якоря
Древние греки были первыми, кто начал использовать в качестве якорей корзины, заполненные камнями, больших мешки с песком, и выдолбленные изнутри деревянные бревна, в которые был залит свинец.
10. Душ
В Элладе впервые в мире появился душ. Вода в общественных душевых, которые могли использовать как знать, так и простые граждане, поступала из существующих в греческих городах водопроводов из свинцовых труб.
11. Автоматические двери
Наверняка, многие думают, что автоматические раздвижные двери появились совершенно недавно, это не так. Греки изобрели автоматические раздвижные двери, которые работали с помощью сжатого воздуха или воды. Использовались такие двери в храмах.
12. Будильник
Один из наиболее часто используемых в современном мире гаджетов впервые изобрел известный греческий философ Платон. Для того, чтобы не проспать свои лекции, он переделал водяные часы.
13. Торговый автомат
Торговые автоматы также кажутся современным изобретением, но на самом деле им более 2 тысяч лет. Греческий изобретатель Герон Александрийский сделал прототип торгового автомата в 215 г. до н.э., Автомат, который использовался для продажи освященной воды перед храмами, имел следующий принцип действия: в специальную прорезь бросали монету, которая падала в емкость, прикрепленную к боку сосуда с водой. Увеличившийся вес емкости наклонял сосуд, из которого выливалась порция воды. Потом монета выскальзывала из емкости, а сосуд снова возвращался в вертикальное положение.
14. Термометр
Впервые термометр изобрел Герон Александрийский, который первым понял, как воздух расширяется при нагревании до высоких температур. Впоследствии Филон Византийский первым применил эту технику, чтобы определять температуру воздуха, а Галилей в 1597 году только усовершенствовал древнее изобретение, введя понятие «масштаба» для количественной оценки процесса измерения температуры.
15. Театр
Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ТОП-10 древнегреческих изобретений
Что первым приходит на ум, когда речь заходит о древней Греции? Культура и мифология, литература, философия, математические теоремы, Олимпийские игры, скульптуры атлетов и богов из белоснежного мрамора… Но мы часто забываем о невероятных технологических достижениях греческой цивилизации, во многом опередивших свою эпоху. А таких было совсем немало.
Изобретения древних греков затрагивали самые различные стороны жизни — как быт, так и военные действия. Древнегреческий огнемёт? Автоматическая прислуга? Почему бы и нет! Даже тысячи лет назад талантливых изобретателей могла ограничить только сила их воображения.
1) Антикитерский механизм — устройство, созданное около 150 года д.н.э., которое можно назвать первым в мире компьютером. Механизм состоял из 37 бронзовых шестерней в деревянном корпусе, на котором размешались циферблаты.
Он позволял проводить массу сложнейших астрономических вычислений, в том числе определять фазы Луны, солнечные затмения и движение всех известных грекам планет.
Другой огнемёт изобрёл Аполлодор из Дамаска, инженер II века н.э. Это устройство предназначалось для разрушения крепостных стен с помощью сочетания пламени и мощной кислоты.
3) Паровая пушка — одно из военных изобретений Архимеда, когда тот помогал оборонять родные Сиракузы от римлян во время второй Пунической войны.
Она представляла из себя кран, закреплённый на городской стене, снабжённый цепью с крюком на одном конце и противовесом на другой. Крюк цеплялся за вражеский корабль и переворачивал его, либо затаскивал на прибрежные скалы.
Данная находка лишь подтверждает, насколько продвинутой была медицина в древней Греции — они также использовали скальпели, щипцы, свёрла и катетеры.
6) Служанка-автоматон — изобретение Филона Византийского, механика III века до н.э. Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой.
Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.
7) Поршневой насос — детище гениального инженера Ктезибия Александрийского, жившего в III веке до н.э. Насос использовался для подъёма воды из колодцев с помощью базовых принципов пневматики и гидравлики.
К сожалению, все труды Ктезибия сгорели во время пожара в Александрийской библиотеке, и мы знаем о них только по упоминаниям других изобретателей.
8) Гидравлический орган, он же гидравлос — ещё одно изобретение Ктезибия, который обожал музыку.
Гидравлос работал с помощью двух поршневых насосов и издавал невероятно чистый звук для своего времени. Позже он стал прототипом современных органов.
9) Эолипил — паровая турбина, созданная Героном Александрийским — одним из крупнейших изобретателей начала н.э.
Она представляла из себя шар с загнутыми трубками, подвешенный над котлом с водой, вращающийся под действием реактивной паровой тяги. Герон использовал этот принцип для других изобретений — своих знаменитых танцующих фигурок и автоматического миниатюрного театра.
10) Акведук Эвпалина — масштабные подземные тоннели для хранения воды, выкопанные на острове Самос в шестом веке до н.э. по приказу тирана Поликрата.
Акведук создавался, основываясь на потрясающе точных геометрических вычислениях, разгаданных лишь Евклидом через триста лет. Геродот в своих трудах называл тоннели одним из чудес света.
Материалы по теме
А вот ещё:
Тайны живописи австралийских аборигенов
Художники с труднопроизносимыми именами – коренные австралийцы – демонстрируют современному миру искусство непонятное и непростое, а может быть, напоминают о чем-то уже давно пережитом и забытом. Так или иначе, живопись аборигенов – это интересно, модно и перспективно с точки зрения инвестиций. А что и как в нее вкладывают сами художники?
Что и зачем рисовали до прихода европейцев на австралийский континент
Пионером среди художников-аборигенов считается Альберт Наматжира, который жил в миссии Хермансберг неподалеку от Алис-Спрингс в Центральной Австралии. В тридцатых годах прошлого века он начал рисовать акварельные пейзажи, в 1938 году в Мельбурне прошла выставка его работ, имевшая большой успех, за ней – выставки в Сиднее и Аделаиде. Стиль Наматжира, соединивший западные художественные техники и самобытное мировоззрение коренных народов Австралии, получил высокую оценку, а сам мастер даже удостоился встречи с королевой Великобритании.
Альберт Наматжира и его акварель
Наматджира тогда получил ряд преференций и льгот от властей – аборигены в те времена были людьми сильно ущемленными в правах и многое просто не могли делать (например, покупать алкоголь, владеть землей, а порой и воспитывать собственных детей). Трудно сказать, насколько справедливо оценивалось искусство художника – впечатляло ли зрителей увиденное на картинах либо просто тот факт, что представитель коренного населения Австралии научился не хуже европейца держать в руке кисть.
Так или иначе, с тридцатых годов отсчитывает свою историю первая художественная школа аборигенов.
Древние изображения в австралийском ущелье Карнарвон. Источник: commons.wikimedia.org
Само же австралийское искусство – явление, разумеется, куда более старое, зародившееся не то тридцать, не то сорок тысяч лет назад. Его еще предстоит изучать – но уникально оно уже потому, что на протяжении всех этих тысячелетий, вплоть до прихода европейцев в 1770 году, никакие внешние факторы не влияли на его развитие.
На примере коренных австралийцев можно было бы изучать прошлое человечества – особенно если бы с объектом изучения европейцы прошлого не обходились настолько грубо. Спохватились во второй половине XX века – и тут выяснилось, что доисторическое по своей сути искусство может быть модным.
Древние петроглифы с изображениями человека и новое австралийское искусство
Вообще же то, что осталось от тысячелетий творчества аборигенов, сводилось главным образом к петроглифам, наскальной живописи – причем рисунки на стенах пещер появлялись не просто так, не для одной лишь красоты или от скуки – их назначением было вызвать дождь, сделать предстоящую охоту удачной, вообще добиться расположения своих божеств. Изображения были реалистичными, больше того – поверх очертаний рыбы могли, например, изобразить ее внутренние органы. Но помимо этого, австралийские аборигены сохранили и традиции условно-геометрического искусства.
Новая австралийская живопись: как все началось
В 1971 году Джеффри Бардон, сам того не желая, стал виновником настоящего бума в искусстве. Он был учителем в поселении Папуния, в пустыне Гибсон, куда переселили сразу несколько племен аборигенов. Бардон предложил детям задание – перенести на бумагу «сны», причем речь шла не о снах в обычном понимании слова. Австралийские «сновидения» – это целый потусторонний мир, в котором живут герои и сущности прошлого. «Временем сновидений» называют ту эпоху, которая предшествовала времени реальному, историческому. Аборигены верят, что вся память предков сохраняется в этих сновидениях, что сны существуют до рождения человека и после его смерти.
Благодаря одному школьному учителю появилось большое объединение австралийских художников-аборигенов: Джеффри Бардон
На протяжении тысячелетий появлялись и сохранялись традиции изображения особых узоров – на песке, на дереве, на скалах. В точках, линиях, полосках, кругах, спиралях оказывались зашифрованы история, тотемы каждого племени. Узоры отражали и мировоззрение самого художника.
Одним словом, в задании, которое дал своим ученикам Бардон, оказалось столько по-настоящему австралийского, что потом рисовали уже не только дети, но и взрослые. Только не на песке, как это делали раньше, а акрилом на холсте – так, чтобы можно было сохранить и показать.
Узоры, навеянные «сновидениями»
В поселении возникло объединение художников, названное Папуния Тула – по названию расположенного неподалеку холма. Живопись здешних художников вскоре была оценена всей Австралией, включая не только коренное население, но и «белую» ее часть. Уже в семидесятых в австралийских музеях и галереях выставлялось несколько сотен произведений художников Папунии. Но настоящий бум популярности ждал живопись аборигенов начиная с восьмидесятых.
Все больше художников-аборигенов оказывались задействованы в создании картин, создавались объединения. Свои традиции воплощались в центральной части материка, свои – на западе, востоке или юге Австралии. В живописи, в рисовании нашли себя тысячи коренных австралийцев. Были, кстати, и противники такого времяпрепровождения: некоторые из аборигенов справедливо считали, что слишком многое из «сновидений» оказывается доступно неограниченному кругу чужаков.
Кто и что изображает на картинах
Орнаменты австралийских картин, множество точек, создающих эффект мерцания, линии и полосы, в которых зашифровано одно, а увидеть можно совсем другое – это прекрасно совпадало с запросами ценителей живописи на рубеже веков. И если творчество каждого отдельно взятого художника должно как-то оправдывать свое право остаться в истории искусства, картины аборигенов Австралии имеют преимущество – они уже представляют собой нечто проверенное временем, тысячелетней культурой коренного населения материка. Такие произведения покупались и покупаются, причем за большие деньги.
«Варлугулонг», картина-рекордсмен. Источник: commons.wikimedia.org
Рекордные 2,4 миллиона австралийских долларов (около 1 миллиона фунтов стерлингов) было заплачено за картину «Варлугулонг», созданную в 1977 году самым известным художником Папунии Клиффордом Поссумом Тьяпалтьярри. Интересно, что как и многие художники-аборигены, для работы он использовал акрил – синтетическую краску, изобретенную в XX веке. На картине не просто набор странных орнаментов – там скрыт, например, скелет одного из персонажей австралийской мифологии.
Деталь картины. Источник: commons.wikimedia.org
Эмили Нгварри, сильно напоминали произведения Джексона Поллока, и художницу даже стали обвинять в подражательстве.
Эмили Нгварри, одна из самых известных в Австралии художниц, пришла в изобразительное искусство уже в достаточно преклонном возрасте
Интересно, что к занятиям живописью с готовностью обращались и те аборигены, которые и школьного образования не получили. Из «девятки пинтуби» стали знаменитыми художниками сразу несколько человек: еще вчера – кочующие по пустыне отшельники, сегодня – успешные и знаменитые авторы картин.
Древняя Греция: ее история, религия, культура
Содержание:
Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).
Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.
История
Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:
Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).
Карта древней Греции.
Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.
Ранний период
Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.
Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.
Период Архаики
Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.
Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.
Народные собрания в Афинах.
Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.
Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.
Классический период
Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).
Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.
Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.
Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.
Эллинистический период
Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).
Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.
После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.
И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.
Культура
Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.
Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.
Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).
Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.
Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.
Искусство
Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.
Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.
Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.
Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.
Руины храма Аполлона в Дельфах.
Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.
Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.
Религия
Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.
Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.
Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.
А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.
Интересные факты
Видео
И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.