Что создал яковлев в конце 19 века
Иван Яковлевич Яковлев
Фото Все
Видео Все
Люди легенды Иван Яковлевич ЯКОВЛЕВ
Иван Яковлевич Яковлев
Иван Яковлев — биография
Иван Яковлев – выдающийся просветитель, миссионер, учитель, переводчик, писатель, фольклорист. Занимался организацией народных школ, создал современный чувашский алфавит, учебники по чувашскому и русскому языкам для учеников-чувашей.
Трудно переоценить роль, которую сыграл в истории и просвещении чувашского народа Иван Яковлев. Благодаря ему, тысячи учеников начали учиться по новому национальному алфавиту, он приложил немало сил, чтобы сблизить чувашскую культуру с русской, занимался переводами книг, чтобы сделать их доступными для своих соотечественников, вырастил не одно поколение учителей, ставших достойными продолжателями его дела.
Детство
Родился Иван Яковлев 25 апреля 1848 года в небольшой чувашской деревушке под названием Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии. Его мама – Настасья Макарова, умерла, когда мальчику было всего три дня от роду. Отец вскоре ушел вслед за ней. Сироту усыновил чувашский удельный крестьянин, односельчанин Пахом Кириллов. Новорожденного назвали Иваном Яковлевым, в честь его крестного отца.
В 1856 году восьмилетнего Ваню отдали в удельное училище, расположенное в селе Старые Бурундуки того же, Буинского уезда. На время обучения его приютила русская семья Мушкеевых, о которой он всегда отзывался с большой теплотой. В 1860 году Яковлев окончил училище, и как один из лучших учеников продолжил обучение в симбирском уездном училище. В конце этого года при мужской гимназии в Симбирске открылись землемеро-таксаторские классы, куда и перевели Ивана вместе с группой других учеников. Эти курсы Яковлев окончил в 1863-м году.
Иван Яковлев в юности
Трудовая биография Ивана Яковлева началась сразу по окончании обучения, в Симбирской удельной конторе, куда его приняли на должность сельского мерщика. Он прослужил в этой конторе примерно четыре года. По роду службы Иван часто посещал близлежащие губернии – Казанскую, Симбирскую, Самарскую, живо интересовался жизнью, культурой и бытом разных народов – россиян, чувашей, татар, мордвы.
Увлекшись либеральными идеями того времени, Иван постепенно приходит к выводу, что для облегчения жизни родного народа вовсе не нужны разорительные революции, больших результатов можно добиться, если приобщить чувашей к грамоте и обучить их русской культуре. У него рождаются первые планы и большое стремление воссоздать чувашскую культуру. Но чтобы воплотить задуманное в жизнь, ему не хватает знаний, и Иван решил продолжить образование.
Молодой человек приложил немало усилий, чтобы к концу 1866-го года освободиться от работы в удельной конторе. Ему, как сироте, получившему образование за государственный счет, полагалось отработать в этом ведомстве десять лет, а он служил всего четыре. Осенью 1867-го Иван снова стал учеником, на этот раз V класса Симбирской мужской гимназии. Мало того, что он учится сам, так Иван вызвал к себе сразу Алексея Рекеева, жителя того же села, откуда Иван родом. Потом Яковлев вызвал еще несколько мальчишек-чувашей, принялся учить их и содержать за свой счет. Деньги Яковлев зарабатывал репетиторством. Таким образом, постепенно образовалась частная школа, вначале небольшая, а после, получив активную поддержку со стороны И.Н.Ульянова, она постепенно начала расширяться.
В 1870-м Яковлев вышел из стен гимназии с золотой медалью, и стал студентом Казанского университета. Пока Иван учился в вузе, чувашской школой опекался Илья Ульянов, инспектор народных училищ Симбирской губернии. Они постоянно переписывались, Ульянов поддерживал настойчивого студента, чем мог – литературой, учебниками, иногда оказывал Ивану и материальную помощь.
Портрет Ивана Яковлева в молодости
В вузе круг знакомых Ивана значительно расширился, среди новых друзей появился и ученый-ориенталист профессор Н.Ильминский, с которым он обсуждал национальный вопрос. Именно Ильминский помог Яковлеву к концу 1871-го выпустить новый чувашский алфавит, в основу которого легла русская графика. До этого все пользовались старым, основанным на древнебулгарском языке в начале века, но уже основательно забытом.
С каждым годом алфавит Яковлева продолжает совершенствоваться. В 1872-м на его основе создали букварь, быстро превратившийся в народную книгу. Яковлев не располагал достаточным количеством денежных средств, но все же первые два издания этого букваря вышли за его счет.
В 1875-м Иван получил диплом об окончании историко-филологического факультета Казанского университета. Его назначили на должность инспектора чувашских школ в Казанском учебном округе, объединявшем учебные заведения нескольких губерний. Центром пребывания его стал Симбирск.
Просветительство
С того момента Яковлев окунулся в полную тревог, забот и волнений просветительскую и педагогическую деятельность. Можно с уверенностью сказать, что он нашел дело всей своей жизни. Помощь и содействие молодому специалисту оказывали русские прогрессивно настроенные коллеги и общественные деятели. Опираясь на их поддержку, Иван продвигал Симбирскую чувашскую школу, ставшую на то время настоящей кузницей педагогических кадров для чувашских школ в Поволжье. Он сам работал преподавателем в этой школе, и помимо этого, занимался организацией новых школ для чувашей, разработкой методических и педагогических принципов обучения в таких школах. Кроме этого, Яковлев продолжал составлять и издавать учебники и методические пособия, сочинял рассказы, переводил на чувашский язык художественную, учебную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу.
Иван Яковлев
Всю свою жизнь Иван Яковлевич Яковлев активно переписывался с разными людьми. Среди его адресатов были академики Василий Радлов, Сергей Платонов, Вячеслав Имшенецкий, Анатолий Кони, музыканты Сергей Смоленский и Милий Балакирев, художник-академик Николай Кошелев и другие. Писал Яковлев и известным французским ученым – Л.Сиклеру, А.Пинару, ученым из Венгрии – Г.Балинту, Д. Месарошу, академику Б.Мункачи, редактору «Revue Oriental», немецкому издателю А.Рекламу, основателю « Universal Bibliothek».
За более полувековую деятельность Иван Яковлевич стал автором почти двух тысяч писем. В основном его волновала тема просвещения и национального подъема чувашского народа, желание приобщить его к культуре русского народа. За пять десятков лет из стен чувашской Симбирской школы вышло несколько тысяч учителей, как мужчин, так и женщин, в последние годы в этом учебном заведении учились по 350 студентов — парней и девушек. Эта школа превратилась в своеобразный центр по развитию и продвижению новой письменности, там переводились и издавались книги на родном языке Яковлева – чувашском. Десятки тысяч экземпляров этих книг распространялись по селам, сельское население все больше тянулось к грамотности.
Иван Яковлев
Личная жизнь
Счастье в личной жизни Иван Яковлев обрел после свадьбы со своей супругой Екатериной Бобровниковой. Их первая встреча произошла в 1870 году, когда Иван учился в Казанском университете. После знакомства с Н.Ильминским и его домочадцами, среди которых оказались и дети его покойного друга А.Бобровникова, Иван впервые увидел свою будущую жену, на тот момент девятилетнюю девочку. Катя и ее брат Николай воспитывались в семье Ильминского после смерти отца – А.Бобровникова. Они поженились через семь лет, когда девушке исполнилось 16 лет, а Яковлеву 29. Она только что окончила казанскую женскую гимназию, а он уже получил назначение на должность инспектора чувашских школ.
Екатерина не стала заложницей дома и семьи. После того, как в 1878-м в Симбирской чувашской школе заработало женское отделение, она трудилась там в качестве преподавателя и воспитателя рядом с супругом, а позже возглавила его.
Умерла Екатерина в 1936-м, спустя шесть лет после смерти своего мужа.
Иван Яковлев с женой
В декабре 1878 года у Ивана и Екатерины родился первенец – сын Алексей, получивший свое имя в честь деда. Потом семья пополнилась дочерьми Наталией и Лидией и сыновьями – Николаем и Александром. Двое детей Яковлевых – Наталия и Александр скончались в младенчестве, остальные сумели сделать отличную карьеру в самых разных областях. Алексей выучился на историка, получил Сталинскую премию, умер в 1951 году. Лидия стала филологом, искусствоведом, этнографом, переводчиком с немецкого и английского. Ее не стало в 1942 году. Самый младший – Николай получил профессию горного инженера, стал военным конструктором и музыковедом. Скончался в 1949 году.
У Ивана Яковлева восемь внуков и семь правнуков, среди которых деятели науки и искусства, актеры и музыканты.
Что создал яковлев в конце 19 века
Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 г. в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Сегодня это село входит в состав Тетюшского района Республики Татарстан.
По чувашским поверьям мальчик родился в самый счастливый день в году — в среду Светлой седмицы. Однако в первые годы жизни ему пришлось нелегко. Его мать умерла через два дня после родов. Младенцем он остался без имени и родителей.
О своем отце Яковлев никогда не говорил, разве что кратко упоминал: «Мой отец был удельный крестьянин». В крепостной России удельные крестьяне несли барщинные повинности и платили оброк, но были лично свободны. Хотя это не делало их жизнь легче.
Новорожденного сироту усыновил односельчанин — чувашский крестьянин Пахом Кириллов, который жил в нескольких саженях от дома матери Ивана Яковлева. Кстати, свои имя и фамилию мальчик получил в честь крестного отца — крепостного крестьянина Ивана Яковлева.
Детство Яковлева проходило в заботах. Он был подпаском и целые дни проводил в поле с пастухом Хакимом, который учил его говорить по-татарски, вить кнут, играть на флейте, плести лапти. В книге воспоминаний «Моя жизнь» Яковлев писал о себе: «В детстве я был хилым, тщедушным мальчиком — плохо питался. Мясо употребляли очень редко. Главным образом пища была растительная — суп и хлеб с солью».
В 1856 г. в Кошки-Новотимбаево приехал священник Алексей Баратынский, родственник известного поэта, заведующий удельным училищем в селе Старые Бурундуки Буинского уезда. Он искал учеников для удельного училища при храме. Так восьмилетний чувашский мальчик начал свое образование. Он поселился в семье русского крестьянина Мушкеева. Позже Иван Яковлевич с огромным теплом вспоминал эти годы.
Обучение было непростым. Сам Яковлев так описал тогдашнюю систему образования: «В первый год незнающие или плохо знающие по-русски чувашлята должны, между прочим, выучить повседневные молитвы с голоса, Символ Веры, и 10 заповедей по книге наизусть, когда они еще не умеют читать». Зазубривать на русском языке приходилось много, и это была беда всех нерусских мальчиков. Спасала только усидчивость».
Иван смог выучить наизусть Филаретовский катехизис на русском языке, ровным счетом ничего в нем не понимая. А при выпуске декламировал крыловскую «Стрекозу и Муравья», хотя свободно читать стал только через пару лет.
В 1860 г. одаренного и усидчивого чувашского подростка как лучшего ученика приняли в уездное училище в Симбирске. Правда, уже в конце года он был переведен в землемерско-таксаторские классы, которые как раз открылись при Симбирской мужской гимназии.
В 1863 г. после завершения обучения он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору, где около четырех лет проработал сельским мерщиком. Его работа была постоянно связана с разъездами по Симбирской, Казанской, Самарской губерниям. В этих поездках он близко знакомился с бытом, повседневной жизнью и культурой не только русского и чувашского, но и татарского и мордовского народов.
60-е гг. XIX столетия были временем распространения либеральных идей. Причем не только среди дворянства, но и среди разночинцев и крестьян. Проникается этими идеями и Иван Яковлевич. Под их влиянием у него формируются мысли о помощи родному чувашскому народу, но не революционным путем, а через просвещение, приобщение к грамоте и русской культуре.
Молодой человек понимает, что его образования для осуществления подобного грандиозного проекта недостаточно, и решает учиться дальше. С большим трудом он добивается освобождения от службы в удельной конторе. Поскольку по существующим правилам он как сирота, которого обучали за государственный счет, был обязан отработать не менее 10 лет. Для своего освобождения Яковлев тайной частной практикой накопил 200 руб.
Яковлев, Иван Яковлевич
миссионер, чувашский просветитель, общественный деятель, педагог и переводчик, заведующий Симбирской чувашской учительской школы
Екатерина Алексеевна Бобровникова
Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848, Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии — 23 октября 1930, Москва) — чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского языка и русского языка для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.
Содержание
Биография
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки — Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне — Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.
В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.
Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.
В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.
Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.
В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и — материальную поддержку.
В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.
В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев — ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»
В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.
И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские — Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема — просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.
Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», — с гордостью писал И.Яковлев.
То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью — Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, — писал И. Яковлев, — было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».
Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.
Основные даты жизни и деятельности
Чины и награды Российской империи
История Симбирской чувашской школы
В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена с собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.
В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведывала жена И. Я. Яковлева — Екатерина Алексеевна, приемная дочь Н. И. Ильминского. Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева — до 1885 года.
Построеные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Позже. в 1897—1898 гг. здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь. В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии, и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалсь в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей
В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище, в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное сибирским меценатом Н. Я Шатровым.
Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведывала его жена — Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из 6 комнат — кабинета, столовой, гостинной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.
К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.
В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» — органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени».
25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».
Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее — Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.
Семья И. Я. Яковлева
«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»
Супруга
В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.
В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.
Умерла Яковлева Е. А. в 1936 г.
28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.
Внуки
Правнуки
Праправнуки
И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель
Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букварей и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе.
Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию чувашских азбук, насчитывающей 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.
В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершён только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества.
Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» А. С. Пушкина, «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, рассказов Толстого и др
За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.
Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:
Оценка деятельности Яковлева
И. Г. Максимов отмечает большую разницу в оценке деятельности И. Я. Яковлева в сравнении с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского — В. Т. Тимофеева, сделавшего практически то же самое для татар, что И. Я. Яковлев для чуваш.
Память
Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова