Что создал станиславский с у
80 лет назад ушел из жизни Константин Сергеевич Станиславский, великий русский режиссер, реформатор театра, автор знаменитой актерской системы, о которой знает весь мир. Царьград вместе с известными театральными деятелями вспоминает любопытные эпизоды из жизни русского гения
На глазах Константина Станиславского появились железные дороги, пароходы, автомобили, аэропланы, электрические прожекторы. Его удивительная семья была в числе тех русских фамилий, кто строил новую Россию, своей деятельностью преображая жизнь вокруг. Глава семьи Алексеевых, Сергей Владимирович — видный московский промышленник, фабрикант, владелец канительного производства, — поставлял тончайшее золотое и серебряное шитье для военных и штатских мундиров империи — ту самую хваленую канитель. Был купцом и дед Константина Сергеевича по материнской линии Василий Яковлев. Он владел финскими каменоломнями, где добывали гранит для Александровского столпа и Исаакиевского собора в Петербурге. А влюбился влиятельный купчина Яковлев очень театрально: в парижскую артистку Мари Варлей, приехавшую в Петербург на гастроли. Чем не сюжет из пьесы того же Островского? Возможно, от этой французской бабушки и передались страстные театральные гены младшему поколению Алексеевых.
К. С. Станиславский, фото 1903 года. Фото: www.globallookpress.com
Рассказывая о своих предках и домочадцах в невероятно остроумной автобиографической книге «Моя жизнь в искусстве», Константин Сергеевич постоянно упоминает о водевильных эпизодах в истории своего семейства. Когда парижанка Мари Варлей растворилась в неизвестном направлении, оставив детей в холодной России, в воспитании матери Станиславского приняла участие новая жена купца Яковлева. Тоже непростая барышня — дочь турецкой царевны, украденной в свое время из гарема турецкого султана. В общем, историко-бытовая драма с элементами морских приключений.
Так и завелись в доме аристократические замашки — все Алексеевы просто обожали театр. Водили детей в оперу, на московские премьеры в Малый театр и на гастроли европейских знаменитостей. Ставили любительские спектакли, для которых отец семейства, Сергей Владимирович, обустроил специальный зал в московском доме на Красных воротах, плюс еще целый театральный павильон в подмосковном имении Любимовка. Сам юный Константин, которого домашние называли Кокося, организовал свою первую труппу из братьев и сестер, приобретая режиссерский опыт сначала в кукольных постановках, позже — в водевилях и опереттах.
Все было по-взрослому, рисовали даже входные билеты для друзей семьи и служащих конторы отца. Домашний театр назывался Алексеевским кружком, и о нем были наслышаны в Москве. Кстати, многие партитуры одаренные сестры Константина привозили из заграничных путешествий, запоминая постановки в парижских театрах наизусть.
Константин Сергеевич Станиславский в роли Ракитина в комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне», 1909 год. Фото: www.globallookpress.com
Константин Сергеевич вспоминал, как они с домочадцами оттачивали актерское мастерство уже почти совсем «по-Станиславскому»: переодевшись в нищих или в цыган, подростки шли на улицу и устраивали розыгрыши с прохожими и с родственниками, вживаясь в свои роли. Мало того, на уроках в гимназии Константин Сергеевич вместо чертежей по геометрии все больше рисовал декорации к домашним постановкам.
А на выпускных экзаменах он и его товарищи срежиссировали по-своему «шедевр нерадивых». Вместо того, чтобы честно зубрить ненавистную латынь, класс будущего театрального мэтра с удовольствием учил язык глухонемых. В результате все гимназисты написали экзаменационную работу по древним языкам с одинаковыми ошибками, как под копирку. Потому что среди учеников все-таки нашелся один знаток латыни и греческого. А все остальные считали ответы по его мимике и жестам.
Даже работая в конторе отца, постигая основы управления крупным производством, будущий реформатор театра продолжал заниматься с педагогами пластикой, брал уроки вокала, тщательно копировал манеру игры ведущих актеров Малого театра. Это состояло в том, что Константин Сергеевич принимал эффектные позы, усиленно жестикулировал, декламировал монологи со всевозможными ужимками, внезапно переходя с шепота на крик.
К. С. Станиславский в роли. Фото: www.globallookpress.com
Очень скоро все эти актерские штампы Станиславский подвергнет жесточайшей критике, будет с большим трудом искоренять их в своей прогрессивной труппе Московского Художественного театра. И в конце концов создаст свой метод, систему актерской техники, которая и сегодня помогает артистам всего мира быть органичными и естественными на сцене.
О том, как тяжело давалось новое театральное искусство актерам МХТ, Царьграду рассказал внук В. И. Качалова, историк театра Алексей Бартошевич:
Я знаю, что мой дед Василий Иванович Качалов испытывал перед Станиславским восторг. При том, что он далеко не был восторженным человеком и сам был к тому времени знаменитым актером. Но на Станиславского он просто молился. И возвращался с репетиций со Станиславским окрыленным, хотя всегда эти репетиции для актеров были мучительными. Они были чистой пыткой, потому что Станиславский заставлял актеров превозмогать себя и заниматься упражнениями, которые казались им совершенно лишними. И все-таки, когда Василий Иванович приходил с репетиций измочаленный, в полном изнеможении, он говорил о том, что перед ним открылась еще одна сторона и театра, и личности Станиславского. Да и жизни в целом.
Многие артисты больше всего на свете боялись услышать от мэтра Станиславского ставшую легендарной фразу: «Не верю!». Константин Сергеевич казался капризным и очень придирчивым, добиваясь идеального результата.
Это были капризы художественные, направленные на будущее, — пояснил Крымов. — Немирович-Данченко его как-то упрекал в письме: «С вами невозможно иметь дело, вы только о себе думаете». А тот ему прислал ответ: «Да, да, вы абсолютно правы. Я — плохой компаньон на следующий сезон, но хороший компаньон на будущее». Вот это понимание, кто он есть, огромная слава, которую он заслужил, и при этом чудовищное самокопание и самокритика. Он никогда не был доволен, даже при лучших своих работах.
Театральный режиссер, продюсер и педагог Эдуард Бояков считает, что фразу Станиславского «Не верю!» каждому из нас нужно почаще употреблять в отношении собственных поступков.
Мы постоянно, ежедневно совершаем грехи неискренности, неорганичности, нечестности. Станиславский как мастер, как величайший педагог, как создатель педагогической техники брал на себя ответственность и по отношению к ученикам позволял себе такую оценку «Не верю!». Это не нарушает христианской заповеди «Не суди». Потому что если ты учитель, если ты отец, ты должен своих подопечных, своих чад воспитывать. И в этом отношении Станиславский был человеком беспощадным, так же как и многие христианские старцы.
Мэтр наставлял и публику, и своих актеров довольно жестко, как провинившихся школяров. «Грязь и пыль отряхайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства», — строго писал Станиславский. В первые годы своего служения искусству МХАтовцы буквально расчищали «авгиевы конюшни» провинциальных подмостков и в прямом, и в переносном смыслах. Константин Сергеевич вспоминал, как в темных, грязных каморках, которые сложно назвать гримерными, арендованными компаньонами театра «Эрмитаж», ему приходилось отдирать от трухлявой стены примерзший костюм своего персонажа.
Константин Станиславский в гриме. Фото: www.globallookpress.com
Свою миссию великий реформатор видел в том, чтобы, по большому счету, создавать на месте балагана храм искусства и, возможно, этически оправдать грех лицедейства. Московский Художественный — это был взлет русского театра и пик искусства Серебряного века. А дальше, после 1917 года, наступил самый драматичный период как в жизни мэтра, так и в жизни страны. Об этом рассказал историк театра Алексей Бартошевич:
«Станиславский оказался практически заперт в Леонтьевском переулке последние годы, он редко переступал порог МХТа. Кстати, особняк в Леонтьевском он получил после ужасных скандальных событий, когда в 1918-1919 годах его грубо выселили из квартиры, в которой он жил много лет и к которой привык. Дело в том, что гаражу ЧК понадобился этот дом в Каретном ряду. И как бы ни хлопотал Луначарский, ЧК все равно выселило Станиславского. Старику было очень трудно обжить этот дом в Леонтьевском, он все-таки тосковал по своей замечательной квартире в Каретном ряду. Как бы его чинами ни осыпали, в нем жил ужас перед большевиками, что выражалось в том, что очень многие близкие ему люди были арестованы, например, его племянник с женой, за которых, заступаясь, Станиславский пробовал писать Ягоде. Но все равно их не освободили, и они так и умерли в застенках. Станиславскому казалось, что актеры МХТ его предали, что они от него отступились»
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко в Москве. www.globallookpress.com
Последние годы мэтра были трагическими. Хотя он считал своим долгом написать свое учение об актерском искусстве, так и не успел закончить «Работу актера над собой».
Станиславский: биография и собрание сочинений
Фамилия Станиславский на устах даже у тех людей, которые не имеют отношения к театральному искусству. А фразу «Не верю» цитируют повсеместно.
Есть люди талантливые, мастера своего дела, а есть новаторы, которые не боятся экспериментов и становятся знаковыми фигурами в истории, таким и был Константин Сергеевич Станиславский.
Детство Станиславского
Станиславский родился 5 января 1863 года. Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. По материнской линии он был на 1⁄4 француз (бабушка Станиславского была французской актрисой), а по отцовской — происходил из ярославских купцов. В семье Станиславского было 5 мальчиков и 4 девочки.
Будущему театральному реформатору с детства прививали любовь к искусству. Отец мальчика оборудовал домашний театр. С ним занимались лучшие педагоги по пластике и вокалу.
В 4 года Константин вместе с семьёй впервые посетил Большой Театр, это событие настолько впечатлило мальчика, что на следующий день он пришёл к отцу и сделал заявление о том, что хочет стать актёром.
Первые театральные проекты Станиславского
В 1886 г. Станиславский становится одним из представителей дирекции Русского музыкального общества. Это назначение дало толчок к запуску проекта Московского Общества Искусства и Литературы. Станиславский вкладывал в деятельность этого проекта не только своё время, силы, но и занимался его финансированием.
Первое время Станиславский совмещал работу на фабрике отца с театральной деятельностью. Позже Константин Сергеевич интегрирует навыки, полученные во время работы на фабрике, и в создание своей знаменитой системы.
1-м творением Константина Сергеевича в качестве режиссера становится пьеса «Плоды просвещения».
1898 г. — стал годом основания Московского Художественного театра, ставшего результатом творческого союза Станиславского и В. Немировича-Данченко. Станиславский занимался художественной частью, а Немирович-Данченко отвечал за литературное наполнение. Известность новому театру принесла постановка чеховской «Чайки».
В этот же период Константин Сергеевич меняет фамилию Алексеев на псевдоним Станиславский.
За 10 лет сценической работы у Константина Сергеевича Станиславского было не меньше ролей, чем у актеров профессиональных театральных подмостков.
Система Станиславкого
Театр для Станиславского стал не только увлечением, но и настоящим делом жизни. Он постоянно экспериментировал, ставил себе сложные задачи по совершенствованию актерской профессии.
Его главной целью было создание системы, которая должна была способствовать раскрытию актера на сцене во всей его многогранности. Актер должен был прожить, прочувствовать каждое действие, пропустить через себя каждое слово так, чтобы зритель полностью погрузился в атмосферу, чтобы мог забыть о своих насущных делах и сфокусироваться только на действии, происходящем перед его глазами.
Идеи по работе на сцене Станиславский внедрил в Первой театральной студии, открывшейся в 1913 году.
В 1905 году начала работать Студия на Поварской улице, где активно использовались новые формы передачи действия, интересной находкой стало использование декораций как дополнения к сценическому образу актеров.
1912 год стал годом основания первой Студии при МХАТе, где проводились 1-е эксперименты Станиславского с молодыми актерами, направленные на реформирование сценического мастерства.
Собрание сочинений
Работы Станиславского будут интересны не только представителям театральных профессий, но и другим творческим людям: художникам, кинематографистам, педагогам, писателям, музыкантам.
В 1926 г. выходит книга мастера «Моя жизнь в искусстве» (в Америке книга была опубликована на два года раньше). Эта книга открывает Собрание сочинений театрального реформатора.
Последняя работа автора, переданная в печать, называлась «Работа актёра над собой», читатели увидели ее уже после его кончины.
В 1-й части книги «Работа актёра над собой» (2-й том сочинений) раскрываются поиски Константина Сергеевича в области актерского мастерства. Во второй части много дополнений, хранившихся в архивах мастера, которые позволяют более полно раскрыть суть «системы» (3-й том сочинений). В Собрание сочинений входят отрывки из незаконченной работы Станиславского «Работа актера над ролью» (4-й том сочинений), в которых идет речь о создании сценического образа и эстетике театральной подачи.
В 5-м и 6-м томах представлены статьи, отрывки из дневников, а также воспоминания, отражающие весь творческий путь Станиславского.
7-й и 8-й тома посвящены письмам мастера к представителям искусства, литераторам, писателям, ученым, а также родственникам и друзьям.
Сердечный приступ и самоотверженность Станиславского
На юбилейном вечере в театре в 1928 году Константину Сергеевичу стало плохо из-за сердечного приступа. После этого врачи не разрешали ему выходить на сцену. Но даже несмотря на свое тяжелое состояние, он продолжал вести репетиции по телефону, пока врачи не лишили его и этой возможности.
Станиславский не сдался и продолжил свою деятельность, но уже на педагогическом поприще, он экспериментирует и внедряет свои наработки в Оперной студии Большого театра. Мастер репетировал с актерами прямо у себя дома. Это была своего рода актерская школа.
В 1930-х годах Станиславский с помощью влияния Горького добивается особого положения для МХАТа, который уравняли с Большим и Малым театрами. Театр стал носить название МХАТ СССР им. Горького.
Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года, при вскрытии были обнаружены проблемы с сердцем и легкими.
Цитата Станиславского «Не верю!»
Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?
Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.
Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.
Интересные факты из жизни Станиславского
1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем. Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны. Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.
2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка». Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом. Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.
Великий актер и гениальный постановщик
После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.
Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.
После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.
Литература:
Автор: Елизавета Листер, писатель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Константин Станиславский
17 января 1863 года родился Константин Станиславский, режиссер, актер и театральный педагог.
Личное дело
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев; 1863–1938) родился в Москве в многодетной семье известного промышленника Сергея Алексеева.
В 1878–1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, затем служил в семейной фирме.
К сцене Константин приобщился уже в возрасте 14 лет: в семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, а в имении Любимовке – театральный флигель. «Домашний театр» был известен как Алексеевский кружок; здесь подросток усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. В процессе становления в качестве актера он ориентировался на артистов Малого театра – в числе его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл атамана разбойников в оперетте «Графиня де ла Фронтьер», Флоридора в «Мадемуазель Нитуш», а также Нанки-Пу в комической опере «Микадо». Дебют его в классическом русском репертуаре состоялся в декабре 1884 года – на любительской сцене в доме купца Александра Карзинкина на Покровском бульваре под руководством артиста Малого театра Михаила Решимова была поставлена «Женитьба» Гоголя, в которой молодой актер сыграл Подколесина.
В 1886 году Константин Алексеев был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В ту же дирекцию входили Петр Чайковский, Сергей Танеев и Сергей Третьяков.
Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом был разработан проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ). Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссером Александром Федотовым: в его спектакле «Игроки» Станиславский сыграл Ихарева; в дело были вложены личные средства актера, который тогда же взял для сцены фамилию Станиславский.
За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером. Его игру сравнивали с профессиональной, причем нередко в его пользу. Среди заметных ролей этого времени – Паратов в «Бесприданнице» и Звездинцев в «Плодах просвещения». Здесь же он впервые попробовал себя в режиссуре, поставив в 1889 году «Горящие письма» Петра Гнедича.
В январе 1891 года Станиславский официально стал руководителем режиссерской части – в этом качестве он поставил спектакли «Уриэль Акоста» (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» (1898), в ряде которых сыграл.
Большое впечатление на театральную общественность, в том числе на Станиславского, произвели гастроли в России Мейнингенского театра, прошедшие в 1885 и 1890 годах. Они подсказали режиссеру идеи использования подлинных старинных или экзотических предметов, подвигли его к экспериментам со светом, звуком и ритмом. По его словам, в это время он искал «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».
В 1897 году преподаватель драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться, чтобы обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. По словам Станиславского, на этой встрече обсуждались «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Был определен состав труппы – по преимуществу молодые интеллигентные актеры, – круг авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Чехов) и решено, что у зала будет скромное оформление. Право на литературно-художественное вето было закреплено за Немировичем-Данченко, на художественное – за Станиславским. Правда, в первые же месяцы работы труппы Художественного театра выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно.
Работа началась в подмосковном Пушкино в конце июня 1898 года. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере; по мнению режиссера, с этого спектакля началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Иоанна Грозного» (1899), «Власти тьмы» (1902), «Юлия Цезаря» (1903). Но более важной он считал другую линию – «интуиции и чувства» – которую он связывал с именем Антона Чехова и к которой относил «Горе от ума», «Месяц в деревне», «Братьев Карамазовых» и «Село Степанчиково».
Главные прославившие Художественный театр спектакли – «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В совместной работе над пьесой Горького «На дне» в 1902 году обозначились противоречия двух подходов. Станиславский хотел сделать акцент на бытовых подробностях, в то время как Немирович-Данченко искал «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно его коллега нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» не принял.
Новой площадкой Станиславского стала экспериментальная Студия на Поварской, созданная в 1905 году вместе со Всеволодом Мейерхольдом. Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжил в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908) был применен принцип черного кабинета: эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений. В 1913 году выходят первые спектакли созданной Станиславским Первой студии, где он продолжил свои изыскания в области театральной теории и педагогики.
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Дж. Байрона (1920). К этому времени кризис в Художественном театре приобрел тотальный характер: 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры, остро ощущалась необходимость смены театральных поколений. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии. После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами.
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТе в 1928-м, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах своей системы и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года.
В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького.
В 1935 году открылась последняя – Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психофизических действий.
Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное сердце, эмфизема легких, аневризмы – следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Безоговорочный авторитет в области театрального искусства, наиболее известный созданной им системой актерской техники. Работа над ней велась с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актера в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актерской игры.
В основе системы лежит разделение актерской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. Ремесло основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актер. Искусство представления подразумевает, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. Наконец, по Станиславскому, в процессе игры актер испытывает подлинные переживания своего персонажа, и это рождает жизнь образа на сцене.
Изложение системы – книга «Работа актера над собой», которая вышла в свет в 1938 году.
О чем надо знать
Первый сын Станиславского В.С. Сергеев родился от внебрачной связи с крестьянкой Авдотьей Копыловой. Незаконнорожденный ребенок был усыновлен отцом Станиславского, впоследствии стал профессором МГУ, историком античности. Затем состоялся брак с Марией Петровной Лилиной, актрисой МХТ; в нем родилась Кира Константиновна Алексеева-Фальк, жена известного художника Роберта Фалька.
При начале работы МХТ Немирович-Данченко убедил Станиславского, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ он доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы. По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Вершинин в «Трех сестрах», Сатин в «На дне», Гаев в «Вишневом саде». Затем он обратился к классическому репертуару – Фамусов в «Горе от ума», Ракитин в «Месяце в деревне», Арган в «Мнимом больном» Мольера и некоторые другие роли. С 1916 года готовилась новая постановка «Села Степанчикова», однако роль Ростанева в ней Станиславскому «не далась». После этого он навсегда отказался от новых ролей и изменил своему решению лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 годах сыграв воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Федор Иоаннович».
Прямая речь
О достоверности сценического образа: «Не верю!» (знаменитая фраза была настоящей страшилкой для актеров)
О поведении на сцене: «Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий».
О работе с Немировичем-Данченко: «Каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку, каждый хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».
Психолог Якоб Морено о системе Станиславского: «…Размышлял над тем, как бы изобрести средства, которыми можно было бы освободить организм актера от клише и дать ему наибольшую свободу и творчество, необходимые для предстоящей задачи».
Михаил Чехов о системе Станиславского: «У К.С. есть, как мне кажется, много моментов, когда актер принуждается к личным потугам, к выдавливанию из себя личных чувств – это трудно, мучительно, некрасиво и не глубоко».
Александр Галич о теории физических действий: «Мы были подопытными кроликами, на которых Константин Сергеевич Станиславский проверял свою последнюю теорию – «теорию физических действий»… в двух словах сводилась она к следующему: правильные физические действия должны привести исполнителя к правильному поведению, правильное поведение – вызвать правильное состояние, правильное состояние – помочь обрести правильные слова.
Я сам каждую неделю принимал участие в репетициях «Гамлета» под руководством Константина Сергеевича.
Заучивать шекспировский текст нам было строжайшим образом запрещено. Предполагалось, что если мы будем правильно действовать, в соответствии с сюжетом пьесы, то и найдем, в конце концов, правильные слова.
Разумеется, многие из нас жульничали. И я жульничал чаще других.
Пользуясь своей хорошей памятью, я время от времени вставлял в ту чудовищную ахинею, которую мы все несли, – подлинные, хотя и слегка ритмически измененные шекспировские слова, и тогда Константин Сергеевич радостно улыбался, хлопал в ладоши и с глубоким удовлетворением говорил:
– Вот, видите – Саня правильно действовал и он нашел почти правильные слова».
7 фактов о Константине Станиславском
Материалы о Константине Станиславском