Что создал радищев какой памятник
Александр Радищев
краткая биография
Роль и место в литературе
Творчество Александра Николаевича Радищева может служить примером того, что в русской литературе середины и конца 18 века наблюдалось одновременное развитие как романтического, так и реалистического направления. Радищев явился зачинателем критического реализма за счет изображения им действительности в сатирическом ключе.
Если ранние работы Радищева несли в себе ярко выраженные признаки сентиментализма, то в дальнейшем его произведения становятся все более социально окрашенными. Но не только в этом заключалась самобытность его творчества. Высшим его проявлением многие исследователи считали утверждение просветительского реализма, который отличала связь с устным народным творчеством, тонкий психологизм и мягкий лиризм.
Дом Радищевых в Верхнем Аблязове. Худ. Э. Бернштейн
Все чаще в своих произведениях автор выражает недовольство самодержавием, все чаще звучит уверенность в том, что народ вправе судить своего правителя, как преступника. Чтобы наглядно показать, как это может работать, Радищев написал оду «Вольность», в которой неприкрыто прославлялась народная революция. Толчком к написанию оды послужило восстание Пугачева и борьба простых американцев за независимость.
Радищева очень волновала проблема появления нового сознания у человека, которое бы соответствовало позиции патриота, гражданина, в целом, борца с поработителями. Но без наставников с высокими нравственными идеалами такая борьба была бы невозможна. Свое видение этого процесса он выразил в «Житии Ф.В. Ушакова».
Крепостной Мамонтов обучает Александра грамоте
Именно эти идеи и привели, в конечном счете, к появлению «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором автор ярко и беспощадно отобразил положение российского народа. Главная идея «Путешествия» — освобождение путем революции, которая непременно должна произойти.
Происхождение и ранние годы
Родина Александра Радищева – Саратовское наместничество, село Верхнее Аблязово. Дата рождения – 31 августа 1749 года. Он появился на свет в многодетной семье, в которой, кроме него было одиннадцать детей. Имел дворянское происхождение, его дед по отцу, Афанасий Прокофьевич, был денщиком у самого Петра Первого.
Отец Александра, Николай Афанасьевич, был владельцем крупного поместья, отличался набожностью, и, вместе с тем, высокой образованностью, владел четырьмя иностранными языками. Предками матери, Феклы Саввичны, были дворяне Аргамаковы.
Образование
Радищев получил домашнее начальное образование. Читать и писать его научил крепостной П. Мамонтов, приложила руку к обучению юного воспитанника и его няня. Нанимали мальчику и француза-гувернера, который в итоге оказался не учителем, а сбежавшим дезертиром.
Жена Анна Радищева
Когда Александру исполнилось семь лет, его отправили в Москву. Там жил родственник Радищевых, дядей которого был сам директор Московского университета. В течение пяти лет Александр проживал у него, постигая курс университетской гимназии. Помимо этого, он участвовал в студенческих диспутах.
В 1762 году Александр заступил на службу пажом к императрице Екатерине, которую он в числе прочих сопровождал в поездке. Прожив два года в Петербурге, он, вместе с другими молодыми дворянами, отправился для обучения в университет Лейпцига. За пять лет обучения Радищев постиг литературу, языки, право, естественные науки, было в программе и музыкальное образование. Учился он блестяще и считался одним из лучших студентов. В 1771 году университет был окончен, и юноша вернулся в Россию.
Творчество
По возвращении Александр получил чин титулярного советника и приступил к службе в Сенате протоколистом. Свободное время он посвящал переводам. Так, им был переведен Г.Б. де Мабли «Размышления о греческой истории» и еще ряд произведений. В 1773 году Радищев пишет повесть на основе собственной биографии под названием «Дневник одной недели», которую опубликовали лишь в 1811 году. Это была первая сентиментальная исповедь в российской литературе. В те же годы была написана «История Российского сената», которая через некоторое время была уничтожена.
Радищев на допросе. Худ. Н. Баранов
В1773 году Александр Николаевич приступает к работе в Финляндской дивизии в качестве полкового судьи. Именно в это время он узнает о пугачевском бунте. Это событие оказало на него столь сильное впечатление, что с этого времени он стал ярым противником крепостничества.
В 1775 году Радищев ушел в отставку и приступил к очередной службе только через несколько лет. Прослужив до 1780 года юрист-консулом, он заступил на службу в Петербургскую таможню и стал ее управляющим.
В конце 1780-х годов наступило время активного творчества. В 1780 году было написано «Слово о Ломоносове», в 1783 году была закончена ода «Вольность». В 1782 году Радищев написал своему другу С.Н. Янову «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», в котором содержались рассуждения о роли Петра Первого в истории России. Еще одно автобиографическое произведение было написано в 1788 году и рассказывало о Лейпцигском периоде жизни писателя.
Путь в ссылку. Худ. С Боим
В1780 году, на заседании Общества друзей словесных наук, членом которого он являлся, им была представлена и зачитана «Беседа о том, что есть сын Отечества», главным посылом которой была мысль о том, что человек – «существо свободное».
Кроме литературных произведений, из-под пера Радищева выходили и научные работы. Им созданы: «Проект нового генерального таможенного тарифа», «Описание Петербургской губернии», «Описание Тобольского наместничества» и другие труды.
Главные произведения
В 1790 году было написано главное произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», прочитав которое, Екатерина II назвала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева».
Издатели очень боялись уголовного преследования за публикацию «Путешествия», потому что оно было насквозь пропитано антикрепостническим и антисамодержавным духом. Поэтому все отказались от его печати. Радищеву ничего не оставалось, как приобрести оборудование и устроить типографию у себя дома.
Им было напечатано 650 экземпляров, которые были розданы друзьям и знакомым.
Радищева заключили в крепость и через некоторое время вынесли приговор, утвержденный Сенатом и Советом. После представления его императрице, писатель был признан виновным в издании этого произведения. В именном Указе подчеркивалось, что тяжесть его вины соответствует смертной казни. Но, благодаря заключению мира со Швецией, казнь заменили десятилетней ссылкой в Сибирь.
Во время ареста на Радищеве была легкая летняя одежда, в которой его и увезли из крепости в ссылку. Скорее всего, Екатерина, видя, как тяжело переносит заточение Радищев, надеялась, что он не доберется до пункта своего назначения. Но граф Воронцов распорядился, чтобы писателя обеспечили надлежащей одеждой, соответствующей такому долгому пути.
Музей Радищева в Саратове
В ссылке Радищева определили в Илимский острог. Здесь он провел долгие пять лет заключения. Постепенно быт его наладился, он стал помогать местным жителям тем, что лечил их и делал прививки от оспы их детям. Также он занялся обжигом посуды, оборудовав компактную гончарную печь. И, конечно же, он ни на минуту не оставлял свою литературную деятельность.
Последние годы
Когда к власти пришел Павел I, Радищева освободили, но с условием жить только в пределах своих деревень. Он перебрался в Немцово, где за ним был установлен постоянный полицейский надзор. Переписка его также строго контролировалась. Но Александр Николаевич не опускал руки, в этот период он написал поэму «Бова», «Описание моего владения» и другие произведения.
Музей Радищева на его родине
Полностью Радищева амнистировали уже при правлении Александра I. Ему был возвращен дворянский титул и разрешение на проживание в Петербурге. Новый император, разглядев в Радищеве то, что не увидели другие, включил его в комиссию по составлению законов.
Похоронен писатель на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Могила его находится на Литераторских мостках.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1749 | Год рождения А.Н. Радищева |
1756 | Отъезд в Москву на обучение |
1762 | Радищев отправляется для обучения с Пажеский корпус |
1766 | Отъезд в Лейпцигский университет |
1771 | Возвращение в Петербург. Служба в Сенате |
1773 | Перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории» |
1773-1775 | Служба прокурором в штабе финляндской дивизии |
1775 | Женитьба Радищева |
1777 | Поступление на службу в Коммерц-коллегию |
1780 – 1790 | Работа в таможне. Начало работы над «Путешествием» |
1784 | Вступление в «Общество друзей словесных наук |
1789 | Приобретение домашней типографии |
1790 | Радищев возглавил Петербургскую таможню |
май 1790 | Выход «Путешествия из Петербурга в Москву» |
1790 | Приговор к десятилетней ссылке в Сибирь |
1796 | Возврат Радищева из ссылки Павлом I |
1802 | Не стало Александра Николаевича Радищева |
Интересные факты
Память о писателе
Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.
Могила на Волковом кладбище
Музей А. Н. Радищева открыт в 1945 году в селе Верхнее Аблязово (сейчас село Радищево) Кузнецкого района Пензенской области.
В честь Радищева был назван астероид под номером 2833.
В Москве, на Верхней Радищевской улице установлен памятник писателю.
Улицы Радищева существуют в Минске, Алма-Ате, Керчи, Симферополе и других городах СНГ.
Памятник товарищу Радищеву
12 апреля 1918-го Ленин подписал декрет Совнаркома «О памятниках республики». Одним из тех, кто получил революционное признание в виде монумента, был Радищев.
В документе ставились две задачи: «в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию», снять «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг», а также «мобилизовать художественные силы» на создание памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции».
Большевики спешили. Ленин от имени Совнаркома выражает желание, чтобы уже в день 1 мая, то есть через две недели после подписания декрета, были сняты некоторые «наиболее уродливые истуканы» и представлены первые модели новых памятников.
Уже к первой годовщине революции в Москве было поставлено двенадцать памятников, в Петрограде — десять. Революционное признание получили Радищев, Маркс, Энгельс, Каляев, Никитин, Кольцов, Дантон, Бакунин, Плеханов, Робеспьер, Сковорода, Бетховен, Гейне, Халтурин, Жорес, Перовская и другие. Предполагалось, что оценку этим творениям даст народ и лучшие работы будут отлиты в бронзе или высечены из камня.
На деле всё обернулось иначе. Правительственный комиссар по делам изобразительных искусств художник Давид Штеренберг в отчёте о деятельности Отдела ИЗО Наркомпроса в 1919 году писал: «Мастеров, которые могли поставить памятники, у нас оказались единицы. Когда эти памятники были поставлены, явилось определённое желание немедленно их убрать, так антихудожественно и скверно во всех смыслах они были сделаны».
Так, сразу после открытия в декабре 1918 года был снят памятник Софье Перовской, поставленный в Петрограде перед Московским вокзалом. По словам Луначарского, народоволку так «нечеловечно» изобразил скульптор-футурист Гризелли, что пришедшие на открытие памятника буквально шарахнулись от него в сторону, а товарищ Лилина (жена Зиновьева) потребовала его убрать.
Баронесса Мария Врангель, мать знаменитого генерала и известного, хоть и не столь знаменитого, как его брат, историка искусства, в своих коротких записках о двух послереволюционных годах в Петрограде не обошла вниманием и новый памятник: «Поставили Перовской — пришлось убрать. Изображение было в виде не то громадной летучей мыши, не то сталактита, стояло у Николаевского вокзала, все, проходя, невольно останавливались и вместо почтения покатывались со смеха».
22 сентября 1918 года в Петрограде был торжественно открыт памятник Александру Николаевичу Радищеву — первый из установленных в городе по ленинскому плану монументальной пропаганды. «Играет «Марсельеза», красный полог падает, народ обнажает головы, гордый бюст Радищева озирает Неву», — писала «Петроградская правда».
Небольшой гипсовый бюст вылепил скульптор Леонид Шервуд, служивший в то время в Эрмитаже реставратором. Его отец Владимир Осипович Шервуд — академик архитектуры, автор проекта здания Исторического музея в Москве. Чтобы представить готовую работу, Шервуд отправился в Москву к «комиссару по постановке первых памятников т. Виноградову». Забыв в спешке оформить отпуск, он нажил себе неприятностей в Эрмитаже и вынужден был оправдываться.
Памятник революционеру-декабристу Радищеву (так было написано в «Петроградской правде») установили, как думалось тогда, временно, чтобы потом заменить гипс на более прочный материал. Скульптуру разместили в проломе ограды Зимнего дворца со стороны набережной. Дело в том, что в ходе революционных событий часть каменной ограды с решёткой была разрушена, а груда огромных камней постамента дворцовой решётки валялась здесь же, у набережной.
На открытии памятника «тов. Луначарский, вскочив на обломок гранита, произнёс перед народом пламенную речь». В интерпретации корреспондента «Красной газеты» смысл её сводился к следующему: «Это народ пробил широкую брешь в бывшем жилище тиранов и деспотов и, освятив это жилище памятником одного из первых мучеников революции, превращает это жилище царей в Дом Народа». Нарком с большим воодушевлением говорил о том, что дворец ждёт прекрасное будущее: он должен превратиться в «приют развлечения, питания и образовательного отдыха для детей питерского пролетариата». Иными словами, Зимний дворец вполне мог стать Дворцом пионеров, если бы в октябре 1919-го Петроградский совет не решил увековечить историю победившей революции в этом главном «жилище тиранов» (в январе 1920 года в залах Зимнего дворца открылся Музей революции).
В заключение праздничного митинга поэт Василий Князев, печатавшийся несколько лет в «Сатириконе», а теперь работавший в «Красной газете», зачитал стихи собственного сочинения, написанные по случаю открытия памятника:
Проклятых деспотов дворец
Народ заставил потесниться,
Чтоб революции борец
Мог революции явиться
История первого памятника, поставленного новой властью, быстро и довольно бесславно закончилась. Гипсовый бюст не простоял и года. Из донесения охранника 2-го городского района 19 января 1919 года: «Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 ч. утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился».
Что создал радищев какой памятник
CАЙТ КУЗНЕЦКОЙ ЦГБ ИМ. А.Н.РАДИЩЕВА
Памятники, бюсты, обелиски, мемориальные доски
Бюст Александра Николаевича Радищева был установлен в сквере по улице Верхняя Радищевская в 1995 году. Автором монумента стал известный московский скульптор Владимир Ильич Усов.
Памятник представляет собой отлитый из бронзы бюст Радищева, установленный на высокий гранитный постамент в виде цилиндрической колонны, декорированной картушем.
Стоит отметить, портрет героя выполнен достаточно точно и соответствует прижизненному образу: высокий лоб, достаточно тонкие черты благородного лица. В качестве одеяния присутствуют сюртук и жабо на шее – модная в годы жизни писателя деталь одежды.
Место установки бюста А.Н. Радищеву не случайно. Дело в том, что Александр Николаевич возвращался на родину из сибирской ссылки, куда его отправили за политические воззрения, по дороге, часть которой сегодня занимает Верхняя Радищевская улица в Москве.
Автор Л. Шервуд
17 июля 1918 года на заседании СНК под председательством Ленина обсуждался вопрос «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников, в которой, в частности говорилось: «Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения её не могла пойти за счёт художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса».
30 июля 1918 года на заседании СНК был рассмотрен составленный под руководством Луначарского «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР; 2 августа окончательный список за подписью Ленина опубликовали в «Известиях ВЦИК». Список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий. В разделе II Писатели и поэты под № 6 значилось имя А.Н. Радищева.
Первым из воздвигнутых памятников в соответствии с ленинским планом «монументальной пропаганды» был памятник А.Н. Радищеву Леонида Владимировича Шервуда. Он был сразу поставлен в двух экземплярах. В Петрограде, у решетки Зимнего дворца (22 сентября 1918 г.), был поставлен оригинал, реплика была водружена в Москве на площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского) через две недели, 6 октября 1918 года.
Б юст был гипсовый, а постамент сделали из сосновых досок и украсили одной-единственной надписью: «Радищев». В отличие от петроградского оригинала, московская копия оставалась на своём месте довольно долго – её убрали лишь в начале 30-х годов, когда начали реконструировать площадь. Гипсовый бюст Радищева сняли с постамента и передали сначала в Музей Революции СССР, затем детище Шервуда отправилось в фонды Литературного музея, а уже оттуда, в конце 40-х годов, переехало в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, где он находится и по сей день.
Автор Александр Павлович Кибальников, 1953 г.
В 1948 году Кибальников создает первый портрет А. Н. Радищева. В 1953 г. создано мраморное погрудное изображение писателя-публициста. Резкий поворот торса и головы, крепко сжатые кулаки, открытый энергичный взгляд — таким видит Радищева скульптор. Сам Александр Кибальников так объясняет свою работу: «Голова и руки — вот главное в портрете». В 1974 году на основе портрета был также создан памятник, установленный в Саратове.
Скульптор — Г.Г.Сорокин. Автор фото Иван Егоров
Мемориальная доска установлена в память о пребывании в этом доме Радищева.
Установлена на доме в память о том, что в здесь в 1790 году находился проездом великий русский писатель-революционер А.Н. Радищев, посвятивший Клину главу книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
Располагается памятник в центре города на улице Радищева у входа в Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1918 году перед входом в Радищевский музей был установлен первый памятник Александру Николаевичу – выполненная местным мастером П. Ф. Дундуком символическая скульптура «Свобода», представлявшая собой разрывающего цепи человека на фоне каменного застенка. Недолговечное бетонное изваяние простояло лишь три года.
Только в 1936 году на этом месте была поставлена новая скульптура – в форме вазы, символизировавшая причастность стоящего рядом здания к высокому искусству. Имя автора этой работы точно не установлено. Им могли быть местные художники Н. Волконский или В. Юстицкий. Ваза простояла перед входом в музей до 1951 года.
В 1951 на её месте появилось первое скульптурное изображение А.Н. Радищева – в форме небольшого бюста. По некоторым данным, автором его был скульптор Э.Ф. Эккерт. Бюст был выполнен из недолговечного материала и в 1955 году его демонтировали.
В 1956 году признанным советским скульптором А. П. Кибальниковым был выполнен гипсовый памятник, изображавший задумчиво смотрящего вдаль Радищева с пером в правой руке. Из-за невысокой устойчивости материала памятник приходилось в зимнее время укрывать деревянным куполом, в результате чего в 1971 году было решено перенести скульптуру в запасники музея и установить на её месте новую, на этот раз гранитную, вновь оказавшуюся лишь временной. Ее автором был иногородний скульптор Мукотеев (Мукосеев). Но художественная ценность данной работы была признана не очень высокой, уступая в этом предыдущему творению Кибальникова. Поэтому были приняты меры и найдены средства для изготовления памятника из гранитного материала.
К 1975 году гранитный аналог гипсовой скульптуры А.Н. Радищева был изготовлен и вскоре установлен перед входом в музей. Именного он хорошо известен сегодня всем саратовцам и гостям города.
В 1977 г. у Радищевского музея появился первый филиал – в Балакове. Он расположен в удобном уютном здании, построенном на рубеже 19-20 веков. 18 мая 2005 года по случаю Международного дня музеев перед парадным входом (с левой стороны) Балаковского филиала СГХМ, был открыт памятник А.Н.Радищеву. Он является точной копией памятника А.Н.Радищеву в Саратове. Памятник чудесным образом вписался в окружающее пространство, стал украшением северо-западной окраины города.
Автор – саратовский скульптор Э.Ф. Эккерт.
Эскиз. Гипс тонированный. Нуждается в реставрации.
Скульптурное изображение А.Н. Радищева в полный рост: сидит, голова слегка наклонена вниз, правая рука (с листами бумаги?) прижата к груди, правая нога отведена назад, левая рука, сжатая в кулак, упирается в левое колено.
Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева».
Автор В.А. Шанин. Гипс тонированный.
Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева».
В книге-каталоге «Памятники истории и культуры Удмуртии» под № 1386 зарегистрирован памятник А.Н. Радищеву. Автор – Андрей Елизарович Вологжанин, житель села Сюмси. Памятник установлен в 1968 году в память о пребывании А.Н. Радищева на территории Удмуртии по пути в илимскую ссылку в 1790 году.
30 августа 1968 г. на территории педагогического училища в с. Радищево, которое располагалось в бывшей усадьбе сына писателя Афанасия, был открыт памятник (чугун) работы пензенского живописца и скульптора, члена Союза художников России В. Г. Курдова. Писатель изображён в рост, в дорожном костюме, облик и взгляд заставляют вспомнить начальные слова его знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
В 2014 г памятник был перемещён в Кузнецк, к зданию центральной городской библиотеки им. А. Н. Радищева. Торжественная церемония открытия памятника А.Н. Радищеву состоялась в сентябре 2014 года в рамках Декады землячества. Теперь монумент с 46-летней историей украшает сквер города возле центральной городской библиотеки им. А.Н.Радищева, делая его визуально богаче и разнообразнее.
«Знаменательно, что в год 260-летия со дня рождения писателя было принято решение об установке памятника писателю в центре населенного пункта. Он был перенесен с окраины села Радищева и установлен у здания библиотеки, носящей имя великого земляка», — сказал глава администрации Кузнецка С.А. Златогорский.
Для скульптуры высотой около двух с половиной метров был изготовлен новый постамент. Теперь сквер обрёл композиционное ядро, которое связывает все его составляющие в единое целое, и территория возле библиотеки стала выглядеть по-новому. А главное – установка памятника стала зримым свидетельством того, что память о философе-гуманисте продолжает жить в сердцах кузнечан.
Установлен в центре сквера по ул. Белинского в 1980 году. Скульптор Елена Федоровна Кочуашвили. Выполнен из бронзы на высоком прямоугольном гранитном постаменте. Портрет детально проработан и создаёт строгий образ мыслителя и просветителя Александра Николаевича Радищева (1749-1802), связанного с Кузнецким краем.
Бюст Радищеву установлен в сквере перед краеведческим музеем в 1969 году. Памятник получился общенародным, так как основную часть денег на памятник выделила администрация колхоза имени Жданова, а остальную собрали организации.
В 1967 году в селе Фирстово Большеуковского района Омской области установлен обелиск в память о том, что в 1790 году по пути в илимскую ссылку Радищев бывал в этом селе.
Автор фото: Виктор Корб
В августе 1791 г. в Илимскую ссылку по Московско-Сибирскому тракту проследовал писатель-революционер Александр Николаевич Радищев, совершив одну из остановок в селе Артын. 28 сентября 1952 г. на берегу реки Артынки был установлен памятный знак, замененный в сентябре 1990 г. на новый. На памятном знаке приведены слова А. И. Радищева: «Что за богатый край сия Сибирь, что за мощный край. Потребны еще века, по когда она будет заселена, она предназначена играть большую роль в анналах мира».
На улице Радищева в Малоярославце в наше время расположена школа имени Радищева, перед которой установлен бюст писателя. В книге «Малоярославец» авторов В.Беспалова и А. Дмитриева (директор Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года), выпущенной Калужским книжным издательством в 1962 году написано: «Около Малоярославецкой средней школы № 2, носящей имя А.Н. Радищева, в 1949 году к 200-летию со дня рождения писателя, установлен его бюст. Он выполнен правнуком Радищева Михаилом Николаевичем Радищевым».
Возможно, первоначально бюст был установлен на улице Октябрьской у старого здания радищевской школы № 2, где учились учащиеся начальных классов. Позднее бюст был установлен у нового здания школы на улице Радищева.
В 1960 году Районным Советом народных депутатов школе выдан документ «Обязательство по охране исторического памятника «Скульптура-бюст А.Н. Радищева».
Владельцы усадьбы: Радищевы, XIX – нач. XX вв. имением владели помещики Лисевичи, Веселовский. В 1812 году в доме Радищева была ставка М. И. Кутузова.
В настоящее, время от усадьбы сохранились озеро, окаймленное старыми ивами, фрагменты липовой аллеи вдоль речки Карижки. Полуразвалившийся деревянный усадебный дом был окончательно уничтожен в годы войны. В 1949 году на месте дома установлен обелиск, на котором написано: «Здесь жил с 1797 по 1801 годы Радищев Александр Николаевич, выдающийся русский революционер и писатель».
Автор – пензенский скульптор Елена Федоровна Кочуашвили.
В 1949 году у входа в музей был установлен бюст Радищева (бронза), затем перемещённый на площадку между церковью и литературной экспозицией. Та же модель повторена для памятника в г. Кузнецке, в сквере на ул. В. Г. Белинского (1980). Бронзовый бюст укреплён на высоком гранитном постаменте. Строгий стройный силуэт памятника создаёт образ писателя – классика русской литературы.
Не сохранился
В год 225-летия со дня рождения писателя (1974) в музее был установлен гипсовый памятник работы В. Г. Курдова на постаменте, облицованном диким камнем, символизирующем тернистый путь писателя. Радищев (поясная фигура) изображён задумавшимся над раскрытой книгой, голова опущена, взгляд погружён в себя. Первоначально памятник находился у администрации музея, затем был перенесён к зданию литературной экспозиции, бывшей земской школы.
На открытии памятника присутствовала потомок писателя – студентка Саратовского педагогического института Нина Радищева и писатель Пётр Замойский.
В 1990-е гг. демонтирован по состоянию сохранности.
Первый в Пензенской области памятный знак писателю был открыт на месте барского дома в музее А. Н. Радищева в с. Радищево Кузнецкого района 20 сентября 1949 г. в честь 200-летия со дня рождения. На гранитном камне-обелиске был укреплён чугунный барельеф работы пензенского скульптора Елены Федоровны Кочуашвили и ниже мраморная доска с надписью: «Здесь был дом, в котором родился выдающийся революционер и писатель Александр Николаевич Радищев». В 1990 – 1993 гг. барский дом был восстановлен, а памятный знак демонтирован. Проект восстановления дома Радищевых был разработан Институтом «Спецпроектреставрация» (Москва).
В Архиве культурного наследия значится как «обелиск на месте дома, в котором провел детские годы А.Н. Радищев».
В 1974 г., в год 225-летия со дня рождения писателя на трассе М-5 за с. Благодатка слева (по направлению от Пензы) установлен хорошо заметный высокий обелиск из бетонных блоков с барельефом А. Н. Радищева вверху и словами из его предсмертной записки: «Заветы мои пребудут до лучших дней». На открытии обелиска присутствовала потомок писателя – студентка Саратовского педагогического института Нина Радищева и писатель Пётр Замойский.
Селты́ – село в Удмуртии, административный центр Селтинского района. В 18-19 вв. через Селты проходил знаменитый Сибирский тракт — единственный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом смыслах. А в народе тракт имел несколько иное значение, его называли: «Великий кандальный путь», «Государева дорога», «Екатерининский тракт».
По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, в том числе Александр Николаевич Радищев. Направляясь в ссылку, он проехал через Селты 15 ноября 1790 года. В память об этом событии в центре села у районной библиотеки установлен памятный камень с мемориальной доской. Надпись на нём гласит: «15 ноября 1790 года через Селты в ссылку проезжал русский писатель-революционер А.Н. Радищев».
В конце 80-х годов в отделе архитектуры Администрации города Усть-Илимска был составлен план городского художественного оформления. Он предусматривал установку памятных знаков, связанных с историей города и страны. Одним из них стал памятник А. Н. Радищеву. Нужно отметить, что первоначально предусматривалось воссоздать облик деревянного Илимска и дом, где жил Радищев. Однако планы в полном объеме не удалось реализовать, было положено лишь начало.
Заказчиком выступил усть-илимский лесопромышленный комплекс в лице генерального директора В. Н. Семенова. Запрос о создании проекта памятного знака был первоначально направлен в г. Каунас, но позднее была достигнута договоренность с Московским Художественным фондом, где выбор пал на художника-монументалиста Е. Г. Ефремова. Он и стал автором проекта.
Решением Исполнительного комитета Усть-Илимского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1989 г. № 276 «О проекте оформления въездного знака и постановке памятного знака А. Н. Радищеву» были согласованы представленные материалы проекта и постановки памятного знака.
Металлический каркас памятника отливали в Усть-Илимске, на одном из предприятий «Гидромонтаж». Художественные медальоны с изображением Радищева, острожных башен и др. элементы изготавливались в Москве.
От принятия решения до воплощения идеи в жизнь прошло два года. 18 января 1992 года, в день открытия памятника прошел торжественный митинг. Эта дата была выбрана не случайно – 200 лет назад, 16 января 1972 года, Радищев впервые вступил на илимскую землю. Пожалуй, это единственный памятник в Усть-Илимске, который связывает город с далеким прошлым, с временами, когда Сибирь была местом ссылки и каторги.
Памятник Радищеву в г. Усть-Илимске установлен в центре новой, правобережной части города, на площади у кинотеатра «Яросама».
Памятник представляет собой композицию из гигантских кандалов, выполненных из листового металла и покрытых кованой медью с чеканкой на боковых поверхностях. Основание памятника выполнено из бетона высотой 30 см. Памятник обнесен оградой из металлических столбов в количестве 6 шт.
На знаке с двух сторон нанесены надписи. Первая относится к Екатерине II и датирована 1790 г: «Освобождаем его от лишения живота и повелеваем вместо того, отобрав у него чины, знаки ордена святого Владимира и дворянское достоинство, поехать его в Илимский острог на девятилетнее безысходное пребывание». Указан маршрут: «Петербург-Новгород-Москва-Казань-Перьм-Екатеринбург». Вторая надпись относится к Павлу I и датирована 1797 г.: «Высочайше повелеваем… находящегося в Илимске на житье Александра Радищева оттуда освободить, а жить ему в своих деревнях». Указан маршрут: «Тюмень-Тобольск-Томск-Красноярск-Удинск-Иркутск-Илимск». 5894 верст.
Также на памятном знаке расположен барельеф с портретным изображением А. Радищева и цитатой «Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду? Я тот же, что и был. И буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб, но человек! В острог илимский еду».
Автор фото: Сергей Калинкин
Радищева похоронили на Волковском кладбище в Петербурге. Могила его скоро оказалась забыта и утеряна. Предполагается, что похоронили его близ каменной Воскресенской церкви. В 1987 году на её северной стене установили памятную табличку с надписью: «Здесь на территории Волкова кладбища в 1802 году был погребен писатель-революционер Александр Николаевич Радищев», а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.
17 июля 1918 года на заседании СНК под председательством Ленина обсуждался вопрос «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников, в которой, в частности говорилось: «Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения её не могла пойти за счёт художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса».
30 июля 1918 года на заседании СНК был рассмотрен составленный под руководством Луначарского «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР; 2 августа окончательный список за подписью Ленина опубликовали в «Известиях ВЦИК». Список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий. В разделе II Писатели и поэты под № 6 значилось имя А.Н. Радищева.
Первым из воздвигнутых памятников в соответствии с ленинским планом «монументальной пропаганды» был памятник А.Н. Радищеву Леонида Владимировича Шервуда. Он был сразу поставлен в двух экземплярах. В Петрограде, у решетки Зимнего дворца (22 сентября 1918 г.), был поставлен оригинал, реплика была водружена в Москве на площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского) через две недели, 6 октября 1918 года.
В Петербурге на этой неделе будет поставлен чудный бюст Радищева работы Шервуда. Он так хорош, что я буду немедленно ходатайствовать об отливке его из бронзы. Фотографии с него я вышлю Вам на днях.
Письмо А.В. Луначарского В.И. Ленину. Начало августа 1918 года
В день открытия петроградского памятника состоялся митинг, на котором товарищ Луначарский произнёс речь, которая (в пересказе «Петроградской правды») звучала так: «Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции».
Увы, жизнь петроградского бюста была недолгой. Уже 19 января 1919 года гвардеец-охранник 2-го городского района докладывал: «Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился».
Радищеву из Москвы повезло больше. Сам бюст был гипсовый, а постамент сделали из сосновых досок и украсили одной-единственной надписью: «Радищев». В отличие от петроградского оригинала, московская копия оставалась на своём месте довольно долго – её убрали лишь в начале 30-х годов, когда начали реконструировать площадь. Гипсовый бюст Радищева сняли с постамента и передали сначала в Музей Революции СССР, затем детище Шервуда отправилось в фонды Литературного музея, а уже оттуда, в конце 40-х годов, переехало в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, где он находится и по сей день.
Арх. Милорадович Т. Н.
На бывшем доходном доме, построенном в 1879 г. (архитектор: В.И. Семёнов), в 1984 году установлена мраморная мемориальная доска: «Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель-революционер, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Писатель никогда здесь не бывал, поскольку проложена и застроена улица в середине 1830-х гг., но на исходе XVIII в. он останавливался в двух верстах от города на Почтовом дворе г. Софии во время путешествия в Москву.
С молодой женой и ее двумя сестрами, окончившими Смольный институт благородных девиц, Радищев приехал в Петербург и поселился в доме своего тестя на Грязной улице, которую называли также Преображенской (Марата, 14). Дом стоял в глубине участка фасадом на Песочную улицу, которая пролегала между нынешними улицами Марата и Пушкинской и в дальнейшем была уничтожена.
После смерти тестя Радищев возвел на этом участке каменный двухэтажный дом, к которому со двора примыкала деревянная одноэтажная постройка.
Дом Радищева тянулся вдоль Грязной улицы на 12 сажен при ширине 7 сажен (1 сажен = 2,13 м). Во двор постройка была обращена полуциркульным выступом. Первый этаж со стороны улицы был декорирован рустами, имел одну дверь и восемь окон. Во втором этаже по фасаду было девять окон и балкон.
В типографии, располагавшейся в этом доме, была издана книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Дом этот сохранился в сильно перестроенном виде. В 1835 году был надстроен третий этаж. В 1857 году к дому были сделаны трехэтажные каменные пристройки. В 1870-х годах надстроили четвёртый этаж с мезонином, возвели надворные флигели. В нынешнем доме № 14 по улице Марата нетрудно определить ту его часть, которая в своё время являлась домом Радищева. Это квартиры в первом этаже № 1,2 и 14 и во втором этаже № 3,4 и 16.
Скульптор Х. И. Фёрстер
3 ноября 1974 года на улице Хайнштрассе, 8, одной из самых оживленных улиц в центре города, была открыта, мемориальная доска знаменитому выпускнику Лейпцигского университета. В связи с 225-летием со дня рождения А. Н. Радищева и в день открытия традиционных Дней советской книги в ГДР состоялось торжественное заседание общественности города Лейпцига. Организаторами выступили городской комитет культур-бунда ГДР (организации художественной и научной интеллигенции), совет города Лейпцига и Лейпцигский университет им. Карла Маркса. В традиционном зале старинной ратуши в праздничной атмосфере собралось около 1000 человек, представители города и университета, среди них и группа советских писателей и искусствоведов.
После чествования участники радищевских торжеств собрались перед домом № 8 на улице Хайнштрассе, где в студенческие годы Радищев жил вместе со своими друзьями. Д-р Р. Герке, советник по делам культуры совета города Лейпцига, один из инициаторов чествования, и В. Ежов, член коллегии Государственного комитета Совета министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, открыли мемориальную доску, созданную лейпцигским скульптором Хансом Иоахимом Фёрстером (Hans Joachim Förster). На гранитной плите золотыми буквами написаны на немецком языке слова:
- Что создал радищев какой памятник культуры
- Что создал разум человека картинки