Что создал о монферран

Огюст Монферран

Биография

Афоризм «Нет пророка в своем отечестве» в полной мере относится к биографии архитектора Огюста Монферрана. На родине француз практически неизвестен, а в России и он, и его работы стали частью культуры и упоминаются в стихотворениях поэтов. «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» писал Александр Сергеевич Пушкин в «Памятнике», имея в виду творение Огюста — Александровскую колонну.

«Хочу летать я белой чайкой по утрам и не дышать над вашим чудом, Монферран», — вторит классику Александр Розенбаум.

Детство и юность

Будущий классик русской архитектуры родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа, в семье директора королевской академии в Лионе и дочери итальянского негоцианта. Настоящая фамилия зодчего — Рикар, а полное имя — Анри Луи Огюст.

Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура

Возникновение в фамилии добавочного «де Монферран» в биографиях объясняется по-разному. По одной версии, отец Огюста, скончавшийся, когда сыну было два года, был из родом из городка Монферран, сейчас являющегося районом города Клермон-Ферран. По другой — мать будущего архитектора добавила «де Монферран» для солидности и создания легенды о дворянских корнях.

Воспитывал Огюста отчим — художник и гравер Антуан де Коммарьё, который и обучил в детстве Монферрана рисованию. В 20 лет юноша поступил в специальную школу архитектуры, где его учителями были Шарль Персье и Пьер Фонтен, считающиеся основоположниками стиля ампир. Диплом Огюст получил только в 1813 году, поскольку учебу чередовал с участием в Наполеоновских войнах. После Лейпцигской битвы Огюст окончательно вышел в отставку в звании квартирмейстера и с орденом Почетного Легиона.

Творчество

Вклад Монферрана во французскую культуру не очень велик. Молодой архитектор успел поучаствовать в возведении парижской церкви Святой Марии Магдалины. Однако в послевоенной Франции упали объемы строительства, и Огюст не мог рассчитывать на интересные и денежные заказы. Поэтому во время визита в Париж императора Александра I выпускник спецшколы архитектуры преподнес русскому монарху «Альбом проектов» с примерной сметой. Царь заинтересовался молодым архитектором и пригласил Огюста в Санкт-Петербург.

Но первой российской работой Монферрана стал объект не в столице Российской империи, а в Нижнем Новгороде. Августин Бетанкур привлек Огюста к проектированию зданий Нижегородской ярмарки, из которой до постсоветской России дожил только Спасский (Староярмарочный) собор, архитектурно напоминающий главное творение зодчего — Исаакиевский собор. Еще одно деяние Монферрана вне города на Неве — поднятие с земли и установка на фундамент Царь-колокола в Москве.

Первой петербургским произведением Монферрана стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, а последним — проект памятника императору Николаю I, который воздвиг в итоге Дмитрий Ефимов. Творениям французского архитектора была уготована разная судьба. Если Александровская колонна и Исаакиевский собор стали символами Санкт-Петербурга, то здания, спроектированные и возведенные зодчим в парке Екатерингоф, в советское время обветшали и подверглись разграблению.

Личная жизнь

О личной жизни архитектора, в молодости воевавшего против союзников России, известно мало. Словесный портрет первой жены Огюста Юлии Морне, доставшейся Монферрану вдовой, оставил русский журналист Альберт Старчевский. По словам современника, Юлия была крупной, но симпатичной и хорошо воспитанной француженкой. Однако первый брак архитектора завершился разводом.

Со второй женой, Элизой Виргинией Вероникой Пик Дебоньер, Огюст прожил с 1835 года до своей кончины. Супруги жили в особняке на Мойке, сейчас являющемся объектом культурного наследия. Женщина, будучи актрисой, гастролировала в Санкт-Петербурге, где и познакомилась с зодчим. Детей в браке не появилось. Сына супругам заменил племянник Элизы Вергинии Анри, внебрачный сын ее сестры Ирмы и предпринимателя Анатолия Демидова.

Смерть

Как и относительно происхождения пышной фамилии, относительно причин смерти архитектора существует несколько версий. При жизни Монферрана циркулировали слухи, что зодчий тянет с окончанием строительства Исаакиевского собора, поскольку получил предсказание — он умрет, как только объект начнет эксплуатироваться. И действительно, 30 мая 1858 года, в день памяти Исаакия Далматского, собор освятили, а 28 июня (10 июля по новому стилю) земная биография его автора завершилась.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Архитектор Огюст Монферран создатель Исаакиевского собора

Архитекторы

Что создал о монферран. Смотреть фото Что создал о монферран. Смотреть картинку Что создал о монферран. Картинка про Что создал о монферран. Фото Что создал о монферран

Огюст Монферран — один из самых известных зодчих Санкт-Петербурга эпохи классицизма. В девятнадцатом столетии обрел мировую славу, став автором проекта Александровской колонны и самого грандиозного храма в России.

Биография

Что создал о монферран. Смотреть фото Что создал о монферран. Смотреть картинку Что создал о монферран. Картинка про Что создал о монферран. Фото Что создал о монферранРодился Огюст в Шайо, недалеко от французской столицы, зимой 1786 года. Полное имя его звучит как Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Но в Петербурге архитектора именовали Август Августович. В юности Огюсту повезло — учился в Париже в Королевской школе архитектуры, его педагогами были известные во Франции архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Завершив образование 1813 году, Огюст связал жизнь со службой в наполеоновской гвардии. Был ранен в сражениях, за что его удостоили ордена Почетного легиона. Но через год оставил армейское поприще.

Судьба Огюста Монферрана резко изменилась, когда русские войска вошли во Францию в 1814 году.

В Париже будущий знаменитый зодчий показал альбом со своими проектами российскому императору. Спустя два года, он был приглашен в Россию, вошел в Кабинет Александра I в качестве архитектора.

С тех пор более четырех десятилетий своей жизни посвятил работе в Петербурге, это было время создания грандиозных архитектурных творений, подаривших ему славу непревзойденного русского гения в зодчестве. Летом 1858 года именно в Петербурге он скончался.

Работы

Огюст Монферран в 1836 году руководил подъемом на фундамент Царь-колокола рядом с колокольней Ивана Великого В Москве. Вес бронзового колокольчика составлял 202 тонны.

В тот период Монферран занимался перестройкой великолепного особняка на улице Большой Морской, 45 в Петербурге — владелец Павел Демидов, потом этот дом достался княгине В. Ф. Гагариной. Перестраивал и отделывал Огюст Монферран и другой особняк П. Демидова — Большая Морская, 43.

Соборы

Еще в Париже будущему зодчему Петербурга довелось принимать участие в сооружении церкви св. Марии Магдалины в стиле неоклассицизма.

Огюст Монферран по приглашению генерал-лейтенанта А. Бетанкура с 1817 года проектировал строения Нижегородской ярмарки. Самым значительным его сооружением в Нижнем Новгороде стал Спасский или Староярморочный собор, который построили к 1822 году.

Исаакиевский собор

Огюст Монферран одержал победу в конкурсе по перестройке собора преподобного Исаакия Долматского — самого большого кафедрального храма в Петербурге. Хотя ни в одном из двух конкурсов он не учувствовал — просто проекты других архитекторов не выполняли главного требования императора – сохранить значительную часть текущей версии сооружения. Он представил на суд Александра I свой альбом, где было 24 варианта будущего собора. Российский император сделал выбор в пользу проекта с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Это был уже четвертый вариант Исаакиевского собора. Зодчий, по сути, создал его заново в стиле позднего классицизма.

При его возведении была проделана грандиозная работа с использованием новых по тем временам технологий:

Все эти новшества дали толчок развитию архитектуры в России. Строительство собора продолжалось с 1818 года в течение 40 лет. Чего стоило по тем временам произвести вырубку из гранита в каменоломнях под Выборгом монолитов для колонн собора, придать им округлую форму, организовать их транспортировку на плоскодонных судах в Петербург! На сооружении собора трудилось 400 тысяч человек. К 1842 году строительство здания собора было завершено, после этого еще более 15 лет продолжалась его внутренняя отделка.

В конце мая 1858 года новый Исаакиевский собор торжественно освятили. В 2014 году Банк России выпустил серебряную монету достоинством 25 рублей, посвященную Огюсту Монферрану, с изображением Исаакиевского собора.

Памятник Николаю I

Финальным аккордом непревзойденных творений архитектора в Петербурге был созданный по его проекту в 1859 году бронзовый памятник императору Николаю I, его установили перед Исаакиевским собором, на площади. Огюст Монферран спроектировал необычный пьедестал из малинового кварцита, выполненный в форме эллипса и украшенный барельефами. Конную статую императора изваял знаменитый скульптор Петр Клодт. Украсили постамент четыре женские фигуры-аллегории.

Александровская колонна

Другим шедевром архитектора Монферрана в Петербурге стала Александровская колонна. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади и посвящена Александру I. Монолит для колонны высотой 47,5 метров также был доставлен по воде из каменоломни под Выборгом. Использовалась та же техника подъема колонны, что и при строительстве собора. Вершину Александровской колонны украсил ангел, обращенный лицом к Зимнему дворцу.

Источник

Великий по призванию: 8 самых известных работ Огюста Монферрана в России

© РИА Новости / Лев Устинов / Перейти в фотобанк 23 января является знаменательной датой для мира российской архитектуры: именно в этот день в 1786 году родился один из величайших архитекторов России Анри Луи Огюст Рикар де Монферран или попросту Август Антонович Монферран. На первый взгляд может показаться, что список его работ в России довольно невелик, однако их масштабность и значимость для мира архитектуры с лихвой компенсирует эту «малочисленность».

На фото: Самой масштабной работой Монферрана и едва ли не делом всей его жизни было строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Знаменитый памятник архитектуры, ярчайший образчик позднего классицизма, расположенный в сердце Северной столицы России, возводился с 1819 по 1858 год. Будучи еще молодым начинающим зодчим, Монферран обратил на себя внимание императора Александра I на стадии разработки рисунков собора и вскоре уже был назначен «императорским архитектором».

Что создал о монферран. Смотреть фото Что создал о монферран. Смотреть картинку Что создал о монферран. Картинка про Что создал о монферран. Фото Что создал о монферран

23 января является знаменательной датой для мира российской архитектуры: именно в этот день в 1786 году родился один из величайших архитекторов России Анри Луи Огюст Рикар де Монферран или попросту Август Антонович Монферран. На первый взгляд может показаться, что список его работ в России довольно невелик, однако их масштабность и значимость для мира архитектуры с лихвой компенсирует эту «малочисленность».

На фото: Самой масштабной работой Монферрана и едва ли не делом всей его жизни было строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Знаменитый памятник архитектуры, ярчайший образчик позднего классицизма, расположенный в сердце Северной столицы России, возводился с 1819 по 1858 год. Будучи еще молодым начинающим зодчим, Монферран обратил на себя внимание императора Александра I на стадии разработки рисунков собора и вскоре уже был назначен «императорским архитектором».

Источник

МОНФЕРРАН ОГЮСТ

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ко­ро­лев­ской специальной шко­ле ар­хи­тек­ту­ры в Па­ри­же (1806-1813 годы). Со­вер­шен­ст­во­вал профессиональные на­вы­ки в мас­тер­ской ар­хи­тек­то­ров Ш. Пер­сье и П. Фон­те­на. В 1814-1816 годы ра­бо­тал под руководством ге­не­раль­но­го ин­спек­то­ра Па­ри­жа по строи­тель­ст­ву и ар­хи­тек­ту­ре Ж. Мо­ли­но; при­ни­мал уча­стие в со­ору­же­нии церкви Ла-Мад­лен в Па­ри­же (1807-1842 годы, про­ект архитектора П. Винь­о­на).

Во вре­мя пре­бы­ва­ния императора Алек­сан­д­ра I в Па­ри­же в 1814 году О. Монферран пре­под­нёс ему аль­бом сво­их про­ек­тов и ри­сун­ков, по­лу­чил при­гла­ше­ние прие­хать в Рос­сию, ку­да при­был в 1816 году. То­гда же на­зна­чен при­двор­ным ар­хи­тек­то­ром. В 1817-1826 годы начальник чер­тёж­ного Комитета по де­лам строе­ний и гид­рав­лических ра­бот, глав­но­го в те го­ды ар­хитектурного ве­дом­ст­ва. С 1826 году член Комитета для рас­смот­ре­ния про­ек­та и ра­бот по воз­ве­де­нию в Мо­ск­ве Хри­ста Спа­си­те­ля хра­м

Твор­че­ст­во О. Монферран ле­жит на гра­ни двух ар­хитектурных эпох: бу­ду­чи круп­ней­шим зод­чим позд­не­го клас­си­циз­ма, он од­ним из пер­вых об­ра­тил­ся к эк­лек­тиз­му. О. Монферран раз­ра­бо­тал ар­хитектурный про­ект ам­пир­но­го зда­ния эк­зер­цир­гау­за (Ма­не­жа, 1817 год) в Мо­ск­ве, вы­пол­нен­ный им для А. Бе­тан­ку­ра. В 1817-1822 годы соз­дал ан­самбль административынх зда­ний, тор­го­вых ря­дов и со­бо­ра для яр­мар­ки в Ниж­нем Нов­го­ро­де; все по­строй­ки ре­ше­ны в тра­ди­ци­ях клас­си­циз­ма, за ис­клю­че­ни­ем «ки­тай­ских ря­дов», где ис­поль­зо­ва­ны восточные мо­ти­вы.

Все са­мые зна­чительные про­ек­ты О. Монферран реа­ли­зо­вал в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В сво­ей пер­вой по­строй­ке там (дом Ло­ба­но­ва-Рос­тов­ско­го, 1817-1820 годы) О. Монферран про­явил се­бя как та­лант­ли­вый гра­до­строи­тель, впи­сав стро­гие клас­си­ци­стические фа­са­ды зда­ния в слож­ный уча­сток за­строй­ки, пред­став­ляю­щий со­бой в пла­не тре­уголь­ник. Пер­вые же чер­ты сти­ли­за­тор­ст­ва «под го­ти­ку» и вост. мо­ти­вы про­яви­лись в 1823 году в про­ек­те многих па­виль­о­нов Ека­те­рин­гоф­ско­го пар­ка близ Санкт-Пе­тер­бур­га (1820-е годы; не сохранились). В даль­ней­шем эле­мен­ты ис­то­ри­че­ских сти­лей и сво­бод­ная пла­ни­ров­ка объ­ё­мов ис­кус­но при­ме­ня­лись О. Монферраном в про­ек­тах ча­ст­ных до­мов (П.Н. Де­ми­до­ва и кн. Га­га­ри­ной на Боль­шой Мор­ской ул., оба 1835-1840 годы). Со­вер­шен­ная по про­пор­ци­ям и си­лу­эту Алек­сан­д­ров­ская ко­лон­на за­вер­ши­ла ан­самбль Двор­цо­вой пл.; ус­та­нов­ка ог­ром­но­го гра­нит­но­го мо­но­ли­та ко­лон­ны ста­ла, бла­го­да­ря под­го­тов­лен­ным О.Монферраном рас­чё­там и специальным тех­ническим уст­рой­ст­вам, уни­каль­ным тех­ническим дос­ти­же­ни­ем для то­го вре­ме­ни.

Почетный воль­ный общ­ник пе­тербургской АХ (1831 год), так­же почетный член ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме, АХ во Фло­рен­ции, Ко­ро­лев­ско­го ин-та британских ар­хи­тек­то­ров в Лон­до­не.

Источник

Огюст Монферран
Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand

Огюст Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года в предместье Парижа Шайо. Рос в семье учителя верховой езды. В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в армии несколько раз вынужден был прерывать учебу. Работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа.

Когда российский император Александр I был в Париже, Монферран показал ему свои проекты и был приглашен в Россию, где ему суждено было создать великие творения и прославить свое имя. Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново.

При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.

После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы, руководил строительством Нижегородской ярмарки.

Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.

Умер Огюст Рикар де Монферран в Петербурге 10 июля 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *