Что создается на случай если дежурный персонал
Тест по ОБЖ Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях для 9 класса
Тест по ОБЖ Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях для 9 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.
1. Чем является оповещение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?
1) важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения ЧС
2) методом проведения социальных экспериментов
3) способом оповещения людей о предстоящих событиях в городе
2. Сколько в стране действует систем централизованного оповещения?
1) 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных
2) 2 федеральных, 12 региональных и 166 территориальных
3) 4 федеральных
3. Сколько процентов населения охватывают системы связи и оповещения?
1) около 75%
2) около 90%
3) 100%
4. Когда была завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01?
1) в 1998 году
2) в 2004 году
3) в 2014 году
5. Сколько сообщений на 01 являются жалобами на пожары?
1) половина
2) все
3) у пожарных другой телефон
6. Каким телефоном является номер 01?
1) телефоном, по которому можно вызвать только пожарных
2) телефоном, по которому можно вызвать только спасателей
3) единым телефон пожарных и спасателей МЧС России
7. Что входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС?
1) система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях
2) полиция
3) мобильные телефоны
8. В чем заключается задача локальной системы оповещения?
1) ежедневное оповещение граждан о самых главных событиях
2) донесение до людей самых важных новостей и оповещение об опасности
3) своевременно оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта
9. Что включает в себя система централизованного оповещения?
1) только территориальный и объектовый уровни
2) только федеральный и региональные уровни
3) федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни
10. Что создается на случай, если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения?
1) системы контроля жизненных показателей персонала
2) локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них
3) красные кнопки на территории объектов
Ответы на тест по ОБЖ Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях для 9 класса
1-1
2-1
3-2
4-2
5-1
6-3
7-1
8-3
9-3
10-2
ГДЗ Параграф 5.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях ОБЖ 9 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
Своевременное оповещение позволяет принять быстрые меры по защите населения и тем самым снизить потери.
2. Как организована централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
Система централизованного оповещения, включает в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря ей можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения. Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.
3. Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
Единая дежурно-диспетчерская служба создана в целях совершенствования и объединения всех остальных служб, а именно пожарной, правоохранительной и медицинской. Это сделано с целью совместного решения и координирования возникшей ситуации и дальнейшего экстренного вмешательства в неё той или иной службы. В этом случае будет предоставлена необходимая помощь в кратчайшие строки.
4. На каких объектах создаются локальные и автоматизированные системы оповещения?
На потенциально опасных объектах создаются локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
5. Какие меры принимаются МЧС России по использованию современных технических средств для своевременной информации населения?
МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.).
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.
5.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий.
Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.
По данным МЧС России
В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем. В 2004 г. завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДЦС) количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них — сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует единая дежурно-диспетчерская служба, увеличилась на 40%.
В 2005—2009 гг. МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.). Реализация этого направления позволит решить проблему своевременного и качественного доведения до людей в этих местах необходимой информации о правилах безопасного поведения, особенно при пожарах, чрезвычайных ситуациях и террористических актах.
Вопросы
Задание
Узнайте и запишите в дневнике безопасности о существующем порядке оповещения о ЧС в районе вашего проживания в следующих ситуациях: 1) если вы находитесь в школе; 2) на улице; 3) в общественном месте; 4) дома.
1 Более подробно об организации оповещения о чрезвычайных ситуациях можно ознакомиться в вышедшем в издательстве «Просвещение» учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», глава 6, раздел 6.1. «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Методические рекомендации по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 субъектов Российской федерации
1. В настоящее время в Российской Федерации проводится работа по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958.
В 2013 году проведены государственные приемочные испытания системы-112 в Республике Татарстан и Курской области. В целом создание системы-112 в Российской Федерации в соответствии с Федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 223 (далее – ФЦП), предусматривает ежегодное проведение государственных испытаний в ряде субъектов Российской Федерации.
2. Одной из важнейших составляющих создания системы-112 является подготовка персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112. Таким персоналов в соответствии с Положением о системе-112 является операторский персонал центров обработки вызовов, а также диспетчерский персонал единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб.
Поскольку подготовка персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, является новой задачей, Федеральной целевой программой предусмотрены мероприятия, направленные на создание системы обучения и непосредственно обучение персонала, с выделением соответствующего ежегодного федерального финансирования.
Организация обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о системе-112, ФЦП. Согласно указанным документам за счет средств федерального бюджета создаются центры обучения на базе образовательных организаций МЧС России, разрабатываются учебно-методические комплекты, проводится обучение преподавателей образовательных организаций МЧС России и персонала дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти. За счет средств субъектов Российской Федерации проводится обучение преподавателей центров обучения субъектового подчинения, а также персонала центров обработки вызовов и региональных дежурно-диспетчерских служб.
Согласно Положению о системе-112 подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование системы-112, организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С целью предъявления единых требований к уровню подготовки персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, и контроля за качеством осуществления обучения к образовательным программам, методическим материалам и итоговой аттестации должны предъявляться единые требования.
3. Настоящие Методические рекомендации разработаны для оказания помощи федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательным организациям в организации и проведении подготовки соответствующих категорий персонала.
Методические рекомендации разработаны с учетом опыта обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, в отдельных образовательных организациях высшего образования МЧС России и субъектах Российской Федерации.
2. Термины и определения
Объект системы-112 – объект организационной структуры системы-112, представляющий собой совокупность программно-аппаратных комплексов системы-112, персонала системы-112 и помещений для их размещения, оснащенных всеми видами коммуникаций, необходимых для выполнения задач системы-112. Под объектами системы-112 в данном документе подразумеваются центры обработки вызовов (основной, резервный, муниципальных образований), ЦУКС МЧС России субъекта РФ.
Центр обработки вызовов – объект системы-112, осуществляющий прием и обработку вызовов по единому номеру «112» от населения и передачу их на реагирование в соответствующие дежурно-диспетчерские службы (ДДС), прием и обработку информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, а также осуществляющий информационное взаимодействие с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3. Основные положения
1. Целью обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, является приобретение знаний и навыков, профессиональной компетенции в области функционирования системы-112, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами документов установленного образца.
2. Основными задачами обучения являются:
— приобретение персоналом знаний в области функционирования системы-112;
— овладение приемами и способами действий при работе с оборудованием и программным обеспечением приема и обработки вызовов по единому номеру «112»;
— выработка у персонала умений и навыков по оказанию при необходимости консультативной помощи, психологической поддержки абонента, а также действиям при приеме вызова на иностранном языке.
3. Персонал, которому требуется проходить обучение по направлению подготовки в рамках системы-112, делится на следующие категории:
— персонал, привлекаемый к выполнению задач системы-112.
Категория «Преподавательский персонал» включает в себя преподавателей образовательных организаций МЧС России, преподавателей центров обучения субъектов Российской Федерации, преподавателей иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Категория «Персонал, привлекаемый к выполнению задач системы-112» включает в себя операторский персонал центров обработки вызовов, диспетчерский персонал единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС МО), персонал дежурно-диспетчерских служб (ДДС) федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112, персонал региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112.
4. Образовательные организации, в которых может проводиться обучение персонала, делятся на следующие категории:
— образовательные организации МЧС России;
— центры обучения субъектов Российской Федерации.
К организациям МЧС России относятся:
Образовательные организации высшего образования МЧС России (табл.1).
Академия гражданской защиты МЧС России
141435, Московская область, городской округ Химки, мкр. Новогорск
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
196105, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149
Ивановский институт ГПС МЧС России
153011, г. Иваново, пр. Строителей, 33
Воронежский институт ГПС МЧС России
394052, г. Воронеж, ул. Краснознаменная, д. 231
Уральский институт ГПС МЧС России
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 22
662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д. 1
Дальневосточный филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, д.3
Учебные центры ФПС (табл.2).
Наименование УЦ ФПС
Адрес
Дальневосточный региональный центр
Хабаровский УЦ ФПС
г. Хабаровск, ул. Орджоникидзе,
Филиал Хабаровского УЦ ФПС
УЦ ФПС по Приморскому краю
г.Артем, Интернациональная, 58
Сибирский региональный центр
Красноярский УЦ ФПС
г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, д. 97
Барнаульский УЦ ФПС
г. Барнаул, Комсомольский проспект, д. 132
УЦ ФПС по Кемеровской области
Кемерово, ул. Патриотов, д. 26
УЦ ФПС по Новосибирской области
г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 86
Уральский региональный центр
Екатеринбургский УЦ ФПС
Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 8А
г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д.40
г. Сургут, ул. Транспортная, д. 4
УЦ ФПС по Челябинской области
г. Челябинск, ул. Троицкая, д. 1г
Приволжский региональный центр
Нижегородский УЦ ФПС
ул. Переходникова, д. 1А
г. Казань, Техническая, д. 13
УЦ ФПС по Саратовской области
г. Саратов, ул. Московская, д. 66
УЦ ФПС по Пермскому краю
г. Пермь, ул. Волховская, д. 37
Центральный региональный центр
Подольский учебный центр ФПС
г. Подольск, ул. Циолковского, д.18А
Костромской УЦ ФПС
Кострома, Индустриальная, 53
УЦ ФПС по Воронежской области
Воронеж, Минская, 14
Северо-Западный региональный центр
Санкт-Петербургский УЦ ФПС
ул. Караваевская, д. 46
Сыктывкарский УЦ ФПС
г. Сыктывкар, ул. Сысольское шоссе, д.68
Южный региональный центр
Краснодарский УЦ ФПС
Краснодар, Уральская, 121
Волгодонский УЦ ФПС
Ростовская область, Волгодонск, 8-я Заводская, 7
Астраханский УЦ ФПС
Астрахань, Волжская, 11
Главное управление МЧС России по г.Москве
Московский учебный центр ФПС
Москва, ул.Голубинская, 6а
Список образовательных организаций МЧС России может уточняться по состоянию на конкретный период обучения.
Центры обучения субъектов Российской Федерации могут создаваться на территории субъектов РФ в рамках создания на их территории системы-112.
4. Требования к обучаемым и обученному персоналу
1. Для прохождения подготовки в области функционирования системы-112 обучаемые должны удовлетворять следующим минимальным требованиям:
— наличие среднего профессионального образования;
— наличие навыков работы на уровне уверенного пользователя со средствами вычислительной техники;
— наличие навыков работы на уровне уверенного пользователя со средствами коммуникаций и связи.
2. В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны (рекомендация МЧС России):
знать:
законодательство, нормативно-правовые акты, в том числе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие создание и развитие системы-112 в Российской Федерации, а также деятельность сотрудников дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных и аварийных служб;
назначение, структуру, функциональную и территориальную ответственность подразделений экстренных оперативных и аварийных служб, их возможностей и имеющихся ограничений по реагированию;
правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и/или аварийных служб;
особенности информационного взаимодействия со службами при обработке комплексных происшествий;
характеристику возможных чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации;
административно-территориальное деление и транспортную инфраструктуру субъекта Российской Федерации;
основные психологические состояния пострадавших и потерпевших, психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях;
состав и технические характеристики оборудования, применяемого в ЦОВ;
требования охраны труда и основы безопасности на рабочем месте.
определять перечень и степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан и общественному порядку на основании информации, полученной от заявителя;
обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;
определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия;
оказывать справочно-консультативную поддержку заявителю по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
определять адрес места происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них, электронных и печатных карт, по ориентирам, объектам и другим признакам;
использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, в том числе в нештатном режиме;
общаться с использованием норм речевого этикета, правил ведения телефонных переговоров по номеру «112», правил бесконфликтного общения, получая необходимую информацию за минимальное время;
доводить до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных служб;
идентифицировать иностранный язык, на котором обращается заявитель.
Иметь навыки:
действий по предназначению, позволяющих квалифицированно реагировать на вызовы;
комплексного использования всех средств регистрации информации, связи и информационного обеспечения, как в штатном, так и в нештатном режимах;
работы с автоматизированным рабочим местом оператора ЦОВ, заполнения электронной карточки заявки о происшествии; взаимодействия с диспетчерами экстренных служб реагирования на происшествия и ЧС.
3. Персонал, прошедший обучение, должен удовлетворять квалификационным требованиям, определенным профессиональными стандартами, квалификационными справочниками по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Квалификационные требования к преподавательскому персоналу образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и регламентирующими документами конкретного образовательной организации.
В соответствии с п.12 Положения о системе-112 прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112 осуществляется операторским персоналом.
Квалификационные требования к операторскому персоналу центров обработки вызовов, рекомендуемые МЧС России для использования до утверждения соответствующего профессионального стандарта, приведены в табл.3.
Оператор системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (оператор системы-112)
Должностные обязанности
Осуществляет прием, регистрацию и документирование вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112», с использованием стандартных процедур опроса абонента с целью уточнения информации о происшествии; прием и обработку информации от подсистем мониторинга. Направляет информацию о происшествиях, а также переадресовывает вызовы в дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования. Оказывает информационно-консультативную помощь абоненту по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Должен знать
Требования к квалификации
Среднее общее или профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы; наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению профессиональной деятельности.
Старший оператор системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (старший оператор системы-112)
Должностные обязанности
Организует работу дежурных смен операторов. Обеспечивает сбор данных и формирование сводной отчетности по работе операторов, ведение базы данных об основных характеристиках происшествий. При необходимости осуществляет прием, регистрацию и документирование вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112», с использованием стандартных процедур опроса абонента с целью уточнения информации о происшествии; прием и обработку информации от подсистем мониторинга; направляет информацию о происшествиях, а также переадресовывает вызовы в дежурно-диспетчерские службы экстренного реагирования в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования; оказывает информационно-консультативную помощь абоненту по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Должен знать
Требования к квалификации
Среднее общее или профессиональное образование (техническое), наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению профессиональной деятельности и стаж работы в должности оператора системы-112, оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы или дежурно-диспетчерской службы экстренной оперативной службы не менее 1 года.
Квалификационные требования к диспетчерскому персоналу единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, персоналу дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112, персоналу региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112 определяются законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и ведомственными нормативными документами.
5. Виды образования и учебных программ, формы обучения
1. Обучение персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, проводится в виде дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Содержание дополнительной профессиональной программы обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать требования профессиональных стандартов, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках. Кроме того, для каждой группы обучаемых, направленных на обучение конкретным субъектом РФ, дополнительные профессиональные программы должны включать особенности территориального деления, характеристики территории и другие особенности конкретного субъекта Российской Федерации.
Примерные дополнительные профессиональные программы обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, приведены в Приложении.
2. По программам повышения квалификации в области функционирования системы-112 проходит обучение преподавательский персонал образовательных организаций, диспетчерский персонал единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, персонал дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112, персонал региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112, а также операторский персонал центров обработки вызовов, соответствующий, помимо минимальных требований, изложенных в разделе 4 п.1, одному из следующих требований:
— наличие стажа работы не менее 6 месяцев в качестве персонала, осуществляющего прием и обработку сигналов с использованием автоматизированных информационных систем и средств связи;
— наличие законченного профессионального образования в области создания и эксплуатации автоматизированных систем или в области развития систем связи и массовых коммуникаций;
— наличие стажа не менее 6 месяцев преподавательской деятельности по проведению практических занятий в области функционирования системы-112;
— наличие законченного высшего общего или высшего профессионального образования и стажа работы не менее 6 месяцев с использованием автоматизированных информационных систем и средств связи.
Рекомендуемое количество часов обучения персонала по программам повышения квалификации в области функционирования системы-112:
— диспетчерский персонал единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований – 36 часов;
— персонал дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112 – 36 часов;
— персонал региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112 – 36 часов;
— операторский персонал центров обработки вызовов системы-112 – 76 часа;
— преподавательский персонал – 108 часов.
Программы повышения квалификации для различных категорий персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, должны быть построены на единых подходах к обучению с учетом специфики каждой категории.
3. Программа повышения квалификации диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований должна учитывать обязанность диспетчерского персонала ЕДДС МО осуществлять контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах.
Программа повышения квалификации персонала дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти и региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112, должна учитывать специфику каждой ДДС при организации информационного обмена с системой-112, специфику обработки вызовов и организации реагирования с учетом ведомственных нормативных документов, а также обязанность персонала ДДС по размещению в системе-112 информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).
Программа повышения квалификации операторского персонала центров обработки вызовов системы-112 должна включать разделы по оказанию при необходимости консультативной помощи, психологической поддержки абонента, действиям при приеме вызова на иностранном языке, совершенствованию коммуникативных навыков, учитывать обязанности операторского персонала по приему и обработке вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112, вводу в базу данных основных характеристик происшествия, анализу и передаче характеристик происшествия, а также при необходимости передаче вызовов (сообщений о происшествиях) в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.
Программа повышения квалификации преподавательского персонала должна учитывать особенности дополнительных профессиональных программ обучения всех категорий персонала.
4. Обучение по программам профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 проходит операторский персонал центров обработки вызовов, не удовлетворяющий ни одному из требований, изложенным в п.2 настоящего раздела.
Рекомендуемый срок обучения персонала по программам профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 составляет 250 часов.
Программа профессиональной переподготовки операторского персонала должна дополнительно к программе повышения квалификации включать изучение нормативной базы в области РСЧС, системы-112, ФОИВ (в части взаимодействия с системой-112).
5. Обучение по программам повышения квалификации в области функционирования системы-112 осуществляется в очной с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Под дистанционными образовательными технологиямиформе. Обучение по программам повышения квалификации преподавательского персонала может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий.
Обучение по программам профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.
6. Порядок обучения персонала в образовательных организациях различных категорий
1. Образовательные организации высшего образования МЧС России посредством реализации дополнительных профессиональных программ проводят обучение всех категорий персонала, которому требуется проходить обучение по направлению подготовки в рамках системы-112.
В 2013 году в рамках выполнения мероприятий ФЦП учебными классами для обучения персонала были оборудованы 7 образовательных организаций высшего образования МЧС России, представленных в табл.1. В состав учебных классов вошли автоматизированные рабочие места (АРМ), серверное, коммутационное, демонстрационное оборудование и др. На АРМ установлено специальное программное обеспечение (СПО) системы-112 следующих разработчиков:
— ЗАО НТЛ «НЭКСТ ТЕХНИКА»;
Регулярный процесс обучения персонала планируется начать в 2014 году. Количество обучаемых по данному направлению в образовательной организации в течение заданного промежутка времени определяется количеством рабочих мест, количеством преподавателей, организацией учебного процесса.
В образовательных организациях высшего образования МЧС России проходит обучение персонал из любого субъекта Российской Федерации. Учебные группы при очном обучении комплектуются по категориям из обучаемых, прибывших из одного субъекта Российской Федерации.
Практические занятия с учебными группами при очном обучении проводятся с использованием того СПО системы-112, которое используется (установлено) на объектах системы-112 субъекта РФ, направившего на обучение данную учебную группу.
При отсутствии в образовательных организациях СПО, установленного на объектах системы-112 в конкретном субъекте РФ, практические занятия по согласованию образовательной организации и субъекта РФ проводятся с использованием одного из видов СПО, установленных в образовательной организации. В этом случае по окончании обучения субъект РФ организует обязательную стажировку персонала, прошедшего обучение, на объектах системы-112 (на своей территории или территории других субъектов РФ), на которых установлено необходимое СПО, с назначением персональных наставников из числа наиболее подготовленных сотрудников объекта системы-112. Наставник в письменной форме подтверждает готовность проходящего стажировку к самостоятельной работе. Срок стажировки определяется субъектом РФ. Обязательство субъекта о проведении стажировки указывается в соглашении о выборе СПО между субъектом РФ и образовательной организацией. Субъект РФ несет ответственность за организацию подготовки и переподготовки персонала (Положение о системе-112).
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий проводится образовательной организацией в индивидуальном порядке с заключением соответствующего договора. Обучаемому обеспечивается доступ через сеть Интернет к информационным ресурсам образовательной организации по программе профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112. Программа профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 может предусматривать очно-заочную или заочную форму обучения. Пропорции часов очного и заочного обучения при очно-заочной форме обучения, порядок проведения итоговой аттестации определяются программой профессиональной переподготовки.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий проводится с использованием системы дистанционного обучения персонала системы-112, разработанной в рамках выполнения мероприятий ФЦП.
Возможность обучения с применением дистанционных образовательных технологий должна предоставляться всеми образовательными организациями высшего образования МЧС России.
На время обучения с применением дистанционных образовательных технологий обучаемому предоставляется возможность приобретения практических навыков в соответствии с программой профессиональной переподготовки на объектах системы-112 по месту проживания с назначением персонального наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников объекта системы-112. Наставник по окончании обучения дает письменное заключение о степени готовности обучаемого к самостоятельной работе.
2. Учебные центры ФПС начинают обучение по программам профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 по мере их оснащения необходимым оборудованием, СПО системы-112 и готовности преподавателей. Состав необходимого оборудования и доступного для обучения СПО определяется на этапе разработки технического задания на оснащение учебного центра ФПС. Подготовка преподавателей осуществляется на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России.
В учебных центрах ФПС могут проходить обучение все категории персонала, за исключением преподавательского состава.
Порядок обучения всех категорий персонала совпадает с порядком обучения, изложенным в п.1 настоящего раздела.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий проводится в учебных центрах ФПС при наличии технической возможности.
3.Центры обучения субъектов Российской Федерации создаются на территории субъектов Российской Федерации по их решению. Место размещения, оснащение штатная структура центров обучения субъектов Российской Федерации определяются в техническом проекте на систему-112 субъекта российской Федерации.
Центр обучения субъекта Российской Федерации оснащается СПО системы-112, используемым на объектах системы-112 данного субъекта РФ.
Центры обучения субъектов Российской Федерации начинают обучение по программам профессиональной переподготовки в области функционирования системы-112 по мере их оснащения необходимым оборудованием, СПО системы-112 и готовности преподавателей. Подготовка преподавателей осуществляется на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России.
В центрах обучения субъектов Российской Федерации могут проходить обучение следующие категории персонала:
— операторский персонал центров обработки вызовов;
— диспетчерский персонал ЕДДС МО;
— персонал региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных с системой-112.
Обучение в центрах обучения субъектов Российской Федерации проходят, как правило, учебные группы, сформированные из персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, того субъекта, в котором создан центр обучения. Кроме того, в центре обучения субъекта Российской Федерации могут проходить обучение учебные группы, сформированные в субъектах РФ, использующих тот же вид СПО системы-112.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий проводится в центрах обучения субъектов Российской Федерации при наличии технической возможности. В этом случае порядок обучения аналогичен порядку, описанному в п.1 настоящего раздела.
4. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Итоговая аттестация в заочной форме может проводиться только в присутствии рядом с лицом, проходящим итоговую аттестацию, его наставника, несущего ответственность за соблюдение правил проведения итоговой аттестации.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
5. По окончании обучения рекомендуется проведение стажировки для всех категорий персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 и прошедшего обучение, на объектах системы-112, на которых установлено необходимое СПО, с назначением персональных наставников из числа наиболее подготовленных сотрудников объекта системы-112. Наставник в письменной форме подтверждает готовность проходящего стажировку к самостоятельной работе. Срок стажировки определяется субъектом РФ.
Выбор объектов системы-112 субъекта РФ для проведения обязательных стажировок и заочного обучения, а также выбор наставников в этих случаях осуществляется с привлечением ГУ МЧС России по субъекту РФ.
6. В целях поддержания уровня знаний и практических навыков по обработке редко поступающих (в том числе сезонных) сообщений о происшествиях, обучения вопросам, связанным с изменениями алгоритмов обработки вызовов, оборудования, программного обеспечения и др. проводятся периодические инструктажи персонала с привлечением представителей администрации субъекта РФ, научных организаций, ГУ МЧС России по субъекту РФ, разработчиков СПО системы-112 и оборудования.
7. Все образовательные учреждения, в которых может проводиться обучение персонала в интересах системы-112, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования в области функционирования системы-112.
7. Порядок направления персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, для прохождения обучения в образовательные учреждения различных категорий.
Персонал ДДС федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112, направляется для обучения по программам повышения квалификации соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Для этого федеральные органы исполнительной власти направляют заявки на обучения персонала в МЧС России в пределах федерального финансирования, выделенного на соответствующее мероприятие ФЦП для конкретного ФОИВ на текущий год. Указанное финансирование распространяется на оплату обучения персонала, командировочных расходов и проживание во время обучения.
МЧС России обобщает собранные заявки и распределяет их по организациям МЧС России, осуществляющим обучение, с учетом удаленности конкретного субъекта РФ от образовательного учреждения. Организация МЧС России, осуществляющая обучение, получает от МЧС России субсидию на проведение обучения пропорционально количеству обучаемого персонала ДДС федеральных органов исполнительной власти, интегрированных с системой-112, в пределах федерального финансирования, выделенного на соответствующее мероприятие ФЦП для конкретного ФОИВ на текущий год.
Операторский персонал центров обработки вызовов, диспетчерский персонал ЕДДС МО, персонал региональных ДДС, интегрированных с системой-112, преподавательский состав центров обучения субъектов Российской Федерации направляется для обучения по дополнительным профессиональным программам субъектом РФ.
При направлении указанного персонала для обучения в организации МЧС России, орган исполнительной власти субъекта РФ представляет заявку на обучение в МЧС России с указанием при необходимости конкретной образовательной организации и ориентировочных сроков обучения. Финансирование обучения операторского персонала центров обработки вызовов осуществляется за счет федеральных средств, выделенных на соответствующее мероприятие в рамках ФЦП. МЧС России направляет указанные средства в организацию МЧС России, проводящую обучение. При этом финансирование командировочных расходов и проживания осуществляется за счет средств субъекта РФ. В 2014 году аналогичный порядок финансирования предусмотрен для диспетчерского персонала ЕДДС МО. Обучение в организациях МЧС России диспетчерского персонала ЕДДС МО после 2014 года, а также персонала региональных ДДС, интегрированных с системой-112, и преподавательского состава центров обучения субъектов Российской Федерации, командировочные расходы и расходы на проживание финансируются полностью за счет средств субъекта РФ.
Обучение операторского персонала центров обработки вызовов, диспетчерского персонала ЕДДС МО, персонала региональных ДДС, интегрированных с системой-112, в центрах обучения субъектов Российской Федерации, командировочные расходы и расходы на проживание финансируются полностью за счет средств субъекта РФ.
8. Порядок допуска к исполнению служебных обязанностей персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112.
Персонал, привлекаемый к выполнению задач системы-112, допускается к исполнению служебных обязанностей при наличии удостоверения или диплома об успешном освоении соответственно программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки и при наличии подтверждающих документов, указанных в п.2 раздела 5 для отдельных категорий персонала.
При допуске персонала к исполнению служебных обязанностей рекомендуется учитывать прохождение стажировки на объектах системы-112 и заключение наставника о готовности к самостоятельной работе.