Что создает угрозу национальной безопасности россии в социальной сфере
Основные угрозы безопасности России в социальной сфере
Взаимосвязь общественного сознания и безопасности.
Общественное сознание объединяет продукты духовной деятельности отдельных членов общества и образует своего рода духовную атмосферу, в которой формируется и развивается их сознание. Общественное сознание составляет общее достояние всех или части общества. Общественное сознание во всей своей сложности и многообразии может проявляться в сознании отдельных людей, в индивидуальном сознании и индивидуальное сознание, как бы оно ни было ограничено у конкретного отдельного человека, содержит элементы общего, элементы общественного сознания.
Таким образом, общее в сознании отдельных людей выступает в индивидуальной окраске, преломляясь через индивидуальное сознание. Общее в сознании — абстрагированное, то есть отвлеченное от всего индивидуального, случайного, конкретного. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат в себе элементы общественного сознания, и в то же время индивидуальное сознание никогда не входит полностью в общественное сознание. Общественное сознание определяет индивидуальное сознание, но не заменяет его.
Безопасность же — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общ-ва, гос-ва от внутр. И внешних угроз. Важнейшая потребность человека.
Безопасность — такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
В социальной сфере угрозами безопасности России являются: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, наличие значительной части населения, живущей ниже прожиточного минимума, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Кризис системы физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной зашиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ, недостаточная пропаганда здорового образа жизни, создали реальную угрозу физическому здоровью нации.
Угроза безопасности нашего Отечества также связана с резким сокращением рождаемости и средней продолжительности жизни. Неблагоприятные демографические тенденции, ставшие следствием ошибочной экономической и социальной политики, не могут быть остановлены в короткое время. Поэтому они представляют собой долгосрочный фактор, снижающий безопасность России.
Глубокий социальный кризис ведет к уменьшению численности населения России, физической и нравственной деградации общества, подрыву трудовых и мобилизационных ресурсов, как основы развития производства и комплектования Вооруженных Сил, падению престижа воинской службы, ослаблению фундаментальной ячейки общества — семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Недовольство военнослужащих и гражданского персонала социальными проблемами ведет к подрыву боеспособности Вооруженных Сил.
Обострение внутренних угроз в важнейших сферах жизни общества может привести к дестабилизации обстановки в стране, стать тормозом на пути возрождения России в качестве великой державы, а также оказаться предпосылкой для военной экспансии со стороны других государств.
Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере на сегодня связаны с незавершенностью процесса реформирования военной организации государства, сохраняющимся разрывом между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточным финансированием национальной обороны, падением престижа военной службы, низким уровнем морально-психологического состояния военнослужащих, несовершенством нормативной правовой базы военного строительства.
Важнейший фактор внешних угроз, в т.ч. военных, Российской Федерации — ухудшение ее геополитического положения по сравнению с СССР. Хотя оно произошло на фоне уменьшения угрозы глобальной ядерной войны, это обстоятельство будет постоянно воздействовать на безопасность России.
Геополитика, решение задач, связанных с контролем над пространством в интересах обеспечения территориальной целостности и безопасности страны и ее союзников является очень важной проблемой в плане преемственности исторических достижений российского и советского государства, особенно после завершения Второй мировой войны. Занимая центральное положение на Евразийском континенте, Россия постоянно опасалась оказаться в окружении враждебных государств и стремилась создать вокруг своих границ пояс приграничных защитных территорий. Еще со времени создания централизованного государства Россия прилагала постоянные усилия для расширения, по мере возможностей, зоны своего влияния, создания военных союзов и вела активную борьбу против своих геополитических противников.
Наибольших успехов в создании геополитического пространства, включающего целый ряд защитных поясов, кордонов, буферных зон, обеспечивающих надежную безопасность страны от внешних угроз, достиг СССР, унаследовавший многие принципы территориальной организации Российской империи. В условиях жесткой конфронтации с США и НАТО СССР был вынужден проводить политику активного противодействия давлению стран Запада и укреплять связи и отношения с самыми различными государствами в качестве одной из супердержав в глобальном противостоянии.
Внешний защитный пояс геополитического пространства, находившегося в зоне влияния СССР, включал десятки стран социалистической ориентации. В зону, непосредственно примыкавшую к границам СССР и имевшую ключевое стратегическое значение, входили государства Восточной Европы ныне называющейся Центральной, которые являлись членами Организации Варшавского Договора ОВД и Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ, а также Монголия. В большинстве из них со времен Второй мировой войны находились советские войска.
В ходе так называемой перестройки эти пояса были в очень короткие сроки разрушены. Однако, как известно, процесс дезинтеграции на этом не закончился и очень скоро достиг новой, наиболее катастрофической фазы — развала СССР, который ознаменовал начало качественно нового этапа геополитической эволюции России. На отдельных направлениях она оказалась отброшенной практически к границам 17-го века, вновь потеряла большую часть выходов к морям на своей европейской территории, лишилась значительной части ресурсной базы, военной инфраструктуры, прямых сухопутных выходов к Центральной и Западной Европе. Произошел сдвиг всей территории на север и восток, а на новых рубежах появились не только экономически слабые соседи, но и конфликтные зоны, особенно на южном направлении, а также демографический вакуум в Сибири и на Дальнем Востоке. Резко сократилась ресурсная база обеспечения международной деятельности и влияния России.
В целом, геополитическое и, соответственно, военно-политическое положение России существенно ухудшилось, особенно на западном и южном направлении. На Юге Россия фактически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма, который с особой силой проявляется на Северном Кавказе, а также в Средней Азии, прежде всего на границах с Таджикистаном. Военное присутствие США и ряда стран НАТО в этом регионе не способствует укреплению безопасности России.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах
Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспск-тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.
Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федераиии получил от-ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за-конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра-жены в Военной доктрине РФ.
Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по-лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио- нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.
Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не-распространения без каких либо изъятий, на основе мсждународного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по-следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.
При этом далеко нс все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон-фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.
Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся всокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто-ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.
Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве-личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен-ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не-развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси-ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте-гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен-циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.
Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живушего за чертой бедности, расслоение обще-ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-дан, усиление социальной напряженности.
Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже-нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще-нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое-ваний.
Угроза истощения природных ресурсов иухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то-пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо-дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем-кости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь-зования тсрритории России в качестве места захоронения опасных для окру-жаюшей среды материалов и веществ, размещения на российской террито-рии вредных производств.
Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной дсятельности.
Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежаг практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци-альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого-ля и наркотических веществ.
Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со-кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви-тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна-родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст-вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую-щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской
Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.
Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение воснной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об-становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.
Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито-риальную целостность, соииально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче-ским зонам и коммуникациям и другие.
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз-действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять-ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен-ныхСил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К основньгм внешним угрозам 4 следует отнести:
развертывание группировок сил и средств, имеюших целью военное на-падение на РФ или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче-ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
наращивание группировок войск, ведушее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к ихтерритории морских водах;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос-сийской Федерации или ее союзников;
ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
К основным внутренним угрозамследует отнести:
попытки насильственного изменения конституционного строя;
планирование, подготовка и осущсствление действий по нарушению и дезорганизаиии функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен-ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк-туры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро-жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе-дерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в Российской Федерации.
К особому понятию трансграничные угрозыотносятся политические, во-енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий-ской Федерации, которые совмеща^ст в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ-никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют-ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:
создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз-ников;
деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под-рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ниеугрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про-тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче-ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;
ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз-никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар-котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут-ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу-ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ-ствующими органами стран-союзников РФ.
Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по-ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере-сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се-годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт-ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт-нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.
Российское военное планирование в области строительства и примене-ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде-ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из-менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно-значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий-ских Вооруженных Сил.
В качестве факторов неопределенности выделяются: Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога-тив по санкционированию применения военной силы в мире.Расширсние прак- тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, сутественно уменыпит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа-ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребоватьог России серьезной корректировки планов военного строитель-ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас-ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силыв мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж-дународной стабильности.
Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со-трудничеству.В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче-ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль-ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрегыения политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при-дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойд
Основные угрозы в безопасности России в социальной сфере.
Условия формирования гражд. общ-ва в России
наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
функционирование правового государства.
Влияние духовной жизни общ-ва на безопасность жизнедеятельности
Понятие духовной жизни
Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.
Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.
Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.
В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.
Последние двадцать лет постсоветской истории российского государства часто приходится слышать о военной, политической, экономической, продовольственной и экологической безопасности страны, необходимости ее формирования и развития, однако в этом перечне различных сфер национальной безопасности России порой редко звучит и упоминается духовная безопасность. Под духовной безопасностью стоит понимать комплекс мер по защите и сохранению доминирования традиционных (т.е. оказавших определяющее влияние на развитие духовности и культуры и внесших существенный вклад в историю, обычаи, язык и самосознание народов) религий для коренных этносов, населяющих государство. Отсутствие этой сферы национальной безопасности России в последние два десятилетия привело к появлению проблемы экспансии различных сект и деструктивных религиозных культов из-за рубежа на пространство нашей страны, что, в конечном счете, приводит к изменению духовной идентичности населения, его мировоззренческих установок и замене ценностей российского общества на ценности другого общества. Именно поэтому организаторы круглого стола ставили перед собой цель рассмотреть понятия духовной безопасности государства и духовной идентичности населения, определить нетрадиционные для коренных народов России религиозные течения зарубежного происхождения, дать оценку их конфликтному потенциалу, источникам финансирования, а также степени угрозы для национальной безопасности и политической стабильности страны.
Взаимосвязь общественного сознания и безопасности.
Общественное сознание объединяет продукты духовной деятельности отдельных членов общества и образует своего рода духовную атмосферу, в которой формируется и развивается их сознание. Общественное сознание составляет общее достояние всех или части общества. Общественное сознание во всей своей сложности и многообразии может проявляться в сознании отдельных людей, в индивидуальном сознании и индивидуальное сознание, как бы оно ни было ограничено у конкретного отдельного человека, содержит элементы общего, элементы общественного сознания.
Таким образом, общее в сознании отдельных людей выступает в индивидуальной окраске, преломляясь через индивидуальное сознание. Общее в сознании — абстрагированное, то есть отвлеченное от всего индивидуального, случайного, конкретного. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат в себе элементы общественного сознания, и в то же время индивидуальное сознание никогда не входит полностью в общественное сознание. Общественное сознание определяет индивидуальное сознание, но не заменяет его.
Безопасность же — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общ-ва, гос-ва от внутр. И внешних угроз. Важнейшая потребность человека.
Безопасность — такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
Основные угрозы в безопасности России в социальной сфере.
Под угрозой социальной безопасности понимают происходящее или потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам. То есть «угроза» выступает причиной нарушения состояния безопасности.
Основная предпосылка внешних угроз социальной безопасности России вытекает из конкурентных отношений на международной арене (экономических, политических, военных) и перманентного процесса перераспределения сфер влияния между глобальными центрами силы. В фокусе отношений современного мирового порядка находится борьба за ресурсы, как природные, так и территориальные, людские, финансовые, информационные, интеллектуальные. В нынешних обстоятельствах социальная безопасность страны означает действенное осознание глобальных опасностей, распознание их, выработку властными органами разных уровней соответствующих мер и практические действия по предотвращению и минимизации угрожающих состояний
Выделяются несколько основных видов угроз национальной социальной безопасности (социетальной безопасности), а именно:
1) внешние (исходят извне, связаны с попытками ослабить конкурентоспособность, подчинить одно государство другому или даже разрушить его) и внутренние (связаны с состоянием самого государства и общества);
2) реальные и потенциальные: угрозы могут быть как реализованные, т.е. уже проявившиеся в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальные, т.е. их негативное воздействие может проявить себя в ближайшем или отдаленном будущем;
3) глобальные, национальные, региональные и локальные.
Кроме того, на каждом уровне безопасности (то ли это национальный, общественный или даже индивидуально-личностный уровни) угрозы могут исходить не только извне, но и со стороны самого субъекта или объекта безопасности.