Что союз какой разряд

3.10.2. Союз. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов

1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);

2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

4. По строению союзы делятся на разряды:

День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;

Он не пришёл, потому что заболел; Говорили, как будто его видели в Анапе; Для того чтобы сдать экзамен, надо много заниматься;

Его не было ни в саду, ни в доме; На улице не то снег, не то дождь;

Чем дальше в лес, тем больше дров; Летом он не только отдыхал, но и готовился к поступлению в вуз; Если мы не поторопимся, то можем опоздать на поезд.

5. По значению союзы делятся на разряды:

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;

Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет;

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;

Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;

Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;

Если не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши;

Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться;

Птица кричала протяжно, будто плакала;

На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;

Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома.

Примечание. Некоторые разряды союзов в школьной грамматике не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзов:

а) пояснительные союзыто есть, или (в значении то есть) и др. (Мы пели, смеялись, то есть веселись во всю; Лингвистика, или языкознание, – это наука о языке);

б) присоединительные союзыда и (Я говорил шёпотом, да и дед отвечал вполголоса).

Ср.: Я знаю, что он не придёт (что – союз). – Я знаю, что он подарит мне на день рождения (что – союзное слово, местоимение).

Ср.: Как ни трудно, держись (ни – усилительная частица). – Его не было ни дома, ни на работе (ни – ни – союз; Его не было и дома, и на работе).

3) Несмотря на – предлог в простом предложении ( Несмотря на усталость, он продолжил восхождение к вершине); несмотря на то, что – союз в сложноподчинённом предложении с уступительным придаточным предложением.

6. Морфологический разбор союза:

План разбора союза

1Часть речи, её назначение.
2Сочинительный – подчинительный.
3Разряд по значению.
4Простой – составной; повторяющийся, двойной.

Образeц разбора союза

Обломов всегда ходил дома без галстука, потому что любил простор и приволье (Гончаров).

Потому что – союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; причинный; составной.

И – союз; служит для связи однородных членов в простом предложении и частей сложносочинённого предложения; сочинительный; соединительный; простой.

6. Правописание союзов:

а) слитно пишутся союзы: чтобы, также, тоже, зато, причём, притом ;

Ср.: Я хочу, чтобы ты сделал это (чтобы – союз). – Я не знаю, что бы ты мог сделать для меня (Я не знаю, что ты мог бы сделать для меня; что – местоимение, бы – частица).

4) Не смешивайте союзы причём, притом (их можно заменить друг на друга или на выражение вместе с тем и ), которые пишутся слитно, с сочетанием предлогов с местоимениями ( при том, при чём ), которые пишутся раздельно (в этом случае местоимения можно изъять или заменить на прилагательные и существительные).

Ср.: Дело нужное, притом интересное (Дело нужное, причём интересное; Дело нужное, вместе с тем и интересное; притом – союз). – При том институте работают подготовительные курсы ( При институте работают подготовительные курсы; при – предлог, том – местоимение).

5) Не смешивайте союзы потому что, оттого что (они синонимичны и могут заменять друг друга) с сочетаниями по тому, что ; от того, что (эти сочетания замены не допускают).

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому.В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

3) Союз можно заменить только другим союзом:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник

Глава 17. Морфология. Союз

§1. Общая характеристика союзов

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разряд

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Сочинительные союзы. Разряды по значению

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Союз как часть речи.

Союз – это служебная часть речи, используемая для связи слов в предложении, однородных членов предложения, простых предложений в сложном, отдельных предложений в одном тексте, а также абзацев текста.

Союз как служебная часть речи является неизменной. Также союз, как частица, предлог, междометие и другие служебные части речи не может выступать членом предложения.

Виды союзов.

По способу образования различают:

По морфологическим признакам различают:

По синтаксическому признаку различают:

Сочинительные союзы.

Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают между собой равные синтаксические элементы: однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения, предложения в тексте или целые абзацы в тексте.

По значению сочинительные союзы бывают следующих видов:

1) Соединительные союзы: а, да, ни…ни, и…и, как…так, не только…но и, также и другие;

2) Противительные союзы: но, да (в значении «но»), а, однако, хотя, зато;

3) Разделительные союзы: или, не то…не то, либо, то ли…то ли;

4) Пояснительные союзы: а именно, то есть;

5) Градационные союзы: не столько…сколько, не только…но и, не то чтобы…а;

6) Присоединительные союзы: да, и, притом, тоже, также, причём.

Подчинительные союзы.

Подчинительные союзы – это союзы, которые образуют связь между неравными компонентами: частями сложноподчиненного предложения или слов внутри простого предложения.

Существуют следующие разряды подчинительных союзов по лексическому признаку:

1) Причинные союзы: потому что, так как, ибо;

2) Временные союзы: пока, когда, в то время как, едва;

3) Целевые союзы: для того чтобы, чтобы, дабы, с той целью чтобы;

4) Условные союзы: коли, если, кабы;

5) Союзы следствия: так что;

6) Изъяснительные союзы: как, что, чтобы;

7) Сравнительные союзы: словно, как, будто, как будто, чем, точно.

План разбора союза как части речи.

Пример морфологического разбора союза.

Из-за туч выглянуло солнце, и мы стали собираться на прогулку. Мне хотелось поскорее выбежать во двор, но сестра долго что-то делала в своей комнате. Чтобы не терять время, я решил подождать снаружи. Я не столько хотел провести время с сестрой, сколько насладиться редким солнышком.

И – союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

Но – союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

Чтобы – союз, неизменяемый, подчинительный, целевой, простой, соединяет части сложноподчиненного предложения.

Не столько…сколько – союз, неизменяемый, сочинительный, градационный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

Источник

Что союз какой разряд

Продолжение. Начало в № 39, 39, 40, 42/2004; 5/2005

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

III. Подчинительные союзы и их разряды по значению

Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает, какой смысл выражает тот или иной союз.

Познакомьтесь с этими разрядами по таблице.

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, благодаря тому что

Оттого что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. (К.Паустовский)

для того чтобы, с тем чтобы, дабы (устар.)

Князь Андрей встал
и подошел к окну, чтобы отворить его.
(Л.Толстой)

если, ежели (устар.), коли (разг.), раз (разг.)

Не мил и свет, если друга нет. (Пословица)

когда, пока, едва, лишь

как только, лишь только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. (М.Лермонтов)

как, словно, точно, будто, что, чем

как будто, подобно тому как

Чем ночь темней, тем ярче звезды. (В.Катаев)

Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов)

несмотря на то что

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (И.Тургенев)

что, чтобы, как, ли (союз-частица)

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (И.Тургенев)

Если вам кажется, что запомнить эту таблицу трудно, не огорчайтесь: знать ее всю не нужно, надо научиться узнавать в лицо основные союзы. Так что назначение этой таблицы то же, что и у хорошей шпаргалки.

Будьте внимательны: не проскочите мимо подчинительного союза! Хорошее знание в лицо подчинительных союзов помогает быстро и правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы служат нам ориентирующими знаками при письме, то есть знаками-подсказками.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ копилку слов

потому что
оттого что
несмотря на то что
вследствие того что
ввиду того что

Обратите внимание на одно пунктуационное правило:

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ сложноподчиненных предложениях с составными подчинительными союзами ставится только одна запятая – либо перед союзом, либо в середине союза. Вот так: Он не пришел, потому что был занят. – Он не пришел потому, что был занят.

Место запятой зависит от интонации и смысла.

17.1. Поработайте предсказателями. Что можно сказать о предложениях, которые начинаются следующими словами? Решите: какие из этих слов союзы, а какие союзные слова?

1) Как только.
2) Несмотря на то что.
3) Где.
4) Едва.
5) Кто.

17.2. Придумайте предложения, которые подтвердили бы ваши догадки.

18.1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие из них простые, а какие – составные. Какое значение каждый из союзов вносит в предложение?

1. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоцен(?)ые камни излучают таинств(?)ый блеск.

2. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие наполн(?)ое для нас поэтическим содержанием.

3. Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы (не)потерять чувство этого языка нужно (не)только постоя(?)ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой (из)под куста лещины.

4. Чем прозрачнее воздух тем ярче солнечный день. Чем прозрачнее проза тем совершеннее ее красота. (К.Паустовский)

18.2. Дайте общую характеристику второго предложения.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ копилку слов

19.1. Дополните синонимические ряды. Какой смысл эти союзы вносят в предложение? Какие из союзов сочинительные, а какие подчинительные?

Чтобы – для того чтобы – с тем чтобы – дабы (подчинительные союзы цели).

19.2. Какие из записанных вами союзов употребляются только в разговорной речи, а какие – только в книжной? Какие из союзов имеют помету устар.?

19.3. Придумайте 3–4 предложения с составными подчинительными союзами. Проверьте, правильно ли вы поставили знаки препинания в этих предложениях.

20. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды подчинительных союзов. Для этого выполните тест.

1. Укажите временные союзы:

2. Укажите составные сравнительные союзы:

а) как будто,
б) потому что,
в) если бы,
г) подобно тому как.

3. Найдите четвертое «лишнее»:

а) хотя,
б) ввиду того что,
в) пусть,
г) несмотря на то что.

4. Укажите устаревший союз цели:

5. Найдите изъяснительные союзы:

6. Какие из союзов являются многозначными, то есть могут входить не в один, а в несколько разрядов в зависимости от значения:

7. Укажите ряд, в котором все союзы условные:

а) в то время как, когда, пока, едва;
б) чтобы, что, как, ли;
в) ежели, коли, в случае если, раз.

21.1. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем во II веке н.э. Читая текст, мысленно вставляйте в места пропусков союзы (союзные слова).

21.2. Перепишите текст, вставляя в места пропусков союзы (союзные слова) и расставляя знаки препинания. Укажите разряды сочинительных и подчинительных союзов.

21.3. Какие слова образованы в русском языке от греческого слова психе – «душа»? Запишите их и составьте с ними предложения.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ копилку слов

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ восьмой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» есть такие строчки:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

В этой строфе есть несколько загадок, не разгадав которые невозможно понять, почему Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Строки требуют комментария.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядОказывается, Апулей, с которым мы познакомились, читая пересказ мифа об Амуре и Психее, – автор занимательного романа «Золотой осел», в котором рассказываются фантастические похождения героя, превращенного в осла. А Цицерон, как вы, наверное, знаете, – римский государственный деятель, оратор и философ I в. до н.э. Его речи обычно изучали для упражнений в латинском языке. Конечно же, Пушкину-лицеисту гораздо ближе было легкое и остроумное перо Апулея, чем тяжеловесные речи Цицерона.

22. Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания.

1) Если стоит жаркое.
2) Когда утомленные.
3) Мы смотрели как двигаясь.

23.1. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство». Перепишите текст, по ходу письма подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Союзы заключите в овал. Укажите разряды подчинительных союзов.

23.2. Как вы оцениваете отношение Володи к игре? А других детей? Как бы вы ответили на последний вопрос текста?

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядкопилку слов

24.1. Перепишите начало известной легенды. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните подчинительные союзы и союзные слова. Над союзами укажите разряд по значению.

Архимед один из в(?)личайших ученых Древней Греции бл(?)стящий мат(?)матик и м(?)ханик жил в Сиракузах в III в. до н.э. В то время в Сиракузах правил царь Гиерон. Однажды Гиерон получив от мастеров заказа(?)ую им золотую корону усомнился в их чес(?)ности. Ему пок(?)залось что они утаили часть золота выда(?)ого на изготовление и зам(?)нили его серебром.
Вызвал Гиерон Архимеда и поручил ему определить есть ли в золотой короне примесь серебра.
Сейчас такая задача по плечу даже школьнику который изучает физику. Но 2200 лет назад Архимед выйдя после царской аудиенции не знал как пр(?)ступить к решению этой задачи.
Но он искал пути ее решения. Искал постоянно не перест(?)вая думать о ней даже тогда когда зан(?)мался другими делами. Если бы он не делал этого не могло бы произойти того прямо(таки) сказочного события которое и легло в основу легенды.
Размышляя над этой задачей Архимед как(то) зашел в баню(?).

24.2. Продолжите этот текст.

Если легенда вам неизвестна, загляните в ответ, прочтите рассказ об Архимеде, а затем напишите по тексту мини-изложение. Озаглавьте текст.

24.3. Сформулируйте главную мысль этой легенды. Знаете ли вы о других случаях, когда решение важной задачи приходило к человеку во время отдыха или во сне – вообще в любом расслабленном состоянии?

24.4. Если вас заинтересовала легенда об Архимеде и если вы хотите прочитать рассказы о других великих открытиях и выдающихся ученых, найдите книгу В.З. Азерникова «Неслучайные случайности».

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ копилку слов

IV. Союз на службе у текста

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

Вы, конечно же, узнали повесть Пушкина «Дубровский». В этом отрывке несколько союзов. Заметили ли вы что-нибудь необычное в их употреблении?

Необычно в этом тексте положение союза но в последнем предложении. Он связывает не части сложного предложения и не однородные члены, а целые предложения. Этот союз выражает не просто противопоставление, он резко прерывает повествование, обрывает одну тему и обозначает переход к новой.

Итак, союзы могут связывать не только однородные члены или части сложного предложения, но и разные предложения в тексте. Поэтому их называют словами-связистами.

В стране воспоминаний

Как связываются предложения в тексте?

1. Что такое текст?
2. Назовите основные признаки текста.
3. Как связываются предложения в тексте?
4. Почему союзы называют словами-«связистами»?

Если вы не уверены в правильности своих ответов, о словах-связистах вы можете прочитать в «Справочнике».

СПРАВОЧНИК

Как вы уже знаете, одна из главных особенностей построения текста заключается в том, что предложения не живут в нем сами по себе. Они с помощью сцеплений объединяются в смысловые группы, чтобы выразить вместе какую-то мысль.

Внутри смысловых групп есть специальные «связисты», которые прочно держат текст и не дают ему рассыпаться на отдельные части.

Главными «связистами», или, говоря научными словами, средствами межфразовой связи в тексте являются:

1) повторы одного и того же слова (лексический повтор);
2) синонимы (синонимическая замена);
3) местоимения;
4) вводные слова;
5) союзы.

Союзы в качестве слов-«связистов» выступают тогда, когда связывают не однородные члены и не части сложного предложения, а части текста, то есть отдельные предложения внутри абзаца или сами абзацы.

25.1. Прочитайте текст. Отметьте предложения, в которых союзы соединяют отдельные предложения, то есть являются в тексте «связистами».

В большой пустой комнате где на стене висела карта двух полушарий Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.
– Ну-с, – сказал он бодро, – на чем мы остановились?
И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.
«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна. » – прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке с желтым унылым лицом весь скучный и плоский высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки снимал куски с полки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту.
– Ну, что же ты думаешь Никита? – спросил Аркадий Иванович.
Но вот начали проходить алгебру предмет в высшей степени сухой.
Уча арифметику, по крайней мере можно было думать о разных бе(?)полезных но забавных вещах о заржавле(?)ых, с дохлыми мышами, ба(?)ейнах в которые втекают три трубы о вечном «некто» смешавш(?)м три сорта кофе или купивш(?)м столько(то) золотников меди или все о том(же) несчас(?)ном купце с двумя кусками сукна. Но в алгебре (н?)за что было зацепит(?)ся, в ней (н?)чего (не)было живого. Только переплет ее пахнул столярным клеем да в чернильнице отр(?)жалось круглое, как кувшин, лицо Аркадия Ивановича. (По А.Н. Толстому)

25.2. Что вы можете сказать о Никите? Похож или не похож этот мальчик на Володю из повести Л.Н. Толстого «Детство» (см. 23.1)?

25.3. Спишите последний абзац, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Если у вас не было ошибок, то следующее задание вы можете пропустить.

Если же ошибки были, продолжайте тренировку.

26.1. Прочитайте начало повести современной детской писательницы Натальи Соломко «Если бы я был учителем. ». Она написана от имени мальчика-подростка.

Что Земля круглая нам об(?)ясняли в школе. Но я это знал и сам, еще до школы. Наш поселок по имени Полуночное стоит на самой макушк(?) Земли. Когда утром выход(?)шь из дому то сразу вид(?)шь: Земля круглая, все в порядке – улочки обозначе(?)ые пунктиром деревя(?)ых (одно)этажных домов разбегаются от наших ворот и тянутся вниз, вниз – к лугам(?). В лугах п(?)сутся кони. А за лугами – ближний лес, он (светло)зеленый. А за ним – синь и темень тайги до самого г(?)ризонта. Сразу за г(?)ризонтом – Сибирь.
Я иду в школу по круглой Земле и думаю о лошадях что п(?)сутся в лугах и ждут меня. А я иду в школу. (Н.Соломко)

26.2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите, какие способы межфразовой связи есть в этом тексте.

26.3. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «А я иду в школу. », «Если бы я был учителем. ».

26.4. Если вас заинтересовал этот текст и вы хотите узнать продолжение, прочитайте повесть Н.Соломко «Если бы я был учителем. ».

27.1. Поработайте редактором. Введите, где нужно, для связи предложений и частей предложений союзы: же, однако, так как, также, что. Используйте также вводные слова, обособленные приложения и обстоятельства. Созданный вами текст запишите.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядСуществует такое предание. Древнегреческий философ Диоген жил в бочке. На самом деле это не так. Древним грекам она была просто неизвестна. Пристанищем философу служил глиняный сосуд. Он назывался «пифос». Именно такие сооружения были найдены при археологических раскопках.
Обычно пифосы высотой 1,5–2 метра полностью закапывали в землю и использовали для хранения зерна. Диоген разместил свой «дом» на центральной площади города Коринфа. Диоген находился в нем или же рядом с ним и лежа давал всем проходящим советы по поводу того, как достичь духовной свободы. За такую назойливость и острый язык его прозвали «циником». В переводе с греческого это означало «собака».
Слава Диогена постепенно росла. Многие горожане и приезжий люд стали приходить к нему испросить совета. Легендарный Александр Македонский был в Коринфе и отправился к мудрецу спросить, не может ли он сделать что-нибудь для него. В ответ дерзкий философ, не задумываясь, попросил царя не загораживать ему утреннее солнце. (Из журнала «Вокруг света»)

27.2. После того как вы самостоятельно отредактировали текст, сравните его с авторским.

Что союз какой разряд. Смотреть фото Что союз какой разряд. Смотреть картинку Что союз какой разряд. Картинка про Что союз какой разряд. Фото Что союз какой разрядВ копилку слов

пристанище
философ
философский

* В следующем номере: V. «Правописание производных союзов»; VI. «Морфологический разбор союза».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *