Что советует поэт сеф в стихотворении читателю

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 20 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Р. Сефа «Читателю» для 2 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 12.

Роман Сеф «Читателю», читать текст

1. Обсуди с другом, почему надо учиться читать всю жизнь. Что имел в виду автор?

Кто-то думает, что достаточно научиться читать слова, и ты уже стал читателем.

Но на самом деле, настоящий читатель учится читать всю жизнь. Ведь в книгах содержится мудрость, понять которую можно только неустанно читая.

С каждой прочитанной книгой читатель учится читать лучше. Он лучше понимает мысли автора, лучше представляет описанную картину. Он понимает даже то, о чём автор умолчал.

И как в любом деле, предела совершенству здесь нет.

Об этом и говорит поэт в своём стихотворении.

2. Рассмотри обложки. Какие книги тебе знакомы? Расскажи об одной из них.

На этом рисунке мы видим обложки десяти книг.

В левом ряду идут книги:

В правом ряду идут книги:

Мне знакомы книги Пушкин А. «Сказки» и Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Рассказ о книге «Сказки Пушкина» для 2 класса.

В этой замечательной книге собраны сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Они написаны в стихах, очень легко запоминаются и очень увлекательные.

Мне нравится «Сказка о рыбаке и рыбке», в которой старуха посылала старика к золотой рыбке, чтобы та исполняла её желания. Но рыбка обиделась и старуха осталась у разбитого корыта.

Мне нравится «Сказка о царе Салтане». В ней князь Гвидон спас царевну Лебедь от злого колдуна-коршуна. И царевна подарила князю город, полный чудес. А потом вышла за него замуж и помогла помириться с отцом.

Мне нравятся и остальные сказки Пушкина: «О мёртвой царевне», «О Золотом петушке», » О попе и работнике его Балде».

Я всем советую прочитать этот сборник сказок.

Источник

Мир красочный, поющий и звенящий! О стихах Романа Сефа

Многие из нас любят поэзию. Мы зачитываемся стихами любимого автора, цитируем строки из близкого сердцу произведения, да и сами бы не прочь пописать.

Когда-то давно, лет двадцать пять тому назад, у меня в руках оказалась тоненькая книжечка, которая сразу очаровала меня. Книжка называлась, «Хмурые под дождем», но в памяти осталось удивительное чувство цвета, воплощенное в стихи. Запомнились строчки и ощущение серого цвета, сплошного, унылого и хмурого:

Был хмурый день, понурый день,

Скорее темный плащ надень!

Шли мокрые прохожие,

На куриц. («Хмурый день»)

В стихах Романа Сефа все живет и все поет, все одухотворенно, все раскрывает свою сущность через цвет, движение, звук.

И, забившись в уголок,

Но все краски и звуки, все движение жизни связано с осмыслением чего-то большего, важного, необходимого в человеческой сущности. Это чувство красоты и жажда добра.

Но не только лирическое начало сильно в стихах Романа Сефа. Ирония, юмор, лукавая улыбка свойственны ему не в меньшей степени. Вот изобретательный двоечник предлагает папе и маме перевернуть тетрадь и посмотреть на нее в зеркало, тогда двойка превращается в пятерку («Пятерка»). А сколько юмора и иронии в стихах «За что осла зовут ослом», «Странное дело».

Стих Романа Сефа всегда звонок, остроумен, насыщен забавными нелепицами, шутками, парадоксами, и повороты сюжета часто неожиданны.

С благословения Корнея Чуковского выпустил первую книжку стихов «Шагают великаны». И делал эту книгу тогда еще с неизвестным художником Львом Токмаковым.

Однако, подписав известное письмо в защиту Синявского и Даниэля, Роман Сеф оказался без работы.

Сборник стихов «Ключ от сказки», который вышел в 1989 году с иллюстрациями Юрия Ващенко, получившая Государственную премию, вобрала в себя лучшее, что было создано поэтом более чем за два десятилетия.

Книга «Храбрый цветок», вышедшая в 1991году, получила почетный диплом в Международном совете по детской книге.

За плечами поэта более двадцати лет работы в детской литературе, двадцать пять книг, вышедших в разные годы, но то, что он выбрал для итоговой книги, позволяет увидеть как общие признаки лирики последнего десятилетия, так и особенности его собственных творческих решений.

Пригласил бы в гости я

Приходи обедать, речка,

Я отвел тебе местечко.

Он был человеком нравственным. И это чувствовали все его ученики. Он никогда не делал ничего против совести и исходя из посторонних интересов. Сотни людей поднимут руки, если спросить их, помог ли он им. Он был заряжен на помощь. И это при том, что в последние годы сам ежедневно и ежечасно нуждался в помощи.

Роман Сеф в жизни много чего испытал. Репрессию родителей, отца расстреляли, брат погиб на фронте, пробовал сам бежать на фронт. До фронта не добежал, тогда еще мальчишку одиннадцати лет, поймали в Кунцево и вернули домой к бабушке, которая его воспитывала. Тяжелые голодные, послевоенные годы.

Человек, которого пережитое не озлобило, а сделало сострадательным к чужому горю. Нравственный человек, умеющий и знающий, его умение разбираться в людях, его искренность и нелюбовь к лицемерию, его порядочность, мудрое уважение к людям и желание им помочь. Я хочу запомнить его таким.

Было бы желанье ехать,

Гимн искусству, гимн поэзии. И это прекрасно, что Роман Сеф раскрывает читателю мир необъятный и удивительно интересный. Это так необходимо ребенку. Особенно сегодня.

Читайте стихи Романа Сефа!

Приятного вам прочтения! Библиограф Валентина Лукина.

Источник

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Р. Сеф «Читателю».»

Тема урока: Р. Сеф «Читателю».

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением Р. Сефа «Читателю», выявить уровень подготовки учащихся.

Познакомить произведением Р. Сефа «Читателю», научить составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

-продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения;

-прививать учащимся интерес к чтению.

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-использование методов решения проблем творческого и поискового характера;

-способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;

-развитие эмоционально – позитивного отношения к процессу сотрудничества;

-развитие умения строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-совершенствование умения слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения.

1. Организационный момент:

Сели прямо! Ножки вместе!

Ручки полочкой на стол!

— Скажите, какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)
— Чем мы с вами занимается на уроках литературного чтения? (мы читаем, знакомимся с произведениями, с новыми авторами, учимся пересказывать произведения, учим наизусть, знакомимся с новыми героями).

Вы повзрослели за прошлый учебный год, отдохнули за лето, в 1 классе стали настоящими читателями.

— Давайте послушаем, какие стихотворения вы приготовили сегодня на урок.

3. Чтение на 5 минут

Вася книжек не читал, он их попросту глотал:

За едой и перед сном,

В лодке с поднятым веслом.

На уроках и в саду.

За обедом проглотил он «Гулливера» с «Буратино».

Взял он с вешалки пальто, закусил стихом Барто.

А в аптеку шел пока, скушал томик Маршака.

Не заметил, как с арбузом съел он «Робинзона Крузо»

Наконец, собравшись спать, взял Хоттабыча в кровать.

У него спросили в классе: « Что прочел сегодня, Вася?»

И ответил Вася так: «Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон сел в отцепленный вагон

И поехал к лилипутам. Был веревками опутан.

Но его от смерти спас добрый папа Карабас».

Дружный смех раздался в классе.

Знает кто-нибудь из вас, почему смеялся класс?

(Чтение про себя, шёпотом, вслух, цепочкой.2-3 ученика выразительно. Конкурс «Лучший чтец»

-Уч-ся выбирают лучшего чтеца. Награждение победителей грамотами. )

-Ребята, а как вы понимаете выражение «Вася книжек не читал, он их попросту глотал»)

— Чтобы не оказаться в такой ситуации нужно помнить заповеди читателя. Давайте вспомним их.

— Для любознательных, а вы именно такие! Вот такая полезная информация.

Книга не только учит, она еще и лечит.

n А.С. Пушкин призывал своих читателей взять книгу в руки, если их охватил недуг.

n В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам, кроме лекарств, чтение двух-трех страниц хорошего текста.

Стихотворение Р. Сефа «Читателю»

(Учитель читает стихотворение на с. 12.)

Почему нужно учиться читать?

Действительно это так важно для современного человека?
Можно ли обойтись без книг, если хочешь многое узнать?
Почему нужно читать книги внимательно и серьёзно?
Как вы думаете, почему человек, который читает с увлечением, не знает скуки? (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

— Сейчас мы с вами отправимся в прошлое. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем – самое великое чудо на свете. Кто догадался о чём идёт речь? (О книгах).

· Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги).

· Кто писал рукописные книги? (Учёные монахи).

· Как звали первопечатника? (Иван Фёдоров).

· Кто из царей приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный).

Давайте проверим, кто у нас самый лучший читатель.

— Что такое библиотека? (Это собрание книг, которые один
человек или много людей собрали и хранят.)

— Какие бывают сказки? (Русские народные, литературные, докучные, бытовые, о животных, волшебные).
— Что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк).

— Что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки и недостатки людей. Басня заканчивается или начинается моралью).

“Кому принадлежат слова?”

· “Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила” (Лягушка-путешественница).

· “Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.” (Купец).

· “Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро. ” (Мороз – воевода).

· “Дорогой батюшка, проследил я кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принёс.” (Иван-царевич).

· “Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я. я. я. ” (Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост).
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? (Лебедь).

· “ Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!” (Лисица).

— Что открыли, узнали на уроке?
— Оправдались ли ваши ожидания от урока?
— Что вы взяли с сегодняшнего урока?
— Над чем заставил задуматься урок?

Источник

Русская литература для детей. Учебное пособие. Под редакцией Т.Д.Полозовой.
Раздел VIII. Глава 6. Роман Семенович Сеф (род. в 1930 г.)

Глава 6.

РОМАН СЕМЕНОВИЧ СЕФ (род. в 1930 г.)

. Может быть, одна из ценнейших закономерностей развития литературы для детей такова: талантливый детский писатель — непременно страстный защитник детства. Активный поборник справедливости. Вот и Романа Сефа читатели узнали сначала по его горячим публицистическим выступлениям. В центре его внимания всегда были гуманизм, высокие идеалы добропорядочности, совести, ответственности каждого за себя и за других, за судьбу Отечества. Ведущими были именно общечеловеческие вечные ценностные ориентации. Тот, кто сегодня стреляет в прошлое нашего искусства, давно и не случайно приобретшего мировой авторитет и уважение, тот искажает историю. Учителю необходимо иметь верное представление об истории национальной культуры и, конечно, об истории нашей литературы, адресованной детям.

До того как стать профессиональным литератором, Р. С. Сеф работал шофером, слесарем, штукатуром. Испробовал и другие профессии. А в душе с детства жила потребность летать Романтическое мироощущение, проявившееся еще в детстве звало к новым испытаниям самого себя, своей судьбы. Так и появилась в 1963 году первая книга стихов “Шагают великаны”. О ней К. Чуковский сказал: “. все звонко, и ловко, и лаконично, и складно. И сама ткань его стихов чрезвычайно добротная”. Эта высокая оценка первой книги в полной мере может быть отнесена ко всем последующим (а их — более двадцати). И, конечно, к вышедшим в последние годы: “Ключ от сказки” (1989), “Храбрый цветок” (1991), “Сказочный календарь” (1992) и др. Невозможно сразу не отметить, что все эти, как и другие, книги поэта прекрасно изданы: на хорошей бумаге, в удобном формате. Гармоничны с текстом рисунки.

“Я сам”. “. Эта книжка — игра, играть, как известно, увлекательно, весело и интересно!” — обращается автор к читателю. Книжка эта для старших дошкольников, которые учатся читать и рисовать. Интересна она и детям первого, и даже второго класса: главное в ней именно игра, открывающая ребенку окно в самого себя и в близкий ему мир вокруг него. “Имя у тебя одно,/Навсегда оно/Дано./ Жизнь длинна,/ И оттого/ Ты/ Побереги/ его”. Так начинается книга. Напутствие — “Побереги” — выделено шрифтом. В нем — установка всей последующей работе ума и сердца для ребенка, который включается в предложенную поэтом и художником игру.

. Видимо, Р. Сеф родился детским поэтом. Вспомним, о таком человеке Белинский писал: душа у него возвышенная, щедрая, сердце чуткое, доброе, ум ищущий, отзывчивый. Человек, рождающийся детским поэтом, не покидает детства. Оно обогащается все новыми и новыми впечатлениями, знаниями, чувствами, мыслями. Но остается детством — сохраняет свежесть восприятия, непосредственность реакции на все окружающее, чистейшую саморазоблачительную искренность:

Вазу.
Но разбил ее
Не сразу,
А сначала

На стул
И –
Буфет перевернул.

Детям свойственно чувство юмора, как вот этому милому лирическому герою приведенного стихотворения. Если этого чувства нет у взрослого человека, значит, он потерял и многое другое, что составляет истинно человеческое начало в каждом из нас: лиризм, искренность, доверчивость, веру в людей, в доброе. И заменил эти вечные свойства человеческой души тем, что ее разрушает: подозрительность, озлобленность, зсепожирающий прагматизм, конформизм. Главная ценность стихов Романа Сефа, конечно, и состоит в том, что они пробуждают и закрепляют в ребенке лучшие истинно человеческие качества. Дарят способность радоваться утру, солнцу, первой траве и первому снегу, доброй улыбке и хорошему делу. Р. Сеф поэтизирует восприятие мира детьми. Неделимое, нерасчлененное восприятие поэт рассматривает как вершину, а не подножье человеческого движения-развития, что ни в какой мере не мешает стимулировать и саморазвитие аналитических, оценочных способностей сознания и мышления. Стихи строятся именно на неделимости чувствований, на нерасчлененности доброго и красивого, страшного и безобразного, некрасивого. Даже тоска по другу, по сочувствию, желание иметь рядом тех, то, кто и что могли бы понять, выслушать, разделить грусть. передается в интонации романтической, сближающей ребенка с макромиром:

“Пригласил бы в гости я//Океаны//И моря.//Приходи обедать, речка,//Я отвел тебе местечко. ”

Вообще Р. Сеф всегда в пути к безграничному, как ребенок, которому еще не свойствен, неведом страх конца:

Жил-был когда-то человек.

Он радовался
Облакам
И шуму быстрых рек
Он песни пел,

Был ростом невысок.
И лодку выстроил себе.
Из тесаных
Досок.

— своеобразная “самая легкая лодка в мире”, выстроенная для себя. Лодка ладная, обнадеживающая — путешествие может быть удачным. Но по мере развития сюжета, заметим, настроение, интонация изменяются. Верх берет постоянное ощущение грусти в одиночестве: лирический герой открыто признается: “А он все плыл,//Дудел в рожок//И думал об одном: //“Вот был бы у меня//дружок,//Мы плыли бы//вдвоем”. Это последнее слово — “вдвоем” — выделено: в нем и нравственный и эстетический смысл стихотворения. И не только цитируемого. Потребность в руке друга, желание доверить себя другу.

Стихи Р. Сеф а поэтизируют духовную наполненность жизни. Он искренен в утверждении бессмертия красоты, душевной щедрости и ненадежности, невечности, неуниверсальности материального благополучия. Как значимо в нашей поглощенной прагматизмом жизни помочь детям если не освоить, то хотя бы порадоваться вместе с поэтом и его героями вот таким приятным признанием:

. Накопишь много
Или мало,
Накупишь соли

Сошьешь костюм
Иль три наряда —
Не в этом радость
И награда.

Без скрипачей
И песен
Наш мир
Совсем не интересен.

Липы не цветут,
Без песен
Реки не бегут,
И шар земной,

Не повернется
На оси.

Это — отрывок из сказки “Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн”. Перевод с английского. А точнее — пересказ из Джона Чиарди. Заметим: обозначенная нами проблема актуальна не только для нас. Человечество переживает тяжелейший кризис, вызванный резким разделением людей на богатых и бедных. Поскольку богатым и здоровым быть явно лучше, чем бедным и больным, психология выживания закономерно перерастает в психологию накопительства. Не духовного богатства, которое вечно и всегда животворно. Но именно накопительства того, что, увы, убивает человека, если становится целью его жизни. Поэтому так своевременно, а главное — искренне, изящно, а значит — убедительно поэтическое заключение: “Кто хочет умным стать”, тот должен знать —

Нет ничего на свете хуже,

Как хорошо бы выправить нам души и помочь красоте править миром. Именно этим озабочен поэт, поэтому он пробивается к сердцу своего читателя, чтобы осердечить его ум, чтобы помочь ему увидеть чудо рядом. Стихотворение называется “Чудо”:

Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —

Так сходи
И посмотри.
Удивительное
Чудо:

Где магазин
“Посуда”
Возле дома
Номер три,

У перекрестка
Пробивается
Березка.

Обратим внимание на интонацию стихотворения. В ней искреннее огорчение и удивление поэта, вызванное тем, что ребенок не видел чуда, и такая живая готовность помочь мальчику и девочке — всем-всем-всем — увидеть чудо: не случайно же назван точный его адрес.

стихи, проявляют своеобразие таланта поэта. Вводя маленького читателя в сказочный и реальный мир детей разных стран и народов, поэт всегда верен своей эстетической позиции: помочь детям открыть, увидеть добро и красоту; услышать гуманное разноголосие жизни людей и природы в их неделимости, почувствовать свою непосредственную причастность ко всему живому. Быть верным в дружбе. Следуя классической традиции, он не упрощает чувства, не снижает накал переживания, якобы ради сохранения детских нервов. Нет. Он верит в огромные возможности ребенка: ведь тот осваивает уже в первые пять—семь лет столько, сколько не может прибавить потом за всю последующую жизнь.

С детьми Р. Сеф разговаривает о том же, что любой настоящий поэт доверяет взрослым. Но “иначе”. Нет, не только по форме иначе: особая занимательная фабула, понятное, из жизненного опыта ребенка взятое сравнение, чистая музыкальность, живой игровой ритм. Специфическое “иначе” составляет своеобразие смысла обобщения: эстетических, нравственных отношений ребенка к действительности. Его эмоциональная жизнь, кажущаяся взрослым наивной его доверчивость, естественная близость ко всему природному, истинному, активная живая интуиция, отзывчивость, реактивность. Вера в огромные возможности детской натуры и позволяет поэту в число стихов для маленьких включить произведения, содержащие философское обобщение. Таких немало и в книге “Храбрый цветок”— доверительное обращение к читателю:

Я вас прошу:
Позавидуйте мне —
Кактус расцвел
У меня

Лирический герой и поэт — счастливы. Они приглашают к радости. К наслаждению красотой, которая, «словно солнечный лучик, храбро горит между острых колючек». Вспомним рассказ А. Платонова «Цветок на земле», тоже обращенный к маленьким читателям. Герою рассказа Афоне «без трех первый десяток идет». Мудрый писатель через беседы мальчика и девяностолетнего деда вводит читателя в сложнейшие проблемы смысла жизни. Рассуждая, как вырос цветок на сухом каменном песке, и дед, и внук приходят к выводу: «цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. » Вот и «храбрый цветок», нарисованный Р. Сефом, излучает тепло и радость, находясь «между острых колючек». Он тоже «работает жизнь». Спасет ли красота мир? Сегодня с уверенностью ответить на этот вопрос нелегко даже взрослым, которые оптимистичны и согласны с Ф. М. Достоевским. Но помочь детям сохранить надежду, веру, что жизнь не только была, но и будет, — благороднейшая цель и ценнейшая нравственная, эстетическая задача искусства и, конечно, поэзии для детей.

Столь же философичны, хотя и абсолютно конкретны, стихи, герой которых — котенок мечтает «стать рыжим котом. », получать почести и знаки отличия. «А взрослый и умный бульдог под роялем» —давно равнодушен к медалям и вспоминает с тоскою о том, «как в луже стоял он нелепым щенком, и так ему хочется», «чтоб снова его наказали за шалость. ». Лиричное, легкое по форме стихотворение рисует живую, такую наглядно выразительную, мягко ироничную картину, много говорящую и взрослым, и детям. Р. Сеф не только теоретически, но и в поэтической практике следует классической заповеди: настоящие стихи для детей — на вырост. Поэтому они интересны и взрослым. А маленькому герою и читателю, которому сегодня восемь лет, поэт обещает заманчивую, но и вполне реальную перспективу саморазвития и роста через ученье, труд, ради большого счастья. Вот, например, стихотворение«Голубой метеорит».Сюжет его романтичен и прост. Далеко во Вселенной летит метеорит. Когда-то, когда наш восьмилетний читатель сносит «десять пар галош, прочитает гору книг» и «станет астрономом», неизвестный метеорит, может быть, упадет в тайгу. А герой стихотворения и его ровесник читатель выле тят туда «с одной из экспедиций». Стихи рисуют живую и живописную картину:

летит,
летит,
летит.
Твой голубой метеорит —

Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.

К читателю обращено прямое (в лоб) пожелание: «Поторопись учиться». Почему оно не раздражает? Не вызывает реакцию отторжения? Потому что доброе и правильное? Очевидно, потому, что это пожелание искренне по своей тональности; логично по мысли об интересной перспективе, возможной, достижимой, однако, если будешь подготовлен к желанному делу. В стихах — эмоциональный заряд, искренняя вера в достижимость мечты. Таков замысел стихов, таков их пафос, выраженный поэтом, который ощущает себя не над, а рядом с читателем. Видит его мечту. Стихи — как голос, чувство одного сердца, обращенного прямо к другому, читательскому сердцу. От сердца к сердцу с надеждой и верой: меня поймут.

Это В нем — пафос той духовной силы, которая приводит в движение фантазию, воображение и ум. Не только «ум ума», но и «ум сердца». Афоризм об «уме сердца» принадлежит Л-Н. Толстому. Если говорить об «уме сердца» поэта, то это означает пытаться проникнуть, почувствовать пафос его стихотворения: «Пафос, — утверждал В. Г. Белинский — простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстности стремления. В философии идея является бесплотною; через пафос она превращается в дело, в действительный факт, в живое создание». Так великий критик помогает нам понять силу произведений искусства.

Поэт опирается на проверенные временем традиции народного сказочного и стихотворного творчества. Не случайно в числе жанров, которые любит Р. Сеф, — и жанр короткого юмористичного, ироничного афоризма: «Язык тебе не для того, чтоб ты высовывал его»; «Мудрая книга нас учит уму, уши ослиные ей ни к чему»; «Немы рыбы? Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, на экзаменах молчишь». Эти и другие афоризмы, определения метких наблюдений запоминаются легко. Они не только обогащают речь, но и помогают ребенку оттачивать собственное зрение, умение видеть и способность четко определить увиденное.

Эти и подобные им афоризмы родственны народным пословицам, поговоркам. Их включение в литературно-творческую деятельность: заучивание, применение в повседневном общении, творческое сочинение других, своих афоризмов по аналогии и противопоставлению, придумывание коротких рассказов, зарисовок, отвечающих мысли, составляющей смысл афоризма, — эти и другие формы литературного творчества детей, можно сказать, запрограммированы книгами Р. Сефа.

У него много стихов, которые нередко называют познавательными: «Солнышко», «Белый заяц», «Осина»:

Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему

Ее ладошки
Покраснели.

Опасно для поэзии, опасно и для читателей, если такого рода произведения учитель, библиотекарь рассматривают лишь как пейзажную иллюстрацию. Конечно, приведенные стихи содержат информацию об изменении цвета листьев осины осенью, но не ради этого они написаны. Важно вообразить, как трепетно и тревожно осина «хлопает в ладошки». Так, что ее листья покраснели от холода, принесенного осенью. Почувствовать — осина живая. Она реагирует по-своему на осенний пронзительный ветер. Ее можно не только увидеть, услышать шум листвы и веток. Но и посочувствовать ей. Информационно-природоведческий подход ограничивает смысл, ценность поэзии, разрушает ее эстетическую силу и снижает нравственное влияние, уничтожая подтекст, пафос.

«Может быть»:

Как быть тому,
Кто, может быть,
«не может быть»?

Однако поэт убежден сам и верит, что и читатель поймет его:

Может быть
Не
Что может быть,
А очень часто может быть

«что быть не может» — животворна. Ее губит, часто уничтожает трудная жизнь. Но тем ценнее, очевидно, становится поэзия, которая в силах пробуждать, взращивать веру в доброе, светлое, вечное. Тем значимее наша грамотность в сфере поэзии, любовь к ней, учительский талант, употребляющий волшебную силу поэзии для духовного роста детей.

Пожалуйста

2. Подумайте—кому из современных поэтов созвучно творчество Р. Сефа? А может, оно близко стилю поэтов дру

Советуем прочитать

Александров В. П. Сквозь призму детства: Очерки. — М.: Дет. лит., 1988.

Павлова Надежда. Лирика детства. — М.: Дет. лит., 1987. Полозова Т. Д. Помочь красоте править балу/Начальная школа. — 1991. — № 8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *