Что состоит в передаче их в государственный сектор экономики

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ

Том 7. Москва, 2007, стр. 538

Скопировать библиографическую ссылку:

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́ КТОР ЭКО­Н О́ МИКИ, эле­мент эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­ваю­щий вы­пол­не­ние го­су­дар­ст­вом его функ­ций в про­цес­се об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва. Г. с. э. слу­жит ма­те­ри­аль­ной ос­но­вой для вы­пол­не­ния го­су­дар­ст­вом сво­их це­лей: гос. управ­ле­ния, нац. обо­ро­ны и нац. безо­пас­но­сти, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, эко­ло­гич. безо­пас­но­сти, раз­ви­тия нау­ки, от­рас­лей ин­фра­струк­ту­ры, со­ци­аль­но­го и мед. обес­пе­че­ния на­се­ле­ния, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В со­став Г. с. э. вхо­дят: 1) гос. иму­ще­ст­во (зем­ля, ле­са, не­дра, зда­ния и со­ору­же­ния, ин­тел­лек­ту­аль­ная соб­ст­вен­ность); 2) гос. пред­при­ятия [как пра­ви­ло, в от­рас­лях ин­фра­струк­ту­ры, ТЭК (топ­лив­но-энер­ге­тич. комп­лекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюд­жет­ные уч­ре­ж­де­ния (гос­ап­па­рат, ар­мия, кре­дит­но-фи­нан­со­вые струк­ту­ры, пра­во­ох­ра­нит. ор­га­ны, та­мож­ня, ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния). Г. с. э. воз­ник вме­сте с по­яв­ле­ни­ем го­су­дар­ст­ва и на про­тя­же­нии ис­то­рич. эпох па­рал­лель­но с ним ви­до­из­ме­нял­ся. Наи­бо­лее ди­на­мич­но Г. с. э. раз­ви­вал­ся в 20 в. под влия­ни­ем 1-й и 2-й ми­ро­вых войн; вслед­ст­вие по­яв­ле­ния со­циа­ли­стич. стран, в ко­то­рых эко­но­ми­ка бы­ла поч­ти пол­но­стью ого­су­дар­ст­вле­на; кру­ше­ния ко­ло­ниа­лиз­ма и ак­ти­ви­за­ции про­цес­сов на­цио­на­ли­за­ции в Азии и Аф­ри­ке. Раз­ме­ры и со­став Г. с. э. раз­ли­ча­ют­ся в отд. стра­нах в за­ви­си­мо­сти от уров­ня и эта­па по­ли­тич. и эко­но­мич. раз­ви­тия, нац. тра­ди­ций. Так, в США очень ма­ло гос. пред­при­ятий, а в стра­нах ЕС в сер. 1980-х гг. их удель­ный вес со­став­лял 70% в энер­ге­ти­ке, свя­зи, на транс­пор­те, 30% в пром-сти. В Рос­сии в нач. 21 в. сло­жил­ся мощ­ный Г. с. э. В та­ких круп­ней­ших пред­при­яти­ях, как ОАО «Газ­пром», ОАО «Рос­нефть», за­ни­маю­щих до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ТЭК стра­ны, го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся гл. ак­цио­не­ром, 75% ми­нус 1 ак­ция при­надле­жит го­су­дар­ст­ву в ОАО «Связь­ин­вест», в РАО «ЕЭС Рос­сии» гос. па­кет ак­ций со­став­ля­ет 52,7%; в сфе­ре ж.-д. транс­пор­та уч­ре­ж­де­но ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги», где един­ст­вен­ный ак­цио­нер – го­су­дар­ст­во. В обо­рон­ном ком­плек­се на­счи­ты­ва­ет­ся 35 гос. вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ных струк­тур, прак­ти­че­ски пол­но­стью оп­ре­де­ляю­щих со­стоя­ние от­рас­ли. Уча­стие го­су­дар­ст­ва в про­цес­се об­ществ. про­из-ва и функ­цио­ни­ро­ва­ние Г. с. э. – объ­ек­тив­ная не­об­хо­ди­мость, по­сколь­ку ча­ст­ный сек­тор, не­смот­ря на его ог­ром­ный по­тен­ци­ал, до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние для обес­пе­че­ния эко­но­мич. рос­та, не в со­стоя­нии ре­шить все про­бле­мы со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия. В ча­ст­но­сти, вне по­ля зре­ния ча­ст­но­го сек­то­ра ос­та­ют­ся фак­то­ры эко­но­мич. рос­та, фор­ми­рую­щие со­ци­аль­ный эф­фект, та­кие как обес­пе­че­ние дос­туп­но­сти для всех чле­нов об­ще­ст­ва вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных ус­луг об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, со­ци­аль­ной за­щи­ты ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ёв на­се­ле­ния, под­держ­ка ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Не пред­став­ля­ет осо­бо­го ин­те­ре­са для ча­ст­но­го ка­пи­та­ла ис­поль­зо­ва­ние та­ких зна­чи­мых фак­то­ров эко­но­мич. рос­та, как ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды, про­ве­де­ние фун­дам. на­уч. ис­сле­до­ва­ний, реа­ли­за­ция круп­ных дол­го­сроч­ных про­ек­тов стра­те­гич. ха­рак­те­ра. От­сут­ст­вие ин­те­ре­са ча­ст­но­го сек­то­ра к ис­поль­зо­ва­нию на­зван­ных фак­то­ров объ­яс­ня­ет­ся в од­них слу­ча­ях тем, что они не обес­пе­чи­ва­ют субъ­ек­там ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти мак­си­ми­за­ции при­бы­ли. С др. сто­ро­ны, не­ко­то­рые фак­то­ры эко­но­мич. рос­та ча­ст­ный сек­тор не в со­стоя­нии ис­поль­зо­вать по при­чи­не не­дос­та­точ­но­го уров­ня кон­цен­тра­ции ка­пи­та­ла, в свя­зи с вы­со­кой сте­пе­нью рис­ка в про­цес­се их ис­поль­зо­ва­ния, из-за дли­тель­ных сро­ков оку­пае­мо­сти вло­жен­но­го ка­пи­та­ла и т. д. Гра­ни­цы, мас­шта­бы и струк­ту­ра Г. с. э. и гос. соб­ст­вен­но­сти, обес­пе­чи­ваю­щей его функ­цио­ни­ро­ва­ние, под­виж­ны и под­вер­же­ны из­ме­не­ни­ям в со­от­вет­ст­вии с из­ме­не­ния­ми тен­ден­ций совр. эко­но­мич. рос­та, из­ме­не­ния­ми сте­пе­ни вос­тре­бо­ван­но­сти ус­луг гос. сек­то­ра об­ществ. вос­про­из­вод­ст­вом, а так­же в со­от­вет­ст­вии с эко­но­мич. си­туа­ци­ей и нац. тра­ди­ция­ми.

Источник

государственный сектор экономики

Смотреть что такое «государственный сектор экономики» в других словарях:

Государственный сектор экономики — (сокр. госсектор) совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор экономики включает в себя все… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

государственный сектор экономики — Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

государственный сектор экономики — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

Государственный сектор экономики — (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

Сектор экономики — Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Финансовый словарь

Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Источник

Государство как хозяйствующий субъект.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор экономики это комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ. На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.

Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается. Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп. Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.

Таким образом, государственный сектор, госсектор – это двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.

Источник

Государственный сектор экономики

Комплекс объектов, полностью или частично находящихся в госсобственности, через которые происходит управление государственными хозяйствующими субъектами.

К государственному сектору экономики относятся объекты культурного и социального обеспечения, учреждения сферы образования, унитарные предприятия, эксплуатирующие организации в области газового, водопроводного хозяйства, а также предприятия энергоснабжения.

Функции государственного сектора экономики

Следует отметить, что удельный вес госсектора — величина переменная, поскольку все зависит от состояния экономики и проводимой политики. Объективно государственный капитал постепенно расширяется за счет строительства новых объектов — зданий, объектов инфраструктуры, социально значимых объектов, однако увеличение доли госсектора может происходить за счет национализации предприятий или же выкупа объектов у частных владельцев. Госсектор в обязательном порядке регулирует и финансовую сторону, где интересы страны представляет Центральный банк. Его главными функциями являются:

Госсектор охватывает даже те сферы и отрасли, которые не совсем выгодны частному капиталу вследствие медленной оборачиваемости средств. Следует отметить, что такие сферы и отрасли они не всегда привлекательны для частного капитала из-за высокой стоимости инвестиционных ресурсов, поэтому чаще всего объекты инфраструктуры строятся за счет средств государственного бюджета. В то же время иногда определенный процент финансирования в строительстве крупных промышленных объектов может составлять и частный инвестиционный капитал. Именно через госсектор государство может выводить из кризиса те или иные отрасли промышленного производства, которые вследствие объективных или субъективных причин находятся в упадке. Главными показателями влияния госсектора на экономику являются:

Подводя итог можно сделать вывод, что государственный сектор экономики необходим любой стране. Именно на него возлагаются специфические функции, обусловленные необходимостью поддерживать рост экономики, развивать ее в нужном направлении и обеспечивать устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Источник

Сектора экономики и их функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «сектор экономики»

Экономика – это достаточно широкое направление, одна из сфер жизни человека. Без нее существование современного общества практически невозможно, поскольку благодаря экономической деятельности человек может удовлетворять свои потребности, которые могут как сужаться, так и расширяться. Это зависит лишь от условий того общества, в котором он проживает и выполняет свою деятельность: бытовую, профессионально-трудовую, политическую и культурно-просветительскую.

Экономика также выступает в качестве одного из наиболее расширенных элементов так называемого «народнохозяйственного комплекса». В нем выделяются сгруппированные по особым признакам аспекты, которые и составляют секторы экономики, определенные на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики всей экономической сферы.

Сектор экономики представляет собой совокупность отдельных институциональных единиц, которые имеют некоторые сходства, основанные на единстве экономических целей и функций, которые они призваны выполнять для наиболее эффективного и успешного действия экономической сферы жизни общества.

Институциональные единицы – это, прежде всего, хозяйствующие субъекты, которые имеют единые источники финансирования. Все эти объединяющие условия определяют сходное экономическое поведение единиц в отдельном секторе экономики.

На сегодняшний день исследователями в экономической сфере принято подразделять все субъекты экономики на четыре ключевых сектора:

Каждый из этих секторов направлен на выполнение собственных, строго отведенных функций, которые заранее предписаны специалистами в этой области. Отметим также, что сектора отличаются друг от друга своей смысловой наполненностью, элементами, определяющими деятельность, а также соответствием тем или иным социальным структурам.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды секторов экономики

Как мы уже отметили, в экономической науке выделяют четыре ключевых сектора экономики: сектор домашних хозяйств, сектор предприятий, сектор государственных учреждений и так называемый внешний сектор. Перейдем к характеристике каждого вида секторов экономики. Начнем с сектора домашних хозяйств, под которым принято понимать весь комплекс частных ячеек и хозяйств, которые образованы внутри одного государства. Их деятельность в основном направлена на удовлетворение своих первичных потребностей, и чаще всего производство таких секторов не выходит за рамки одной семьи (дачные участки).

Данный сектор может подразделяться на два подсектора: сектор финансовых и нефинансовых предприятий. К финансовым предприятиям относится вся совокупность институциональных единиц, которые заняты в непосредственном финансовом посредничестве. Что касается нефинансовых предприятий, то в их число входят предприятий, которые занимаются производством товаров и услуг для получения прибыли, а также организации, для которых прибыль является не первоочередной причиной их деятельности.

Сектор государственных учреждений – третий вид секторов экономики. В нем проявляется вся совокупность органов как законодательной, так исполнительной и судебной властей, а также фондов социального обеспечения, которые основаны на принципах благотворительности (контролируются некоммерческими организациями). Таким образом, государственный сектор включает в себя деятельность всех государственных организаций, которые действуют на территории Российской Федерации.

Последний вид секторов экономики – это так называемый сектор «остальной мир». Сюда входят экономические субъекты, которые имеют постоянное местоположение и функционируют исключительно за пределами государства (заграничные организации и фонды). Также к их числу можно отнести заграничные государственные институты. Они воздействуют на национальную экономику государства через обмен товарами и услугами, который основывается на взаимности.

Функции секторов экономики

Каждый сектор экономики, который выделяется в современной науке, связан с организацией процесса предоставления товаров и услуг населении. Разница заключается лишь в их направленности, поскольку каждый сектор обладает своей спецификой. В зависимости от функций, которые выполняют сектора, принято выделять два их основных направления: рыночный и нерыночный сектора экономики.

В рыночный сектор экономики входит все производство услуг и товаров, которые предназначены для реализации на рынке с обозначенной заранее ценой. Данный сектор оказывает особое, значительное влияние на спрос в отношении предоставляемых товаров и услуг, а также на возможность взаимного обмена и дальнейшей конкурентной гонки.

Что касается нерыночного сектора, то его основная функция – это производство товаров и услуг, которые в дальнейшем будут использоваться исключительно самими производителями или же владельцами этих предприятий. Но стоит отметить, что эти товары и услуги могут предоставляться абсолютно бесплатно другим потребителям, или производитель будет устанавливать свою собственную цену, которая не окажет никакого влияния на спрос.

Также среди функций секторов экономики стоит выделить производство и реализации продуктов как финансовых, так и нефинансовых услуг; оказание финансовых и страховых услуг, выпуск финансовых средств и приобретение финансовых средств; выпуск и хранение наиболее ценных бумаг и денежных средств, предоставление кредита (особенно это касается рыночного сектора экономики).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *