Что составляло основу воспитания гармонически развитой личности в эпоху античности
Образование и воспитание в античности.
В Древней Греции самым пренебрежительным отзывом было: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Слово «идиот» означало неуч, невежда. Серьезнейшим наказанием считалось лишение возможности образования. Так, например, поступили, по сведениям Плутарха, победители из Милета, запретив детям побежденных учиться грамоте и музыке. По свидетельству того же историка, в городах-полисах не прерывали учебу даже в период военных действий, как и во время Олимпиад. Когда умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он согласился, чтобы в день его смерти не проводились занятия в школе.
Для античного образования характерно то, что в его основе обязательно лежала определенная философская концепция. Философами же она разрабатывалась, многие философы были основателями школ. Школу акусматиков (молчунов) возглавлял на о. Самос Пифагор. Ее слушатели давали обет молчания на разные сроки — в их задачу входило вникать в слова учителя, вслушиваться в ритм природы, биение ее пульса, постигать гармонию мира. Ученики и учитель в этой школе начинали день с прогулки с целью «гармонизировать сознание». Затем, уже в храме, велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.
Основателем Академии (по названию рощи Академа, где проводились занятия) был Платон, Аристотелем был основан Ликей, а ученики его назывались перипатетиками (от перипате — прогуливаться). Известен «Сад Эпикура» в Афинах, рассчитанный на совместную жизнь и занятия учеников. Любителями утренних прогулок были многие философы и впоследствии. Так, по прогулкам И. Канта жители Кенигсберга сверяли часы. Кант возобновил также традицию античных «философских бесед», участников которых подбирал заранее, в зависимости от заданной темы. Продумано было также число участников таких бесед, от трех до семи (по числу муз). Автор этих строк до сих пор под впечатлением «творческой мастерской», в которой он участвовал в 1994 г. на лоне природы под Варшавой, в «Мадралине» (от слова «мудрый»). Ее руководитель Джозеф Агасси построил работу (сознательно или просто естественным для философа образом) по распорядку, аналогичному пифагорейскому.
Обучение проводилось этими философами бесплатно, и неудивительно, что софисты, торговцы знанием, как они себя называли, вызывали суровое порицание. Известен случай, когда Демокрит выкупил из рабства Протагора, будущего знаменитого философа, пораженный его находчивостью и остроумием, и дал ему образование. В свое время Демокрит отпустил на волю всех своих рабов, считая рабовладение недостойным для философа (еще один пример философского отношения к жизни), а на деньги, унаследованные от отца, отправился в путешествие в страны Востока. За это он был судим в родном городе Абдера, до этого прославившемся, точнее ославившемся «процессом о тени осла» (см. Виланд М. История абдеритов). Демокрит был обвинен в растрате наследства (преступление, караемое смертной казнью). Однако обвинение было снято, когда философ в ответ на вопрос, что же он приобрел на эти деньги, ответил — «Знания»! Столь велико было уважение к образованию даже у черни. Характерно, что в число важнейших родительских обязанностей в Греции входило дать образование своим детям — если она не выполнялась, то закон освобождал наследников от обязанности заботиться о таких родителях. В целом образование входило в ведение государства.
Важной составляющей античного образования было нравственное воспитание. Когда философа Ксенофона спросили, чему же он научил своих учеников, он сказал: «Добровольно выполнять то, к чему других принуждает закон». При всех различиях школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности — совершенной физически, умственно, художественно, морально — идеала пайдейи. Философ ХХ в., М. Хайдеггер, большой знаток античности, объясняет смысл понятия «пайдейя» (от пайд — ребенок) следующим образом: «взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности соответственно собственной природе». Пайдейя органично сочетала в себе образование и воспитание, далеко выходя за пределы простого обучения.
Руководящим принципом пайдейи была идея природосообразного образования. Так, Демокрит, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует ученика, подчеркивал, что его руками действует природа, так как человек — это частичка природы, микрокосм. Идеи Демокрита о роли трудового воспитания, семье как нормативном образце актуальны и сейчас. Процесс образования, подобно работе скульптора — тяжкий, но благодарный, целенаправленный труд. Пифагор исходил из того, что «правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя», а «всякое изучение наук и искусств может достичь цели, лишь если оно добровольно». Сократ считал право на образование одним из наиболее соответствующих природе человека. Он говорил: «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, опасными». Цель образования, по Платону, «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Разностороннее образование он считал необходимым для всех слоев общества. И Платон, и Аристотель признают необходимость государственного общественного воспитания.
Основу античного образования составляли семь свободных искусств — арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика (философия). В римскую эпоху первые четыре объединялись в квадривиум (от quattro — четыре), следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже в тривиальных, обычных школах. Начальное образование давали в Греции мусические школы (от 7 до 14 лет), в которых занятия вели дидаскалы (отсюда и «дидактика»). В гимнастических школах, или палестрах учились дети 12—16 лет. Вершиной же образования были философские школы.
Своеобразным венцом греческой науки и образования, уже в эллинистическую эпоху, стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308—246 гг.). Среди его преподавателей были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось огромное (около 50 тысяч к 250 г. до н. э.) число рукописей. Главной формой обучения в нем были лекционные занятия. Крупнейшая в мире библиотека также находилась в Александрии. Александрия послужила мостом к уже следующей, римской стадии античной культуры.
Достижения науки и техники
Уже на ранних стадиях развития античной культуры были достигнуты значительные успехи в астрономии и математике. Греки, переняв астрономические знания у более древних культур — египетской, вавилонской, не просто продолжили традицию наблюдений и записи данных, но и сделали нормой поиск закономерностей в наблюдаемых явлениях. Нормой стала также идущая от пифагорейцев установка «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях. Именно таким образом, через поиск музыкально-математических связей, пришел к своим законам обращения планет уже в XVII веке немецкий астроном и математик И. Кеплер. Идея поиска эстетических форм в устройстве природы и по сей день — одна из ведущих в естествознании. Сами пифагорейцы также преуспели в этом направлении, в частности, в исследовании золотого сечения (1:3:7), известного еще египтянам и составляющем основу наиболее прочных конструкций, созданных природой и человеком — скелета, пирамид, Эйфелевой башни. К значительным открытиям привели исследования в области архитектуры.
Основой дальнейшего развития медицины стали труды Гиппократа (ок. 460 — ок 370 гг. до н. э.). Он создал этиологию — учение о причинах болезней и их прогнозе, учение о четырех темпераментах. Основной принцип медицины Гиппократа — целостность организма, взаимосвязь всех его частей. Он считал необходимым индивидуальный подход к каждому больному. Гиппократ — автор знаменитой клятвы, которую и сегодня произносят врачи во всем мире. Позже Герофил (р. ок. 300 г. до н. э.) и Эрасистрат (276—194 гг. до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса. Античным ученым были известны различия в функциях полушарий головного мозга. Учеником Аристотеля Феофрастом (372—287 гг.) были заложены научные основы ботаники. Серьезной наукой стала историография, зародившаяся уже в VIII в. до н. э., трудами логографов, впервые пытавшихся выявить реальную основу в мифологических сюжетах. Крупными историками были Геродот (484—430 гг.) автор «Истории» (греко-персидских войн), Фукидид (460—490 гг.), создавший «Историю Пелопонесской войны», позже — Ксенофон (430—354 гг.).
Основания геометрии были заложены в «Началах» Эвклида (III в. до н. э.). Эратосфен (276 —194 гг.) сумел достаточно точно определить длину земного меридиана и тем самым размеры Земли. Аристарх Самосский (конец IV —первая половина III вв. до н. э.) доказал вращение Земли вокруг Солнца. Правда, победа осталась за геоцентрической системой Клавдия Птолемея (83—160 гг.), изложенной в «Альмагесте» и продержавшейся целых 18 веков, вплоть до позднего Возрождения. Гиппарх Александрийский (180/190—125 гг. до н.э.) составил звездный каталог, вычислил точную продолжительность солнечного года и расстояние от Земли до Солнца, он же выдвинул ряд серьезных требований к научному исследованию. Среди них: не просто описывать, но объяснять связь наблюдаемых явлений; математическое совершенство системы как признак его истинности. Герон, также из Александрии, создал пожарный сифон, прообраз паровой турбины, гидравл-орган, меха которого раздувались водой, автомат для открывания и закрывания дверей храма. Были изобретены водяные часы, по преданию — гетерой Клепсидрой, таким образом отмерявшей время, проведенное у нее посетителями. Следует добавить, что гетеры, а позже куртизанки не были обычными продажными женщинами, они были высокообразованны, изысканны в манерах, разбирались в поэзии и искусстве, и проведенное с ними время считалось формой культурного досуга.
Особенности воспитательной системы в Античности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика воспитательной системы Античности
Процесс воспитания и его развитие в эпоху античности во многом зависели от достижений и открытий в области педагогики в Древней Греции, Риме и иных эллинистических государствах.
Большое влияние на процесс воспитания оказало появление пиктографической письменности. С этого времени в привычное воспитание входит процесс обучения письменности. Со временем от пиктограмм человечество переходит к алфавитному письму. Воспитание и обучение в античные времена в основном осуществлялось на базе храмов и дворцовых хозяйств.
Основные направления воспитательной системы Античности:
Основа системы воспитания Античности была заложена в Афинах и Спарте. Именно системы воспитания Афин и Спарты, были наиболее яркими и выдающимися системами того времени.
Особенности спартанского воспитания
Система спартанского воспитания сложилась в Спарте в VII-III вв. до н.э. Особенности данной системы воспитания связаны с историей государства, которое находилось в тот момент в состоянии постоянной и нескончаемой войны. От других античных государств Спарта отличалась большим военным потенциалом и стабильностью политической системы.
Цель спартанского воспитания: подготовка сильного, выносливого и мужественного воина.
Основа спартанского воспитания – военная подготовка, воспитание мужчины, основным смыслом жизни которого была война. Все законы и принципы воспитания были рассчитаны на войну. Условия воспитания максимально приближены к военным. Система воспитания предполагала разделение мальчиков и девочек.
Готовые работы на аналогичную тему
Система спартанского воспитания для мальчиков осуществлялась в несколько этапов:
Целью воспитания девочек была подготовка здоровых, физически сильных и неприхотливых женщин, которые способны воспроизвести на свет крепкое потомство.
Девочки, девушки и женщины были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. В процессе воспитания девочки помимо усвоения знаний о том, как вести домашнее хозяйство, так же проходили физическую подготовку. Физическое воспитание предусматривало бег, метание копья и диска. Для воспитания боевого духа часто проводились соревнования между девушками, а также между девушками и юношами.
Таким образом, особенностью спартанской системы воспитания является сильный перекос в сторону физической подготовки. Еще одной особенностью можно назвать то, что спартанское воспитание направлено на воспитание воина, весь процесс происходит в условиях, максимально приближенных к военным.
Особенности афинского воспитания
Целью афинского воспитания, в отличие от спартанского, было воспитание и развитие, в первую очередь души и духовных качеств человека.
Данная цель преследовала воспитание гражданина, который был бы прекрасен не только телом, но и своей душой.
Система афинского воспитания так же проходила в несколько этапов:
Таким образом, система воспитания в Афинах была достаточно свободной. На это указывает то, что занятия могли посещать не только ученики, но и все желающие. Любой мужчина мог прийти и послушать речь философа или посетить выступления ораторов, а также принять в них участие. В целом воспитание осуществлялось не только специальными заведениями, но и в семье, посредством встреч с известными и прославленными людьми.
Афинская система воспитания является основой для многих систем воспитания. Разработанные педагогические идеи данной системы остаются актуальными и сегодня.
Античное представление о цели воспитания
Традиционно общая цель воспитания (см. сноску в конце) понимается как формирование гармонично развитой личности, сущностные и содержательные характеристики которой на разных этапах развития общества трактовались по-разному, в соответствии с эталоном (моделью) гармоничной личности как совокупности устойчивых представлений, специфических для различных культурно-исторических эпох.
Античное представление о гармоничном развитии личности, выступающее в качестве одного из наиболее распространенных эталонов, базируется на идее оптимального соотношения составляющих телесной и душевной природы человека, которые образуют упорядоченное внутреннее единство. В античном сознании эталон гармоничного развития – это «красота» и «соразмерность», которые находятся в определенном («правильном») соотношении, причем характер этого соотношения в философских течениях древности определяется по-разному.
Античный идеал гармоничного развития наиболее полно раскрыт в «Диалогах» древнегреческого философа Платона (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), где он соотносится с многозначным понятием «калокагатия», которое является фундаментальной характеристикой «благородного», «прекрасного» и «совершенного» человека (калокагата). Согласие души и тела в трактовке Платона – это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие существования человека.
В соответствии с принципами гармоничного существования античная культура разработала конкретные техники индивидуальной «работы над собой», в частности:
• процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;
• практика самоанализа, или «рассуждений о делах» – ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий;
• работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, самоосмысление (например, знаменитые «Размышления» Марка Аврелия).
Механизмом достижения целей гармоничного существования в античной философии является «катарсис» (дословно «очищение»). В нем наиболее полно выражалось античное представление о душевной и мировой драме искупления, исход которой виделся как восстановление нарушенного первопорядка и в мире, и в индивидуальной душе.
Таким образом, если свести античную концепцию гармоничного развития личности к нескольким основным положениям, то ее можно представить следующим образом:
– гармония связывается прежде всего с внутренним устройством человека, внутренней согласованностью его телесных и душевных проявлений;
– гармония трактуется как здоровье и соразмерность, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта;
– быть гармоничным означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей;
– гармоничная жизнь достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее и не противодействуя ей;
– основными душевными качествами гармонично развитого человека являются здравомыслие и самообладание, благодаря чему он властвует над собственными страстями;
– обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования, поскольку «точку опоры» следует искать не вовне, а в себе самом;
– внутреннее устройство гармоничного человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка».
Античная концепция гармоничного существования нашла отражение и в средневековой философии, с позиций которой гармония достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство. Постоянное поддержание такого состояния приводит человека к гармонии.
Отголоски античной мудрости слышатся в немецкой классической философии, натурфилософии XIX в., науке XX столетия. Античное понятие равновесия, гармонии, или оптимального соотношения гетерогенных составляющих человеческой природы представляется необходимым связующим звеном и объяснительным принципом в междисциплинарных, комплексных исследованиях человека.
На современном этапе развития педагогической науки широко распространена гуманистическая модель гармоничного развития личности. Анализ этой модели требует детального рассмотрения основных идей гуманистической педагогики и психологии, в которой проблематика гармонии нашла наиболее полное отражение и оказалась в центре большинства теоретических построений.
Фундаментальные положения гуманистической модели стали складываться еще в эпоху Возрождения. Многие положения, составившие базис гуманистической модели, были сформулированы такими великими мыслителями прошлого, как Данте, Петрарка, Джордано Бруно, Джанбаттиста Вико, Томас Мор, Мишель де Монтень. Следуя этой традиции, гуманистическая педагогика и психология подчеркивает уникальность человеческой личности, необходимость поиска нравственных ценностей и смысла существования, а также обретения внутренней свободы, выражающейся в самоуправлении и самосовершенствовании. Основополагающие принципы этого научного направления можно выразить в следующих положениях:
• человек целостен и должен изучаться в его целостности;
• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
• человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
• жизнь человека должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;
• человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
• человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
• человек есть активное, творческое существо.
Сноска: Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.
Из конспектов по теории и методике воспитания.
Педагогические идеи и системы воспитания в античном мире
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Античное образование – это система образования в Древней Греции и Древнем Риме.
Исторически сложилось, что понятие античности относится к истории и культуре древней Греции. Так как античность является преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, она стала основанием развития всей европейской цивилизации.
Истоки античной культуры уходят в III-II тысячелетие до н.э., и обнаруживаются в крито-микенской культуре, сыгравшей роль связующего звена между греко-римской и древнейшей цивилизаций. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в это время сформировалась самобытная культура, которая славилась искусством, знаниями в сфере эзотерики.
Традиция письма, которая зародилась на острове Крит, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до настоящего слогового письма. Письмом владели только вельможи и знатные жрецы, а также состоятельные граждане, которые могли учиться в специальных школах, которые создавались при храмах и дворцах. Отдельные правила письма, заложенные еще на острове Крит, например, написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и пр., распространились по всему миру и сохранились до наших дней.
Дальнейшее развитие воспитания и процесс зарождения педагогической мысли Древней Греции связывают с культурой городов-полисов, то есть государств VI-IV веков до н.э. В период расцвета Древней Греции определяющая роль была отведена двум городам-полисам: Спарте в Лаконии и Афинам в Аттике. В этих государствах сформировались свои особые воспитательные системы: афинская и спартанская. К отличиям этих двух систем общественного воспитания можно отнести несколько особенностей в экономическом, географическом и политическом развитии, состояние культуры городов-полисов. Воспитание подрастающего поколения в Древней Греции начали рассматривать в качестве одной из важнейших государственных функций.
Готовые работы на аналогичную тему
И в Спарте, и в Афинах образование почитали в качестве необходимого и неотъемлемого свойства достойного гражданина полиса. Если о человеке хотели сказать что-то дурное, то говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать. Лишиться права и возможности превратиться в образованного человека рассматривалась в качестве одной из больших зол.
Воспитание в Спарте
Воспитанием спартиатов преследовалась основная цель – подготовить крепкого воина. Идеал спартанского воспитания – физически развитый и сильный духом молодой человек, разбирающийся в военном деле. Государством жестко регламентировалась и контролировалась система воспитания детей. Сильных и здоровых младенцев передавали на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенная роль в процессе воспитания детей первых лет жизни была отведена физически здоровым и опытным кормилицам.
После того, как ребенок достиг возраста 7 лет, обязанности по его воспитанию принимало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в агеллы, а руководил ими известный властям человек – пайдоном. На этом этапе дети приобретали минимальные навыки письма и чтения, а все остальное время отводилось на их физическую подготовку (бег, борьбу, прыжки, метание копья и дисков, рукопашный бой), а также закаливание.
Воспитанников приучали стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть покорными и немногословными. Любой намек на красноречие пресекали. Дети всегда должны были ходить босиком, спать на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки ходили только в легком плаще в качестве верхней одежды. Кормление детей было скудным, их приучали воровать, но если подросток попадался на воровстве, его строго наказывали ударами плетьми, причем не за сам факт воровства, а за то, что он был пойман, то есть потерпел неудачу.
Юношей, достигших возраста 14 лет, посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор воспитанники приобретали некоторые гражданские права. В процессе посвящения подросток подвергался различным болезненным испытаниям, например, унизительной публичной порке, которую нужно было выдержать без слез и стонов.
К возрасту 18-20 лет эйренов переводили в группу эфебов, они получали полное военное вооружение и следующие десять лет занимались совершенствованием своего военного мастерства и постепенно вливались в военную общину как ее полноправные члены.
Воспитание девочек и девушек в Спарте почти не имело отличий от воспитания юношей. Минимальное внимание в их обучении уделяли общеобразовательной подготовке и более пристально занимались физическим воспитанием и военными упражнениями. Задачами спартанских женщин являлось несение охраны жилища и держание в повиновении рабов во время отсутствия мужа во время военных действий и подавления восстаний среди рабов.
Воспитание в Афинах
Иначе было организовано воспитание в Афинах. К середине I тысячелетия до нашей эры Афины превратились в центр ремесел и торговли, стали прекрасным городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями поэтов и философов, а также с гимнастическими залами и обширной системой школ. Афинское воспитание динамично развивалось в социально неоднородном обществе, было ориентировано на интересы разных слоев населения.
Цель афинского воспитания – развивать всестороннюю личность как физически, нравственно, умственно, так и эстетически. По сути речь идет о разностороннем формировании личности, в первую очередь с развитым интеллектом и телесной культурой.
Все свободные афиняне до 7-ми летнего возраста воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчики из состоятельных семей свободных граждан достигали возраста 7-ми лет, они приступали к обучению в частных и общественных учебных заведениях.
Девочки же продолжали получать семейное воспитание, обучаясь ведению домашнего хозяйства. Афинские традиции предусматривали для девушек исключительно домашнее воспитание. В семье афинские девушки получали элементарные навыки письма и чтения, а также основы музыкальной подготовки.
Начальное образование 7-14 лет мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах проводили учителя-дидаскалы. В школу дети ходили в сопровождении одного из рабов, которых называли педагогами, а дословно поводырями.
Следующий этап в обучении детей в древних Афинах наступал в 14 лет, когда мальчики переходили на обучение в гимнастическую школу – палестру, или школу борьбы. Далее, с 18 лет изучали философию, политику, литературу, риторику и диалектику.