Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам

Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». 5-й класс

Класс: 5

Цель: cоздать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

1 этап. Организационный.

Учитель: Здравствуйте ребята.

Итак друзья, внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(Отчёт дежурных)

Учитель: Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить о чём говорили с вами на прошлом уроке. У меня такой вопрос:

— Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами.

— Чем занимались люди в Двуречье, какое было у них основное занятие

— Кто знает как называется особый вид письма в Двуречье?

— А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, когда они возникли?

— Почему вы говорите, что они являются государством, а не городом или страной. (Государства имеют свои признаки)

— А какие это признаки? (Государство имеет свое название, свою территорию, своего правителя, свое войско)

А вот и задание на урок: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Ребята, давайте сядем поудобнее, сосредоточимся и продолжаем наш урок. Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.(запись в тетрадях).

Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ на карте).Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста в атласах страницу 8 и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии.

Учитель: Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. э. А каким он был правителем? Об этом мы узнаем из сообщения которую приготовила Адиля. (Сообщение)

Учитель: Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа Адели? (Ответы детей)

— Правильно, он был могущественным … И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель? (Ответы детей)

— Как вы понимаете слово закон? (Ответы детей)

— Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами напишем это определение в словарях. (Словарная работа)

— Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.

Учитель: Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах Представьте себя юристами. I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”, II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”, III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.

Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов, которые записаны ваших карточках. (Работа в группах)

Учитель: Итак вопрос первой группе юристов:

а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу? (Ответы детей)

б) Чьи интересы защищали законы? (Ртветы детей)

в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. (Ответы детей)

Учитель: А сейчас вопрос второй группе юристов:

а) За какие преступления наказывали в Вавилонии? (Ответы детей)

б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Ответы детей)

в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

Учитель: А сейчас вопрос третьей группе юристов:

а) Как относились в Вавилонии к рабам.

б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей.

Учитель: А сейчас вопрос всему классу:

а) Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?

б) Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки таблицы, которую вы видите на доске. У меня на столе карточки с выдержками, и вам я предлагаю прикрепить эти выдержки в одной из колонок.

Учитель: Ребята, а сейчас, исходя из нашей таблицы, мы с вами сможем дать ответ на задание нашего урока. Справедливы ли законы Хаммурапи? (Ответы детей)

Учитель: Да, ребята, вижу что теорию вы усвоили прочно,

— Значит, вас на практике проверить можно?

Учитель: Ребята, Незнайка так же как и вы в своей школе изучил эту тему. Ему дали задание правильно соотнести понятия с определениями. Вот что у него получилось. Прав ли он? В чём его ошибка? (Слайд)

Учитель: Молодцы ребята! Мы и с этим заданием справились. Итак ребята, что мы с вами узнали сегодня нового на уроке. (Вывод)

Домашнее задание: Параграф 15.

Творческое задание: Письмо рабовладельцу XXI века. (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь)

Источник

Экономическое развитие (сельское хозяйство, ремесло, торговля) по законам Хаммурапи

Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.

Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. До­­машние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф — полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.

Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».

Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии — свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума — рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой — из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.

Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло — в три раза, а зерно — вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.

Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.

Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева — древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. — шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.

Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий — циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть — овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII — VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия — одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII—VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.

Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.

Источник

Урок по истории 6 класс по теме: «Хаммурапи и его законы»

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории 6 класс по теме: «Хаммурапи и его законы»»

Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам. Смотреть фото Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам. Смотреть картинку Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам. Картинка про Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам. Фото Что составляло основу хозяйства вавилонии судя по этим законам

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

«Хаммурапи и его законы»

(Урок истории, 6 класс)

учебные: познакомить учащихся с понятием закон, рассмотреть законы Хаммурапи и выяснить, были ли они справедливыми, давать характеристику Хаммурапи

развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству,способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока.

Ожидаемые результаты (УУД):

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

— умение с помощью учителя определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

— пояснять классовый характер законов Хаммурапи;

— умение искать и анализировать информацию учебника, различных исторических и современных источников.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014г., презентация

— Давайте посмотрим всё ли у вас готово, чтобы начать наш урок?

Чтобы урок прошёл интересно давайте настроимся на урок, используя закон:

На уроке не верчусь и старательно учусь,
На вопросы отвечаю и пятерки получаю.

Беседа, с элементами игры

— Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

На доске расположен текст с заданием, где вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ………. который создал первые …

Постановка проблемного вопроса

Ребята, смогли ли вы полностью выполнить задание?

-Какое предложение осталось незаполненным?

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ………. который создал первые …

-Почему не смогли заполнить?

-Вы не знаете, когда и какой царь правил и что он создал. А хотите узнать?

-Исходя из последнего предложения какая тема сегодня нашего урока?

-Ребята и тема нашего урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Учащиеся совместно с учителем определяют тему,цели и задачи урока.

— Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км. Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии.

Самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве.

-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон?

Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

Работа с иллюстрацией в учебнике

Как нашли законы Хаммурапи

Работа в группах с использованием текста законов.

I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”;

II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”;

III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.

Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов

Вопросы первой группе:

а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу?

б) Чьи интересы защищали законы?

в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны.

Вопросы второй группе:

а) За какие преступления наказывали в Вавилонии? (Ответы детей)

б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Ответы детей)

в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

Вопросы третьей группе

а) Как относились в Вавилонии к рабам.

б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей.

Вопрос всему классу

— Какие законы Хаммурапи были справедливыми, а какие нет?

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

Инсценировка одного из законов

Идет заседание суда.

Земледелец. Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновь­ями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но было поздно.

— Как разрешится эта ситуация? (Сосед должен полностью возместить пострадавшему его потерю.)

— Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола? (Да, справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать.)

— Что понравилось на уроке?

-Что было не понятно?

Прочитать §14 учебника, отвечать устно на вопросы после параграфа.

Задание для сильныхучеников6 написать небольшой рассказ на тему « Чему учат законы Хаммурапи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *