Что составляет сущность товарищеских отношений

Сущность межличностных отношений и их виды

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Это субъективные связи, которые возникают в результате фактического взаимодействия и сопровождаются различными внутренними проявлениями у участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.).

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят:

▪ дистанция или степень психологической близости партнеров: близкая, далекая;

▪ валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

▪ позиция партнеров: доминирование, зависимость, равенство;

▪ степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, деловые отношения, товарищеские, приятельские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

Названные виды отношений имеют разный порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Наибольшая степень избирательности характерна для отношений дружбы, супружества, любви, наименьшая – для родственных отношений и отношений знакомства.

Каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).

Виды межличностных отношений:

1) Деловые отношения складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.Они включают в себя партнерство, сотрудничество и конкуренцию. Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других.

Сотрудничеством называется такая совместная деятельность, при которой люди взаимно зависимы друг от друга, решая общую для них задачу. Конкуренция – соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть. Деловые отношения имеют широкий спектр, что является предметом специального изучения.

Отношения товарищества это, пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. В дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся на разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу. У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред.

Человек на своем жизненном пути встречает различных людей, но близкими для него становятся немногие. При этом близость можно определить как общность биографического, психологического и духовного опыта. Это означает, что близким становится человек, причастный к значимому жизненному событию личности. Он оказывается рядом с субъектом в момент важного выбора или перемены судьбы, имеет на это влияние или просто разделяет некоторые переживания человека. Близкие люди связаны друг с другом узами дружбы или любви.

Дружбу можно определить как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу. Для друзей главное – психологическое единство и постоянная нужда в общении. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Они без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друга в беде. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. Для них характерно глубокое взаимопонимание людей.

Умение дружить создает вокруг человека защитное поле отношений заинтересованных и симпатизирующих ему людей, усиливая чувство защищенности и единства с миром.

Еще более сильным, эмоционально заряженным отношением между людьми являются любовные отношения. Любовь выделяет объект из общего фона и помещает его в центр жизненных интересов и потребностей. При этом задачи собственного выживания и даже самосохранения могут отойти на задний план. Это высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми. Люди любят детей и родителей, есть любовь к Отечеству, к Богу, к другому человеку. Первые два вида любви основываются на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали. Они заботятся друг о друге, посвящают себя своим близким. Любовь к Богу характерна для людей, способных получить глубокое эмоциональное удовлетворение от своего приобщения к высшему духовному существу. Любовь к Отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине; на ней основывается чувство патриотизма.

Если дружба – первый акт душевного сближения, то любовь – заключительный, составляющий вершину человеческой интимности. Любовь – это не только чувство и способность любить другого человека, но также и возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь – это также искусство, которому надо учиться и в котором надо постоянно совершенствоваться.

Слово “любовь” это активный глагол. Любовь, как утверждает Б. Трейси, это не то, что вы чувствуете, а то, что вы делаете. Согласно закону обратимости, когда мы вступаем в любовные отношения с другим человеком, мы углубляем и активизируем свое чувство любви к нему. Воздействие любви и доброты рождает соответствующие чувства. Греческое название этому – “праксис”, что означает практику действий, которые сопровождают эмоцию и которые фактически рождают чувство. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, обогащая свой личный опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать.

Существуют и отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто и для него в современном мире есть свои причины. Большинство современных людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы устанавливать и поддерживать добрые взаимоотношения с другими людьми за пределами узкого семейного или делового круга.

Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть, и это объясняется как биологической природой людей, так и объективными условиями их жизни. Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти – инстинкт агрессивности, унаследованный от животных. Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами, учится понимать других людей, чтобы успешно взаимодействовать с ними.

Дата добавления: 2016-03-10 ; просмотров: 2054 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Дружба. Товарищеские и приятельские отношения

Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений

Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений

Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений

Любовь

3. Семья

1. Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

• единении с другими людьми;

* самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлениюличных отношений способствуют:

* сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений; любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объек­та, на который она направлена. Можно выделить:

* любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к ми­лосердию (возвышающая любовь);

* любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

* любовь к родителям, детям, женщинеили мужчине (может быть со­ставляющей смысла жизни человека);

любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

* основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

* утверждает другого человека как уникальное существо;

* означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

* открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные воз­можности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее ком­понентами являются:

* забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

* ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполне­ние долга);

* уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

В семье человек обретает:

* чувство безопасности, комфортности, поддержки;

* условия для самосовершенствования;

* облегчение житейских забот;

* нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

* ответственность за членов своей семьи;

* самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

4. Дружба это:

* межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

* отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

* основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений;

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

* комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

* имеющие нравственную ценность;

* проявляются в основном в групповых отношениях;

* являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

* основаны на равенстве и взаимном уважении;

* нивелируют различия социальные, экономические и др.;

· основаны на интересах общей деятельности.

Приятельские отношения:

* не имеют высокой нравственной ценности;

* являются устойчивыми отношениями;

* подразумевают комфортность общения;

* не включают полное взаимопонимание, доверительность и взаимовы­ручку;

* не предполагают дополнительных обязательств, кроме обычных норм.

Источник

Товарищество, дружба, привязанность

Не всегда дружба возникает между схожими чертами характера. Это может происходить потому, что человек ищет и находит другое то, чего не достает ему самому. В этой дружбе люди как бы дополняют друг друга, и им бесконечно интересно быть вместе.

От приятельских и товарищеских отношений следует отличать отношения, основанные на так называемом «стадном чувстве», которое заставляет человека делать то, что он считает неправильным и даже вредным. И делает это он только потому, что так поступают все. Так многие «за компанию» начинают курить, пить алкогольные напитки и даже употреблять наркотики, то есть приобретают вредные и опасные для жизни привычки.
Стадное чувство – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В «стадном чувстве»человек легко подвержен эмоциональному заражению.
«Стадное чувство» основано на том, что все должны всё делать одинаково, не считаясь с взглядами, интересами, привычками каждого[2.с.117-126].

Литература:
1. Лафренье Питер. Эмоциональное развитие детей и подростков.-СПб.:ЕВРОЗНАК,2004.
2. Психология. 4 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.
3. Литература:
1. Фопель. К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.:Генезис, 2008.
4. Д. Шэффер. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003

Источник

Что составляет сущность товарищеских отношений

Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношенийЧто составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношенийЧто составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношенийЧто составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношенийЧто составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть фото Что составляет сущность товарищеских отношений. Смотреть картинку Что составляет сущность товарищеских отношений. Картинка про Что составляет сущность товарищеских отношений. Фото Что составляет сущность товарищеских отношений

Тема 4. Товарищество и дружба (И. В. Гребеников)

Цели и задачи темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как форм нравственных отношений между людьми, человеческих потребностей и социальных ценностей, охарактеризовать нравственные основы отношений между людьми, показать особенности юношеской дружбы.

Основные понятия: товарищество, дружба.

Литература: Азбука нравственности/Сост. А. И. Алексеева. 2-е изд. М., 1977; Кон И. С. Дружба. М., 1980; Марксистская этика/Общ. ред. А. И. Титаренко. 2-е изд. М., 1980; Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. М., 1983.

Основные вопросы темы и их краткое содержание

Из материалов предыдущих уроков учащиеся знакомы с двумя группами человеческих отношений (официальными и личными), а из повседневной жизни им известны основные нормы личных отношений. Поэтому, чтобы активизировать их знания и опыт, чтобы показать различные мнения по изучаемым вопросам и что они не так уж просты, можно провести короткую беседу, попросив учащихся ответить на вопрос: «Какова разница между приятельскими, товарищескими и дружескими отношениями?» Естественно, что учащиеся выскажут разные мнения, которые учитель непременно учитывает при изложении материала. При раскрытии вопроса особое внимание следует обратить на историческое развитие отношений товарищества.

* ( Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980, т. IV, с. 409; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, М., 1973, т. IV, с. 68.)

«Товарищ!» Такое обращение одного человека к другому уже давно стало этической нормой взаимоотношений советских людей. В нашей стране очень широко развиты товарищеские отношения. Они вносят теплоту, пронизывают добрым светом всю жизнь нашего общества.

Чем же примечательны эти отношения? В основе их лежит взаимный интерес к совместной деятельности, взаимопомощь в общем деле на основе единства целей, сходства жизненных взглядов, например отношения между учащимися сплоченного школьного класса, между членами рабочей бригады, между сотрудниками какого-либо учреждения.

В чем же различие между товарищескими и приятельскими отношениями? Приятельские отношения складываются между людьми на основании каких-то, как правило, несущественных (временных, узких, незначительных) интересов и личных симпатий. Глубокого общего интереса, единых взглядов и устремлений, серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей нет. Такие отношения поддерживаются личными встречами, которые могут быть довольно редки, выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями, взаимным доброжелательством. У приятелей нет взаимной заинтересованности в совершенствовании личных качеств друг друга, в достижении каких-либо социально значимых целей. Поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко расстаются, одни заменяются другими. В отличие от них товарищеские отношения, как уже отмечалось, складываются между людьми в процессе их совместной деятельности на основе чувства ответственности за общее дело, совместных глубоких интересов и являются довольно продолжительными.

Учителю здесь уместно привести конкретные примеры. Так, известному разведчику, Герою Советского Союза Николаю Ивановичу Кузнецову «было в высшей степени присуще святое чувство боевого товарищества». Об этом интересно рассказано в статье «Он просто не мог иначе. » («Комсомольская правда» от 25 июля 1981 г.). Можно подобрать и другие яркие примеры.

* ( Добрынина В. И., Смоленцев Ю. М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980, с. 170.)

Большую роль играют товарищеские отношения и в жизни юношества. От развития товарищеских отношений, например, в классе, в пионерском отряде, в комсомольской организации в немалой степени зависят учебные успехи, характер общественной жизни, настроение, стремления и даже направленность личной жизни.

Товарищество не возникает стихийно. Этим отношениям тоже нужно учиться. И здесь незаменимой школой является детский коллектив, комсомольская организация, пионерский отряд, хорошая семья.

Следует отметить и основные мотивы товарищеской критики: забота о человеке, уважение к нему, желание помочь ему, подсказать верный выход из создавшегося положения, указать путь исправления недостатков.

Основы настоящей дружбы

При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересов, взаимная привлекательность, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных связей.

«Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг»,- утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.

Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Однако в различных исторических условиях ее нравственные основы, ее общественная значимость, возможности для ее развития были разными.

В любом классовом антагонистическом обществе существует немало ограничений для развития дружбы. Например, человек, живший в эпоху рабовладения, вряд ли допускал мысль о дружбе между свободными и рабами.

Социализм, ликвидировав частную собственность и отношения господства и подчинения, создал благоприятные условия для развития дружбы. Ведь существовавшие ранее неравенство, враждебность между людьми были заслоном для возникновения дружбы, подрывали ее основы.

В развитом социалистическом обществе создается все больше условий для развития дружеских отношений. Но это не означает, что в нашей стране дружба может возникать между любыми людьми, что каждый человек может быть другом.

Учитель ставит вопрос: как вы думаете, почему? Учащиеся приходят к выводу: кодекс дружбы требует, чтобы люди были подготовлены к настоящей дружбе, обладали определенным минимумом необходимых для этого моральных качеств и эмоциональной расположенностью друг к другу. Хорошей школой дружбы является товарищество. Здесь уместен и такой вопрос классу: назовите основные моральные качества, позволяющие человеку быть настоящим другом. Учащиеся называют ряд таких качеств. Систематизируя и обобщая их ответы, учитель подчеркивает, что «дружба развивается и крепнет только при высоких нравственных качествах людей». Марксистская этика особо подчеркивает значение таких моральных требований, как глубокая взаимная заинтересованность делами и жизнью друг друга; полное доверие друг к другу, основанное на честности и искренности в словах и делах; взаимная поддержка и помощь в решении трудных задач жизни, особенно в беде и горе, готовность пожертвовать своими интересами ради помощи другу; преданность и верность в дружбе, сочетающиеся с полным бескорыстием; взаимная требовательность, вытекающая из чувства ответственности за друга, из заботы о нем*.

* ( См.: Добрынина В. И., Смоленцев Ю. М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980, с. 171.)

* ( Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975, с. 85.)

А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить: чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно. Чрезвычайно важен и еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист, автор сборника афоризмов «Максимы» Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».

* ( Кон И. С. Дружба. М., 1980, с. 252.)

Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие серьезные неудачи и даже трагедии случались с людьми потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь. Но еще больше ярких примеров того, что благодаря дружескому союзу людей были сделаны удивительные открытия, одержаны великие победы.

* ( Цит. по кн.: В мире мудрых мыслей. М., 1962, с. 87.)

Но если друзей не объединяют общественно значимые цели и интересы, если нет единства во взглядах и убеждениях, то даже при наличии взаимной личной симпатии такая дружба при первых же серьезных жизненных испытаниях может разрушиться, как карточный домик.

Дружба объединяет людей, имеющих индивидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.

«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:

— взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;

— честность, искренность и взаимное доверие, глубокий (взаимный) интерес к заботам и делам друга;

— взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;

* ( Чернокозова В. И., Чернокоэов И. И. Основы коммунистической морали. М., 1976, с. 126.)

Естественно, что дружба возникает не случайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте.

* ( Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд. М., 1981, с. 50.)

С кем стремятся дружить старшеклассники? Нередко они тянутся к старшим, особенно тогда, когда видят во взрослом свой идеал. Ведь потребность в Учителе не ослабевает, а обостряется у старшеклассников. Свойственно это не только юношам, но и девушкам. И все же среди друзей у них преобладают сверстники. Многие старшеклассники считают, что сверстники понимают их лучше, чем родители и другие старшие. Это происходит потому, утверждают психологи, что юноши часто ищут в друге свое подобие, второе «я». Это является одной из важных сторон дружбы этой поры.

Домашнее задание. Материалы для размышлений

2. Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:

«Притворный друг гораздо хуже злейшего врага» (Публилий Сир).

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л. Н. Толстой).

«Так как друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом» (Авиценна).

«Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти» (В. О. Ключевский).

«Друзей то и дело менять не годится» (Гесиод).

«. Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже» (Сократ).

«Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим» (Демокрит).

3. Если имеется возможность, в дополнение к уроку можно провести (вместе с классным руководителем) классный час на тему «Кодекс дружбы».

«Истинные друзья. ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В. Белинский).

«Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский).

«Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар).

«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания» (Цицерон).

«Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер).

«Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *