Что составляет специфику философской школы санкхья
Что составляет специфику философской школы санкхья
САНКХЬЯ
САНКХЬЯ (санскр. sāṃkhya – то, что от исчисления) – древнейшее и влиятельнейшее направление индийской философии, разрабатывавшее специфическую модель онтологического и космического дуализма, методом которого была калькуляция тех объективации, которые противопоставляются «чистому субъекту».
Первый период истории санкхьи – с 5 в. до н.э. по 1 в. н.э. – эпоха параллельных «атомарных» учительских традиций, разрабатывавших эзотерическую медитацию на исчисляемые начала мира и индивида и вместе с тем подвергавших их классификационному анализу и систематизации – в двуединстве гносиса и философии. Основные источники по этому периоду – «средние» Упанишады, дидактические тексты «Махабхараты», поэма Ашвагхоши «Жизнь Будды». Одна из этих традиций восходит к учителю Будды Алара Каламе, стоявшему у истоков и будущей йоги, вторая – к странствующему философу Панчашикхе, но было много и других учителей. Каждый предлагал свои калькуляции «начал», которых они насчитывали и 17, и 20, и 27, и 30, при наибольшей популярности числа 25. В «горизонтальных» исчислениях (оказавших значительное влияние на буддийские калькуляции дхарм) субъект-Пуруша коррелировался с компонентами соответствующего ему психофизического агрегата (интеллект-буддхи, эготизм-аханкара, ум-манас, индрии, материальные элементы-бхуты), в «вертикальных» с теми же компонентами, но уже в их космологических «ипостасях», замыкавшихся «непроявлен-ным» (авьякта; см. Вьякта – авьякта) первоначалом мира (см. Пракрити). Положение санкхьи двойственно: она явно близка буддизму и другим «диссидентствующим» течениям (см. Пакудха Каччаяна), признание же Атмана и разработка космологических схем с соответствующей иерархией ступеней созерцания сближают ее с брахманизмом.
Пять столетий – с 1 по 5 в. – отмечены расхождениями и спорами: параллельные учительские традиции превращаются в конгломерат конкурирующих и дискутирующих друг с другом школ, о которых свидетельствует «Юктидипика» и буддийские источники. Среди «схолархов» выделяются Паурика, подвергший сомнению даже положение о единстве Пракрити, Панчадхикарана и Патанджали (не-йогин), Варшаганья и целая «свита Варшаганьи», наконец, Виндхьявасин (4–5 вв.), переосмысливший многие идеи санкхьи. Предметами расхождений были число эонов Первоматерии-Пракрити, порядок их генезиса, способы классификации познавательных способностей индивида, «тонкое тело» (см. Сукшма-шарира), соотношение ноуменов воспринимаемости (см. Танматры). Санкхья успешно полемизирует с буддистами, занимает уже признанное место в индуизме, но не может создать собрание сутр – этому препятствует «неуправляемый» плюрализм, ибо каждая из школ создает свои авторитетные тексты (см. «Шаштитантра»).
Когда этот плюрализм поставил санкхью на грань распада, она выдвинула выдающегося систематизатора и одновременно незаурядного версификатора Ишваракришну (4–5 вв.), который унифицировал ее доктрины и создал «ортодоксальную» версию ее учения в семидесятистишье (подробнее см. «Санкхья-карика»). Произведение Ишваракришны пользовалось огромным признанием. В 6 в. буддийский монах Па-рамартха переводит на китайский язык санскритский комментарий к нему «Суварна-саптати-вритти». Оригиналу Пармартхи близки два других, открытых в 1970-е гг.: «Саптати-вритти» (6 в.) и «Санкхья-саптати-вритти» (6–7 вв.); все три принадлежали к классу «учебных» комментариев. В 7 в. Гаудапада (неведантист) составляет нормативное толкование «Санкхья-карика-бхашья», а неизвестный автор – самый основательный комментарий «теоретического» типа «Юктидипику». К числу «теоретических» комментариев принадлежала и анонимная «Джаямангала», уделявшая специальное внимание источникам знания (7–8 вв.). Частые ссылки на религиозные тексты свидетельствуют о желании автора другого комментария, «Матхара-вритти» (8 в.), основательно индуинизировать санкхью – вероятно, учитывая настойчивые попытки Шанкары доказать ее гетеродоксальность. В 9 в. появляется самый авторитетный комментарий к «Санкхья-карике» – «Таттвакаумуди» Вачаспати Мишры, в котором представлена концепция отражения «внутреннего инструментария» (антахкарана) в Пуруше и целое исследование по теории познания.
10–14 вв. – эпоха стагнации санкхьи: хотя продолжают появляться новые комментарии Ишваракришны, полемические пассажи оппонентов санкхьи (прежде всего тексты ньяя-вайшешики и веданты) свидетельствуют о том, что за весь период она не представила ничего существенно нового и заметно стала сдавать позиции. Одновременно некоторые шиваитские и ведантийские школы – прежде всего Рамануджи и Мадхвы – начинают использовать идеи санкхьи в разработке собственных систем. Для выживания ей необходимо было: создать корпус «настоящих» сутр; доказать последователям Шанкары свою лояльность «ортодоксии»; обстоятельно ответить хотя бы основным оппонентам; модернизировать доктрину, используя достижения других систем эпохи высокой схоластики.
Эти задачи были частично решены в 14–15 вв., когда санкхьяики одновременно создают две коллекции сутр от имени древнего риши Капилы: предельно краткую «Таттва-самасу» (23 краткие номинации принципов санкхьи) и очень подробные – в шести разделах – «Санкхья-сутры» (527 положений). Если первая (типологически близкая к перечням Абхидхармы) была предназначена преимущественно для учебных целей, то вторая – для восстановления статуса санкхьи в индийской философии. «Новые санкхьяики» вводят традиционную со-териологию в контекст общеиндийской концепции пурушартхи, пытаются в лояльности шрути превзойти самих ведантистов, заимствуют у них конкретные концепции (типа упадхи или индивидуальной души – дживатмана) и целые философские модели (типа различения двух уровней истины) и одновременно полемизируют со всеми остальными школами по актуальным проблемам современной им философии (вплоть до природы ошибочного познания и универсалий). В 16 в. создается самый обстоятельный текст за всю историю санкхьи – комментарий Виджняна Бхикшу к «Санкхья-сутрам», который ознаменовал начало синкретической ассимиляции санкхьи, йога и веданты.
К особенностям философствования санкхья относятся: специфическая модель дуализма, реализующаяся и в основоположениях ее сотериологии; онтологический конструктивизм; особая трактовка причинности.
Дуализм санкхьи отличен от других систем индийского дуализма (у джайнов, последователей Мадхвы и т.д.), а также и неиндийского (типа картезианского) тем, что сфера субъекта, противопоставляемого миру объективаций, значительно сужена и «стягивается» в световую точку. К сфере же объективаций относятся не только внешний мир и тело индивида, но и все ментальные функции и состояния последнего, в результате чего субъекту-Пуруше остается быть лишь «свидетелем» (сакшин) функционирования проявлений трех гун, свидетелем, который, по Гаудападе, причастен всему опыту индивида не более, чем случайно зашедший на поле аскет работе местных крестьян. Корреляция Пуруши с бытийно инородным ему психоментальным аппаратом индивида описывается поэтому как их зеркальное отражение друг в друге, а не как реальная связь. «Освобождение» же мыслится как избавление не от реальных кармических последствий действий, совершенных в настоящем и прошлом (как у джайнов, найяиков, вайшешиков или мимансаков), но как осознание полной непричастности Пуруши временным удовольствиям и постоянным страданиям ложно соотносимой с ним серии инкарнаций; само «освобождение» и обеспечивающее его различительное знание также относятся к инородной ему сфере Пракрити.
Особенность онтологического мира санкхьи в том, что в нем отсутствуют различия субстанции, качеств и действий (как у реалистических индийских систем), поскольку его реальные ноумены – три гуны – включают все три модальности бытия одновременно. Их собственные взаимоотношения составляют особый тип реляций, отличный и от контакта различных вещей, и от соотношения вещи и ее свойств (что различалось в ньяя-вайшешике), который можно описать как взаимоотрицание во взаимонераздельности. Космические начала не столько обладают определенными характеристиками, сколько генерируются ими. Трехгунность с атрибутами иметь причину, быть невечным, невездесущим, мобильным, множественным, опирающимся на другое, а потому и растворяющимся в конце мировых периодов дает класс «проявленного» (вьякта), в который включаются 23 начала. Трехгунность с атрибутами противоположными – непроявленную первопричину мира (авьякта) Пракрити. Трехгунность же «нулевая» – духовного субъекта-Пурушу.
Учение санкхьи о причинности как доктрина непроявленного и реального предсуществования следствия в причине (см. Паринама-вада) призвана обосновать ее основополагающий «догмат» – о Пракрити как единой и непроявленной первоматерии, которая манифестируется в бесчисленных феноменализациях мира. С другой стороны, для санкхьи характерно снятие различий между материальной, инструментальной и целеполагающей причинами (сохраняющихся в ньяя-вайшешике или мимансе): все они объединяются в активной и «альтруистичной», хотя и (вопреки логике) бессознательной, первоматерии мира.
1. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1995;
2. Сутры философии санкхьи. Татва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1997;
3. Garbe R. Die Sāṃkhya-Philosophie. Lpz., 1897;
4. Keith А.В. The Sāṃkhya System. Calcutta, 1924;
5. Jonston E. Early Sāṃkhya. L., 1937;
6. Larson G.J. Classical Sāṃkhya. An Interpretation of its History and Meaning. Delhi, 1979;
7. Shiv Kumar. Sāṃkhya Thought in the Brahmanical Systems of Indian Philosophy. Delhi, 1983;
Санкхья
Содержание
Этимология
Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.
Развитие санкхьи
Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:
Эпистемология санкхьи
Источником достоверного знания являются три праманы (мера):
два вида восприятия:
Вопрос «кто познаёт» является весьма запутанным в теории познания санкхьи.
Метафизика санкхьи
Исходный пункт метафизики санкхьи, и особенно ее учения о материи, — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.
Онтология
Десять основных предметов учения Санкхьи
Десять основных положений философии санкхьи перечислены в «Таттва-самасе» и опираются на «Санкхья-карику» Ишваракришны в которой дается их обоснование.
Дуализм санкхьи
Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.
Пуруша
Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.
Пракрити
Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип (таттва) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:
Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.
Развитие пракрити
Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.
Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения.
Затем возникает аханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом.
В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса.
Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум (манас), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия).
Из тамаса — пять тонких элементов (танматра).
Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.
Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.
Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.
Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), теджа (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Санкхья» в других словарях:
САНКХЬЯ — (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… … Философская энциклопедия
Санкхья — (санскр «сан», «санау», «есеп», тура мағынасы болмыстың негізгі принциптерін есептеу) көне үнді философиясының алты ортодоксальды жүйелерінің (даршандардың) бірі. Оның негізін қалаушы көне дана Капила (б.д.д.VII ғ.) деп есептеледі, бірақ оның… … Философиялық терминдердің сөздігі
САНКХЬЯ — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Современная энциклопедия
САНКХЬЯ — (санскр.) одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.). Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи… … Большой Энциклопедический словарь
Санкхья — (санскр. число, перечисление, расчет), одна из шести древне индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении… … Религиозные термины
Санкхья — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
санкхья — (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около VII в. до н. э.). Время расцвета (так называемые классические санкхья) с III IV до VIII IX вв. В основе дуалистической… … Энциклопедический словарь
САНКХЬЯ — одна из ортодокс. школ др. инд. философии. Учение изложено в Санкхья карике и Санкхья сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате рию (пракрити), к рой присущи 3 качества саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас… … Атеистический словарь
Санкхья — (санскр., буквально число, перечисление, расчёт) одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом … Большая советская энциклопедия
Что составляет специфику философской школы санкхья
Санкхья
Название: Санкхья («перечисление»)
Основатель: мудрец Капила
Время возникновения: VII—VI вв. д. н. э.
Основные священные тексты: Веды, Упанишады, Санкхья-карика
Капила — ведийский мудрец, который описывается в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах и считается автором основных принципов индуистской философской системы санкхья.
Санкхья рассматривает мир как непрерывную эволюцию, последовавшую в результате Большого Взрыва, когда внутри изначальной Целостности, представлявшей собой Единую Реальность в непроявленной форме, впервые возникло чувство обособления. Та часть Единого, которая считает себя обособленной, называется Пракрити (Природа), а другая часть, носящая память о единстве всего сущего и объединяющая всё сущее, носит название Пуруши. Закон кармы начинает действовать в тот самый момент, когда Пракрити отделяет себя от Пуруши — таково первое действие, за которым следуют все остальные. Считается, что мотивацией этого акта послужило спонтанно возникшее желание Пуруши произвести на свет индивидуумов, которые могли бы воспринимать и познавать Его. В каждом атоме Вселенной присутствует частица этого единого Космического Сознания, которое стремится к познанию. Сознание эволюционирует, проектируя себя в физические тела. Будучи минимальным в «инертной» материи и достигая своего максимума в человеческих существах, сознание — и, как следствие, некий «намек» на самосознание — проявляется даже в самом грубом веществе. Человеческая деятельность имеет значимость в санкхье лишь в контексте того, насколько она приближает к пониманию этого недифференцированного Сознания.
Пракрити на первом шаге эволюции превращается в нерасчлененный трансцендентный Разум, который затем распадается на множество индивидуальных сознаний, называемых ахамкара. Ахамкара — это сила, которая в каждом организме проявляется в виде его «я». Ахамкара («создатель я»), дающая всем живым существам чувство индивидуального бытия, без которого невозможна была бы дальнейшая дифференциация, обладает тремя гунами, или качествами: саттва (равновесие), раджас (деятельность) и тамас (инерция).
Согласно философии санкхьи, воплощённая жизнь есть совместное функционирование в данном месте и в данное время пяти великих элементов (огонь, вода и т.д.), десяти чувств, мышления (ахамкары), интеллекта (буддхи) и индивидуальной души, которая является отражением космического Пуруши в материальном мире и оживляющим началом. Из всего этого набора только Пуруша находится вне пределов досягаемости закона кармы. Всё остальное, существующее внутри совокупности всех мыслимых миров, есть только та или иная форма материи, и поэтому подчиняется законам действия и противодействия. Пуруша — это чистое, пассивное, всегда присутствующее сознание, которое не более взаимодействует с воспринимаемыми явлениями, чем киноэкран с проецируемым на него фильмом.
Создавая индивидуальность, ахамкара одновременно присваивает прошлые кармы и текущие действия этой индивидуальности. Все ранее предпринятые действия, с которыми эго отождествило себя, становятся семенами кармических реакций, каждая из которых ждёт только своего времени, чтобы созреть и принести плоды. Ахамкара выращивает свои семена в теплице, известной под названием каузальное тело. Накопленные причинным телом кармические семена спокойно лежат до той поры, пока не придёт время давать всходы. Когда они начинают прорастать, предопределение вступает в силу. Созревая, они дают плоды, которые проникают в астральное тело. Каждая карма побуждает астральное тело побуждать физическое тело насладиться в соответствующем месте и времени приятными и неприятными результатами своей прошлой деятельности.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
САНКХЬЯ
Полезное
Смотреть что такое «САНКХЬЯ» в других словарях:
Санкхья — (санскр «сан», «санау», «есеп», тура мағынасы болмыстың негізгі принциптерін есептеу) көне үнді философиясының алты ортодоксальды жүйелерінің (даршандардың) бірі. Оның негізін қалаушы көне дана Капила (б.д.д.VII ғ.) деп есептеледі, бірақ оның… … Философиялық терминдердің сөздігі
САНКХЬЯ — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Современная энциклопедия
САНКХЬЯ — (санскр.) одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.). Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи… … Большой Энциклопедический словарь
Санкхья — (санскр. число, перечисление, расчет), одна из шести древне индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении… … Религиозные термины
Санкхья — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Санкхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога … Википедия
санкхья — (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около VII в. до н. э.). Время расцвета (так называемые классические санкхья) с III IV до VIII IX вв. В основе дуалистической… … Энциклопедический словарь
САНКХЬЯ — одна из ортодокс. школ др. инд. философии. Учение изложено в Санкхья карике и Санкхья сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате рию (пракрити), к рой присущи 3 качества саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас… … Атеистический словарь
Санкхья — (санскр., буквально число, перечисление, расчёт) одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом … Большая советская энциклопедия
Санкхья
Санкхья сильно дуалистична и исторически была теистической или нетеистической, с некоторыми поздними атеистическими авторами, такими как автор санкхья-сутр. [10] [11] [12] [13] Философия санкхьи рассматривает вселенную как состоящую из двух независимых реальностей: пуруша (« сознание ») и пракрити (« материя »). Эти две реальности существуют параллельно, не влияя друг на друга.
Содержание
Этимология [ править ]
Историческое развитие [ править ]
Истоки [ править ]
Некоторые ученые XIX и XX веков предположили, что санкхья может иметь неведическое происхождение. Ричард Гарбе, христианский миссионер, писал в 1898 году: «Происхождение системы санкхьи проявляется в надлежащем свете только тогда, когда мы понимаем, что в тех регионах Индии, которые были мало подвержены влиянию брахманизма [политическая коннотация, данная христианским миссионером], первые Была предпринята попытка разгадать загадки мира и нашего существования только с помощью разума. Ибо философия санкхьи по своей сути не только атеистична, но и враждебна Ведам ». [30] Дандекар аналогичным образом писал в 1968 году: «Происхождение санкхьи следует проследить до доведической неарийской мыслительной совокупности». [31]
Чандрадхар Шарма в 1960 году утверждал, что санкхья вначале была основана на теистическом абсолюте Упанишад, но позже, под влиянием джайнской и буддийской мысли, она отвергла теистический монизм и удовлетворилась спиритуалистическим плюрализмом и атеистическим реализмом. Это также объясняет, почему некоторые из более поздних комментаторов санкхьи, например Виджнанабхиксу в шестнадцатом веке, пытались возродить более ранний теизм в санкхье. [36] : 137
Энтони Уордер в 2009 году говорит, что школы санкхьи и мимамсы, по всей видимости, были созданы до традиций шрамана в Индии (
Основатели [ править ]
Возникновение как отдельная философия [ править ]
— Брихадараньяка Упанишада 1.4.1 [46] [47]
Согласно Руже, около 2000 лет назад «санкхья стала представительной философией индуистской мысли в индуистских кругах» [37], оказав влияние на все направления индуистской традиции и индуистских текстов. [37]
Ведические влияния [ править ]
Тогда не было ни небытия, ни существования;
Ни царство космоса, ни небо за его пределами;
Что взбудоражило? Где? В чьей защите?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия;
Никаких отличительных признаков дня и ночи;
Тот безветренно дышал своим собственным порывом;
Кроме этого не было ничего кроме этого.
Сначала тьма была скрыта тьмой;
Без отличительных знаков все это была вода;
То, что, став, было покрыто пустотой;
Тот появился силой тепла;
Кто на самом деле знает? Кто здесь это провозгласит?
Откуда он был произведен? Откуда это творение?
Боги пришли позже, когда была создана эта вселенная.
Кто тогда знает, откуда он возник?
Создал ли его воля Бога, или Он был нем;
Возможно, он сформировался, а может, и нет;
Только Тот, кто надзирает на высших небесах, знает,
Только Он знает, или, возможно, Он не знает.
— Ригведа 10.129 (сокращенно, Тр: Крамер / Христиан) [61] Этот гимн является одним из корней санкхьи. [62]
Семеро на одноколесной колеснице ярмо бегут; Имея семь имен, его рисует единственный Курсер.
Трехнефное колесо, крепкое и нерушимое, на котором покоятся все эти миры бытия.
У семи [священников], сидящих на семиколесной повозке, есть лошади, по семь в каждой, которые тянут их вперед.
Семь сестер вместе поют хвалебные песни, в которых хранятся имена семи коров.
Кто видел его, когда он [Солнце / Агни] возродился, видел, как бескостный [дух] поддерживает костное [тело]?
Где кровь земли, жизнь, дух? Кто подойдет к тому, кто знает, чтобы спросить об этом?
Две птицы с белыми крыльями, связанные узами дружбы, обнимают одно и то же дерево.
Один из двоих ест сладкий инжир; другой не ест.
Где эти прекрасные Птицы непрестанно поют свою долю вечной жизни и священные соборы,
Там Могущественный Хранитель Вселенной, Который, мудрый, вошел в меня простодушных.
Дерево, на котором прекрасные Птицы едят сладость, где все они отдыхают и производят потомство,
На его вершине говорят, что смоква сладка, тот, кто не знает Отца, не достигнет его.
Упанишадические влияния [ править ]
— Катха Упанишады 3.10-13 [76] [77]
Буддийские и джайнистские влияния [ править ]
Точно так же джайнская доктрина множественности индивидуальных душ ( дживы ) могла повлиять на концепцию множественных пуруш в санкхье. Однако Герман Якоби, индолог, считает, что нет особых оснований предполагать, что понятие Пуруши в санкхье зависело исключительно от понятия дживы в джайнизме. Более вероятно, что санкхья была сформирована многими древними теориями души в различных ведических и не ведических школах. [80]
— Бхагавад Гита 2.39 [81]
Ларсон, Бхаттачарья и Поттер утверждают, что весьма вероятно, что ранние доктрины санкхьи, обнаруженные в самых старых Упанишадах (
700-800 гг. До н.э.), обеспечили контекстуальные основы и повлияли на буддийские и джайнские доктрины, и они стали одновременными, родственными интеллектуальными движениями с санкхья и другими школами Индуистская философия. [82] Об этом свидетельствуют, например, ссылки на санкхью в джайнской литературе древних и средневековых эпох. [83]
Исходный материал [ править ]
Тексты [ править ]
Самкхьякарика включает дистиллированные утверждения по эпистемологии, метафизике и сотериологии школы санкхья. Например, с четвертого по шестой стихи текста изложены эпистемологические предпосылки, [88]
Восприятие, вывод и правильное утверждение признаются тройным доказательством; ибо они (все признают, и) включают каждый способ демонстрации. Эта вера в то, что должно быть доказано, проистекает из доказательства.
Другие источники [ править ]
Текст XIII века « Сарвадаршанасанграха» состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена отдельной школе индийской философии. 13-я глава этой книги содержит описание философии санкхьи. [93]
Утраченные текстовые ссылки [ править ]
В своих исследованиях философии санкхьи К.Ч. Бхаттачарья пишет:
Философия [ править ]
Эпистемология [ править ]
Дуализм [ править ]
Пуруша [ править ]
Пракрити [ править ]
Эволюция [ править ]
Идея эволюции в санкхье вращается вокруг взаимодействия пракрити и пуруши. Пракрити остается непроявленной, пока три гуны находятся в равновесии. Это равновесие гун нарушается, когда пракрити приближается к сознанию или Пуруши. Нарушение равновесия гун запускает эволюцию, которая ведет к проявлению мира из непроявленной пракрити. [118] Для описания этого процесса используется метафора движения железа вблизи магнита. [119]
Некоторые эволюционисты пракрити могут вызывать дальнейшую эволюцию и называются эволюционирующими. Например, интеллект, хотя сам по себе создан из пракрити, вызывает эволюцию чувства эго или ахамкары и, следовательно, является эволюционным. В то время как другие эволюции, такие как пять элементов, не вызывают дальнейшей эволюции. [120] Важно отметить, что эволюция определяется как принцип, который ведет себя как материальная причина для развития другого принципа. Итак, по определению, хотя пять элементов являются материальной причиной всех живых существ, их нельзя назвать эволюционирующими, поскольку живые существа неотделимы от пяти элементов по сути. [121]
Первозданная материя | пракрити; пуруша | Корневая эволюция |
---|---|---|
Внутренние инструменты | Интеллект (Буддхи или Махат), Чувство эго (Ахамкара), Ум (Манас) | Evolvent |
Внешние инструменты | Пять органов чувств (джнанендрии), пять органов действия (кармендрии) | Эволют |
Тонкие элементы | Форма (Рупа), Звук (Шабда), Запах (Ганда), Вкус (Раса), Прикосновение (Спарша). | Evolvent |
Валовые элементы | Земля (Притхиви), Вода (Джала), Огонь (Агни), Воздух (Вайу), Эфир (Акаша). | Эволют |
Освобождение или мокша [ править ]
—Самхьякарика I.3 [125]
Школа санкхья считает мокшу естественным поиском каждой души. В Санкхья-Карика состояния,
Как бессознательное молоко действует ради питания теленка,
так и Пракрити действует ради мокши духа.
Санкхья считает невежество ( авидья ) первопричиной страдания и рабства ( сансары ). Санкхья утверждает, что выход из этого страдания лежит через знание (вивека). Мокша (освобождение), согласно школе санкхьи, является результатом знания разницы между пракрити (авьякта-вьякта) и пурушей (гья). [5]
Пуруша, вечное чистое сознание, из-за невежества, отождествляет себя с продуктами пракрити, такими как интеллект (буддхи) и эго (ахамкара). Это приводит к бесконечным переселениям и страданиям. Однако, как только приходит осознание того, что пуруша отличается от пракрити, это больше, чем эмпирическое эго, и что пуруша является глубочайшим внутренним сознанием, Самость обретает изоляцию ( кайвалья ) и свободу ( мокша ). [128]
Причинность [ править ]
Система санкхьи основана на сат-карья-ваде или теории причинности. Согласно Саткарьяваде, следствие предшествует причине. Когда оно становится следствием, есть только видимое или иллюзорное изменение в структуре причины, а не материальное. Поскольку следствия не могут происходить из ничего, изначальная причина или основа всего рассматривается как пракрити. [129]