Что составляет социальную основу россии
Социальные основы конституционного строя
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на определение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться только к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.
Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется только тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.
Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ предусмотрено только право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37). Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается закреплением в Конституции РФ права на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).
Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.
Одна из разновидностей социального неравенства – неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара, стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во многом зависит и от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.
В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предложить своим гражданам только равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несет ответственность за их эффективность.
Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача должна решаться в тесном единстве с экономической политикой российского государства.
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Следует сказать, что в любом демократическом государстве между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно только в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.
ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Гражданское общество: понятие, структура.
2. Гражданское общество, государство и личность; характер их взаимоотношений.
3. Конституционное закрепление правового государства.
Социальные основы конституционного строя Российской Федерации
Социальное государство.В статье 7 Конституции Российская Федерация провозглашается социальным государством. Социальное государство – это такое государство, в котором принципы социальной справедливости и солидарности законодательно закреплены и последовательно реализуются во всех сферах общественной жизни. Сущность социального государства определяется совокупностью следующих основных, устойчивых характеристик, которые составляют его основу и определяют всю политико-правовую природу:
— законодательное закрепление функции государства по перераспределению доходов через налогообложение и социальные программы с целью недопущения резкого материального и социального неравенства;
— наличие социальных программ, на реализацию которых выделяются средства государственных бюджетов;
— универсальная система социальной защиты населения, призванная обеспечить всеобщую доступность важнейших социальных благ на уровне стандартов современного развитого общества, основанная на принципах социального страхования, социального обеспечения, вспомоществования, социальной солидарности;
— сочетание социальной поддержки со стороны государства с созданием условий для максимальной трудовой занятости граждан, социальной ответственностью предпринимательских структур и некоммерческого сектора;
— конституционное гарантирование социальных прав граждан, правового механизма их реализации и защиты, включая судебную.
Необходимо учитывать, что в условиях перехода к рыночной экономике социальное государство должно стремиться лишь к такому равномерному распределению благ и обременений для всех граждан, которое является максимально возможным для правового, демократического государства. Задачей социального государства является обеспечение своим гражданам достойного прожиточного минимума. При этом каждый гражданин не ограничивается в своих возможностях зарабатывать – он вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство должно обеспечить своим гражданам необходимую свободу для того, чтобы они в полной мере могли реализовывать свои способности, но оно должно вмешаться в том случае, если такая реализация становится невозможной по каким-то причинам (безработица, болезнь, инвалидность, старость и т.д.) и человек не может удовлетворить свои потребности в материальных благах надлежащим образом.
В Российском социальном государстве провозглашается право граждан на труд (а не обязанность трудиться, как это было при социалистическом строе): «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (часть 3 статьи 37 Конституции). Это право обеспечивается рядом федеральных законов: Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 2 июля 2013 г.), Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.), Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) и др.
Защита семьи как первичной ячейки общества также является важной задачей социального государства. В статье 38 Конституции РФ указывается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. В Семейном кодексе РФ закреплены основные положения, которые регламентируют отношения, построенные в рамках семьи. Одним из наиболее показательных законов, направленных на поддержку семей, имеющих двух и более детей, является Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ. Этим законом введена государственная программа «Материнский (семейный) капитал» для семей, в которых родился второй и последующий ребенок в течение срока действия программы.
Целью существования социального государства является полная ликвидация в итоге социального неравенства. Если правовое государства направлено на обеспечение юридического равенства (равенство всех перед законом), то социальное государство стремится к обеспечению социального равенства. Достижения поставленной цели социальное государство добивается с помощью комплекса разноплановых мер – это коррективы социального характера, которые вносятся в правила построения трудовых правоотношений (защита прав работников), допустимость прямого государственного вмешательства в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием детей), обеспечение общедоступности жизненно необходимых товаров и услуг (регулирование цен на социально значимые товары продовольствия, развитие государственных систем образования, здравоохранения), поддержка социального положения посредством целевых государственных выплат (социальных пособий, компенсационных выплат и т.д.), финансируемых за счет средств, аккумулированных государством через налоги, сборы и т.д., перераспределение экономических ценностей в обществе (приватизация), запрет социального неравенства правовыми средствами (недопущение дискриминации в приеме на работу, оплате труда по половому признаку) и т.п.
Самой распространенной формой социального неравенства в обществе, которое можно решить с помощью государства, является неравенство, вызванное утратой источника средств к существованию в связи с наступлением социального риска (болезни, утраты кормильца, инвалидности, безработицы, гибель имущества в результате пожара или иного стихийного бедствия). С целью противодействия такому неравенству социальное государство создает систему социального обеспечения. В статье 39 Конституции РФ закреплены основные положения этой системы: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
В Российской Федерации действуют три основные организационно-правовые формы социального обеспечения – это обязательное социальное страхование (за счет аккумулируемых специальными государственными внебюджетными фондами страховых взносов), государственное обеспечение (за счет прямых бюджетных ассигнований) и добровольное (негосударственное) социальное страхование (за счет страховых взносов, в добровольном порядке перечисляемых негосударственным финансовым структурам). С 1 января 2015 года Российская Федерация переходит на новый этап пенсионной реформы, связанной с корректировкой пенсионного обеспечения в форме обязательного социального страхования. Принят пакет законов (Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ, Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013г. №424-ФЗ и др.), в соответствии с которыми, в частности, для наступления права на страховую пенсию по старости необходимо будет выработать не менее 15 лет страхового стажа (пенсионный возраст при этом не меняется – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и иметь суммарную величину индивидуальных пенсионных коэффициентов (рассчитываются исходя из продолжительности страхового стажа и страховых взносов, перечисляемых с заработной платы работника) не менее 30.
В условиях стремления к идеалу социального государства для планомерного развития российского общества определены основные направления социальной политики: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда, соответствующего величине прожиточного минимума; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты населения.
Социальные основы
РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также государства, которое вкладывает свои средства в человека. Направление деятельности государства в социальной сфере:
— охрана труда и здоровья людей.
— установление гарантированного МРОТ.
— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей.
— развитие системы социальных служб.
— установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий соц.защиты.
— достойная жизнь это понятие многоплановое и включает достойный для человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность, возможность обладать и пользоваться такими благами как жилище, медицинское обслуживание, личную безопасность, доступ к ценностям культуры, а также свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
5. Система «сдержек и противовесов».
Рис.2 – Иерархия системы Государственной власти
Система «сдержек и противовесов» в демократических государствах необходима для того, чтобы ни одна ветвь власти не возвысилась над другой и тем самым не поменяла форму государства.
Система «сдержек и противовесов» необходима для сдерживания всех ветвей власти и даже влияния на президента путем отстранения его от должности.
Механизм воздействия на Федеральное собрание, на Правительство, на Судебную власть.
Система сдержек и противовесов может отстранить от власти даже Президента страны.
Для того, чтобы отстранить от должности Президента РФ необходимо выдвинуть ему обвинение в невыполнении своих обязанностей или обвинить его в уголовном преступлении со стороны депутатов государственной думы. Для этого нужно собрать более 150 голосов депутатов (или более 1/3) +1 голос.
Это обвинение своим решением должны подтвердить Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. За отстранение президента в Гос.Думе должны проголосовать более 2/3 голосов депутатов и более ¾ членов Совета Федерации, а также более 2/3 законодательных собраний субъектов РФ.
Президент РФ в любое время без объяснения народу причин может отправить в отставку и председателя правительства, и его правительство. После чего должен прислать новую кандидатуру в Правительство.
Права и свободы человека и гражданина впервые были опубликованы во время Великой Французской революции сначала в виде декларации прав и свобод человека и гражданина, затем в Конституции Франции 1791г. В современных Конституциях демократических стран права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические, экономические, социальные, социально-юридические и культурные; обязанности граждан.
Личные права человека и гражданина. Определяют статус человека как биосоциального существа.
Политические права граждан. Свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и местного самоуправления.
Экономические права граждан. Связаны с правом частной собственности со сферой производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права граждан. Связаны с вложениями в человека со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и др.
Социально-юридические права граждан. Права, связанные с обращением людей в суды для разрешения различных дел и споров или с целью отыскания справедливости и защиты со стороны государства.
Культурные права граждан. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом и возможность реального приобщения к ним.
В настоящее время территория РФ поделена на 9 федеральных округов: Центральный с центром в г.Москва, Северо-Западный СПБ, Южный Ростов, Северо-Кавказский Пятигорск, Приволжский Нижний Новгород, Уральский Екатеринбург, Сибирский Новосибирск, Дальневосточный Хабаровск, Крымский (образован временно, на время вхождения). В каждом ФО посажен представитель президента. В каждый ФО входят соответствующие субъекты.
Суверенитет – независимость при ведении внутренней и внешней политики. Гос.граница – условная горизонтальная линия по карте, разделяющая территорию одного государства от другой. Воздушное пространство – вертикальное продолжение горизонтальной линии гос.границы до ближнего космоса. Космос не принадлежит ни одному государству. Территория государства состоит из территории суши и морских прибрежных территориальных вод. Территориальные воды это воды от линии максимального отлива вглубь морей и океанов на расстоянии 12 морских миль, по которым условно проходит линия государственной границы. Внутренние воды это все ручьи, реки, заливы, проливы, лиманы, расстояние от берега одного до другого менее 40 км. +озера, пруды, берега которых принадлежат РФ. Свободная экономическая зона – любая территория в рамках конкретного государства в пределах которой устанавливаются законом определенные льготы для хозяйственной деятельности. Исключительная экономическая зона – морской или океанский район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов, искусственных островов, нефтяных и газовых вышек, на которую распространяется юрисдикция РФ.
Территориальные воды (территориальное море) это продолжение материка под водой морей и океанов на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии максимального отлива, на которой мы имеем право добывать полезные ископаемые, рыбу и морские ресурсы. Глубина территориальных вод не должна быть больше 200 метров.
Флаг, герб и гимн относятся к признакам государства и считаются государственными символами. Описание флага РФ и порядок его применения утверждены в ФКЗ №1 от 25 декабря 2000г. В соответствии с законом гос.флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос. Белого, синего и красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2 к 3м.
Герб – его описание и применение утверждены ФКЗ 2 от 25 декабря 2000г.
Гимн – ФКЗ 3 от 25 декабря 2000г. – музыка композитора Александрова, слова – утверждены ФКЗ 2 от 22 марта 2001г.