Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Поделюсь собственными воспоминаниями. В конце 70-х решили мы со школьными товарищами собрать группу. Именно группу, а не ВИА. Начали составлять репертуар – битлы, роллинги, ну и «Дым над водой» конечно, куда же без него! Добавили пару песен «Машины времени», а также своих хитов целый воз насочиняли…

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Гитары «Урал», басуха «Орфей», усилитель типа «Одиссей», ударная установка ГДР-ского производства – репетируем, но… вот всё не то. Опять-таки звук метался в рамках среднечастотного диапазона. Как с сим бороться? Что делать? И здесь мне попался в руки журнал «Моделист-конструктор» за 1976 год, там было написано: «Предлагаем вашему вниманию простейший преобразователь спектра электрического сигнала, или «FUZZ»-устройство. Двухкаскадный усилитель низкой частоты с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал по максиму и по минимуму. Чистая синусоида искажается. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов или создавая совершенно новые синтетические звуки». Схема была проста и базировалась на двух транзисторах МП42, пяти резисторах и трёх конденсаторах.

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Купив радиодетали и разогрев паяльник, я быстро спаял «приставку звуковых эффектов». Прибежал на репетицию и дрожащими руками подключил электрогитару к новоявленному фузз-устройству, а от него уже протянул шнур к усилителю… затаив дыхание…. рубанул по струнам! O, mamma mia! Таких замечательных искажений я в жизни не слыхивал! Скрежет был такой, что динамики тошнило! Мы с парнями решили так, если технологические предпосылки уже имеются, то пора менять стиль музыки. Говоря по-простому, мы сделали рывок от простецкой бит-музыки к серьезному панк-року. Вот так, кучка правильно спаянных радиодеталей могут в корне изменить мировосприятие рок-музыкантов!

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Пришло время ответить на вопрос: «Кто отец этого замечательного звукового эффекта?». Фузз изобрел в 1961 году американский звукоинженер Гленн Снодди. Как и все великие изобретения – легендарный гитарный эффект «образовался» случайно. Гленн записывал в студии в Нэшвилле известного исполнителя кантри Марти Робинса. Во время записи песни «Donʼt Worry» произошел перегруз басового усилителя и разорвалась мембрана низкочастотного динамика. Но, Снодди предпочел не останавливать процесс звукозаписи. В итоге в песне (с 1:20 мин.) звучит совершенно революционная перегруженная бас-гитара! Песня стала хитом, необычный эффект заприметили многие музыканты. Началось победоносное шествие фузза по планете. Эффект определил звучание рок- и поп-музыки на десятилетия вперед…

Источник

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Злой гитарный фузз Hawk-Drive

Автор: КотоЛев
Опубликовано 01.11.2021
Создано при помощи КотоРед.

Немного истории
Fuzz-эффект (фузз, фус, фаз – так его называли в старых отечественных журналах) ведет свою историю практически от начала электрогитарных времен, когда разработчики музыкального оборудования решили попробовать получить звук, искажаемый биполярным транзистором – тогдашней технической новинкой. Драйв, который дает «разогретый» ламповый усилитель, искажающий сигнал электрогитары, был уже вполне известен, и применяем музыкантами (иные товарищи даже диффузоры динамиков резали, лишь бы получить больше искажений, так делать, конечно, не надо), а вот биполярные транзисторы в этой роли оставались terra incognita. Результаты эксперимента оказались неоднозначны, поскольку, с одной стороны, «ламповых» искажений не получилось, звук вышел совсем другой, гораздо более «жесткий» и «жирный» (выражаясь в терминах профессионального жаргона), но вполне интересный и своеобразный, кроме того, низкое входное сопротивление схем на биполярных транзисторах с ОЭ тоже внесло свои коррективы, поскольку, взаимодействие с ручкой мастер-громкости гитары (фузз отзывается на поворот ручки громкости гораздо заметнее, полностью меняя характер звучания, на Fuzz Face можно даже получить бустерообразный по звучанию «clean up») и с гитарным кабелем оказалось совсем не таким, как при игре в ламповый усилитель с его высокоомным входом.

Ближе к схеме
В общем и целом схемы фуззов имеют определенные общие черты, например, небольшое количество транзисторов (как правило, 2-5 штук, хотя есть и минималистичные варианты на одном транзисторе и монстры с десятком активных каскадов, иногда даже на микросхемах, как же без исключений. ), включенных по схеме с ОЭ, низкое входное сопротивление (если поставить перед фуззом каскад с высоким входным сопротивлением звук изменится, как правило, до неузнаваемости, нередко в худшую сторону), более широкую, по сравнению с ламповыми усилителями и овердрайвами АЧХ (что важно, в сторону НЧ тоже), использование таких нетипичных для «гитарных» схем вещей, как Триггер Шмитта (пишется именно так, а не «Шмидта», поскольку ни к Остапу Бендеру, ни к его мнимому папе отношения не имеет), дифференциальный каскад, включение транзисторов отличной от остальных, используемых в схеме проводимости, для получения искажающей сигнал цепочки и прочая и прочая.
Одним из распространенных вариантов фузза является схема, входной каскад которой работает усилителем по напряжению (нередко с большим коэффициентом усиления, отчего этот каскад начинает вносить определенные искажения в сигнал), а последующие каскады (как правило, один-два, редко больше), будучи построены таким же образом, имеют в цепи обратной связи ограничительную цепочку на диодах (например, таким образом устроены легендарный Big Muff, Metal Simplex, Apocalypse Audio Dirty Boost и многие другие), после всей это красоты следует регулятор громкости (так же, может быть регулятор тона). За своеобразный характер звучания, довольно жесткий и тяжелый по сравнению с классическими фуззами, устройства подобного рода даже получили название «дисто-фузз».
Поскольку, именно такая структурная схема и реализуется в устройстве, которому посвящена статья, не будем более тянуть кота за рога, а перейдем к ее рассмотрению.

Схема
Вариаций подобного схемотехнического решения история «фуззостроения» знает немало, но все они отличаются множеством нюансов в номиналах компонентов и конкретных реализациях отдельных узлов, что при общей простоте схемы изрядно сказывается на звуке, в общем, дьявол в деталях, как говорят.

***
Вместо эпилога.
В завершение сего (несколько многословного, каюсь) повествования скажу пару слов о печатной плате. Специально для этого фузза я ее не рисовал, поскольку он в авторской конструкции помещен в один корпус с овердрайвом, описанным в предыдущей статье, соответственно, оба устройства собраны на одной большой плате, но овердрайв в ходе экспериментов получил некоторые дополнительные функции, которые не предполагалось делать изначально (соответственно, сделано это все «навесом» на тумблерах, а не печатным способом), с фуззом же подобной петрушки не случилось и его часть платы можно просто вырезать из файла, что я и сделал, но так как вся эта комбинация овердрайва и фузза рассчитана на довольно широкий корпус, плата тоже габаритная.
В общем, прилагаемая к статье плата не претендует на универсальность и оптимальность, возможно лишь, кому-то будет проще, если есть хоть какая-то.

Источник

Фузз (Fuzz)

Фузз (Fuzz ). Что это за эффект? Как он изменяет сигнал? Плюсы и минусы эффекта? Как узнать на слух? А также известные исполнители, примеры устройств.

Фузз (Fuzz)

Фузз (он же Фус, Фуз, с английского Fuzz — Фаз) — популярный гитарный эффект, который является самым старым из дисторшинов. Расцвет этого эффекта пришёлся на 60-е годы прошлого века с появлением стиля называемого психоделическим роком.

Как изменяет fuzz сигнал?

Развитие электроакустической схемотехники породило целый класс устройств, намеренно вносящих в звуковой сигнал нелинейные искажения и таким образом насыщая спектр новыми компонентами, которые впоследствии прозвали словом drive.

Как уже говорилось самым ранним эффектом стал fuzz. А появился он благодаря инженерам-электроакустикам, предложившим устройство — триггерный преобразователь, которое превращало сигнал, близкий к однотональному, в меандр, колебание прямоугольной формы с той же частотой. При желании была возможность использовать фильтр нижних частот для смягчения звука, тогда форма сигнала приближалась уже к треугольной, а в спектре заметно снижался уровень высших гармоник.

Поясним рисунком ниже:

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Протяжённые звуки электрогитары становились при использование эффекта зудяще-скрипящими, как бы покрытыми какой-то шумовой оболочкой. И может именно поэтому тембральное качество, которое ассоциировалось с некой оболочкой в виде плотных слоёв пушинок, застилающих взгляд и появилось английское название такого специфичного звучания как fuzz (пух).

Плюсы и минусы эффекта.

Частоту сигналов прямоугольной формы с помощью несложной схемотехники можно было удваивать или делить пополам. Получалось простое октавное транспонирование, что способствовало ещё большому распространению триггерных устройств.

А теперь о минусах.

Упомянутое звукоизвлечение приходилось постоянно контролировать и на стадии перезаписи обращаться к такой обработке часто было нецелесообразно, если сказать безрезультатно.

Среди ещё важных неудобств для музыкантов было то, что невозможность применения обработки к уже записанному материалу (перезапись), обязывало артистов точно продумывать свои действия и много репетировать. Также сигнал, которых поступал от гитары на вход триггера, должен был обладать известной стерильностью. Неосторожные перемещения руки по грифу, небрежные снятия звука, случайные задевания соседних струн, — всё это немедленно превращалось в звуковую «грязь», равногромкую с исполняемой мелодической линией. Попытки применять fuzz к аккордовым звучаниям оказывались успешными только тогда, когда задумывалось создать ощущение ужаса и катастрофы. Даже октавные интервалы, столь характерные для гитарных партий, требовали при данной обработке идеальной звуковысотной настройки.

Как же узнать эффект fuzz?

По звучанию он больше напоминает колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, что-то наподобие рыхлого и колючего дисторшна.

Известным исполнителям, применявшим этот эффект является Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его известной примочкой Fuzz Face.

Примеры устройств:

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Гитарная педаль эффекта «фузз» с классическими и современными вариантами звучания, позаимствованными у педалей Maestro FZ-1A, Fuzz Face и Octavia с соответственно тремя выбираемыми режимами звучания. Моделирование звука осуществляется по технологии COSM.

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Аналоговая схема на кремниевых транзисторах. Регуляторы Fuzz, Tone и Volume. Входные и выходные разъемы сверху прочного металлического корпуса. Мягкий ножной переключатель, холодный тип байпаса (True Bypass).

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Схема на кремниевых транзисторах, регулятор Fuzz отвечает за уровень искажений, Bloom за атаку звука. 3-позиционный свитч Mid для настройки средних частот, тумблер Thick добавляет низких частот. Подсветка всех ручек, светодиод Jawel.

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Основан на Foxx Tone Machine, схема на германиевых транзисторах. Ручки Volume, EQ, Fuzz и Octave, отключаемая аналоговая октава вверх. Холодный тип байпаса (True Bypass), металлический корпус.

Источник

«Hawk Fuzz». Злой гитарный фузз

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Содержание / Contents

↑ Как появился Fuzz

Fuzz-эффект (фузз, фус, фаз) ведёт свою историю от начала электрогитарных времен, когда разработчики музыкального оборудования решили получить звук, искажаемый биполярным транзистором — тогдашней технической новинкой.

Драйв, который дает «разогретый» ламповый усилитель, искажающий сигнал электрогитары, был уже хорошо известен и применяем музыкантами (иные даже диффузоры динамиков резали, лишь бы получить больше искажений), а вот биполярные транзисторы в этой роли оставались «terra incognita».

Результаты эксперимента оказались неоднозначны, поскольку, с одной стороны, «ламповых» искажений не получилось, звук вышел совсем другой, гораздо более «жесткий» и «жирный» (выражаясь в терминах жаргона музыкантов), но вполне интересный и своеобразный, кроме того, низкое входное сопротивление схем на биполярных транзисторах с ОЭ тоже внесло свои коррективы, поскольку, взаимодействие с ручкой мастер-громкости гитары (фузз отзывается на поворот ручки громкости гораздо заметнее, полностью меняя характер звучания, на «Fuzz Face» можно даже получить бустерообразный по звучанию «clean up») и с гитарным кабелем оказалось совсем не таким, как при игре в ламповый усилитель с его высокоомным входом.

В итоге, фузз прижился, как отдельный тип эффекта. Его стали использовать многие музыканты: Джимми Хендрикс, Джимми Пейдж, Джордж Харрисон, Джек Уайт и т. д. А специалисты-электронщики придумали огромное разнообразие схемных решений эффекта, дающих многие и многие варианты и оттенки звучания: от классического певучего «Fuzz Face» на германиевых транзисторах, до дисторшно-образного «Big Muff» и психоделичного «Fuzz Factory».

↑ Особенности схемотехники фуззов

Все схемы фуззов имеют общие черты.
• Небольшое количество транзисторов (2-5 шт.), включенных по схеме с ОЭ. Хотя есть и минималистичные варианты на одном транзисторе и монстры с десятком активных каскадов, иногда даже на микросхемах.
• Низкое входное сопротивление. Если поставить перед фуззом каскад с высоким входным сопротивлением звук изменится, как правило, до неузнаваемости, нередко в худшую сторону.
• Более широкая, по сравнению с ламповыми усилителями и овердрайвами, АЧХ. Что важно — в сторону НЧ тоже.
• Использование для получения искажений сигнала таких нетипичных для гитарных схем вещей, как триггер Шмитта (пишется именно так, а не «Шмидта», поскольку ни к Остапу Бендеру, ни к его мнимому папе отношения не имеет), дифференциальный каскад, использование транзисторов разной проводимости, и прочая, и прочая…

Одним из распространенных вариантов фузза является схема, входной каскад которой работает усилителем по напряжению (нередко с большим коэффициентом усиления, отчего этот каскад начинает вносить определенные искажения в сигнал), а последующие каскады (как правило, один-два, редко больше), будучи построены таким же образом, имеют в цепи обратной связи ограничительную цепочку на диодах. Далее следует регулятор громкости (может быть и регулятор тона).

Например, таким образом устроены «Big Muff», «Metal Simplex», «Apocalypse Audio Dirty Boost» и многие другие.

За своеобразный характер звучания, довольно жесткий и тяжелый по сравнению с классическими фуззами, устройства подобного рода даже получили название «дисто-фузз».
Поскольку, именно такая структурная схема и реализуется в устройстве, которому посвящена статья, не будем более тянуть кота за рога, а перейдем к её рассмотрению.

↑ Схема «Hawk Fuzz»

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Установленный по входу резистор R1 убирает потенциал, который при его отсутствии окажется на входе схемы и будет порождать громкий хлопок в динамике усилителя при переключении кнопки «bypass» устройства. Номинал резистора R1 может быть в диапазоне 330 кОм — 5 МОм, но лучше не заходить слишком далеко и выбрать что-то около одного мегаома или полумегаома (классика), иначе можно или слишком зашунтировать вход устройства (при низком номинале), или резистор просто не окажет необходимого действия.

↑ Выбор конденсаторов С1-С3

Переключатель SA1 позволяет включить по входу схемы один из трех конденсаторов (С1, С2, С3). Это очень важный момент, потому что емкость входного конденсатора крайне заметно сказывается на звуке. Ключевую роль здесь играет низкое входное сопротивление каскадов с ОЭ, вкупе с которым конденсатор образует ФВЧ первого порядка.

Если на высокоомном входе лампового каскада вы включите конденсатор емкостью 0,1 мкФ или 1 мкФ (разница в 10 раз!), то особых различий не услышите, потому что этот конденсатор и сеточный резистор образуют вместе ФВЧ с такой полосой среза (для дотошных, единицы и доли Герц), что она всё равно будет лежать за пределами звукового диапазона.

В данном же случае конденсаторы с ёмкостями того же порядка окажут заметное влияние на звук, поскольку частота среза заметно вклинится в звуковой диапазон.
Так, с конденсатором С1 звук будет «острым», с малым количеством НЧ, с конденсатором С2 звук станет заметно «тяжелее», увеличится количество НЧ, увеличится сустейн, подрастет уровень искажений, при подключении же С3 схема начнет пропускать много НЧ (включая басовый диапазон), что на слух выразится как «тягучий» басовитый звук с очень протяжным сустейном и сильной компрессией.

Следует отметить, что номиналы конденсаторов С1-С3 в схеме указаны довольно условно и их стоит подобрать при макетировании на свой вкус (возможно, вы решите ограничиться двумя конденсаторами, дающими полярно разное звучание, или вообще оставите только один).
Я пробовал диапазон 10 nF — 47 uF (неполярный электролит) и могу сказать, что с этими номиналами все точно работает хорошо. На мой взгляд, не имеет смысла использовать больше трех разных конденсаторов, потому что, разница будет уже не так заметна, но тут уж, хозяин-барин, как говорится.

Переключатель SA1 может быть любой конструкции.

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Я использовал тумблер с алгоритмом работы «on-off-on» на три положения (в схеме нарисован более интуитивно понятный вариант), впаяв в плату С1, к которому в зависимости от положения рычажка тумблера подключается либо С2, либо С3 (в обоих случаях номинал постоянно включенного в цепь С1 серьезно ничего не изменит), либо ничего не подключается и С1 работает в одиночку.

↑ Первый каскад усиления

Далее по схеме идет первый каскад усиления на транзисторе VT1 (каскад усиления по напряжению). В его обратную связь (участок Б-К) включена цепочка из двух включенных последовательно резисторов: постоянного R3 (он задает минимальный уровень усиления схемы) и переменного R4. От их суммарного сопротивления зависит усиление каскада, а значит уровень искажений, создаваемых схемой, то есть R4 является регулятором усиления, он же «Gain», он же «Fuzz».

Чем движок R4 ближе к коллектору, тем глубина обратной связи меньше, а усиление больше. Переменный резистор, по идее, лучше использовать группы «А» (обр.логарифм), но, как показала практика, и группа «В» (линейный) при таком способе регулировки усиления работает неплохо.

Перед первым каскадом у нас есть резистор R2, о котором мы ничего не сказали. R2 немного увеличивает входное сопротивление, позволяя фуззу лучше cопрягаться с разными гитарами, ведь уровень их выходного сигнала может заметно разниться. В принципе, этот резистор можно даже вовсе не ставить, но тогда не исключено, что при работе с активными звукоснимателями (или очень мощными пассивными) фузз будет «захлебываться» (следует отметить, что большинство фуззов вообще лучше работают с «винтажными» звукоснимателями, особенно с синглами).
Номинал резистора должен составлять несколько килоом (не больше 10 — 12кОм).

Конденсатор С5 призван разделять каскады по постоянному току, не оказывая при этом серьезного влияния на АЧХ, поэтому его номинал выбран довольно большим.

↑ Второй каскад усиления

Следующий усилительный каскад на транзисторе VT2 реализует функцию искажения сигнала, собственно, фузз, мякотка. Его коэффициент усиления определяется резистором R6, номинал которого можно менять в довольно широких пределах. Зависимость тут, разумеется, та же, что и в первом каскаде: чем больше сопротивление, тем больше усиление.
Главное не переборщить, поскольку, с одной стороны, чем усиление каскада больше, тем больше и искажения сигнала, с другой же стороны, чрезмерно увеличив усиление каскада можно попасть в забавную ситуацию, когда даже минимальный уровень искажений будет столь велик, что вращение ручки «Gain» не окажет заметного на слух эффекта, как будто ничего не меняется. Рекомендую остановиться на номинале 50 — 150кОм.

Помимо резистора в обратную связь каскада включены конденсатор С6 и диод VD1. Функция конденсатора проста: ослабить усиление каскада на высоких частотах. С одной стороны это спасает от самовозбуждения схемы, с другой — «смягчает» звук, делает вносимые устройством искажения более музыкальными (такой конденсатор ставят в искажающие цепочки практически всех транзисторных овердрайвов, дисторшнов, фуззов). Тем не менее, практика показывает, что в данной схеме всё прекрасно работает и без него, поэтому в схеме С6 изображен пунктиром.

↑ Выбор эффектообразующего элемента VD1

Диод VD1 напрямую влияет на звучание, формируемое устройством, поскольку образует вкупе с переходом К-Б транзистора VT2 цепочку из двух встречно-параллельных диодов. С переходом К-Б транзистора мы ничего сделать не можем, уж какой есть (разве что, поменять транзистор, об этом мы ещё поговорим), а вот с диодом перед нами раскрывается широкое поле для экспериментов.

Дело в том, что разные типы, марки, даже экземпляры диодов заметно различаются по ключевым для схем ограничения сигнала характеристикам (напряжение смещения и емкость перехода), а также по-разному входят в режим ограничения.

Как правило, маломощные кремниевые диоды и диоды Шоттки, способные на быстрые переключения, переходят к ограничению сигнала резко, скачком (только была синусоида и вот уже у нас прямоугольник).

Германиевые диоды, особенно совсем старые (типа Д2 и тому подобных в больших стеклянных корпусах-колбочках и с выводами-лепестками), а так же светодиоды (опять же, в особенности старые) входят в режим ограничения плавно. Сначала (при небольшом усилении схемы) сигнал приобретает только легкие искажения, такой специфический окрас — небольшая компрессия и легкий «рык» («кранч» или легкий «овердрайв» на слух).
По мере увеличения усиления (мы вращаем ручку «Gain» вправо) сигнал, изначально условно синусоидальный, все больше приближается по форме к прямоугольному, на слух растут искажения и компрессия.

Тут, как и всегда, когда дело обстоит с музыкальным оборудованием, которое, по сути, и не оборудование вовсе, а творческий инструмент музыканта наравне с гитарой, нельзя сказать, что вот это априори хорошо, а вот то априори плохо. Можно только расписать какая характеристика элемента схемы как и на чем скажется. Этим и займемся.

О влиянии на работу второго каскада конденсатора в цепи обратной связи уже было сказано выше. Так вот, емкость p-n перехода, разумеется, влияет ровно так же. У транзистора емкость перехода, как правило, достаточно мала (во всяком случае, для звуковой аппаратуры), тем более, современные транзисторы сплошь высокочастотные (во всяком случае, если сравнивать с архаичными МП42), а вот у диода емкость перехода может составлять от единиц (у маломощных) до десятков (у выпрямительных) пикофарад.

Напряжение смещения перехода будет влиять напрямую на искажения сигнала, поскольку во встречно-параллельной цепочке из двух диодов (не забываем, что один из этих «диодов» у нас сформирован переходом К-Б транзистора) входной сигнал срежется по амплитуде на уровне напряжения смещения (при этом, за срез каждой полуволны сигнала будет отвечать свой диод, то есть, один — за положительную полуволну, второй — за отрицательную).

Опять же, смещение перехода транзистора у нас уже есть, с ним мы ничего сделать не можем (составляет примерно 0,6 В), а вот с диодом можно поиграться.

Так, если мы поставим в схему диод с меньшим или большим, нежели у транзистора напряжением смещения, получим несимметричное ограничение сигнала (одна полуволна искажена сильнее), что дает особенно интересный эффект на совсем малых уровнях усиления, когда «срезана» только одна полуволна, а вторая не претерпела ни каких изменений и искажений, что на слух выражается в обогащении звука гармониками в небольшой степени (звук, как будто, одновременно и чистый и немного искаженный).

Именно поэтому в моём варианте конструкции использован германиевый диод, с ним и искажения несимметричные, и наступают они при меньшем уровне усиления, поскольку напряжение смещения p-n перехода у германиевых диодов примерно вдвое меньше (0,2 — 0,4 В), чем у кремниевых (0,6 В).

Не хуже германиевых (германий просто больше всего нравятся лично мне) зарекомендовали себя и светодиоды. Напряжение смещения у светодиодов начинается примерно от 0,9В (красные, особенно старых серий), в основном же составляет единицы Вольт (насколько мне известно, у белых светодиодов, около 3 В).
То есть мы опять получаем несимметричные искажения, но при этом амплитуда выходного сигнала будет больше.
Правда, для получения тех же искажений, что дает германиевый диод понадобится и большее усиление сигнала. Однако, и в этой особенности есть положительный момент, поскольку нюансы игры музыканта будут лучше заметны, расширится динамический диапазон, да и бОльшая максимальная громкость никогда не бывает лишней.

Стоит отметить еще один момент из серии «не баг, а фича» — современный суперяркий светодиод будет загораться в такт извлечению нот наподобие светомузыки, что можно использовать в оформлении педали, сделать ее дизайнерской «фишкой».

Самый простой вариант будет при использовании обычного кремниевого диода, поскольку его напряжение смещения примерно равно оному у кремниевого транзистора и сигнал будет ограничен по амплитуде примерно симметрично.
Тем не менее, нюансы есть и здесь. Дело в том, что многие современные силовые диоды (например, 1N4005) имеют вполне вменяемые для применения в гитарных педалях габариты, при этом, так как они не рассчитаны на работу на высоких частотах, обладают довольно приличной емкостью перехода, кроме того, склонны, как и германиевые и светодиоды (о чем говорилось выше) входить в режим ограничения сигнала постепенно, в отличие от своих маломощных собратьев.

Подводя итог «диодной» теме, скажу, что тут действует правило «на вкус и цвет…», то есть, имеет смысл попробовать разные варианты и остановиться на том, который вам понравился больше всего, или даже, на нескольких вариантах, просто переключая разные диоды с помощью тумблера.

Я остановился на германиевом диоде из-за нежелания загромождать педаль дополнительными переключателями и из-за специфических «грязных» искажений, особенно, на затухании сигнала, которые дает этот тип диодов. Эксперименты показали, что в этом плане германий заменим на Шоттки.

Можно установить на плату кусочек панельки для микросхемы и менять диоды по настроению.
С диодами, вроде бы разобрались, идем дальше.

↑ Остальные элементы схемы

Конденсатор С8 развязывает выход второго каскада по постоянному току и единственное требование к нему — не срезать НЧ-составляющие сигнала, поэтому желательно, чтобы он был большой емкости (в схеме 10 мкФ, но можно использовать номиналы в диапазоне 1…10 мкФ).

Резистор R8 призван ограничить уровень выходного сигнала.

Резистор R9 и конденсатор С9 образуют простой фильтр, который хорошо пропускает частоты выше приблизительно 3 кГц, что позволяет не потеряться в сигнале гитарным «верхам» и «верхней середине», а так как НЧ-составляющая сигнала и так проходит замечательно, получается небольшой завал СЧ, что положительно сказывается на «читаемости» звука.

Если вам не понравится именно эта частота среза фильтра, просто подберите конденсатор (или резистор), рекомендации тут все те же — делайте так, чтобы нравилось вам. Так же, можно вовсе исключить из схемы R9 и С9 и тогда вы получите более басовитый звук, или более ровный по АЧХ при использовании тонкомпенсации регулятора громкости (простейший способ — шунтирование переменного резистора громкости между входом и движком конденсатором небольшой емкости).

По выходу схемы установлен переменный резистор R10. Его функция — регулировка громкости и единственным критичным параметром тут будет зависимость изменения сопротивления от угла поворота, разумеется, для регулятора громкости это должна быть обратнологарифмическая зависимость (группа «А» у импортных резисторов).

К транзисторам требование одно: высокий коэффициент передачи по току (150 — 500). Отечественные транзисторы типа КТ3102 дают более «рыхлый» и «грязный» звук, нежели современный импорт.

Но влияние транзисторов на звучание тем меньше, чем меньше напряжение смещения p-n перехода VD1, поскольку если оно будет меньше, чем у транзисторов, роль диода в ограничении сигнала будет заметнее.
В общем — экспериментируйте, подбирайте, в конце концов, в свое время был очень популярен «Green Russian Big Muff», собранный полностью на наших компонентах и основой его популярности был именно более «грязный» звук наших транзисторов.

↑ Питание

По цепям питания всё традиционно для гитарных «примочек». Диод, защищающий от переполюсовки, так называемая, «защита от дурака» (а кто из нас не оказывался им хоть раз?), который не позволит пользователю сжечь педаль при попытке подключить блок питания с неверной полярностью выхода.
Диод подойдет любой, если не хотите много терять на его переходе, поставьте германиевый или Шоттки, тут это решительно не имеет значения, ведь ток потребления педали столь мал (несколько миллиампер), что самый маломощный диод будет иметь запас.

Конденсаторы С4 и С7 развязывающие и их емкости могут отличаться от указанных в схеме в несколько раз, критичный параметр только один — рабочее напряжение, которое не должно составлять меньше 16В.

Стоит отметить, что как и все схемы «исказителей», данный фузз относительно критичен к качеству питающего напряжения. Если вы используете вместо нормального блока питания смешную поделку из одной азиатской страны, состоящую из раскаляющегося на холостом ходу трансформатора, диодного моста и сглаживающего конденсатора, то гарантированно получите фон по питанию (и это меньшее из возможных зол).
Не надо так делать, не скупитесь на питании, в конце концов, используйте батарейку, благо, схема не прожорлива.

↑ Файлы

Для удобства, креплю список компонентов отдельным файлом:
🎁spisok-komponentov-hawk-fuzz.zip 816 b ⇣ 24 [Обновлено]

↑ Печатка автора

Специально для этого фузза я плату не рисовал, поскольку он в моей конструкции помещен в один корпус с овердрайвом, описанным в предыдущей статье, соответственно, оба устройства собраны на одной большой плате. Но овердрайв, в ходе экспериментов, получил дополнительные функции, которые не предполагалось делать изначально. Cоответственно, сделано это все «навесом» на тумблерах, а не печатным способом.
С фуззом же подобной петрушки не случилось и его часть платы можно просто вырезать из файла, что я сделал и прилагаю к статье. Плата не претендует на универсальность и оптимальность. Возможно кому-то будет проще, если есть хоть какая-то плата.
🎁Печатка Леонида h_fuzz.zip 7.77 Kb ⇣ 25

↑ Печатка от Игоря (Datagor)

Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Смотреть картинку Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Картинка про Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz. Фото Что составляет схемотехническую основу эффекта fuzz

Вот что получилось. Кому приглянулось — пользуйтесь на здоровье. Сборкой не проверено.
🎁Печатка с полировкой hawk_fuzz_2.zip 13.16 Kb ⇣ 35

↑ Как звучит? Сэмплы

Первые три фрагмента сыграны на нековом звукоснимателе (последовательно переключаются С1, С2, С3). Следующие три фрагмента — на бриджевом (последовательность переключения конденсаторов та же).
Далее для примера коротенькие фрагменты с дилеем (Deep Blue) и фейзером (Phaser King).
Уровень гейна установлен на 12 часов и не изменялся во время записи. Все записано в линию с эмуляцией кабинета 4×12 (Маршалл), из обработки применялась нормализация по уровню громкости и подавление шума, даваемого фейзером на том отрезке трека, где фейзер включен.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *