Что составляет предмет фонетики

Фонетика: цели и задачи науки. Введение

Определение термина «фонетика»

Фонетика — это языковедческая наука, которая изучает материальную сторону языка, а именно звуки и их сочетание.

Для начала нужно определить составляющие части звуковой стороны языка.

Основными звуковыми единицами нашего языка являются:

По природе эти единицы имеют две стороны — смысловую (они все имеют свое значение) и материальную (они — ряд определенных звуков). Знаки также имеют свою двусторонность:

Все единицы нашего языка — знаки. Каждый из знаков имеет свое обозначающее (материальную сторону), а точнее звуки и их сочетание.

Что является предметом изучения фонетики

Филология как наука изучает:

Основные задачи филологии

Какие существуют фонетические единицы (основные)

Фраза, такт, слог и звук — это основные фонетические единицы языка.

Все они имеют строгую системную иерархию, так как связаны количественными отношениями:

Каждая единица имеет свою качественную специфику.

Например, фразы объединяются только интонацией, такты — ударением, волновой сонорностью соединяются только слоги, а звуки — однородностью произношения и образования, которая является относительной, но системообразующей.

Аспекты фонетических исследований

Существует всего четыре основных аспекта в рассматриваемой нами науке:

Разделы фонетики

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник

Лекция № 2. Предмет и задачи фонетики.

1. Предмет фонетики, ее содержание.
2. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.
3. Три уровня реализации звуковой материи языка.
4. Два аспекта изучения звуковой материи языка.

Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».

Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.

В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).

Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.

Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).

Общая и частная фонетики теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития – в этом случае мы имеем дело с описательнойфонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка). Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с историческойфонетикой.

Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами.

Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связанас исторической.

Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.

В фонетике выделяются следующие разделы:

1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим.

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментныеединицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:

1) с акустическойстороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

1. Что изучает фонетика?

2. Назовите основные единицы звуковой материальной оболочки языка.

3. Что такое звук речи?

4. Назовите три уровня звуковой материи языка.

5. Назовите два аспекта изучения звуковой материи языка.

Опорные слова и словосочетания:фонетика; фонетика общая, частная, описательная, сравнительная, сопоставительная, историческая; сегментные и суперсегментные единицы; звуки речи; фонология.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1. М., «Просвещение», 1987.

2. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М. Шанского, Л., 1988.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970.

4. Ковалев В.П., Л.И.Минина Л.И. «Современный русский литературный язык», Часть 1. М., «Просвещение», 1979.

5. Современный русский язык. Под общей редакцией Л.А. Новикова. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань», 2003.

Источник

Что составляет предмет фонетики

Фонетика — это раз­дел нау­ки о язы­ке, пред­ме­том иссле­до­ва­ния кото­ро­го явля­ет­ся звук. Звук явля­ет­ся основ­ной еди­ни­цей язы­ка наря­ду со сло­вом и пред­ло­же­ние, но в отли­чие от них он сам по себе не име­ет ника­ко­го значения.

Фонетика и звук

Звуки выпол­ня­ют в язы­ке важ­ную смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную роль. Они оформ­ля­ют сло­во фоне­ти­че­ски, созда­вая его внеш­нюю зву­ко­вую оболочку.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое фоне­ти­ка дает Википедия:

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Звуки, соеди­ня­ясь в раз­ные ком­би­на­ции, помо­га­ют раз­ли­чать сло­ва в речи. В каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство зву­ков. Сравним:

Слова раз­ли­ча­ют­ся набо­ром зву­ков и после­до­ва­тель­но­стью их рас­по­ло­же­ния. Понаблюдаем за сло­ва­ми, кото­рые различаются

В фоне­ти­че­ском обли­ке слов наблю­да­ем отли­чие в после­до­ва­тель­но­сти звуков:

Образование звуков языка

Фонетика изу­ча­ет каж­дый звук с точ­ки зре­ния аку­сти­ки, как физи­че­ский объ­ект, и арти­ку­ля­ции — спо­со­ба обра­зо­ва­ния зву­ка с помо­щью орга­нов речи чело­ве­ка. Звуки обра­зу­ют­ся в рече­вом аппа­ра­те при выды­ха­нии воз­ду­ха. К рече­во­му аппа­ра­ту отне­сем гор­тань с голо­со­вы­ми связ­ка­ми, рото­вую и носо­вую поло­сти, язык, губы, нёбо.

Гласные звуки

В рече­вом аппа­ра­те выды­ха­е­мый воз­дух про­хо­дит через гор­тань меж­ду напря­жен­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая может менять свою фор­му. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состо­ят толь­ко из голоса.

Согласные звуки

Выдыхаемый воз­дух может встре­тить пре­гра­ду в рото­вой поло­сти в виде смыч­ки или сбли­же­ния орга­нов речи и вый­ти через рот или через нос. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они состо­ят из шума, а неко­то­рые — из голо­са и шума.

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Источник изоб­ра­же­ния: абв-стенд.рф

Фонетическая позиция звука

В речи все зву­ки нахо­дят­ся либо в силь­ной пози­ции, либо в сла­бой. В силь­ной пози­ции звук слы­шит­ся отчет­ли­во. Для глас­ных зву­ков силь­ная пози­ция — это нахож­де­ние зву­ка под уда­ре­ни­ем, а сла­бая — без уда­ре­ния, например:

Согласный звук име­ет силь­ную пози­цию, если рядом с ним нахо­дят­ся глас­ные звуки:

боро­да, воро­та, ура­ган, рука, сто­лик, чулан, тро­пы.

Слабой пози­ци­ей для соглас­ных зву­ков явля­ет­ся их расположение

2. перед глу­хи­ми согласными

Видеоурок «Фонетическая транскрипция»

Видеоурок «Фонетический разбор слова»

Источник

Фонетика

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики. Так, сопоставление изучаемого и родного языков дает возможность понять особенности и закономерности каждого из них.

Предметом исследования общей фонетики является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, определяет общие принципы членения звукового потока, слоги и более крупные единицы.

Социофонетика изучает особенности использования фонетических единиц языка разными слоями общества.

Изучение фонетики русского языка началось с трудов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, рассматривавших особенности русской звуковой системы, живых фонетических чередований, соотношение между написанием и произношением, правила слогоделения и т.д. Большое значение для развития фонетики имели работы Я.К. Грота, А. А. Потебни, А.И. Томсона, В.А. Богородицкого, которые, в частности, положили начало экспериментально-фонетическим исследованиям. Впервые в истории языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ пришел к выводу о лингвистической значимости звуковых единиц. Дальнейшее развитие фонетика русского языка получила в работах Л.В. Щербы.

Что составляет предмет фонетики. Смотреть фото Что составляет предмет фонетики. Смотреть картинку Что составляет предмет фонетики. Картинка про Что составляет предмет фонетики. Фото Что составляет предмет фонетики

Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Это СЛОГ, ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО, РЕЧЕВОЙ ТАКТ и ФРАЗА.

Прикладное значение фонетики. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Источник

Предмет и задачи фонетики.

Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».

Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.

В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).

Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.

Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).

Общая и частная фонетики теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития – в этом случае мы имеем дело с описательнойфонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка). Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с историческойфонетикой.

Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами.

Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связанас исторической.

Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.

В фонетике выделяются следующие разделы:

1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим.

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментныеединицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:

1) с акустическойстороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

1. Что изучает фонетика?

2. Назовите основные единицы звуковой материальной оболочки языка.

3. Что такое звук речи?

4. Назовите три уровня звуковой материи языка.

5. Назовите два аспекта изучения звуковой материи языка.

Опорные слова и словосочетания:фонетика; фонетика общая, частная, описательная, сравнительная, сопоставительная, историческая; сегментные и суперсегментные единицы; звуки речи; фонология.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1. М., «Просвещение», 1987.

2. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М. Шанского, Л., 1988.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970.

4. Ковалев В.П., Л.И.Минина Л.И. «Современный русский литературный язык», Часть 1. М., «Просвещение», 1979.

5. Современный русский язык. Под общей редакцией Л.А. Новикова. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань», 2003.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 5041 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *